Научная статья на тему 'Обеспечение условий конкуренции при проведении торгов'

Обеспечение условий конкуренции при проведении торгов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локота О. В.

Расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в процедурах связанных с размещением государственных и муниципальных заказов и развитие добросовестной конкуренции являются целями формализации соответствующих отношений [5, 4]. Анализ механизма государственного регулирования размещения заказов позволяет выделить три группы отношений, регламентация которых обеспечивает достижение этих целей. К первой группе относятся действия заказчика по отношению к участникам размещения заказа при проведении торгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение условий конкуренции при проведении торгов»

4. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова. СПб., 1999.

5. Колесов В.В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. СПб., 1998.

6. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М., 2005.

7. Ларин Б.А. О лингвистическом изучении города // Ларин Б.А. Избранные работы. М., 1977.

8. Лингвистический Энциклопедический словарь. М., 1990.

9. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.

10. Розенталь Д.Э., теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

11. Суперанская А.В. Русский язык XXI в. // Журналистика и культура речи. 2005. № 3.

ЛОКОТА О.В.

СП

_0 ь о ш X

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ КОНКУРЕНЦИИ ПРИ *

ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВ 2

Расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в процедурах ° связанных с размещением государственных и муниципальных заказов и развитие добросовестной конкуренции являются целями формализации соответствующих отношений [5, 4]. д Анализ механизма государственного регулирования размещения заказов позволяет выде- □ лить три группы отношений, регламентация которых обеспечивает достижение этих целей. ^ К первой группе относятся действия заказчика по отношению к участникам размещения за- ^ каза при проведении торгов. Самостоятельным объектом регулирования выступает поведе- о ние участников размещения заказа по отношению к заказчику и конкурентам. Третья группа, ю рассматриваемых отношений, возникает при закупке финансовых услуг в силу установлен- о ных особенностей отбора финансовых организаций. ф Применительно к первой группы отношений следует указать, что при проведении торгов ^ запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению ^ или устранению конкуренции, в том числе: 5 1. Координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников. х При размещении заказа какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, & специализированной организации или комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения размещение заказа может быть признано ^

недействительным по иску заинтересованного лица. о

0

1_

0

1_

о

Запрещаются такие действия как рекомендации, одобрение организаторами торгов или заказчиками в какой-либо форме возможности подачи заявки, условий заявки, времени ее

подачи, внесения в нее изменений или ее отзыва. 5

При этом заказчик, уполномоченный орган в ответ на письменный запрос, в том числе в о

форме электронного документа, любого участника размещения заказа о разъяснении поло- ^

жений конкурсной документации или документации об аукционе обязан: ^

- направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения со- =| ответствующих положений документации; о

- разместить такое разъяснение на официальном сайте с указанием предмета запроса, но т без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос. §

2. Создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных ус- ^

ловий участия в торгах. 1

Такие условия создаются в том числе путём: о

I

предоставления доступа к информации доступ к которой остальным участникам разме- о щения заказа ограничен; 0)

- не размещения на официальном сайте разъяснений конкурсной документации или документации об аукционе;

- уменьшения для отдельного участника размещения заказа обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта;

- нарушения порядка регистрации поступающих конкурсных / аукционных заявок в том числе регистрация не в порядке поступления и др.

Требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом должны в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа.

3. Нарушение порядка определения победителя или победителей торгов. Извещение о проведении торгов должно содержать сведения в том числе о преимуществах, в отношении предлагаемой цены контракта предоставляемых учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов.

Конкурсная документация должна содержать в том числе критерии оценки заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. До установления Правительс-^ твом РФ порядка оценки заявок такой порядок устанавливается заказчиком в соответствии с ь законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для (□ государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), нормативными правовыми актами субъекта федерации, органов местного самоуправления, а при их отсутствии - самостоятель-^ но в соответствии с Законом. При этом заказчиком должны устанавливаться критерии, предусмотренные Законом, их содержание и значимость. ^ Нарушением порядка определения победителя торгов будет являться: ;> - не соблюдение объявленных условий предоставления преимуществ;

- отсутствие критериев и порядка оценки и сопоставления заявок;

- использование критериев не предусмотренных Законом;

- не использование критериев, содержащихся в конкурсной документации; □ - использование критериев, не содержащихся в конкурсной документации;

^ - нарушение порядка оценки и сопоставления заявок, содержащегося в конкурсной до-О кументации;

0 - отсутствие единообразия расчетов (способов округления) при оценке и сопоставлении ш заявок.

0 4. Участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торф гов или работников заказчиков в торгах.

СО п

^ В качестве организатора торгов может выступать специализированная организация при> влеченная заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов.

