Научная статья на тему 'Управление процессом устойчивого и безопасного развития социально-экономической системы'

Управление процессом устойчивого и безопасного развития социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ И БЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / РАЗРЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА / АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ / SUSTAINABLE AND SAFE DEVELOPMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / THE GREENING OF PRODUCTION / MARKETING MANAGEMENT / RECONCILIATION OF SOCIAL AND ECONOMIC CONTRADICTIONS IN SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / COUNTER-CYCLICAL REGULATION / GOVERNANCE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусаров Юрий Валериевич, Гусарова Любовь Фёдоровна

В статье рассматриваются функции и особенности управления в различных социально-экономических системах, основные группы методов управления на современном этапе развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF SUSTAINABLE AND SAFE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

The article deals with the functions and management peculiarities in different socio-economic systems, key management methods at a present stage of economic development.

Текст научной работы на тему «Управление процессом устойчивого и безопасного развития социально-экономической системы»

в рекламе, создали Национальный совет по наблюдению за рекламой. Указанный орган состоит из Национального рекламного подразделения и Национального совета по контролю за рекламой [4, с. 32]. Таким образом, саморегулируемые организации являются своеобразными аналогами ФТК, созданными не государством, а бизнесом, проявляется способность гражданского общества самостоятельно регулировать отношения своих субъектов, защищать наиболее важные их интересы.

Как правило, данные саморегулируемые организации самостоятельно выявляют и пресекают нарушения в рекламной сфере. На практике достаточно редкими являются случаи неподчинения со стороны участников рекламного рынка. В случае подобного отказа саморегулируемая организация обращается в компетентные государственные органы, например ФТК, с целью принятия ими соответствующих мер. Таким образом, в западных государствах основная нагрузка по регулированию рекламной сферы по мере её развития перешла из публично-правовой в частноправовую сферу. В настоящее время органы власти определяют лишь общие правила поведения на рекламном рынке. Вмешательство властных структур происходит лишь в тех ситуациях, когда сами участники рекламного рынка и созданные ими организации не могут добиться пресечения нарушений. В этом выражается соотношение публично-правовых и частноправовых режимов осуществления рекламной деятельности, которое позволяет эффективно функционировать рекламному рынку.

В России бурное развитие рекламы связано, в первую очередь, со снятием запрета на рыночные отношения и отменой государственной монополии в сфере средств массовой информации. «Особенностью становления рекламного законодательства России стал тот факт, что оно рождалось и развивалось в довольно короткие сроки, а не в связи с эволюционным развитием торгового оборота и его правового регулирования» [10, с. 4-5].

По этой причине начало правового закрепления содержательной стороны рекламных отношений связано со временем рыночных преобразований, когда на телевидении широкое распространение получили рекламные ролики. Принятым 22.03.1991 г. Законом РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» впервые установлен запрет на распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей

в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

27 декабря 1991 г. принят Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» № 2124-1, которым установлена ответственность за распространение недостоверной информации, введено ограничение объёма рекламы в СМИ, не зарегистированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.

Законом РФ от 7 апреля 1992 г. «О защите прав потребителей» регламентированы требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя, введена ответственность за нарушение права потребителей на информацию.

В соответствии с Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. введён запрет на рекламу алкогольных напитков и табака, пропаганду запрещённых методов лечения и лекарственных средств.

10 июня 1994 г. приняты указы Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О защите интересов инвесторов», которые установили отдельные ограничения для рекламы финансовых услуг, введён государственный контроль рекламной деятельности.

Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности в первые «постпере-строчные» годы в России продолжало носить несистемный характер. Основная часть норм содержала различные запреты. Какие-либо частноправовые средства правового регулирование указанные правовые акты не предусматривали. Это не означает, что частноправовых способов регулирования рекламных отношений в указанный период не существовало. На основании норм гражданского законодательства, регулирующих договоры на оказание услуг, возможно заключение договоров в сфере производства и распространения рекламы. Однако эти нормы носят общий характер. Специального правового регулирования частноправовых способов осуществления не имелось.

Кроме того, в октябре 1994 г. в первой части Гражданского кодекса РФ ст. 437 установлены правила о приглашении делать оферты и о публичной оферте. Так, реклама и иные предложения, адресованные неопределённому кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Кроме того, в первой части Гражданского кодекса РФ (ст. 152, ст. 7 ГК РСФСР) закреплены

нормы, касающиеся защиты чести, достоинства и деловой репутации, получившие дальнейшее развитие в виде контррекламы [8, с. 17].

18 июля 1995 г. принят первый Федеральный закон «О рекламе» № 108-ФЗ, который был специально посвящён регулированию отношений в сфере рекламы. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона его целями являлись защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. Исходя из анализа данной нормы следует сделать вывод, что целями Закона являлось регулирование только публичной стороны рекламных отношений.

Исключениями оказались ст.ст. 22, 23 Закона, регулировавшие отношения между рекламодателем, рекламопроизводителем, рекла-мораспространителем. При этом установленные указанными статьями нормы в конечном счёте призваны были защищать публичные интересы по предотвращению недостоверной рекламы, а также рекламы товаров и услуг, не прошедших обязательную процедуру лицензирования. Кроме того, в ст. 25 Закона в развитие ст.ст. 437, 494 ГК РФ закреплены дополнительные правила о публичной оферте.

Статья 28 Закона, посвящённая правам органов саморегулирования в области рекламы, содержит публично-правовые нормы, закрепляющие полномочия указанных органов в области предотвращения незаконной рекламы.

Просуществовав более десяти лет, закон «О рекламе» № 108-ФЗ в 2006 г. был заменён Федеральным законом «О рекламе» № 38-ФЗ.

Как и закон «О рекламе» 1995 г., новый закон, в основном, регулирует публичную сферу рекламных отношений.

В целом следует отметить, что в современной России в рекламной сфере до настоящего

времени преобладает публично-правовой режим. Это связано с тем, что в СССР в условиях отсутствия рыночной экономики и, как следствие, полноценной конкуренции практически отсутствовала рекламная индустрия, а потому не было необходимости в существовании законодательства о рекламе. В настоящее время российское законодательство о рекламе находится в стадии становления.

Реклама в России должна соответствовать требованиям информационной безопасности. Доступная информация для гражданина должна содействовать социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и нравственному развитию и не может негативно отражаться на психике и формировать в его сознании искажённые образы, вызывающие страх и агрессию, а тем более наносить ущерб его здоровью.

Информационная безопасность, связанная с предупреждением пропаганды насилия, жестокости, антиобщественного поведения, требует решительных государственных мер по содействию физическому, духовному и нравственному развитию личности.

Таким образом, сфера публичных интересов в России в основном регулируется нормативными актами и государственными органами их исполняющими (в случаях их нарушения), однако сфера рекламных правоотношений характеризуется и распространением самостоятельного их регулирования участниками указанных отношений. Вместе с тем информационное обеспечение государственной политики и её соотношение с частноправовыми интересами в области рекламной деятельности связано с дозволением саморегулирования, которое выражено как в принятии участниками рекламного рынка внутренних локальных нормативных актов, так и в создании ими различных саморегулируемых организаций, издающими правила поведения для своих участников, которые добровольно исполняют их.

Материалы поступили в редакцию 18.06.2012 г.

Библиографический список

1. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования [Текст]. - М. : Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998, - ISBN 5-8354-0002-0.

2. Алексеев С. С. О взаимодействии административно-правового и гражданско-правового регулирования в социалистическом обществе [Текст] // Правоведение. - 1959. - № 3. - ISSN 1817-6321.

3. Баранова М. В. Право и реклама [Текст] : автореф. дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.03. -Н. Новгород, 2010.

1. Alekseev S. S. Pravo. Azbuka. Teorija. Filosofija. Opyt kompleksnogo issledovanija [Tekst]. - M. : Izdatel'skaja gruppa NORMA-INFRA-M, 1998, -ISBN 5-8354-0002-0.

2. Alekseev S. S. O vzaimodejstvii administrativno-pravovogo i grazhdansko-pravovogo regulirovanija v socialisticheskom obwestve [Tekst] // Pravovedenie. - 1959. - № 3. - ISSN 1817-6321.

