ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ
Д.Б. АСФАНДИЯРОВ, А.Ю. ТИТЛОВ, Коломенский государственный педагогический институт
Аннотация
В данном исследовании в течение двух лет выполнялся анализ всего комплекса физических нагрузок, куда входили как упражнения общефизического характера, так и специализированная тренировка конькобежцев. Мониторинг ЧСС на всех этапах подготовки дал возможность контролировать интенсивность тренирующих воздействий при тренировке конькобежцев.
Ключевые слова: конькобежцы 13-15 лет, интенсивность нагрузки, динамика ЧСС, функциональные возможности.
Abstract
In the given research within two years analyses all complex of physical loadings where entered both preparatory exercises, and the specialized training of skaters. Monitoring of pulse at all stages of training and competitive activity has enabled to estimate training influences intensity during preparation of skaters.
Key words: skaters 13-15 years, intensity of loading, changes heart rate measurement, functionalities.
Объективный анализ интенсивности нагрузок, выполняемых юными конькобежцами в годичном цикле подготовки, позволяет рационально управлять данным процессом [1, 3]. Сравнение реальных величин физических нагрузок разной направленности с плановыми заданиями является основой для своевременной коррекции подготовки спортсменов [2]. Анализ физических нагрузок выполнялся в течение двух лет, при этом мониторинг ЧСС осуществлялся при выполнении всех тренировочных нагрузок.
Методы
Для исследования воздействия интенсивности тренировочных нагрузок, применяемых при круглогодичной тренировке на работоспособность конькобежцев 1315 лет, был применен комплекс методов, адекватно отражавших различные стороны изучаемого процесса. В процессе исследований подготовки группы спортсменов (10 испытуемых) использовался метод радиопульсо-метрии, а также педагогические методы (хронометраж, программирование учебно-тренировочного процесса, контрольные испытания) [5].
На каждом этапе подготовки в течение годичного цикла изучалась динамика тренировочных нагрузок различного физиологического воздействия [4]. На графиках (рис. 1) приведен пример расчета пульсовой
стоимости работы при преодолении дистанции 500 м в соревновательных условиях. Показана динамика ЧСС как во время работы, так и в период восстановления. Например, в контрольных соревнованиях на дистанции 500 м ЧСС возрастала со 110 уд./мин на старте до 185 уд./мин и удерживалась на этом уровне с незначительными вариациями до конца работы.
Характер восстановления обусловлен одновременным ресинтезом двух энергетических субстратов - креа-тинфосфата и лактата [3, 5]. Площадь под кривой восстановления принято обозначать как пульсовой долг. Расчеты показали, что суммарный пульсовой долг в этом случае составил около 830 ударов. Следует отметить, что кинетический анализ пульсовых кривых, изученных как во время работы, так и в восстановительном периоде при тренировке юных конькобежцев, дает возможность получить количественные характеристики критериев, определяющих функциональное состояние конькобежцев на разных этапах подготовки. Такие исследования решают две задачи: во-первых, оптимизируется управление тренировочным процессом; а во-вторых, тренер избегает опасности нанести вред здоровью юных спортсменов вследствие возможных физических перегрузок.
В течение годичного цикла тренировок у юных спортсменов наблюдался достоверный прирост как функ-
500 м
Восстановление
время (с)
время (с)
Рис. 1. Динамика ЧСС во время работы (500 м) и в период восстановления
Этапы подготовки
ш
я
ю
О
200
180
160
140
120
100
80
60
40
20
0 Кол-во Кол-во Общая Продолжи- Объем Объем
тренировочных тренировочных продолжи- тельност ь циклической ациклической
дней занятий тельность занятий нагрузки нагрузки
□ Общеподготовительный 66 81 186 114 41 73
□ Специально-подготовительный 80 85 182 109 46 63
□ Соревновательный 77 87 178 106 68 38
Показатели подготовки □ Общтпооготовиттльный □ Специально-подготовительный □ Соревновательный
Рис. 2. Объемы нагрузок различной по направленности на различных этапах подготовки юных конькобежцев
а
циональных возможностей, так и спортивных результатов. В ходе тренировочного процесса систематически выполнялась коррекция величины и направленности тренировочных нагрузок в соответствии с результатами промежуточных тестирований.
Результаты анализа объемов нагрузок различной направленности и их соотношение в годичном цикле на различных этапах подготовки юных конькобежцев представлены на рис. 2.
Необходимо отметить, что значительное увеличение объема тренировочных нагрузок в июле и январе объясняется тем, что спортсмены в этот момент находились на тренировочных сборах и имели возможность тренироваться два раза в день.
При статистической обработке данных определено следующее соотношение показателей. Доля нагрузочной
части составила 60,2% от общей продолжительности занятий. Из них на упражнения циклического характера за весь период подготовки приходится 47,1%, ациклического - 52,9%. В соответствии с планом подготовки объем нагрузок циклического характера постепенно увеличивался от этапа к этапу, тогда как доля ациклических упражнений уменьшалась. Соотношение их соответственно составило 26,4 и 42% в общеподготовительном; в специально-подготовительном - 29,7 и 36,2%; в соревновательном - 43,9 и 21,8%.
