Научная статья на тему 'К вопросу о понятии криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования'

К вопросу о понятии криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / УГРОЗЫ / CRIMINOLOGICAL SECURITY / GENERAL AND VOCATIONAL EDUCATION / SYSTEM / THREATS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гиниятуллина Е. З.

Цель. Исследовать сущность криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования. Методы. Использованы общенаучные методы исследования (сравнительно-правовой, формально-логический, системный). Результаты и научная новизна. Сформулировано понятие и признаки криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования. Автором определены факторы, создающие потенциальную или реальную опасность объектам криминологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of criminological security notion of general and secondary vocational education system

Purpose.To explore the essence of criminological security of the system of General and middle professional education. Methods. Used General scientific research methods (comparative legal method, formal logical method, systemic). Results and scientific novelty. Formulated the concept and features of criminological security of the system of General and middle professional education. The author defines the factors that create a potential or real danger to the objects of criminological security.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гиниятуллина Е. 3.

аспирант, Иркутский юридический институт Российской правовой академии Министерства юстиции РФ (Россия), 664011,

Россия, г. Иркутск, ул. Некрасова, д. 4, ketrik6@mail.ru

УДК 316.624 ББК 67.51

ON THE ISSUE OF CRIMINOLOGICAL SECURITY NOTION OF GENERAL AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

Giniyatullina E. Z.

Lecturer, Irkutsk Juridical Institute of the Russian Law Academy of the RF Ministry of Justice (Russia), 664011, Russia, Irkutsk,

Hekrasova str., 4, ketrik6@mail.ru

Прежде, чем дать определение понятия криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования, концептуально необходимо остановить научное исследование на таких понятиях, как «безопасность», «национальная безопасность», «общественная безопасность», «криминологическая безопасность», и соотнести названные понятия с рассматриваемым нами термином.

Согласно одному из толковых словарей русского языка безопасность - это состояние, при котором существует защита от опасности, т.е. защита от того, что может причинить какой-либо вред, принести несчастье. [24, с. 201]

Согласно ныне действующему законодательству национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность 5 государства. [4; 2]

г При этом в научной литературе имеют место ^ и иные определения данного словосочетания (терми-ю ном его назвать достаточно трудно, поскольку отсут-§ ствует единое мнение о содержании понятия). ^ Например, учеными предлагается использовать § такое словосочетание, как «концепция национальной ^ безопасности», под которой понимается система офи-© циально принятых взглядов государств на их ценности,

интересы, угрозы этим ценностям и интересам, а также способы защиты ценностей и интересов от реальных и потенциальных угроз. [17, с. 9]

По мнению политолога Н. А. Косолапова, национальная безопасность - это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, или же это состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации. [22, с. 12]

В свою очередь, ученый Г. А. Борщевский отмечает, что под национальной безопасностью можно подразумевать способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния. [15]

В специальной научной литературе имеют место и иные подходы к определению рассматриваемого нами термина (словосочетания).

«Национальная безопасность» является обобщающим, широким и синтезирующим понятием, состоящим из различных видов иной безопасности: общественной, политической, продовольственной, военной и т.д. (в зависимости от охватываемых сфер жизни общества). [20, с. 12]

В связи с вышесказанным, под общественной безопасностью можно понимать одну из составляющих

Гиниятуллина Е. 3.

национальной безопасности, выраженную в уровне защищенности личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера. [19, с. 80]

Другие авторы предлагают свою трактовку термина «общественная безопасность» и понимают под ним защищенность жизненно важных интересов социальных групп и общества в целом, при которой обеспечивается их всестороннее прогрессивное развитие. [18, с. 41] Следует отметить, что термин «общественная безопасность» используется в ныне действующем Уголов-ном кодексе Российской Федерации. [5] Общественная безопасность рассматривается уголовным правом как родовой объект, предусмотренный главой 24 Уголовного кодекса Российской Федерации и представляющий собой комплекс однородных общественных отношений, обеспечивающих установленные законами и подзаконными актами правила предосторожности ведения производственно-хозяйственной деятельности, использования и эксплуатации источников повышенной опасности, а также обращения с предметами, представляющими общую опасность.

