6. Rossijskoe ugolovnoepravo: Uchebnik v 2 t. T.1. Obshhaja chast'. - M., 2009. - S.164-165.
7. Naumov A.V. Rossijskoe ugolovnoe pravo. Kurs lekcij: v 3.t. T.1. Obshhaja chast'. - M.: Volters Kluver, 2008. - S. 372.
8. Citiruetsja po: Ugolovnoe pravo Rossii. Uchebnik: v 2t. /Pod red. Ignatova A.N., Krasikova Ju.A. - T.1. M.: Norma, 2008. - S. 235.
9. Nersesjan VA. Otvetstvennost'za prestuplenija, sovershennye s dvumja formami viny: problemy i reshenija. - Pravo i politika. 2001, № 8. - S.78
10. Ugolovnoe pravo. Obshhaja chast'. Uchebnik dlja vuzov. Otv. redaktory - d.ju.n., professor I.Ja. Kozachenko i d.ju.n., professor Z.A. Neznamova. -M.INFRA. M.NORMA, 1997. - S. 197-198.
11. Ivanov V.D., Mazukov S.H. Sub#ektivnaja storonaprestuplenija. - Rostov na Donu, 1999. - S. 23-24.
12. Ugolovnoe pravo Rossijskoj Federacii. Obshhaja chast'. Uchebnik. - Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2006. - S. 487-488.
13. Citiruetsja po: Frolov A.S., ukaz. soch. - S. 145.
14. Citiruetsja po: Elena Steshich. Avarija s tjazhkimi posledstvijami: Neostorozhnoe prestuplenie ili ubijstvo? - Ugolovnoe pravo. 2014, № 2. - S. 76.
15. Ugolovnoe pravo Rossii: Obshhaja chast' (s osnovnymi polozhenijami Obshhej chasti ugolovnogo prava stran Azii, Afriki, Latinskoj Ameriki): uchebnik / pod red. O.A.Jastrebova, L.A.Bukalerovoj. - M.: RUDN, 2017. - S. 241-242.
16. Filimonov V.D. Norma ugolovnogo prava. - SPb.: «Jurid. Centr Press, 2004. - S. 117.
УДК 343.241.4
ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
Тлембаева Жанна Урумбасаровна
Заместитель директора Института законодательства Республики Казахстан, кандидат юридических наук, доцент; Республика Казахстан, г. Астана е-таИ: zhanna.ot@mail.ru Ахмеджанов Фарух Раушанулы
Младший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства Республики Казахстан; Республика Казахстан, г. Астана; е-таИ: farukh.akhmejanov@mail.ru
Ключевые слова: лишение гражданства; утрата гражданства; уголовное наказание; административный надзор; выдворение.
Аннотация. В научной статье приведён анализ введённого в марте 2017 года в законодательство Республики Казахстан института лишения гражданства. Анализируется законодательство зарубежных стран, регламентирующее институт лишения гражданства как меры государственного регулирования в борьбе с терроризмом.
Авторами затронуты наиболее дискуссионные вопросы реализации лишения гражданства как санкции за нарушение законодательства. Особое внимание уделяется проблемам установления процедурных гарантий лишения гражданства.
Отмечается, что законодательство Казахстана предусматривает нормы об автоматической утрате гражданства страны, если лицо участвует в иностранных вооруженных конфликтах, экстремистской и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства. В этой связи авторы приходят к выводу об отсутствии необходимости в применении меры уголовного наказания в виде лишения гражданства к данной категории лиц.
Отдельно рассмотрены основания для выдворения из страны лишённого гражданства лица после отбытия им основного наказания. Сделан вывод о том, что приговор суда, предусматривающий лишение гражданства, не может являться таким основанием.
Ввиду необходимости обеспечения безопасности общества, а также неурегулированности механизма выдворения предлагается рассмотреть вопрос об усилении контроля и реаби-
Цылмыстыц жэне цылмыстыц процесс
литации лиц, лишенных гражданства, в том числе после освобождения. Одним из механизмов по снижению рисков рецидива является административный надзор. В этой связи авторами предлагаются некоторые меры осуществления административного надзора в отношении лиц, лишённых гражданства.
АЗАМАТТЬЩТАН АЙЫРУ: ЗАЦНАМАЛЬЩ РЕТТЕУДЩ ЖЭНЕ ЖУЗЕГЕ АСЫРУДЩ КЕЙБ1Р МЭСЕЛЕЛЕР1
Жанна Орынбасаркызы Тшембаева
Казацстан Республикасыныц Зацнама институты директорынъщ орынбасары, зац зылымдарыныц кандидаты, доцент; Казацстан Республикасы, Астана ц. е-таИ: zhanna.ot@mail.ru Фарух Раушанулы Ахмеджанов
Казацстан Республикасы Зацнама институтыныц цылмыстыц, цылмыстыц iс-ЖYргiзу, цылмыстыц атцару зацнамасы жэне сот сапартамасы белшгшц к1ш1 зылыми цызметкерi; Казацстан Республикасы, Астана ц.; е-таИ: farukh.akhmejanov@mail.ru
ТYйiн свздер: азаматтыгынан айыру; азаматтыгын жогалту; цылмыстыц жаза; эшмшшк цадагалау; шыгарып тастау.
