Бюджетная политика
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам
Учреждения культуры могут выступать в роли государственных и иных заказчиков при размещении заказов, в том числе на поставку товаров для государственных, муниципальных нужд и бюджетных учреждений. Тип заказчика зависит от формы бюджетного учреждения — казенное, бюджетное или автономное. В роли государственного заказчика может выступать исключительно казенное учреждение, осуществляющее свою деятельность в области культуры. Все иные бюджетные учреждения при осуществлении государственных закупок могут выступать только в качестве иных заказчиков.
Вместе с тем тип заказчика не влияет на порядок размещения заказов, в том числе на поставку товаров для государственных, муниципальных нужд и бюджетных учреждений. Рассмотрим положения о государственных (муниципальных) заказах, а также особенности размещения заказов в сфере культуры.
Российская система государственных закупок построена на специальном порядке размещения заказов для государственных, муниципальных нужд и бюджетных учреждений (далее — размещение заказов). Основным нормативным документом, устанавливающим порядок размещения заказов, является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ). Он устанавливает единый порядок размещения заказов в целях:
— обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов;
— эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;
— расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия;
— развития добросовестной конкуренции;
— совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;
— обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов;
— предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере государственных закупок.
Статья 3 Закона № 94-ФЗ относит к государственным нуждам заказы, которые обеспечиваются за счет федерального или региональных бюджетов и внебюджетных источников в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ и реализации межгосударственных целевых программ, осуществления функций и полномочий субъектов РФ, выполнения региональных целевых программ. Под нуждами федеральных и региональных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые ими (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах.
Под муниципальными нуждами в ст. 3 Закона № 94-ФЗ понимаются заказы, которые обеспечивают за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или)
законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые ими (независимо от источников финансирования) потребности в товарах, работах, услугах.
Иными словами, под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджетов разного уровня и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, а также государственных (муниципальных) заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых, в частности, для осуществления внешних и внутренних функций и полномочий РФ, ее субъектов, а также государственных (муниципальных) заказчиков. А под нуждами бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые соответствующими бюджетными учреждениями (независимо от источников финансирования) потребности в товарах, работах, услугах.
В силу ст. 4 Закона № 94-ФЗ государственными (муниципальными) заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе государственной власти), управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
При этом бюджетные учреждения Законом № 94-ФЗ не включены в состав государственных или муниципальных заказчиков. Они называются иными заказчиками (ст. 4 Закона № 94-ФЗ).
Таким образом, в качестве государственных (муниципальных) заказчиков, которые вправе заключать госконтракты от имени государства, субъектов РФ или муниципальных образований РФ могут выступать лишь бюджетные учреждения, отнесенные законодательством в состав казенных учреждений.
Бюджетные учреждения культуры (с расширенными правами), а также автономные учреждения культуры могут выступать лишь иными заказчиками, которые заключают гражданско-правовые договоры на обеспечение бюджетных нужд от имени самого учреждения.
О том, что автономные учреждения культуры не вправе выступать в качестве заказчиков на размещение заказов, в том числе на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд,
указано и в письме Минэкономразвития России от 18.01.2008 № Д04-90 «По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ».
Обратите внимание, размещать заказы, в том числе на поставку товаров, бюджетные учреждения культуры (заказчики) могут самостоятельно, через уполномоченные органы либо силами специализированных организаций.
Выбор такой специализированной организации осуществляется заказчиком путем размещения заказа на оказание услуг для нужд заказчиков в порядке, определенном Законом № 94-ФЗ, на что указывает п. 2 ст. 6 Закона № 94-ФЗ.
Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного, муниципального контракта или же гражданско-правового договора.
Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом участники размещения заказа должны отвечать обязательным требованиям, установленным ст. 11 Закона № 94-ФЗ.
Как следует из ст. 10 Закона № 94-ФЗ, размещение заказа может осуществляться:
— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
— без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), натоварных биржах).
Способ размещения заказа определяется заказчиком. При этом общепринятым способом размещения заказов являются торги. Все остальные способы размещения заказов могут применяться только в случаях? непосредственно предусмотренных Законом № 94-ФЗ. На это указывает обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.
