Научная статья на тему 'Объекты и субъекты криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования'

Объекты и субъекты криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
532
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / CRIMINOLOGICAL SECURITY / NATIONAL SECURITY / EDUCATION / STUDENTS / CRIME / PREVENTION OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гиниятуллина Екатерина Закариевна

Статья направлена на изучение отдельных аспектов такого феномена, как обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, составной частью которой является криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования. Автор предлагает определения таких понятий, как криминологическая безопасность названной системы образования, ее объекты, субъекты, угрозы; приводит примеры таких объектов и субъектов; представляет их классификацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гиниятуллина Екатерина Закариевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objects and Subjects of Criminological Security of the Russian Education System

The article aims to study particular aspects of such phenomenon, as the national security of the Russian Federation. The part is criminological security of the Russian education system. The author gives a definition of the concepts of subject and object of criminological security of the Russian education system, provides examples of objects and subjects, givestheir classification.

Текст научной работы на тему «Объекты и субъекты криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования»

УДК 343.9.018.3

объекты и субъекты

криминологической безопасности системы

ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАлЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Гиниятуллина Е. З., 2015

Иркутский юридический институт (филиал) Российской правовой академии Минюста РФ, г. Иркутск

Статья направлена на изучение отдельных аспектов такого феномена, как обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, составной частью которой является криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования. Автор предлагает определения таких понятий, как криминологическая безопасность названной системы образования, ее объекты, субъекты, угрозы; приводит примеры таких объектов и субъектов; представляет их классификацию.

Ключевые слова: криминологическая безопасность; национальная безопасность; образование; обучающиеся; преступность; профилактика преступности.

Начиная научное исследование объектов и субъектов криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования, необходимо дать определение таким ключевым понятиям, как «система общего и среднего профессионального образования», «криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования», «объекты, субъекты и угрозы криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования».

Исходя из законодательных конструкций и терминов, раскрытых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [1], а также в толковых и энциклопедических словарях [2], можно дать следующее определение системы общего и среднего профессионального образования — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в общеобразовательных организациях (школах) и профессиональных образовательных организациях (училищах, техникумах, колледжах), являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков в целях интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального развития человека.

В связи с тем что система образования выступает в качестве важнейшего нацио-

нального интереса, государство обязано обеспечивать и поддерживать качественный уровень ее безопасности, в том числе безопасности криминологической. Исходя из общих понятий «национальная безопасность» и «криминологическая безопасность», раскрытых в действующем законодательстве [3], под криминологической безопасностью системы общего и среднего профессионального образования следует понимать составную часть национальной безопасности Российской Федерации, выражающуюся в таком состоянии защищенности всех элементов системы общего и среднего профессионального образования от внутренних и внешних угроз криминального характера, которое позволяет обеспечить целостность и устойчивое развитие всей системы общего и среднего профессионального образования в данный исторический период.

Криминологическая безопасность указанной образовательной системы состоит из таких основных элементов, как объекты, субъекты, принципы, угрозы и др. Объект криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования является составной частью такого широкого термина, как «объект криминологической безопасности». Под этим термином понимаются общественные ценности и интересы, которым должна быть гарантирована криминологическая безопасность [4]. Классической

триадой в данном случае выступают личность, общество, государство.

В свою очередь объекты криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования — это такие общественные ценности и интересы (явления, процессы, отношения), которые существуют именно в системе общего и среднего профессионального образования и которым должна быть обеспечена безопасность от угроз криминологического характера.

Иными словами, объектами криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования выступают составные элементы названной образовательной системы, а именно:

1) образовательные стандарты и программы;

2) образовательные организации (школы, училища, техникумы, колледжи);

3) личность педагогического работника, обучающегося и его родителей (законных представителей), их права и свободы;

4) органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление в сфере образования;

5) организации, общественные объединения, работодатели и иные лица, в той или иной мере задействованные в сфере общего и среднего профессионального образования.

Рассмотрим каждый из названных объектов.

1. Образовательные стандарты общего и среднего профессионального образования представляют собой совокупность обязательных требований к содержанию, структуре и условиям реализации образовательных программ, которые в свою очередь заключаются в комплексе основных характеристик (объем, содержание, планируемые результаты, учебный график, оценочный и методический материал и т. п.) [5].

Именно в ходе внедрения и реализации указанных образовательных программ и стандартов обучающиеся (школьники и студенты) приобретают образование, т. е. знания, умения и навыки, которые необходимы для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и качественного выполнения трудовой деятельности.