Учеными-юристами отмечается, что под общественной безопасностью понимается такое состояние субъектов безопасности, при котором обеспечиваются благоприятные возможности для удовлетворения и реализации материальных, духовных и других жизненно важных потребностей, когда у них есть достаточный минимум устойчивости и сбалансированности, способность и возможность противостоять деструктивным вызовам, опасностям и угрозам имуществу, жизни, здоровью, всей совокупности законных интересов граждан, их объединений. [12, с. 58] В целом общественная безопасность - это сложная система, включающая в себя такие элементы, как объект и субъект безопасности, принципы обеспечения безопасности, а также факторы, угрожающие безопасности (угрозы). Другими словами, очень важна способность общественных и государственных структур защищать жизненно важные интересы государства, общества и его граждан от влияния внешних и внутренних вызовов и угроз, нейтрализовать последние, обеспечивать устойчивое прогрессивное развитие страны. [13, с. 48]

Масштабы современной преступности в нашей стране не радуют. Криминологи отмечают, что в настоящее время наблюдается рост степени агрессивности, жестокости, дерзости, опасности преступных деяний, усиливаются профессионализм и организованность преступности. [14, с. 53]

Всё это лишь актуализирует такой вид общественной безопасности, как криминологическая безопасность Российской Федерации.

Криминологическую безопасность мы относим к одной из составляющих именно общественной

безопасности, поскольку криминология направлена на противодействие такой внутренней угрозе, как преступность (а под общественной безопасностью, как мы помним, понимается защищенность интересов общества именно от внутренних угроз). [6]

Итак, что же следует понимать под криминологической безопасностью? Официального, законодательного определения данного термина нет, однако в криминологической литературе дается, в частности, следующее определение: криминологическая безопасность - это объективное состояние защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности, государства и общества от угроз и преступных посягательств, порождаемых различными криминогенными факторами, а также осознание людьми такой своей защищенности. [21]

Важно отметить, что криминологическая безопасность в системе общественной безопасности проявляется в двух формах. Во-первых, криминологическая безопасность обеспечивает от любых преступных посягательств на безопасность личности, общества и государства, а во-вторых, в случае возникновения угрозы преступного посягательства на защищаемые объекты реализуется в сфере других видов безопасности. [11, с. 20]

При этом под угрозой криминологической безопасности общества и его интересов понимается не только сама преступность, но и система криминогенных факторов, создающих потенциальную или реальную опасность объектам криминологической безопасности. [8]

Таким образом, важно выстроить систему криминологической безопасности, т.е. необходимо понимать, из каких основных элементов состоит названная система (объекты, субъекты, принципы, угрозы и др.).

На основании всего вышесказанного перейдем к определению такого понятия, как криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования.

Одним из объектов криминологической безопасности общества и государства выступает система образования Российской Федерации. Система образования -это определенная модель взаимодействия различных институциональных элементов, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». [3]

При этом одним из элементов системы образования выступают уровни образования, к которым, в частности, относятся уровень общего образования и уровень среднего профессионального образования.

Обобщая всё вышесказанное, перейдем к определению понятия криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования. Важно отметить, что рассматриваемый нами

Гиниятуллина Е. 3.

термин (словосочетание) обладает рядом характерных признаков.

Во-первых, криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования - это понятие, относящееся к категории безопасности, то есть это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В нашем случае таким жизненно важным интересом выступает система образования, а именно система общего и среднего профессионального образования.

При этом рассматриваемое нами понятие - это часть общественной безопасности, которая, в свою очередь, является составляющим элементом национальной безопасности Российской Федерации. Это означает, что в обеспечении безопасности системы общего и среднего профессионального образования заинтересованными лицами выступают не только отдельные граждане и представители общественности, но и государство в целом, его структурные подразделения, а также в целом всё российское общество. Это связано с самой значимостью таких социальных феноменов, как образование, образовательный и педагогический процесс, передача молодому поколению ранее полученных и накопленных знаний.

