УДК 364.6 ББК 60.99
ОБ ОЦЕНКЕ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
О. В. Жигарь
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Статья посвящена вопросам повышения эффективности мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обозначены меры социальной поддержки, принимаемые на федеральном и региональном уровне. Раскрываются проблемы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предлагаются пути их решения. Описывается возможность участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации мер социальной поддержки.
Ключевые слова: меры социальной поддержки, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, качество жизни, социальные услуги, эффективность мер социальной поддержки, социально ориентированные некоммерческие организации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются наиболее незащищенной и уязвимой категорией граждан. В России к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением или ограничением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, а также объявлением их умершими и т. д.1 Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в России наблюдается увеличение численности детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей (табл. 1) [1; 2].
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в России распределяются по интернатным учреждениям. Это могут быть дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей сирот, школы-интернаты общего типа, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Распределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по интернатным учреждениям представлено на рис. 1.
Россия как социальное государство гарантирует поддержку детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно Конституции, «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства <...>, развивается
1 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : Федер. закон. URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778.
система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»2.
На федеральном уровне детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) обеспечение жильем;
2) государственная социальная стипендия;
3) ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей;
4) 100 % заработной платы, начисленной студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период производственного обучения и производственной практики;
5) социальные льготы в области образования и медицинского обеспечения [4].
На региональном уровне помимо полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также предоставляются дополнительные гарантии по социальной поддержке. Например, в Челябинской области предоставляются такие дополнительные гарантии, как:
1) дополнительные гарантии права на образование;
2) дополнительные гарантии права на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием;
3) дополнительные гарантии права бесплатного проезда на городском, пригородном,
2 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399.
Таблица 1
Численность детей-сирот идетей,оставшихсябез попеченияродителей, в возрасте до 18 лет, имеющих право на получение мер социальной поддержки
иВЙ 1,-2016 гг.
2011 2002 2023 2004 2015 2016
Все население, тыс. чел. 142 834 142 865 143 056 143347 146367 146804
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, имеющих право на получение мер социальной поддержки, чел. 297 329 321 866 348 396 343 334 360 826 463 986
12%
1%
7%
51%
N Дом ребенка
III Детский дом
Я Детский дом — школа
Ш Школы-интернаты для детей-сирот
■ Школы-интернаты общего типа
— школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья
Рис. 1. Распределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
по интернатным учреждениям
в сельскойместности — навнутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;
4) дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание;
5) дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение1.
Предоставляя такое разнообразие мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо проводить также оценку качества жизни данной категории граждан. Качество жизни довольно широкое и многогранное понятие, кото-
1 О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье [Электронный ресурс] : Закон Челябинской области (с изм. на 06 окт. 2016). URL: http://docs.cntd.ru/document/819023006.
рое отражает все сферы жизни детей, и при его оценке необходимо учитывать все составляющие. В настоящее время разработано некоторое количество различных методик оценки качества жизни населения (табл. 2).
Оценкакачестважизнидетейсоответствующей категории включает оценку качества самого учреждения, его потенциала и ресурсов, самих воспитанников, а также их социальную адаптацию. К основным показателям при оценке качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно отнести:
1. Материально-техническую базуучреждения (обеспечение безопасных условий; соответствие санитарно-гигиеническим нормам; наличие условий, отвечающих потребностям и возрасту детей; обеспеченность необходимым оборудованием и т. д.);
2. Кадровое обеспечение (соответствие квалификации и опыта работы сотрудников
Таблица 2
Методики оценки качества жизни населения