Нами уже было отмечено, что институт общего и среднего профессионального образования рассматривается в качестве одного из национальных интересов Российской Федерации, т. е. в качестве внутренней потребности государства в обеспечении

защищенности и устойчивого развития. Образование играет очень важную роль в нашей жизни, это одна из самых ценных вещей, которую человек может получить. Кроме этого, человек становится высококвалифицированным специалистом после получения специального образования (среднего или высшего), и профессионализм может быть достигнут только путем получения такого образования. Образование развивает все стороны человеческой личности, раскрывает его способности. Оно помогает человеку понять самого себя, чтобы выбрать правильный путь в этом мире. Цивилизованное государство отличается от других тем, что уделяет большое внимание образовательной политике. Кроме этого, достижения и открытия в области образования, науки и искусства принадлежат всему миру, перед ними барьеры национальностей исчезают. Таким образом, образование также объединяет людей, помогает им лучше понимать друг друга.

При этом образовательные стандарты и образовательные программы следует рассматривать в качестве объекта криминологической безопасности потому, что они могут быть подвержены негативному воздействию со стороны угроз криминологического характера, в качестве которых следует рассматривать не только преступность во всех ее проявлениях, но и иные социальные явления, которые сопутствуют ей или способствуют ее существованию (например, большое количество нововведений в сфере образования, не всегда оправданных или объективно обусловленных, излишне завышенные требования к обучающимся, к уровню их знаний, установленные законодательством). Именно для того чтобы сохранить крепкую, проверенную временем российскую систему образования, необходимо обеспечивать криминологическую безопасность образовательных стандартов и образовательных программ.

2. Образовательные организации (школы, училища, техникумы, колледжи) так же, как и образовательные стандарты и программы, должны быть защищены от угроз криминологического характера, поскольку целью деятельности указанных организаций являются предоставление образования населению, привитие и дача гражданам соответствующих знаний, умений и навыков.

Образовательная организация представляет собой сложный комплекс взаимосвя-

занных элементов, таких как педагоги, обучающиеся, их родители, взаимоотношения между ними; управленческий и технический персонал; образовательный процесс; имущественный комплекс и т. д. При этом на первый взгляд может показаться, что такой элемент, как имущественный комплекс, относится только к экономической безопасности Российской Федерации. Однако это не совсем так: собственность и имущество составляет важную часть образовательного процесса. Например, трудно представить осуществление обучения школьников без парт, компьютеров, библиотечного фонда и т. д.; невозможно представить, чтобы студенты техникумов, получающие образование, например, по специальности «тракторист-машинист», научились навыкам вождения без практических занятий на автомобиле и т. д. А ведь все это — имущественный фонд, который необходимо надлежащим образом обезопасить, в том числе от криминологических угроз.

Говоря об образовательной организации как объекте криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования, нельзя не сказать о том, что образовательная организация (школа, училище, техникум) — это важнейший институт социализации человека, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Социализация личности подразумевает и процесс, и результат, который заключается в усвоении и воспроизведении личностью ценностей, норм, образцов поведения, присущих для данного общества [6]. Значимость социализации личности в стенах образовательной организации обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Именно в школьные и студенческие годы усваиваются законы, по которым живут взрослые, а также способы существования в рамках этих законов (социальные роли, межличностные отношения). Социализация ребенка в стенах образовательной организации осуществляется с помощью проводимых уроков, участия в публичных выступлениях, общения с педагогами и одноклассниками и т. д., т. е. благодаря особой атмосфере школьной и студенческой жизни.

При этом образовательная организация как мощнейший институт социализации

человека принципиально отличается от другого важнейшего института социализации — семьи. Отличие это заключается в том, что образовательная организация — это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому (как это зачастую происходит в семье), а объективно, в соответствии с его реальными качествами. Именно в школьный и студенческий период социализации у ребенка формируются самооценка и система ценностей, которой человек руководствуется во взрослой жизни.

Все это еще раз подтверждает важность защиты от криминологических угроз такого объекта, как образовательные организации.

3. Особое (центральное) место среди объектов криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования занимают личность педагога, обучающегося, его родителей (законных представителей), их права и свободы [7]. Важнейшую роль в иерархии названных объектов они занимают потому, что человек и гражданин провозглашаются Конституцией Российской Федерации [8], Уголовным кодексом Российской Федерации [9] и иными законами в качестве главных и приоритетных элементов охраны и защиты со стороны государства.