Аннотация. Fылыми мацалада 2017 жылгы наурызда Казацстан Республикасыныц зацнамасына енгiзiлген азаматтыгынан айыру институтына талдау келтiрiлген. Лацкестт-ке царсы куресте мемлекетттреттеу шарасыреттде азаматтыгынан айыру институтын реттейтт шет мемлекеттердщ зацнамасы талданды.
Авторлар зацбузушылыц ушт санкция реттде азаматтыгынан айыруды жузеге асыру-дыц ец даулы мэселелерт талцылады. Азаматтыгынан айыруга рэЫмдт кепiлдiктердi бел-гшеу мэселелерте ерекше назар аударылады.
Казацстанныц зацнамасында шет мемлекеттщ аумагында сыртцы царулы цацтыгы-старга, экстремисты жэне (немесе) террористы цызметке цатысцан жагдайда, елдщ азаматтыгын автоматты турде жогалту туралы ережелер кезделген. Осыган байланысты, авторлар бул санаттагы тулгаларга азаматтыцтан айыру тyрiндегi цылмыстыц жазалау-ды цолданудыц цажетi жоц деген тужырымга келедi.
Азаматтыгынан айырылган адамныц басты жазаны етегеннен кеiнгi елден шыгарылуы-ныц негiздерi белек царастырылган. Соттыц азаматтыгынан айыруды кездейтт yкiмi осындай жагдайда негiз бола алмайтыны туралы цорытынды жасалды.
Когамдыц цауiпсiздiктi цамтамасыз ету цажетттн ескере отырып, сондай-ац, шыгарып тастау теттнщ реттелмегетне байланысты азаматтыгынан айырылган адамдарды, оныц iшiнде босатылганнан кейiнгiлердi бацылауды жэне оцалтуды кушейту туралы мэсе-лет царастыру усынылады. Кайталану тэуекелт темендету механизмдерiнiц бiрi эюмшшк цадагалау болып табылады. Осыган байланысты, авторлар азаматтыгынан айырылган адамдарга цатысты эюмшшк цадагалауды жузеге асыру бойынша бiрцатар шараларды усынады.
DEPRIVATION OF CITIZENSHIP: SOME ISSUES OF LEGISLATIVE REGULATION AND IMPLEMENTATION
Zhanna U. Tlembaeva
Deputy Director of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan,
candidate of legal sciences, associate professor; Astana, Republic of Kazakhstan
E-mail: zhanna.ot@mail.ru
Farukh R. Akhmejanov
Junior research fellow, Department of Criminal, Criminal Procedure, Criminal Executive
Legislation and Judicial Expertise, the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan;
Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: farukh.akhmejanov@mail.ru
Keywords: gdeprivation of citizenship; loss of citizenship; criminal penalty; administrative supervision; expulsion.
Abstract. The article provides an analysis of the institute of deprivation of citizenship introduced in March 2017 into the legislation of the Republic of Kazakhstan. The article analyzes the legislation of foreign countries regulating the institution of deprivation of citizenship as a measure of state regulation in the fight against terrorism.
The authors consider the most controversial issues of the implementation of the deprivation of
citizenship as a sanction for violation of the law. Particular attention is paid to the problems of establishing procedural guarantees for the deprivation of citizenship.
It is noted that the legislation of Kazakhstan provides for the rules on automatic loss of citizenship of the country if a person participates in foreign armed conflicts, extremist and (or) terrorist activities in the territory of a foreign state. In this regard, the authors come to the conclusion that there is no need to apply a criminal penalty in the form of deprivation of citizenship to this category ofpersons.
Additionally the grounds for expulsion of a person deprived of citizenship after serving a main sentence were considered. It is concluded that the court's final judgment, which provides for the deprivation of citizenship, cannot be such a ground.
In view of the need to ensure public security, as well as the unsettled mechanism of expulsion, it is proposed to consider strengthening control and rehabilitation of persons deprived of citizenship, including after their release. One of the mechanismsfor reducing the risk of recurrence is administrative supervision. In this regard, the authors propose some measures for exercising administrative supervision over persons deprived of citizenship.
В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера Нации народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в числе приоритетных задач определено «противодействие всем формам и проявлениям радикализма, экстремизма и терроризма»1.