Одной из форм проведения торгов является конкурс. Согласно Закону № 94-ФЗ под ним понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта, и заявке которого на участие в конкурсе присвоен первый номер.
Причем проведение торгов в форме конкурса возможно, если стоимость контракта на поставку товаров не превышает 500тыс. руб. и они не
включены в перечень товаров (работ, услуг), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р, размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона.
Конкурс может быть открытым или закрытым. Проведение закрытого конкурса возможно только в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте государственного контракта. Особенности проведения закрытого конкурса установлены ст. 30 Закона № 94-ФЗ.
Все иные заказы размещаются посредством проведения открытого конкурса. Причем анализ Закона № 94-ФЗ позволяет отметить, что процедура его проведения заключается в следующем.
Конкурсная комиссия. При размещении заказа путем проведения конкурса заказчиком в первую очередь создается конкурсная комиссия. Причем решение о ее создании принимается заказчиком до опубликования в официальном печатном издании или до размещения в Интернете на официальном сайте размещения заказов извещения о проведении конкурса. Он же определяет и состав комиссии (не более пяти человек), порядок ее работы, а также назначает председателя. При этом п. 2 ст. 7 Закона № 94-ФЗ закреплено право заказчика включать в конкурсную комиссию преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков.
Конкурсная комиссия осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам, ведет отбор участников, рассматривает, оценивает и сопоставляет заявки, определяет победителя, а также ведет соответствующие протоколы.
Проведение конкурса. При проведении конкурса заказчик может установить требование о денежном обеспечении заявки на участие в конкурсе, размер которого ограничен 5 % от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В отношении субъектов малого предпринимательства размер такого обеспечения не может превышать 2 % цены лота. Если денежное обеспечение заявки на участие в конкурсе установлено, то оно в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и в обязательном порядке указывается в конкурсной документации.
Кроме того, заказчик может принять решение об установлении требования об обеспечении исполнения госконтракта. Но это касается только участ-
ников конкурса, с которыми заключается контракт. Причем, если стоимость контракта не превышает 50 млн руб., то речь идет о праве заказчика, при большей стоимости — это уже его обязанность.
Размер обеспечения исполнения госконтракта колеблется от 10 до 30 % начальной (максимальной) цены контракта. Если условиями госконтракта предусмотрена выплата аванса, то обеспечение исполнения госконтракта не может быть меньше его суммы. В качестве обеспечения исполнения государственного контракта могут выступать:
— безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией;
— договор поручительства;
— денежные средства, в том числе в форме вклада (депозита).
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником конкурса, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Обратите внимание, если лицом, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение, то представления обеспечения исполнения контракта не требуется.
При проведении открытого конкурса на размещение заказа на поставку товаров заказчик на официальном сайте размещения заказов (www. zakupki. gov. ru) должен поместить извещение о его проведении. Причем в общем случае это необходимо сделать заранее — не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным заявкам.
В извещении о проведении конкурса заказчиком указываются сведения, перечисленные в п. 4 ст. 21 Закона № 94-ФЗ:
— форматоргов;
— наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
— предмет контракта с указанием количества поставляемого товара;
— место поставки товара;
— начальная (максимальная) цена контракта (ценалота);
— срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором она размещена, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;
— место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, место, дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;
— преимущества, предоставляемые производителям товаров в лице учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и (или) организаций инвалидов, если такие преимущества имеются. В отношении указанных лиц заказчик вправе устанавливать преимущества по цене контракта в размере до 15 % в порядке и в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ.
Напоминаем, что перечни таких товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Конкурсная документация. Для проведения конкурса заказчиком разрабатывается конкурсная документация, в которой указываются все требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности и потребительским свойствам, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Обращаем внимание, что в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам и потребительским свойствам товара) запрещено включать требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у него опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, за исключением случаев, если возможность таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом № 94-ФЗ.
