Научная статья на тему 'ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В ВОСПРИЯТИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В ВОСПРИЯТИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анкетирование / всероссийский опрос / идентичность / цивилизационная идентичность / обучающаяся молодежь / культурное и природное наследие / историческая память / традиции / questionnaire / all-Russian survey / identity / studying youth / cultural and natural heritage / historical memory / traditions

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тюрина Евгения Вячеславовна

Статья посвящена результатам всероссийского анкетирования «Объекты культурного наследия, имеющие для вас значение» в категории «обучающаяся молодежь» по вопросам: «Какие историко-культурные или современные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «Какие природные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «О каких традициях, праздниках, обычаях, Вы рассказали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?». Описан уровень конкретизации ответов респондентов о культурном и природном наследии места проживания. Выявлены и проанализированы максимальные и минимальные показатели по субъектам России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тюрина Евгения Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTS OF CULTURAL AND NATURAL HERITAGE IN THE PERCEPTION OF LEARNING YOUTH

The article is devoted to the results of the all-Russian survey “Objects of cultural heritage that are important to you” in the category “student youth” on the questions: “What historical, cultural or modern objects would you show to your guests in the place (region) of your residence (or “small homeland” )?”, “What natural objects would you show to your guests in the place (region) of your residence (or “small homeland”)?”, “What traditions, holidays, customs would you tell your guests about in the place (region) of your residence (or “small homeland”)? The level of specificity of respondents' answers about the cultural and natural heritage of their place of residence is described. The maximum and minimum indicators for the constituent entities of Russia were identified and analyzed.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В ВОСПРИЯТИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Ежегодная научно-практическая конференция молодых учёных и аспирантов. Москва, 23-24 января 2024 г.

ДОКЛАДЫ

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В ВОСПРИЯТИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Тюрина Евгения Вячеславовна

соискатель, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва)

Email: take036@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена результатам всероссийского анкетирования «Объекты культурного наследия, имеющие для вас значение» в категории «обучающаяся молодежь» по вопросам: «Какие историко-культурные или современные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «Какие природные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «О каких традициях, праздниках, обычаях, Вы рассказали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?». Описан уровень конкретизации ответов респондентов о культурном и природном наследии места проживания. Выявлены и проанализированы максимальные и минимальные показатели по субъектам России.

Ключевые слова: анкетирование, всероссийский опрос, идентичность, цивилизационная идентичность, обучающаяся молодежь, культурное и природное наследие, историческая память, традиции.

Российская цивилизационная идентичность - это процесс осознания индивидом единства и солидарности с межэтническим сообществом россиян, взаимосвязанных исторической коллективной судьбой, близкими культурными ценностями, нормами и идеалами [1]. Вопрос цивилизационной идентичности всегда встает остро в моменты исторических испытаний [2], когда необходимо объединение людей, побуждение к коллективным действиям [3]. Именно в такие периоды возрастает роль молодежи, обладающей физической силой, активной жизненной позицией, способностью к самоопределению и объединению [4]. Необходимость восстановления и защиты ценностной цивилизационной самобытности России предполагает более подробное изучение российской цивилизационной идентичности молодежи [5].

Российская цивилизационная идентичность находится в неразрывной связи с региональной и локальной идентичностями. Региональная идентичность подразумевает осознание индивидом своей принадлежности к определенному региону, который характеризуется территориальной, историко-культурной, политико-правовой и языковой целостностью. Региональная идентификация представляет собой совокупность взаимодействующих локальных идентификаций [6]. Локальная идентичность определяется как чувство сопричастности человека к местному обществу и событиям, происходящим на территории непосредственного проживания (города, села, деревни) [7]. Социолог и культуролог Питирим Александрович Сорокин утверждал: «Из всех связей, которые соединяют людей между собой, связи по местности являются самыми сильными. Одно и то же местожительство порождает в людях общность стремлений и интересов. Сходство в образе жизни, семейные связи, товарищеские отношения, созданные еще с детства, придают им общий характер, создающий живую связь. В итоге образуется группа, отмеченная колоритом данного места. Таковы в России типы "ярославца", "помора", "сибиряка" и т.п.» [8].

Каждый регион Российской Федерации обладает своей уникальной идентичностью, основой которой является культурное наследие этносов региона, сформировавшееся в результате взаимодействия и совместного проживания на данной территории. Культурное и природное наследие места проживания

(или «малой Родины») является ядром сохранения традиций, исторических артефактов, исторической памяти для каждого конкретного места, что служит залогом сохранения и укрепления региональной и национальной идентичности [9].

В познании культурного наследия важная роль отводится системе образования. Обучающаяся молодежь отличается наиболее высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [10]. Во время обучения у молодежи формируется прочная основа традиционных ценностей. Исследование восприятия обучающейся молодежью культурного и природного наследия позволит определить проблемные места и наметить перспективы и механизмы укрепления региональной и, как следствие, российской цивилизационной идентичности у молодежи в период обучения.

