На наш взгляд, таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы. Оплачивается этот налог в конечном счете потребителем, поскольку включается в цену товара, влияя тем самым на его конкурентоспособность. В зависимости от проводимой государством внешнеторговой политики ставки таможенных пошлин могут дифференцированно удорожать товары, перемещаемые через границу. При взимании таможенных пошлин реализуется не только фискальная, но и регулирующая функция, поскольку введение пошлин преследует, кроме всего прочего, цели защиты интересов национальных производителей на внутреннем рынке и регулирования структуры экспорта и импорта товаров.
Свои функции таможенная пошлина реализует через таможенный тариф, который является одновременно «инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при взаимодействии с мировым рынком»8 и «сводом ставок таможенных пошлин, применяемых к
товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)»9. Кроме того, таможенный тариф — это «конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины»10.
Примечания
1 Таможенный кодекс РФ. Ст. 1, п. 2.
2 Там же. Ст. 318, п. 1.
3 Налоговый кодекс РФ. Ст. 8, п. 2.
4 Там же. Ст. 333.16, п. 1.
5 Козырин А.Н. Таможенное право России: Общая часть. М., 1995. С. 20.
6 Киреев А.П. Международная экономика: учеб. пособие для вузов. М., 1997. С. 204-207.
7 Таможенное право России: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003. С. 171.
8 Киреев А.П. Указ. соч.
9 О таможенном тарифе: федер. закон от 21 мая 1993 г. № 5003-1.
10 Киреев А.П. Указ. соч.
Е.В. СЕЛИВЕРСТОВА
аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск E-mail: [email protected]
ОБ ОТНЕСЕНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ К СТРАХОВЫМ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ*
За 2006-2007 гг. в Иркутской области произошло более 3 тыс. несчастных случаев на производстве, из них 204 — со смертельным исходом. В 2007 г. страховыми несчастными случаями признано 1 281, из них 88 — со смертельным исходом и 149 — с тяжелым.
Если посмотреть по отраслям промышленности, то наибольшее количество несчастных случаев на производстве происходит на предприятиях деревообрабатывающей промышленности и в строительстве.
Как известно, с 6 января 2000 г. на территории России действует федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В нем говорится, что работодатель должен оформлять со своими работниками трудовой договор и вносить за каждого из них обязательную страховую сумму. Только тогда работник, получивший травму и утративший профессиональную трудоспособность, получает право на материальную поддержку
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.
© Е.В. Селиверстова, 2008
Фонда социального страхования Российской Федерации, компенсирующую ущерб, нанесенный его здоровью, и способствующую быстрейшей реабилитации.
Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком, т.е. региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, не позднее десяти дней (в случае смерти застрахованного — не позднее двух дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов. Свое право на подтверждение в установленном порядке факта повреждения здоровья страховщик реализует через экспертизу страхового случая. Данная экспертиза проводится на основании комплекта документов, подтверждающих факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве.
В соответствии со ст. 17 федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125 страхователь обязан в течение суток со дня наступления страхового случая сообщать о нем страховщику. Фонд социального страхования Российской Федерации (страховщик) и его исполнительные органы имеют право проверять информацию о страховых случаях в организациях любой организационно-правовой формы, назначать и проводить экспертизу страховых случаев, давать рекомендации по предупреждению их наступления.
Цель проведения экспертизы — подтверждение страховщиком факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве, что влечет возникновение обязательств страховщика по обязательному социальному страхованию в соответствии с указанным законом.
Напомним, что несчастный случай на производстве — это событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору как на территории работодателя, так и за ее пределами (либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на
транспорте, предоставленном работодателем), которое повлекло за собой необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Комиссия, расследующая обстоятельства и причины получения травмы, определяет лиц, допустивших нарушение правил техники безопасности и охраны труда. Комиссия также должна принимать во внимание все обстоятельства несчастного случая: исполнял ли работник свои трудовые обязанности, не был ли он в состоянии алкогольного опьянения и т.д. Сам факт нахождения пострадавшего на территории предприятия (учреждения) или в служебной командировке не является основанием для квалификации несчастного случая как страхового. Именно поэтому специалисты Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проводят тщательные расследования несчастных случаев на производстве.
Так, в августе 2007 г. в 6:35 утра на территории специально оборудованного жилого городка для проживания рабочих, работающих по срочному трудовому договору на строительном объекте, Михайлов и Никонов решили провести утреннюю зарядку (разминку). Во время разминки при прыжке в высоту рабочий Михайлов неудачно приземлился и упал всем телом на лежащий рядом деревянный брус, ударившись об него левым боком и получив повреждение внутренних органов. Этот случай был признан нестраховым в связи с тем, что пострадавший Михайлов получил травму в нерабочее время, на момент несчастного случая не исполнял свои трудовые обязанности.
Или другой пример. 25 апреля 2007 г. механик Петров, будучи в состоянии «похмелья», находился на совещании в служебном помещении лесхоза. Руководство лесхоза, заметив, что механик не в состоянии выполнять трудовые обязанности, приняло решение освободить его от работы в этот день. А так как подобное состояние Петрова в последнее время повторялось очень часто (из-за личных домашних и семейных проблем), директором было высказано мнение о необходимости уже принимать меры, на что механик встал, положил служебные ключи на стол, сказал:
Известия ИГЭА. 2008. № 2 (58)
«Я уволился» и вышел из кабинета. В этот момент на стоянку лесхоза приехал водитель Суворов, который согласился довезти Петрова до дому на личном автотранспорте. Суворов находился в отпуске и накануне распивал спиртные напитки, на работу он приехал по личным делам.