Кроме того, запрещено включать в конкурсную документацию информацию о товарных знаках, наименовании места происхождения товара или наименование производителя и любую иную, которая может повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа на поставку товара. Согласны с таким подходом и суды, на что, например, указывает постановление ФАС Уральского округа от 05.07.2010 № Ф09-5070/10-С1 по делу № А50-35604/2009.
Обратите внимание, если в конкурсной документации содержится указание на иностранный
товарный знак, то в нее необходимо включить указание на торговую марку российского аналога (товара).
О том, какие конкретно сведения включаются в конкурсную документацию заказчиком, сказано в п. 4ст. 22 Закона№ 94-ФЗ. При этом все сведения, указанные в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса. Обязательным приложением к конкурсной документации выступает проект контракта. Если конкурс проводится по нескольким лотам, то проект контракта составляется по каждому лоту отдельно.
Обратите внимание, конкурсная документация размещается заказчиком на официальном сайте заказов одновременно с извещением о проведении открытого конкурса. Причем она должна быть доступна для ознакомления всем желающим без взимания платы.
Кроме того, по заявлению любого заинтересованного лица заказчик должен предоставить ему в течение двух рабочих дней конкурсную документацию в письменном или в электронном виде. За предоставление конкурсной документации в письменном виде заказчиком может устанавливаться плата, размер которой ограничен расходами на изготовление копий документов и расходов на доставку почтовой связью. Если заказчиком документация предоставляется на платной основе, то это обязательно указывается в конкурсной документации.
Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Порядок подачи заявки, а также сведения, указываемые в ней, установлены ст. 25 Закона № 94-ФЗ.
Обратите внимание, последним днем приема заявок для участия в конкурсе является день вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме, на это указывает п. 7 ст. 25 Закона № 94-ФЗ.
Пропуск данного срока может привести к негативным последствиям, на что, в частности, указывает постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2010 по делу № А19-10521/09. Исследовав материалы данного дела, арбитры пришли к выводу, что участник размещения заказа, который не подал заявку к моменту вскрытия конвертов, утрачивает право на участие в конкурсе.
Статьей 26 Закона № 94-ФЗ определено, что вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в электронной форме заявкам производятся конкурсной комиссией публично в один день, во время и в
месте, указанных в извещении о проведении открытого конкурса.
Получив заявку участника, конкурсная комиссия проверяет ее на соответствие требованиям конкурсной документации и ст. 11 Закона № 94-ФЗ. После этого принимается решение об участии претендента на выполнение заказа в конкурсе. Комиссии на изучение заявок отведено 20 дней со дня вскрытия конвертов. Процедура принятия решения о допуске к конкурсу оформляется протоколом, который визируется всеми членами конкурсной комиссии и заказчиком.
Если в результате рассмотрения заявок всем участникам размещения заказа отказано в конкурсе или к нему допущен только один участник, то конкурс признается несостоявшимся (п. 5 ст. 27 Закона № 94-ФЗ). Несмотря на это, заказчик обязан передать единственному участнику размещения заказа проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных этим участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации.
Затем, в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией, конкурсная комиссия производит оценку и сопоставление заявок, поданных участниками размещения и допущенных к конкурсу. Оценка и сопоставление заявок осуществляются комиссией в течение 10 дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., то срок, выделяемый на оценку и сопоставление заявок, может быть увеличен до 30 дней.
На основании п. 4ст. 28 Закона № 94-ФЗ критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
— функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
— расходы на эксплуатацию товара;
— расходы на техническое обслуживание товара;
— сроки (периоды) поставки товара;
— срок предоставления гарантии качества товара;
— объем предоставления гарантий качества товара.
При оценке заявок конкурсная комиссия руководствуется правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, вы-
полнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.
Как следует из п. 8 ст. 28 Закона № 94-ФЗ, на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе присваивается порядковый номер. Номера присваиваются по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок, содержащих аналогичные условия. Обращаем внимание, что установление дополнительных критериев оценки одинаковых заявок законодательством не предусмотрено. С этим согласна и арбитражная практика, на что, в частности, указывает определение ВАС РФ от 16.08.2010 № ВАС-10381/10 по делу № А40-21079/09-26-238.