3. Baranova M. V. Pravo i reklama [Tekst] : avtoref. dis. ... dokt. jurid. nauk : 12.00.03. - N. Novgorod, 2010.

4. Belch G. E., Belch M. A. Introduction to Advertising and Promotion: An Integrated Marketing Communications Perspective, Homewood, IL: Irwin, 1993.

5. Грицук А. П. История отечественной рекламы. Советский период [Текст] : учебное пособие для очно-заочного и заочного обучения. - М. : МГУ печати, 2004.

6. Илюшина М. Н. Проблемы типизации договорных конструкций в коммерческом обороте [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2008. - № 11. - ISSN 1992-8041.

7. Кабанов А. А. Конституционно-правовое регулирование информационных отношений в Российской Федерации [Текст] / А. А. Кабанов, А. А. Смольяков, В. А. Томин. -СПб. : СПб. академия управления и экономики, 2006.

8. Кислицын А. А. Вводящая в заблуждение реклама [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. - М., 2006.

9. Саркисьян Г. И. Частноправовые аспекты влияния налогового регулирования на осуществление предпринимательской деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. - М., 2011.

4. Belch G. E., Belch M. A. Introduction to Advertising and Promotion: An Integrated Marketing Communications Perspective, Homewood, IL: Irwin,

1993.^

5. Gricuk A. P. Istorija otechestvennoj reklamy. Sovetskij period [Tekst] : uchebnoe posobie dlja ochno-zaochnogo i zaochnogo obuchenija. - M. : MGU pechati, 2004.

6. Iljushina M. N. Problemy tipizacii dogovornyh konstrukcij v kommercheskom oborote [Tekst] // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. - 2008. -№ 11. - ISSN 1992-8041.

7. Kabanov A. A. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie informacionnyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii [Tekst] / A. A. Kabanov, A. A. Smol'jakov, V. A. Tomin. -SPb. : SPb. akademija upravlenija i jekonomiki, 2006.

8. Kislicyn A. A. Vvodjawaja v zabluzhdenie reklama [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk : 12.00.03. - M., 2006.

9. Sarkis'jan G. I. Chastnopravovye aspekty vlijanija nalogovogo regulirovanija na osuwestvlenie predprinimatel'skoj dejatel'nosti [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk : 12.00.03. - M., 2011.

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ приглашает на учёбу по вновь открытой специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», специализация «Уголовно-правовая», в рамках которой будет вестись подготовка специалистов для выявления и расследования налоговых, финансовых и других преступлений в сфере экономики.

Квалификация — юрист. Обучение на коммерческой основе, нормативные сроки освоения: 5 лет на очной форме обучения,

6 лет на заочной форме обучения _ )

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

УДК 004.056

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДИКТОРОВ ПО ГОЛОСУ

© Васильев Роман Александрович

аспирант Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова, инженер 1-й категории аттестационного отдела, Нижегородский научно-технический центр ФГУП «НПП «Гамма».

И [email protected]

В работе предлагается метод фонетического анализа речи — выделение списка элементарных речевых единиц отдельных фонем из непрерывного потока разговорной речи конкретного диктора. В статье описан практический алгоритм идентификации диктора — процесс определения говорящего из заданного набора дикторов.

Ключевые слова: идентификация по голосу, фонетический анализ речи, метрика Кульбака-Лейблера, минимальные звуковые единицы.

В связи с возросшей информатизацией современного общества, увеличением числа объектов и потоков информации, которые необходимо защищать от несанкционированного доступа, а также необходимостью интеллектуализации всех форм взаимодействия пользователей автоматизированных систем управления с техническими средствами, всё более актуальными становятся проблемы использования механизмов речевых технологий для разграничения доступа к информационно-вычислительным системам, в частности метод идентификации пользователей системъ по голосу. Привлекательность данного метода — удобство в применении. Продукты с проверкой голоса сейчас предлагают более 20-ти компаний.

Хорошо известно, что у дикторов разного возраста и пола как состав, так и свойства элементов списка фонем сильно варьируются. Поэтому, сопоставляя фонетические базы данных (ФБД) разных дикторов, мы, по их рассогласованию, можем с высокой точностью и чувствительностью оценить принадлежность произнесённых фонем тому или иному диктору, причём благодаря информационной теории восприятия речи (ИТВР) — с количественной характеристикой отклонения от нормы. Это обеспечивает одновременно наиболее информативное и компактное описание

каждой отдельной фонемы. В таком случае множество всех выделенных из речевого потока речевых единиц и определяет, в конечном итоге, фонетический строй речи данного диктора на роль высокоинформативной базы данных для идентификационных обследований.

Задача распознавания диктора по голосу может быть разделена на две подзадачи: идентификация и верификация. Распознаваемый голос сравнивается с эталонными голосами. Из набора выбирается тот диктор, голос которого в наибольшей степени соответствует данному. В случае верификации говорящий вначале предъявляет свой идентификатор (объявляет, кто он такой), а затем система определяет, принадлежит ли распознаваемый голос диктору с указанным идентификатором или нет. При росте числа пользователей время принятия решения не увеличивается и является постоянным для различного числа пользователей. Это определяет возможность более широкого применения систем верификации, чем систем идентификации.

К настоящему моменту в нашей стране и за рубежом реализованы системы автоматической идентификации по голосу, большинство из которых строятся по единой концептуальной схеме:

- производится регистрация пользователя и вычисляется шаблон;

- выбираются участки речевого потока для дальнейшего анализа;

- осуществляется первичная обработка сигнала;

- вычисляются первичные параметры;

- строится «отпечаток» (шаблон) голоса;

- производится сравнение «отпечатков» голосов и формируется решение по идентичности голосов или «близости» голоса к группе голосов.

В поисках путей решения проблемы адекватной системы описания отдельных фонем в работах [3, с. 24-33], [4, с. 26-31] само понятие «фонема» впервые было строго определено в теоретико-информационном смысле как «множество однородных минимальных звуковых единиц (МЗЕ), объединенных в кластер по критерию минимального информационного рассогласования (МИР) в метрике Кульбака-Лейблера. Условно говоря, человеческий мозг объединяет и запоминает в себе как нечто целое (в виде абстрактного образа) разные образцы (произношения) каждой отдельной фонемы в соответствующей сфере своей памяти вокруг абстрактного центра с заданным радиусом (рис. 1) [1, с. 3-9].

О О

Рис. 1. Образцы произношения каждой отдельной фонемы в соответствующей сфере

Несмотря на существующие различия в реализациях фонем одного диктора, все они воспринимаются человеком как нечто общее, иначе речь утратила бы свою информативность. Можно поэтому утверждать, что одноимен-

ные реализации

г ,Г

Г = 1, J , J >> 1

^ Г Г

в сознании человека группируются в соответствующие классы или речевые образы фонем

X = {х } , г = 1,К вокруг некоторого центраг-' Эталонной метки данного образа. В информационной теории восприятия речи

указанные эталоны определяются в строгом теоретико-информационном смысле [3, с. 24-33]:

речевая метка х* с X создаёт информационный центр-эталон г-го речевого образа, если в пределах множества X она характеризуется минимальной суммой информационных рассогласований (ИР) по Кульбаку-Лейблеру относительно всех других его меток-реализаций

х ., ] = 1, J .

Г Г г

Нетрудно увидеть, что именно в понятии

информационного центра (ИЦ) г-го множества реализаций X даётся наиболее информативное описание свойств соответствующей фонемы. Одновременно становится очевидным и механизм формирования самого этого множества. Анализируемый (входной) речевой сигнал X ) в дискретном времени t = 0,1,... сначала разбивается на ряд последовательных сегментов данных х^) длиной в одну МЗЕ: примерно 10-15 мс. После этого каждый такой парциальный сигнал рассматривается в пределах конечного списка фонем } и отождествляется с той из них, которой отвечает минимум информационного рассогласования (МИР) между вектором х(^) и соответствующим эталоном х*, у < к . Это известная [4, с. 26-31] формулировка критерия МИР в задачах автоматического распознавания речи. Задача существенно упрощается, если воспользоваться гауссовой (нормальной) аппроксимацией закона распределения каждой фонемы вида р = N (К ), где К - автокорреляционная

Г \ Г > Г

матрица (АКМ) размера п х п, п > 1.

