О
сч
о о о
CL
ce
CQ s
H
о
0
1
о я с о m ф VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со
Объективные предпосылки и организация
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при обеспечении финансовой безопасности страны
Хабибулина А.А.
In this article are considered objective preconditions and the organization of interaction of federal enforcement authorities at maintenance offinancial safety of the country.
Основным документом, определяющим меры противодействия угрозам финансовой безопасности России и направления их развития, является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (далее — Стратегия). Согласно данной Стратегии к основным направлениям обеспечения безопасности в области повышения уровня защищенности российских граждан, общества и государства, определяющим приоритеты в сфере обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации, можно отнести:
> снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании;
> противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы;
> достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивости финансово-банковской системы;
> высокую социальную мобильность и поддержку социально значимой трудовой занятости, рациональную организацию миграционных потоков.
В соответствии с указанными приоритетами государственные органы власти для предотвращения угроз безопасности России непосредственно участвуют и принимают меры в рамках своей компетенции по обеспечению:
> социальной стабильности;
> роста национальной экономики;
> повышения качества работы органов государственной власти и противодействия коррупции;
> формирования действенных механизмов реализации гражданами Российской Федерации естественных и конституционных прав на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.
Негативная обстановка в сфере экономики и финансов является одним из основных факторов, отрицательно влияющих на реализацию защищаемых государством конституционных прав и свобод граждан. Согласно Стратегии на состояние обстановки в финансовой сфере и, как следствие, снижение уровня финансовой безопасности Российской Федерации негативное влияние могут оказывать:
> низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы;
> сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции;
> недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета и, как следствие, замедление перехода к инновационному развитию, последующее накопление социальных проблем в стране;
> принятие дискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России со стороны ведущих мировых экономических держав;
> диспропорции в уровнях развития субъектов Российской Федерации. Исходя из приоритетов обеспечения
национальной безопасности, определенных в Стратегии, можно констатировать, что основное содержание обеспечения финансовой безопасности страны состоит в поддержании правовых и институциональных финансовых механизмов, а также финансовых возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.
Выработка эффективных мер противодействия теневым угрозам финансовой безопасности России, основу которых об-
разуют теневые финансы как масштабный феномен, затрагивающий все стороны национальной экономики, и создания на этой основе необходимых предпосылок для устойчивого обеспечения финансовой безопасности страны может осуществляться прежде всего на основе установления взаимосвязи, роли и места теневых денежных отношений в общей системе экономических отношений, устанавливаемых в процессе производства, распределения и перераспределения материальных благ.
Теневые (в том числе и криминальные) угрозы финансовой безопасности России, нарушения целостности и устойчивости функционирования национальной финансовой системы являются следствием подготовки и совершения самых различных финансовых, налоговых и экономических правонарушений, хищений, мошенничества, незаконного предпринимательства, незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), преднамеренного банкротства финансово-кредитных организаций и иных предприятий, других преступлений экономической и коррупционной направленности. Наиболее опасные угрозы нарушению системных свойств финансовой системы представляют преступления, связанные с отмыванием (легализацией) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, с хищением и нецелевым использованием бюджетных (государственных) средств, выводом средств из-под государственного контроля и налогообложения.
Исходя из природы и содержания категории «финансы»1, теневые финансы можно рассматривать как систему перераспределительных денежных отношений, не регламентированных государством (не опосредованных определенными правовыми актами), связанных с формированием и использованием денежных доходов (фондов), полученных преступным путем, необходимых преступникам для осуществления противоправных деяний и удовлетворения своих потребностей. Им присущи следующие основные признаки:
> денежные отношения;
> эти денежные отношения вызваны фактом существования организованной преступности экономической направленности;
> эти денежные отношения связаны с криминальным перераспределением уже распределенного (на уровне бюджета и хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
При рассмотрении сущности, природы и содержания теневых денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, на основе которых формируются у отдельных субъектов хозяйствования денежные доходы, поступления и накопления, полученные преступным путем и используемые в дальнейшем для решения экономических и иных, в том числе преступных, задач, а также результатов анализа общей оперативной обстановки в финансовой сфере российская финансовая система и российский рынок в целом предстают в своем отражении как рынок теневых денежных отношений и услуг.