С победителем конкурса заказчик заключает государственный или муниципальный контракт в порядке, предусмотренном ст. 528 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).
Перечень случаев, когда заказчик обязан отказаться от заключения госконтракта, содержится в п. 3 ст. 9 Закона № 94-ФЗ:
— победитель конкурса находится в стадии ликвидации или признан банкротом;
— деятельность победителя конкурса приостановлена в административном порядке;
— участник указал в заявке на участие в конкурсе заведомо ложные сведения;
— имущество победителя конкурса по решению суда находится под арестом;
— у победителя конкурса имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что он не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.
При размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или по-
каза национального фильма учреждения культуры должны руководствоваться общими нормами Закона № 94-ФЗ с учетом особенностей, установленных гл. 2.1 Закона № 94-ФЗ.
В соответствии с гл. 2.1 Закона № 94-ФЗ путем проведения открытого конкурса осуществляется размещение заказа на создание следующих произведений литературы и искусства:
— литературные произведения, за исключением программ для ЭВМ;
— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
— хореографические произведения и пантомимы;
— музыкальные произведения с текстом или без текста;
— аудиовизуальные произведения;
— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
— архитектурные проекты, проекты произведений градостроительства, садово-паркового искусства;
— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
— производные произведения;
— составные произведения (за исключением баз данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
При этом под архитектурным проектом, проектом произведения градостроительства, садово-паркового искусства понимаются внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, за исключением проектной документации.
Извещение о проведении открытого конкурса. Порядок проведения открытого конкурса начинается с подачи извещения о его проведении. Извещение размещается заказчиком на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе в случае размещения заказа на финансирование проката или показа национального фильма и не менее чем за 60 дней до дня вскрытия и открытия в случае размещения заказа на создание произведения литературы или искусства.
В извещении о проведении открытого конкурса заказчиком указываются следующие сведения:
— форматоргов;
— наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
— предмет контракта;
— начальная (максимальная) цена контракта (ценалота);
— сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;
— срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация;
— место, порядок, даты начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Прием заявок на участие в конкурсе прекращается не ранее чем задень до дня вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронныхдокументов заявкам на участие в конкурсе.
Причем на основании п. Зет. 31.2 Закона № 94-ФЗ заказчик вправе направить приглашения принять участие в открытом конкурсе лицам, которые способны создать произведения литературы и искусства, исполнения, являющиеся предметом контракта. При этом лица, которым направлены указанные приглашения, принимают участие в конкурсе на тех же условиях, что и иные участники размещения заказа.
Содержание конкурсной документации при проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна содержать установленные заказчиком требования к произведению литературы или искусства, исполнению или национальному фильму, создание которых либо финансирование проката или показа являются предметом контракта.
В силу ст. 31.3 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация наряду со сведениями, перечисленными в ст. 22 Закона № 94-ФЗ, должна содержать:
— требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению;
— сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;
— условия финансирования проката или показа национального фильма;
— требования к описанию участниками размещения заказа произведения литературы или искусства, исполнения либо кинопроекта, если предметом контракта являются создание произведения, финансирование проката или показа националь-
ного фильма, и (или) требования к предоставлению проектов (эскизов, макетов, чертежей, изображения и др.) указанных произведений (далее — проект произведения), к демонстрации части исполнения, к предоставлению кинопроекта;
— критерии оценки заявок на участие в конкурсе устанавливаются в соответствии с п. 3 ст. 31.6 Закона № 94-ФЗ;
— порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с п. 5ст. 31.4 Закона№ 94-ФЗ, атакже порядок, место, срок предоставления проектов произведений литературы или искусства, демонстрации части исполнения, форму проектов таких произведений, порядок, место, срок предоставления кинопроекта, если требование предоставления таких проектов произведений литературы или искусства, кинопроектов или требование о демонстрации части исполнения установлено в соответствии сп.4ст. 31.3 Закона № 94-ФЗ.
