УДК 343.85 ББК 67.575 К88
E.E. KUDRYASHOV* SAFETY OF SUSPECTS AND ACCUSED OFFENDERS FROM CRIMINAL THREATS IN PRE-TRIAL PRISONS
(RESULTS OF APPLIED RESEARCH)
Аннотация: в статье представлены результаты прикладного исследования проблемы повышения эффективности предупреждения преступлений в следственных изоляторах, обеспечениянеобходимо-го уровня безопасности лиц, заключенных под стражу, предложены изменения в УК РФ, а также меры по раздельному содержанию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
Ключевые слова: следственныйизолятор, пенитенциарная преступность, криминологическая безопасность, заключение под стражу.
ЭДУАРД ЕВГЕНЬЕВИЧ КУДРЯШОВ*
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ ОТ КРИМИНАЛЬНЫХ УГРОЗ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ (РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Annotation: the article is devoted to results of applied research of increase the effectiveness of crime prevention in pre-trial centers, provision of the necessary level of security of prisoners. The author suggests amendments to the penal Code of the Russian Federation, and measures concerning separate placement of suspects and accused offenders.
Key words: pre-trial prisons, penal criminality, criminological security, custodial placement.
Современный этап развития уголовно-исполнительной системы связан с происходящими в России экономическими, политическими и культурнымипреобразованиями, которые предопределили необходимость коренного реформирования законодательства, обеспечивающего применение принудительных уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных средств. Современная уголовная политика нашей страны все увереннее ориентируется на требования международных стандартов, берет курс на активную перестройку пенитенциарной системы в соответствии с передовыми достижениями развитых европейских стран. Вместе с тем Россия продолжает занимать одно из первых мест в мире по числу заключенных. Становится очевидным, что рост тюремного населения имеет во многом искусственные причины, поскольку следственная и судебная практика продолжает идти по пути широкого применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Ежегодно под стражу заключается около 150 тыс. подозреваемых и обвиняемых, 70 тыс. из которых - лица, совершившие преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких. Данные граждане попадают в криминогенную среду, ведь удельный вес только тех, кто обвиняется в совершении умышленных убийств, изнасилований, причинении тяжкого вреда здоровью, разбоях, грабежах, приближается к половине количества всех заключенных (47 %), многие из них судимы неоднократно (57 %).
I
с §
с
I §
о
О)
S
с §
0
■е-§
ш
1
с §
1
(D
0
1
(D I С Сс
* Соискатель кафедры криминологии и организации профилактики преступлений
(Академия ФСИН России)
E-mail: editor@academjust.ryazantelecom.ru.
>3 I
0
1
о
о %
2
Ü
ГО §
О &
§
<0
О §
§ £
Сосредоточениев следственных изоляторах лиц с ярко выраженной криминальной направленностью значительно влияет на социально-психологическую обстановку в СИЗО, вызывает к жизни криминогенные факторы. Все это приводит к тому, что по-прежнему в следственных изоляторах совершаются убийства, побеги, причинение тяжкого вреда здоровью, захваты заложников и многие другие преступления. Ежегодно в этих учреждениях регистрируется более 60-70 преступлений, и данный показатель имеет тенденцию к росту. Многообразие категорий лиц, заключенных под стражу, постоянная сменяемость контингента в условиях невыполнения требований международного и российского законодательства, обеспечивающего защиту прав и законных интересов заключенных, создает мощный криминогенный эффект, заметно снижает уровень безопасности от криминальных угроз. В конечном счете все это приводит к росту насилия в следственных изоляторах, опасных нападений на сотрудников и сокамерников, неповиновению администрации, совершению иных преступлений и грубых нарушений режима содержания.
Указанные обстоятельства требуют поиска новых подходов к разрешению назревших противоречий уголовной политики, путей повышения эффективности обеспечения безопасности подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу, профилактики их преступного поведения в условиях изоляции. Приоритетом в этой работе является достижение адекватности государственной политики борьбы с преступностью состоянию и тенденциям последней. В связи с этим остро встает вопрос о таком реформировании уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, при котором соблюдался бы дифференцированный подход к различным категориям преступников и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Изложенное подтверждает актуальность исследования проблем предупреждения преступлений, совершаемых в следственных изоляторах, а также обеспечения безопасности лиц, заключенных под стражу. Совершенно очевиден интерес, который вызывают у исследователей эти проблемы, так же как очевиден и многоаспектный характер названных научных проблем. Вместе с тем на сегодняшний момент остается масса нерешенных вопросов, касающихся эффективности правового и организаци -онного обеспечения функционирования следственных изоляторов в режиме приемлемого
уровня безопасности подозреваемых и обвиняемых от криминальных угроз. Дальнейшего научного анализа требует поиск резервов для решения данной проблемы.
