_I
проблемы управления
правоохранительной деятельностью
С.Г. ПОЖИДАЕВ,
доцент кафедры организации деятельности управления органов внутренних дел
центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
S.G. POZHIDAYEV,
Associate Professor at the Department of Management of Bodies and Units
of the Ministry of Internal Affairs of Center for Command Games, Candidate of Law
(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 351.75
органы управления в вопросе обеспечения правопорядка и безопасности Московской и Сочинской олимпиад
The Role of High-Level Law Enforcement Bodies
in the control of security and public order at the summer
olympics in Moscow and the winter olympics in sochi
В статье рассмотрены некоторые вопросы подготовки и проведения XXII летних Олимпийских игр 1980 г. в Москве и XXII Олимпийских зимних игр «Сочи-2014».
The author looks into the security and law enforcement aspects of preparations for and the actual hosting of the 22nd Olympic Summer Games in Moscow in 1980 and the 22nd Olympic Winter Games in Sochi in 2014. Attention is called to great progress in both technology and organization over the intervening 34-year period.
Московская Олимпиада, Олимпиада в Сочи, политика, экономика, безопасность, спортивные мероприятия, правоохранительные органы, охрана правопорядка, обеспечение безопасности.
Moscow Olympics, Sochi Olympics, politics, economics, security, sporting events, law enforcement bodies, protection of law and order, protection of security.
Российская Федерация стала преемником Советского Союза, но XXII Олимпийские летние игры в Москве (1980 г.) и Сочи (2014 г.) проводились в разных странах, отличающихся не только названиями (СССР и Россия), но и социумом, и менталитетом.
Каждому государству — организатору проведения крупномасштабных спортивных мероприятий международного уровня граждане, проживающие в нем, и гости соревнований дают оценку с точки зрения качества проведенного мероприятия. Но вне зависимости
50
от географического расположения государства, его территории, климатических условий и степени развития экономики все оценки традиционно сводятся к трем основным аспектам: политический, экономический и безопасность.
1. Политический аспект свидетельствует об уровне развития демократии в государстве, его международном статусе.
2. Экономический аспект показывает уровень развития экономики, способность власти обеспечить всеми необходимыми атрибутами граждан страны и гостей, участвующих в спортивном форуме международного уровня.
3. Аспект безопасности и правопорядка является подтверждением готовности правоохранительных органов к проведению крупномасштабных спортивных мероприятий международного уровня без нарушений правопорядка и безопасности, в том числе недопущению террористических актов.
Политический аспект отражает растущий международный авторитет и статус государства, укрепление доверия международного сообщества к политическим и экономическим институтам государства.
Выбор Москвы и Сочи столицами Олимпийских игр был расценен мировой общественностью как высокое признание огромного политического и морального авторитета СССР и России [2].
Планировалось, что по своим масштабам и значению летняя Олимпиада в Москве и зимняя Олимпиада в Сочи будут самыми крупными международными событиями, когда-либо проводившимися в Советском Союзе и в России.
Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. стал поводом для открытого бойкота Московской Олимпиады, в нем приняло участие 29 западных стран. При открытии Олимпийского форума в Сочи элементы открытого бойкота не проявлялись, но на нем отсутствовали первые лица ведущих западных стран с представителями правительственных делегаций [5].
Экономический аспект (как в бытность Советского Союза, так и в современной России) сводится к построению новой транспортной инфраструктуры, расширению сети гостиниц, модернизации инженерных коммуникаций, возведению ряда современных спортивных сооружений.
Международный опыт показывает, что расходы на Олимпийские игры складываются из стоимости строительства спортивной инфраструктуры и расходов на развитие города, и последние часто превышают траты на спортивные потребности. В большинстве случаев Олимпийские
игры являются своеобразным катализатором развития конкретного города, региона, а иногда и государства в целом [6].
Необходимо отметить, что на момент проведения Олимпийских игр в СССР (при плановой экономике) затраченные на «Олимпи-аду-80» в Москве средства были оправданы полностью. Вопрос экономической составляющей зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи до настоящего времени остается открытым.
Обеспечение правопорядка и безопасности Олимпийских игр в Москве и в Сочи было сведено к реализации единой системы специальных мер с привлечением всех необходимых сил и средств, четкого взаимодействия множества организаций на единой концептуальной и правовой основе.
Для охраны правопорядка и безопасности на Олимпийских играх в Москве была создана группировка сил и средств в количестве 72,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел (40 тыс. из Москвы и Московской области и 32,5 тыс. представителей 15 союзных республик бывшего СССР). Охрана правопорядка и обеспечение безопасности осуществлялись в Москве (открытие и закрытие Олимпиады и проведение ряда основных спортивных мероприятий), Таллине (парусная регата), Киеве, Минске и Ленинграде (проведение футбольных матчей) и г. Мытищи Московской области (соревнования по пулевой стрельбе).