При этом проекты произведений литературы и искусства, кинопроекты предоставляются участниками размещения заказа одновременно с подачей заявки на участие в конкурсе. Срок демонстрации части исполнения может быть установлен любой со дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе и до дня окончания рассмотрения таких заявок. В конкурсной документации могут быть предусмотрены требование повторной демонстрации части исполнения в любой срок со дня начала и до дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, порядок и сроки отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки.
Срок отзыва заявок на участие в конкурсе и внесения изменений в заявки на участие в конкурсе устанавливается в соответствии с п. 6 ст. 31.4 Закона № 94-ФЗ. Устанавливаются также место, порядок, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Обратите внимание, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам — проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Подача заявок на участие в открытом конкурсе. Заявка на участие в открытом конкурсе помимо требований, перечисленных в ст. 25 Закона № 94-ФЗ, должна содержать описание произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание которых либо финан-
сирование проката или показа являются предметом контракта, в случае если требование к описанию такого произведения, исполнения, национального фильма предусмотрено конкурсной документацией.
В случае если несколько граждан планируют создание произведения литературы или искусства, исполнения, являющегося предметом контракта, совместным творческим трудом, указанные граждане подают одну заявку на участие в конкурсе и считаются одним участником размещения заказа.
Прием заявок на участие в конкурсе прекращается не ранее чем за день до дня вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Обратите внимание, п. 6 ст. 31.4 Закон № 94-ФЗ закреплено право участника размещения на изменение и отзыв заявки на участие в конкурсе.
Так, участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить ее в любое время до дня окончания приема заявок на участие в конкурсе или отозвать ее до времени вскрытия конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Если на размещение заказа подана одна заявка, и представленный проект произведения литературы или искусства соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, заказчик в течение трех дней со дня рассмотрения заявки вправе передать этому участнику проект контракта, который составляется путем включения условий, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе. При этом контракт заключается на условиях и по цене, предусмотренных заявкой такого участника. Имейте в виду, что цена контракта при этом не может превышать начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса. Участник размещения заказа не вправе отказаться от заключения контракта.
Особенности оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, предоставленных проектов произведений литературы или искусства, кинопроектов, демонстрации части исполнения.
Согласно п. 2ст. 31.6 Закона № 94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями, которые установлены конкурсной документацией.
В силу п. Зет. 31.6 Закона № 94-ФЗ заказчиком могут устанавливаться следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
— художественная и культурная значимость произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание которых либо финансирование проката или показа которого является предметом контракта;
— качественные характеристики произведения литературы или искусства, качество исполнения;
— сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;
— квалификация участников конкурса, опыт работы в соответствующей области литературы или искусства;
— цена контракта.
Обратите внимание, что перечень критериев оценки заявок является закрытым и подлежит расширительному толкованию. При этом совокупная значимость первого, второго и четвертого из перечисленных критериев не может составлять более 45 %.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта. Конкурсной комиссии предоставлено право присвоить первый номер нескольким заявкам, но они не должны превышать количество произведений литературы или искусства, на создание которых размещен заказ.
Последствия признания открытого конкурса несостоявшимся. В случае если открытый конкурс признан несостоявшимся и контракт не заключен с единственным участником конкурса либо с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), заказчик вправе объявить о проведении повторного конкурса. При этом
на основании ст. 31.7 Закона № 94-ФЗ заказчик вправе изменить условия проведения конкурса.
Напоминаем, что сведения о заключенных контрактах на создание произведений литературы и искусства заказчики должны направлять уполномоченным органам для включения этих данных в реестры государственных (муниципальных) контрактов. Исключение составляют сведения о заключенных контрактах и иных гражданско-правовых договорах на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., на что указано вп. 1 ст. 18 Закона № 94-ФЗ.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от26.11.1996 № 14-ФЗ.
2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от21.07.2005 № 94-ФЗ.
3. Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд: постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.
4. О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: постановление Правительства РФ от 17.03.2008 № 175.
5. По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 года№ 94-ФЗ: письмо Минэкономразвития России от 18.01.2008 № Д04-90.