4. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова. СПб., 1999.
5. Колесов В.В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. СПб., 1998.
6. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М., 2005.
7. Ларин Б.А. О лингвистическом изучении города // Ларин Б.А. Избранные работы. М., 1977.
8. Лингвистический Энциклопедический словарь. М., 1990.
9. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.
10. Розенталь Д.Э., теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
11. Суперанская А.В. Русский язык XXI в. // Журналистика и культура речи. 2005. № 3.
ЛОКОТА О.В.
СП
_0 ь о ш X
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ КОНКУРЕНЦИИ ПРИ *
ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВ 2
-ш
Расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в процедурах ° связанных с размещением государственных и муниципальных заказов и развитие добросовестной конкуренции являются целями формализации соответствующих отношений [5, 4]. д Анализ механизма государственного регулирования размещения заказов позволяет выде- □ лить три группы отношений, регламентация которых обеспечивает достижение этих целей. ^ К первой группе относятся действия заказчика по отношению к участникам размещения за- ^ каза при проведении торгов. Самостоятельным объектом регулирования выступает поведе- о ние участников размещения заказа по отношению к заказчику и конкурентам. Третья группа, ю рассматриваемых отношений, возникает при закупке финансовых услуг в силу установлен- о ных особенностей отбора финансовых организаций. ф Применительно к первой группы отношений следует указать, что при проведении торгов ^ запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению ^ или устранению конкуренции, в том числе: 5 1. Координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников. х При размещении заказа какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, & специализированной организации или комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения размещение заказа может быть признано ^
недействительным по иску заинтересованного лица. о
0
1_
0
1_
о
Запрещаются такие действия как рекомендации, одобрение организаторами торгов или заказчиками в какой-либо форме возможности подачи заявки, условий заявки, времени ее
подачи, внесения в нее изменений или ее отзыва. 5
При этом заказчик, уполномоченный орган в ответ на письменный запрос, в том числе в о
форме электронного документа, любого участника размещения заказа о разъяснении поло- ^
жений конкурсной документации или документации об аукционе обязан: ^
- направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения со- =| ответствующих положений документации; о
- разместить такое разъяснение на официальном сайте с указанием предмета запроса, но т без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос. §
2. Создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных ус- ^
ловий участия в торгах. 1
Такие условия создаются в том числе путём: о
I
предоставления доступа к информации доступ к которой остальным участникам разме- о щения заказа ограничен; 0)
- не размещения на официальном сайте разъяснений конкурсной документации или документации об аукционе;
- уменьшения для отдельного участника размещения заказа обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта;
- нарушения порядка регистрации поступающих конкурсных / аукционных заявок в том числе регистрация не в порядке поступления и др.
Требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом должны в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа.
3. Нарушение порядка определения победителя или победителей торгов. Извещение о проведении торгов должно содержать сведения в том числе о преимуществах, в отношении предлагаемой цены контракта предоставляемых учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов.
Конкурсная документация должна содержать в том числе критерии оценки заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. До установления Правительс-^ твом РФ порядка оценки заявок такой порядок устанавливается заказчиком в соответствии с ь законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для (□ государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), нормативными правовыми актами субъекта федерации, органов местного самоуправления, а при их отсутствии - самостоятель-^ но в соответствии с Законом. При этом заказчиком должны устанавливаться критерии, предусмотренные Законом, их содержание и значимость. ^ Нарушением порядка определения победителя торгов будет являться: ;> - не соблюдение объявленных условий предоставления преимуществ;
- отсутствие критериев и порядка оценки и сопоставления заявок;
- использование критериев не предусмотренных Законом;
- не использование критериев, содержащихся в конкурсной документации; □ - использование критериев, не содержащихся в конкурсной документации;
^ - нарушение порядка оценки и сопоставления заявок, содержащегося в конкурсной до-О кументации;
0 - отсутствие единообразия расчетов (способов округления) при оценке и сопоставлении ш заявок.
0 4. Участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торф гов или работников заказчиков в торгах.
СО п
^ В качестве организатора торгов может выступать специализированная организация при> влеченная заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов.
5 Специализированная организация не может быть участником размещения заказа, если
1 эта организация осуществляет функции по размещению заказа.
т Заказчик, уполномоченный орган не вправе включать в состав конкурсной, аукционной ££ комиссии физических лиц, лично заинтересованных в результатах размещения заказа (в том ^ числе физических лиц, подавших заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе о либо состоящих в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физических лиц,
2 на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физи-2 ческих лиц, являющихся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов ^ управления, кредиторами участников размещения заказа).
