Научная статья на тему 'Обеспечение фазовой стабильности этанольных топлив для автомобильных двигателей'

Обеспечение фазовой стабильности этанольных топлив для автомобильных двигателей Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
425
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Богданов Сергей Николаевич, Лаврик Александр Николаевич, Теребов Антон Сергеевич

В настоящее время топливная промышленность всего мира занята поиском альтернативных видов топлива, удовлетворяющих возрастающим экологическим требованиям к отработавшим газам автомобилей. В связи с истощением в обозримом будущем запасов нефти альтернативное топливо желательно получать из возобновляемых источников. На фоне указанных проблем большую перспективу представляют оксигенатные топлива, для успешного применения которых необходимо решить ряд технических задач, в том числе задачу обеспечения их фазовой стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Богданов Сергей Николаевич, Лаврик Александр Николаевич, Теребов Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение фазовой стабильности этанольных топлив для автомобильных двигателей»

УДК 621.43

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАЗОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ЭТАНОЛЬНЫХ ТОПЛИВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

С.Н. Богданов, А.Н. Лаврик, A.C. Теребов

В настоящее время топливная промышленность всего мира занята поиском альтернативных видов топлива, удовлетворяющих возрастающим экологическим требованиям к отработавшим газам автомобилей. В связи с истощением в обозримом будущем запасов нефти альтернативное топливо желательно получать из возобновляемых источников. На фоне указанных проблем большую перспективу представляют оксигенатные топлива, для успешного применения которых необходимо решить ряд технических задач, в том числе задачу обеспечения их фазовой стабильности.

В связи с постоянно растущими экологическими требованиями к продуктам сгорания автомобильных двигателей, истощением запасов нефти и запретам на использование в качестве анти-детонационной присадки к бензинам тетраэтилсвинца, перед топливной промышленностью встала задача по созданию экологически чистых бензинов без ухудшения их антидетонационных свойств. Наибольшую перспективу представляет использование кислородосодержащих компонентов - оксигенатов. Оксигенаты имеют низкую токсичность, хорошие эксплуатационные характеристики, высокие октановые числа. При этом возможно их получение из возобновляемых источников. Наиболее распространенные из них метил-требутиловый эфир, а так же метиловый, этиловый, изопропиловый и изобутиловый спирты.

В табл. 1 приведены основные характеристики спиртов, применяемых и перспективных для применения в автомобильных бензинах.

Таблица 1

Название показателей Базовый а/м бензин Метанол Этанол Изопро- панол Изобута- нол МТБЭ

Плотность при 20 °С, кг/м3 700... 770 790 794 780 802 746

Октановое число (моторный метод) 76...88 94 93 95 96 100

Октановое число (исследовательский метод) 76...98 111 108 117 108 125

Температура кипения, °С 35...215 64,7 78,4 82,4 108 55

Температура застывания, °С 1 о о 1 Ьо о -97,8 -114,6 -89,5 -108 -108

Теплота испарения, кДж/кг 180..306 1158 913 666 - 337

Объемная теплота сгорания, кДж/кг 35300 15720 30030 25974 26306 26200

Массовая теплота сгорания, кДж/кг 42500 19950 27720 33300 32808 35160

Массовая доля кислорода, % - 50 34,7 26,6 21,6 18,2

ПДК паров, мг/м3 100 5 1000 980 - 130

Самым доступным оксигенатом является метиловый спирт. Тем не менее, объем его использования в бензинах мал и продолжает сокращаться. Это связано с высокой токсичностью, низкими энергетическими и эксплуатационными показателями. Метил-требутиловый эфир (МТЭБ), до недавнего времени считавшийся практически идеальным оксигенатом, в настоящее время запрещен для применения в отдельных штатах США в связи с его высокой стабильностью к биологическому разложению, а, следовательно, возможностью накопления в водоемах. Этанол лишен недостатков, присущих МТЭБ, и характеризуется меньшей токсичностью. В настоящее время этиловый спирт является наиболее перспективным оксигенатом. Мощность его производства только в США составляет более 6,5 млн. т/г., в том числе около 5 млн. т/г. относится к топливному этанолу. По прогнозам в ближайшие годы производство этанола возрастет в два раза [1]. Наименьшую токсичность имеет этиловый и изопропиловый спирт, предельно допустимая концентрация паров которых в воздухе составляет соответственно 1000 и 980 мг/м3.

О возможности использования оксигенатов в качестве компонентов автомобильных бензинов известно достаточно давно. В отдельных странах накоплен значительный опыт применения, имеется большое количество публикаций. В настоящее время на оксигенатые топлива разработан ГОСТ 52201-2004 «Топливо моторное этанольное для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы». Однако до сих пор оксигенаты не имеют широкого применения. Это связано с большой чувствительностью бензо-спиртовых смесей к наличию влаги. Безводные спирты смешиваются с бензином в любых соотношениях, но незначительные примеси воды вызывают потерю фазовой стабильности смеси.