Голос формируется из комбинации физиологических и поведенческих факторов. В настоящее время идентификация по голосу используется для управления доступом в помещения средней степени безопасности, например, лаборатории и компьютерные классы. Идентификация по голосу удобна, но в то же время не так надёжна, как другие биометрические методы. Например, человек с простудой или ларингитом может испытывать трудности при использовании данных систем. Существует также возможность воспроизведения звукозаписи с магнитофона.

Особенности фонетического строя речи

В связи с тем, что голосовая автоматическая идентификация дикторов бесконтактна и не требует от человека особых усилий, в России и за рубежом активно ведутся работы по созданию голосовых замков и систем ограничения доступа к информации. Интерес к этой тематике активно повышается за счёт того, что, по прогнозам, наличие голосовых интерфейсов обмена информацией должно стать стандартом для

карманных компьютеров и сотовых телефонов. Автоматическое распознавание дикторов - это один из важных фрагментов будущих голосовых интерфейсов. На сегодняшний день существует два различных подхода к решению задачи биометрической идентификации человека по голосу. Оба этих подхода построены на учёте структуры речевого сигнала. В свою очередь структура речевого сигнала образуется последовательностью всплесков колебаний и пауз между ними (рис. 2).

Рис. 2. Пример голосовой фразы

и выделения из неё 8-ми фрагментов

Всего в русской речи выделяют 42 фонемы, но далеко не все они пригодны для идентификации человека [3, с. 24-33]. К хорошо согласованным (колебательным) фонемам относятся звуки «э», «о», «л», «а», «и». Они носят ярко выраженный индивидуальный характер. К шипящим (шумоподобным) фонемам относятся звуки «ц», «ч», «ш», «щ». Они не носят индивидуального характера, использовать их при идентификации диктора нельзя. Существует и некоторая промежуточная группа фонем, достаточно вокализованных, но в то же время имеющих значительную шумовую составляющую.

Вычисления фонем повторяются циклически для всех последующих сегментов данных из речевого сигнала X), причём повторятся «нарастающим итогом» для переменного значения Л=2,3,... Каждый очередной сегмент данных сопоставляется по правилу одновременно со всеми Я множествами {X^} из текущего списка фонем. При этом не исключается возможность объединения одного и того же сегмента данных с элементами одновременно нескольких разных множеств. В результате будем иметь список фонем с некоторым фиксированным числом элементов R*. Это важная характеристика как речевого сигнала, так и самого диктора. Чем больше значение R* для конкретного диктора, тем богаче с фундаментальной, фонетической точки зрения его речь.

В данном выводе и состоит, по-видимому, главный смысл и назначение фонетического анализа речи (ФАР). Однако здесь же присутствует и очевидная проблема: чрезмерно большое

число фонем в речи диктора - это признак её нечёткости, неинформативности. С точки зрения качества устной речи первостепенный интерес, безусловно, представляет собой множество чётких МЗЕ, что и следует считать основным итогом ФАР. Поэтому логика подсказывает: после выполнения всех указанных вычислений некоторые «фонемы» из окончательного списка можно исключить как маргинальные.

Добавим к сказанному, что предложенный алгоритм имеет множество разнообразных модификаций за счёт применения рекуррентных вычислительных процедур корреляционно-спектрального анализа [3, с. 24-33]. Среди них наибольший интерес представляет метод обеляющего фильтра (МОФ) [4, с. 26-31], основанный на авторегрессионной модели МЗЕ.

Исследователями [5, с 297-303] было показано, что в асимптотике, когда п ^ ю, и при гауссовом распределении речевого сигнала р = N (К ) с обратной АКМ ленточной структуры, выражение для оптимальной решающей статистики сводится к виду:

1 V

р =— V

x, r f +1 ^

F +1 f = 0

1 + V ar (m)e

m=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-jnmf / F

2

--1 > 0.

1 + V ax (m)

- jnmf / F

m = 1

Здесь {ах (т)}, (т)} - два вектора АР-коэффициентов: входного сигнала и г-го эталона, оба одного порядка р>1. Это стандартная формулировка МОФ в частотной области. Преимуществом данной интерпретации критерия МИР является, прежде всего, возможность его эффективной реализации в адаптивном варианте на основе быстрых вычислительных процедур АР-анализа, таких как метод Берга и др. [4, с. 26-31]. Именно такой вариант МОФ был реализован в дальнейшем для проведения его экспериментальных исследований в типовой задаче ФАР.

Следует обратить внимание на то, что вокализованные фрагменты речи имеют явно выраженный периодический (колебательный) характер. Период и характер колебаний весьма и весьма индивидуальны. В этом легко удостовериться, сравнивая внутренние колебания одинаковых вокализованных участков речи одного и того же человека с другим человеком.

В ходе исследования выяснилось, что формы внутренних колебаний периодических переходных процессов для одного диктора на одном фрагменте одной и той же фразы очень

2

похожи. В частности, практически совпадает число внутренних колебаний, постоянная их затухания и период повторения колебательных процессов (период основного тона). У другого диктора оказываются существенно иными и период основного тона, и форма внутренних колебаний переходных процессов. Всё это свидетельствует о близости частотных спектров голосовых фраз одного человека и существенном их отличии от спектра аналогичной фразы, но произнесенной другим человеком.

Индивидуальные различия распределения мощности сигнала по спектру положены в основу первых систем биометрической аутентификации человека по голосу. Они строятся на базе гребёнки узкополосных фильтров, выделяющих из голоса колебания разных частот. Заметим, что полосы пропускания разделяющих фильтров подбираются при проектировании биометрической системы, но полосовые фильтры не могут быть слишком узкими. Система не должна быть чувствительной к собственным вариациям частотного спектра голоса человека. С другой стороны, информации о распределении спектральной плотности должно быть достаточно для уверенной идентификации человека. Обычно используют гребёнку из 16-ти фильтров, которые, по аналогии с гребёнкой вокодеров, расширяются по мере роста значений выделяемой частоты. Это связано с тем, что высокие частоты менее стабильны по энергии в сравнении с низкими частотами.

Системы спектрального анализа голоса обучаются, периодически запоминая распределение энергий по 16-ти каналам. Периодичность опроса каналов составляет порядка 35-ти миллисекунд. В итоге получается достаточно большой массив данных, соответствующий анализируемому слову (фразе). Если подобные системы воспроизводятся программно, то стараются использовать входные данные снятые с частотой 16 кГц 16-разрядным АЦП, что связано с особенностями реализации гребёнки цифровых фильтров. Решение об эквивалентности полученной фразы эталону принимается любым известным на сегодня аппаратом. Может быть использован классический аппарат математической статистики. Та же задача решается в нейросетевом базисе. Всё определяется традициями и взглядами разработчика биометрической системы. Независимо от используемого математического инструмента, при корректном его использовании, конечные результаты оказываются сопоставимы.

Программа экспериментальных исследований

Эксперимент состоял из двух этапов. На первом этапе были выбраны двадцать наиболее распространённых фонем русского языка: «а»,

«о», «у», «э», «ш», «щ», «р», «с», «в», «з», «ж», «и», «л», «л'», «ф», «х», «ч», «е», «ы», «м». Все они последовательно во времени, многократно (в разных реализациях) проговаривались в микрофон группой из десяти дикторов разного возраста, мужчины и женщины - в режиме продолжительного (до 1с), достаточно информативного звучания. Полученные сигналы через АЦП (частота дискретизации 8 кГц) были записаны в память ПК в виде соответствующих звуковых файлов для последующего анализа.

На втором этапе идентификация дикторов осуществлялась по требованиям ГОСТ 16600-72 «Передача речи по трактам радиотелефонной связи. Требования к разборчивости речи и методы артикуляционных измерений». В соответствии с ГОСТ 16600-72 были выбраны тексты фраз и команд последовательно во времени, многократно (в разных реализациях) проговаривались в микрофон группой из десяти человек разного возраста, мужчины и женщины - в режиме продолжительного (до 1 мин.), достаточно информативного звучания. Полученные сигналы через АЦП (частота дискретизации 8 кГц) были записаны в память ПК в виде соответствующих звуковых файлов.

Для реализации предложенных экспериментальных исследований был разработан лабораторный образец информационной системы фонетического анализа слитной речи (ИС ФАР). Данная система представляет собой фонетический анализатор. Варианты применения такого анализатора можно привести из самых различных областей. Это может быть, например, задача анализа качества речи по её фонетическому составу как для отдельного диктора, так и для идентификации диктора по голосу. В качестве прикладной задачи используем текстонезависимую идентификацию разных дикторов по голосу в режиме реального времени.