Петров и Суворов сели в машину и уехали со стоянки лесхоза. Спустя 30 минут директор лесхоза получил информацию о ДТП с участием работников предприятия (Суворова и Петрова).
Рассмотрев материалы дела, комиссия в связи с тем, что данный групповой несчастный случай произошел не при исполнении пострадавшими трудовых обязанностей, вне территории работодателя, а действия пострадавших не обусловливались интересами работодателя, решила данный несчастный случай квалифицировать как не связанный с производством.
Рассмотрим следующий пример. В одной из частных фирм происходила разгрузка мебели. Директор привлек к работе помимо грузчиков других работников, в частности электрика Михаила Т. В итоге электрик уронил шкаф и получил серьезную травму ноги. Комиссия, расследовавшая несчастный случай, пришла к выводу, что в произошедшем виноват работодатель. Во-первых, работник был привлечен к работе не по специальности. Во-вторых, с пострадавшим перед началом работ не был проведен инструктаж. В-третьих, работник не был обеспечен спецодеждой (рукавицами).
Несчастный случай, авария — это ЧП, и зачастую даже руководители со стажем теряются в подобной ситуации, забывают о том, что их действия должны быть направлены на то, чтобы пострадавший работник получил все полагающиеся страховые выплаты. Для этого работодатель должен принять меры, чтобы сохранить до начала расследования несчастного случая ту обстановку, какой она была на момент происшествия, если, конечно, это не угрожает здоровью других людей. В случае невозможности сохранения обстановки следует зафиксировать ее с помощью фотографии или схематической зарисовки.
Для назначения пострадавшему страховых выплат администрация предприятия должна
подготовить и представить в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации соответствующий пакет документов, предусмотренных п. 4 ст. 15 названного федерального закона.
Следует обратить внимание на Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях от 24 октября 2002 г., которое составлено в соответствии со ст. 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации. Этим положением установлены обязательные требования к организации и проведению расследования, оформлению и учету несчастных случаев на производстве, внесен ряд изменений в форму соответствующих документов, в том числе в бланк акта формы Н-1. Положение также определяет круг лиц, на которых оно распространяется; конкретизирует обстоятельства получения производственной травмы; вносит изменения в порядок формирования комиссии, расследующей несчастный случай, в зависимости от тяжести полученных пострадавшим повреждений; устанавливает порядок расследования спортивных травм.
Восстановление трудоспособности пострадавших во многом зависит от своевременного оказания необходимой помощи. Согласно ст. 8 указанного ранее федерального закона, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного, производится Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии прямых последствий страхового случая.
Основанием для оплаты дополнительных расходов служит заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости застрахованного в том или ином виде реабилитации, внесенное в соответствующую графу программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, форма которой утверждена постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. № 56 (ПРП).
В этом отношении Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации постоянно повышает эффективность мер, направленных на медицинскую, социальную и профес-
Известия ИГЭА. 2008. № 2 (58)
сиональную реабилитацию пострадавших застрахованных, оказывает дополнительную медицинскую помощь сверх программы государственных гарантий. Застрахованным пострадавшим обеспечиваются лекарственные средства, специальный медицинский и бытовой уход, санаторно-курортное лечение с оплатой отпуска на период лечения и проезда, протезирование и необходимые специальные приспособления, специальные транспортные средства, профессиональное обучение и переобучение.
В 2006-2007 гг. Иркутское региональное отделение выплатило пособий, связанных с реализацией названного федерального закона, на общую сумму 999,6 млн р., в том числе в 2007 г. — 516,2 млн р. Пострадавшие получили в пользование автомобили на общую сумму около 3,3 млн р. Для санаторно-курортного лечения пострадавших на производстве в 2006 г. было приобретено путевок на сумму 32,1 млн р., в 2007 г. — на 31,4 млн р.
Иркутское региональное отделение фонда проводит большую информационно-разъяснительную работу как среди работодателей, так и среди наемных работников. В средствах массовой информации регулярно появляются материалы, подготовленные Иркутским региональным отделением фонда, направленные на профилактику производственного травматизма; о работе, проводимой отделением, о пособиях и т.п.
Анализ несчастных случаев показывает, что основными их причинами являются пренебрежение правилами техники безопасности самими пострадавшими из-за недостатка знаний, низкий уровень организации работы инженеров по технике безопасности и менеджеров предприятий по строгому соблюдению технологических процессов. В этой связи основным вопросом в деле недопущения несчастных случаев на производстве становится повышение технологического уровня и строгое соблюдение правил техники безопасности работниками предприятий-страхователей.
ЧУДАНЖИЙ ШАРАВ
аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СПОСОБОВ ПОКРЫТИЯ РИСКОВ ПРИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ КРЕДИТОВАНИИ
В МОНГОЛИИ*
Инструменты покрытия кредитных и других финансовых рисков, применяемые при кредитовании сельскохозяйственного производства, имеют особенности, которые определяются спецификой сельскохозяйственной отрасли и аграрной промышленности, характеристиками основных производственных фондов.
При кредитовании сельскохозяйственного производства, так же как и при кредитовании промышленности и торговли, необходимо внесение ликвидного залога и страхование данного залога от риска полной или частичной утраты. Именно эти два способа снижения риска невозврата кредита в опре-
деленный срок и платы за пользование им являются наиболее эффективными на стадии выдачи кредита и мониторинга кредитной задолженности. Однако основой кредитной сделки служит уверенность в возврате кредита, что определяет более важное значение платежеспособности и кредитоспособности заемщика; соответственно, необходимо развивать систему управления рисками как кредитора, так и заемщика с целью поддержания высокой платежеспособности и кредитоспособности сельскохозяйственного производителя. На современном этапе социально-экономического развития Монголии
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.
© Чуданжий Шарав, 2008