Методика Показатели
Индекс человеческого развития ООН 1. Ожидаемая продолжительность жизни. 2. Уровень грамотности населения страны и ожидаемая продолжительность обучения. 3. Уровень жизни, оцененный на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США
Индекс качества жизни, рассчитанный Н. М. Римашев-ской 1. Продолжительность жизни. 2. Интеллектуальный потенциал. 3. Уровень жизни. 4. Культурно-нравственные и духовные ценности. 5. Социокультурная активность граждан
Метод «Самый благоустроенный город России» 1. Государственные и муниципальные программы социально-экономического развития. 2. Объемы жилищного строительства. 3. Капитальный и текущий ремонт жилых домов. 4. Благоустройство жилищного фонда. 5. Наличие приборов индивидуального потребления водоресурсов и энергоресурсов. 6. Строительство и ремонт городских дорог и тротуаров. 7. Наличие систем дождевой канализации. 8. Транспортное обслуживание населения. 9. Состояние городских инженерных сооружений. 10. Обеспеченность населения зелеными насаждениями. 11. Замена ветхих инженерных коммуникаций. 12. Историко-культурное и природное наследие. 13. Сокращение объемов незавершенного строительства. 14. Обеспеченность владельцев индивидуальных машин благоустроенными стоянками и гаражами. 15. Надлежащее санитарное содержание городов. 16. Обеспечение экологической безопасности проживания населения. 17. Своевременность выполнения мероприятий по подготовке жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства к работе в зимних условиях
Метод сравнения социальных параметров (П. С. Мстиславский) Сопоставление России с рядом наиболее крупных стран, имеющих наиболее высокий уровень социальных параметров
Метод «Лучшие города России (100 лучших российских городов)» 1. Индекс человеческого капитала: • покупательная способность; • число студентов на 10 тыс. жителей. 2. Индекс социальной инфраструктуры: • количество врачей на 10 тыс. человек; • число дошкольников на место в детском саду; • среднедушевая площадь жилья. 3. Индекс капитального строительства: • объем ввода нового жилья на одного жителя; • среднедушевые инвестиции в основной капитал. 4. Индекс производства и предпринимательства: • число предприятий и организаций; • объемы выпуска товаров обрабатывающей промышленности; • среднедушевые налоговые доходы бюджета. 5. Финансовый индекс: • среднедушевые доходы городского бюджета; • доля трансфертов в общих доходах бюджета; • доля административных расходов в совокупных расходах бюджета.
Методика сравнения предельно допустимых показателей с реальными, устанавливаемыми в процессе социо- 1. Показатели, охватывающие социальные изменения. 2. Средства, используемые для реализации планируемых целей. 3. Ресурсы, применяемые для решения социальных задач. 4. Показатели побочных процессов.
Окончание табл. 2
Методика Показатели
логического исследования (Г. В. Осипов) 5. Индикаторы эффективности реализации экономико-социальных программ.
Индекс «Где жить хорошо» 1. Численность детей 1-6 лет на 1000 жителей. 2. Количество магазинов на 10 тыс. жителей. 3. Число поездок на общественном транспорте на 1 жителя в год. 4. Размер среднемесячной заработной платы, р. 5. Оборот розничной торговли, тыс. р. на 1 жителя. 6. Средняя площадь жилых помещений на 1 жителя. 7. Количество врачей на 10 тыс. жителей. 8. Количество детей на 100 мест в дошкольных учреждениях. 9. Количество зарегистрированных преступлений на 1000 жителей. 10. Экологический рейтинг региона
Индекс качества жизни, рассчитанный А. И. Субетто 1. Уровень жизни населения. 2. Качество окружающей среды. 3. Уровень образования. 4. Развитие культуры
Интегральный рейтинг ста крупнейших городов России 1. Обеспеченность населения жильем. 2. Наличие современных форматов розничной торговли. 3. Уровень загруженности городских дорог. 4. Уровень преступности. 5. Освещенность города. 6. Транспортная доступность. 7. Уровень городского благоустройства. 8. Степень благоприятности природных условий. 9. Уровень экологического загрязнения. 10. Возможность приобретения собственного жилья. 11. Возможность аренды однокомнатной квартиры. 12. Уровень расходов на потребление. 13. Уровень расходов на оплату ЖКХ. 14. Покупательская способность населения
Индекс качества жизни, рассчитанный С. А. Айвазяном 1. Качество населения. 2. Благосостояние населения. 3. Качество социальной сферы. 4. Качество экологической ниши. 5. Природно-климатические условия
Рейтинг эффективности губернаторов 1. Первый модуль включает в себя следующие вопросы: — Вы довольны или недовольны положением дел в нашей области? — Ситуация в области сейчас улучшается, ухудшается или практически не меняется? — Области нужен новый глава или будет лучше, чтобы главой оставался нынешний руководитель? — Руководитель области работает на посту главы региона хорошо или плохо? 2. Второй модуль — соотношение денежных доходов и расходов населения. 3. Третий модуль — показатели социального самочувствия регионов России. 4. Четвертый модуль — экономическая ситуация в субъектах Российской Федерации. 5. Пятый модуль — спектр качественных и количественных показателей сообщений в СМИ о деятельности главы региона.
