УДК 378:331.105.22
Новикова Наталья Викторовна
кандидат юридических наук,
зав. кафедрой правовых дисциплин и методики преподавания права
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
ОБ УЧАСТИИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ
Natalia V. Novikova
PhD, Head the Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
EMPLOYERS' INVOLVEMENT IN HIGHER EDUCATION QUALITY ASSESSMENT: LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS
Аннотация. В статье дан общий обзор норм законодательства, регулирующего отношения в сфере образования, в частности, общественные процедуры оценки качества профессионального образования. Автор поднимает проблемы толкования и применения норм о независимой оценке качества образования, общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Анализируется опыт создания локального уровня социального партнерства в сфере образования.
Ключевые слова: оценка качества профессионального образования; социальное партнерство в сфере образования; независимая оценка качества образования; общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.
Abstract. The paper overviews the legal norms regulating relations between numerous sides of the educational process, particularly, public assessments of vocational training quality. The author raises questions of interpreting and administering legal norms of neutral education quality assessments, public accreditation of educational institutions, as well as professional and public accreditation of curricular. The experience of creating the local level of social partnership in the sphere of education is analyzed.
© Новикова Н.В., 2014
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Key words: vocational training quality assessment; social partnership in the sphere of education; neutral education quality assessment; public accreditation of educational institutions; professional and public accreditation of curricular.
Многие годы система профессионального образования в Российской Федерации носила закрытый административный характер. Следовательно, оценка качества результатов обучения на всех ее уровнях (начальное, среднее и высшее профессиональное образование) являлась исключительно компетенцией соответствующих органов исполнительной власти в сфере образования. Однако начиная примерно с 2000 г. в некоторых правительственных программах стали появляться отдельные положения о необходимости сближения рынка труда с системой профессионального образования, в том числе путем привлечения к управлению этой системой различных общественных институтов и прежде всего объединений работодателей, поскольку именно они являются конечными потребителями результатов обучения. Чуть позже появились конкретные цели, индикаторы, мероприятия, направленные на развитие системы образования адекватной условиям рыночной экономики, сориентированной на инновационный путь развития России в качестве «ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Правительством РФ в 2008 г. [3], поставлены две задачи развития образования как одного из факторов развития человеческого потенциала: создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования, становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ. Созвучные задачи поставлены и в разделе Концепции, посвященном развитию рынка труда. В частности, предполагается совершенствование национальной системы квалификаций, в том числе адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, разработка системы профессиональных стандартов, создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации, осуществление мер по модернизации квалификационных характеристик, формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения.
В федеральной целевой программе развития образования, которая была принята Правительством РФ в 2011 г. [2], эти идеи также нашли свое отражение. В частности, для решения задачи «развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг»
предусмотрены мероприятия по обеспечению условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования, в том числе и высшего; по развитию системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов.
На основании данных программных документов в нашей стране осуществлялись процедуры разработки и внедрения различных проектов, направленных на поиск моделей демократизации управления качеством профессионального образования, вводились механизмы привлечения работодателей к этим процедурам. Однако базовый Закон об образовании (1992 г.) и специальный федеральный закон о высшем профессиональном образовании не содержали в себе четких норм об указанном направлении деятельности различных субъектов образовательного процесса, их ответственности друг перед другом, правовых последствий общественного участия в оценке качества образования и прочие пробелы. Указанный недостаток был частично устранен после отмены этих законов и принятия принципиально иного по содержанию и структуре акта федерального значения - Федерального закона № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» [4].
Данный закон легально закрепил институт независимой оценки качества образования (ст. 95), общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 96) и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (ст. 96). Эти процедуры носят добровольный характер, как следует из смысла закона. Однако при системном анализе законодательных нововведений возникает ряд вопросов.
Первый: каковы юридические последствия общественных процедур оценки качества образования? Результаты независимой оценки качества образования, как следует из п. 6 ст. 95 Закона об образовании, не влекут за собой аннулирование или приостановление лицензий на право осуществления образовательной деятельности. В отношении же общественной и профессионально-общественной аккредитации таких гарантий не установлено. Если они будут отрицательными или содержать в себе какие-либо замечания, повлияют ли это на государственную оценку качества образования?
Второй: кем учитываются результаты общественных процедур оценки качества образования? Пунктом 8 ст. 96 Закона об образовании предусмотрено, что сведения об имеющейся у образовательной организации общественной или профессионально-общественной аккредитации должны быть представлены в аккредитационный орган, эти сведения рассматриваются при проведении государственной аккредитации. Кому же представляются сведения
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
о независимой оценке качества? Думается, что самой организации для принятия внутренних управленческих решений в целях дальнейшего совершенствования учебного процесса. Но это только предположение.
Третий: будет ли соблюдаться принцип добровольности общественных процедур оценки качества образования, если, во-первых, соответствующие сведения все-таки представляются в государственный орган, а во-вторых, если работодателей закон наделил правом составлять рейтинги аккредитованных ими программ и образовательных организаций (п. 5 ст. 96)? Наличие любого рейтинга стимулирует участников рынка к активным действиям, но лишь бы такие рейтинги не влияли на снижение государственных обязательств по финансированию, не привели к злоупотреблению правом со стороны организаций, которым закон доверяет проводить общественные процедуры оценки качества образования.
Несмотря на то что на поставленные вопросы сегодня ответить нельзя, пока не будут внесены изменения в закон или не приняты подзаконные нормативные правовые акты, представляется, что наше государство начинает создавать систему социального партнерства в сфере образования по аналогии с системой социального партнерства в сфере труда. Это правильное решение, если поставлена амбициозная цель, выраженная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития. Но тогда по аналогии с Трудовым кодексом РФ необходимо на уровне федерального закона об образовании закрепить ряд концептуальных и организационных положений, а именно:
1) сформулировать понятие и принципы социального партнерства в сфере образования;
2) определить модель социального партнерства;
3) установить формы и уровни социального партнерства;
4) определить ответственность социальных партнеров за результаты взаимодействия на разных его уровнях.
Следует согласиться с О.Н. Олейниковой в том, что социальное партнерство - это мощное средство повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивающее связь образовательных услуг с экономической жизнью, сферой труда и необходимый баланс спроса и предложения квалификаций, умений и компетенций на рынке труда. В Европе социальный диалог по вопросам образования был закреплен радом международных документов немного раньше. В России этот процесс еще только набирает силу [1, с. 4, 7-8].
Не дожидаясь законодательных инициатив, каждый вуз, в том числе и ПГГПУ, может создать локальную систему социального партнерства, так как это способствует происходящей конкуренции высшего образования и существующим требованиям аккредитации. Можно отметить, что на отдельных факультетах ПГГПУ имеется опыт прохождения профессионально-общественной аккредитации (естественнонаучный факультет), вводятся в состав ГАК представители работодателей, есть практики получения заказов
на выполнение ВКР (факультет правового и социально-педагогического образования), получения отзывов на учебные планы и прочие доказательства стремления нашего вуза к сотрудничеству с работодателями. В вузе создан отдел содействия трудоустройству студентов и выпускников, который проводит достаточно много работы в данном направлении. Но это отдельные мероприятия, которые зависят от инициативности руководителей структурных подразделений. Думается, что на уровне ректората необходимо предпринять более системные меры. Можно было бы создать совет по социальному партнерству с целью выработки единой концепции деятельности по укреплению связей с рынком труда.
Список литературы
1. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. - М., 2007.
2. Постановление Правительства РФ о 07 февраля 2011 № 61 «Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» // СПС «Консультант плюс».
3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «Консультант плюс».
4. Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».