5 Специализированная организация не может быть участником размещения заказа, если

1 эта организация осуществляет функции по размещению заказа.

т Заказчик, уполномоченный орган не вправе включать в состав конкурсной, аукционной ££ комиссии физических лиц, лично заинтересованных в результатах размещения заказа (в том ^ числе физических лиц, подавших заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе о либо состоящих в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физических лиц,

2 на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физи-2 ческих лиц, являющихся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов ^ управления, кредиторами участников размещения заказа).

о Действующее законодательство [2] определяет следующие условия признания лиц заинек тересованными.

^ Каждое из перечисленных ниже лиц:

| - член совета директоров (наблюдательного совета) общества;

о - лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, в

6 том числе управляющей организации или управляющего;

- член коллегиального исполнительного органа общества;

о - акционер общества, имеющий совместно с его аффилированными [1] лицами 20 и более

процентов голосующих акций общества; о - лицо, имеющее право давать обществу обязательные для него указания; о - признаётся заинтересованным в совершении сделки в случаях, если:

00 а) названные лица;

п

б) их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные;

в) их аффилированные лица являются:

- стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

- владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.

В случае выявления в составе комиссии заинтересованных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа.

5. Запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными ь правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах. щ

Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть ^ любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собствен- И ности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том ^ числе индивидуальный предприниматель. ^

Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотрен- о ных федеральными законами.

Кроме того, конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, ^ знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные □ образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а ^ также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие О требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. 0

Следует подчеркнуть, что не смотря на права заказчика требовать обеспечения испол- Ей нения контракта, способ такого обеспечения - банковская гарантия, страхование ответс- § твенности по контракту или передача заказчику в залог денежных средств, определяется ^ участником самостоятельно и заказчик не вправе требовать предоставления обеспечения Ц исполнения контракта в конкретной форме и не допускать к участию в торгах по причине не > соблюдения формы обеспечения исполнения контракта. 2

6. Запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в со- ^ став лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с то- $ варами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. о

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, ограничивающее возможность о каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. £5

Для целей регулирования размещения заказов и защиты конкуренции товаром признает- £5 ся объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), пред- ^ назначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. о

Взаимозаменяемыми являются товары, которые могут быть сравнимы по их функцио- о нальному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене о-и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов | заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производс- о твенных целях). ®

При проведении торгов необходимо четко определять предмет закупки. Для определения предмета заказчик составляет подробные спецификации товаров, определяет характеристи- о ки работ (выполнение сложных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ) или услуг. Ограничение количества участников конкурса вследс- ^ твие исключения из их числа организаций, осуществляющих деятельность по оказанию од- § ной из услуг, работ входящих в предмет торгов, ведет к ограничению конкуренции. ^

Что касается поведения участников размещения заказа по отношению к заказчику и конкурентам, то следует выделить следующие формы запрещенного ведения хозяйственной деятельности.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. В том числе не допускается:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производи-

^ телей;

ь 3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых (□ им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими

субъектами;

^ 4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства ^ индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ,

2 услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. Например, в случае установления факта подачи одним участником размещения заказа □ двух и более заявок на участие в конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, ^ что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в конкурсе О такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматрива-0 ютсяивозвращаются такомуучастнику.

ш Участник размещения заказа, который может оказывать влияние на деятельность специа-о лизированной организации, не может подать заявку на участие в конкурсе. ф Формой недобросовестной конкуренции следует также признавать предложение участ-§ ником размещения заказа условий выполнения контракта - в частности заниженного срока > выполнения работ или завышенного срока гарантии, при условии, что они не подтверждают-

5 ся практикой выполнения соответствующих видов работ, нарушают технологию выполне-

1 ния работ.

т При наличии признаков того, что предлагаемые условия выполнения контракта, не отве-££ чают нормам законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, ^ разумности и справедливости действия такого участника размещения заказа требуется оце-о нить с точки зрения наличия в них недобросовестной конкуренции.

2 Соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов если такие соглаше-2 ния или согласованные действия приводят или могут привести в том числе к:

^ 1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; о 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

о 3) разделу рынка по территориальному принципу, объёму продажи или покупки товаров, ^ ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказ-

| чиков).

о Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрета щается координация экономической деятельности участников размещения заказа, если такая

координация приводит или может привести к названным последствиям. о Важной с точки зрения пресечения согласованных действий является возможность не заключения контракта по итогам проведения котировок при наличии совокупности условий,

о отражающих направленность действий на повышение цен. Так, в случае, если победитель о в проведении запроса котировок, признанный уклонившимся от заключения контракта, и 00 участник размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие ус-

ловия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий, являются лицами, способными оказывать влияние на деятельность друг друга, заказчик не вправе заключить государственный или муниципальный контракт с указанным участником размещения заказа. В этом случае заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок.

