УДК 34
Д. Н. Степанова
старший преподаватель, кафедра частного и публичного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
Ю. Д. Уханов магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Аннотация. Статья посвящена государственной поддержке в Российской Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объектом исследования является государственная политика по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом исследования выступает нормативно-правовая база, устанавливающая гарантии социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Авторы проводят анализ регионального законодательства, которое устанавливает дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В статье анализируется опыт зарубежных стран (на примере Германии и Соединённых Штатов Америки) по защите прав и законных интересов детей-сирот, проводится анализ российского опыта. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы, такие как формально-юридический, аналитический, сравнительно-правовой.
Ключевые слова: дети-сироты, несовершеннолетние, государственная поддержка, гарантии, гарантии социальной поддержки, защита прав детей.
D. N. Stepanova
Senior lector, department of Private and Public Law Penza State University, Penza, the Russian Federation
Yu. D. Ukhanov
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
TO THE QUESTION OF GUARANTEES ON SOCIAL SUPPORT OF ORPHAN CHILDREN
Abstract. The article deals with state support in the Russian Federation of orphan children and children without parental support. An object of a research is state policy on social support of orphan children and children without parental support. An object of research is laws, which guarantee social support to orphan children and children without parental support. Authors analyzes of the regional legislation, which establishes additional guarantees of social support of orphan children and children without parental support. Authors analyzes experience of foreign countries (on the example of Germany and the United States of America) on protection of the rights and legitimate interests of orphan children, and analyses of the Russian experience is carried out. The methodological basis of a research was made by general scientific methods, such as legalistic, analytical, comparative and legal.
Key words: orphan children, children, state support, guarantees, guarantees of social support, protection of the rights of children.
В соответствии с российским и международным законодательством защита прав и обеспечение интересов детей является одной из основных задач государства. Для обеспечения защиты прав детей создаются специальные институты как на федеральном, так и на региональном уровне - Уполномоченные по правам
ребенка [18]. Однако в настоящее время глобальное значение приобретает проблема роста количества детей, оставшихся без попечения родителей. Статистика показывает, что на 2018 г. около 57 тыс. детей остались без родителей или были лишены их опеки.
Актуальность вопросов защиты прав детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осознают и на уровне Правительства Российской Федерации. Это подтверждает тот факт, что с 2018 г. объявлено «Десятилетие детства» [11]. Мероприятия, проведенные под эгидой «Десятилетия детства», должны повысить уровень жизни несовершеннолетних в стране, снизить смертность детей и уменьшить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как отмечают исследователи, «жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - один из острейших социальных вопросов современного российского общества» [13]. Европейская Социальная Хартия [3] в ст. 16 «требует от государств-участников развития экономической, правовой и социальной защиты семейной жизни посредством социальных и семейных льгот» [17]. Государство гарантирует детям, оставшимся без попечения родителей, защиту и закрепляет ряд гарантий. Весь пласт нормативно-правовой базы, регулирующий данный вопрос, можно разделить на три большие группы, которые зависят от уровня правового регулирования: международные нормативно-правовые акты, федеральные и региональные [1].
Конвенция «О правах ребенка» устанавливает обязанность государства защищать и помогать детям, которые лишены своего семейного окружения [4].
Конституция Российской Федерации закрепляет за государством обязанность по защите детства и предоставлению гарантий социальный защиты [5]. Семейный кодекс детализирует данную норму и закрепляет обязанность органов опеки и попечительства по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей [14]. Семейный кодекс декларирует, что «если международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора» [19].
При невозможности осуществления родительской опеки государство устанавливает расширенный перечень гарантий, закрепленный в федеральном законодательстве [8]. В этой связи следует обратить внимание на разъяснение Верховного суда, согласно которому в тех спорах, где вопрос касается социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подлежит применению общий срок исковой давности [12].
Как отмечают исследователи, «к мерам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца, стипендии и заработной платы в период производственной практики и тому подобное» [7].
В развитие федеральных норм региональные законодатели устанавливают гарантии поддержки и защиты детей-сирот. Так, закон Пензенской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области» [9]. Данный нормативно-правовой акт устанавливает меры поддержки детей, потерявших родителей, в том числе и предусматривает денежное содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из средств регионального бюджета.
В законе Пермской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливаются дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2018. Т. 6, № 4 (24) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online)
^ш
частности, установлены дополнительные пособия при зачислении в образовательное учреждение [10].
Некоторые региональные законодатели пошли дальше и приняли специализированные кодексы, в том числе закрепляющие дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Так, Социальный кодекс Ярославской области [16] устанавливает возможность санаторно-курортного лечения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но при этом устанавливает ряд критериев для претендентов на такое лечение. Во-первых, на лечение можно рассчитывать не больше одного раза в год, а во-вторых, должно быть соответствующее медицинское заключение.