ИС обеспечивает выполнение следующих возможностей:

- автоматическое выделение фонем из входных данных;

- обработка фонем;

- хранение фонем;

- визуализация полученных результатов;

- текстонезависимая идентификация дикторов по голосу.

Ниже представлена блок-схема ИС ФАР (рис. 3).

Блоки, ограниченные штриховой линией, выполнены в виде соответствующих программных модулей и составляют, собственно, информационную систему. Звуковой сигнал поступает с микрофона М на предусилитель МПУ, который осуществляет его усиление и преобразование в цифровой вид. Преобразованный таким об-

Рис. 3. Блок-схема ИС ФАР: М - динамический микрофон AQG D77 S; МПУ - микрофонный предусилитель со встроенным аналого-цифровым преобразователем; БВД - блок ввода данных; БВР - блок вывода результатов; БД - база данных; БОД - блок обработки данных; АТР - подсистема автоматического транскрибирования речевых сигналов

разом сигнал поступает по шине USB в персональный компьютер, где осуществляется его запись в звуковой файл. Этот файл считывается БВД, где осуществляется его предварительная обработка, анализ и запись полученных результатов в базу данных в соответствии с выбранным режимом обработки.

БВР осуществляет извлечение данных из БД, соответствующих требуемому критерию, и отображение их в виде, удобном для пользователя. БОД предназначен для организации возможности работы с группами дикторов и формирования входных данных для БВР.

Подсистема АТР позволяет производить отображение в различных режимах и автоматическую разметку входного сигнала на фонемы в соответствии со списком фонем какого-либо диктора из БД. Кроме того, возможно озвучивание выбранных фрагментов сигнала, сохранение результатов транскрибирования в текстовый файл и анализ получаемых результатов.

Информация, содержащаяся в БД, может быть как непосредственно считана БВР, так и поступать в БВР через БОД.

Интерфейс ИС ФАР состоит из главной формы, на которой отображаются дикторы, внесённые в БД и главное меню программы. При выборе любого диктора из списка, в правой части окна отображается краткая информация о нём. Кроме того, при помощи имеющегося меню, можно выбирать различные режимы работы, загрузки, сохранения и отображения данных. Нами представлен общий вид интерфейса ИС ФАР (рис. 4).

Информационная

Файл Дикторы Группы Инструменты Помощь

J^Jxj

Список дикторов

Идент Надя Идент Рома Идент Саша ИДЕНТИФИКАЦИЯ рома,в ас я.саша ,надя,ле КОЧЕТ КОВ А НАДЯ Надя-мандарин Рома-мандарии Роман А

— Информация о дикторе-

Пол мужской Возраст 25 Регион Нижегородская область Число фонем 1083

I

Порядок АР-модели Порог по сегментации

Порог по ВИР одноименных ЭРЕ нового диктора

Порог по длине ЭРЕ

Порог по ВИР одноименных ЭРЕ б группе

^jnjxj

d

Фонема /рома/ Фонема /рома/ Фонема /рома/ Фонема ^ома/ Фонема ^ома/ Фонема ¡рома/ Фонема /рома/

Изменить название...

Экспорт данных...

—Параметры группы дикторов-

Название группы:

Спекральная плотность мощности Фонемы

Относительная частота Временная диаграмма

— Параметры воспоизведения— Тип фонемы

i* Вокализованная С Невокализованная Частота основного тона, Гц

Громкость

1_Ш

Длительнеегь, с

-Отображена

jß СПМ.

ВТ клп

Рис. 4. Общий вид интерфейса ИС ФАР Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

В процессе эксперимента на сегментирование подавались фразы отдельных дикторов и проводилась идентификация одного из них посредством подсчёта распознанных фонем. Решение о принадлежности произнесённой фразы конкретному диктору принимается автоматически после подсчёта всех распознанных фонем и вычисления доминирующих фонем среди всех остальных, что представлено ниже (рис. 5).

На рисунке видно, что в произнесённой фразе всего выделено 759 фонем, из них 609 принадлежат диктору «рома», а 150 - распознаны как «ложные», похожие на фонемы других дикторов. Таким образом, по большему количеству принадлежащих определённому диктору фонем, можно идентифицировать, кто произнёс фразу. При этом в системе «ИС ФАР» нет привязки к произнесённым командам и фразам, осуществляется автоматическая текстонезависимая идентификация диктора.

В ходе решения поставленной задачи были получены следующие результаты.

1. Благодаря применению МОФ в задаче ФАР удаётся резко сократить вычислительную сложность решаемой задачи идентификации и одновременно в полной мере использовать оптимальные свойства решающей статистики МИР.

2. Проанализирован процесс речеобразо-вания и исследована работа артикуляторного

аппарата человека, на этой основе выработаны пути построения модели идентификации голосового сообщения.

3. Произведён обзор и анализ методов, которые могут использоваться при идентификации голосового сообщения - нейросети, частотные цифровые фильтры, Фурье-анализ, кепстральный анализ, методы машинного обучения, векторное квантование, гауссовы смеси и вейвлет-анализ. Показана предпочтительность выбора Фурье-анализа как основы построения модели.

4. Построена структурная схема модели идентификации голосового сообщения по фонемной составляющей и индивидуальным характеристикам голоса.

5. Спроектирована структура базы данных голосовых сообщений для тестирования и статистической оценки качества работы предложенной модели.

Исследования осуществлены в терминах универсального теоретико-информационного подхода и информационной теории восприятия речи [1, с. 3-9]. Их главная цель - создание необходимой методологической и программной базы для дальнейшей конструкторской разработки системы идентификации диктора по голосу.

Материалы поступили в редакцию 15.08.2012 г

Рис. 5. Окно выполнения идентификации диктора по количеству фонем

Библиографический список

1. Савченко В. В. Информационная теория восприятия речи [Текст] // Известия высших учебных заведений России. - Радиоэлектроника.

- 2007. - Вып. 6. - ISSN 1993-8985.

2. Савченко В. В. Автоматическое распознавание элементарных речевых единиц методом обеляющего фильтра [Текст] / В. В. Савченко, Д. Ю. Акатьев, Н. В. Карпов / / Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника.

- 2007. - Вып. 4. - ISSN 1993-8985.

3. Савченко В. В. Теоретико-информационное обоснование гауссовой модели сигналов в задачах автоматического распознавания речи [Текст] // Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника. - 2007. - Вып. 1. -ISSN 1993-8985.

4. Савченко В. В. Оптимизация авторегрессионной модели сигналов в задаче автоматического распознавания речи [Текст] / В. В. Савченко, И. В. Губочкин // Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника. - 2007.

- Вып. 2. - ISSN 1993-8985.

5. Савченко В. В. Анализ фонетического состава речевых сигналов методом переопределённого дерева [Текст] / В. В. Савченко, Н. В. Карпов // Системы управления и информационные технологии. - 2008. - Вып. 2. - ISSN 1729-5068.

6. Савченко В. В. Фонетический анализ речи методом переменного дерева [Текст] / В. В. Савченко, И. В. Губочкин // Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника.

- 2007. - Вып. 3. - ISSN 1993-8985.

1. Savchenko V. V. Informacionnaja teorija vosprijatija rechi [Tekst] // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij Rossii. - Radiojelektronika. -2007. - Vyp. 6. - ISSN 1993-8985.

2. Savchenko V. V. Avtomaticheskoe raspoznavanie jelementarnyh rechevyh edinic metodom obeljajuwego fil'tra [Tekst] / V. V. Savchenko, D. Ju. Akat'ev, N. V. Karpov // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij Rossii. Radiojelektronika. -

2007. - Vyp. 4. - ISSN 1993-8985.

3. Savchenko V. V. Teoretiko-informacionnoe obosnovanie gaussovoj modeli signalov v zadachah avtomaticheskogo raspoznavanija rechi [Tekst] // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij Rossii. Radiojelektronika. - 2007. - Vyp. 1. - ISSN 19938985.

4. Savchenko V. V. Optimizacija avtoregressionnoj modeli signalov v zadache avtomaticheskogo raspoznavanija rechi [Tekst] / V. V. Savchenko, I. V. Gubochkin // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij Rossii. Radiojelektronika. - 2007. -Vyp. 2. - ISSN 1993-8985.

