ОБ ОЦЕНКЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Г. Р. ТАИШЕВА
В статье рассмотрены основные факторы связи внешней торговли с продовольственной безопасностью страны. Выделены основные показатели, характеризующие внешнеторговый аспект с точки зрения продовольственной безопасности. Поставлен вопрос о конкурентоспособности отраслей, связанных с производством и распределением продовольствия, и предложены меры по осуществлению конкуренции. Предложены меры, направленные на ликвидацию внешних угроз продовольственной безопасности. Рассмотрен вопрос о вступлении России в ВТО, а также потенциал России при ведении внешнеторговой политики.
Ключевые слова: внешняя торговля, продовольственная безопасность, внешние угрозы, внешнеторговая политика.
Влияние импорта сельскохозяйственной продукции того или иного качества на состояние здоровья населения должно быть известно со значительной долей точности, в чем и выражается риск потребления импортной продукции. Поэтому стремление обеспечить население здоровой и безопасной продукцией также должно сочетаться с поддержкой доступных внутренних цен на данную импортируемую продукцию.
В 2008 г. около 10 % общероссийского внешнеторгового оборота приходилось на долю Приволжского федерального округа. Свыше 2/3 товарооборота ПФО сформировано Республикой Татарстан, Самарской областью и Республикой Башкортостан (их удельные веса составили, соответственно, 28,5 %, 20 % и 18,2 %). В рейтинге регионов ПФО по объему внешнеторгового оборота (в том числе по экспорту товаров) Республика Татарстан традиционно занимает первое место.
Удельный вес Татарстана в объеме экспорта товаров по Приволжскому федеральному округу в 2008 г. составил 30,5 %, Башкортостана - 20,1 %, Самарской области - 20,5 %.
Объем импорта потребительских товаров в Республику Татарстан (по данным официальной таможенной статистики) незначителен. В 20072008 гг. в товарной структуре импорта на долю продовольственных товаров, одежды и обуви приходилось в среднем лишь 3 %. Незначительный удельный вес потребительских товаров объясняется тем, что основная часть соответствующей продукции зарубежного производства закупается предприятиями и организациями респуб-
лики (а также физическими лицами) на территории Российской Федерации, и в большей степени ввозится из Москвы.
По оценке Росстата более половины объема импорта в целом по России в 2007 г. приходилось на потребительские товары. При этом доля импорта на российском рынке потребительских товаров составила 45 %.
Эксперты оценили удельный вес импортных товаров на потребительском рынке России: мяса -в пределах 36 %, парфюмерии и косметики - 30 %, алкогольных напитков - 10 %. На эти товары в 2007 г. приходилось чуть более 1 % общего объема импорта. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. в два раза увеличился импорт одежды и обуви, в то же время поступление продуктов питания и алкогольных напитков сократилось на 7%.
В целом, объем импорта товарной группы «продовольственные товары, сырье для их производства, одежда, обувь» возрос в 2008 г. к уровню 2007 г. почти на 2/3.
Поставки продовольственных товаров и сырья для их производства из стран вне СНГ увеличились в 2,5 раза (из государств-участников СНГ -рост на 12 %), продукции машиностроения - почти в шесть раз.
Структура импорта товаров из стран вне СНГ и государств-участников СНГ отражена на диаграмме (рис. 1) [1].
Основными партнерами Республики Татарстан в части импорта в 2006 г. являлись Германия, Республика Беларусь, Республика Корея, Япония, Украина, Италия. При этом ввоз товаров в респуб-
лику из Японии в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился более чем в десять раз. Более чем
в два раза вырос за тот же период объем импорта из Китая и Турции (рис. 2).
2500
2000
1500
1000
500
0
□ Всего, млн. долл. □Страны вне СНГ □Страны-участники СНГ
2007
2008
Рис. 1. Финансовая структура импорта товаров из стран вне СНГ.
КОРЕЯ,
РЕСПУБЛИКА
ФРАНЦИЯ
“ СОЕДИНЕННОЕ _ КОРОЛЕВСТВО
КИТАЙ
БЕЛЬГИЯ
СЛОВАКИЯ
ШВЕЙЦАРИЯ
ФИНЛЯНДИЯ
ГЕРМАНИЯ
ВЕНГРИЯ
-------------------- ЧЕШСКАЯ
____________________ РЕСПУБЛИКА
НИДЕРЛАНДЫ
ИТАЛИЯ
ПОЛЬША
ТУРЦИЯ
0 500000 1000000 1500000 2000000 2500000 3000000
Рис. 2. Внешнеторговый оборот Республики Татарстан со странами вне СНГ в 2008 г.
Росту объема импорта способствовало укрепление реального курса рубля, что, в свою очередь, обусловило существенное относительное удешевление импортных товаров и смещение спроса в их сторону.
