A.l.Udovikov, A.N.Matrosov, S.A.Yakovlev, N.V.Popov
The Tendency of Many-Year Population Sizes Dynamics and Distribution of the Small Souslik in the Natural Plague Foci during thè XXth Century
Russian Anti-Plague Research Institute “Microbe", Saratov Populational status of the small-souslik, a most important plague infection carrier, was analyzed on the basis of long-term observations. Parame-
ters of numbering variations and peculiarities of spatial distribution of this rodent species are given individually for separate regions. Anthropogenic and climatic factors were shown to serve as the complex reason that had lead to the observed tendency to a sharp decrease in the numbers of the small sousliks within a significant sector of the area. '.
Поступила 27.01.05
УДК 614.3(P573)
В.В.Фисенко, ГЛ.Мурначев
ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
ЦГСЭН на транспорте в Дальневосточном регионе,
Владивостокское отделение Приморской противочумной станции, Владивосток
На основе анализа международных сообщений Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе в современных социально-экономических условиях показано решение задач, направленных на объединение усилий федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, привлечение негосударственных структур, предприятий и организаций, а также населения Дальневосточного федерального округа по предупреждению заноса и распространения инфекционных болезней, ввоза и реализации опасных грузов и товаров.
В системе общегосударственных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, санитарная охрана территории является составной их частью. Она включает комплекс мероприятий по. предупреждению заноса и распространения инфекционных болезней, представляющих опасность для населения (Болезней), а также по предотвращению ввоза и реализации товаров, химических, биологических, радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (опасных грузов и товаров) [12].
Проблема санитарной охраны территории Дальневосточного федерального, округа в последние годы приобретает особую актуальность в связи с сохранением в мире сложной санитарно-эпидемиологической обстановки и возросшим объемом грузовых и пассажирских перевозок [5].
Вместе с тем ключевая роль в экономическом развитии Дальнего Востока видится в его дальнейшей интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион, использовании транспортных функций [9].
Решение задач, направленных на достижение качественных сдвигов по предупреждению заноса и распространения Болезней, ввоза и реализации опасных грузов и товаров, невозможно оез объединения усилий федеральных, краевых, областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, широкого привлечения негосударственных структур, предприятий и организаций, а также населения субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
Учитывая это, нами был разработан проект Программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении санитарной охраны территории Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и План мероприятий ее реализации. Основанием разработки Программы явилось Решение полномочного представителя Президента РФ .в Дальнево-
сточном федеральном округе [10].
Целью Программы явилось создание эффективной системы санитарной охраны, территории Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, которая, не нарушая международные перевозки и сообщения, снизит риск заноса и распространения Болезней, ввоза и реализации опасных грузов и товаров, обеспечит эпидемиологическое благополучие населения округа и страны в целом.
В Программе намечено решить следующие задачи: 1 >
• Объединить усилия всех участников транспортного процесса в достижении поставленной цели, создав на всех административных уровнях координационные советы по санитарной охране территории. :
Используя административные механизмы и материально-технические средства участников транспортного процесса, добиться улучшения санитарного состояния транспортных средств, портов, аэропортов, вокзалов, станций, и прилегающих территории, а также создания необходимых условий для временной изоляции подозрительных на карантинные болезни людей, животных, растений, временного хранения и утилизации опасных грузов и товаров.
Создать систему финансовой заинтересованности участников транспортного процесса в соблюдении федерального законодательства, направленного на недопущение ввоза на территорию страны продукции и товаров, опасных для здоровья населения.
. В соответствии с. федеральным законодательством принятие всеми участниками транспортного процесса санитарно-эпидемиологических принципов: выявление, изоляция источников и локализация очагов Болезней, опасных грузов и товаров в пунктах пропуска через государственную границу; улучшение санитарно-гигиенических условий на транспортных средствах, в портах, аэропортах, вокзалах, станциях, а также вокруг них; ввоз в Россию
доброкачественных продуктов и товаров; недопущение ввоза в страну и реализации опасных для населения грузов.
Учесть все возрастающее значение социальногигиенического мониторинга, унифицировать наблюдение за распространением Болезней, опасных грузов и товаров, состоянием здоровья населения, создать единую информационную сеть с привлечением специалистов, осуществляющих надзор в этой области.
Содействовать санитарно-эпидемиологическим мероприятиям на транспортных средствах, в пунктах пропуска через государственную границу, на всех пассажирских и грузовых потоках и транспортных узлах.
План реализации Программы включает 54 мероприятия, сгруппированные в четырех разделах:
Мероприятия по реализации Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52;
Мероприятия по реализации Положения о пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ 19.01.1998 г. №60;
Мероприятия по реализации Международных медико-санитарных правил и Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.1328-03 «Санитарная охрана территории РФ»;
Мероприятия в целях совершенствования управления организацией санитарнои охраны конкретной территории [8].