5. Savchenko V. V. Analiz foneticheskogo sostava rechevyh signalov metodom pereopredeljonnogo dereva [Tekst] / V. V. Savchenko, N. V. Karpov // Sistemy upravlenija i informacionnye tehnologii. -

2008. - Vyp. 2. - ISSN 1729-5068.

6. Savchenko V. V. Foneticheskij analiz rechi metodom peremennogo dereva [Tekst] / V. V. Savchenko, I. V. Gubochkin // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij Rossii. Radiojelektronika. -2007. - Vyp. 3. - ISSN 1993-8985.

I ППТТПИГиПИ Uli TTUirr I

I

I

I

ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС ПО КАТАЛОГУ АГЕНТСТВА «РОСПЕЧАТЬ»

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

I

36829

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 330.101.52

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ УСТОЙЧИВОГО

И БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

© Гусаров Юрий Валериевич

доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, заведующий кафедрой маркетинга и рекламного менеджмента Саратовский государственный социально-экономический университет.

И [email protected]

© Гусарова Любовь Фёдоровна

доктор экономических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры общей экономической теории, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И [email protected]

В статье рассматриваются функции и особенности управления в различных социально-экономических системах, основные группы методов управления на современном этапе развития экономики

Ключевые слова: устойчивое и безопасное развитие социально-экономической системы, экологизация производства, управленческий маркетинг, разрешение социально-экономических противоречий научно-технического прогресса, антициклическое регулирование, структуры управления.

Одной из главных функций управления является обеспечение устойчивого и безопасного развития социально-экономической системы. Роль управляющих структур, реализующих эту функцию, повышается в связи с неравновесностью внешней среды, динамикой ускоряющихся обменных процессов, циклическими колебаниями экономики, появлением и ростом новейших отраслей, производств и технологий.

Характерные черты управления в соотнесении с функциями устойчивого и безопасного развития проявляются в различных социально-экономических системах по-разному.

Управление в рыночной системе

С экономической точки зрения рынок - это обмен, организованный по законам товарного

производства, совокупность отношений товарного и денежного обращения. Рыночный механизм - форма организации хозяйства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решения задачи удовлетворения собственных потребностей, а на интегральном уровне - удовлетворения потребностей всех элементов социума. Основная задача органов управления в этом случае - создание условий по обеспечению нормального функционирования рынка, защита контрактов и других рыночных отношений от возможных помех, что может быть реализовано путём создания условий для внутреннего рыночного саморегулирования, с одной стороны, и развития государственных методов регулирования хозяйственной деятельности, с другой стороны. Реализация этих компонент развития в конечном итоге будет

обеспечивать устойчивое и безопасное функционирование рыночной экономической системы.

Управление в командной системе

Характеризуется следующими основными признаками: абсолютной централизацией, в том числе сверхцентрализованным планированием; субъективизмом и волюнтаризмом, основанными на политической мотивации управленческих решений; принудительным характером основных форм управления и реализацией власти на основе репрессий; дефицитом продукции; развитием преимущественно теневых форм рыночной деятельности и подавлением рыночных отношений. Защита экономической системы в этом случае происходит в основном путём использования административных рычагов воздействия, подавления или ограничения, нежелательных для власти, коммуникативных потоков.

Управление в системе смешанного типа

Концепция управления в системе смешанного типа сформировалась как альтернатива концепциям управления в системах командного и рыночного типов. Под смешанной экономической системой понимается система рыночная по своей экономической базе, в том числе основывающаяся на институциональных формах частной, государственной, общественной и других видов собственности, и одновременно социальная, по своим нравственным и духовным принципам. Управление в системе смешанного типа ориентировано на достижение целей экономического роста и всеобщего благосостояния, полной занятости и стабильной финансовой и валютной системы. Система методов управления при этом социализируется, безопасность экономики и её устойчивый рост достигаются путём выбора эффективного комплекса мер по сочетанию командных рычагов воздействия и рыночных саморегуляторов.

Управление в переходный период

При смене направлений развития социально-экономической системы начинается переходный период. При этом затрагиваются её основные, сущностные характеристики. Управление сводится, в основном, к выбору альтернатив дальнейшего развития с учётом необходимости повышения эффективности общественного производства при минимизации времени перехода и влияния кризисов и других негативных социальных последствий переходного периода. В этом случае для обеспечения безопасности экономической системы необходимо использовать резервы в виде накопленных ресурсов и средств. Часто переходные периоды по времени совпадают с точками перехода циклических колебаний на границах их

основных фаз. Поэтому меры, направленные на сохранение устойчивого развития и обеспечение безопасности экономической системы, по сути, соответствуют применению стратегий демпфирования или сглаживания экономических циклов и реализации антикризисных программам.

Основные направления теории и практики управления в современных условиях, характеризующихся ярко выраженным этапом неравновесности, при решении проблемы безопасного и устойчивого развития, могут быть представлены следующим образом.

В глобальном масштабе:

- разработка достоверных долгосрочных прогнозов социально-экономического развития;

- определение качественных и количественных критериев и показателей по оценке результативности и эффективности управленческой деятельности;

- адаптация управления к быстро меняющимся условиям современной действительности;

- создание теории управления в условиях неравновесности;

- антикризисное управление;

- обновление методологической базы науки управления и развитие соответствующего инструментария;

- качественное переоснащение управленческих процессов на основе использования новейшей оргтехники и средств коммуникаций.

В Российской Федерации к основным проблемам управления могут быть отнесены:

- создание полноценной законодательной базы управленческой деятельности;

- укрепление отношений «вертикали» исполнительной власти;

- развитие демократических форм управления и самоуправления на местном уровне и на уровне хозяйственных единиц;

- использование российского и зарубежного опыта антикризисного управления на предприятиях и в организациях;

- распространение маркетингового подхода в управлении;

- внедрение принципов качества во все сферы управленческой деятельности;

- повышение профессионального уровня управленцев, совершенствование их качественного состава в соответствии с научно обоснованными критериями;

- формирование высоких нравственных и личностных качеств у работников аппарата управления;

- совершенствование организационных структур на всех уровнях управленческой деятельности;

- использование новых рычагов и стимулов в мотивации персонала;

- распространение современных форм контроля и реализации положительной и отрицательной обратной связи;

- использование принципов генетического индикативного планирования и других его эффективных форм.

С учётом экономической динамики в современном управлении встают наиболее значимые проблемы, решение которых пока ещё не совсем чётко выражено.

Во-первых, определение общих методологических и теоретических подходов к решению проблемы упорядочения темпа роста народонаселения в глобальном масштабе.

Во-вторых, построение парадигмы нового общества, развитие его производительных сил, технологической и экономической составляющих этого процесса. При этом важно предвидеть изменения в финансовой и кредитно-денежных сферах. Эти изменения, по всей видимости, возможны через 30-40 лет и могут затронуть сложившиеся и устоявшиеся отношения в этой области в связи с переходом к экономике нового типа.

технико-экономического уклада. Из теории длинных волн и экономических циклов следует, что уже через столетие возможен дрейф этих центров в направлении других регионов мира.

В методологическом и теоретическом отношении могут быть определены возможные векторы такого движения. По нашему мнению, это направление - Евро-Азия и Юго-Восточная Азия, что обусловлено прежде всего ресурсным обеспечением и ожидаемым масштабным ростом развития человеческого и ресурсного потенциалов в этих регионах мира.

С позиции экономической динамики и использования теории длинных волн Н. Д. Кондратьева можно утверждать, что социально-экономические системы развитых стран в настоящее время входят в повышательную фазу шестой волны кондратьевского цикла. Основной компонентой соответствующего социально-экономического уклада, определяющим ресурсом развития является информация. В новейшей экономике непосредственно в производстве будет занято лишь 15-20% рабочей силы, при этом основная масса работников будет задей-

...управление системой является эффективным, если оно обеспечивает быстродействие управляющих сигналов, относительную целостность, устойчивость и надёжность взаиморасположения элементов в системе, с одной стороны, а также способность к прогрессивным изменениям в направлении мировой траектории технико-экономического развития, с другой стороны.