Кроме этого, криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования обладает отдельными признаками, свойственными в целом национальной безопасности нашей страны. В частности, так же, как и обеспечение национальной безопасности страны в целом, обеспечение криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования заключается в целенаправленном, сознательно регулируемом процессе, требующем скоординированных усилий и действий всех субъектов такой безопасности (государственных, муниципальных органов, представителей общественности, общественных объединений, педагогов, обучающихся, их родителей, образовательных организаций и т.д.).

Важно отметить, что криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования - это безопасность криминологическая. Она направлена на то, чтобы оградить себя от пагубного воздействия угроз и опасностей именно криминального характера. И это не только такое социально негативное явление, как преступность, но и целая совокупность факторов, создающих потенциальную или реальную опасность объектам криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования: алкоголизм и безработица в семьях, формализм работы государственных органов, образовательных организаций, нежелание самих учащихся и студентов получать образование, незанятость

их досугового времени и т.д. На это и многое другое должно быть направлено обеспечение криминологической безопасности образовательной системы нашего современного общества. [9]

Во-вторых, рассматриваемое нами понятие затрагивает систему не всего образования в целом, а именно общего и среднего профессионального образования.

Согласно ныне действующему закону «Об образовании в Российской Федерации» общее образование и среднее профессиональное образование могут рассматриваться в качестве соответствующих уровней образования, преемственно сменяющих друг друга. [3] И если согласно части 4 статьи 43 Конституции России основное общее образование (9 классов) является общеобязательным, то среднее общее образование (11 классов) и среднее профессиональное образование к разряду всеобщих и обязательных не относятся. [1]

В этом случае огромную роль в способствовании и стимулировании получения такого образования молодыми ребятами начинают играть родители, педагоги и психологи образовательных организаций, представители социальных и правоохранительных органов государственной власти и иные субъекты. Повышение образовательного уровня молодежи всегда способствует работе, направленной на профилактику преступности среди обучающихся, а значит, способствует эффективности обеспечения криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования.

В-третьих, криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования - это определенная система, а не просто совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов (признак системности и единства), и в случае исключения одно из этих элементов вся система подвергается риску дисфункций и прекращения своего существования.

Как и любая иная система, рассматриваемый нами вид криминологической безопасности образует определённую целостность, единство, отличается определенной самостоятельностью (автономностью) и устойчивостью. [23, с. 1437]

Системность предполагает, что при объединении компонентов возникает некоторое новое качество - системное свойство - которым изначально не обладали отдельные компоненты. В нашем случае можно привести следующий пример такого свойства. При осуществлении образовательного процесса школьники и студенты взаимодействуют с педагогами; такое взаимодействие направлено, в первую очередь, на то, чтобы дать представителям молодого поколения знания. Однако при этом названное взаимодействие (качественное и эффективное) одновременно направлено и на то, чтобы занять обучающихся социально

Гиниятуллина Е. 3.

полезным делом, повысить их культурно-нравственный уровень, что может рассматриваться в качестве меры профилактики преступности обучающихся, а значит, и в качестве меры обеспечения криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования. Иными словами, отдельно обучающиеся и отдельно педагоги (являясь элементами криминологической безопасности системы образования) не осуществляют профилактику преступности среди обучающихся, однако при взаимодействии названных элементов такая профилактика реализуется.

Кроме этого, рассматриваемый признак означает, что удаление из системы криминологической безопасности образования какого-либо компонента может привести фактически к ее уничтожению, поскольку меняется (или исчезает) системное свойство (наличие названного признака также наблюдется в ранее приведенном нами примере взаимодействия школьников, студентов и педагогов. Если «убрать» один из этих элементов, профилактика преступности обучающихся в «стенах» образовательной организации осуществляться не будет).