Мероприятия по санитарной охране территории выполняют юридические лица, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, органы и учреждения, предприятия и организации различной подчиненности [12]. Для многих из них эта функция не является основной, что требует определенным образом обеспечить их взаимодействие. Следовательно, необходимо провести системный анализ сложившейся структуры на конкретной территории. На основании такого анализа построить модель организации санитарной охраны территории, спроектировать механизм ее управления и разработать мероприятия по вводу в действие системного управления такой организацией.
Понятие санитарной охраны территории включает: санитарную охрану территории российских транспортных средств (морских, речных,’ воздушных, сухопутных) в международном рейсе; санитарную охрану территории Российской Федерации в пунктах пропуска через государственную границу; санитарную охрану конкретной территории муниципального образования, а также субъекта Российской Федерации.
Руководство по организации и обеспечению санитарной охраны конкретной территории осуществляют соответствующие администрации российского транспортного средства, пункта пропуска через государственную границу, муниципального образования, субъекта Российской Федерации [11].
В плане мероприятий по реализации Программы определено для владельцев и администраций транспортных предприятий:
- обеспечить транспортные средства, совершающие международные рейсы, санитарно-противоэпидемическим имуществом;
- разработать, согласовать, утвердить в установленном порядке планы (инструкции) оперативных мероприятий в случае выявления на транспортном средстве в международном рейсе опасных бо-
лезней, грузов, товаров;
- обеспечить специальную подготовку (ежегодный инструктаж) членов экипажей (бригад) международных транспортных средств по предупреждению заноса болезней, ввоза опасных грузов, товаров, а также проведению мероприятий в случае выявления болезней, отравлений;
- морские (речные) суда, имеющие приписку к портам Дальневосточного федерального округа, а также подфлажные суда, членами экипажеи которых являются российские граждане, совершающие рейсы в страны, неблагополучные по карантинным инфекциям (чума, холера, желтая лихорадка и др. геморрагические лихорадки, малярия) обеспечить экипажи медицинскими работниками, подготовленными по карантинным и другим особо опасным инфекциям.
Пункт пропуска через государственную границу является наиболее важным субъектом в системе санитарной охраны территории Российской Федерации. Эффективно проводимые на пункте пропуска профилактические меры позволяют предупредить занос и распространение болезней, ввоз и реализацию населению опасных грузов и товаров.
В плане мероприятий по реализации Программы рекомендовано администрации пунктов- протеска через государственную границу Российской Федерации:
- оформить в установленном порядке нормативные правовые акты об открытии пункта пропуска через государственную границу;
- разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке: задание на проектирование, проектно-сметную документацию на строительство, реконструкцию, обустройство, техническое оснащение пунктов пропуска;
- обеспечить пункты пропуска через государственную границу доброкачественной питьевой водой, пищей для общественного пользования и потребления на их территории или транспортном средстве; хранение питьевои воды и продуктов питания, и обращения с ними таким образом, чтобы исключить их заражение; крысонепроницаёмость и освобождение от грызунов сооружений; эффективной системой удаления и обеззараживания, экскрементов, отбросов, сточных вод* забракованных продуктов, товаров и других, опасных для здоровья веществ; служебными и бытовыми помещениями, специальными местами, техническим оборудованием, необходимыми для осуществления соответствующих видов контроля; выделение помещений для временной изоляции больных людей, животных; выделение и оборудование (водоснабжение, канализация, освещение, подъездные пути, связь) санитарных причалов в морских и речных портах, санитарных тупиков на железнодорожных станциях, санитарных стоянок в аэропортах и автопереходах; помещениями для изоляции и временного содержания пассажиров из числа иностранных граждан, не допущенных по состоянию здоровья к паспортному контролю, обеспечить содержание этих помещении; структурные подразделения государственных контрольных органов форменной одеждой, средствами индивидуальной защиты, специальной аппаратурой и техническими средствами контроля, отбора проб и отправки для анализа и принятия других необходимых мер для быстрого и достоверного подтверждения факта выявления опасной болезни или груза, товара;
- назначить в установленном порядке межведомственные комиссии по контролю хода обустрой-
ства, строительства, реконструкции, технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу и приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов [4, 6, 7, 8, 11, 14].
Санитарная охрана территории Российской Федерации обеспечивается реализацией федеральной и региональных программ, . проведением организациями и населением в качестве составной части их деятельности гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, широкой информированностью организаций и населения о состоянии санитарно-эпидемиологической обстановки в мире, Российской Федерации и проводимых санитарно-профилактических мерах, сочетанием экономической заинтересованности организации и населения, осуществляющих международные перевозки, в соблюдении законодательства Российской Федерации в части санитарной охраны территории [12].