В период с июня по ноябрь 2023 года при поддержке Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева проводилось всероссийское анкетирование «Объекты культурного наследия, имеющие для вас значение». Цель анкетирования: определить уровень информированности и осведомленности населения об объектах культурного наследия своего региона. Общее количество респондентов, принявших участие в анкетировании, составило 6152 человека практически из всех регионов России.

Рис.1 Род деятельности обучающейся молодежи, принявшей участие в анкетировании

Целевую аудиторию опроса -обучающуюся молодежь составили 4660 человек из 70 субъектов Российской Федерации. В эту категорию вошли студенты вузов (2929 человек - 63%), учащиеся колледжей (685 человек -15%), отдельную группу составила молодежь, совмещающая работу с учебой в вузе или колледже (1046 человек - 22%) (Рис. 1).

Возрастные рамки исследуемой группы респондентов находятся в границах 14-35 лет, что определено понятием «молодежь» на законодательном уровне Российской Федерации [11]. Категория 14-19 лет представлена 2363 респондентами (51%), 2297 человек - категория 20-35 лет (49%).

Местом рождения наибольшее количество респондентов из числа обучающейся молодежи указало Северо-Кавказский федеральный округ

- 947 человек (20%), из которых большая часть - уроженцы Ставрополья

- 619 респондентов. Сибирский федеральный округ указан местом рождения 881 человек (19%), наибольшее количество которых родились в Республике Тыва - 600 человек. Центральный федеральный округ местом рождения указали 770 респондентов (17%), большая часть которых родились в Московской области и Москве (303 и 207 человек соответственно). В Северо-Западном федеральном округе родились 567

человек (12%), где наибольшими значениями характеризуются Псковская область (221 респондент) и Калининградская область (180 респондентов). Страны СНГ, Ближнего и Дальнего зарубежья местом рождения указали 446 респондентов (10%). Южный федеральный округ местом рождения назвали 423 человека (9%), из которых наибольшее количество составили рожденные в Астраханской области -245 респондентов и в Краснодарском крае - 95 человек. В Приволжском федеральном округе родились 218 человек (5%), из которых наибольшее число в Саратовской области - 67 человек. Уральский федеральный округ местом рождения указало 114 человек (2%), большее количество из которых родилось в Тюменской (39 человек) и Свердловской областях (26 человек). Меньше всего респондентов местом рождения указало Дальневосточный федеральный округ - 96 человек (2%), где большее значение показали Хабаровский край (25 человек) и Приморский край (29 человек). Не указали место своего рождения 198 респондентов (4%). Детальные характеристики по всем регионам представлены в Приложении 1 к данной статье, графически картина по округам в целом выглядит следующим образом (Рис. 2).

Местом проживания наибольшее количество респондентов указало Северо-Кавказский федеральный округ -1165 человек (25%), из которых наибольшее количество проживает в Ставропольском крае (883 человека) и в Кабардино-Балкарской Республике (188 человек). В Центральном федеральном округе проживают 974 опрошенных (21%), здесь наибольшие показатели - у Московской области (521 человек) и Москвы (287 человек). Сибирский федеральный округ местом проживания указали 846 респондентов (18%), наибольшее количество которых проживают в Республике Тыва (610 человек) и Красноярском края (122 респондента). В Северо-Западном федеральном округе проживают 682 респондента (15%), наибольшее число из которых в Псковской (282 человека) и Калининградской (273 человека) областях. Южный федеральный округ местом проживания указали 557 респондентов (12%), большая часть из которых проживает в Астраханской области (274 человека) и Республике Крым (194 человека). В Приволжском федеральном округе проживают 185 респондентов (4%), наибольшее количество из которых в Саратовской области (114 человек) и в Республике Марий Эл (39 человек). Уральский федеральный округ местом проживания указал 101 респондент (2%), чаще всего это Тюменская область (66 человек) и ХМАО-Югра (20 человек). Наименьшее количество респондентов, принявших участие в анкетировании, проживает в Дальневосточном федеральном округе - 44 человека (1%), где наибольшими показателями представлены Приморский край (20 человек) и Хабаровский край (19 человек). Не указали место проживания 106 респондентов (2%). Детальные характеристики по всем регионам представлены в Приложении 2, графически картина по округам в целом выглядит следующим образом (Рис. 3).

Для выявления уровня восприятия обучающейся молодежью России культурного и природного наследия регионов проживания были проанализированы ответы на вопросы анкеты: «Какие историко-культурные или современные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «Какие природные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?», «О каких традициях, праздниках, обычаях, Вы рассказали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?». Вопросы анкеты о культурном и природном наследии места проживания были открытыми и предполагали множественные ответы. При оценке результатов особое внимание было уделено ответам с указанием конкретных объектов, а не обобщающих понятий. Для корректного сравнительного анализа данных по отдельным субъектам были взяты регионы с количеством респондентов 10 и более человек, что составило 31 субъект Российской Федерации. Сведения по всем регионам, охваченным опросом, приведены в Приложении 3.