Несмотря на бойкот XXII Олимпийских летних игр 1980 г., Олимпиаду посетило свыше 7 млн человек. Ежедневно количество посещающих спортивные и иные мероприятия превышало 700 тыс. человек (граждане СССР и зарубежные гости).
Перед МВД СССР была поставлена ответственная задача по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности на Олимпийских играх в столице. Предстояло решить множество организационных, правовых и технических вопросов, провести большую идейно-политическую и воспитательную работу с личным составом столичной милиции.
Как отметил Министр внутренних дел СССР генерал армии Н.А. Щелоков, «Выполнение задач по охране общественного порядка в период проведения Олимпиады-80 — это смотр мастерства и зрелости милиции, ошибок здесь не должно быть» [4].
Значимую роль в обеспечении охраны правопорядка и безопасности на объектах Московского и Сочинского форумов сыграли созданные временные органы управления. Именно они с учетом специфики проводимых мероприятий на объектах уточняли и осуществляли меры по расстановке сил и средств, производили расчеты, определяли места
и способы несения службы нарядов органов внутренних дел, проводили рекогносцировки, репетиции и оперативные учения, организовывали взаимодействие всех задействованных служб милиции (полиции) с войсковыми подразделениями и общественностью, обеспечивали управление нарядами, осуществляли контроль за их деятельностью, собирали и обрабатывали необходимую информацию, своевременно реагировали на изменение оперативной обстановки и принимали оперативные решения при возникновении кризисных ситуаций, ежедневно подводили итоги работы по обеспечению охраны правопорядка и безопасности.
Непосредственное руководство силами и средствами органов внутренних дел на Московской Олимпиаде осуществлял начальник ГУВД Мосгорисполкома, который реализо-вывал свои полномочия через Главный оперативный штаб охраны общественного порядка и безопасности «0лимпиады-80».
Главный оперативный штаб был создан на период интенсивной подготовки и проведения игр и являлся самостоятельным структурным подразделением ГУВД Москвы. Его состав определялся в зависимости от характера, масштаба и значения предстоящих Олимпийских игр, он обеспечивал решение комплексных задач организации охраны общественного порядка и безопасности, борьбы с преступностью, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности и координации усилий задействованных сил и средств, а также совершенствование управленческой и оперативно-служебной деятельности штабов и пунктов управления на олимпийских объектах в указанный период. В осуществлении мероприятий оперативный штаб руководствовался разработанным положением, которое определяло его правовую основу, задачи и функции его звеньев. Единая система управления всеми задействованными силами в г. Москве включала в себя:
1) управление силами, задействованными в местах проведения соревнований;
2) управление силами, задействованными в охране Олимпийской деревни и прилегающей к ней территории;
3) управление силами, задействованными в охране мест проживания аккредитованных лиц;
4) управления силами, задействованными в охране мест проживания советских и иностранных туристов;
5) управление силами, задействованными в местах проведения тренировок;
6) управление силами, задействованными в охране административных зданий и важных объектов жизнеобеспечения;
7) управление силами, задействованными в сопровождении спортсменов.
Большое значение в обеспечение правопорядка и безопасности внес специально созданный в 1977 г. орган по подготовке к Олимпийским играм, получивший название «Координационный центр по разработке мероприятий, связанных с охраной общественного порядка в период проведения в г. Москве Всемирных летних Олимпийских игр ГУВД Мосгорисполкома» (условное название — Координационный центр охраны порядка «0лимпиада-80») [6]. Указанный координационный центр являлся самостоятельным структурным подразделением Главного управления внутренних дел г. Москвы, разработанные им предложения сыграли большую роль в профилактике правонарушений следующими превентивными мерами:
— изменен п. 27 Положения о паспортной системе СССР (сокращен с 7 до 3 дней срок, в течение которого лица, получившие отказ в прописке, обязаны покинуть населенный пункт);
— на всех вокзалах г. Москвы созданы специальные группы для своевременного изъятия антиобщественного и паразитического элемента;
— расширена существующая сеть лечебно-трудовых профилакториев (далее — ЛТП), в Москве создан специализированный наркологический стационар на 100 человек с мужским и женским отделениями;
— на время проведения Олимпиады из г. Москвы вывезены женщины легкого поведения и помещены в кожно-венерологические диспансеры;
— вывезены из столицы: наркоманы, психически больные с агрессивными наклонностями (помещены в больницу специального типа), а также лица, злоупотребляющие спиртными напитками, не подлежащие по разным причинам лечению в ЛТП (болезнь, преклонный возраст).
Благодаря принятым дополнительным мерам к началу XXII Олимпийских летних игр было вывезено 94,3 % трудных подростков из числа амнистированных и осужденных с отсрочкой исполнения приговора.
Данные меры стали возможны благодаря жесткой и авторитарной линии КПСС и Советского государства в целом.
