Научная статья на тему 'Об отдельных аспектах совершенствования наказуемости преступлений террористической направленности в российском уголовном праве'

Об отдельных аспектах совершенствования наказуемости преступлений террористической направленности в российском уголовном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / TERRORIST CRIMES / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / CRIMINAL PUNISHMENT / ВИДЫ НАКАЗАНИЙ / TYPES OF PUNISHMENT / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ADDITIONAL PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Розенко Станислав Васильевич

В статье рассматриваются проблемы совершенствования наказуемости преступлений террористической направленности в российском уголовном праве. Автором отмечается, что данные посягательства приобрели особое значение для государства и общества, что требует реформирования системы уголовных наказаний. В частности, высказываются предложения по созданию перечня дополнительных наказаний, направленных, прежде всего, на лиц, содействующих террористической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of improving the blameworthiness of terrorist crimes in the Russian criminal law. The author notes that these attacks had special importance for state and society that calls for reforming the penal system. In particular, proposals to establish a list of additional sanctions, aimed primarily at persons who facilitate terrorist activities.

Текст научной работы на тему «Об отдельных аспектах совершенствования наказуемости преступлений террористической направленности в российском уголовном праве»

Розенко Станислав Васильевич

Директор Юридического института Югорского государственного университета,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАКАЗУЕМОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Аннотация.

В статье рассматриваются актуальные проблемы совершенствования наказуемости преступлений террористической направленности в российском уголовном праве, на основе анализа федерального законодательства и международных актов, регламентирующих противодействие терроризму. Предметом выступают нормы уголовного законодательства, посвященные уголовной ответственности и наказуемости за совершение террористических преступлений. Цель работы состоит в оценке текущей ситуации в области противодействия терроризму и выработки обоснованных предложений по совершенствованию системы уголовных наказаний за данные преступные посягательства. Методологию проведения работы составили общенаучные (диалектический метод, анализ, синтез, дедукция, индукция и сравнение) и частнонаучные методы познания действительности (сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический). В результате проведенного исследования автором сформулированы рекомендации по совершенствованию российского уголовного законодательства по данной проблематике. Новизна публикации проявилась в анализе текущей ситуации развития терроризма в России и акцентировании внимания на построении структуры дополнительных наказаний за совершение указанных преступлений. В выводах предлагается формулировать наказуемость за совершение преступлений террористической направленности путем построения системы дополнительных наказаний, применяемых, прежде всего, к лицам, содействовавшим террористической деятельности.

Abstract.

The article discusses actual problems of improvement of the blameworthiness of terrorist crimes in the Russian criminal law, on the basis of the analysis of Federal legislation and international acts regulating counter-terrorism. The subject are the norms of criminal legislation on criminal responsibility and blameworthiness for the Commission of terrorist offences. The aim of this work is to assess the current situation in the field of counter-terrorism and formulate viable proposals for improving the system of criminal penalties for these criminal attacks. The methodology of work made General scientific (dialectical method, analysis, synthesis, deduction, induction and comparison) and specific scientific methods of cognition (comparative-legal, systemic-structural, formal-logical). The result of this study the author formulated recommendations for the improvement of the Russian criminal legislation on this issue. The novelty of the publication emerged in the analysis of the current situation of the development of terrorism in Russia and focus on building the structure of the additional penalties for committing these crimes. In the conclusions it is proposed to formulate the punishment for committing terrorist crimes by building a system of additional penalties applicable primarily to persons involved in terrorist activities.

Ключевые слова: преступления террористической направленности; уголовное наказание; виды наказаний, дополнительные наказания

Key words: terrorist crimes; criminal punishment; types of punishment, additional punishment.

Актуальность проблемы совершенствования наказуемости за преступления террористической направленности в российском уголовном праве обусловлена тем, что меры уголовной репрессии являются значимой частью системы противодействия террористической и экстремистской деятельности в России. Насколько видоизменяются и модифицируются указанные виды деятельности, настолько и уголовное наказание должно отвечать «вызовам» настоящего времени, где обязательным условием является согласованность отечественного уголовного законодательства и международных конвенций по противодействию различным аспектам терроризма по ключевым аспектам квалификации преступлений и наказуемости за их совершение. Необходимость ужесточения наказуемости за совершение данных преступлений предопределяется тем, что предупреждение такой преступной деятельности затруднено и ограничено в тех случаях, когда центры организации идеологии и практики терроризма находятся за пределами РФ, а посягательства совершают мигранты из государств бывшего СССР.