Без целостности криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования невозможно представить осуществление предупреждения правонарушений среди учащихся и студентов. Именно педагоги и психологи образовательных организаций способны проводить профилактическую работу среди обучающихся путем оказания им своевременной педагогической и психологической помощи, содействия в выборе профессии, путем сбора информации о тех факторах, которые способствуют совершению преступлений обучающимися (семья, средства массовой информации, улица с подростковыми неформальными образованиями и т.д.). [10]

Кроме этого, следует обратить внимание еще на одно существенное обстоятельство в пользу системного подхода. Так, например, профессор С. Е. Вицин рассматривает преступность как особую, сложную, социальную, диалектическую систему, которая характеризуется определенными параметрами и может быть изучена как определенный процесс (системный подход). [16, с. 59]

В-четвертых, обеспечение криминологической безопасности указанной системы образования подразумевает обеспечение безопасности всех составляющих элементов системы общего и среднего профессионального образования. Используя нормативные положения статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», можно говорить о том, что в систему российского образования входят, в частности, такие элементы, как образовательные программы, образовательные организации, педагогические работники, обучающиеся, органы государственной

и муниципальной власти. [3] Всё это и многое другое, выступая в качестве составляющих компонентов системы общего и среднего профессионального образования, нуждается в обеспечении криминологической безопасностью. Именно поэтому рассматриваемый нами вид национальной безопасности имеет множество направлений и множество субъектов, занимающихся ее обеспечением от пагубного влияния внешних и внутренних угроз. Особое место среди указанных направлений занимает обеспечение криминологической безопасности обучающихся, которые выступают ведущим звеном всей системы образования. Их криминологическая безопасность обеспечивается, в частности, путем осуществления профилактики преступности среди учащихся и студентов.

Важно отметить, что криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования отличается наличием в своем составе специфических элементов: особых объектов и субъектов, специфических взаимосвязей между ними, особенных мер и методов обеспечения криминологической безопасности. Например, обеспечение криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования невозможно представить без взаимодействия учащихся и студентов с работниками правоохранительных органов (такое взаимодействие может реализовываться при организации встреч старших школьников и студентов с участковыми). Однако, например, экономическая безопасность образования может быть вполне обеспечена и без взаимодействия обучающихся с представителями правоохранительных органов. Именно особые связи и отношения между различными составляющими элементами криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования делают из набора компонентов систему.

Интересно, что объекты криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования (т.е. то, на что направлена защита от внешних и внутренних угроз) могут выступать в качестве ее субъектов. В частности, педагогические работники могут выступать и как объект, и как субъект криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования. Объектом он будет являться тогда, когда ему предлагаются и гарантируются достойные условия труда, обеспечивается высокая заработная плата, когда его труд стимулируется, а сама педагогическая работа относится к категории престижных и достойных. В то же время педагог выступает в качестве субъекта криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования тогда, когда занимается работой по профилактике преступности школьников или студентов.

Гиниятуллина Е. 3.

В-пятых, криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования - это состояние временное, т.е. характерное на данный период времени, в данных исторических условиях в соответствии с существующими, на данном этапе, потребностями, знаниями и представлениями.

Система образования, в том числе система общего и среднего профессионального образования не стоит на месте, она развивается, модернизируется и совершенствуется. Одни составляющие ее элементы могут сменяться другими, а значит, и направления криминологической безопасности указанной системы образования также могут сменяться. Кроме этого, в связи с необратимым процессом эволюции, развитием науки, бесконечным созданием и изобретением всё новых и новых технологий совершенствуются и методы, меры, способы обеспечения криминологической безопасности системы образования в целом и системы общего и среднего профессионального образования в частности. В этой связи можно говорить о том, что криминологическая безопасность названной системы образования является состоянием временным и характерным для определенного исторического периода.

В-шестых, криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования характерен признак универсальности. Названный признак подразумевает, что в криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования задействовано всё общество. В данном контексте рассматриваемое нами понятие объединяет совместные интересы и потребности всех субъектов современного Российского государства. Криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования создается не только (и не столько) в целях реагирования на различного рода опасности и угрозы национальным интересам. Она является в целом условием существования и развития общего и среднего профессионального образования, условием сохранения создаваемых духовных и материальных ценностей в указанной сфере. Универсальности способствует наличие связей и зависимостей между компонентами системы образования. Именно посредством установления таких зависимостей можно способствовать проведению качественной и эффективной профилактической работы среди обучающихся, минимизировать пагубное влияние на учащихся и студентов факторов, способствующих совершению ими противоправных деяний, углубить знания мерах и методах обеспечения криминологической безопасности системы образования в целом. [7]

Могут быть выделены и иные признаки понятия криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования, однако

предложенные и рассмотренные нами признаки по большей части раскрывают указанное понятие.

