Научная статья на тему 'Об ускоренном внедрении и эффективном использовании информационных технологий как инструмента сглаживания пространственной поляризации'

Об ускоренном внедрении и эффективном использовании информационных технологий как инструмента сглаживания пространственной поляризации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SPATIAL DEVELOPMENT / SPATIAL POLARIZATION / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMY POLICY INSTRUMENTS / INFORMATION TECHNOLOGIES / INNOVATIONS / INNOVATION DEVELOPMENT / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вдовкина Елена Геннадьевна

Рассматриваются проблема пространственного развития Российской Федерации, политика сглаживания пространственной поляризации и политика поляризованного развития, их достоинства и недостатки. Предлагается использование информационных технологий в качестве инструмента региональной экономической политики, способствующего как сокращению межрегиональной дифференциации, так и дальнейшему развитию регионов за счет активизации инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of the spatial development of the Russian Federation, the policies of spatial polarization smoothing and polarized development, and their advantages and disadvantages are dealt with. It is proposed to use information technologies as an instrument of regional economic policy, which facilitates both cross-regional differentiation decrease and further regional development due to the promotion of innovation development.

Текст научной работы на тему «Об ускоренном внедрении и эффективном использовании информационных технологий как инструмента сглаживания пространственной поляризации»

Библиографический список

1. Место Алтайского края в Сибирском Федеральном округе и России. http: //www. economy 22.ru/ economy/ sto//.

2. Социально-экономическое развитие Алтайского края. http: //www. economy 22.ru/ ecogjmy/.

3. Инвестиции для Алтайского края. http: //www. economy 22.ru/ investment/.

4. Лизинг. http: //www. economy

22.ru/leasing/.

УДК 332.14 Е.Г. Вдовкина

ОБ УСКОРЕННОМ ВНЕДРЕНИИ И ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА СГЛАЖИВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ

Ключевые слова: пространственное

развитие, пространственная поляризация, региональное развитие, инструменты региональной экономической политики, информационные технологии, инновации, инновационное развитие, предпринимательство.

Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития на период до 2020 г. предусматривается сбалансированное пространственное развитие, основанное на формировании территориальных центров роста как в регионах, осваивающих новые сырьевые ресурсы, так и в традиционных регионах, концентрирующих инновационный, промышленный и аграрный потенциал России [1]. Пространственное развитие российских регионов характеризуется сильной поляризацией и тенденцией усиления разрыва в социально-экономических индикаторах. С целью сглаживания пространственной поляризации применяются различные инструменты: прямые и косвенные, экономические, институциональные и политические, применяемые на макро- и микроуровнях.

Прямые методы воздействия предполагают непосредственное вмешательство со стороны государства, принудительное принятие решений, основанных на предписаниях органов власти, а не на самостоятельном выборе субъектов, и включают бюджетное инвестирование, государственные закупки, нормы амортизации, лицензирование хозяйственной деятельности, премии, льготы и т.д. Косвенное воздействие состоит в создании предпосылок и нормативной базы для самостоятельного развития субъектов с учетом экономических целей государства посредством финансовых, денежно-кредитных и налоговых инструментов [2, с. 319-320; 3, с. 87-88].

Экономические методы воздействия заключаются в стимулирующем или ограничивающем воздействии на развитие региона, за счет проводимой бюджетной, налоговой, таможенной политики, создания особых условий для роста производства и сферы услуг, особых экономических зон. Институциональные методы воздействия состоят в реализации государственной политики собственности (федеральной и муниципальной), ее налогообложении, создании государственных организаций различных форм собственности и др. Политические методы учитывают национальные, религиозные интересы регионов, адаптируют принимаемые решения к существующей структуре органов власти и т.п. [2, с. 319-320; 3, с. 87-88].

Макроинструменты или общеэкономические регуляторы используются на национальном уровне для проведения общегосударственной политики в отношении регионов и воздействуют на поведение экономических субъектов за счет дифференцированных параметров (нормативы, ставки и т.д.) и условий налоговой, кредитной, инвестиционной, ценовой, социальной и другой политики. Микроинструменты непосредственно воздействуют на деятельность субъектов региональной экономики [4, с. 374].

Низкая эффективность данных инструментов и отсутствие ожидаемых результатов способствовали разработке других подходов к региональной политике. Один из подходов отражен в Концепции Стратегии социальноэкономического развития регионов Российской Федерации, разработанной Министерством регионального развития РФ, в основе которого лежит принцип поляризованного развития. Он подразумевает сосредоточение финансовых, административных, трудовых и других ресурсов в опорных регионах и дальнейшее распространение инновационной активности в другие регионы [5].

По мнению автора Ю.Л. Пивоварова, концепции сжатия «экономической ойкумены», или интенсивно используемого пространства, в условиях рыночной экономики банкротство регионов — столь же естественный процесс, как и банкротство предприятий. С этой точки зрения искусственная поддержка социально-экономических показателей отстающих регионов на относительно приемлемом уровне не способствует эффективному региональному развитию. В то время как концентрация ограниченных ресурсов общества на дальнейшем развитии перспективных регионов и крупных городов позволит получить значительный эффект экономии от использования преимуществ агломерации [6, с. 67].