В ходе исследования обозначенной проблемы нами изучались сведения о количестве преступлений, совершаемых подозреваемыми и обвиняемыми в следственных изоляторах, анализировались статистические отчеты ФСИН России о преступности, сведения и показатели, характеризующие деятельность следственных изоляторов по исполнению меры пресечения в виде заключения под стражу за 2001-2009 гг. Всего в качестве респондентов опрошено 127 сотрудников следственных изоляторов, в числе которых должностные лица отделов безопасности и оперативных аппаратов. Изучено 43 уголовных дела о преступлениях, совершенных в следственных изоляторах, а также 76 материалов служебных проверок, относящихся к предметной области исследования. При получении результатов исследования использовались материалы опроса 385 подозреваемых и обвиняемых, находящихся в следственных изоляторах Московской, Костромской, Тульской, Тверской и ряда других областей, а также 297 осужденных к лишению свободы, к которым перед осуждением применялась данная мера пресечения. Собранная эмпирическая база, а также использование апробированных криминологических методик позволило прийти к следующим основным выводам.
1. Совершаемые в условиях СИЗО преступления повторяют основные тенденции пенитенциарной преступности. Показатели данных преступлений обнаруживают следующие статистические закономерности наметившаяся тенденция к сокращению числа лиц, содержащихся под стражей, не подкрепляется положительной динамикой снижения количества совершаемых в СИЗО преступлений, что объясняется ухудшением криминогенного состава заключаемых под стражу лиц (57 % находящихся в СИЗО судимы неоднократно); структура преступлений в СИЗО не повторяет структуры преступности в ИК: 55 % -насильственные, 39 - в сфере незаконного оборота наркотиков; 2 - побеги и 4 % - корыстные преступления. По уровню насильственных преступлений СИЗО занимают второе место среди пенитенциарных учреждений (0,72 на 10 000 чел.); криминогенная активность подозреваемых и обвиняемых выше, чем у осужденных. Уровень предотвращаемых преступлений в СИЗО в 3,3 раза выше, чем в ИК (соответственно 1022,7 и 3329,1 на 10 000 чел.).
2. Определяющее значение в системе криминогенных детерминант преступлений, совершаемых подозреваемыми и обвиняемыми в СИЗО, усугубления пенального конфликта между заключенными и администрацией приобретают нарушения в сфере соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей. Наивысшую напряженность создают нарушения прав на материально-бытовое, медико-санитарное обеспечение, получение бесплатного питания; получение информации, ходатайства, заявления, предложения и жалобы; личную безопасность; вежливое обращение со стороны персонала СИЗО.
3. По признаку криминогенных противоречий, возникающих в среде заключенных, следственный изолятор следует рассматривать как разновидность пенитенциарного учреждения. Положительная адаптация к условиям пенитенциарных учреждений возможна только при выполнении требования объединения заключенных в камерах в соответствии с их социально-демографическими, нравственно-психологическими, уголовно-правовыми, уголовно-исполнительными признаками личности, а равно с положением, которое занимает привлекаемый к уголовной ответственности в неформальной иерархии.
4. Повышение эффективности ослабления криминогенных противоречий в сфере исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу, а также противоречий, возникающих в среде заключенных, может быть достигнуто посредством гуманизации уголовной политики и пересмотра обоснованности применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Резервы для достижения указанных целей лежат в области сокращения применения данной меры к впервые обвиняемым в совершении преступлений небольшой (по окончательной квалификации) и средней тяжести, а равно в применении альтернативных мер пресечения к лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении корыстных преступлений.
5. Наличие пенитенциарного преступного поведения подозреваемых и обвиняемых урав-
нивает последних в вопросах ответственности с осужденными, поэтому решение законодателя о криминализации деяния по дезорганизации нормальной деятельности учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества, должно быть распространено и на категорию подследственных, содержащихся в СИЗО. В связи с этим приемлемо изложить ч. 1 ст. 321 УК РФ в следующем виде: «Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении осужденного с целью воспрепятствовать его исправлению, а равно в отношении заключенного под стражу с целью нарушить законный порядок содержания под стражей -
наказывается... ».
6. Несмотря на покамерное содержание, в следственных изоляторах не обеспечивается полной изоляции хранителей и распространителей уголовных традиций от других категорийлиц, заключенных под стражу. В целях воспрепятствования распространению криминальной субкультуры, повышения эффективности профилактики преступлений и обеспечения безопасности от криминальных угроз целесообразно предусмотреть классификацию подозреваемых и обвиняемых: на требующих особых условий содержания под стражей без дополнительного ограничения прав, свобод и законных интересов и не требующих особых условий изоляции. Наиболее полная изоляция подозреваемых и обвиняемых первой категории без ограничения прав и законных интересов может быть достигнута посредством создания в каждом следственном изоляторе участка для их содержания - специального блока. Создание специальных блоков при достаточном финансировании возможно в самые короткие сроки, так как это не требует отдельной правовой основы.
Сделанные выводы, предложения и рекомендации в полной мере отражают концепцию развития уголовно-исполнительной системы, служат поиску новых научно обоснованных путей ее эффективной реализации на основе уточненных статистических данных, характеризующих деятельность следственных изоляторов.