Перспективы использования зарубежного опыта и стран СНГ для совершенствования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
Prospects for using foreign experience and CIS countries to improve legislation on protecting children from information that is harmful to their health and development
Солодянкина Дарья Сергеевна
магистрант 2 курса Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: daria4@rambler.ru
Solodyankina Darya Sergeevna
second year master student St. Petersburg Law Institute (branch) Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation
Russia, Saint-Petersburg e-mail: daria4@rambler.ru
Аннотация.
В статье рассматриваются результаты изучения особенностей регулирования деятельности по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних в зарубежных странах. Обращается внимание на развитие национального законодательства, а также способов технического обеспечения информационной защиты. Проводится сравнительный анализ подходов некоторых государств мира и опыта государств-участников СНГ по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.
Значительное внимание уделено рассмотрению особенностей становления законодательства о защите несовершеннолетних от негативного влияния информации в России. Также рассматриваются проблемные вопросы применения такого зарубежного опыта в странах СНГ. Анализируется проблема возможности применения технического регулирования в указанной области на территориях стран СНГ, а также эффективности защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, в целом.
Annotation.
The article examines the results of studying the specifics of regulation of activities to ensure the information security of minors in foreign countries. Attention is drawn to the development of national legislation, as well as ways to provide technical support for information protection. A comparative analysis of the approaches of some countries of the world and the experience of the CIS member states in protecting children from information that is harmful to their health, reputation, moral and spiritual development is carried out.
Considerable attention is paid to the consideration of the specifics of the formation of legislation on the protection of minors against the negative impact of information in Russia. Also, the problematic issues of applying such foreign experience in the CIS countries are considered. The problem of the possibility of applying technical regulation in the specified area in the territories of the CIS countries, as well as the effectiveness of protecting children from information harmful to their health and development in general, is analyzed.
Ключевые слова: информационная безопасность, несовершеннолетние, зарубежный опыт, правовые акты, вредоносная информация, СНГ.
Key words: information security, minors, foreign experience, legal acts, malicious information, CIS.
На сегодняшний день обеспечение информационной безопасности является одним из основных ориентиров государственной политики. Следует выделить такую группу населения, которая больше всего подвержена воздействию вредоносной информации, как несовершеннолетние. В свою очередь данная проблема требует соответствующей законодательной базы, которая смогла бы способствовать эффективной защите детей от негативного воздействия информации. В связи с этим проанализируем зарубежный опыт для последующего определения соответствующих перспектив его использования на территории государств, входящих в СНГ.
Так, к нормативной базе анализируемой деятельности следует отнести общепризнанные принципы и нормы
международного права о допустимости ограничения распространения информации в интересах безопасности и
70
общественного порядка, защиты здоровья и нравственности, репутации и прав других лиц. Например, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10); Всеобщая декларация прав человека (п. 2 ст. 29); Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (1992 г) и другие.
Для сравнительного анализа рассмотрим зарубежную практику регулирования и осуществления защиты детей от вредоносной информации на примере следующих государств.
В Соединенных Штатах Америки осуществляется борьба с распространением порнографических материалов среди несовершеннолетних, при этом сам вопрос об информационной безопасности детей обсуждался с 90-х годов, например, попытки запретить размещение оскорбительной информации в сети, однако предложения одобрены не были [1]. На территории США действует Children's Internet Protection Act, регулирующий использование фильтров и технических средств для ограничения несовершеннолетних от вредоносной информации.
Китайская Народная Республика разрабатывала вопросы безопасности несовершеннолетних в информационной сфере более последовательно. Так, в 1992 году была разработана концепция «Большого китайского брандмаузера». Данные положения были закреплены в законе о защите несовершеннолетних. На наш взгляд, достаточно правильным подходом является Китая, где обеспечение информационной безопасности разделено между государством и родителями, при этом роль родителей обладает большей значимостью. Также в Китае с июня 2004 года действует Центр жалоб для контроля исполнения закона, которые осуществляют свою деятельность в целях защиты несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию. Следует отметить, что многие авторы положительно оценивают наличие действующего с 2003 года проекта «Золотой щит». Основная задача «Золотого щита» -это фильтрация информации серверов на интернет-канале между провайдерами и международными сетями передачи информации [2].
