УДК 343.3
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО САЛОНА «МАКС-2015»
С.Г. Пожидаев
LAW ENFORCEMENT AND SECURITY ON THE EXAMPLE OF INTERNATIONAL AVIATION AND SPACE SALON «MAKS-2015»
S.G. Pozhidaev
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые вопросы управления органами внутренних дел при проведении XII Международного авиационно-космического салона «МАКС-2015». Особое внимание уделяется вопросам террористической безопасности, обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период и подготовки крупномасштабных мероприятий в международном формате.
Ключевые слова: крупномасштабные массовые мероприятия, МАКС-2015, антитеррористическая деятельность, правопорядок и безопасность.
Annotation. The article discusses some of the issues organs of internal affairs during HII the International Aviation and Space Salon «MAKS-2015». Particular attention is paid to the terrorist security obe6specheneiya law and order and public safety during preparation and large-scale events in the international format.
Keywords: large-scale public events, MAKS-2015, anti-terrorism, law and order and security.
С 25 по 30 августа 2015 г. на территории Транспортно-выста-вочного комплекса «Россия» проходил XII Международный авиационно-космический салон «МАКС-2015» (далее - «МАКС-2015»). Данное мероприятие [5, с. 4] традиционно посещают большое количество иностранных граждан, представителей бизнеса и граждан Российской Федерации (ежедневное посещение составляет свыше 100 тыс. чел.) [8, с. 12].
Проведение данного авиа-космического форума проходило в условиях введенных западными странами санкций, целью которых являлся показ несостоятельности России проводить аналогичные салоны и форумы международного уровня без технологически вы-
сокоразвитой иностранной промышленности, или, как минимум, демонстрация имеющихся проблем.
Несмотря на влияние внешних факторов, на XII авиационно-космическом салоне была представлена продукция и услуги более 700 компаний из 35 стран, что незначительно уступает предыдущему салону «МАКС-2013», экспозицию которого представляли компании 43 государств [4, с. 4].
Незначительные изменения произошли и в организации охраны правопорядка и безопасности по сравнению с предыдущим авиационно-космическим форумом «МАКС-2013», на котором была создана группировка сотрудников органов внутренних дел представителей 14 регионов Российской Федерации: охрану общественного порядка и безопасности «МАКС-2015» осуществляли сотрудники полиции (ГУ МВД России по Московской области).
Сравнительный анализ количественного состава также несколько разнится, правопорядок на «МАКС-2013» обеспечивали в нерабочие дни 2,7 тыс. сотрудников, в выходные 3,2 тыс. сотрудников полиции. В охране правопорядка на «МАКС-2015» в нерабочие дни были задействованы более 3 тыс., а в выходные - около 4 тыс. полицейских.
Для оперативного контроля обстановки «МАКС-2015» был задействован вертолет и аэростат, оснащенные системой высотного видеонаблюдения. В ходе досмотра посетителей использовались интроскопы, стационарные и ручные металлодетекторы, а также кинологи со служебными собаками.
Организаторами данного международного форума в помощь сотрудникам полиции были привлечены военнослужащие внутренних войск МВД России и сотрудники охранных структур Московской области.
Совместно с организаторами авиасалона и другими заинтересованными ведомствами была проведена рекогносцировка местности, определены зоны и участки ответственности.
В целях своевременного реагирования на возможные изменения обстановки, оперативного маневрирования силами и средствами территория города Жуковский была поделена на 4 зоны, включающие 21 сектор, старшими которых были назначены сотрудники из числа руководящего состава ГУ МВД России по Московской области и был сформирован резерв из сотрудников отряда особого назначения.
Для отработки действий по охране крупномасштабного массового мероприятия «МАКС-2015» были заранее проведены тактико-строевые занятия и учения, а также проведена генеральная репетиция с участием всех задействованных сотрудников.
Обязательной составляющей организации любого крупномасштабного массового мероприятия является координация и взаимодействие [6, с. 34-40].
Следует отметить, что понятие координации и взаимодействия достаточно полно рассмотрены в литературе по управленческим проблемам. Не прибегая к детальному анализу имеющихся точек зрения исследователей, стоит лишь подчеркнуть, что координация как функция управления осуществляется в рамках отношений власти и подчинения. При этом полномочия субъекта-координатора обладает должностное лицо, либо создаваемый орган, которые компетентны, принимать решения обязательные для исполнения участниками совместной деятельности.