Для того чтобы импорт способствовал развитию экономики, его товарная структура должна быть оптимальной, т. е. в республику должны ввозиться только те товары, которые не производятся в Татарстане (либо в России) вообще (на-
пример, из-за климатических особенностей) или производятся в недостаточном объеме в силу их производственной специализации. Закупки товаров за рубежом оправданы, когда они позволяют сэкономить финансовые ресурсы, когда издержки производства товаров в регионе слишком высоки (соответственно производство становится неэффективным).
Большое значение для экономики имело бы постепенное замещение ввоза готовой продукции импортом технологий и комплектующих для организации их производства в республике, исходя из отраслевых и межотраслевых приоритетов, что способствовало бы созданию конкурентоспособной продукции, повышению качества продукции, уменьшению зависимости от ввоза отдельных товаров, в конечном счете, структурной перестройке экономики Татарстана. Для этого в промышленном секторе экономики сохраняется достаточно высокий потенциал [3].
Основная задача развития импортозамеще-ния - удовлетворение растущего внутреннего спроса на потребительские товары в связи с увеличением реальных денежных доходов населения.
В настоящее время достаточно высока доля импорта потребительских товаров. Так, в целом по России удельный вес ввоза продовольственных товаров (включая сельскохозяйственное сырье), текстиля, текстильных изделий и обуви в общем объеме импорта в 2006-2008 гг. превышает уровень в 20 %. Потребительский характер российского импорта достаточно четко проявляется при сравнении с импортом других стран (доля Российской Федерации в 2-2,5 раза превышает уровень развитых стран).
Развитие собственного производства важнейших для республики видов продукции потребительского и производственного назначения, стимулирование их экономической деятельности позволят сократить объемы и номенклатуру ввоза товаров. Привлечение иностранных инвестиций для технической модернизации и создания потенциала расширенного воспроизводства также способствует оптимизации товарной структуры импорта.
С целью обеспечения постоянного, системного повышения качества и конкурентоспособности продукции (услуг) в Татарстане разработана Республиканская целевая программа «Повышение качества продукции и услуг в Республике Татарстан» (программа «Качество»), предусматривающая организацию производства новых видов конкурентоспособной продукции, внедрение и сертификацию на предприятиях, организациях рес-
публики (до 100 предприятий и организаций) систем менеджмента качества, соответствующих требованиям международных стандартов [2].
На наш взгляд, эта проблема заслуживает особого внимания ученых в силу ее актуальности в современных экономических условиях. В эпоху кризиса большое внимание должно уделяться именно человеческому фактору, который, в первую очередь, зависим от продовольственной обеспеченности. Рост безработицы и уменьшение доходов населения представляют даже угрозу голода и делают первоочередной задачей государства именно решение данной проблемы [1].
Таким образом, на продовольственном рынке складывается качественно новая ситуация, объективно требующая усиления государственного регулирования в производстве и торговле продовольствием, в том числе внешней. В самом общем плане можно выделить три направления повышения эффективности государственного регулирования внешней торговли продовольствием, сельскохозяйственным сырьем и продукцией промышленных отраслей АПК в аспекте обеспечения продовольственной безопасности страны:
1) защита внутреннего продовольственного рынка и экономических интересов отечественных производителей таможенно-тарифными и нетарифными мерами регулирования;
2) рационализация соответствующей структуры импорта - экспорта соблюдением баланса экономических интересов страны, предприятий агросферы и населения;
3) превращение импортных и экспортных пошлин в источник строго целевого, адресного финансирования поддержки отечественного агропромышленного комплекса и его структурной перестройки.
Кроме того, необходимо достичь соответствия по условиям международных стандартов торговли продовольствием. Это становится актуально на современном этапе в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Однако в ходе переговоров обозначаются новые проблемы в торговле сельскохозяйственной продукцией, подлежащие обсуждению и урегулированию. Основными темами в таких переговорах, по мнению большинства экономистов, становятся вопросы регулирования государственной торговли сельскохозяйственной продукцией, совершенствования правил санитарного и фитосанитарного контроля, снижения таможенных тарифов и сокращения административного характера установления тарифных квот на импортируемую сельскохозяйственную продукцию.
Литература
1. Итоги развития промышленности РТ. иКЬ: www.tatar.ru
2. Перечень основных мероприятий Министерства промышленности и торговли РТ по реализации мер, направленных на стабилизацию и оздоровление ситуации в промышленности и торговле РТ. иЯЬ: www.tatar.ru
3. Перечень федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2009 год. иКЬ: www.mpt.tatar.ru
* * *
ABOUT THE ESTIMATION OF THE FOREIGN TRADE ACTIVITY OF TATARSTAN REPUBLIC
G. R. Taisheva
In this article the main factors of connection between foreign trade and food security of a country have been examined. The main data that characterize foreign trade aspect in the context of food security have been marked. The question about competitiveness of food production and food distribution branches has been put and some measures of competitiveness realization have been recommended. Measures for liquidation of foreign threats to food security have been offered. The problem of entry into the World Trade Organization has been analyzed. Also the potential of Russia in foreign trade activity has been examined.
Key words: foreign trade, food security, foreign threat, foreign trade politicy.