Итогами проведения XXII Олимпийских летних игр для правоохранительных органов Советского Союза в целом и для органов внутренних дел, в частности, стали:
— проверка готовности сотрудников органов внутренних дел и иных правоохранительных органов Советского Союза качествен-
51
52
но выполнять свои служебные обязанности как в условиях повседневной деятельности, так и в особых условиях;
— создание в системе МВД СССР специальных служб и подразделений (отряда милиции особого назначения и кинологической службы с целью обнаружения взрывчатых и наркотических веществ);
— оснащение досмотро-поисковой техникой аэропортов страны в целях предотвращения террористических актов и захвата воздушных судов.
Аналогичные мероприятия проведены в период подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи.
Для проведения Олимпиады в Сочи была создана группировка сил и средств в количестве 40 тыс. человек: 3 тыс. — сотрудники УВД по г. Сочи, 27 тыс. — приданные силы (представители 62-х регионов Российской Федерации), 10 тыс. военнослужащих внутренних войск МВД России.
Руководство и управление группировкой сил и средств на олимпийских объектах в Сочи первоначально было возложено на созданный в 2008 г. Центр «Олимпиада-2014» с дислокацией в Москве и Сочи [3].
С целью накопления и систематизации опыта проведения крупномасштабных мероприятий в международном формате («АТЭС-2012» во Владивостоке, «Универсиада-2013» в Казани), а также организации обеспечения правопорядка и безопасности на Чемпионате мира по футболу в 2018 г. в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации на базе Центра «Олимпиада-2014» создано Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий [1].
Параллельно в территориальных органах МВД России на региональном уровне (МВД по Республике Татарстан, ГУ МВД России по Краснодарскому краю) в структуре региональных управлений создавались временные органы управления в виде управлений и отделов по подготовке и проведению соответствующих международных мероприятий.
После успешной организации обеспечения правопорядка и безопасности на «Универ-сиаде-2013» в Казани и «Олимпиаде-2014» в Сочи, учитывая необходимость организации охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности на Чемпионате мира по футболу в 2018 г. и не желая утрачивать сотрудников, накопивших значительный опыт проведения подобных мероприятий, руководители указанных территориальных органов МВД России ходатайствовали перед ГУОООП МВД России о формировании в структурах
региональных управлений отделов полиции по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных международных мероприятий. Данная инициатива нашла понимание у руководства МВД России. Указанные подразделения успешно функционируют в настоящее время.
Аналогичные временные органы управления (группы, отделы и управления) создаются в территориальных органах МВД России субъектов, в которых планируется проведение футбольного форума 2018 г.
В настоящее время назрела острая проблема изучения и обобщения существующего опыта создания и использования временных управленческих структур на региональном уровне, его научного осмысления, выработки необходимых рекомендаций и принятия на их базе пакета типовых нормативно-правовых документов, технических регламентов. Это большая работа, но если ее не проделать в ближайшее время, ситуация может выйти из-под контроля, поскольку на местах уже будет создано множество разнообразных органов и подразделений, перестроить которые будет сложнее, чем создать заново.
Проведение Олимпийских и Паралимпий-ских игр в Сочи послужило генеральной репетицией для всех без исключения правоохранительных органов Российской Федерации, в том числе органов внутренних дел, к подготовке и проведению в России в 2018 г. Чемпионата мира по футболу.
Олимпиада в Сочи стала своеобразным катализатором для оптимизации и совершенствования деятельности органов внутренних дел:
— усовершенствована система управления территориальными органами МВД России;
— в системе МВД России созданы специальные аэродинамические и водолазные подразделения;
— аэропорты страны оснащены досмотро-поисковой техникой, выявляющей террористов и лиц, находящихся в международном розыске, по сетчатке глаза;
— отработано привлечение военно-космической группировки в интересах обеспечения безопасности международных форумов и иных мероприятий.
Полученный положительный опыт и специальные знания в период подготовки и проведения «Олимпиады-80» и «Олимпиады-2014», созданные структуры временных органов управления по обеспечению правопорядка и безопасности будут востребованы при проведении в России Чемпионата мира по футболу 2018 г., а также других крупномасштабных международных мероприятий.
Список литературы:
1. Об утверждении Положения об Управлении по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23 июня 2011 г. № 724 // СПС Кон-сультантПлюс.
2. История Олимпийского движения от Прометея до Путина. 2014. № 1-2 (917-918).
3. Калинкин С.Ю., Никитин М.Н., Пожидаев С.Г. Факторы внешней среды и их влияние на деятельность органов внутренних дел при
проведении крупномасштабных массовых мероприятий: учеб. пособ. М., 2012.
4. Караханов Н.В. Управление горрайлинорга-нами внутренних дел при проведении массовых мероприятий: учеб. пособ. М., 1992.
5. Олимпиада-80. Биография. 2014. № 1.
6. Пожидаев С.Г. Управление органами внутренних дел при проведении крупномасштабных массовых мероприятий в современных условиях: монография. М., 2015.
Тел.: 8 (499) 745-95-69
А Е-
U О X
л
<
ы н к
»S о X
л
<
ы н S
X
<
а
X о о
са
<
а с:
к S X
ы <
са
<
а
ы <
м О а С
53