В Великобритании интернет-провайдеры представляют отдельный трафик с услугой «Чистая линия». Данная услуга оперирует данными Фонда по наблюдению за Интернетом для идентификации страниц, содержащие непристойные фотографии детей. При их обнаружении пользователя ставят перед фактом невозможности найти эту страницу. Помимо этого Правительством Великобритании приняты меры по уничтожению вредоносных сайтов, а равно содержащих изображения изнасилования, пыток, некрофилии [3].
В апреле 2011 года Бюро телекоммуникаций и связи Турции предприняло попытку фильтрации, то есть блокировка сайтов проходила по нахождению провайдерами определенного набора ключевых слов. Ввиду определенных сложностей система была доработана, были приняты новые фильтры, при которых интернет-пользователи обязаны устанавливать специальное программное обеспечение и предоставлять контент для фильтрации прежде, чем они получат доступ [4].
В Испании отсутствует специальный закон, который регулирует обеспечение информационной безопасности детей. Однако на территории Испании действует Органический закон 1/1996 от 15 января «О юридической защите несовершеннолетних», Закон 34/2002 от 11 июля «Об услугах информационного сообщества и электронной торговле», Закон 7/2010 от 31 марта «Об аудиовизуальной коммуникации». На региональном уровне также принимаются соответствующие акты. Например, в Автономном сообществе Мадрид действует Закон 5/2002 от 27 июня о наркотической зависимости и других вредных пристрастиях, предусматривающий запрет распространения такой информации при несовершеннолетних. Обеспечением информационной безопасности занимается испанская полиция, которая проводит специальные курсы в школах, а также в социальных сетях. В 2011 году на законодательном уровне обсуждался вопрос о введении института скрытого агента в Сети. Также в Испании действует достаточно высокая система штрафов в размере до 600 тысяч евро (37 226 400 рублей), когда в Российской Федерации Кодекс об административных правонарушения в рамках статьи 6.17 предусматривает максимальный штраф до 50 тысяч рублей (805 евро). Также на территории Испании
действуют неправительственные организации, занимающиеся разработкой программного обеспечения для фильтрации, отслеживания и последующей блокировки вредоносной информации [5].
Таким образом, следует сделать вывод, что в зарубежных странах акцент делается на разработку и активное применение различных способов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, особенно технического характера.
Переходя к опыту Российской Федерации и стран СНГ, отметим следующее.
На тридцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением от 03.12.2009 № 33-15 был принят модельный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [6], который стал предпосылкой для издания подобного закона на территории других государств. Закон определил правовые и организационные вопросы государственной политики и международного сотрудничества государств-участников СНГ с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Как отмечают [7], особенность модельного закона заключается в распространении его требований на широкий спектр информационной продукции.
Так, в Республике Казахстан Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был принят Парламентом Республики Казахстан 19 февраля 2015 года и представлен на подпись Президенту Республики Казахстан 28 февраля 2015 года, в дальнейшем признан не соответствующим Конституции Республики Казахстан [8].
В Республике Беларусь проект Закона был одобрен Советом Республики Национального собрания лишь 21.04.2016 года [9]. С 01.07.2017 года вступили в действие поправки к Закону Республики Беларусь «О правах ребенка», направленные на защиту несовершеннолетних от потенциально опасной информации [10].
В Азербайджане Госкомитетом подготовлен законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Также согласно законопроекту в интернет-клубах планируют выделять специальные компьютеры для детей с определенным ограничительным контентом [11].
Следует отметить, что изначально положения об информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации не находили свое отражение в специализированных нормативных правовых актах, за исключением Конституции Российской Федерации [12], которая закрепила в статье 38 положения о том, что материнство и детство, семья находится под защитой государства, а забота о детях, их воспитание является равным правом и обязанностью родителей.
Закон Российской Федерации от 21.12.1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» [13] не акцентировал внимание на вредоносной информации, способной оказать влияние на детей, а лишь выделил особенности ограничения деятельности органов СМИ. Однако с 1995 года Закон претерпел изменения. В статье 4 появился запрет злоупотребления свободой средств информации, в частности распространения материалов террористического и экстремистского характера, а также пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Именно такое внесение изменений можно считать началом попытки государства ограничить население от вредоносной информации в деятельности СМИ.
С 1998 года в Федеральном законе № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [14] действуют основные положения, связанные с закреплением цели государственной политики в интересах детей в защите от факторов, которые негативно влияют на их физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие.