Это хотя и негативное, но тем не менее одно из отражений российской экономической действительности, которое стоит в одном ряду с экономическими, политическими и другими отражениями «точно так же, как и с отражениями в человеческом глазу. Они проходят через собирательную линзу и поэтому представляются в перевернутом виде — вниз головой. Только отсутствует нервный аппарат, который для нашего представления поставил бы их снова на ноги» 2. При таком прямолинейном рассмотрении теневые финансы в российской экономике представляются причиной ее неудач и кризисов, что объективно не соответствует действительности. Теневые финансы должны представляться не только в перевернутом отражении рынка, не должны рассматриваться только как одна из первопричин негативных явлений в экономике, являясь по большей части всего лишь симптомами, следствием производства.
Здесь уместно отметить негативный опыт экономического развития Советского Союза, когда начисто отрицались социальные и экономические предпосылки происхождения всех кризисных и преступных явлений в стране, поэтому экономическая политика имела к тому же еще и тенденциозную сторону, побуждающую прибегать к извращениям. Теперь эта позиция отпадает, и к тому же несомненным фактом является то обстоятельство, что преступные денежные отношения, теневые финансы также могут иметь свои собственные объективные социально-экономические причины, при которых прямые финансовые преступления играют лишь подчиненную роль.
Следует обозначить, что, поскольку существует разделение труда в обще-
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
ственном масштабе, отдельные финансовые процессы, как и любые иные отдельные экономические процессы, могут становиться самостоятельными по отношению друг к другу и производству, которое тем не менее всегда остается решающим. В основе последнего утверждения лежит тот неоспоримый факт, что распределять и перераспределять можно лишь только то, что имеется, то, что уже произведено. Поэтому производство всегда было, есть и будет оставаться первичным по отношению к теневым финансам.
В современных условиях финансы обособляется от производства в собственном смысле слова. При этом они получают собственное движение и могут следовать собственному движению, над которым «все равно в общем и целом главенствует движение производства, но которое в отдельных частностях и внутри этой общей зависимости следует опять-таки своим собственным законам»3, присущим природе этого феномена.
Так обстоит дело и с теневыми финансами, которые имеют собственные свойства, собственное движение и, в свою очередь, оказывают обратное, преимущественно негативное воздействие на развитие производства. Как только теневые финансы приобретают массовый организованный характер, они при известных условиях, определяемых производством и торговлей товарами, и в этих пределах получают собственное развитие, имеют особые законы и фазы, которые определяются их собственной природой. Когда же вдобавок к этому теневые финансы в своем дальнейшем развитии поддерживаются отношениями коррупции, тогда они расширяются до уровня государственных финансов, к ним могут присоединяться финансы определенной части хозяйствующих субъектов, промышленных и транспортных предприятий, а также теневой (точнее, противоправной составляющей) экономики в сфере торговли наркотиками, работорговли, торговли оружием, людьми и частями человеческого тела. Таким образом, в условиях масштабной коррупции криминальные финансы могут завоевывать прямое господство над частью экономики и производства, хотя в общем и целом экономика и производство остаются господствующими над ними. В таких условиях обратное действие теневых финансов на экономику становится еще сильнее и сложнее. Субъекты, носители теневых финансов, являются собственниками произ-
водственных и транспортных предприятий, нефтедобывающих и иных энергопредприятий, банков и т.д. Подконтрольные преступности средства производства приобретают двоякий характер: их работа должна приспосабливаться как к интересам непосредственного производства, так и к потребностям преступников, поскольку они же являются собственниками.