Ещё одна важная проблема глобального масштаба, имеющая не только экономическую, но и политическую и социальную составляющие, - это проблема «Юг-Север», которая последовательно должна решаться на основе взаимовыгодного экономического сотрудничества и выработки общей стратегии в этой сфере странами, которые условно можно отнести к цивилизациям Востока и Запада, так как в противном случае появится проблема нового противостояния.

Концепция развития инклюзивной экономики предполагает формирование условий укрепления партнёрских отношений в результате реализации принципов открытости, солидарности и взаимопомощи на основе цивилизационного подхода к развитию социально-экономической системы. Инклюзивная экономика, рассматриваемая в глобальном контексте, призвана минимизировать негативные эффекты от диспропорций в международных экономических отношениях.

Вероятно, в ближайшие 20-40 лет в мире будет наблюдаться лидерство устоявшихся мировых центров развития в построении нового

ствована в его информационном обеспечении и сфере услуг.

В середине XXI в. согласно теории экономической динамики ожидается седьмая волна технико-экономического развития. Закономерно встаёт вопрос о том, какова главная компонента этого периода. С нашей точки зрения это будет экологизация производства, что обусловлено рядом факторов, которые проявляются уже в настоящее время [1].

Во-первых, в данный период численность населения, по демографическим прогнозам, достигнет 10-11 млрд человек, то есть того рубежа, за которым экосистема может потерять многие характерные для Земли «генетические признаки».

Во-вторых, в связи с усиливающимся дефицитом жизненно необходимых природных ресурсов именно в это время многие из них, такие как чистая вода, воздух, земля приобретут или существенно повысят свою стоимость, денежное выражение которой будет относиться к национальному богатству стран и регионов. В этом отношении существенно возрастёт, например,

ценность земель в США, Канаде, Бразилии и России.

В-третьих, технологические процессы товарного производства, сами товары, а также процессы их утилизации должны быть эколо-гизированны. В противном случае человечество рискует потерять значительную часть своей численности или, в случае сохранения неэко-логзированных технологий, подойти к черте самоуничтожения.

Циклическое развитие социально-экономической системы приводит к эффекту, который приобретает черты закономерности, имеющей негативный характер для ноосферы. Она заключается в том, что на единицу удовлетворяемых полезных потребностей, с каждым технико-экономическим циклом (длинной волной Кондратьева), в процессе воспроизводства приходится относительно большее количество производственных отходов. Это связано с тем, что усложняются технологические процессы, увеличивается количество источников энергии, качественно меняются производственные ресурсы, которыми в отдалённой перспективе могут стать все элементы экосистемы.

Это основные факторы, которые, вероятно, будут определять главную компоненту седьмой длинной волны Н. Д. Кондратьева в XXI в., и которые необходимо учитывать в прогнозе социально-экономического развития стран и отдельных регионов.

Указанные моменты в предполагаемом развитии социально-экономических систем должны быть учтены в современном управлении на различных уровнях его иерархии.

Выделяют следующие группы методов управления: административные, экономические, на основе различных методов моделирования (большей частью экономико-математического).

Методы экономического воздействия представляют собой, по существу, общие правила, устанавливаемые при помощи экономической политики цен, финансов и кредита, различных институциональных норм. В отличие от них, административные методы воздействия директивны, конкретны и адресны.

При использовании моделирования необходимо учитывать критерий достоверности, а именно адекватность модели реальному явлению или процессу. Она должна с достаточной точностью отражать характерные свойства рассматриваемого объекта и в то же время быть доступной для исследования.

В связи с развитием неравновесных процессов в экономических системах в последнее время появилось достаточное количество теоретических моделей, базирующихся на изучении нелинейных параметров, графическом

и компьютерном моделировании, генетическом планировании, теории «ядер роста» и прочих составляющих, характерных для сложных и быстро меняющихся систем органического типа, которыми являются современные социально-экономические системы.

Можно сгруппировать методы управления и по другой классификации, например, по иерархическому, отраслевому или институциональному признакам. Однако всегда следует учитывать, что в практике хозяйствования, как правило, невозможно вычленить какое-либо управляющее воздействие в чистом виде, особенно это справедливо для современной системы управления экономикой смешанного типа, так как рыночные отношения нельзя ограничить только лишь рамками директивного управления.

В современной теории управления эффективной признаётся система управления, представляющая собой контур с обратной связью. Последняя понимается не только как дополнительная информация об управляемом объекте, но и как комплекс корректирующих воздействий, изменяющий сам субъект управления. Таким образом, сам процесс управления представляет собой замкнутый контур с циклическими пульсациями информации и воздействий, резонанс которых усиливает эффективность всей системы.

Обратная связь в контуре управления может носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть усиливать или ограничивать процессы, на которые воздействует субъект управления. Очевидно, что управление системой является эффективным, если оно обеспечивает быстродействие управляющих сигналов, относительную целостность, устойчивость и надёжность взаиморасположения элементов в системе, с одной стороны, а также способность к прогрессивным изменениям в направлении мировой траектории технико-экономического развития, с другой стороны. Следовательно, управление есть непрерывный процесс разрешения противоречий статического и динамического состояния экономической системы.

Существуют различные классификации функций управления: 1) по содержанию и назначению управленческой деятельности - основные функции; 2) по видам управленческой деятельности - общие и специфические.

В подходе российских учёных чаще всего выделяются:

- в первом указанном случае - социально-политические функции, целеполагание, производственно-экономические, координации и согласования;

- во втором - к общим функциям относят планирование, организацию, стимулирование, анализ, учёт и контроль, специфические функ-

ции представляют собой конкретизацию общих функций для определённых участков деятельности управляющих структур, в том числе на разных уровнях иерархии и в разных отраслях хозяйства.

В трудах западных учёных, независимо от того, к какой школе они относятся, выделяются следующие наиболее общие функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

Представляется, что подобный подход несколько устарел, так как с позиции неравновесного подхода к развитию экономической системы необходимо рассматривать, кроме традиционных, следующие функции управления: антициклическое регулирование, управленческий маркетинг; разрешение социально-экономических противоречий научно-технического прогресса; обеспечение траектории развития, соответствующей современному типу технологического уклада; структурообразующую негэнтропийную функцию.

В условиях экономики смешанного типа повышается роль региональных и муниципальных органов управления, качественно новый характер приобретает менеджмент, впервые включающий ответственность за ведение хозяйства на конкурентных началах.

Ключевая роль при этом принадлежит управленцу (менеджеру) нового типа. Менеджер должен обладать такими качествами, как рассудительность, целостность, уверенность в себе, поведенческая гибкость, инициативность, нацеленность на решение задач организации в приоритетном порядке. В современном аппарате управления не должно быть места коррумпированности и излишней бюрократизации.

Управленческим системам, исходя из собственных реальных возможностей, необходимо определить приоритеты в экономике для выхода на рубежи стабильности с последующим подъёмом. Для этого на всех уровнях необходимо отладить систему управления и регулирования текущими экономическими процессами, включающую: управление и регулирование экономическими реформами, антимонопольное и антикризисное регулирование, поддержку конкурентных начал и различных форм собственности, систему коммерческого управления и регулирования рыночных структур, маркетинг зарубежных и внутренних рынков, координацию деятельности различных секторов экономики, поддержку предприятий сферы ВПК, механизм формирования бюджетов и их взаимодействия, налоговую политику, кредитно-финансовую и валютную системы [2].

Очень важно, чтобы все эти вопросы решались в комплексе, а методология их рассмо-

трения включала учёт циклических и волновых процессов экономики. Представляется, что практические рекомендации в этих сферах на разных этапах рассмотренных выше циклов могли бы стать важным направлением дальнейших исследований на основе предложенных к рассмотрению проблем.