Подводя итог всему вышесказанному, обобщая все названные и рассмотренные признаки, можно дать следующее определение понятию криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования:

Криминологическая безопасность системы общего и среднего профессионального образования - это составная часть национальной (общественной) безопасности Российской Федерации, выражающаяся в таком состоянии защищенности всех элементов системы общего и среднего профессионального образования от внутренних и внешних угроз криминального характера, различных по своей природе, которое позволяет обеспечить целостность и устойчивое развитие всей системы общего и среднего профессионального образования в данный исторический период.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

2. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 // Российская газета. 2010. № 295.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

5. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

6. Cody W. Telep, David Weisburd, Charlotte E. Gill, Zoe Vitter, Doron Teichman. Displacement of crime and diffusion of crime control benefits in large-scale geographic areas: a systematic review // Journal of Experimental Criminology. 2014. Volume 10. Issue 4. Pp. 515-548.

7. FL Greitzer, TE Carroll, AD Roberts. Cyber friendly fire: Research challenges for security informatics // International Conference on Intelligence and Security Informatics. 2013. Pp. 94-99.

8. Shane D. Johnson1, Rob T. Guerette, Kate Bowers1. Crime displacement: what we know, what we don't know, and what it means for crime reduction // Journal of Experimental Criminology. 6 July 2014. Pp. 549 - 571.

9. Thomas E Carroll. Security informatics research challenges for mitigating cyber friendly fire [электронный ресурс] / Security Informatics 2014. URL: http:// www.security-informatics.com/content/3/1/13 (дата обращения 17.04.2015 г.)

Гиниятуллина Е. 3.

10. Trevor Bennett, Katy Holloway, David P. Farrington. Does neighborhood watch reduce crime? A systematic review and meta-analysis // Journal of Experimental Criminology. 2006. Volume 2. - Issue 4. Pp. 437-458.

11. Алексеев С. Б. Правовое положение несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Иркутск: БГУЭиП, 2006. 22 с.

12. Алиев В. М., Аминов Д. И., Федотов П. В. Методологические основы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. М.: Юнити-Дана, 2007.

13. Балашова Т. Н. Национальная безопасность и национальные интересы Российской Федерации в контексте миграционных процессов // Миграционное право. 2006. № 1. С. 43-44.

14. Бидова Б. Б. Обеспечение криминологической безопасности России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 2 (45). С. 51-55.

15. Борщевский Г. А. Роль государства в формировании преемственного исторического сознания в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. - № 1 (январь -февраль).

16. Вицин С. Е. Системный подход и преступность: учебное пособие. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1980. 140 c.

17. Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: Модуль, 2000. 240 с.

18. Государственное управление в сфере национальной безопасности: словарь-справочник / состав.: Г. П. Сыт-ник, В. И. Абрамов, В. Ф. Смолянюк и др.; под общ. ред. Г. П. Сытника. Киев: Наду, 2012. 496 с.

19. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. М. Флайст, 2001. 240 с.

20. Есаян А. К. «Национальная безопасность» как правовая категория // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 8. С. 11-14.

21. Колесников В. М. Каждому региону нужен «паспорт безопасности» // Право и безопасность. 2004. № 4(13).

22. Косолапов Н. А. Безопасность международная, национальная, глобальная: взаимодополняемость и противоречивость // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 11. С. 3-13.

23. Система //Большой Российский энциклопедический словарь: М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. 1887 с.

24.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / сост. С. П. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., перераб. М.: Азбуковник, 1997. 940 с.

References:

1. Constitution of the Russian Federation. Adopted by national vote, December 12, 1993 // Rossiskaya gazeta. 1993. № 237.