Индекс качества жизни, рассчитанный А. Колбасиной 1. Уровень здоровья населения. 2. Уровень образование. 3. Жилищные условия граждан. 4. Уровень экологического состояния. 5. Рынок труда. 6. Благосостояние населения. 7. Уровень личной безопасности граждан. 8. Свободное время и отдых. 9. Качество питания населения
назначению и функциям учреждения; способность удовлетворить в любое время потребности детей; информированность воспитателей о своих воспитанниках);
3. Организация жизни детей, в том числе образовательные и воспитательные программы (близость к семейному образу жизни; степень открытости для социальных взаимодействий; включенность в реальную жизнь; характер интеграции воспитанников в среду семейных детей; наличие возможностей для выбора и самостоятельности; характер условий для включения ребенка в разнообразные виды практической деятельности).
Также оценку качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно провести, используя следующие показатели:
1. Психическое развитие детей-сирот (благополучие, самооценка, тревожность, агрессивность, потребностью в защите, страхи и др.);
2. Отношение детей-сирот к воспитателям и другим воспитанникам;
3. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (уровень образования, трудоустройство и профессиональный рост, наличие семьи и родственных отношений, законопослушность и нормативность);
4. Соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако, несмотря на предоставляемые меры социальной поддержки, качество жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России характеризуется невысоким показателем во всех сферах. Отмечается низкий уровень вовлеченности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общественную жизнь, низкий уровень социализации, бытовой и социальной адаптации. Все это говорит о низкой эффективности мер социальной поддержки. Причиной этого может быть отсутствие должного внимания к социальным мерам поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ведь при оценке качества жизни используются как объективные, так и субъективные показатели.
Основную нагрузку и ответственность по социальной поддержке несет государство, так как ни один субъект общества не может в полной мере нести такую финансовую нагрузку. Однако для повышения эффективности социальных мер было бы целесообразно привлечь социально
ориентированные некоммерческие организации. Это позволило бы вовлечь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в активную социальную жизнь.
На данный момент негосударственных некоммерческих учреждений социального обслуживания чуть больше 1 %, а ведь они могут повысить эффективность мер социальной поддержки, что в результате приведет к повышению качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций в данную сферу будет способствовать личностному развитию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их адаптация в социальной среде, а также организации их досуга. Социально ориентированные некоммерческие организации позволят создать условия развития социальных связей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе и повысить их социальную значимость.
Активное использование социально ориентированных некоммерческих организаций возможно в сфере творчества. Участие в различных проектах, раскрытие своих способностей в творческом направлении позволяет самореализоваться детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.
Особо стоит отметить необходимость создания большего количества некоммерческих организаций в области спорта и туризма. Привлечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сферу спорта и туризма позволяет закладывать основные психофизические и нравственные качества личности. При этом у детей развиваются такие качества, как самоутверждение, потребности в познании самих себя, формирование устойчивой адекватной самооценки, а также повышение личностной уверенности. Причем привлечение детей-сирот в спорт влияет не только на их социальное развитие, но и на здоровье, что в итоге может привести к сокращению расходов на медицинское обслуживание.
Таким образом, для повышения эффективности мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо ориентироваться не только на материальные меры социальной поддержки, но и на социальные посредством развития и привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций.
Список литературы
1. Компоненты изменения численности населения РФ. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 12.10.2017).
2. Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта РФ. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения 13.10.2017).
Сведения об авторе
Жигарь Оксана Владимировна — старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. ovzigar@ rambler.ru.
ABOUT EVALUATING AND IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF MEASURES OF SOCIAL SUPPORT OF CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
O.V. Zhigar'
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ovzigar@rambler.ru
The article is devoted to questions of increase of efficiency of measures of social support of children-orphans and children left without parental care. Indicated social support measures taken at Federal and regional level. Reveals the problems of social support of children-orphans and children left without parental care, suggests ways of their solution. Describes the possibility of the participation of socially oriented non-profit organizations in the implementation of measures of social support.
Keywords: social support, orphans, children left without parental care, quality of life, social services, measures of social support of socially oriented non-profit organizations.
References
1. Komponenty izmeneniya chislennosti naseleniya Rossijskoj Federacii [Components of change of population of the Russian Federation]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/population/demography/#, accessed 12.10.2017. (In Russ.).
2. Chislennost' detej-sirot i detej, ostavshihsya bezpopecheniya roditelej, v vozraste do 18 let, imeyushchih pravo na poluchenie mer social'noj podderzhki za schet sredstv byudzheta sub"ekta Rossijskoj Federacii [The number of children-orphans and children left without parental care under the age of 18 years, entitled to receive social support at the expense of means of the budget of a constituent entity of the Russian Federation]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/#, accessed 13.10.2017. (In Russ.).