В отличие от координации, взаимодействие организуется в рамках отношения равенства участников совместной работы. Субъекты, вступающие во взаимодействие, не соподчинены. В данном случае не требуется создания специального органа управления либо вмешательства субъекта, обладающего специальными властными полномочиями, как это предусматривается при координации.
Следовательно, взаимодействие возможно и предполагается между организационно не подчиненными друг другу сторонами. Координируются же действия участников, подчиненных субъекту-координатору по причине своего местоположения в системе, либо в силу наделения постоянной или временной созданной структуры соответствующими полномочиями.
В теории и практике различают два типа взаимодействия [9, с. 4]:
- элементов одной системы, между собой (так называемое внутреннее взаимодействие);
- элементов или всей данной системы с иными не входящими в нее структурами (внешнее взаимодействие).
Объективно необходимым условием надлежащего обеспечения правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий является организация взаимодействия всех заинтересованных в этом субъектов на основе партнерства.
Анализ внутреннего взаимодействия системы МВД России при проведении «МАКС-2015» показал, что он может осуществлялся между различными службами и подразделениями органов внутренних дел, а также между органами внутренних дел и внутренними войсками.
Организация внутреннего взаимодействия реализуется в следующих формах:
- анализ и утверждение согласованных планов различных служб и подразделений, участвующих в обеспечении правопорядка при крупномасштабном массовом мероприятии;
- устойчивый и постоянный взаимный обмен информацией, в том числе добытой оперативным путем;
- заслушивание руководителей органов, служб и подразделений по вопросам организации и осуществления взаимодействия;
- осуществление гласных и негласных проверок своевременности и качества выполнения плановых мероприятий;
- проведение игр, учений по отработке согласованных действий;
- осуществление маневра взаимодействующими силами и средствами в соответствии с требованиями оперативной обстановки;
- обобщение передового опыта комплексного использования сил и средств.
Организация взаимодействия является разновидностью управленческой деятельностью и предполагает наличие властных полномочий. Данный вывод следует из перечня методов и форм, постольку субъектами организации взаимодействия и должны быть субъекты управления данной системы - органов внутренних дел Российской Федерации.
Факторами, побуждающими службы и подразделения МВД России и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации к взаимодействию при обслуживании крупномасштабных мероприятий, выступают:
- единство обслуживаемой территории (объектов), предполагающее интеграцию усилий для успешного решения не только общих, но и «своих» задач;
- наличие своего рода «сквозных» критериев оценки результатов работы взаимодействующих сторон и их представителей;
- взаимность оказываемых в ходе взаимодействия услуг;
- нормативное закрепление обязанностей совместных действий, направленных на обеспечение правопорядка и безопасности [7, с. 21].
Могут быть и другие обстоятельства, объединяющие интересы различных внутриведомственных субъектов.
Анализ внешнего взаимодействия органов внутренних дел с иными заинтересованными сторонами, может осуществляться на таких уровнях, как:
- взаимодействие ОВД и другими структурами (ФСБ России, Министерство обороны России, МЧС России, УФМС России и др.);
- с другими правоохранительными и надзорными органами (то есть прокуратуры, суда);
- взаимодействие ОВД с органами государственного управления;
- взаимодействие ОВД и иными органами, организациями и общественными объединениями (здравоохранения, средствами массовой информации [4], населением и т.п.);
- международное взаимодействие.
На «МАКС-2015» сотрудники ГУ МВД России по Московской области взаимодействовали с организаторами авиасалона, УФСБ России по г. Москве и Московской области, УТ МВД России по ЦФО, Правительством Московской области, другими заинтересованными организациями и ведомствами.
Так, в настоящее время в действующем Законе РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [2] разрешается частным охранным структурам оказывать услуги по обеспечению порядка в местах проведения различных массовых мероприятий.
Однако многие авторы обращали внимание на отсутствие в действующем законодательстве должной регламентации правового статуса частных охранников при несении службы по охране общественного порядка [7, с. 67]. Закон не возлагает на частные охранные структуры каких-либо обязанностей по оказанию содействия сотрудникам правоохранительных органов, существенно ограничивает их права [3, с. 38].