Социальный кодекс Санкт-Петербурга устанавливает, что «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, являющиеся выпускниками государственных образовательных учреждений, при поступлении в государственные образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального и высшего образования» [15].
Федеральное законодательство устанавливает расширенный перечень гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Однако, анализируя региональное законодательство, следует согласиться с исследователями, что «самостоятельная правотворческая деятельность в сфере установления дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации находится на достаточно низком уровне» [2] и нуждается в дальнейшем развитии.
Для совершенствования российского законодательства в области предоставления гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо рассмотреть зарубежный опыт.
Так, в Германии основным документом, закрепляющим гарантии защиты прав детей, является Конституция. Механизмы по защите прав детей также установлены в Гражданском кодексе Федеративной Республики Германия. В Германии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято брать под опеку. При этом судьбу таких детей контролирует государство. Как отмечают исследователи, «если ребенок хоть раз без уважительной причины не посетил образовательное учреждение, то этим делом будет заниматься полиция» [6]. За систематические прогулы учебного заведения ребенка могут изъять из семьи. В Германии ребенок до определенного возраста не может находиться один, он должен быть под присмотром родителей или воспитателей.
Еще одной особенностью в Германии является повышенное внимание со стороны государства к выбору бедующей профессии детьми-сиротами. На уровне государства существует программа, участники которой - дети-сироты, знакомятся с профессиями, начиная с 5 класса вплоть до окончания школы. При этом они могут плавно от обучения перейти в профессиональную деятельность.
Кроме этого, детей-сирот в Германии поддерживают материально. При этом поддержка может выражаться в компенсации расходов на важные события в жизни ребенка и отдых.
Исследователи положительно оценивают опыт, сложившийся в Германии, по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это связано с тем, что законодательство ФРГ предоставляет детям широкий перечень мер по поддержке, а главное - готовит детей-сирот к самостоятельной жизни.
Особенностью законодательства США в сфере защиты прав детей является статус ребенка как субъекта права. Ребенок по законодательству большинства штатов является полноценным субъектом правоотношений.
Отличительной чертой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является устройство в фостерную семью. «Фостерная семья -это форма жизнеустройства ребенка, целью которой является реабилитация и изменение ситуации в биологической семье, а при невозможности улучшения
обстановки в семье - передачи ребенка на усыновление» [6]. Главным правовым отличием фостерной семьи от других форм устройства детей является то, что такая семья не несет никакой ответственности за юридически значимые действия своего подопечного, так как они осуществляются с согласия органов опеки и попечительства.
Популярность фостерной семьи в США связана с тем, что согласно законодательству кровные родители имеют приоритетное право на воспитание ребенка, в связи с этим процедура усыновления является затруднительной.
Положительным примером по адаптации к жизни детей-сирот в США является программа «Самостоятельная жизнь». В рамках мероприятий данной программы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказывается реальная помощь в обучении, поводятся профориентационная работа, таким детям также помогают устроиться на работу.
В заключении хотелось бы отметить, что повысить уровень жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только общими усилиями общественности и государства. При этом необходимо анализировать зарубежный опыт и внедрять положительные разработки в отечественное законодательство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные вопросы частного и публичного права в современных условиях: монография / Г.В. Синцов, А.В. Сабаева, С.С. Бабанян, Е.В. Портнова, Д.Н. Степанова, О.В.Романовская, Д.В. Петрова, Е.Б. Казакова, И.А. Демина, Ю.В. Чеснокова, Т.Е. Вдови-на, В.И. Колесников, С.К. Полубинский; под ред. Г.В. Синцова. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. — 162 с.
2. Гребенюк М.А. Гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (опыт регионального кодифицированного регулирования) / М.А. Гребенюк // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. — 2015. — № 3 (34). — С. 3-8.
3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/ (дата обращения 20.10.2018).
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_9959/ (дата обращения 20.10.2018).
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 22.10.2018).
6. Куралин В.В. Государственная поддержка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Российский и зарубежный опыт / В.В. Куралин, К.Г. Пинаева // Юридический факт. — 2018. — № 28. — С. 107-118.
7. Лунькова О.В. О некоторых разновидностях механизмов реализации социально-правовой защиты детей в России / О.В. Лунькова, К.В. Скорик // Ленинградский юридический журнал. —2017. —№ 3 (49). — С. 77-85.
8. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 22.10.2018).
9. О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области (принят ЗС Пензенской обл. 08.09.2006):
закон Пензенской обл. от 12.09.2006 № 1098-ЗПО (ред. от 05.05.2017) / Официальный сайт Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archivetrud.pnzreg.ru/iiles/trud_pnzreg_ru/gilprog/ docs/2017/zakon_penzenskoy_obl_ot_ 12_09_2006_n_ 1098-zpo_(red_ot_0 5_0. pdf (дата обращения: 22.10.2018).