Изложенные положения о теневых финансах отражают общие процессы в экономике, обусловленные, в частности, углублением и развитием процессов разделения труда во всех сферах экономической деятельности: общество порождает известные общие как позитивные, так и негативные в своей основе функции, но без которых оно не может существовать. Предназначенные для этого (для осуществления специфических криминальных денежных отношений) люди, организованная преступность экономической направленности в связке с коррупцией образуют новую отрасль разделения труда внутри общества, в рассматриваемом случае — это теневая экономика. Тем самым указанные люди приобретают особые, преступные, в своей основе коррупционные, предполагающие и общеуголовные интересы также и по отношению к тем, кто уполномочен им противодействовать. Они становятся относительно самостоятельными по отношению к закону, и в результате формируется организованное преступное сообщество, а затем происходит то же, что и в легальной экономике.
Негативная в своей основе самостоятельная сила, которая в общем и целом должна следовать за движением производства, но при этом, в свою очередь, объективно оказывает обратное, негативное воздействие на условия и ход производства в силу присущей ей или, вернее, однажды полученной ею и постепенно развивавшейся дальше относительной самостоятельности. По сути, это есть взаимодействие двух неодинаковых сил: с одной стороны, государство, а с другой стороны, организованная преступность экономической направленности, которая стремится к возможно большей самостоятельности и обладает также и собственным движением. Движение легальной экономики в любом случае продолжает свое развитие, но последнее испытывает на себе также и обратное негативное воздействие преступности — носителя противоправных отношений, значительная роль в которых принадлежит теневым
финансам, которые она (легальная экономика) сама создала и которые обладают относительной самостоятельностью.
Таким образом, на развитие теневых финансов оказывают влияние, с одной стороны, действия государственной власти, а с другой — организованной преступности экономической направленности. Как в денежных отношениях отражается развитие промышленного рынка, при этом может отражаться превратно, так и в борьбе между органами государственной власти и организованной преступностью экономической направленности отражается борьба противоборствующих носителей легальных и нелегальных (криминальных) отношений. И точно так же может отражаться искаженно, превратно: отражается уже не прямо, а косвенно, не только как экономическая борьба, но и как борьба политическая, борьба за власть. При этом следует отметить сформулированное Ф. Энгельсом положение о том, что «обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении — тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития — тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях» 4. Данное положение в полной мере применимо и к финансовой сфере, в смысле — к развитию финансов и в их составе теневых финансов: «Государственная власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве».
Используя разработанный Ф. Энгельсом методологический подход5 к анализу юридической сферы, можно констатировать, что и с финансовым правом дело обстоит точно так же, как и с экономикой: «В государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий. А для того чтобы этого достичь, точность отражения экономических отношений нарушается все больше и больше». При этом «ход «правового развития» состоит по большей части только в
том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия».
Описанные объективные закономерности взаимосвязи теневых финансов с экономикой и правом, их роль и место в общей системе экономических отношений, устанавливаемых в процессе производства, распределения и перераспределения материальных благ в стране, а также выявленные новые тенденции развития криминальной обстановки в финансовой сфере, появившиеся за последние годы, свидетельствуют о необходимости выработки эффективных управленческих решений по внесению изменений в организацию работы на данном направлении оперативно-служебной деятельности всех заинтересованных органов государственной власти различных уровней.
Исходя из выявленных особенностей и специфики рассматриваемого феномена — теневых финансов, а также с учетом обратного действия государственной власти на экономическое развитие троякого рода можно заключить, что одним из основных направлений повышения эффективности противодействия противоправным денежным отношениям по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, полученные преступным путем и используемые в дальнейшем для решения экономических и иных, в том числе преступных, задач, безусловно, является совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при обеспечении финансовой безопасности Российской Федерации.
Примером, подтверждающим правомерность сделанного вывода, могут служить результаты, полученные на основе организации межведомственного взаимодействия путем создания межведомственной рабочей группы МВД России, Банка России, Росфинмониторинга, ФНС России и других органов исполнительной власти. Итоги совместной скоординированной работы указанных органов госу-
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
дарственной власти явились убедительным свидетельством о серьезном потенциале такой формы межведомственного сотрудничества для решения задач противодействия преступности в кредитно-финансовой сфере.