При ответе на вопрос «Какие историко-культурные или современные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?» 64% респондентов из числа обучающейся молодежи смогли конкретизировать такие объекты, а 36% затруднись с ответом.

Наибольшее число респондентов, конкретизирующих объекты культурного наследия, зафиксировано в Приволжском федеральном округе (80% прошедших анкетный опрос в округе), наименьшее - в Сибирском федеральном округе (53%). В целом ситуация по округам представлена на Рис. 4.

Анализ ответов по субъектам России (см. Приложение 3) показывает, что наибольшее количество респондентов, конкретизирующих объекты наследия, проживают в Саратовской области (Приволжский федеральный округ) - 88%, Республике Башкортостан (Приволжский федеральный округ) - 88%, Ростовской области (Южный федеральный округ) - 88%, Архангельской области (Северо-Западный федеральный округ) -85%, Липецкой области (Центральный федеральный округ) - 85%, Хабаровском крае (Дальневосточный федеральный округ) - 84%. Высокие показатели обусловлены минимальным количеством респондентов, затруднившихся ответить на вопрос и обобщивших понятия. Наименьшее количество респондентов (50% и

Рис. 4 Уровень осведомленности обучающейся молодежи менее), КОНКрвТИЗИруЮЩИХ ОбЪвКТЫ КуЛЬТурНОГО

об объектах культурного наследия своего места проживания ' „ '

наследия, проживают в Московской области (Центральный федеральный округ) - 50%, Республике Тыва (Сибирский федеральный округ) - 45%, Кабардино-Балкарской Республике (СевероКавказский федеральный округ) - 38%. Низкие показатели объясняются тем, что большая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос или обобщила ответы. Обобщающие ответы звучали так: «местные достопримечательности», «музей, парк, сквер», «памятники, культурные комплексы, достопримечательности» и т.п.

Ответы на вопрос о знании молодежью объектов культурного наследия места проживания характеризуются достаточно высокими показателями. Это, на наш взгляд, связано в первую очередь с тем, что объекты всегда находятся в «поле зрения»: близость расположения и удобство посещения, привлечение внимания со стороны различных ресурсов (городские мероприятия, социокультурные проекты, СМИ, и т.д.).

При ответе на вопрос «Какие природные объекты Вы показали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?» 58% респондентов из числа обучающейся молодежи конкретизировали объекты культурного наследия, 42% испытали затруднения.

Наибольшее количество респондентов, конкретизирующих объекты природного наследия, проживают в Дальневосточном федеральном округе (75%), наименьший результат показали респонденты, проживающие в Центральном федеральном округе (43%). В целом ситуация по округам представлена на Рис. 5.

Большее количество респондентов, конкретизирующих объекты природного наследия, являются жителями Хабаровского края (Дальневосточный федеральный округ) - 95%, Ростовской области (Южный федеральный округ) - 82%, Красноярского края (Сибирский федеральный округ) - 82%. Наименьшее количество таких респондентов проживает в Республике Коми (Северо--Западный федеральный округ) - 50%, Донецкой Народной Республике (Северо-Кавказский федеральный округ) -48%, Республике Ингушетия (Северо-Кавказский федеральный округ) - 46%, Республике Тыва (Сибирский федеральный округ) - 43%, Курской области (Центральный федеральный округ) - 40%, Кабардино-Балкарской Республике (Северо-Кавказский федеральный округ) - 39%, Московской области (Центральный федеральный округ) - 34%. Детализация ответов - в Приложении 3.

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 53

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 57

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 63

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 74

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 74

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 74

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙОКРУГ 75

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 80

Высокий показатель по Хабаровскому краю -отражение достаточно высокого уровня знакомства респондентов с природным наследием места проживания. Ответы на вопрос анкеты не вызывали у них затруднений и отличались детальностью: указывались кедрово-тисовая роща [12], Силинский лес [13], озеро Рудниковское [14], сопка Двух братьев [15], Змеиная сопка [16], река Амур [17], озеро Амут [18], заповедник Большехехцирский [19] и другие объекты природного наследия Хабаровского края.

Низкий показатель понимания молодежью природного наследия Московской области (34%) связан, возможно, с тем, что из 514 респондентов, принявших участие в анкетировании только 308 человек родились и выросли в Подмосковье (60%), а также с недостаточным просвещением, т.к. по результатам анкетирования только 45 человек (!), или 3% от общего числа респондентов региона, конкретизировали ответы на все три вопроса.

При ответе на вопрос «О каких традициях, праздниках, обычаях, Вы рассказали бы своим гостям в месте (регионе) Вашего проживания (или «малой родины»)?» половина респондентов конкретизировали традиции, праздники, обычаи, а половина затруднились ответить на вопрос.

Больше всего респондентов, конкретизирующих традиции, праздники и обычаи, проживает в Сибирском федеральном округе - 69%, самый низкий показатель - у представителей СевероЗападного федерального округа - 40% (Рис. 6).

