ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 62.002.6:338.24.004.12:006.006(100)is0
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПО МС ИСО 9001:2000
Г.Г. Пивень
Карагандинский государственный технический
университет
И.П. Падиарова
НИЦПМ МЭТР к
Концептуалдык, ережелер жене МС ИСО 9001:2000 бойынша сапа менеджмент жуйелгрш цурумен endipy взектшгг баяндалган. СМЖк,ызмепй жене цуру проблемалары бойынша мшдеттерш шешу ушЫ Караганды мемлгкетпйк техникальщ университетЫщ цурамында Орталъщ цурылган.
Изложены концептуальные положения и актуальность разработки и внедрения систем менеджмента качества по МС ИСО 9001:2000; их влияние на обеспечение конкурентоспособности продукции. Для решения задач по проблеме создания и функционирования СМК создан Центр в составе Карагандинского государственного технического университета.
Conceptional aspects and actuality of the management systems of the MS ISO 9001:2000 quality introduction and development, their influence on the competitive products maintenance are presented in the article. For tasks solution to the problem of the management systems creating and functioning, Center was founded as a part of Karaghandy State Technical University.
Уровень качества жизни населения республики определяется, прежде всего, конкурентоспособностью и качеством выпускаемой продукции, безопасностью производственных процессов и объектов.
Вопросы обеспечения надлежащего качества продукции и услуг были актуальны во все времена, но особую остроту они приобрели в период становления и активного развития рыночных отношений.
Мировой опыт показывает, что на-учно-технический прогресс в таких странах, как Япония, Южная Корея и Китай был определен прорывом именно в качестве, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения их качества.
Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара на лидирующие позиции выходят потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень сервиса. Именно то обстоятельство, что современный мировой рынок - это рынок покупателя, является актуальным и побуждает разрабатывать методы повышения качества продукции.
Современные методы управления качеством должны охватывать все этапы жизненного цикла изделий, начиная с изучения спроса (маркетинговых исследований) и кончая вопросами утилизации продукции.
Осознание того, что качество должно обеспечиваться в изделии или услугах на всех этапах жизненного цикла, и только это может гарантировать устойчивость всех показателей качества, изменило и сам характер того, что воспринимается потребителем продукции и услуг как гарантия качества. Это привело к наиболее важному изменению в
практике исследований и деятельности по обеспечению качества.
Эти изменения заключаются в следующем: простое подтверждение соответствия отдельных образцов продукции или услуг требованиям к ним потребителя, даже если это заключение выдано органом по сертификации, сегодня уже не воспринимается как гарантия сохранения этих характеристик в отношении всей приобретаемой продукции.
Для подтверждения способности к устойчивому качеству необходимы уже другие механизмы. И на современном этапе развития методов менеджмента качества такие механизмы созданы.
Общепризнанной гарантией устойчивого качества и подтверждения способности изготовителя обеспечить строгое выполнение требований контракта в отношении всего объема закупаемой продукции стало наличие у него специальной системы менеджмента качества, отвечающей международно признанным требованиям - стандартам ИСО серии 9000.
Модели систем качества по ИСО 9000 являются универсальными и применимы ко всем без исключения видам деятельности, что и определило их широкое внедрение: более 120 государств (на период 01.01.2001 г.) в качестве национальных приняли стандарты ИСО 9000.
Согласно постановления Коллегии Госстандарта Республики Казахстан от 2 февраля 2001 г. на территории Республики Казахстан введены в действие с 01.04.2001 г. международные стандарты ИСО серии 9000. Правительством Республики Казахстан принята Программа разработки и внедрения систем качества на предприятиях (утверждена протокольным совещанием № 17-5/И-44 от 19.02.2001 г.). Постановлением Правительства Республики Казахстан № 590 от 2 мая 2001 г. принята Республиканская программа "Качество" на 2001-2005 годы. В Программах предусмотрен комплекс мероприятий по разработке и внедрению систем качества и охраны окружающей среды на предприятиях республики, что обосновывает необходимость и актуальность проведения исследований по данному направлению.
Кроме того, процессы реформирования экономики Казахстана тесно связаны с реформированием национальных систем стандартизации, метрологии и сертификации, которые должны учитывать возрастание масштабов глобализации торговых отношений. Внедрение этих систем должно привести к сокращению инновационных циклов освоения продукции. Для этого необходимо ускорение темпов роста деятельности в области стандартизации и сертификации.