Уже к концу 2006 г. был пресечен один из крупнейших каналов вывода капиталов за рубеж в интересах структур, осуществляющих контрабандный ввоз на территорию России товаров народного потребления. В отношении сотрудников московского банка «Аскол»6 Следственным комитетом при МВД России 8 сентября 2006 г. было возбуждено уголовное дело по фактам лжепредпринимательства и легализации более 41 млрд руб. Банком России у указанного банка была отозвана лицензия, и в доход государства перечислено более 192 млн руб. ранее неуплаченных налогов.
Проведенными совместными мероприятиями были созданы предпосылки для возвращения в страну нескольких десятков миллионов долларов США, полученных незаконным путем. Результативность действий была во многом определена тем, что информация о сделках поступала в режиме онлайн. При этом были сделаны и определенные новые тактические выводы о том, что при выявлении правонарушений внимание Банка России необходимо концентрировать не только на анализе фиктивных сведений о проведении операций внутри подозрительного банка, но и на его корреспондентских счетах. В рамках деятельности межведомственной рабочей группы были разработаны и согласованы с юридическим департаментом Банка России порядок взаимодействия территориальных органов внутренних дел с соответствующими подразделениями Банка России по вопросам предоставления информации о лицах, задействованных в обналичивании денежных средств, алгоритмы совместных действий и определены соответствующие механизмы межведомственного взаимодействия.
Примерами масштабности теневых финансов организованных преступных сообществ в субъектах Федерации в части обналичивания денежных средств являются выявленные схемы и результаты оперативно-служебной деятельности соответствующих подразделений органов внутренних дел. Так, в 2006 г. только в Центральном федеральном округе в разработку было взято шесть групп, специа-
лизирующихся на организации обналичивания:
> в Костромской области были реализованы материалы в отношении руководителя одной из коммерческих структур, который в целях избегания налогообложения выводил и обналичивал денежные средства через счета подконтрольных фирм-однодневок. По этому факту было возбуждено уголовное дело;
> при получении 30 млн руб. наличными в одном из костромских банков задержан индивидуальный предприниматель, который в 2006 г. снял наличными более 200 млн руб.; при отработке московских банков и фирм были выявлены факты пополнения счетов указанного предпринимателя;
> УВД Ярославской области в сентябре 2006 г. проведен комплекс мероприятий по пресечению действий преступной группы, организовавшей канал обналичивания денежных средств через филиал одного из московских банков и местную кредитную организацию. В арендованных помещениях были изъяты уставные документы и печати более сотни фирм-однодневок, зарегистрированных в различных субъектах Федерации. Одновременно с этим были проведены мероприятия в 11 предприятиях области — заказчиках обналичивания, уклонившихся от уплаты налогов на сумму более 100 млн руб. При этом была получена информация о подконтрольности данной преступной группы уроженцу одной из республик Южного федерального округа. Указанные обстоятельства являются ярким свидетельством масштабности, сетевой формы организации на территории нескольких субъектов Федерации, многочисленности и разнообразия участников преступной группы. Изложенные примеры подтверждают
и обуславливают необходимость прежде всего организации скоординированного межведомственного взаимодействия на всех уровнях всех заинтересованных органов государственной власти для осуществления эффективного противодействия организованной преступности в кредитно-финансовой сфере. Этому генеральному направлению развития деятельности в сфере противодействия организованной преступности экономической направленности органы государственной
власти придают стратегическое значение. > За последние годы было принят ряд межведомственных документов, реализация которых позволила создать необходимые предпосылки для осуществления перелома в негативном развитии ситуации в > сфере финансовой безопасности Российской Федерации.