Думается, что конкретными формами гармонизации интересов экономических субъектов Российской Федерации на современном этапе развития её экономической системы, характеризующемся резонансным кризисом, при постепенном оживлении экономики в настоящее время могли бы стать действия управляющих структур, обеспечивающие выполнение следующих задач:

- регулирование отношений собственности и её структуры, сокращение разрыва в уровне доходов между слоями с высокими и низкими доходами за счёт совершенствования форм налогообложения [3];

- увеличение прослойки «среднего класса», вовлечение в эту сферу работников, определяющих научно-технический прогресс;

- формирование структуры современного рынка с максимально возможной демонополизацией, с одной стороны, государственным регулированием и, при необходимости, монополизацией (естественные монополии, пушнина, драгоценные металлы, алкогольные напитки и др.) - с другой;

- восстановление экономических связей между странами СНГ;

- разработка и проведение в жизнь комплексных программ в области охраны природы, экологизации производства, преодоление безработицы и социальная защита населения;

- проведение программ институциональной гармонизации интересов с участием управляющих структур и наиболее влиятельных общественных институтов (прежде всего, профсоюзов), представляющих интересы всех социальных слоёв;

- проведение демографической политики по увеличению продолжительности жизни, снижению уровня смертности населения и освоению перспективных в экономическом отношении регионов страны (Сибирь, Дальний Восток и др.);

- проведение экономических и организационных мероприятий по «конверсии теневого рынка» с целью ограничения деятельности криминальных структур и в то же время привлечения дополнительных средств в легитимный рынок;

- прогнозирование развития противоречий, возможных конфликтных ситуаций в социально-экономической сфере и выработка путей их разрешения;

- создание управляющих и организационных структур по антицикличному и антикризисному регулированию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оптимальная антиинфляционная политика с обеспечением эмитируемых денежных средств товарной массой, произведённой собственными производителями;

- поощрение производителей-экспортеров, с одной стороны, а также производителей импортозамещающей продукции - с другой;

- оказание помощи предприятиям оборонной сферы;

- вовлечение в товарооборот новых объектов, в том числе земли, при обязательном государственном регулировании процессов приватизации и продажи земель;

- развитие ипотечных и залоговых отношений;

- ведение в программу обучения средних, средних специальных и высших учебных заведений спецкурсов и дисциплин по экономической динамике, неравновесности экономических процессов, теории циклов и антикризисному регулированию;

- определение современной траектории технико-экономического развития и следование в направлении её реализации, поддержка отраслей, способствующих развитию научно-технического прогресса, венчурных форм, предприятий малого и среднего бизнеса.

Очевидно, что реализация предложенной комплексной программы управляющими структурами всех уровней будет способствовать реальной гармонизации интересов субъектов Российской Федерации, обеспечению безопасности и стабилизации её экономической системы, выходу из затяжного резонансного кризиса и началу интенсивного экономического роста [4].

При стратегическом планировании деятельности организации в условиях современной экономики интерактивного типа следует иметь в виду следующие обстоятельства, так или иначе связанные с неравновесностью развития. Это возможный дрейф экономики в сторону всё большего развития интерактивных отношений, связанных с использованием международной сети Интернет, локальных сетей и других современных средств коммуникаций при продажах товара и маркетинговых исследованиях.

Стратегическими целями организаций, работающих на рынке интерактивных услуг являются:

- создание и поддержание положительного образа организации;

- обеспечение долгосрочного прибыльного функционирования в сфере интерактивных продаж, печати, информационной и других видах хозяйственной деятельности;

- совершенствование средств массовой коммуникации и получение, на основе этого, дополнительных источников прибыли;

- формирование и последующее коммерческое использование новых рыночных сегментов и ниш в сфере услуг для организаций и предприятий различных форм собственности и масштабов деятельности, а также для отдельных потребителей;

- значительное повышение качества услуг в сфере информации;

- совершенствование организационных структур;

- более качественная и мобильная реализация функций управления;

- развитие рыночной инфраструктуры.

Услуги, оказываемые организациям, предприятиям и конечным потребителям в рамках интерактивной экономики, имеют широкий спектр и носят уникальный инверсионный характер.

Высокая ликвидность, быстрота предоставления и взаимодополняемость услуг взаимоотносятся с их инверсионностью, то есть с таким процессом, при котором полученная от субъекта информация также становится частью банка информации для других экономических субъектов. Одновременно эта информация может использоваться в качестве одного из элементов создания информационного поля при решении других проблем, например, связанных с управлением на государственном, региональном и муниципальном уровнях.

Вариантами использования компьютерной сети для предоставления специальных услуг могут служить: распространение прямой адресной информации («Директ-мейл»), проведение телеконференций; использование баннеров - графических элементов определённых размеров, содержащих текст и графику рекламного обращения; регистрация в поисковых машинах и каталоги-рубрикаторы; доски объявлений; награды и счётчики; гостевые книги известных серверов; обозреватели; р^^каналы; конкурсы и выставки, объявления и статьи, Web-публикации; обучение по специальным программам; применение различной компьютерной оргтехники и программного обеспечения в качестве нового средства управления.

При использовании стратегии диверсификации в рамках интерактивной экономики, с целью завоевания новых рыночных сегментов и проникновения в разные регионы, при предоставлении товаров и услуг, организации могут использовать систему льготных тарифов, «сконто», бонусные вознаграждения и другие элементы системы продвижения товаров и услуг.

Для ещё большего развития системы интерактивных отношений государственным, региональным и муниципальным органам управления должны предоставляться определённые льготы на право пользоваться сетевой информацией. Эти льготы могут быть предоставлены за счёт перераспределения части прибыли коммерческих организаций, активно работающих в сети.

При этом следует иметь в виду, что во всём объёме телекоммуникационного рынка России, наряду с ростом услуг телефонной сети общего пользования, междугородней и международной связи, наиболее быстро будет развиваться рынок информационных сетевых услуг, который по темпам роста значительно превзойдет рынки сотовой, пейджинговой, спутниковой (мобильные абоненты), транкинговой связи. Эта тенденция в долговременной основе связана со следующими объективными факторами, характерными для Российской Федерации и имеющими как позитивное, так и негативное влияние на рынок информационных услуг:

- самой значительной в мире территорией (на одного жителя СССР в 1990 г. приходилось 0,088 кв. км, в Российской Федерации этот фактор изменился на 30% и в настоящее время составляет около 0,12 кв. км);

- аномальной рассредоточенностью экономики и рыночной инфраструктуры;

- неустоявшимися экономическими отношениями между странами СНГ и помехами коммуникации между ними;

- снижением мобильности населения при сохранении у него высокого образовательного и профессионального уровня;

- перспективой более широкого распространения двуязычной русско-английской и англо-русской среды компьютерных коммуникаций, влияющих на общекультурный уровень населения в целом.

Оценивая стратегические перспективы деятельности российских экономических субъектов в интерактивной сфере, с учётом вышеизложенного, можно прийти к следующим основным выводам:

- конкурентная среда на рынке сетевых информационных услуг Российской Федерации благоприятная;

- входные барьеры в этом рыночном сегменте относительно низкие и определяются, в основном, стоимостью оборудования и соответствующей оргтехники;

- одновременное развитие инфраструктуры сети Интернет положительно повлияет на динамику становления интерактивной экономики в Российской Федерации.

При этом следует учесть, что программы Правительства, Министерства связи и инфор-

матики Российской Федерации направлены на развитие интерактивной экономики, их реализация создаёт благоприятную внешнюю среду. Они будут в конечном итоге способствовать выходу всё большего количества экономических субъектов на информационный рынок России.

Если попытаться рассмотреть влияние экономических циклов и, в частности, их негативных фаз - кризисов на становление новой интерактивной экономики, то можно прийти к следующему достаточно нетривиальному выводу. Обострение кризисных явлений в экономике приводит к активизации поиска работы на рынке труда, а значит и к более быстрому развитию рынка информационных услуг.

Поэтому кризисные процессы, имеющие в конкретный промежуток времени негативное влияние на экономику в целом, не только индифферентны к рынку услуг интерактивной сферы, но и, в какой-то мере, способствуют его развитию. Это обусловлено способностью циклов в перспективе и за достаточно длительный срок времени позитивно влиять на инновационные процессы, а также тем обстоятельством, что информационные услуги безработным и беднейшим слоям населения также необходимы, как и наиболее обеспеченным социальным слоям, несмотря на их разную мотивацию при использовании соответствующего рыночного сегмента.

Информация как важнейший воспроизводственный ресурс в опосредованном отношении становится необходимой людям для удовлетворения их биогенных (первичных) и социогенных (вторичных) потребностей. Это справедливо для всех рыночных сегментов, независимо от уровня доходов и демографических факторов.