1. Взаимосвязь терроризма и экстремизма состоит в том, что совершение преступлений террористической направленности на территории Российской Федерации, предполагает, как правило, распространение экстремистских идеологий различного толка и содержания. К сожалению, следует признать, что во всех субъектах РФ наблюдается процесс распространения данных идеологий. Он базируется на мотивации ненависти и вражды со стороны определённых социальных слоев и групп. Поэтому совершение конкретного террористического акта — это результат совместного участия многих лиц, содействовавших этому различным образом: материальным, финансовым, информаци-

онным или иным содействием; укрывательством, недонесением, попустительством и т.д. Данный акт можно признать квинтэссенцией содействия множества субъектов, порой не взаимосвязанных между собой. И уголовно-правовая реакция российского государства на данное явление, должна быть соразмерной и эффективной1 [1].

2. Необходимо отметить, что значительное количество правовых источников определяют регламентацию борьбы с терроризмом в Российской Федерации: Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права (Декларация ООН «О мерах по ликвидации международного терроризма» (принята 09.12.1994 Резолюцией 49/60 на 84-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)2; «Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма» (CETS № 196), заключена в г. Варшаве 16.05.2005, (с изм. от 22.10.2015)3; «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (заключена в г. Шанхае 15.06.2001)4; «Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма» (заключена в г. Нью-Йорке 13.04.2005) 5; и др., международные договоры РФ, ФЗ «О противодействии терроризму» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти, что предопределяет сложности системного взаимодействия и правовой регламентации между ними. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3 (в ред. от 01.01.2017) закрепил базовые положения в области противодействия террористической деятельности: правовую осно-

См.: РарогА. И. Уголовный кодекс России против терроризма // Lexrussica. 2017. № 4.— С. 155-178.

Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3.— С. 90-94.

Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2393.

Собрание законодательства РФ. 2003. № 41. Ст. 3947.

Собрание законодательства РФ. 2008. № 33. Ст. 3819.

ву противодействия терроризму, основные принципы, понятийный аппарат. Под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий6. Но данное унифицированное определение является политико-правовым.

3. П.С. Долгополов отмечает содержательность террористической деятельности, которая включает в себя организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности7. Таким образом, преступления террористической направленности, закреплённые в УК РФ, и составляют указанную деятельность, но в таком случае возникает вопрос насколько положения УК РФ, определяющие преступность и наказуемость данного общественно опасного деяния, могут корректироваться другим Федеральным законом.

Значимость для России террористической угрозы подтверждается тем, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 31.12.2015 №683, к числу основных угроз государственной и общественной безопасности отнесена деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя РФ, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения8. В литературе отмечается произошедший в 2015 г. рост преступности в целом на 8,6%. Статистические показатели преступности свидетельствуют об увеличении на 35,8% числа преступлений террористического характера, на 27,7% — экстремистской направленности9. В 2015 г. было зарегистрировано преступлений террористического характера — 1538. В 2016 г.— 2227 данных преступных посягательств. За январь — август 2017 г.— 139410. Думается, что во многом — это результат событий, происходящих на территории Сирии и Ирака, где существует квазигосударство, всемирный халифат «Исламское государство», (ад-Даауля аль-Исламийя), сокращённо ИГ, ранее «Исламское государство Ирака и Леванта», которое осуществляет экспансию террористической деятельности.

4. Террористическое воздействие может иметь различные формы, в частности, применение заведомо ложных сообщений об актах терроризма. Осенью 2017 г. они

6 Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.) «О противодействии терроризму» // СПС «КонсультантПлюс»).

7 Долгополов П. С. Терроризм: понятие и противодействие // СПС «КонсультантПлюс».

8 Собрание законодательства РФ. 2016. « 1 (часть II). Ст. 212.

9 АвдеевВ.А.Наказание в системе уголовно-правовых средств противодействия преступности: взаимодействие правовых систем в условиях глобализации международной жизни / В.А.Авдеев, О.А.Авдеева, О. П. Грибунов, В.А. Сергевнин // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права.— 2016.— Т. 10, № 2.— С. 304-305.