На основе обобщения практики противодействия теневым угрозам финансовой безопасности Российской Федерации и руководящих документов, принятых федеральными органами власти, были опре- > делены следующие основные направления межведомственного взаимодействия в рассматриваемой сфере деятельности:
> организация в рамках компетенции заинтересованных федеральных органов власти регулярного обмена информацией по всем вопросам, отнесенным к сфере противодействия теневым (преступным) угрозам финансовой безопасности Российской Федерации;
> планирование, организация и прове- > дение совместных мероприятий по проверке коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий в целях выявления, предупреждения и пресечения антиконкурентных действий, нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях и законодательства о рекламе; >
> осуществление взаимных консультации по вопросам, входящим в компетенцию каждого федерального органа власти, проведение совместных рабочих встреч и тематических семинаров в целях выработки предложений по совершенствованию взаимодействия;
> издание межведомственных органи- > зационно-распорядительных актов, разработка методических рекомендаций;
> формирование и внесение необходимых изменений в состав межведомственных рабочих групп по координации действий и оперативному решению текущих вопросов, связанных с обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации;
> организация взаимодействия орга- > нов власти по субъектам Федерации;
> выработка согласованной позиции по вопросам, возникающим в сфере организации противодействия криминальным угрозам финансовой безопасности Российской Федерации;
подготовка согласованных предложений, направленных на повышение эффективности борьбы с преступлениями и иными правонарушениями в сфере экономики;
организация сбора и анализа информации о состоянии законности в рассматриваемых сферах отношений. Определяет тенденции в динамике и структуре правонарушений в экономической сфере и вопросы, требующие решения;
подготовка предложений по внесению изменений в действующее законодательство о банках и банковской деятельности, налоговое, бюджетное и иное законодательство в целях недопущения финансирования терроризма, наркобизнеса, коррупции, иной преступной деятельности, незаконного вывода финансовых средств за пределы Российской Федерации, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и т.д.; разработка рекомендаций по вопросам совершенствования банковского надзора и регулирования деятельности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля движения финансовых потоков, исполнения бюджетного, налогового законодательства, законодательства о противодействии коррупции и др.; согласование действия правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов контроля и надзора, а также Банка России при исполнении принимаемых государственными органами решений;
подготовка рекомендаций федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов Федерации, органам контроля и надзора, Банку России по вопросам противодействия правонарушениям в сфере экономики, в том числе по вопросам планирования, выработки критериев определения банковских и иных финансовых операций, вызывающих сомнения в законности;
выработка в необходимых случаях рекомендаций и предложений делегациям федеральных органов исполнительной власти на международных переговорах и российским представителям в международных организациях по проблемам, связанным с проти-
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
у
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
водействием преступлениям и иным правонарушениям в сфере экономики, в том числе с незаконным перемещением финансовых средств через государственную границу Российской Федерации.
Данный перечень направлений взаимодействия заинтересованных органов власти не является исчерпывающим, он демонстрирует широкий спектр направлений, реализация которых может создавать необходимые предпосылки для формирования положительной динамики развития оперативной обстановки в сфере обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации, повышения эффективности противодействия криминальным финансовым отношениям в национальной экономике как магистрального направления борьбы с организованной преступностью экономической направленности.