В случае отсутствия указанного объекта, а именно без обучающегося (школьника или студента) и педагога, не может быть осуществлен сам образовательный процесс, не будет самой системы образования. Можно представить процесс передачи и получения знаний без образовательных организаций, государственных органов и имущественного комплекса, можно представить образовательный процесс даже без государственно-утвержденных стандартов и образовательных программ, но невозможно его представить без учителя и ученика. Именно поэтому при обеспечении криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования государство в первую очередь должно защищать безопасность личности педагогического работника и обучающегося, их права и свободы от криминологических угроз, в первую очередь — от различных видов преступности: коррупции в сфере образования, насилия над обучающимися и т. п.

Необходимо также сказать о таком элементе рассматриваемого объекта криминологической безопасности системы общего и

среднего профессионального образования, как родители (законные представители) обучающихся. Семья является важнейшим институтом воспитания, образования и, как уже было упомянуто, институтом социализации представителей молодого поколения. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания и социализации обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В то же время семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме близких, не относится к ребенку лучше и не заботится столько о нем. Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья [10].

Тем не менее институт семьи должен различными способами поддерживаться со стороны государства, в том числе путем обеспечения ему криминологической безопасности, поскольку таким образом будет обеспечиваться и криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования. Важной криминологической угрозой в данном случае можно назвать проблему «кризиса семьи», когда со стороны государства отсутствует финансовая, нравственная, культурная поддержка указанного института. Следует отметить, что в настоящее время в России наблюдается тенденция к поддержке молодых семей (например, с помощью различных государственных финансовых программ, в числе которых — «Доступное жилье молодой семье», «Материнский капитал за второго ребенка в семье» и т. п.).

4. Еще одним объектом криминологической безопасности является государство, интересы которого в данном случае представляют органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление в сфере образования.

Указанные органы занимают важнейшее место в механизме государственного управления, а также в политической и общественной жизни народа. Разработка и утверждение образовательных программ, требований

и стандартов, регулирование экономической и хозяйственной деятельности субъектов сферы образования, руководство общественными делами и решение национальных, общественных и индивидуальных задач, разрешение социальных и иных конфликтов, возникающих в сфере общего и среднего профессионального образования, — все это задачи и деятельность государственных и муниципальных органов власти. Государство (его органы, аппараты, представители) в целом организует общество и его отношения. В настоящее время — время передовых технологий и использования огромнейшего багажа накопленных веками знаний — трудно представить процесс предоставления человеку образования без участия государства. Например, государство выделяет субсидии на развитие и модернизацию образования, в том числе общего и среднего профессионального, привлекает к ответственности лиц, нарушающих установленный порядок реализации права на образование, и т. д. Именно поэтому для обеспечения криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования крайне важна защита и охрана государства в целом, а также его органов и представителей от такой, в частности, пагубной криминологической угрозы, как коррупция в сфере общего и среднего профессионального образования.

5. Организации, общественные объединения, работодатели и иные лица, в той или иной мере задействованные в сфере общего и среднего профессионального образования, также нуждаются в криминологической безопасности, поскольку являются ее объектами. Так, например, работодатели, помимо того что принимают на работу студентов и выпускников профессиональных образовательных организаций, нередко участвуют в формировании государственного заказа на те или иные виды профессий.

Важное значение в системе общего и среднего профессионального образования имеют досуговые образовательные организации, поскольку занятие досугового времени обучающихся способствует снижению преступности данной категории лиц. Теоретически возможность реализовать себя во внеучебное время имеется у всех обучающихся, но на практике дело обстоит иначе. Далеко не во всех муниципальных образованиях Российской Федерации (особенно на сельских территориях) функцио-

нируют такие организации. Причины этого различны, однако проблема заключается в том, что часть обучающихся в действительности лишена возможности «положительно» проводить свое досуговое время, в связи с чем значительно возрастает вероятность совершения такими обучающимися противоправных деяний, что негативно сказывается на уровне криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования.

Иными словами, в системе общего и среднего профессионального образования задействованы все общество и самостоятельные его элементы (общественные объединения, отдельные граждане и т. д.). Человек, как известно, — существо социальное, без общества нельзя представить развитие человека, открытие и изобретение множества вещей. И правильный, качественный процесс образования и воспитания также невозможен без порядка и стабильности в обществе. Только организованные, упорядоченные и объективно защищенные и охраняемые государством общественные отношения могут гарантировать населению высокую производительность и продуктивность в сфере образования, в том числе общего и среднего профессионального.