По отдельным субъектам высокий результат конкретизации традиций, праздников, обычаев - у респондентов из Республики Ингушетия (Северо-Кавказский федеральный округ) - 92% и Хабаровского края (Дальневосточный федеральный округ) - 89%. Представители 18 субъектов России показали низкий уровень конкретизации традиций и праздников места проживания: в Липецкой области (Центральный федеральный округ) - 50% респондентов, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра (Уральский федеральный округ) - 50%, Республике Марий Эл (Приволжский федеральный округ) - 49%, Донецкой Народной Республике (Северо-Кавказский федеральный округ) - 48%, Красноярском крае (Сибирский федеральный округ) - 47%, Архангельской области (Северо-Западный федеральный округ) - 46%, Приморском крае (Дальневосточный федеральный округ) - 45%, Ставропольском крае (Северо-Кавказский федеральный округ) - 45%, Кабардино-Балкарской Республике (Северо-Кавказский федеральный округ) - 44%, Республике Крым (Южный федеральный округ) - 42%, Псковской области (Северо-Западный федеральный округ) - 41%, Тюменской области (Уральский федеральный округ) - 41 %, Краснодарском крае (Южный федеральный округ) - 40%, Саратовской области ( Приволжский федеральный округ) - 39%, Калининградской области (Северо-Западный федеральный округ) - 38%, Московской области (Центральный федеральный округ) - 36%, Кемеровской области - Кузбасс ( Сибирский федеральный округ) - 30%, Республике Коми (Северо-Западный федеральный округ) - 26% респондентов. Детальная статистика - в Приложении 3.

Высокий результат Республики Ингушетия поясняет ответ респондента: «Для каждого ингуша традиции и обычаи, составляющие главное наследие предков, - непререкаемый повод для гордости. Ингуши уважают старших, искренне заботятся о младших, с почтением относятся к женщинам, мудрым хранительницам очага, и неизменно сохраняют дух добрососедства, передаваемый из поколения в поколение. Неписаный свод законов, называемых адатами, соблюдается в каждой семье».

Стоит учесть и тот факт, что в субъектах с высоким показателем знаний традиций, праздников, обычаев относительно компактно проживают титульные нации, которые обладают этнической идентичностью, усиливающей действие региональной идентичности [20].

Самый низкий показатель зафиксирован у молодежи из Республики Коми - 26%. Лишь меньшинство ее представителей ответили ответить на вопрос, назвав такие традиции и праздники своего народа, как Луд [21], обрядовую Усть-Цилемская горку [22], День оленевода, охотничьи традиции. Однако большая часть респондентов затруднилась ответить на данный вопрос.

В целом на основе критериев уровня охвата и тематики (содержания) наиболее часто встречающиеся ответы о традициях места проживания можно сгруппировать следующим образом:

- общероссийские праздники (Новый год, 9 Мая, 8 марта, 23 февраля, День России, День семьи и др.);

- религиозные праздники (Рождество, Пасха, Крещение, Курбан-байрам [23], Ураза-байрам [24] и др.);

- народные праздники (Шагаа [25], Наадым [26], Масленица, Иван Купала, Шорыкйол [27], Пеледыш пайрем [28] и др.);

- городские праздники (День города и др.);

- семейные традиции (свадебные обряды, гостеприимство, уважение к старшим);

- профессиональные праздники (День рыбака, День металлурга, День химика, День шахтера и др.).

Несложно заметить, что подавляющее большинство ответов фиксируют достаточно универсальные форматы традиций, не только не отражающих специфики места обитания человека, но и с этим местом исторически не связанных. К сожалению, уникальных традиций и праздников, несущих в себе самобытность региона, указано несравненно мало, хотя стоит отметить, что респонденты пусть и в небольшом числе, но все же указывали традиции своего места проживания. Приведем несколько примеров отличившихся в этом плане регионов: Ставропольский край (горские танцы, традиции казачества, гостеприимство и уважение старших), Кабардино-Балкарская Республика (аталычество [29], гостеприимство, соблюдение Адыгэ хабзэ [30]), Республика Тыва (горловое пение, резьба по камню, борьба хуреш, шаманизм, буддизм), Красноярский край (культура коренных малочисленных народов Таймырского полуострова: нганасан, ненцев, долган, эвенков), праздник Хейро [31], ремёсла коренных народов (вышивка бисером, резьба по кости и бивню мамонта), сибирское чаепитие.

Надо признать, что в последние десятилетия большинству субъектов Федерации свойственно новаторство, способствующее сохранению, популяризации, укреплению исконных традиций своего региона, а также зарождению новых традиций. В качестве примеров можно упомянуть такие фестивали, как саратовский «Укек» [32], псковский «День скобаря» [33], тюменский «Играй гармонь тюменская» [34], хабаровский «Ритмы Дальнего Востока» [35], калининградский «Балтийские сезоны» [36], московский «Ночь театров» [37] и др.

