УДК 371
13.00.00 Педагогические науки
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Роина (Завалишина) Ольга Валентиновна
к.п.н., доцент кафедры развития образовательных
систем
РИНЦ SPIN-код: 2621-4153 [email protected]
Постоева Елена Станиславовна
к.п.н., зав. кафедрой, доцент кафедры развития
образовательных систем
postoevaes@yandeх.ru
Загуменных Нина Александровна к.псих.н., доцент кафедры развития образовательных систем zagnina@yandeх.ru
ОГБУДПО «Курский институт развития образования»
305004, Россия, г. Курск, ул. Садовая, 31
В данной статье обращается внимание на проблему обеспечения информационной безопасности обучающихся, в том числе профилактики Интернет-зависимости
Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ, ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
Рок 10.21515/1990-4665-129-019
UDC 371
Pedagogical sciences
ENSURING INFORMATION SAFETY OF STUDENTS
Roina (Zavalishina) Olga Valentinovna Cand.Ped.Sci., assistant professor of the Development of Educational Systems department RSCI SPIN-code: 2621-4153 [email protected]
Postoeva Elena Stanislavovna Cand.Ped.Sci., assistant professor of the Development of Educational Systems department postoevaes@yandeх.ru
Zagumennyh Nina Aleksandrovna
Cand.Psi.Sci., assistant professor of the Department of
Development of Educational Systems
zagnina@yandeх.ru
Institute for Educational Development,
Kursk, Russia
This article draws attention to the problem of ensuring information security of students, including the prevention of the Internet addiction
Keywords: INFORMATION SECURITY, TRAINING, INTERNET ADDICTION
В настоящее время проблема информационной безопасности многоаспектна и ей уделяется большое внимание в связи с массовым вступлением обучающихся в «группы смерти» в социальных сетях, пропагандой насилия в интернете и т.д.
По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до 10 млн. интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов.
Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания.
Ь^У/д .kubagro.ru/2017/05фёШ9^
В Концепции информационной безопасности детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. №2471-р) информационная безопасность детей - защита ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создания условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия [2].
В Доктрине информационной безопасности обращается внимание на необходимость обеспечения защищенности граждан от информационных угроз, за счет формирования их личной культуры информационной безопасности [1].
В Курской области в ОО уделяется большое внимание на следующие ключевые моменты обеспечения информационной безопасности, в том числе профилактики Интернет-зависимости:
- на сайтах образовательных организаций Курской области постоянно обновляется информация, касающаяся данной проблематики;
- проходят лекции, семинары, тренинги, круглые столы, конференции и других мероприятия по проблемам профилактики Интернет-аддикции, в том числе вступления школьников в «группы смерти» для всех участников образовательного процесса. Например, в МБОУ «Обоянская СОШ №2» Курской области педагогами проведены следующие мероприятия: «Что мы знаем о безопасности в Интернете?» (для учащихся 4 кл, Лопина М.Н.), беседа «Интернет и Я» (для учащихся 3кл, Кошевая С.Н.), классный час в 8-х классах «Безопасное общение в сети Интернет» (Фурсова Н.А.), классный час в 11-м классе «Безопасный Интернет» (Манаенко С.Г.);
.kubagro.ru/2017/05^/19^
- в 2016 г. комитетом образования и науки Курской области совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области и ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» был проведен конкурс программ по созданию безопасной информационной среды в образовательных организациях Курской области среди педагогических работников ОО, на который была представлена 21 программа из 15 районов и городов Курской области. В ходе проведения конкурса выявлены творчески работающие педагоги, имеющие определенные достижения в создании безопасной информационной среды. Все программы, представленные на конкурс, имели целью реализацию идей обновления содержания и технологий по информационной безопасности в соответствии с актуальными требованиями современности;
- проведение информационного просвещения специалистов муниципальных районов и городских округов Курской области по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Например, сотрудниками ОГБУ ДПО «Курского института развития» проводятся серия круглых столов по обеспечению информационной безопасности обучающихся в районах Курской области, на которых обсуждаются вопросы: профилактики Интернет-аддикции у школьников, психолого-педагогические аспекты обеспечения информационной безопасности;
- в программы повышения квалификации для педагогических работников внесены вопросы профилактики Интернет-зависимости и обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
- многие классные руководители образовательных организаций в рамках социального партнерства для участия в родительских собраниях приглашают сотрудников органов внутренних дел, Роскомнадзора, социально-психологических служб для организации бесед по данной проблематике;
- проведение круглых столов для специалистов социально-психологических служб по вопросам обеспечения информационной безопасности обучающихся, в том числе профилактики вступления школьников в «группы смерти»;
- в рамках недели Интернета многие образовательные организации Курской области проводят тестирование по безопасности в сети Интернет для школьников, затем обучающиеся делятся своими впечатлениями, положительными и отрицательными эмоциями.