10 Сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации: офиц. Сайт URL: http://crimestat.ru/offenses_map

приобрели массовый характер во многих регионах РФ, что позволяет сделать вывод об организованности акций, международном характере, проверке слаженности действий правоохранительных органов. И государственное противодействие в таком случае должно быть направлено не только на лиц, непосредственно осуществляющих террористические акты, но и в значительной мере на лиц, оказывающих им содействие в различной форме. М.Ю.Павлик пишет: «На нынешнем этапе возрастает многообразие террористической деятельности, которая всё больше увязывается с межнациональными и межконфессиональными конфликтами, сепаратистскими и т.п. освободительными движениями, а также с деятельностью различных подпольных синдикатов, действующих в наркоторговле, нелегальном оружейном бизнесе и других сферах»11. Совершение различных террористических посягательств базируется на идеологической основе нетерпимости различных вероучений, толков, идей и т.д. Особенностью настоящего времени является миграция участников террористической деятельности и большое значение средств коммуникации, что позволяет не только увеличивать сетевой обмен информацией, но и видоизменять его в целях совершенствования. Агитация и пропаганда различных террористических и экстремистских идеологий доступна для большинства населения России и сопредельных государств, что позволяет «находить» последователей в самых разных регионах. Трудовая миграция существенно осложняет данную ситуацию. Сложившаяся всемирная террористическая сеть — это реальность настоящего времени. Интернет-технологии позволяют привлекать и «формировать» новых последователей, где «фокусной группой»

выступает молодежь. При этом информация, размещённая в сети Интернет, является наступательной и общедоступной, что существенным образом расширяет аудиторию лиц, в отношении которой активно и избирательно осуществляется вовлечение в деятельность экстремистского и террористического характера. При этом такая информация имеет ма-нипуляторный характер. Любые факты политических, социальных, экономических, конфессиональных, национальных и иных конфликтов и противоречий используются как основания для недовольства и последующего совершения преступлений экстремистской и террористической направленности. Например, 19 августа 2107 г., в г. Сургуте 19-летний выходец из Дагестана Артур Гаджи-ев, имевший при себе муляж взрывного устройства смертника-шахида, совершил поджог торгового центра «Северный», а затем напал с ножом и топором на прохожих на улице, где ранил 8 человек, из них тяжело — двух, и был уничтожен прибывшим нарядом полиции12. В целом, это позволяет свидетельствовать о появлении спонтанного акта терроризма и схожести данных действий с террористическими атаками, совершёнными приверженцами ИГИЛ в Западной Европе. Склонение физического лица к совершению ситуативного террористического акта возможно посредством Интернета, а не только благодаря влиянию ближайшего окружения. С.А.Эфиров писал, что «привлекательность терроризма в глазах некоторых групп молодежи умножается ореолом романтической таинственности, героизма и жертвенности, который окружает (не без содействия прессы!) террористические акции и организации»13. Информация, опубликованная в средствах массовой информации, или её тол-

11 Павлик М. Ю. Террористический акт, захват заложника, бандитизм: вопросы теории и практики.— СПб.: Издательство «Юридический центр-Пресс», 2011.— С. 95.

12 Ивашкина Д. Резня в Сургуте 19 августа 2017 года: Бастрыкин взял расследование под личный контроль // Комсомольская правда. 2017. 19 августа.

13 ЭфировС.А.Покушение на будущее. Логика и футурология «левого» экстремизма. М.: Молодая гвардия, 1984.— С. 24.

кование, получает широкий общественный резонанс в различных регионах России, так как в новостях акцентируется внимание на создание (провоцирование) конфликта. Следует признать, что особо активно экстремистская деятельность осуществляется именно в форме пропаганды и навязывания идей ненависти и вражды в социальных сетях, ориентированных на различные слои населения. Именно молодёжная среда выступает первичным объектом данной деятельности, так как, именно там обостряется в первую очередь социальная напряжённость (например, акции А. Навального), а также имеются: обширное влияние криминализации общественных отношений; новые ценностные ориентации; исламский фактор, психологический фактор радикализма молодых людей; деятельность экстремистских организаций и т.д.

Если в сети Интернет преобладает «наглядная» форма распространения информации экстремистского и террористического характера, т.е. видео и фотоизображения, то в других средствах массовой информации первичной выступает информация в форме текста. И это вполне объяснимо, яркая наглядная «картинка» позволяет обращаться именно к эмоциональному восприятию пользователя, а не рациональному.