В настоящее время сеть международных связей России в Тихоокеанском регионе заметно развивается вне рамок традиционной системы национальных государств. В международном транспортном процессе все больше участвуют неправительственные организации, интернациональные компании. Все это осложняет правовое регулирование взаимоотношений, возникающих в процессе санитарной охраны территории Российской Федерации. Международное и Российское законодательство в этой области не обеспечивает практической потребности [5, 14, 15]. В то же время национальные, исторические, политические, социально-экономические условия на западной и восточной границе (госграница бывшего СССР и в настоящее время граница с дальним зарубежьем) России настолько разные, что требуется региональный подход в пограничной политике. Учитывая это, а также весьма напряженную санитарно-эпидемиологическую обстановку в АТР, назрела острая необходимость незамедлительного принятия Федерального закона «О санитарной охране территории Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе».
В связи с отходом большинства западных морских портов и пароходств бывшего СССР к другим государствам, значение дальневосточных' портов, аэропортов, станций для переработки экспортноимпортных грузов Российской Федерации возросло [9]. Санитарная охрана территории на современном этапе осложняется тем, что именно в АТР появились новые, ранее неизвестные возбудители инфекционных болезней [1]. Грузовые потоки включают все увеличивающее разнообразие товаров, продуктов питания, пищевого сырья, медикаментов, биологических, химических и радиоактивных веществ [2, 3]: Многие из грузов и товаров представляют опасность для человека. Возрастает роль в обмене грузовыми и пассажирскими потоками мест пересечения государственной границы автомобильными и железными дорогами, открытие которых не обеспечено соответствующим обустройством для проведения мероприятий по санитарной охране территории РФ. Все это требует современного специального оснащения, создания резерва сил и средств noAj разделений федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных на решение задач в области санитарной охраны территории Российской Федерации в Дальневосточном округе. Учитывая это, необходимо принятие Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы «Обеспечение санитарной охраны тер-
ритории Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе». ' ‘
В целях реализации ФЗ «О санитарно-эпиде-миологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52 Полномочным представителем Президента РФ' в Дальневосточном федеральном округе К.Б.Пуликовским направлено ходатайство Правительству РФ о принятии федерального закона «О санитарной охране территории Российской Федерации» и федеральной целевой программы «Санитарная охрана территории Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе» [8].
Экономическое развитие Дальнего Востока связано с активизацией экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион и дальнейшим увеличением грузовых и пассажирских перевозок [2, 3]. Социально-экономическое положение населения, здоровье людей находятся в зависимости от международных и региональных перевозок. Учитывая это, в плане мероприятий реализации Программы предложено Законодательным собраниям субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе в целях реализации ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проводить депутатские слушания по вопросам санитарной охраны территории. При утверждении бюджетов учитывать ассигнования, направленные на финансирование программ и планов по санитарной охране территории. Администрациям субъектов РФ и транспортных систем в Дальневосточном федеральном округе предложено создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций в результате заноса и распространения особо опасных болезней людей, животных, растений, а также ввоза и реализации опасных грузов и товаров. При отсутствии чрезвычайных ситуаций - определить механизм расходования зарезервированных на эти цели финансовых и материальных ресурсов на обустройство пунктов пропуска и финансирования мероприятий по санитарной охране территории и другие мероприятия.
Санитарная охрана складывается из комплекса мероприятии и процедур, обеспечивающих слежение за. санитарно-эпидемиологической ситуацией в мире; анализ транспортных связей; прогноз возможных путей заноса и распространения инфекционных болезней, ввоза и реализации опасных грузов и товаров; социально-гигиенический мониторинг за влиянием международных перевозок на здоровье населения; государственный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу; санитарно-эпидемиологическую настороженность участников международного транспортного процесса; противоэпидемическую готовность субъектов, участвующих в санитарной охране территории; санитарно-эпидемиологический надзор за условиями проживания иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность; локализацию и ликвидацию очагов инфекционных болезней и опасных грузов [4,6,7, 11, 12, 13, 14, 15].
Локализация и ликвидация зараженных очагов проводятся в соответствии с комплексными планами органов местного самоуправления и оперативными планами организаций, в полномочия которых входит осуществление этих мероприятий.
При заносе особо опасных болезней, ввозе опасных грузов и товаров, а также угрозе их широкого распространения и риске социального и экономического ущерба проводятся мероприятия по локализации и ликвидации очага в рамках единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [13, 15].