о Действующее законодательство [2] определяет следующие условия признания лиц заинек тересованными.
^ Каждое из перечисленных ниже лиц:
| - член совета директоров (наблюдательного совета) общества;
о - лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, в
6 том числе управляющей организации или управляющего;
- член коллегиального исполнительного органа общества;
о - акционер общества, имеющий совместно с его аффилированными [1] лицами 20 и более
процентов голосующих акций общества; о - лицо, имеющее право давать обществу обязательные для него указания; о - признаётся заинтересованным в совершении сделки в случаях, если:
00 а) названные лица;
п
б) их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные;
в) их аффилированные лица являются:
- стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
- владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.
В случае выявления в составе комиссии заинтересованных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа.
5. Запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными ь правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах. щ
Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть ^ любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собствен- И ности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том ^ числе индивидуальный предприниматель. ^
Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотрен- о ных федеральными законами.
Кроме того, конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, ^ знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные □ образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а ^ также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие О требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. 0
Следует подчеркнуть, что не смотря на права заказчика требовать обеспечения испол- Ей нения контракта, способ такого обеспечения - банковская гарантия, страхование ответс- § твенности по контракту или передача заказчику в залог денежных средств, определяется ^ участником самостоятельно и заказчик не вправе требовать предоставления обеспечения Ц исполнения контракта в конкретной форме и не допускать к участию в торгах по причине не > соблюдения формы обеспечения исполнения контракта. 2
6. Запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в со- ^ став лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с то- $ варами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. о
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, ограничивающее возможность о каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. £5
Для целей регулирования размещения заказов и защиты конкуренции товаром признает- £5 ся объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), пред- ^ назначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. о
Взаимозаменяемыми являются товары, которые могут быть сравнимы по их функцио- о нальному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене о-и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов | заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производс- о твенных целях). ®
При проведении торгов необходимо четко определять предмет закупки. Для определения предмета заказчик составляет подробные спецификации товаров, определяет характеристи- о ки работ (выполнение сложных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ) или услуг. Ограничение количества участников конкурса вследс- ^ твие исключения из их числа организаций, осуществляющих деятельность по оказанию од- § ной из услуг, работ входящих в предмет торгов, ведет к ограничению конкуренции. ^
Что касается поведения участников размещения заказа по отношению к заказчику и конкурентам, то следует выделить следующие формы запрещенного ведения хозяйственной деятельности.
Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. В том числе не допускается:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производи-
^ телей;
ь 3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых (□ им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими
субъектами;
^ 4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства ^ индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ,
2 услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. Например, в случае установления факта подачи одним участником размещения заказа □ двух и более заявок на участие в конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, ^ что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в конкурсе О такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматрива-0 ютсяивозвращаются такомуучастнику.
ш Участник размещения заказа, который может оказывать влияние на деятельность специа-о лизированной организации, не может подать заявку на участие в конкурсе. ф Формой недобросовестной конкуренции следует также признавать предложение участ-§ ником размещения заказа условий выполнения контракта - в частности заниженного срока > выполнения работ или завышенного срока гарантии, при условии, что они не подтверждают-
5 ся практикой выполнения соответствующих видов работ, нарушают технологию выполне-
1 ния работ.
т При наличии признаков того, что предлагаемые условия выполнения контракта, не отве-££ чают нормам законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, ^ разумности и справедливости действия такого участника размещения заказа требуется оце-о нить с точки зрения наличия в них недобросовестной конкуренции.
2 Соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов если такие соглаше-2 ния или согласованные действия приводят или могут привести в том числе к:
^ 1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; о 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
о 3) разделу рынка по территориальному принципу, объёму продажи или покупки товаров, ^ ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказ-
| чиков).
о Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрета щается координация экономической деятельности участников размещения заказа, если такая
координация приводит или может привести к названным последствиям. о Важной с точки зрения пресечения согласованных действий является возможность не заключения контракта по итогам проведения котировок при наличии совокупности условий,
о отражающих направленность действий на повышение цен. Так, в случае, если победитель о в проведении запроса котировок, признанный уклонившимся от заключения контракта, и 00 участник размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие ус-
ловия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий, являются лицами, способными оказывать влияние на деятельность друг друга, заказчик не вправе заключить государственный или муниципальный контракт с указанным участником размещения заказа. В этом случае заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок.
В качестве инструментов, обеспечивающих предупреждение неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков можно также рассмотреть следующие:
- установление требования как об обеспечении заявки на участие в торгах, так и об обеспечении исполнения контракта.