В связи с усиливающейся проблемой недостаточной обеспеченности информационной защиты детей с 1 сентября 2012 года введен в действие Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», позволивший определить основные используемые понятия, такие как «информационная безопасность детей», «информационная продукция для детей» и полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере, сформулировать требования к обороту
информационной продукции, а также ответственность за правонарушения, выделить основные положения по проведению экспертизы, осуществления государственного надзора и общественного контроля за исполнением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Указанный Закон не только определяет названные аспекты и классифицирует вредоносную информацию и виды информационной продукции, но и предусматривает меры по защите несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.
Необходимо отметить, что вопросы защиты семьи, детства, в соответствии с п. «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Так, с введением в действие Закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 многие нормативные правовые акты субъектов России претерпели внесение соответствующих изменений. Например, утратил силу закон Калужской области «О мерах по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» [15].
Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в Российской Федерации и государствах-участниках СНГ в настоящее время развивается национальное законодательство, вопросы технического обеспечения находятся на втором месте. Из вышеперечисленных примеров зарубежных стран, на наш взгляд, особое внимание заслуживает опыт Китая по разработке глобальной системы контроля, отслеживания информации, которая позволяет максимально обеспечить безопасность несовершеннолетних от ее негативного воздействия на всех территориях государств-участников СНГ.
Однако следует предположить, что основной проблемой для перспективного использования такого опыта является недостаток соответствующих материальных средств, выделяющихся на осуществление ограничения оборота вредоносной информации. Или, например, в Российской Федерации осуществление деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (например, Роскомнадзора), обязанных осуществлять должный контроль за оборотом информации, осложняется проблемой нехватки штатной численности сотрудников.
Поэтому проблемы защиты несовершеннолетних от влияния вредоносной информации целесообразно решать комплексно, предусмотреть как необходимые правила и требования, так и обеспечить финансирование их реализации.
Список используемой литературы:
1. Цуканов А.Н., Вахрушев Г.Е. Международные стандарты защиты ребенка от негативной информации// Журнал «Пробелы в российском законодательстве». - 2013. - №3. - С. 151-152
2. Оздоев Саддам-Хусейн Мусаевич. Формирование правовых основ защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и духовному развитию на международно-правовом уровне // Журнал «Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки». - 2015. -№2. - С. 152.
3. Хохлова Н.И. Обеспечение детской безопасности в Интернете: российский опыт и зарубежные инициативы//Журнал «Пространство и время», 2012. - №1. - С. 89.
4. «Международный опыт в области защиты детей от нежелательной информации». А. Запускалов [Электронный ресурс] // URL: http://www.cossa.ru/152/23475/(дата обращения 01.03.2018).
5. Ниорадзе В.В., Трофимец И.А. Законодательство Испании в сфере обеспечения безопасного пользования несовершеннолетними сетью Интернет // Доступ из справ.- правовой системы «Консультант-Плюс».
6. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: модельный закон от 03.12.2009 № 3315// Информационный бюллетень. -2010.- № 46. -С. 190 - 228.
7. Иванов И.С. Правовая защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: расширенный научно-практический комментарий // Доступ из справ.- правовой системы «Консультант-Плюс».
8. Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 18 мая 2015 года № 3 [Электронный ресурс] // URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/S1500000003 (дата обращения 01.03.2018).
9. «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь». URL: http://center.gov.by/zashhita-detej-ot-informatsii-prichinyayushh/ (Дата обращения 01.03.2018).
10. «Защита детей от вредной информации: новые механизмы» [Электронный ресурс]//
URL:http://www.belta.by/onhneconference/view/zaschita-detej-ot-vrednoj-informatsii-novye-mehanizmy-879/(дата обращения 01.03.2018)
11. «В Азербайджане усилят защиту детей от вредоносной информации» [Электронный рексур]// Электронный журнал «AZERI.TODAY». - URL : https://azeri.today/artides/3279Лдата обращения 01.03.2018)
12. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
13. О средствах массовой информации: Закон Рос. Федерации от 21.12.1991 №2124-1// Ведомости СНД и ВС РФ. -1992. -№ 7. - ст. 300.
14. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. -ст. 3802.
15. О мерах по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию : Закон Калужской области от 28 июня 2010 г. № 24-ОЗ // Собрание законодательства Калужской области. - 2010. - № 89