К недостаткам данного подхода можно отнести то, что не учитываются издержки, связанные с переселением населения из проблемных регионов, нагрузка на общественную инфраструктуру в крупнейших городских агломерациях, а также последствия отказа от использования уже созданной в отстающих регионах инфраструктуры, игнорируются геополитические задачи региональной политики, связанные с обеспечением государственной целостности и освоением обширных пространств России, пригодных для проживания и обладающих значительным природно-ресурсным потенциалом [7, с. 70].

Политика выравнивания в краткосрочном периоде приводит к снижению экономической эффективности, но при этом повышает политическую стабильность и сокращает риск социально-экономической деградации регионов и фактического их исключения из экономического пространства страны. Опыт отдельных европейских стран и всего ЕС в целом показывает, хотя и неоднозначно, успешность подобной политики в долгосрочном плане [8, с. 64]. При этом возможность перенесения европейского опыта по проведению региональной политики, направленной преимущественно на поддержку слабых территорий, а не на развитие перспективных, имеет ряд ограничений. Необходимо принимать во внимание уровень экономического развития региона, масштабы региональных диспропорций, степень освоенности территорий и характер имеющихся региональных проблем.

По нашему мнению, принцип поляризованного развития вполне может сочетаться с ускоренным внедрением и эффективным использованием новых инструментов сглаживания пространственной поляризации.

На современном этапе экономический рост все в большей степени определяется динамичностью развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. При

этом стратегическое значение приобретает развитие информационных технологий, способствующих обеспечению научно-технической и экономической независимости страны, а также экономической и информационной самодостаточности ее отдельных регионов.

Классификация инструментов региональной политики в соответствии с направлением их воздействия на макроинструменты, воздействующие на экономические субъекты посредством дифференцированных параметров (нормативы, ставки и т.д.) и условий общегосударственной политики, и микроинструменты, непосредственно воздействующие на деятельность субъектов, позволяет отнести к ним и информационные технологии.

Информационные технологии как инструмент региональной экономической политики могут применяться как на макро-, так и на микроуровне, способствуя сглаживанию пространственной поляризации и эффективному региональному развитию.

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры будет способствовать интеграции государственных информационных систем и ресурсов, повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления, эффективности взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти. Использование информационных технологий позволит увеличить объем, качество и доступность предоставляемых государственных услуг, упростит процедуры и сократит сроки их оказания, сделает информацию о деятельности органов государственной власти более открытой и прозрачной, обеспечит эффективный межведомственный и межрегиональный информационный обмен.

Развитие и обеспечение всех видов связи на всей территории страны, в том числе с привлечением частно-государственного

партнерства, способствуют формированию единого информационного пространства, обеспечивающего решение задач национальной безопасности, поддержания высокого уровня доступности информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для населения и организаций и предоставление на ее основе качественных услуг.

Информационные технологии должны способствовать выработке эффективной политики в отношении административно-территориальных образований региона за счет создания информационно-аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, перспективы их развития, выявить тенденции к сокращению различий в положении административно-территориальных образований региона.

Информационные технологии способствуют повышению качества образования, развитию новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, созданию системы непрерывной профессиональной подготовки, направленных на воспроизводство квалификационного потенциала региона.

Другим аспектом использования информационных технологий является повышение качества медицинского обслуживания, социальной защиты населения и предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации, развитие науки, культуры и средств массовой информации.

Переход от сырьевой и экспортной направленности российской экономики к инновационному типу экономического развития предполагает эффективное взаимодействие общества, предпринимательства и государства, основанное на координации совместных усилий и учете взаимных интересов при реализации социально-экономической политики, требует создания благоприятных условий для развития предпринимательства, повышения конкурентоспособности российских предприятий и их поддержки на глобальных рынках.

Анализируя современное состояние российского предпринимательства, можно выделить такие проблемы, как: недостаточная проработанность законодательных основ деятельности, административные барьеры, несовершенство законодательства в налоговой сфере, затрудненный доступ к рынкам сбыта, недостаточная общественная защита интересов и прав предпринимателей, проблемы информационного характера [9, с. 2].

Информационные технологии должны способствовать инновационному развитию российской экономики за счет создания благоприятных условий для развития предпринимательства, стимулирования конкуренции, привлечения инвестиций, расширения производства, поддержки экономического роста и занятости.

Для регионов с ограниченными природными ресурсами и неблагоприятными климатическими условиями использование информационных технологий должно способствовать выходу на новый уровень развития за счет активизации такого внутреннего фактора экономического роста, как предпринимательская активность.