10. О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/911510984 (дата обращения: 22.10.2018).
11. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/71684480/#friends (дата обращения: 20.10.2018).
12. Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2013 № 31-КГ13-2 / Портал «Гражданский кодекс. Законы, комментарии, судебная практика» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: //lawnotes.ru/pract/Opredelenie-VS-RF-N-9-KG13-2-ot- 17-maya-2013-g./ (дата обращения: 22.10.2018).
13. Прялухина А.В. Психологический анализ готовности кандидатов к замещающему родительству / А.В. Прялухина, О.Н. Тузова // Казанский педагогический журнал. — 2015. — № 5-2 (112). — С. 379-384.
14. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 22.10.2018).
15. Социальный кодекс Санкт-Петербурга: закон г. Санкт Петербурга (с изменениями на 28 июня 2018 года) / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/891859785 (дата обращения: 22.10.2018).
16. Социальный кодекс Ярославской области: закон Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/934023342 (дата обращения: 22.10.2018).
17. Степанова Д.Н. Конституционно-правовое понимание института семьи / Д.Н. Степанова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 1 (21) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://esj.pnzgu.ru/files/ esj.pnzgu.ru/stepanova_dn_18_1_16.pdf. (дата обращения: 20.10.2018).
18. Теоретические и практические аспекты современного частного права: монография / А.В. Агутин, Г.В. Синцов, Ю.А. Гартина, И.А. Демина, Е.Б. Казакова, Е.В. Порт-нова, А.В. Феоктистов, Ю.В. Чеснокова, А.А. Шамшов, Д.Н. Степанова, Е.С. Якушова; под общ. ред. Г.В. Синцова. — Пенза: ПГУ, 2017. — 150 с.
19. Якушова Е.С. Унификация норм международного семейного права / Тенденции развития современного общества: экономико-правовой аспект: сб. науч. трудов меж-дунар. науч.-практ. конф. — 2016. — С. 303-306.
REFERENOES
1. Sintsov G. V. (ed.), Sabaeva A. V., Babaian S. S., Portnova E. V., Stepanova D. N., Romanovskaya O. V., Petrova D. V., Kazakova E. B., Demina I. A., Chesnokova Iu. V., Vdovi-na T. E., Kolesnikov V. I., Polubinskii S. K. Aktual'nye voprosy chastnogo i publichnogo prava v sovremennykh usloviiakh: monogr. [Topical issues of private and public law in modern conditions: monograph]. Penza PGU Publ., 2015, 162 p.
2. Grebeniuk M. A. Guarantees of social support of orphan children and children without parental support (experience of the regional codified regulation). Vestnik Instituta za-konodatel'stva i pravovoi informatsii im M.M. Speranskogo = The Bulletin of Institute of the legislation and legal information of M.M. Speransky, 2015, no. 3 (34), pp. 3-8 (in Russian).
3. Evropeiskaia sotsial'naia khartiia (peresmotrennaia) (priniata v g. Strasburge 03.05.1996). (The European social charter (reconsidered) (it is accepted in Strasbourg 03.05.1996)). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/ (accessed 20.10.2018).
4. Konventsiia o pravakh rebenka (odobrena General'noi Assambleei OON 20.11.1989) (vstupila v silu dlia SSSR 15.09.1990) (The Convention on the Rights of the Child (it is approved by the United Nations General Assembly 20.11.1989) (for the USSR 15.09.1990)). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (accessed 20.10.2018).
5. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ (The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 no. 6-FKZ from 30.12.2008 no. 7-FKZ, from 5.02.2014 no. 2-FKZ, from 21.07.2014 no.11-FKZ). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed 22.10.2018).
6. Kuralin V. V., Pinaeva K. G. State support of orphan and children remained without parental training. Russian and foreign experience. Iuridicheskii fakt = Legal Fact, 2018, no. 28, pp. 107-118 (in Russian).
7. Lun'kova O. V., Skorik K. V. About some kinds of mechanisms of realization of social legal protection of children in Russia. Leningradskii iuridicheskii zhurnal = Leningrad Legal Journal, 2017, no. 3 (49), pp. 77-85 (in Russian).
8. O dopolnitel'nykh garantiiakh po sotsial'noi podderzhke deteisirot i detei, ostavshi-khsia bez popecheniia roditelei: feder. zakon ot 21.12.1996 N 159-FZ (On additional guarantees on social support of orphan children and children without parental support: the federal law of 21.12.1996 no.159-FZ): http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (accessed 22.10.2018).