Международной организацией по стандартизации с 15 декабря 2000г. официально принята новая версия стандарта ИСО 9001:2000. Причины пересмотра стандартов ИСО серии 9000: 1994 следующие:
- установленный ИСО 5-летний срок пересмотра стандартов;
- проблемы с действующей моделью из 20-ти элементов;
- трудности применения малыми организациями;
- ориентация на производство;
- множество дополнительных стандартов;
- развитие требований потребителей;
- широкое распространение процессоориентированного подхода к менеджменту;
- необходимость совершенствования работы по качеству после сертификации.
По результатам опроса 1120 организаций в 40 странах мира комитетом ИСО были сформулированы требования пользователей стандартов к новой версии, основными из которых являются: большая согласованность со стандартами ИСО серии 14000; включение требований постоянного совершенствования; обеспечение удобства использования для организаций всех размеров и любых секторов экономики; легкость перехода от действующей вер-
сии к версии 2000.
В связи с этим все требования, содержащиеся в новом стандарте ИСО 9001: 2000, являются общими и запланированными для применения ко всем организациям независимо от вида, размера и поставляемой продукции. Кроме этого, введены новые требования, а именно: измерение удовлетворенности потребителя; повышенное внимание к ресурсам; измерения распространяются на систему, процессы и продукцию, включая услуги; анализ данных о функционировании системы; внутреннее общение.
В связи с введением перечисленных требований в названии стандарта ИСО 9001: 2000 нет слова «обеспечение», поскольку стандарт ориентирован как на обеспечение соответствия качества продукции установленным требованиям, так и на достижение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая предупреждение несоответствий и процессы постоянного улучшения.
Новая структура стандарта построена на основе системного подхода, моделях процессов и наличии управления, которое предусматривается на стыке между отдельными процессами в рамках системы процессов, при их комбинации и взаимодействии.
Как показывает практика,
основными побудительными мотивами для сертификации систем качества зарубежными фирмами являются:
- стремление усилить конкурентные преимущества;
- требования заказчика (основного потребителя);
- получение льгот при кредитовании и страховании;
- преимущество при получении госзаказа;
- сокращение издержек;
- сокращение аудиторских проверок потребителями и партнерами;
- совершенствование организации и культуры производства;
- значительное сокращение брака и другие.
Целевые исследования в этой области проводила компания Регистр Ллойда. Объектом исследований послужило более 200 машиностроительных организаций.В качестве критериев сравнения были выбраны такие экономические показатели, как рентабельность, объем продаж на одного работающего, прибыль на одного работающего и инвестиции на одного работающего.
При сравнении этих показателей для крупных, средних и малых фирм, сертифицировавших системы качества, со средним значением по отрасли было установлено, что все
значения показателей по фирмам оказались в 1,5-2 раза выше, чем по отрасли.
Исследования, проведенные в девяти странах (Китай и страны Юго-Восточной Азии), показали,
В таблице 1 приведен перечень показателей для потребителя, изготовителя и общества от внедрения систем менеджмента качества.
Одним из принципов управления качеством является процессоо-риентированный подход к формированию систем менеджмента качества.
Применение принципа включает:
- определение процесса для достижения желаемого результата;
- идентификацию и измерение "входов" в процесс и его результатов;
- определение участия подразделений и должностных лиц в реализации процесса;
что фирмы, внедрившие системы управления качеством и сертифицировавшие их на соответствие стандартам серии ИСО 9000, смогли значительно увеличить рыночные доли, расширить экспорт, повысить имидж своих товарных марок.
Таблица 1
- оценку рисков, последствий и влияния процесса на потребителей и других заинтересованных сторон;
- учёт при проектировании процесса всех влияющих на него факторов и элементов.
Описание процессов организации состоит из цикла PDCA: Р -"планирование", D - "выполнение", С - "проверка, анализ, изучение", А
- "коррекция, улучшение" [1].
На этапе "Plan (Р) - планирование" необходимо ответить на шесть вопросов: What? - цели, требования; Why?-предпосылки; How?
- технология, управляемые условия и ресурсы, Who? - исполнители; When? - сроки; Where? - место.
ИНТЕРЕСЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ; ИЗГОТОВИТЕЛЯ И ОБЩЕСТВА
Потребитель Изготовитель Общество
1. Качество 2. Соблюдение сроков поставки 3. Сервис 4. Соответствие цены техническим характеристикам изделия 5. Безопасность продукции, работ и услуг 1. Распространение на рынке 2. Производительность 3. Достаточная прибыль 4. Уменьшение потерь по гарантии 5. Ответственность за продукцию 1. Уменьшение риска для третьих лиц 2. Минимальное загрязнение окружающей среды 3. Сбережение ресурсов 4. Прочие социальные аспекты
Отвечая на перечисленные вопросы, можно получить четкий план действий для всех циклов PDCA.
На этапе "Do (D) -выполнение" реализуются запланированные действия с учетом экономного использования всех ресурсов и достигаются некоторые показатели качества.
На этапе "Cheek (С) - проверка, анализ,, изучение" проводится сопоставление достигнутых и планируемых показателей качества.
На этапе "Action (А) - коррекция, улучшение" анализируется возможность улучшения полученных результатов и проводятся корректирующие и предупреждающие действия.
Таким образом, циклы PDCA позволяют достаточно подробно описать не только отдельные процессы, но и рационально перейти к описанию взаимодействия процессов.
При внедрении и совершенствовании системы менеджмента качества необходимо разработать финансовые критерии применительно к процессам для содействия улучшению результативности и эффективности организации. Примеры финансовых критериев приведены в ИСО/ОПМС 9004: 2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
Система менеджмента каче-
ства (СМК) в рамках ИСО 9001:2000 включает наиболее важные процессы, непосредственно определяющие удовлетворенность'потребителя и вспомогательные процессы. Общее : число процессов СМК, которые можно выделить для каждой организации, составляет [1]:
к
1=1
где N - число процессов СМК; к - число потоков деятельно сти, связанной с продукцией, внутри предприятия; п. - число процессов на г'-ом потоке деятельности; 4-число этапов в цикле РБСА.
В МС ИСО 9001: 2000 можно выделить четыре макропроцесса: ответственность руководства; менеджмент ресурсов; процессы жизненного цикла продукции; измерение, анализ и улучшение. Для описания процессного подхода можно использовать методы из «Семи новых инструментов качества», например, матричную диаграмму, структурированные функции качества, методы Тагути и др. [2]. На наш взгляд описание макропроцессов рационально представлять блок-схемами алгоритмов, на основании которых составляются таблицы, содержащие требования стандарта, выполнение и виды работ, виды документов. Такие таблицы будут являться методическими рекомендациями для организаций при разработ-
ке СМК.
Такой подход определяет основные виды научных исследований, которые необходимо осуществить по данному направлению.
Разработка систем качества, даже по версии 1994 года, для большинства предприятий республики дело новое, а тем более по международному стандарту ИСО 9001: 2000. Необходимо уже сегодня начать исследования в области создания научно-методических основ и учебной литературы по системам менеджмента качества. Для реализации этих задач в Карагандинском государственном техническом университете создан Центр, деятельность которого планируется осуществлять в целях:
- совершенствования и расширения учебно-методической и научной деятельности КарГТУ в социально-гуманитарной, есте-ственно-научной и технической областях, относящихся к проблемам стандартизации, метрологии и сер-
тификации отечественной продукции, работ, услуг и охраны окружающей среды;
- внедрения достижений научно-технического прогресса, направленных на обеспечение конкурентоспособности и безопасности отечественной продукции, работ, услуг и охраны окружающей среды;
- подготовки и повышения квалификации специалистов-в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством;
- совершенствования и разработки нормативно-методической документации в области стандартизации, метрологии и сертификации;
- совершенствования и координации научных исследований в области обеспечения качества продукции, работ и услуг;
- поддержания и укрепления учебных, научных и производственных связей КарГТУ с вузами, организациями, учреждениями и предприятиями Республики Казахстан, других стран в вопросах стандарти-
ЛИТЕРАТУРА
зации, метрологии и сертификации.
1. Владимерцев A.B., Мар-цинковский O.A., Шеханов Ю.Ф. Системы менеджмента качества и процессный подход // Методы ме-
неджмента качества. - 2001. - №2.
2. Владимерцев A.B., Шеханов Ю.Ф. Принцип постоянного улучшения в проектах MC ИСО семейства 9000: 2000 // Методы менеджмента качества. - 2000. - №10.