Как указывает Минэкономразвития России [6] представление обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии или страхования ответственности по контракту косвенным образом подтверждает возможность поставщика (подрядчика, исполнителя) успешно исполнить свои контрактные обязательства. Это обуславливается тем, что финансовые и страховые организации, предлагая указанные виды обеспечений, принимают на себя финансовые риски поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам и, в этой связи, ^ вынуждены осуществлять многоаспектную проверку таких поставщиков (подрядчиков, ис- ь полнителей) на предмет наличия у них соответствующих финансовых и трудовых ресурсов, щ технологического оборудования и других составляющих для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом контракта;
- формирование точных и однозначных требований к качественным, техническим, фун- И кциональным характеристикам и т.д. товара, работы, услуги и порядку их приемки ^ заказчиком. Такие требования снизят возможность поставки товара не отвечающего потребностям заказчика и позволят не принимать товар, работу не соответствующие о заявленным требованиям.
Однако следует иметь ввиду, излишняя детализация параметров может привести к необоснованному ограничению доступа к процедуре размещения заказа. В этой связи следу- □ ет при определении характеристик закупаемого товара, работы, услуги указывать диапазон ^ значений либо минимальные или максимальные значения; О
- установление запрета на участие в размещении заказа лицам, сведения о которых 0 включены в реестр недобросовестных поставщиков; Ей
- необходимо подчеркнуть, что существенную роль в определении поставщика (подряд- § чика, исполнителя) и условий исполнения им контракта играют используемые крите- ^ рии и порядок оценки конкурсных заявок. При их разработке следует формулировать § критерии и порядок оценки таким образом, чтобы обеспечить признание победителем > лица предлагающего лучшие с точки зрения интересов именно заказчика условия ис- 2 полнения контракта. ^
Контракт заключается на условиях, указанных в поданной заявке. Использование кри- $ териев при определении победителя не имеющих значения для заказчика с точки зрения о качества исполнения контракта может привести к тому, что победителем будет признано о лицо, предложившее лучшие показатели именно по таким (не первостепенным) критериям, и худшие по критериям, влияющим именно на качество исполнения контракта. Например, £5 такая ситуация может сложиться если при размещении заказа победителем будет признано £5 лицо предложившее лишь выполнение контракта в более короткий срок, при том, что сроч- ^ ность его исполнения не является для заказчика определяющим критерием. Практика пока- § зывает, что использование критериев - срок выполнения работ, срок гарантии, иногда ведет о к тому, что участниками размещения заказа предлагаются заведомо невыполнимые сроки о-исполнения контракта. При незначительных размерах санкций за нарушение таких сроков | для участника размещения заказа экономически выгодно получив заказ, уплатить штрафные о санкции за неисполнение в срок контракта. В ситуации, когда заказчик имеет потребность ® в предоставлении конкретных гарантий, выполнении работы (получении товара) к конкретному сроку он вправе их устанавливать в конкурсной документации в качестве требований к о сроку и (или) объему предоставления гарантий качества, сроку (периоду) поставки товара.
Особенности отбора финансовых организаций в том числе при размещении государс- ^ твенного или муниципального заказа установлены в Законе «О защите конкуренции» и пре- § дусматривают: (Т)
1. Исчерпывающий перечень финансовых услуг, закупка которых осуществляется с учетом установленных особенностей.
К таким услугам относятся: 1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады; 2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам; 3) предоставление кредита; 4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц; 5) выдача банковских гарантий; 6) услуги на рынке ценных бумаг; 7) услуги по договору лизинга; 8) страхование имущества; 9) личное страхование, в том числе медицинское страхование; 10) негосударственное пенсионное страхование; 11) страхование ответственности.
При этом отобрать по итогам конкурса/аукциона одну финансовую организацию для оказания нескольких финансовых услуг (например, ведение счета и инкассация денежных средств) возможно в случае соблюдения в совокупности условий:
- определения данных услуг в качестве предмета конкурса;
- отсутствия на рынке организаций, осуществляющих деятельность по оказанию одной ^ из услуг, входящих в предмет торгов.
ь В противном случае произойдет ограничение доступа к процедуре размещения заказа и (□ ограничение конкуренции, что может явиться основанием для признания размещения заказа недействительным.
^ 2. Исчерпывающий перечень способов отбора финансовых организаций, оказывающих
данные финансовые услуги. ^ Отбор финансовых организаций для оказаний названных услуг может осуществляться ;> только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При этом статья 18 Закона «О защите конкуренции» не содержит условий, соблюдение □ которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соот-^ ветствующих конкурсов или аукционов.