В этой связи, представляется необходимым внести в ст. 2051 «Содействие террористической деятельности» УК РФ квалифицирующий признак: с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, так как склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно фи-

нансирование терроризма, а также пособничество в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, ч. 3 ст. 206, ч. 1 ст. 208 УК РФ, либо организация совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 2053, ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211 УК РФ, или руководство его совершением, а равно организация финансирования терроризма, так как это существенно увеличивает степень общественной опасности содеянного.

5. На территории Сирии и Ирака участвовали и участвуют в боевых действиях многочисленные лица из РФ и государств СНГ, которые приезжали и вместе со своими семьями. Например, Суд ХМАО-Югры приговорил к 7 годам лишения свободы жителя поселка Фёдоровский Сургутского района за участие в деятельности, запрещённой в России террористической организации «Исламское государство». В приговоре говорится, что в 2014 г. 27-летний Б. со своей супругой направились из Сургута в Турцию, где они нелегально пересекли границу. Там он присоединился к незаконным вооружённым формированиям и участвовал в военных действиях. Весной 2015 г. из-за болезни дочери, которая родилась на территории Сирии, супруги с ребёнком вернулись в Турцию для получения медицинской помощи, но спасти ребёнка не удалось. После этого Б. вернулся на территорию Российской Федерации. Он был задержан в ХМАО-Югре, где ему было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нём»14.

Парадокс ситуации состоит в том, что лица, примкнувшие к террористическим организациям различного толка, являясь гражданами Российской Федерации, совершая преступления против России, одновременно являются субъектами для получения правовых льгот и компенсаций для себя и своих близких родственников. Возвращаясь на территорию РФ,

14 URL: https://www.znak.com/2017-09-13/sud_hmao_uzhestochil_nakazanie_dlya_boevika_igil_s_treh_do_semi. 1е^ко!опп

они формируют национал-исламистское подполье, которое ставит своей целью построение истинно исламского государства. Последующее возвращение обратно в РФ, обращение за социальным обеспечением, медицинской помощью и т.п., вызывает вопрос о допустимости подобного положения вещей.

6. С угрозой повседневного терроризма столкнулись многие государства, но для Российской Федерации данная угроза особенно актуальна по ряду причин: 1) многонациональный и многоконфессиональный состав населения страны; 2) значительное территориальное пространство; 3) наличие большого количества техногенных объектов для совершения террористических актов; 4) сложная обстановка по противодействию террористической деятельности, складывающаяся в течение нескольких десятилетий; 5) политическая и социальная нестабильность; 6) поддержка иностранными государствами террористических организаций; 7) опасность легитимизации террористической деятельности, т.е. общество признает данный конфликт как правомерный, а не чуждый по отношению к существующему государственному и общественному порядку; 8) формирование социальной опоры террористических и экстремистских организаций; 9) опасность развития политического терроризма. Представляется, что если меняется текущая ситуация в данной сфере, то и меры уголовно-правового противодействия должны видоизменяться, отвечая потребности радикального пресечения террористической деятельности и её предупреждения. В этой связи, думается, необходимо реформирование системы уголовных наказаний.

6. М.Д. Шаргородский писал: «Все конкретные меры, входящие в систему наказаний, отличаются друг от друга не по конечной цели, которая перед ними поставлена, а посредством её достижения, а значит,

различным соотношением принуждения и воспитания в их содержании и соответственно различными возможностями общего и специального предупреждения. Эффективность конкретной меры наказания зависит от того, насколько действенны в определенных условиях те средства, которые в ней заключены для достижения конкретной цели»15. Наказуемость за совершение преступлений террористической направленности должна строиться на основе системы наказаний, закреплённой в ст. 44 УК РФ. Но, в таком случае, следует признать, что только лишение свободы на определённый срок выступает базовым видом на-казания.Уголовное наказание как мера государственного принуждения может и должно иметь комплексный характер, сочетающей основное и дополнитель-ное(-ые) виды наказания, что предопределяется необходимостью эффективного воздействия на осужденного. В этой связи необходимо в качестве обязательных дополнительных наказаний включать штраф и ограничение свободы за совершение преступлений террористической направленности. Именно формирование системы дополнительных видов наказания следует признать приоритетным объектом разработки в рамках науки уголовного права в целях противодействия преступлениям террористической направленности, в связи с их значительным предупредительным воздействием. Указанная система должна характеризоваться универсальностью, которая позволит полностью обеспечить реализацию требования дифференциации и индивидуализации уголовного наказания. Ужесточение уголовной ответственности и наказуемости не следует путать с репрессиями. По форме уголовное наказание сходно с отдельными признаками репрессии, но она отличается большим содержанием, так как не базируется на смысле и букве закона; оправдывается

15 ШаргородскийМ.Д.Избранные работы по уголовному праву. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.— С. 322-323.