На следующем графике (рис. 3) показана динамика тренировочных нагрузок различной направленности в разных периодах подготовки. Нагрузки в каждом микроцикле оценивались путем суммирования времени воздействия на соответствующие функциональные системы организма.
Распределение нагрузок в общеподготовительном периоде
№ микроцикла
107<
108-130
131-150
151-170
171-180 181 >
Рис. 3. Динамика нагрузок разной направленности по микроциклам в подготовительном периоде
Для начала подготовительного периода характерно постепенное нарастание объемов нагрузок аэробной направленности, причем пиковых значений такие упражнения достигают в 13-16 микроциклах подготовки, после достаточно длительного втягивающего периода. Следует отметить, что нагрузки максимальной интенсивности за весь анализируемый период применялись в малых объемах, и только для решения локальных тренировочных задач, поскольку основной акцент делался на создание аэробного потенциала.
На этапе специальной подготовки юных конькобежцев, который продолжался с 19 по 36 микроцикл, характер тренировочного процесса существенно меняется. В этом периоде постепенно возрастает доля специализированной работы на льду (рис. 4).
Объем тренировочных упражнений аэробной направленности, выполняемых в течение недельного микроцикла, возрастает со 120 мин до 170-180 мин. На этом этапе постепенно возрастает объем упражнений повышенной интенсивности (в диапазоне ЧСС от 170 до 180 уд/мин). Такая работа смешанной и анаэробной направленности подготавливает биоэнергетические системы организма к предстоящей соревновательной деятельности. В этот период применялся интервальный метод тренировки, для которого характерно многократное повторение дозированной нагрузки и отдыха. Преимущество интервального метода заключено в его избирательной способности воздействовать на организм путем варьирования различных компонентов.
Распределение нагрузок в специально-подготовительном периоде
№ микроцикла
----#----107< ........-131-150 ----*----171-180
--------- 108-130 -----о---151-170 ----о----181 >
Рис. 4. Динамика нагрузок разной направленности в специально-подготовительном периоде
На рис. 5 дана динамика тренирующих воздействий в соревновательном периоде подготовки юных конькобежцев. Построение тренировочного процесса на данном этапе претерпевает значительные изменения, что диктуется календарем соревнований. Периоды применения работы со значительными объемами нагрузок анаэробной направленности чередуются с разгрузочными микроцик-
лами, предшествующими ответственным соревнованиям. В целом динамика нагрузок разной направленности в соревновательном периоде подготовки характеризуется наибольшими перепадами объемов и интенсивности выполняемой работы.
На серии приведенных диаграмм тренирующие воздействия на ту или иную систему организма представ-
Распределение нагрузок в соревновательном периоде
№ микроцикла
----♦----107< ..........131-150 -----£----171-180
--------- 108-130 -----о----151-170 -----о----181 >
Рис. 5. Динамика нагрузок разной направленности в соревновательном периоде подготовки
ляются как функция времени. Первичной единицей для оценки нагрузки в годичном цикле служила тренировочная работа, выполненная за одно занятие. При исследовании годичной динамики объема нагрузок различной физиологической направленности последовательное суммирование за разные промежутки времени дает возможность выполнить объективный анализ тренирующих воздействий за каждый период.
Заключение
При управлении процессом подготовки соблюдались основные положения, на которых строится оптимальное сочетание нагрузок разной направленности в микроциклах на этапах подготовки:
- распределение нагрузок в микроцикле соответствовало адаптационным возможностям юных спортсменов, что обеспечивает постепенность морфофункциональных перестроек систем организма под влиянием тренировок;
- выполнение скоростных и скоростно-силовых нагрузок чередовалось с работой аэробной направленности (1-2 зоны интенсивности), интенсивные упражнения применялись по завершении восстановления;
- на базовых этапах тренировки главной задачей было создание предпосылок для выполнения анаэробных нагрузок (четвертой и пятой зоны интенсивности), которые характерны для соревновательной деятельности конькобежцев.
Литература
1. Асфандияров Д.Б. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок в циклических видах спорта на этапе углубленной спортивной тренировки // Вестник спортивной науки. - № 1. - 2007. - С. 24-26.
2. Баканов М.В. Программирование тренировочного процесса конькобежцев высокой квалификации с учетом факторной структуры подготовленности: дис. ... канд. пед. наук. - М., ВНИИФК, 2005. - С. 141.
3. Булгакова НЖ. и др. Нормирование тренировочных нагрузок с использованием показателей энергетической
стоимости упражнения // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 23-26.
4. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - С. 50.
5. Макарова Г.А. Врачебно-педагогический контроль за занимающимися физической культурой и спортом // Спортивная медицина: учебник. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2006. - С. 98-174.