В качестве инструментов, обеспечивающих предупреждение неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков можно также рассмотреть следующие:

- установление требования как об обеспечении заявки на участие в торгах, так и об обеспечении исполнения контракта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как указывает Минэкономразвития России [6] представление обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии или страхования ответственности по контракту косвенным образом подтверждает возможность поставщика (подрядчика, исполнителя) успешно исполнить свои контрактные обязательства. Это обуславливается тем, что финансовые и страховые организации, предлагая указанные виды обеспечений, принимают на себя финансовые риски поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам и, в этой связи, ^ вынуждены осуществлять многоаспектную проверку таких поставщиков (подрядчиков, ис- ь полнителей) на предмет наличия у них соответствующих финансовых и трудовых ресурсов, щ технологического оборудования и других составляющих для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом контракта;

- формирование точных и однозначных требований к качественным, техническим, фун- И кциональным характеристикам и т.д. товара, работы, услуги и порядку их приемки ^ заказчиком. Такие требования снизят возможность поставки товара не отвечающего потребностям заказчика и позволят не принимать товар, работу не соответствующие о заявленным требованиям.

Однако следует иметь ввиду, излишняя детализация параметров может привести к необоснованному ограничению доступа к процедуре размещения заказа. В этой связи следу- □ ет при определении характеристик закупаемого товара, работы, услуги указывать диапазон ^ значений либо минимальные или максимальные значения; О

- установление запрета на участие в размещении заказа лицам, сведения о которых 0 включены в реестр недобросовестных поставщиков; Ей

- необходимо подчеркнуть, что существенную роль в определении поставщика (подряд- § чика, исполнителя) и условий исполнения им контракта играют используемые крите- ^ рии и порядок оценки конкурсных заявок. При их разработке следует формулировать § критерии и порядок оценки таким образом, чтобы обеспечить признание победителем > лица предлагающего лучшие с точки зрения интересов именно заказчика условия ис- 2 полнения контракта. ^

Контракт заключается на условиях, указанных в поданной заявке. Использование кри- $ териев при определении победителя не имеющих значения для заказчика с точки зрения о качества исполнения контракта может привести к тому, что победителем будет признано о лицо, предложившее лучшие показатели именно по таким (не первостепенным) критериям, и худшие по критериям, влияющим именно на качество исполнения контракта. Например, £5 такая ситуация может сложиться если при размещении заказа победителем будет признано £5 лицо предложившее лишь выполнение контракта в более короткий срок, при том, что сроч- ^ ность его исполнения не является для заказчика определяющим критерием. Практика пока- § зывает, что использование критериев - срок выполнения работ, срок гарантии, иногда ведет о к тому, что участниками размещения заказа предлагаются заведомо невыполнимые сроки о-исполнения контракта. При незначительных размерах санкций за нарушение таких сроков | для участника размещения заказа экономически выгодно получив заказ, уплатить штрафные о санкции за неисполнение в срок контракта. В ситуации, когда заказчик имеет потребность ® в предоставлении конкретных гарантий, выполнении работы (получении товара) к конкретному сроку он вправе их устанавливать в конкурсной документации в качестве требований к о сроку и (или) объему предоставления гарантий качества, сроку (периоду) поставки товара.

Особенности отбора финансовых организаций в том числе при размещении государс- ^ твенного или муниципального заказа установлены в Законе «О защите конкуренции» и пре- § дусматривают: (Т)

1. Исчерпывающий перечень финансовых услуг, закупка которых осуществляется с учетом установленных особенностей.

К таким услугам относятся: 1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады; 2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам; 3) предоставление кредита; 4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц; 5) выдача банковских гарантий; 6) услуги на рынке ценных бумаг; 7) услуги по договору лизинга; 8) страхование имущества; 9) личное страхование, в том числе медицинское страхование; 10) негосударственное пенсионное страхование; 11) страхование ответственности.

При этом отобрать по итогам конкурса/аукциона одну финансовую организацию для оказания нескольких финансовых услуг (например, ведение счета и инкассация денежных средств) возможно в случае соблюдения в совокупности условий:

- определения данных услуг в качестве предмета конкурса;

- отсутствия на рынке организаций, осуществляющих деятельность по оказанию одной ^ из услуг, входящих в предмет торгов.

ь В противном случае произойдет ограничение доступа к процедуре размещения заказа и (□ ограничение конкуренции, что может явиться основанием для признания размещения заказа недействительным.

^ 2. Исчерпывающий перечень способов отбора финансовых организаций, оказывающих

данные финансовые услуги. ^ Отбор финансовых организаций для оказаний названных услуг может осуществляться ;> только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

При этом статья 18 Закона «О защите конкуренции» не содержит условий, соблюдение □ которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соот-^ ветствующих конкурсов или аукционов.