особыми обстоятельствами и чрезвычайным положением в государстве; характеризуется административным произволом и беззаконием; используется в политической борьбе и т.д. При этом репрессии имеют персонифицированный характер в зависимости от формы и меры вины осуждённого и ограничены действующим законодательством.

Особенностью развития уголовной ответственности за совершение преступлений террористической направленности является её комплексный подход. Установлена криминализация обширного перечня деяний, взаимосвязанных с террористическим актом: склонение, вербовка или иное вовлечение лица, вооружение или подготовка, пособничество, финансирование терроризма, организация такого финансирования, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности16, организация террористического сообщества или участие в нем17, организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации. Должны быть пресечены попытки расширения социальной основы террористических объединений, ищущих поддержку и опору в российских регионах, то есть именно дополнительные наказания следует признать одним из эффективных средств противодействия террористической деятельности, поскольку единый подход при определении видов наказания за данные преступления отсутствует.

Виды основных уголовных наказаний, назначаемых за совершение преступлений террористической направленности, по нашему мнению, следует подкрепить комплексом дополнительных наказаний, что позволит индивидуализировать уголовное наказание, прежде всего, лицам, содействовавшим террористической деятельности

в той или иной форме. При этом необходимо учитывать, что значение и роль дополнительных видов уголовных наказаний в российском уголовном праве является недооценённым, что, в свою очередь, требует разработки новых методологических подходов и предложений.

Думается, что следует обратиться к опыту Республики Казахстан в данной области. В частности, нововведением выступают два вида наказания: к лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, наряду с основным наказанием могут применяться следующие дополнительные наказания: лишение гражданства Республики Казахстан (данный вид наказания был закреплён в соответствии с Законом РК от 11.07.2017 г. № 91-У1); выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства. Согласно ст. 50-1 УК РК лишение гражданства Республики Казахстан состоит в принудительном прекращении государством устойчивой политико-правовой связи с осуждённым, выражающей совокупность их взаимных прав и обязанностей. Данное наказание не применяется к несовершеннолетним, т.е. лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет. В соответствии со ст. 51 УК РК, выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства исполняется в принудительном порядке с установлением запрета на въезд этого лица на территорию Республики Казахстан сроком на пять лет. Данное выдворение за пределы РК может быть назначено в качестве дополнительного вида наказания и исполняется после отбытия основного вида наказания.

Усиление уголовной ответственности и наказуемости за совершение преступлений террористической направленности затрагивает проблему ограничения и(или) отмены определённых конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Представляется, что складывающаяся

16 См.: Комиссаров В. С., Агапов П. В. Ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности // Уголовное право. 2016. № 5.— С. 35-40.

17 См.: Агапов П. В. Организация террористического сообщества и участие в нем: проблемы криминализации и правоприменения // Российская юстиция. 2015. № 7.— С. 23-25.

экстраординарная ситуация требует кардинальных решений; предложенные меры обоснованны, так как они осуществляются ради сохранения иных, более значимых благ, охраняемых законом. В ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, определено, что гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. Но это положение, по нашему мнению, является устаревшим. Требуется внести изменения в Конституцию РФ, так как государство не может сохранять для себя обязательное обременение политико-правовой связью, связанную с гражданством лица, осуществляющим террористическую преступную деятельность против Российской Федерации, как на её территории, так и за её пределами. Данное лицо, совершая преступления террористической направленности, вступает в открытый конфликт (противостояние) с государством, где льготам и компромиссам не может быть места. Поэтому требуется установить правовой механизм лишения гражданства Российской Федерации, включая процедуру заочного осуждения по уголовным делам о совершении преступлений террористической направленности.

Также, по нашему мнению, следует согласиться с выводом о том, что «перед международным сообществом стоит вопрос о формировании специальных норм, где давалась бы правовая квалификация деятельности международных террористических организаций, контролирующих территории и гражданское население, а также руководства и участников таких групп»18, что в свою очередь, требует определения соответствующего перечня применяемых уголовных наказаний.