О Таким образом, для получения перечисленных финансовых услуг, соответствующие субъ-0 екты обязаны проводить открытый конкурс или открытый аукцион.
ш Необходимо подчеркнуть особенность такой услуги как обязательное страхование граж-
0 данской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) которая состо-ф ит в том, что страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), § структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении > страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством
5 Российской Федерации [3]. Таким образом тариф (цена) услуги ОСАГО должен быть одинаков
1 у всех страховых компаний, что делает невозможным применение такого способа закупки т как аукцион, и делает невозможным сравнение данной услуги по критерию - цена контрак-^ та. Единственный способ размещения заказа, позволяющий провести объективное сравнение ^ закупаемой услуги ОСАГО - открытый конкурс, при котором определяются лучшие условия
исполнения контракта по совокупности критериев, отражающих функциональные, качественные характеристики услуги.
3. Исчерпывающий перечень субъектов обязанных осуществлять закупку соответствую-0 щих финансовых услуг одним из установленных способов. о К таким субъектам относятся: о 1) Федеральные органы исполнительной власти; ^ 2) Органы исполнительной власти субъектов российской федерации; | 3) Органы местного самоуправления; о 4) Государственные внебюджетные фонды;
6 5) Субъекты естественных монополий.
Иные лица, прямо не указанные, не обязаны осуществлять отбор финансовых организаций й для оказания названных услуг путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Перечисленные требования не распространяются, например, на органы представительной о власти субъекта Российской Федерации, государственные и муниципальные учреждения и о другие лица. Но учитывая названную выше особенность услуги ОСАГО и органы представи-00 тельной власти субъекта Российской Федерации и государственные и муниципальные учреж-
дения должны для заключения контракта на услугу ОСАГО провести открытый конкурс.
Положения, изложенные выше явились следствием анализа отдельных норм соответствующего законодательства и практики их применения и ориентированы на повышение эффективности механизма проведения торгов и системы государственного контроля за размещением заказов. Поднятые вопросы, сформулированные предложения затрагивают лишь незначительную часть противоречий, разрешение которых будет способствовать развитию условий конкуренции при проведении торгов, что обуславливает необходимость углубления анализа и расширение круга рассматриваемых вопросов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.1991.
2. Закон РФ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995.
3. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002. ^
4. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-Ф3 от 26.07.2006. ь
5. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа- щ ние услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005.
6. Письмо Минэкономразвития России № 6121-АШ/Д04 от 02.05.2007. ^
г ш
о IN
ЛОПАТИНА И.Ю. □
□
модель интегрированной системы связей с ш
общественностью о
- о
I— ф
I—
РК представляет собой постоянно развивающуюся область знаний и профессиональной о
практики, ставший в настоящее время видом бизнеса. Важным результатом такого развития ф
становится появление множества подходов и концепций организации коммуникаций между ^
компанией и общественностью, включая потребителей [5]. ^
Одним из главных вопросов, которые возникают перед современной организацией, - как о
собрать воедино и эффективно использовать все существующие каналы массовой и личной х
маркетинговой коммуникации для достижения поставленных корпоративных целей. &
Ответ находится в двух плоскостях. Во-первых, организация профессионального управ- ^
ления маркетинговыми коммуникациями, куда включаются и РК. Во-вторых, использование ^
такой интеграционной структуры РК, которая в наибольшей степени учитывает произошед- о
шие на рынках изменения. 2
Но коммуникация не может рассматриваться как односторонний процесс. Коммуникация ^
всегда предусматривает обратную связь, то есть получение отклика от потенциального пот- ^
ребителя. Нельзя сказать, что в традиционных коммуникационных концепциях отсутствует о
понимание важности обратной связи с потребителем. При этом традиционно к потребителю о
обращались только в тех случаях, когда уже существовал некий план действий по продвиже- ^
нию товара, а в процессе коммуникации требовалось его подкорректировать или подтвердить =|
эмпирически. То есть потребитель преимущественно рассматривался в качестве пассивного о
участника процесса коммуникации. Сегодня такой подход не способствует росту эффектив- т
ности мероприятий РК и маркетинга. Таким образом, важной проблемой является необходи- §
мость вовлечения потребителя в активную двухстороннюю маркетинговую коммуникацию [6]. ^
Следующей важной проблемой современной фирмы становится налаживание четкого ор- 1
ганизационного контроля за потоками информации, идущими по всем каналам коммуника- о
ции. Наиболее значимой частью это проблемы является координирование бюджета и содер- о
жания рекламных и РК-мероприятий, проводимых по разным коммуникационным каналам. В О)