Реализация сформулированных ключевых направлений обеспечения финансовой безопасности непосредственно связана с развитием мер правоохранительного характера. Частным случаем таких мер являются мероприятия в сфере внешнеэкономической деятельности, связанные с получением информации о преступном характере (источнике) безналичных средств, выводимых хозяйствующими субъектами из легального оборота, о действиях банковских служащих при совершении операций по обналичиванию и переводу денег за рубеж, а также организаторов связанных с ними групп, специализирующихся на обналичивании. К числу таких мероприятий относятся:
> организация противодействия на каналах поступления наличных средств для дальнейшего использования в схемах по трансформации безналичных денег в наличность (правоохранительные органы совместно с Банком России);
> организация выявления объектов кредитно-финансовой системы, вовлеченных в схемные действия по обналичиванию и выводу денежных средств за рубеж (правоохранительные органы совместно с Росфинмониторингом, Банком России, Федеральной службой страхового надзора, Федеральной службой по финансовым рынкам);
> осуществление контрольно-проверочных мероприятий в отношении заказчиков схем вывода денежных средств из легального оборота, выявление ис-
точников этих средств (правоохранительные органы совместно с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Счетной палатой Российской Федерации);
> выявление должностных лиц, обеспечивающих с использованием служебного положения непринятие мер реагирования на осуществление незаконной деятельности (правоохранительные органы);
> при создании на федеральном уровне межведомственных рабочих групп по противодействию нарастающей угрозе финансовой безопасности Российской Федерации от деятельности коммерческих банков по выводу из легального оборота значительных объемов денежных средств целесообразно предусматривать формирование аналогичных структур на уровне субъектов Российской Федерации; концентрировать внимание Росфинмони-торинга на выявлении коммерческих банков и их клиентов, участвующих в незаконных действиях, на ранних этапах их включения в схемные действия и создании необходимых условий для обеспечения оперативного информирования правоохранительных органов о выявленных объектах в режиме онлайн;
> осуществление мер по совершенствованию аналитической и контрольно-надзорной деятельности, направленной на выявление заказчиков операций обналичивания и вывода денег за рубеж (Росфинмониторинг, Банк России);
> организация исследований деятельности заказчиков финансово-хозяйственных операций на предмет соблюдения ими налогового, бюджетного, таможенного законодательств.
В целях предупреждения незаконных действий по выводу из легального оборота денежных средств, устранения причин и условий, способствующих проведению сомнительных операций, целесообразно внести изменения и дополнения в ряд законодательных актов, обеспечивающих:
> наделение коммерческих банков правами отказа в открытии клиенту счета; приостановление операций клиента по счету и расторжение договора банковского счета при проведении клиентом сомнительных операций (изменения в Гражданский кодекс
Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);
> введение обязательного ежедневного норматива банковской деятельности, связывающего возможность проведения операций с наличными средствами с размером уставного капитала банка (дополнения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации»);
> наделение Банка России правом обязательного отказа в согласовании кандидатур при назначении на руководящие должности в коммерческих банках лиц, ранее занимавших руководящие должности в коммерческих банках, лишенных лицензии на осуществление банковской деятельности в связи с нарушениями требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов (дополнение в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»);
> наделение Банка России правами проведения повторных в течение года проверок кредитных организаций по вопросам соблюдения кредитными организациями законодательства по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (дополнения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации»);
> установление зависимости размера государственной пошлины, взимаемой при регистрации юридических лиц, от рода уставной деятельности, увеличение его минимального значения (изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации);
> наделение органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, правами отказывать в регистрации вновь создаваемых организаций, учредителями которых ранее учреждались юридические лица, не сдающие налоговую отчетность либо имеющие задолженность по налогам (изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»);
> введение сбора в размере, зависящем от величины сделки купли-продажи товаров на территории Российской Федерации между юридическими лицами — резидентами Российской Федерации и нерезидентами в случае, если отсутствуют сведения о пересечении товаров таможенной границы Российской Федерации (дополнение в Таможенный кодекс Российской Федерации);
> введение административной и уголовной ответственности руководителей юридических лиц, занимающихся финансово-хозяйственной деятельностью, за умышленное не обеспечение сохранности бухгалтерских документов и не передачу их на архивное хранение (дополнения в Административный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации).
Комплексная реализация сформулированных мер позволит создать необходимые условия и предпосылки для эффективного взаимодействия органов государственной власти по предупреждению незаконных действий в финансово-кредитной сфере, по выводу из легального оборота денежных средств, а также для устранения причин и условий, способствующих проведению сомнительных финансово-хозяйственных операций.
Литература и примечания
1. Сабанти Б.М. Теория финансов. М.: Менеджер, 1998.
2. Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту. 27 октября 1890 г. / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 37.
3. Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту. 27 октября 1890 г. / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 37.
4. Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту. 27 октября 1890 г. / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 37.
5. Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту. 27 октября 1890 г. / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 37.
6. Наименования юридических и физических лиц намеренно искажены. Возможные совпадения являются случайными.
О
сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со