Думается, что возможно закрепление в качестве дополнительного вида наказания в УКРФ лишения политических прав, исходя из правоприменительного опыта КНР19, что включает лишение: во-первых, права

избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; во-вторых, права на участие в управлении делами государства; в третьих, права участвовать в референдуме; в четвёртых, права на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; в пятых, права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; в шестых, права на участие в отправлении правосудия. Лишение таких прав может быть срочным и бессрочным и назначаться в качестве дополнительного вида наказания в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В целом, наказуемость за совершение преступлений террористической направленности следует определять не только в форме приоритета лишения свободы на определённый срок как основного назначаемого вида уголовного наказания, но и путём построения системы дополнительных наказаний, применяемых прежде всего к лицам, содействовавшим террористической деятельности. И в качестве дополнительных наказаний следует внести в ст. 43 УК РФ: лишение гражданства Российской Федерации; выдворение за пределы Российской Федерации иностранца или лица без гражданства; ссылку и высылку, лишение политических прав,— для лиц, совершивших преступления террористической и экстремистской направленности, что обусловлено применительно к каждому из них влиянием социально-экономических, политических и моральных условий российского государства и общества. Таким образом, для суда будет предоставлена значительная свобода индивидуализации наказания при его назначении лицам, совершившим преступления террористической направленности.

КозаченкоИ.Я., СумачевА.В., СергеевД.Н.Терроризм: международные и национальные проблемы // Развитие мирового правопорядка: институты и механизмы: Доклады Исполнительного комитета к Одиннадцатой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса.— Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2017.— С. 95.

Цуй Мань Лишение политических прав как вид наказания по уголовному праву Китая // Сравнительное правоведение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Материалы международной научно-практической конференции (г. Улан-Удэ, 15-16 июня 2007 г.).— Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2007.— С. 121-123.

19

Библиографический список

1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «О противодействии терроризму» // СПС «КонсультантПлюс».

2. URL: https://www.znak.com/2017-09-13/sud_hmao_uzhestochil_nakazanie_dlya_boevika_ igil_s_treh_do_semi_let_kolonii

3. Авдеев, В.А.Наказание в системе уголовно-правовых средств противодействия преступности: взаимодействие правовых систем в условиях глобализации международной жизни / В. А. Авдеев, О. А. Авдеева, О. П. Грибунов, В. А. Сергевнин // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2016. Т. 10. №2.— С. 301-312.

4. Агапов, П.В.Организация террористического сообщества и участие в нем: проблемы криминализации и правоприменения // Российская юстиция. 2015. № 7.— С. 23-25.

5. Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3.— С. 90-94.

6. Долгополов, П. С. Терроризм: понятие и противодействие // СПС «КонсультантПлюс».

7. Ивашкина, Д. Резня в Сургуте 19 августа 2017 года: Бастрыкин взял расследование под личный контроль // Комсомольская правда. 2017. 19 августа.

8. Козаченко, И.Я., Сумачев, А.В., Сергеев, Д.Н.Терроризм: международные и национальные проблемы // Развитие мирового правопорядка: институты и механизмы: Доклады Исполнительного комитета к Одиннадцатой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса.— Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2017.— 108 с.

9. Комиссаров, В.С., Агапов, П. В. Ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности // Уголовное право. 2016. № 5.— С. 35-40.

10. Павлик, М.Ю.Террористический акт, захват заложника, бандитизм: вопросы теории и практики.— СПб.: Издательство «Юридический центр-Пресс», 2011.— 372 с.

11. Рарог, А.И.Уголовный кодекс России против терроризма // Lexrussica. 2017. №4.— С. 155-178.

12. Сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации: офиц. Сайт URL: http:// crimestat.ru/offenses_map

13. Цуй Мань Лишение политических прав как вид наказания по уголовному праву Китая // Сравнительное правоведение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Материалы международной научно-практической конференции (г. Улан-Удэ, 15-16 июня 2007 г.).— Улан-Удэ: Изд-во Бурят.ун-та, 2007.

14. Шаргородский, М. Д. Избранные работы по уголовному праву. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.— 434 с.

15. Эфиров, С.А. Покушение на будущее. Логика и футурология «левого» экстремизма. М.: Молодая гвардия, 1984.— 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.