2. On security: Federal law dated December 28, 2010 № 390-FL // Rossiskaya gazeta. 2010. № 295.

3. On education in the Russian Federation: Federal law dated December 29, 2012 № 273-FL // Sobraniye zakonodatel-stva RF. 2012. № 53 (p. 1). Art. 7598.

4. On the RF National Security Strategy up to 2020: the RF Presidential Decree dated May 12, 2009 № 537 // Sobraniye zakonodatelstva RF. 2009. № 20. Art. 2444.

5. The RF Criminal Code: Federal Law dated June 13, 1996 № 63-FL // Sobraniye zakonodatelstva RF. 1996. № 25. Art. 2954.

6. Cody W. Telep, David Weisburd, Charlotte E. Gill, Zoe Vitter, Doron Teichman. Displacement of crime and diffusion of crime control benefits in large-scale geographic areas: a systematic review // Journal of Experimental Criminology. 2014. Volume 10. Issue 4. Pp. 515-548.

7. FL Greitzer, TE Carroll, AD Roberts. Cyber friendly fire: Research challenges for security informatics // International Conference on Intelligence and Security Informatics. 2013. Pp. 94-99.

8. Shane D. Johnson1, Rob T. Guerette, Kate Bowers 1. Crime displacement: what we know, what we do not know, and what it means for crime reduction // Journal of Experimental Criminology. 6 July 2014. Pp. 549 - 571.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Thomas E Carroll. Security informatics research challenges for mitigating cyber friendly fire [e-resource] / Security Informatics 2014. URL: http://www.secu-rity-informatics.com/content/3/1/13 (date of access 17.04.2015 r)

10. Trevor Bennett, Katy Holloway, David P. Farrington. Does neighborhood watch reduce crime? A systematic review and meta-analysis // Journal of Experimental Criminology. 2006. Volume 2. - Issue 4. Pp. 437-458.

11. Legal status of juvenile convicts serving a sentence in juvenile correctional facilities: an abstract of the Candidate's Thesis (Law). Irkutsk: BGUEiP, 2004. 22 p.

12. Aliyev V. M., Aminov D. I., Fedotov P. V. Methodological basics of action against legalized criminally obtained means and terrorism funding. M.: Yunity-Dana, 2007.

13. Balashova T. N. National security and national interests of the RF within the context of migration interests // Migrat-sionnoye pravo. 2006. № 1. P. 43-44.

14. Bidova B. B. Guarantee of criminological security of Russia // Nauka i obrazovaniye: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatelstvo; pravo I upravleniye. 2014. № 2 (45). P. 51-55.

15. Borshchevskiy G. A. The role of state in development of successive historic conscience perception within the

Гиниятуллина Е. 3.

context of the problem concerning national security guarantee of Russia / Informational humanitarian portal "Znaniye. Ponimaniye. Umeniye". 2012. - № 1 (January-February).

16. Vitsin S. E. Systematic approach and crime: study book. M.: Published by the Academy MVD USSR, 1980. 140 p.

17. Vozzhenikov A. V. National security: theory, politics, strategy. M.: Modul, 2000. 240 p.

18. Public management in the sphere of national security: reference dictionary / comp. : G. P. Sytnik, V. I. Abramov, V. F. Smolyanyuk, and others; under general edition by G. P. Sytnik. Kiev: Nadu, 2012. 496 p.

19. Civil protection. Dictionary of definitions / under general edition by Yu. L. Vorobyov. M. Flaist, 2001. 240 p.

20. Esayan A. K. "National security" as a legal category // Gosudarstvennaya vlast i mestnoye samoupravleniye. 2009. № 8. P. 11-14.

21. Kolesnikov V. M. Every region needs a "security passport" // Pravo i bezopasnost. 2004. № 4(13).

22. Kosolapov N. A. International, nationa, global security: complementarity and contrariety // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodniye otnosheniya. 2008. № 11. P. 3-13.

23. System // Gross Russian Encyclopedic Dictionary: M.: Gross Russian Encyclopedia, 2006. 1887 p.

24. Explanatory dictionary of the Russian language: 80000 words and phraseological expressions / comp. by S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. 4th edition, revised. M.: Azbukovnik, 1997. 940 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.