Важно отметить, что в настоящее время в России происходит коренное изменение системы образования. Практически ежедневно средства массовой информации предоставляют сведения о том, что те или иные правила, по которым реализуются образовательные программы, наполняются новым содержанием. Например, согласно ныне действующему законодательству прием детей в школу осуществляется по месту регистрации ребенка [11]. Иными словами, ребенок сможет пойти только в ту школу, которая находится вблизи места его жительства и прописки. Подобное правило записи детей в общеобразовательные организации (в школы) существовало в России и ранее, однако позднее оно было отменено как не оправдавшее себя. Сегодня отечественный законодатель вспомнил, что «все новое — это хорошо забытое старое» [12], и вновь придал названному правилу силу правовой нормы.

Приведем и другие примеры нововведений в области образования. Так, до вступления в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [13] про-

фессиональное образование состояло из следующих уровней: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование [14]. В настоящее время российский законодатель отказался от такого уровня профессионального образования, как начальное, объединив его со средним уровнем профессионального образования.

Или появление такого совершенно нового правового института в области образования, как «инновационные площадки» [15]. Данный правовой институт создан в целях поддержки и реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования [16].

Иными словами, все это направлено на развитие системы образования в свете современных технологий и научных достижений.

Разумеется, можно долго дискутировать на тему качества нового закона об образовании, его соответствия реалиям жизни и востребованности обществом. Однако перед нами ставится только задача обозначить факт, что в настоящее время в России происходит коренное изменение образовательной системы, при этом реализация данной задачи предполагает выявление проблем в образовательной системе, в том числе угроз криминологической безопасности.

Необходимо также обозначить и раскрыть понятие субъекта криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования, под которым понимается носитель свойств, обеспечивающих защиту объектов указанной криминологической безопасности. Иными словами, субъектом криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования является тот, кто обладает правами и обязанностями по ее обеспечению, тот, кто ее защищает. Важно отметить, что обеспечение криминологической безопасности — это система мер, применяемых как государственными, так и общественными органами, их представителями, отдельными гражданами, для того чтобы защитить личность, общество, государство и их интересы. Центральное место среди органов, применяющих названные меры, занимают правоохранительные органы, однако не менее важными также являются семья, школа, педагоги и общественные организации. В этой связи особо актуальной становится

работа различных субъектов криминологической безопасности, направленная на предупреждение преступных посягательств, в том числе со стороны представителей молодого поколения.

Субъектов криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования можно определенным образом классифицировать:

I. По объему властных полномочий:

1) государство, его представители и органы (например, губернатор Иркутской области);

2) органы муниципальной власти (например, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав);

3) общественные и образовательные организации, педагоги, активные члены общества (например, общественная организация «Педагогическое общество России», выдающийся педагог А. С. Макаренко, создавший систему воспитания и образования беспризорных детей).

II. По направлениям деятельности:

1) субъекты, направлением деятельности которых является борьба с преступностью (например, Следственный комитет РФ);

2) субъекты, направлением деятельности которых является ранняя профилактика преступности (например, комиссия по делам молодежи при Общественной палате Иркутской области, психологи образовательных организаций);

3) субъекты, направлением деятельности которых является борьба с сопутствующими преступности криминогенными факторами и обстоятельствами (например, работодатели, принимающие на работу выпускников техникумов).

III. В зависимости от этапов реализации стратегии (концепции) криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования:

1) субъекты, задействованные на подготовительном этапе реализации указанной стратегии (например, представители доктрины и науки, участвующие в разработке механизмов и мер борьбы с преступностью);

2) субъекты, задействованные на этапе непосредственной реализации указанной концепции (например, отделы полиции);

3) субъекты, задействованные на этапе оценки результатов эффективности названной концепции (например, сотрудники информационных центров МВД России при сборе и анализе статистических данных).

Таким образом, криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования отличается наличием в своем составе специфических элементов — особых объектов и субъектов и специфических взаимосвязей между ними. Например, обеспечение криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования невозможно представить без взаимодействия учащихся и студентов с работниками правоохранительных органов (такое взаимодействие может реализовываться при организации встреч старших школьников и студентов с участковыми). Однако, например, экономическая безопасность образования может быть вполне обеспечена и без взаимодействия обучающихся с представителями правоохранительных органов.