На рис. 1 приведена зависимость температуры расслоения бензо-этанольных смесей (бенза-нола) в зависимости от концентрации спирта и наличия в нем воды [2].

95 96 97 98 99 100

Концентрация спирта, %

—♦— бензина 50 % + этанола 50 % бензина 60 % + этанола 40 % —•— бензина 70 % + этанола 30 %

■ х бензина 80 % + этанола 20 % —*— бензина 90 % + этанола 10 %

Рис. 1. Температура расслоения бензо-этанольных смесей в зависимости от концентрации этилового спирта и наличия в нем воды

Из графиков видно, что с уменьшением доли спирта в бензине и увеличением содержания воды температура расслоения смеси увеличивается, т. е. ухудшаются фазовая стабильность и низкотемпературные свойства. При этом содержание этанола в топливе, удовлетворяющем требованиям ГОСТ 52201-2004, находится в пределах от 5 % до 10 % по объему (табл. 2) [3]. Следовательно область, отмеченная ГОСТ 52201-2004, наименее благоприятна в отношении фазовой стабильности по соотношению спирта и бензина. Вместе с тем содержание спирта в автомобильном бензине в пределах от 5 % до 10 % позволяет сохранить мощностные показатели двигателя, обеспечивает значительное снижение токсичности отработавших газов, хорошие эксплуатационные свойства без ухудшения экономичности, взаимозаменяемость традиционных и композиционных бензинов.

Таблица 2

Наименование показателя Значение

1. Объемная доля этанола, % 5,0-10,0

2. Фазовая стабильность (температура помутнения) бензанола, °С, не выше:

на месте производства:

для летнего вида -10

для зимнего вида -30

на месте применения:

для летнего вида -5

для зимнего вида -25

Серия «Машиностроение», выпуск 10 103

Контроль и испытания

В литературе описываются способы получения композиционных топлив и результаты исследования рабочего цикла двигателя в основном на абсолютированных спиртах, а информация о использовании спиртов с наличием воды практически отсутствует. Обеспечить требования ГОСТ 52201-2004 для бензанолов возможно при использовании безводного спирта и бензина. В реальных условиях эксплуатации автотракторной техники, учитывая гигроскопичность этанола и углеводородного топлива, наличие подтоварной воды в цистернах и климатические условия, топливо не сможет соответствовать эксплуатационным свойствам в связи с нарушением его фазовой стабильности. В связи с этим при использовании оксигенатных топлив этанол с бензином смешивают непосредственно в процессе заправки, либо используются автомобили с раздельными баками. Этот подход затрудняет массовое применение бензанолов. Для более широкого применения бензанолов необходимо решить научно-техническую задачу обеспечения фазовой стабильности этанольных топлив. Данная задача может быть решена двумя способами: физическим и химическим. При физическом способе повышения фазовой стабильности обеспечивается воздействием на топливную смесь ультразвуком, электромагнитными полями и высокоэнергетическими импульсами. При химическом способе фазовая стабильность обеспечивается за счет добавок специальных стабилизаторов, поверхностно-активных веществ и жирных спиртов.

Авторами проведены исследования химического способа повышения физической стабильности спирто-бензиновых смесей. В ходе исследований было установлено, что в качестве стабилизатора могут быть использованы жирные спирты, в частности изопропиловый спирт (ИПС). Изопропиловый спирт выбран в связи с его доступностью, хорошими эксплуатационными и экологическими показателями.

Физическая стабильность бензо-этанольных смесей оценивалась по температуре расслаивания.

В качестве исходных компонентов использовались:

- этанол (92,5±0,05) %-ной концентрации, с плотностью при нормальных условиях 801 кг/м3;

- неэтилированный прямогонный газоконденсатный бензин с плотностью при нормальных условиях 719 кг/м3;

- ИПС (96,5±0,5) %-ной концентрации с плотностью 796 кг/м3 при нормальных условиях.

Используемые компоненты являются промышленными образцами. Другими словами исследование проводилось с целью определения рецептуры топлива, удовлетворяющего ГОСТ 52201-2004, при использовании промышленной продукции, а не лабораторных эталонов.

Температура расслоения измерялась на установке «Сапфир-МТК» с нижней границей температур до -70 °С. При подготовке промышленных образцов использовалась термокамера повышенного объема.