По прогнозу американского исследователя Т. Питерса, влияние интерактивной экономики на рынок труда и занятость в ближайшие 10-15 лет будет весьма значительным. Это влияние будет распространяться в двух противоположных направлениях. С одной стороны, 90% работы, выполняемой «белыми воротничками» в США исчезнет либо изменится до неузнаваемости. С другой стороны, высвободившиеся работники будут иметь широкие возможности при помощи международной компьютерной сети реализовы-вать проекты различных фирм и организаций на условиях подряда, находясь вне штатного расписания этих компаний. Т. Питерс называет пять основных факторов, которые позволяют сделать подобный прогноз.

1. Разрушительный характер нынешнего способа конкуренции среди компаний, работающих через компьютерную сеть.

2. Тесная увязка взаимной деятельности управляющих персоналом, производством, продажами и бухгалтерией на новой технологической основе.

3. Широкое использование услуг сотрудников других компаний, в основном в тех регионах, где уровень оплаты труда за счёт избытка рабочей силы значительно ниже.

4. Образование новых уникальных компьютерных сетей, интегрирующих деятельность компаний конкурентов в сферах совместного влияния. Так, например, крупнейшие американские автомобилестроительные компании объявили о соединении всех своих поставщиков (порядка десятков тысяч) в единую систему через Интернет. Это объединение вберёт в себя ежегодно на 250 млрд продукции поставщиков, выполнение заказов при этом радикально ускорится.

5. Компрессия времени. Этот фактор связан с тенденцией к повышению эффективности реализации новых управленческих процессов в современных условиях. Если на переворот в ручном труде ушло около века, то новая экономика, по утверждению автора прогноза, будет установлена за одну десятую этого времени - за 10 лет.

Разделяя оптимистические настроения по поводу построения в ближайшее время новой интерактивной экономики, отметим некоторые негативные тенденции в этом процессе, которые могут перерасти в достаточно серьёзные проблемы в аспекте обеспечения безопасности развития социально-экономической системы Российской Федерации.

либо природной или техногенной катастрофы,. необходимостью дублировать телекоммуникационные каналы распространения информации, другими видами и средствами коммуникации.

Из-за уникальных масштабов хозяйства Российской Федерации и величины её территории и протяжённости инфраструктуры, любое непосредственное действие в экономической сфере должно предваряться расчётами транс-акционных издержек, то есть расходов на реализацию этих действий в практику, и только затем должна формироваться экономическая политика.

Трансакционные издержки связаны не с производством и хозяйственной деятельностью как таковыми, а с расходами им соответствующими, на информацию о ценах, контрагентах хозяйственных сделок, заключение хозяйственных договоров, контроль их исполнения, формирование благоприятной среды функционирования экономических субъектов.

Увеличение уровней управления в организации приводит к эффекту усиления шумов при передаче информации от одного уровня к другому. Считается, что при передаче информации от высшего уровня на следующий, более низкий, может теряться около 25-35% полезной информации (соответственно передаётся лишь 65-75%). Уже на средних уровнях управления потери составляют около 60%, а на нижних приближаются к 80%. По некоторым другим данным, на каждой ступени управления может в среднем теряться от 10 до 20% информации. Отсюда становится видна необходимость оптимизации структуры управления, заключающаяся

Информация как важнейший воспроизводственный ресурс в опосредованном отношении становится необходимой людям для удовлетворения их биогенных (первичных) и социогенных (вторичных) потребностей.

Не до конца решёнными вопросами до сих пор являются дифференцированные методологические подходы в разных регионах и странах к проблеме кодирования и шифровки информации. В ряде случаев объявляется право на её свободное кодирование, в других, вводятся радикальные ограничения. Возникают угрозы:

- утечки конфиденциальной информации, технологических и другого рода секретов;

- скрытого суггестивного воздействия на постоянных пользователей компьютерной сети;

- катастрофических последствий от возможного крупного сбоя в сети, связанного, например, с распространением вируса, с технологическим сбоем или с последствием какой-

в максимально возможном сокращении, при недопущении падения показателей результативности и эффективности организации.

Интерактивные отношения есть отношения, возникающие на объективной основе между субъектами социально-экономической системы по поводу удовлетворения всего спектра потребностей социума при использовании электронных (телекоммуникационных) сетей с интегрированным программным обеспечением, без единого центра управления, обеспечивающие возможность коммуникации в режиме реального времени и другие формы реализации экономических и социальных услуг. Ведущей интерактивной сетью сегодня является Интернет, ведущим

элементом коммуникации - компьютер. Кроме компьютеров в качестве средств сетевой коммуникации могут быть использованы мобильные телефоны, музыкальные центры, специальные коммутирующие устройства, телевизоры и другие электронные аппараты.

При этом основными показателями, характеризующими экономику нового типа с интерактивной структурой управления, являются следующие:

- независимость каждого элемента структуры;

- расположение элементов структуры на горизонтальном уровне;

- отсутствие жёсткой иерархии в сетевой структуре;

- при выделении вышестоящего уровня, в отдельных случаях, этот уровень осуществляет в основном аналитические и технологические функции, его взаимодействие с нижестоящим уровнем носит рекомендательный характер;

- взаимодействие между элементами структуры происходит чаще всего в режиме реального времени и практически мгновенно;

- степень сложности структуры и путь прохождения сигнала не зависит от географической удалённости элементов структуры;

- практически отсутствуют шумы и помехи в коммуникациях системы при условии её хорошей защиты;

- представляется возможность быстрого качественного контроля над реализацией договорных отношений и осуществления положительной, отрицательной и нейтральной обратной связи;

- высокоэффективно внедряется маркетинговый подход в управлении, появляется принципиально новая форма маркетинга, так называемый «реляционный маркетинг», отличие которого от традиционных форм заключается в том, что каждый клиент системы выступает в роли отдельного сегмента рынка, с ним устанавливается личный контакт;

- появляется гигантский банк данных по всем сферам развития социально-экономической системы, доступ к которому относительно прост и возможен практически в любое время.

Конечно, интерактивной структуре системы управления свойственны определённые недостатки, о которых говорилось выше, и которые связаны в первую очередь с несовершенством защиты сетей в настоящее время. Однако данные структуры управления заслуживают пристального внимания, так как без них невозможен переход к новому технико-экономическому информационному укладу и формирование постиндустриального общества.

Материалы поступили в редакцию 17.01.2012 г.

Библиографический список

1. Гусаров Ю. В. Использование методологии экономической динамики при прогнозировании и стратегическом планировании [Текст] // Экономические стратегии. - 2007. - № 1. - ISSN 1680-094X.

2. Гусаров Ю. В. Новейшая экономика: границы спектра [Текст] / Ю. В. Гусаров, Л. Ф. Гусарова / / Экономические стратегии. - 2011. - № 7-8. -ISSN 1680-094X.

3. Русановский В. А. Использование принципов распределительной справедливости при формировании рынка медицинских услуг в России [Текст] / В. А. Русановский, Ю. В. Фёдорова / / Вестник СГСЭУ. - 2011. - № 2. - ISSN 1994-5094.

4. Гусаров Ю.В. Обеспечение устойчивости и безопасности развития социально-экономической системы [Текст] / Ю. В. Гусаров, Л. Ф. Гусарова // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2012. - № 1(10). - ISSN 1995-5731.

1. Gusarov Ju. V. Ispol'zovanie metodologii jekonomicheskoj dinamiki pri prognozirovanii i strategicheskom planirovanii [Tekst] // Jekonomicheskie strategii. - 2007. - № 1. - ISSN 1680-094X.

2. Gusarov Ju. V. Novejshaja jekonomika: granicy spektra [Tekst] / Ju. V. Gusarov, L. F. Gusarova // Jekonomicheskie strategii. - 2011. - № 7-8. - ISSN 1680-094X.

3. Rusanovskij V. A. Ispol'zovanie principov raspredelitel'noj spravedlivosti pri formirovanii rynka medicinskih uslug v Rossii [Tekst] / V. A. Rusanovskij, Ju. V. Fjodorova // Vestnik SGSJeU. - 2011. - № 2. - ISSN 1994-5094.

4. Gusarov Ju.V. Obespechenie ustojchivocti i bezopasnosti razvitija social'no-jekonomicheskoj sistemy [Tekst] / Ju. V. Gusarov, L. F. Gusarova // Informacionnaja bezopasnost' regionov : nauchno-prakticheskij zhurnal. - 2012. - № 1(10). - ISSN

1995-5731.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.