Интересно, что объекты криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования могут выступать в качестве ее субъектов. В частности, педагогический работник может выступать и как объект, и как субъект криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования. Объектом он будет являться тогда, когда ему предлагаются и гарантируются достойные условия труда, обеспечивается высокая заработная плата, когда его труд стимулируется, а сама педагогическая работа относится к категории престижных и достойных. В то же время педагог выступает в качестве субъекта криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования тогда, когда, например, занимается работой по профилактике преступности школьников или студентов.

Подводя итог данному исследованию, необходимо отметить, что выделено пять основных объектов криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования, а также большое количество субъектов, деятельность которых направлена на обнаружение и ликвидацию угроз криминологического характера. Именно названные объекты, выступая в качестве составляющих компонентов системы общего и среднего профессионального образования, нуждаются в обеспечении криминологической безопасностью, и это является важнейшей задачей для государства и общества в целом и отдельных его членов в частности. ^

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон РФ от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53, ч. 1. Ст. 7598.

2. См., напр.: Большой российский энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1075; Большой толковый словарь русского языка / авт. и сост. С. А. Кузнецов. СПб., 2001. С. 682.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. : указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

4. См.: Лебедев С. Я. О стратегии предупреждения преступности органами внутренних дел / / Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2007. С. 28.

5. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон.

6. См.: Богданова И. Н., Филоненко В. И. Социализация студенчества: динамические и устойчиво-противоречивые аспекты // Философия права. Ростов н/Д, 2011. № 4. С. 95-99.

7. См.: Михайлова С. Н. Социально-криминологическая роль городских общеобразовательных школ в раннем предупреждении преступности несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2007. С. 49.

8. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

10. См.: Зиядова Д. З. Теоретические и прикладные проблемы преступности среди учащихся общеобразовательных учреждений (региональный аспект) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Махачкала, 2006. С. 12.

11. Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования : приказ Минобрнауки РФ от 22 янв. 2014 г. № 32 // Рос. газ. 2014. 11 апр.

12. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М., 2003. С. 539.

13. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон.

14. Об образовании : закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (утратил силу) // Рос. газ. 1996. 23 янв.

15. Об утверждении Положения о порядке признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений в Иркутской области, региональными инновационными площадками : приказ М-ва образования Иркут. обл. от 29 нояб. 2013 г. № 113-мпр // Обл. газ. 2013. № 143 (1164).

16. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон.

список литературы

Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 53, ч. 1. - Ст. 7598.

Уголовный кодекс РФ : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. -1996. - № 25. - Ст. 2954.

Об образовании : закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (утратил силу) // Рос. газ. - 1996. - 23 янв.

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.

Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования : приказ Минобрнауки РФ от 22 янв. 2014 г. № 32 // Рос. газ. - 2014. - 11 апр.

Об утверждении Положения о порядке признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений в Иркутской области, региональными инновационными площадками : приказ М-ва образования Иркут. обл. от 29 нояб. 2013 г. № 113-мпр // Обл. газ. -2013. - № 143 (1164).

Богданова И. Н. Социализация студенчества: динамические и устойчиво-противоречивые аспекты / И. Н. Богданова, В. И. Филоненко // Философия права. - Ростов н/Д, 2011. - № 4. - С. 95-99.

Большой российский энциклопедический словарь. - М. : Большая российская энциклопедия, 2006. - 1987 с.

Большой толковый словарь русского языка / авт. и сост. С. А. Кузнецов. - СПб. : НОРИНТ, 2001. -1536 с.

Зиядова Д. З. Теоретические и прикладные проблемы преступности среди учащихся общеобразовательных учреждений (региональный аспект) : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук / Д. З. Зиядова. -Махачкала, 2006. - 62 с.

Лебедев С. Я. О стратегии предупреждения преступности органами внутренних дел // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2007. - С. 24-29.

Михайлова С. Н. Социально-криминологическая роль городских общеобразовательных школ в раннем предупреждении преступности несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук / С. Н. Михайлова. -Томск, 2007. - 196 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / В. Серов. - М. : Локид-Пресс, 2003. - 737 с.

Objects and Subjects of Criminological Security of the Russian Education System

© Giniyatullina E., 2015

The article aims to study particular aspects of such phenomenon, as the national security of the Russian Federation. The part is criminological security of the Russian education system. The author gives a definition of the concepts of subject and object of criminological security of the Russian education system, provides examples of objects and subjects, givestheir classification.

Key words: criminological security; national security; education; students; crime; prevention of crime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.