Подводя итог данного исследования, можно с уверенностью сказать, что в ряде субъектов России восприятие обучающейся молодежью культурного и природного наследия своего места проживания находится пока на недостаточном уровне. Эта проблема, несомненно, требует поиска решений. Если общество ставит перед собой задачу укрепления российской цивилизационной идентичности, то необходимо в первую очередь обратить внимание на укрепление региональной и даже локальной идентичности [38]. Природное и культурное наследие регионов России является кодом российской цивилизации, а сохранение и укрепление российского цивилизационного кода - основным направлением политики идентичности в современной России [39].

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Маслов, А. А. Цивилизационная идентичность российского общества // Библиотека диссертаций : [сайт]. -URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/civilizacionnaja-identichnost-rossijskogo-

obwestva.html?ysclid=lqjskj 14dv144080397 (дата обращения: 02.01.2024).

[2] Хабермас, Ю. В. В поисках национальной идентичности. - Донецк, 1999.

[3] Алаудинов, А. А. Региональная идентичность как основа формирования общенациональной политической идентичности // Высшая аттестационная комиссия : [сайт]. - URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/advert/104864 (дата обращения: 02.01.2024).

[4] Ильинский, И. М. Молодежь и революция (эскиз к политическому портрету) // КиберЛенинка: научная электронная библиотека : [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-i-revolyutsiya-eskiz-k-politicheskomu-portretu?ysclid=lqhren8lzd952588259 (дата обращения: 02.01.2024).

[5] Дымов, Э. М. Идентичность молодежи России в контексте современных социокультурных процессов

// disserCat: электронная библиотека диссертаций: [сайт]. - URL: https://www.dissercat.com/content/identichnost-molodezhi-rossii-v-kontekste-sovremennykh-sotsiokulturnykh-protsessov?ysclid=lqjtoe2wux880308066 (дата обращения: 02.01.2024).

[6] Лисицкий, А. В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития // disserCat: электронная библиотека диссертаций : [сайт]. - URL: https://www.dissercat.com/content/kulturnoe-nasledie-kak-resurs-ustoichivogo-razvitiya?ysclid=lrthot56jd987345182 (дата обращения: 02.01.2024).

[7] Морозова, Е. В., Улько, Е. В. Локальная идентичность: формы актуализации и типы // КиберЛенинка: научная электронная библиотека : [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lokalnaya-identichnost-formy-aktualizatsii-i-tipy (дата обращения: 02.01.2024).

[8] Сорокин, П. А. Система социологии : в 2 т. Т. 2. - Москва : Наука, 1993. - С. 210.

[9] Путрик, Ю.С., Тюрина, Е. В. Пути актуализации объектов культурного наследия средствами туризма и социокультурного проектирования. - DOI 10.34685/HI.2023.82.47.001. - Текст: электронный // Журнал Института Наследия. - 2023. - № 4. - С. 8-12. - URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/617.html (дата обращения: 02.01.2024).

[10] Кукушин, В. С. Общие основы педагогики: учеб. пособие. - Пермь.: КАПИК, 1998.

[11] Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 02.01.2024).

[12] Кедрово-тисовая роща - памятник природы краевого значения «Кедрово-тисовая роща», создан для сохранения произрастающих здесь плотных группировок тиса остроконечного, занесенного в Красную книгу РФ, и сосны корейской («кедра» корейского). Расположена в черте города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

[13] Силинский лес - лесной массив и памятник природы краевого значения в Ленинском округе Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

[14] Озеро Рудниковское - ООПТ; расположено между рекой Амуром и озером Мылки в близости с Комсомольском-на Амуре Хабаровского края, площадь составляет 7 га, является рекреационной зоной.

[15] Сопка Двух братьев - две скалы (высотой 80 и 40 метров) Большехехцирского хребта. Расположение: 18-й км автодороги Хабаровск-Уссури, Хабаровский край.

[16] Горная вершина «Сопка Змеинка» - доступная обзорная точка. Расположение: Хабаровский край, Хехцирский государственный природный заказник.

[17] Амур - одна из крупнейших рек России. Протяженность 2842 км.

[18] Озеро Амут - высокогорное обвальное озеро, расположено в Солнечном районе Хабаровского края,

в 60 км от Комсомольска-на-Амуре на хребте Мяо-Чан. Является памятником природы краевого значения.

[19] Большехехцирский государственный природный заповедник - старейший заповедник Хабаровского края, создан в 1963 г., площадь 45 тыс.га.

[20] Кулаков, С. В. Проблемы формирования региональной политической идентичности в современной России // КиберЛенинка: научная электронная библиотека : [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-regionalnoy-politicheskoy-identichnosti-v-sovremennoy-rossii/viewer (дата обращения: 04.01.2024).

[21] Луд - старинный обрядовый праздник коми-ижемцев, проводится в первое воскресенье июля. При советской власти праздник не проводился, но c начала 1990-х гг. местные стали его возрождать. И сейчас Луд считается культурным достоянием не только Ижемского района, но и всей Республики Коми. С 2013 г. народный праздник «Луд» включён в региональный реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Коми.

