1120
ПРАВОВЕДЕНИЕ
УДК 340 (075)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ -ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
© Р. Х. Габитов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450005 г. Уфа, ул. Достоевского, 131.
Тел./факс: + 7 (347) 252 55 14.
Е-таИ: [email protected].гы
Проблемы экологической политики государства в современных условиях приобретают особый смысл, поэтому среди основных направлений деятельности государства значение экологической политики и ее правового обеспечения существенно повышается. В данной статье рассматриваются проблемы содержания экологической функции государства. Эти проблемы исследуются во взаимосвязи с теорией государства и права и связаны с общими принципами построения правового государства, такими как соответствие Конституции Российской Федерации мировым правовым принципам, а также сосуществования и гармоничного взаимодействия человека и природы, технологического развития общества и сбалансированного состояния окружающей природной среды.
Ключевые слова: экологическая проблема, экологическая политика, функция государства, экологическая функция правового государства, конституционное решение экологических проблем, благоприятная окружающая среда, право на благоприятную окружающую среду.
В «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, констатируется, что в 40 субъектах России более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Остается высоким объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных. Сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Возрастает количество направляемых на размещение отходов. При этом условия их хранения и захоронения не соответствуют требованиям экологической безопасности. Этот новейший программный документ определил стратегические задачи, направленные на коренное оздоровление окружающей среды в стране.
Острота и злободневность экологических проблем осознается сегодня на всех уровнях, от государственных органов до рядовых граждан. Катастрофическая реальность в решении экологических задач ставит вопрос о необходимости коренного совершенствования всей природоохранной деятельности современного российского государства.
В связи с этим хотелось бы высказать некоторые соображения о путях конституционного правового решения экологических проблем на данном этапе развития нашего общества. Следует отметить, что в современном экологическом законодательстве совершенно не чувствуется напряженность экологической ситуации. Если с этой точки зрения подойти к Конституции Российской Федерации, то в ней не только не закреплена приоритетность прав человека на здоровую окружающую среду над экономическими задачами, но и не четко обозначена обязанность самого государства в сфере обеспечения экологической безопасности населения.
Так, в ст. 58 Конституции РФ записано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Сам по себе факт всеобщей обязанности населения охранять окружающую природную среду, конечно, очень важен, но вызывает недоумение тот факт, что проблема охраны природы возлагается только на население, а о конкретных обязанностях самого государства в этой области в Основном законе государства ничего не сказано. Справедливости ради следует отметить, что некоторые экологически значимые положения, необходимые для понимания сущности и содержания природоохранительной функции российского государства, вытекают из преамбулы Конституции России.
В ст. 9 Конституции РФ мысль о наличии экологической функции государства только предполагается. В ней закреплено следующее:
«1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Экологическая функция государства - весьма емкое понятие. В теории экологического права, в содержание экологической функции включается деятельность государства:
по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства;
направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения;
на охрану окружающей среды от деградации ее состояния;
на соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц [1].
Известно, что неблагополучную экологическую ситуацию создает не человек вообще, а проводимая государством экономическая политика, направленная на безудержную эксплуатацию при-
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №2
1121
родных ресурсов, и не сориентированная на максимальное сохранение природной среды. В этой связи в Основном законе государства следовало бы более четко закрепить положение о том, что охрана природной среды, забота о рациональном использовании природных ресурсов является важнейшей государственной функцией, поскольку масштабы загрязнения окружающей среды сегодня столь велики, что оздоровление ее под силу только государству. К сожалению, такого положения в Конституции РФ, да и в Конституциях субъектов Федерации нет [1, с. 44-45].
В то же время, говоря о роли государства в решении экологических проблем, нельзя не учитывать специфику современного государства, основные характеристики которого представлены в главе 1 Конституции РФ. Основной Закон определяет: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1, п. 1). Поэтому здесь важно обратить внимание на решение экологических проблем в условиях развивающегося правового государства, поскольку вопрос об экологической функции государства, о формах и методах ее осуществления в современных условиях становится особенно актуальным.
В теории государства и права функции государства определены как основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в зависимости от общего уровня политического, экономического, социального и духовного развития общества в целом. В то же время «функции государства - это направления деятельности, но не сама деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретноисторическим содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других)» [2].
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [2, с. 95].
Поэтому, как пишет Л. А. Морозова, каждый человек должен иметь возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права. А государственные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий;
государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновные в нарушении экологических требований [3], [3, с. 112].
Ф. М. Раянов считает, что наряду с оптимизацией экономической политики государства [4], сегодня весьма актуальна экологическая политика. Это объясняется тем, что в условиях все большего ухудшения состояния окружающей природной среды, право граждан пить чистую воду, дышать чистым воздухом и т.д. становится одним из жизненно важных. Поскольку основное социальное назначение государства заключается в обеспечении прав и свобод своих граждан, то в современных условиях экологическая политика государства превращается в важнейшее направление его политической деятельности.
Право как социальная категория является основным регулятором общественных отношений, и государство поддерживает его силой принуждения, которая обеспечивается всей мощью политикоправовой власти. Оптимизация осуществления экологической функции государства, по нашему мнению, предполагает поддержку государственных инициатив не только принудительной силой государства, но и всем обществом, всеми его гражданами, которые все требовательнее предъявляют свое право на благоприятную окружающую среду. Бережное и рациональное отношение к природе и ее ресурсам должно стать не только составной частью государственной политики, но и неотъемлемой частью экономической, политической и правовой культуры [4, с. 208].
Таким образом, экологическая функция правового российского государства должна рассматриваться как важнейшее направление деятельности, определяющей в целом реализацию стратегической цели государственной политики в области экологического развития, заключающейся в решении социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, в сохранении благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укреплении правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (п. 7 Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года от 30.04.2012 г.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бринчук М. М. Экологическое право. М.: Юристъ. 2003. 324 с.
2. Комаров С. А. Общая теория государства и права. СПб.: Питер. 2005. 368 с.
3. Морозова Л. А. Теория государства и права. М.: Эксмо. 2007. 320 с.
4. Раянов Ф. М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции). М.: Издательский дом «Право и государство». 2003. 280 с.
Поступила в редакцию 30.05.2012 г.