Перспективность данного направления объясняется тем, что развитие предпринимательства оказывает одновременное влияния на труд и на капитал, а современный подход к управлению предприятием немыслим без использования инноваций, основан-

ных на информационных технологиях. К преимуществам региональной политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства, можно отнести: создание новых рабочих мест и улучшение условий труда, развитие конкуренции и стимулирование инновационной деятельности [10, с. 264].

На сегодняшний день большинство современных российских инноваций направлено на поддержание или незначительное усовершенствование уже существующих и устаревших видов продукции. Объем вложений в научную сферу, осуществляемый частным сектором составляет около одной трети от государственных инвестиций, что не способствует обновлению производства и разработке принципиально новой отечественной продукции. Уровень инновационной активности даже в условиях экономического посткризисного подъема не превышает 10%, что в 5-7 раз ниже, чем в развитых странах, а производство инновационной продукции составляет 4-5% от общего объема производства [11]. Результаты инновационного развития также остаются невостребованными: менее 5% изобретений становятся объектами коммерческих сделок, а в хозяйственном обороте находится 1% результатов научно-технической деятельности, отсутствует контроль передачи российских технологий другим странам. Также следует отметить, что отрасли по добыче и первичной обработке сырья, торговля и банковская сфера, со сложившимся крупным капиталом, можно отнести к менее инновационным отраслям, тогда как предприятия, производящие конечную готовую продукцию, более инновационны в принципе, но имеют меньшую рентабельность и собственные средства расходуют на текущее производство, ограничивая финансирование инновационного развития. Не способствует инновационному развитию и состояние конкурентной среды: более 20% промышленных предприятий не испытывают серьезного конкурентного давления, способствующего разработке и внедрению инноваций [12, с. 50].

Развитие предпринимательства способствует воспроизводству профессиональноквалификационного потенциала региона. С одной стороны, за счет создания новых продуктов и услуг в научно-технической сфере и их последующего производства и распространения в хозяйстве, с другой стороны, за счет подготовки специалистов новых востребованных и конкурентоспособных профессий и квалификаций [13, с. 55].

Информационные технологии как инструмент сглаживания пространственной поляризации позволяют сократить межрегио-

нальные различия и повысить эффективность региональной политики в целом в условиях ограниченности ресурсов, обеспечивающих общие условия производства материальных благ на территории региона.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный

ресурс]. — Режим доступа:

www.economy.gov.ru.

2. Михеева Н.Н. Региональная экономика

и управление. — Хабаровск: Изд-во

РИОТИП, 2000. — 400 с.

3. Мищенко В.В. Государственная региональная экономическая политика. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. — 188 с.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 495 с.

5. Концепция Стратегии социально-

экономического развития регионов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.minregion.ru.

6. Пивоваров Ю.Л. Сжатие «экономической ойкумены» России // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. — № 4. — С. 63-69.

7. Мельников Р.М. Федеральное регулирование регионального развития: дифференциация подходов и выбора инструментария // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 12. — С. 69-75.

8. Клисторин В.И. Пространственная экономика и региональные исследования: нерешенные задачи // Регион: экономика и социология. — 2007. — № 1. — С. 56-68.

9. Лазаренко Л.А., Думнова Н.А. Региональная политика развития малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 24. — С. 2-5.

10. Armstrong Harvey, Taylor Jim. Regional economics and policy. — 3r ed. — Blackwell Publishing. — 2000. — 437 p.

11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. — М.: Росстат, 2009.

12. Оболенский В.П. Почему в России не укоренился инновационный тип развития // Российская Федерация сегодня. — 2008. — № 19. — С. 50-51.

13. Плахова Л.В. Институциональные основы формирования приоритетов инвестиционной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 5. — С. 50-56.

+ + +

УДК 331.5 (571.13) Т.И. Захарова

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Ключевые слова: рынок труда, проблемы безработицы, занятость населения, государственное регулирование.

Рынок труда, формируясь не стихийно, а под влиянием множества факторов, не может не быть объектом пристального внимания (опеки) государства в лице его должностных лиц. Функционально государство как институт по управлению делами общества посредством специально созданного, финансируемого на средства, уплачиваемые в виде налогов, сборов, иных платежей, государственного аппарата осуществляет вмешательство в сферу занятости населения, в первую очередь, определяя юридическую основу такого рода деятельности [1].

Вопросы государственного регулирования рынка труда не перестанут быть актуальными. Поскольку именно люди, их уро-

вень жизни и развитие являются конечной целью любой экономической политики, а политика занятости связана непосредственно с созданием благоприятных условий для труда и, соответственно, роста благосостояния нации.

Безработица, с одной стороны, является позитивным моментом рыночной экономики, стимулируя конкуренцию за лучшие места на рынке труда. Однако вместе с тем одна приносит немало социальных проблем, поскольку безработный теряет законный источник доходов, с течением времени ослабевает его квалификация, снижается самооценка — растет напряженность в обществе в целом [2].

Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей её решения является не просто важным, но и актуальным на данный момент вопросом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.