[22] Праздник «Усть-Цилемская горка» - республиканский праздник, проводится 12 июля, в Петров день в селе Усть-Цильма Усть-Цилемского района Республики Коми. Во время красочного гуляния участники водят хороводы, облачаясь в подлинные народные костюмы, бережно соблюдая все старинные обычаи и обряды.

[23] Курбан-байрам - исламский праздник окончания хаджа, отмечается через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа, в память жертвоприношения Ибрахима, почитаемого в исламе пророком.

[24] Ураза-байрам (известен также как Праздник разговения) - исламский праздник в честь окончания поста в месяц Рамадан (священный месяц, девятый месяц календаря хиджры). Отмечается в первый день месяца Шавваль.

[25] Шагаа - тувинский (Республика Тыва) Новый год по лунно-солнечному календарю, традиционный большой праздник, знаменующий начало новой жизни; символ рождения, обновления и очищения.

[26] Наадым - тувинский (Республика Тыва) национальный праздник животноводов (аратов). Проводится в середине августа, включает в себя национальную борьбу хуреш, конные скачки, стрельбу из лука, конкурсы на лучшую национальную юрту, лучшие национальный костюм и снаряжение коня.

[27] Шорыкйол - марийский традиционный праздник (Республика Марий Эл), представляет собой комплекс обрядов, направленный на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличение числа будущего урожая, домашних животных.

[28] Пеледыш пайрем - общенародный праздник в Республике Марий Эл. Проводится после завершения весенне-полевых работ и символизирует весенне-летнее возрождение природы, служит сохранению и развитию традиционной марийской культуры, активизации межрегиональных связей, воспитанию патриотизма.

[29] Аталычество - древний обычай кавказских народов, по которому ребёнок вскоре после своего рождения переходит на некоторое время (для воспитания) в семью приёмного родителя.

[30] Адыгэ хабзэ - адыгская (черкесская) этико-философская доктрина, свод неписаных правил и законов. Включает в себя как нормы обычного права, так и моральные принципы, определяющие поведение отдельного человека и нормы жизни общества в целом.

[31] Хейро - праздник долган, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. На традиционном празднике окончания зимы люди выражают благодарность за прожитую зиму, просят у духов плодородия благополучия в семье. Праздник символизирует начало новой жизни. Люди в этот день собираются возле ритуального костра и, взявшись за руки, водят хороводы.

[32] «Укек» - фестиваль археологии и реконструкции, направленный на популяризацию археологического наследия Увекского городища (золотоордынского городища Укек), рассказывающий о раскопках, археологических исследованиях, жизни и быте средневекового города. Проводится с 2012 года в Саратове.

[33] «День скобаря» - фестиваль народных искусств и ремесел, проводится с 2011 года во Пскове.

[34] «Играй, гармонь тюменская» - городской фестиваль, посвящённый исконно русскому музыкальному инструменту - гармони, проводит в Тюмени с 2011 г.

[35] Фестиваль этнической музыки и песни «Ритмы Дальнего Востока» проводится в Хабаровске с 2018 г. с целью поддержки и развития традиционной культуры коренных малочисленных народов Дальнего Востока, содействия сохранению, преемственности и развития национальных художественных традиций, популяризации уникального культурного наследия.

[36] Фестиваль искусств «Балтийские сезоны» - крупномасштабный культурный проект, в ходе которого проходит показ спектаклей драматических и музыкальных театров страны, национальных государственных и фольклорных коллективов, музыкантов академического и джазового направлений, творческие встречи, цирковые представления. Проводится в Калининградской области с 2004 г.

[37] «Ночь театров» - ежегодная общегородская акция, приуроченная ко Всемирному дню театра, проводится в Москве с 2013 г.

[38] См. подробнее: Путрик, Ю. С., Тюрина, Е. В. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[39] Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666» // Президент России: официальный сайт. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43843 (дата обращения: 06.01.2024).

OBJECTS OF CULTURAL AND NATURAL HERITAGE IN THE PERCEPTION OF LEARNING YOUTH

Tyurina Evgenia Vyacheslavovna

Post- graduate student, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage (Moscow)

Abstract. The article is devoted to the results of the all-Russian survey "Objects of cultural heritage that are important to you" in the category "student youth" on the questions: "What historical, cultural or modern objects would you show to your guests in the place (region) of your residence (or "small homeland")?", "What natural objects would you show to your guests in the place (region) of your residence (or "small homeland")?", "What traditions, holidays, customs would you tell your guests about in the place (region) of your residence (or "small homeland")? The level of specificity of respondents' answers about the cultural and natural heritage of their place of residence is described. The maximum and minimum indicators for the constituent entities of Russia were identified and analyzed.