Особое внимание уделяется, конечно, не только теоретическим занятиям, но и практическим (групповым и тренинговым занятиям) с
родителями, педагогами и школьниками.
Несомненно, важным аспектом проблемы обеспечения информационной безопасности обучающихся является разработка необходимой нормативно-правовой базы в образовательных организациях. Перечислим примерные документы, входящие в данный перечень, по-нашему мнению:
1. Все документы, касающиеся данного вопроса и утвержденные на федеральном и региональном уровне, например, законы, концепции и т.д.
2. Правила использования сети Интернет в образовательной организации.
3. Инструкция по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет.
4. Инструкция для педагогических работников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием обучающимися Интернета в ОО.
5. Классификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу.
6. Регламент работы с электронной почтой в образовательной организации.
7. Положение о сайте образовательной организации.
8. Инструкция по организации антивирусной защиты в ОО.
9. Положение о школьном центре дистанционного обучения школьников.
Особое внимание по обеспечению информационной безопасности в ОО следует уделять разработке памяток по данной проблематике для участников образовательного процесса. Приведем пример некоторых из них.
Памятка педагогам об обеспечении информационной безопасности детей
1. Повышайте свой собственный уровень пользования компьютером и Интернетом, для того, чтобы быть авторитетом, советчиком для своих учеников.
2. Проводите различные мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках и способов преодоления.
3. Рассказывайте обучающимся о правилах поведения в Сети, и их личной реальной, а не виртуальной
ответственности.
4. Научите как правильно себя вести при столкновении с нарушением закона во Всемирной паутине.
5. Приучайте соблюдать подростков авторские права, и обязательно расскажите об ответственности за их нарушение.
6. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщите родителям о проблемах их детей.
7. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета, их отличать правду от лжи.
8. Старайтесь больше проводить интересных мероприятий в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), для того, чтобы показать ученикам, что она намного интереснее виртуальной.
9. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
10. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью обращайтесь к психологам, в различные специализированные центры.
Памятка школьникам по обеспечению информационной
безопасности
1. При использовании Интернета помните о том, что реальная жизнь намного интересней виртуальной.
2. При общении в Сети пользуйтесь правилами конфиденциальности (не рассказывайте незнакомым людям о месте своего проживания, составе семьи и т.д.).
3. Соблюдайте авторские права, так как их несоблюдение карается законом.
4. Помните, о риске общения в приватном режиме, не верьте на слова виртуальным «друзьям».
5. Работу в Интернете старайтесь чередовать с другими занятиями (уборкой по дому, прогулкой).
6. Помните о том, что встреча с виртуальными «друзьями» может быть небезопасной, поэтому подумайте, прежде чем соглашаться на нее.
7. Если у Вас возникает проблема, не следует пытаться решить ее в виртуальном пространстве, попросите помощи у своих родителей, педагогов,
«реальных» друзей.
8. Если Вы ощущаете, что ваша увлеченность Сетью Интернет начинает доминировать над другими увлечениями, поделитесь этим со своими
родителями, или обратитесь за помощью к психологу, в специализированные центры.
Таким образом, в современном мире необходимо уделять особое внимание обеспечению информационной безопасности обучающихся, так как, к сожалению, подростки каждый день подвергаются угрозам, которые связанны с рассмотренной проблемой.
Литература
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. №646).
2. Концепция информационной безопасности детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. №2471-р).
References
1. Doktrina informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (utverzhdena ukazom Prezidenta RF ot 5 dekabrja 2016 g. №646).
2. Koncepcija informacionnoj bezopasnosti detej (utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 2 dekabrja 2015 g. №2471-r).
http://ej .kubagro.ru/2017/05/pdf/19.pdf