. Информацию в области санитарной охраны территории составляют сведения о заболеваемости инфекционными болезнями людей, животных, растений,, отравлениях, наличии опасных грузов и товаров в мире, Российской Федерации, о санитарног эпидемической ситуации в пунктах пропуска через Государственную границу, принимаемых мерах в Российской Федерации и в зарубежных странах [4, 11, 12, 13]. Порядок обеспечения информацией устанавливается международными правилами, санитарными правилами Российской Федерации, комплексными планами мероприятий органов местного самоуправления и оперативными планами и приказами организаций. Любые телеграммы или.сообщения о случаях заноса болезней, завоза опасных грузов и товаров пользуются правом срочности, степень которой определяется обстоятельствами. В особо экстренных случаях, связанных с риском распространения Болезней и. опасных грузов, представляется наивысшая степень срочности, предусмотренная соответствующими правовыми нормативными документами [4]. Предложено внедрение информационно-телекоммуникационной инфраструктуры федеральной автоматизированной системы осуществлять, в первую очередь, в приоритетных пунктах пропуска через государственную границу РФ с активным пассажиро- и грузопотоком, определить источник целевого финансирования [8].
Протоколом совместного заседания Межведомственной комиссии по пограничной политике и Межведомственной комиссии по безопасности в сфере экономики полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе от 30 июня 2004 г. одобрена Программа обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при проведении санитарной охраны территории РФ в Дальневосточном федеральном округе на 2004-2008 гг. и план мероприятий ее реализации. Рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на ее основе осуществить разработку и принятие соответствующих региональных программ, а также решено направить Программу и План ее реализации в порядке информации в Министерство здравоохранения и социального развития и в Государственную пограничную комиссию.
, Подготовлены предложения по . изменению «Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №60, которые в установленном порядке до. 1 декабря 2004 г. необходимо внести в Государственную пограничную комиссию [8].
Поддержаны, предложения Государственной пограничной комиссии .о создании единои государственной структуры, ответственной. как за эффективное функционирование, так и за обустройство и развитие системы пунктов пропуска через Государственную границу РФ и определение порядка фи-
нансирования развития инфраструктуры' пунктов пропуска через Государственную границу! в рамках выполнения мероприятий Федеральной: целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» [8]. ,1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюл. Восточно-сибирского научного центра. - Иркутск, 2004. - Т. 4, № 1. - С. 120. - 2. Кондратюк И.Я. II Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, сотрудничество. - Владивосток, 2002. - № 2. - С. 54-56. - 3. Костю-нина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая' интеграция. - М.: РОССПЭН, 2002. - 208 с. - 4. Международные медико-санитарные правила, принятые на ХХП Всемирной ассамблее здравоохранения 25 июля 1969 г. с изменениями и дополнениями. - Женева, 1985. - 5. Мурначев Г.П., Мара-мович A.C., Фисенко В.В. и др. // Пробл. особо опасных инф. - Саратов, 2002. - С. 121-133. - 6. Положение о пунктах пропуска через Государственную границу РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ 19 января 1998 г. №60. -7. Постановление Правительства РФ «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу РФ» от 02.02.2005 г. № 50. -8. Протокол совместного заседания Межведомст. комиссии по пограничной политике и Межведомст. комиссии по безопасности в сфере экономики полномочного представителя Президента РФ в ДВ федеральном округе от 30.06.2004. Приложения № 2, 3, 4. - Хабаровск, 2004. - 9. Пуликовский К.Б. //Российская газета. - 2004. - № 1(3378). - 10. Решение Межведомственной комиссии полномочного представителя Президента РФ в ДВ федеральном округе по пограничной политике № 10 от 27.02.2003. - 11. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.1328-03 «Санитарная охрана территории РФ». -12. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52. - 13; ФЗ «О защите населения- и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г.; № 68. -14. Федоров Ю.М., Карнаухов И.Г., Васенин A.C., Топорков В.П. // Пробл. особо опасных инф. - Саратов, 2001Вып. 1(81). - С. 3-13. - 15. Федоров Ю.М., Куты-рев В.В./Топорков В.П., Иванов М.П. //Пробл. особо опасных инф. - Саратов, 2004. - Вып. 1 (87). - С. 5-9.
“ ' V.V.Fissenko, G.P.Murnachev ;
Ensuring Sanitary and Epidemiologic Welfare for the Population in the Course of Realizing the Program of Sanitary Protection of the Russian Federation Territories !
over the Far-East Federal District 1
.The Far-East Regional Slate Sanitary Epidemiologic Surveillance Center for Transportation, Vladivostok; Vladivostok Office of the Primorski Plague Control Station,
Based on the analysis of international communications of the Russian Federation in the Asia: Pacific Ocean Region under the present-day social and economical situation, the authors illustrate some decisions of the problems directed to uniting the efforts of Federal Agencies, Executive Bodies of the Subjects of the Russian Federation, and Local Governments in order to recruit private structures, enterprises and organizations as well as the population of,the Far-East Federal District to take part in prevention of import and dissemination of infectious diseases, bringing in and realization of hazardous cargos and goods.
• ' Поступила 1.03.05
і