Key words: questionnaire, all-Russian survey, identity, studying youth, cultural and natural heritage, historical memory, traditions.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Место рождения респондентов из числа обучающейся молодежи

НАИМЕНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 947

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ 619

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА 200

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ 43

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА 40

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН 25

РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ 15

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА 5

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 881

РЕСПУБЛИКА ТЫВА 600

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ 98

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ — КУЗБАСС 96

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ 23

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 17

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ 14

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 12

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ 11

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 6

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ 4

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 770

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 333

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВА 207

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 77

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ 47

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ 20

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 15

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 9

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 8

НАИМЕНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ 8

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ 8

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 7

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 6

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 6

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 6

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 4

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 4

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 3

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ 2

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 8

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 4

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 3

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 4

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ 2

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 567

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 221

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 180

РЕСПУБЛИКА КОМИ 63

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 45

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ 25

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 8

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 8

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 7

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ 5

НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 5

НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 0

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 423

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 245

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 95

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 26

РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ 23

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 18

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ 16

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 218

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 67

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ 29

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН 24

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН 24

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ 19

ПЕРМСКИЙ КРАЙ 11

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ 9

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 9

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 6

ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 6

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 6

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 4

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ 3

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1

НАИМЕНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 114

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 39

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 26

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА 24

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 14

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 8

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 3

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 96

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ 29

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ 25

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 11

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) 6

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ 6

КАМЧАТСКИЙ КРАЙ 5

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 1

ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 1

СТРАНЫ СНГ, БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ 446

НЕ УКАЗАЛИ МЕСТО РОЖДЕНИЯ 198

Приложение 2. Место проживания респондентов из числа обучающейся молодежи

НАИМЕНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 1165

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ 883

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА 188

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ 25

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА 33

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА 13

РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ 15

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН 4

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА 2

ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА 1

ХАРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

ЗАПОРОЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 0

ХЕРСОНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 974

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 521

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВА 287

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 87

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ 47

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ 20

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 0

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ 2

НАИМЕНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 2

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 4

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 0

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ 0

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 0

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 846

РЕСПУБЛИКА ТЫВА 610

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ 122

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ — КУЗБАСС 99

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ 2

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ 2

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 5

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 4

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ 0

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 682

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 273

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 282

РЕСПУБЛИКА КОМИ 70

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 36

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ 13

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 3

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 3

НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ 0

НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 0

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 557

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 274

РЕСПУБЛИКА КРЫМ 194

РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ 31

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 28

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 17

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 9

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ 3

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЬ 1

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 185

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 114

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ 39

НАИМЕНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН 17

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН 4

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ 4

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 2

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ 0

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ 1

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1

ПЕРМСКИЙ КРАЙ 1

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 0

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 0

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 101

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 66

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА 4

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 20

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 7

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 3

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 1

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ 19

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ 20

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) 1

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 2

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ 1

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ 0

КАМЧАТСКИЙ КРАЙ 1

ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 0

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0

ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 0

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0

НЕ УКАЗАЛИ МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ 106

Приложение 3. Конкретизация обучающейся молодежью объектов

культурного и природного наследия места проживания

КОЛИЧЕСТВО

РЕСПОНДЕНТОВ, ПРОШЕДШИХ КОЛИЧЕСТВО И ДОЛЯ РЕСПОНДЕНТОВ, КОНКРЕТИЗИРОВАВШИХ ОБЪЕКТЫ НАСЛЕДИЯ

НАИМЕНОВАНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

ИЗ ЧИСЛА ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

культурное наследие природное наследие традиции

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 1165 740 (63%) 681 (59%) 538 (46%)

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ 883 607 (69%) 560 (63%) 393 (45%)

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА 188 72 (38%) 73 (39%) 83 (44%)

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ 33 22 (67%) 17 (52%) 22 (67%)

КОЛИЧЕСТВО

РЕСПОНДЕНТОВ, ПРОШЕДШИХ КОЛИЧЕСТВО И ДОЛЯ РЕСПОНДЕНТОВ, КОНКРЕТИЗИРОВАВШИХ ОБЪЕКТЫ НАСЛЕДИЯ

НАИМЕНОВАНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

ИЗ ЧИСЛА ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

культурное наследие природное наследие традиции

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА 25 16 (64%) 12 (48%) 12 (48%)

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА 15 8 (53%) 8 (53%) 11 (73%)

РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ 13 10 (77%) 6 (46%) 12 (92%)

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН 4 3 (75%) 3 (75%) 4 (100%)

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА 2 1 (50%) 1 (50%) 1 (50%)

ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА 1 1 (100%) 0 0

ХАРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 0 1 (100%) 0

ЗАПОРОЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

ХЕРСОНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 974 560 (57%) 418 (43%) 424 (44%)

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 521 260 (50%) 178 (34%) 186 (36%)

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВА 287 191 (67%) 151 (53%) 148 (52%)

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 87 49 (56%) 35 (40%) 49 (56%)

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ 47 36 (77%) 31 (66%) 28 (60%)

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ 20 17 (85%) 15 (75%) 10 (50%)

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 4 2 (50%) 2 (50%) 1 (25%)

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 2 1 (50%) 2 (100%) 1 (50%)

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ 2 1 (50%) 1 (50%) 0

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 1 (100%) 1 (100%) 0

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 1 (100%) 1 (100%) 0

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 1 (100%) 1 (100%) 1 (100%)