9. O merakh sotsial'noi podderzhki detei-sirot i detei, ostavshikhsia bez popecheniia roditelei, lits iz chisla detei-sirot i detei, ostavshikhsia bez popecheniia roditelei, a takzhe lits, po-teriavshikh v period obucheniia oboikh roditelei ili edinstvennogo roditelia, prozhivaiushchikh na territorii Penzenskoi oblasti (priniat ZS Penzenskoi obl. 08.09.2006): zakon Penzenskoi obl. ot 12.09.2006 N 1098-ZPO (red. ot 05.05.2017) (About measures of social support of orphan children and children without parental support, persons from among orphan children and children without parental support and also persons who lost during training of both parents or the only parent living in the territory of the Penza region (ZS of the Penza Region 08.09.2006 is accepted): law of the Penza Region of 12.09.2006 no. 1098-ZP0 (edition of 05.05.2017)). Available at: http://archivetrud.pnzreg.ru/files/trud_pnzreg_ru/gilprog/docs/2017/zakon_penzenskoy_obl__ ot_12_09_2006_n_1098-zpo_(red_ot_05_0.pdf (accessed 22.10.2018).
10. O merakh sotsial'noi podderzhki detei-sirot i detei, ostavshikhsia bez popecheniia roditelei: zakona Permskoi oblasti ot 29.12.2004 g. № 1939-419 (About measures of social support of orphan children and children without parental support: law of the Perm region of 29.12.2004 no. 1939-419). Available at: http://docs.cntd.ru/document/911510984 (accessed 22.10.2018).
11. Ob ob"iavlenii v Rossiiskoi Federatsii Desiatiletiia detstva: ukaz Prezidenta RF ot 29.05.2017 N 240 (About the announcement in the Russian Federation Decades of the childhood: decree of the Russian President of 29.05.2017 no. 240). Available at: http://base.garant. ru/71684480/#friends (accessed 20.10.2018).
12. Opredelenie Verkhovnogo Suda RF ot 17.05.2013 N 31-KG13-2 (Definition of the Supreme Court of the Russian Federation of 17.05.2013 no. 31-KG13-2). Available at: https:// lawnotes.ru/pract/0predelenie-VS-RF-N-9-KG13-2-ot-17-maya-2013-g./ (accessed 22.10.2018).
13. Prialukhina A. V., Tuzova O. N. Psychological analysis of candidates'' readiness for substitutive parenthood. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2015, no. 5-2 (112), pp. 379-384 (in Russian).
14. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 03.08.2018) (The Family code of the Russian Federation of 29.12.1995 no. 223-FZ (edition of 03.08.2018)). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (accessed 22.10.2018).
15. Sotsial'nyi kodeks Sankt-Peterburga: zakon g. Sankt Peterburga (s izmeneniiami na 28 iiunia 2018 goda) (Social Code of St. Petersburg: law of St. Petersburg (with changes for June 28, 2018)). Available at: http://docs.cntd.ru/document/891859785 (accessed 22.10.2018).
16. Sotsial'nyi kodeks Iaroslavskoi oblasti: zakon Iaroslavskoi oblasti ot 19 dekabria 2008 goda N 65-z (Social code of the Yaroslavl region: law of the Yaroslavl region of December 19, 2008 no. 65-z). Available at: http://docs.cntd.ru/document/934023342 (accessed 22.10.2018).
17. Stepanova D. N. Constitutional and legal understanding institution of the family. Elektronnyi nauchnyi zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 1 (in Russian). Available at: https://esj.pnzgu.ru/ files. esj. pnzgu.ru /stepanova_dn_ 18_1_16. pdf. (accessed 20.10.2018).
18. Sintsov G. V. (ed.) Agutin A. V., Gartina Iu. A., Demina I. A., Kazakova E. B., Portnova E. V., Feoktistov A. V., Chesnokova Iu. V., Shamshov A. A., Stepanova D. N., Iakushova E. S. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty sovrem.enn.ogo chastnogo prava: mono-grafiia [Theoretical and practical aspects of modern private law: monograph].Penza, PGU Publ., 2017, 150 p.
19. Iakushova E. S. Unifikatsiia norm mezhdunarodnogo semeinogo prava [Unification of norms of the international family law]. Tendentsii razvitiia sovremennogo obshchestva: ekonomiko-pravovoi aspekt: Sbornik nauchnykh trudov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Trends of development of modern society: economical and legal aspect: Collection of scientific works of the international scientific and practical conference]. 2016, pp. 303-306.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Степанова Дарья Николаевна — старший преподаватель, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: stepdasha.91@mail.ru.
Уханов Юрий Дмитриевич — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: green-mark356@gmail.com.
AUTHORS
Stepanova Dar'ya Nikolaevna — Senior lector, department of Private and Public Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: stepdasha.91@mail.ru.
Ukhanov Yuriy Dmitrievich — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: greenmark356@gmail.com.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Степанова Д.Н. К вопросу о гарантиях по социальной поддержке детей-сирот/ Д.Н. Степанова, Ю.Д. Уханов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Stepanova D. N., Ukhanov Yu. D. To the question of guarantees on social support of orphan children. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).