С целью определения закономерностей распределения температур расслоения в зависимости от содержания этанола и стабилизатора (ИПС), готовились бензо-этанольные смеси с содержанием этанола: 6,0; 8,0; 10,0; 12,0; 15,0; 17,5; 20,0 % от объема. В смеси добавляли ИПС в количествах 0,5; 1,0; 1,5; 3,5 % от объема бензо-этанольной смеси.

При измерении температуры расслоения смесей, содержащих бензин и этанол в соотношении 9:1 по объему (максимально допустимый ГОСТом) ИПС добавляли в количествах: 0,5; 1,0; 1,5; 3,5; 4,0; 5,0; 10,0 % от объема бензо-этанольной смеси.

Бензо-спиртовые смеси в количестве 100 мл помещали в пробирку диаметром 15 мм. Пробирку закрывали корковой пробкой с отверстием, в которое вставляли термометр для измерения температуры смеси. Пробирку помещали в центр резервуара с термометрической жидкостью. Пробирку смазывали с наружи глицерином для предотвращения обледенения, перемешивали содержимое и помещали в морозильную камеру.

При достижении температуры, близкой к ожидаемой температуре расслоения, пробирку вынимали из установки, взбалтывали и вновь помещали в холодильную камеру.

Пробирку выдерживали 3...4 минуты при ожидаемой температуре расслоения, вынимали из холодильной установки и визуально определяли наличие или отсутствие помутнения смеси.

При наличии помутнения устанавливали температуру на 1... 1,5 °С выше первоначальной, при отсутствии - на 1... 1,5 °С ниже первоначальной и вновь выдерживали пробирку при этой температуре.

За температуру расслоения принимали середину интервала между заметным помутнением смеси и полной прозрачностью.

На основании данных исследования построены графики (рис. 2) на которых содержание компонентов указано в % массы.

% этанола

без стабилизатора -*-0.55 % ИПС —А—1,1% ИПС 1,6 % ИПС 2,15 % ИПС

—2,65 % ИПС —I—3,15 % ИПС ——3,65%ИПС 4,2%ИПС

Рис. 2. Температуры расслоения бензо-спиртовых смесей с различным содержанием этанола и стабилизатора (ИПС)

Полученные данные позволяют выявить ряд закономерностей фазовой стабильности этанольных топлив, стабилизированных ИПС.

При различных концентрациях стабилизатора бензо-спиртовые смеси с содержанием этанола 10.. .12 % имеют максимальные температуры расслоения.

При уменьшении концентрации этанола менее 11 % независимо от концентрации стабилизатора происходит интенсивное улучшение фазовой стабильности. Эта область имеет наибольший практический интерес, учитывая требования ГОСТ 52201-2004.

При концентрации в бензанолах менее 11 % этанола для обеспечения фазовой стабильности при положительных температурах необходимо не более 3,15 % ИПС, а с повышением температуры эксплуатации необходимое количество стабилизатора уменьшается и при температурах более 30 °С обеспечивается фазовая стабильность без стабилизатора.

Фазовая стабильность не абсолютированных бензанолов при отрицательных температурах обеспечивается при относительно небольших добавках ИПС.

График, показанный на рис. 3, демонстрирует зависимость температуры расслоения бензо-спиртовой смеси с максимальным содержанием этанола, допускаемым ГОСТ 52201-2004, от содержания стабилизатора.

Серия «Машиностроение», выпуск 10

105

0123456789 10

% ИПС

Рис. 3. Зависимость температуры расслоения спирто-бензиновых смесей, содержащих 10 % этанола от содержания изопропилового спирта (ИПС)

Результаты исследований физической стабильности бензино-этанлоьных смесей позволяют составить рецептуру летнего и зимнего видов композиционных бензинов с учетом необходимости сохранения мощностных показателей двигателя; сохранения запаса хода транспортных средств без увеличения объема топливного бака; стоимости и доступность спиртов; взаимозаменяемости традиционных и композитных бензинов; требуемые антидетонационные характеристики композиционных бензинов и других факторов.

Литература

1. Синьчжоу, Лю. Разработка высокооктановых топливных композиций: автореферат дис...канд. технич .наук/Лю Синьчжоу. - Уфа, 2004. -24 с.

2. Папок, К.К. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям (химмотологический словарь) /К. К. Папок, H.A. Рагозин. - М.: Химия, 1975. - 392 с.

3. ГОСТ Р 25201-2004. Топливо моторное этанольное для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы. - М. : ИПК Изд-во стандартов, 2004. -6 с.

4. Сарафанов, A.C. Автомобильные топлива: Химмотология. Эксплуатационные свойства. Ассортимент/A.C. Сарафанов, А.И Ушаков, КБ. Чечкенев. - СПб.: НПИКЦ 2002. -264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.