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 0 0 0

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 846 445 (53%) 428 (51%) 580 (69%)

РЕСПУБЛИКА ТЫВА 610 277 (45%) 262 (43%) 483 (79%)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ 122 85 (70%) 100 (82%) 57 (47%)

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ — КУЗБАСС 99 69 (70%) 53 (54%) 30 (30%)

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ 5 5 (100%) 4 (80%) 4 (80%)

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ 4 3 (75%) 3 (75%) 2 (50%)

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ 2 2 (100%) 2 (100%) 2 (100%)

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 2 2 (100%) 2 (100%) 1 (50%)

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 1 (100%) 1 (100%) 0

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 1 (100%) 1 (100%) 1 (100%)

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ 0 0 0 0

КОЛИЧЕСТВО

РЕСПОНДЕНТОВ, ПРОШЕДШИХ КОЛИЧЕСТВО И ДОЛЯ РЕСПОНДЕНТОВ, КОНКРЕТИЗИРОВАВШИХ ОБЪЕКТЫ НАСЛЕДИЯ

НАИМЕНОВАНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

ИЗ ЧИСЛА ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

культурное наследие природное наследие традиции

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 682 506 (74%) 469 (69%) 270 (40%)

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 273 200 (73%) 215 (79%) 105 (38%)

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 282 221 (78%) 188 (67%) 116 (41%)

РЕСПУБЛИКА КОМИ 70 43 (61%) 35 (50%) 18 (26%)

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 36 27 (75%) 19 (53%) 22 (61%)

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ 13 11 (85%) 9 (69%) 6 (46%)

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 3 2 (67%) 2 (67%) 1 (33%)

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 3 1 (33%) 1 (33%) 2 (67%)

НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 1 (100%) 0 0

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 0 0 0

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ 0 0 0 0

НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 0 0 0 0

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 557 412 (74%) 400 (72%) 282 (51%)

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 274 215 (78%) 200 (73%) 152 (56%)

РЕСПУБЛИКА КРЫМ 194 136 (70%) 140 (72%) 81 (42%)

РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ 31 16 (52%) 18 (58%) 20 (65%)

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 28 21 (75%) 17 (62%) 12 (40%)

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 17 15 (88%) 14 (82%) 9 (53%)

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 9 6 (67%) 7 (78%) 4 (44%)

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ 3 3 (100%) 3 (100%) 3 (100%)

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЬ 1 0 1 (100%) 1 (100%)

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 185 147 (80%) 119 (64%) 78 (42%)

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 114 100 (88%) 74 (65%) 44 (39%)

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ 39 22 (56%) 22 (56%) 19 (49%)

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН 17 15 (88%) 13 (76%) 10 (59%)

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН 4 3 (75%) 3 (75%) 3 (75%)

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ 4 4 (100%) 4 (100%) 2 (50%)

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 2 1 (50%) 1 (50%) 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 0 0 0

ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 1 (100%) 1 (100%) 0

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ 1 0 0 0

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1 0 0 0

ПЕРМСКИЙ КРАЙ 1 1 (100%) 1 (100%) 0

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 0 0 0 0

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 101 75 (74%) 71 (70%) 43 (43%)

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 66 50 (76%) 46 (70%) 27 (41%)

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА 20 15 (75%) 14 (70%) 10 (50%)

КОЛИЧЕСТВО

РЕСПОНДЕНТОВ, ПРОШЕДШИХ КОЛИЧЕСТВО И ДОЛЯ РЕСПОНДЕНТОВ, КОНКРЕТИЗИРОВАВШИХ ОБЪЕКТЫ НАСЛЕДИЯ

НАИМЕНОВАНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

ИЗ ЧИСЛА ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

культурное наследие природное наследие традиции

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 6 4 (67%) 5 (83%) 5 (83%)

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 4 2 (50%) 2 (50%) 1 (25%)

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 3 3 (100%) 3(100%) 0

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 1 (100%) 1 (100%) 0

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 44 33 (75%) 36 (75%) 29 (66%)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ 19 16 (84%) 18 (95%) 17(89%)

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ 20 13 (65%) 13 (65%) 9 (45%)

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) 2 1 (50%) 2 (100%) 2 (100%)

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 1 (100%) 1 (100%) 0

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ 1 1 (100%) 1 (100%) 1 (100%)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ 1 1 (100%) 1 (100%) 0

КАМЧАТСКИЙ КРАЙ 0 0 0 0

ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 0 0 0 0

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0 0 0 0

НЕ УКАЗАЛИ МЕСТО РОЖДЕНИЯ 106 0 0 0

© Тюрина Е.В., текст, 2024 Статья поступила в редакцию 20.02.2024.

Ссылка на статью:

Тюрина, Е. В. Объекты культурного и природного наследия в восприятии обучающейся молодежи. -Текст: электронный // Культурологический журнал. - 2024. - № 2. - С. 40-55. -URL: http://cr-joumaLru/rus/joumals/654.htrril&jJd=60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.