Необходимо отметить, что значительное число сотрудников и специалистов ОВД, привлекаемых к охране правопорядка и обе-
спечения общественной безопасности при проведении различных спортивных, культурно-массовых, коммерческо-зрелищных мероприятий, которые отвлечены от своей основной повседневной службы (в отличие от своих зарубежных коллег), не получают оплату (или доплаты при несении службы вне рабочее время) за проделанную работу от устроителей мероприятия или владельца сооружения, в котором они проводятся.
Также ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N° З-ФЗ «О полиции» [1] гласит, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами - и то, что государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей. Однако как в данном законе, так и в других подзаконных нормативных актах, направленных на дальнейшее реформирование МВД России, вопросы организации взаимодействия полицейских формирований и не полицейских структур - хозяйствующих субъектов, обеспечивающих общественную безопасность - должной правовой регламентации, которая удовлетворяла бы потребности оперативного реагирования на существующие угрозы, не имеется. Это не только негативным образом сказывается на результатах оперативно-служебной деятельности территориальных органов внутренних дел, но и создает предпосылки для дальнейшего осложнения криминальной обстановки, снижает эффективность профилактических мероприятий, ухудшает криминогенную обстановку в целом.
К вопросам безопасности крупномасштабных массовых мероприятий, к которым и относится «МАКС-2015», уделяется большое внимание, и на это государство выделяет немалые средства. Финансирование происходит за счет средств федерального бюджета, государственных программ и организаторов крупномасштабных массовых мероприятий.
Так, в рамках инвестиционного проекта «Транспортная безопасность» и «Комплексной программы модернизации и развития железнодорожных вокзалов до 2015 года» на железнодорожных вокзалах, автовокзалах и на перронах пригородных отправлений городов
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Московской области с целью обеспечения безопасности в местах массового скопления граждан, проведены работы по модернизации системы видеонаблюдения, оснащению специальным техническим оборудованием объектов транспортной инфраструктуры (авиасалон «МАКС-2015») финансирование осуществлялась за счет средств организаторов авиасалона (ОАО «Авиасалон»). Ее характеристики позволяют провести работы по ее интеграции в АПК «Безопасный город».
Одной из целей создания подобных автоматизированных программных комплексов являлось обеспечение общественной безопасности за счет повышения эффективности работы служб правопорядка. АПК «Безопасный город» стал инструментом мониторинга за текущей ситуацией в городах и управления силами, призванными обеспечить безопасность. Его работа осуществляется как в повседневном режиме, так и при осложнении оперативной обстановки (во время проведения различных крупномасштабных массовых мероприятий, при проведении антитеррористических и профилактических мероприятий, при чрезвычайных обстоятельствах).
Изложенное в настоящей статье позволяет сделать некоторые выводы:
1. Проведенная выставка авиации и космической техники «МАКС-2015», несомненно, вызывает чувство уверенности, что Россия по прежнему остается лидером в этих престижных отраслях промышленности.
2. Впервые охрана правопорядка и безопасности авиационно-космического форума была возложена на представителей одного региона, полиция была представлена территориальным органом МВД России на региональном уровне - ГУ МВД России по Московской области, которые достойно выполнили возложенные на них обязанности.
Библиографический список
1. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля.
2. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 12. Ст. 1093.
3. Коротченко Д.А. Организация административно-правовой охраны общественного порядка и обеспечения безопасности при проведении
массовых мероприятий: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006.
4. МАКС всегда на высоте // Аргументы недели. 2015. 2-9 сентября 2015 г. № 34 (474).
5. Марьяшин Н.А., Калинкин С.Ю. Организация внешнего взаимодействия в управлении органами внутренних дел при обеспечении правопорядка и безопасности в ходе крупномасштабных массовых мероприятий: учебное пособие. М.: Спутник, 2010.
6. Пожидаев С.Г. Некоторые вопросы управления органами внутренних дел при проведении Международного авиационно-космического салона «МАКС-2011» // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1.
7. Пожидаев С.Г. Организация деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне: учебное пособие. М.: Спутник, 2015.
8. Пожидаев С.Г. Управление органами внутренних дел при проведении крупномасштабных массовых мероприятий в современных условиях. М.: Академия управления МВД России, 2015.
9. Семенистый А.В. Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 1.
С.Г. Пожидаев
кандидат юридических наук
доцент кафедры управления органами внутренних дел
Академии управления МВД России, г. Москва
E-mail: [email protected]