О Таким образом, для получения перечисленных финансовых услуг, соответствующие субъ-0 екты обязаны проводить открытый конкурс или открытый аукцион.

ш Необходимо подчеркнуть особенность такой услуги как обязательное страхование граж-

0 данской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) которая состо-ф ит в том, что страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), § структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении > страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством

5 Российской Федерации [3]. Таким образом тариф (цена) услуги ОСАГО должен быть одинаков

1 у всех страховых компаний, что делает невозможным применение такого способа закупки т как аукцион, и делает невозможным сравнение данной услуги по критерию - цена контрак-^ та. Единственный способ размещения заказа, позволяющий провести объективное сравнение ^ закупаемой услуги ОСАГО - открытый конкурс, при котором определяются лучшие условия

исполнения контракта по совокупности критериев, отражающих функциональные, качественные характеристики услуги.

3. Исчерпывающий перечень субъектов обязанных осуществлять закупку соответствую-0 щих финансовых услуг одним из установленных способов. о К таким субъектам относятся: о 1) Федеральные органы исполнительной власти; ^ 2) Органы исполнительной власти субъектов российской федерации; | 3) Органы местного самоуправления; о 4) Государственные внебюджетные фонды;

6 5) Субъекты естественных монополий.

Иные лица, прямо не указанные, не обязаны осуществлять отбор финансовых организаций й для оказания названных услуг путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Перечисленные требования не распространяются, например, на органы представительной о власти субъекта Российской Федерации, государственные и муниципальные учреждения и о другие лица. Но учитывая названную выше особенность услуги ОСАГО и органы представи-00 тельной власти субъекта Российской Федерации и государственные и муниципальные учреж-

дения должны для заключения контракта на услугу ОСАГО провести открытый конкурс.

Положения, изложенные выше явились следствием анализа отдельных норм соответствующего законодательства и практики их применения и ориентированы на повышение эффективности механизма проведения торгов и системы государственного контроля за размещением заказов. Поднятые вопросы, сформулированные предложения затрагивают лишь незначительную часть противоречий, разрешение которых будет способствовать развитию условий конкуренции при проведении торгов, что обуславливает необходимость углубления анализа и расширение круга рассматриваемых вопросов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.1991.

2. Закон РФ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995.

3. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002. ^

4. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-Ф3 от 26.07.2006. ь

5. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа- щ ние услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005.

6. Письмо Минэкономразвития России № 6121-АШ/Д04 от 02.05.2007. ^

г ш

о IN

ЛОПАТИНА И.Ю. □

модель интегрированной системы связей с ш

общественностью о

- о

I— ф

I—

РК представляет собой постоянно развивающуюся область знаний и профессиональной о

практики, ставший в настоящее время видом бизнеса. Важным результатом такого развития ф

становится появление множества подходов и концепций организации коммуникаций между ^

компанией и общественностью, включая потребителей [5]. ^

Одним из главных вопросов, которые возникают перед современной организацией, - как о

собрать воедино и эффективно использовать все существующие каналы массовой и личной х

маркетинговой коммуникации для достижения поставленных корпоративных целей. &

Ответ находится в двух плоскостях. Во-первых, организация профессионального управ- ^

ления маркетинговыми коммуникациями, куда включаются и РК. Во-вторых, использование ^

такой интеграционной структуры РК, которая в наибольшей степени учитывает произошед- о

шие на рынках изменения. 2

Но коммуникация не может рассматриваться как односторонний процесс. Коммуникация ^

всегда предусматривает обратную связь, то есть получение отклика от потенциального пот- ^

ребителя. Нельзя сказать, что в традиционных коммуникационных концепциях отсутствует о

понимание важности обратной связи с потребителем. При этом традиционно к потребителю о

обращались только в тех случаях, когда уже существовал некий план действий по продвиже- ^

нию товара, а в процессе коммуникации требовалось его подкорректировать или подтвердить =|

эмпирически. То есть потребитель преимущественно рассматривался в качестве пассивного о

участника процесса коммуникации. Сегодня такой подход не способствует росту эффектив- т

ности мероприятий РК и маркетинга. Таким образом, важной проблемой является необходи- §

мость вовлечения потребителя в активную двухстороннюю маркетинговую коммуникацию [6]. ^

Следующей важной проблемой современной фирмы становится налаживание четкого ор- 1

ганизационного контроля за потоками информации, идущими по всем каналам коммуника- о

ции. Наиболее значимой частью это проблемы является координирование бюджета и содер- о

жания рекламных и РК-мероприятий, проводимых по разным коммуникационным каналам. В О)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.