На фоне роста угрозы терроризма в мире государства всё больше нуждаются в эффективной системе антитеррористических мер. Современный терроризм имеет транснациональный характер, а угрозы безопасности страны исходят не только от близлежащих, но и от отдаленных регионов мира. В свете непрекращающейся тенденции происходящих в мире событий террористического характера особую актуальность приобретает выработка адекватных законодательных и организационных мер, направленных на предупреждение угроз экстремизма и терроризма.
В последние годы законодательство Республики Казахстан в сфере противодействия экстремизму и терроризму подвергнуто существенным изменениям. Только в 2014 году в Закон Республики Казахстан «О противодействии терроризму» (принят 13 июля 1999 года) изменения вносились 6-ю законами.
В целом же, наибольшее число поправок в данный Закон приходится на 2013-2017 годы (15-ю законами) [1]. Так, поправки касались: усиления мер наказания за экстремизм и терроризм, в том числе за участие в деятельности международных террористических организаций, а также в вооруженных конфликтах за рубежом; установления обязательной конфискации имущества лиц, осужденных за экстремистские и террористические преступления; усиления ответственности охранных структур и владельцев объектов, уязвимых в террористическом отношении, за несоблюдение законодательства о противодействии тер-
роризму, а также за неисправность обязательных к использованию технических средств; введения запрета на продажу оружия в готовом для стрельбы состоянии и др.
В настоящее время уголовным законодательством страны в качестве одной из мер противодействия терроризму предусмотрено наказание в виде лишения гражданства. Как отмечает С.А. Авакьян, «лишение гражданства - это действие государства в лице его компетентного органа, прекращающего своим актом без учета воли гражданина его правовую связь со своим государством» [2].
Подобные меры по усилению ответственности как в отношении участников международных террористических группировок, так и лиц, участвующих в террористической деятельности на территории конкретного государства, предпринимаются в ряде стран мира. Так, «в Швейцарии инициатива об автоматической утрате гражданства обладателями двойного гражданства, принимавшими участие в террористической деятельности или боевых операциях в Швейцарии или за границей, получила поддержку Национального совета»2. Иностранец, подозревающийся в связях с террористическими группировками, может лишиться вида на жительство, а обладатель двойного гражданства - швейцарского гражданства.
Во Франции еще в конце 2015 года «президент Франсуа Олланд предложил внести в Конституцию поправку, которая позволила бы применять эту меру к лицам с двойным гражданством, совершившим террористические действия» [3]. Однако в результате 4-х месяцев дебатов в Парламенте законодатели не сформировали единый текст документа3.
Статьей 21 Закона «О гражданстве Республики Узбекистан» от 2 июля 1992 года предусмотрено основание утраты гражданства
1Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года // Сайт «adilet.zan.kz» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050. Дата обращения: 06.05.2018.
2Швейцария задумалась о лишении террористов гражданства // Сайт «nashagazeta.ch» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nashagazeta.ch/news/politique/20809. Дата обращения: 20.05.2018;
3Франсуа Олланд отказался от идеи лишать террористов гражданства Франции // Сайт «russian.rt.com» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.rt.com/article/156285. Дата обращения: 16.05.2018.
Цылмыстыц цуцыц жэне цылмыстыц процесс
Республики Узбекистан в случае, если лицо причинило существенный вред интересам общества и государства, занимаясь деятельностью в пользу иностранного государства, либо путем совершения преступлений против мира и безопасности, в число которых может входить и терроризм.
В Азербайджане введены в действие поправки к Закону «О гражданстве», согласно которым лица, «участвующие в террористической деятельности и совершающие действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Азербайджана», будут автоматически утрачивать азербайджанское гражданство. Такие же меры предусмотрены для граждан страны за религиозный экстремизм, прохождение военного обучения в зарубежных странах под видом получения религиозного образования, участие в религиозных конфликтах на территории иностранных государств или привлечение к ним других лиц, создание с этой целью вооруженных групп.
Отметим, что во многих странах, так или иначе, предусматривается возможность прекращения гражданства лица за участие в террористической или экстремисткой деятельности. Отличие состоит лишь в форме его реализации, которое осуществляется либо путём автоматической утраты, либо путём принудительного лишения.
Обращаясь к истории, заметим, что лишение гражданства применялось и в СССР. Оно представляло собой прекращение гражданства конкретного физического лица по решению государственных органов (чаще всего) вопреки желанию этого лица. По мнению В.С. Шевцова, «вопросы лишения гражданства Советское государство вынуждено было решать уже в первые годы своего существования: необходимость в этом вызывалась революционными событиями, происходившими в стране, и последствиями мировой войны» [4].
Такой механизм предусматривали Положения о гражданстве СсСр 1924, 1930, 1931 гг., законы СССР о гражданстве СССР 1938, 1978, 1990 гг. Закон «О гражданстве СССР» 1978 г. определил, что «лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР» (ст. 18)4. Такая формулировка предоставляла простор усмотрению компетентных органов и должностных лиц в оценке поведения граждан.
Закон «О гражданстве СССР» от 23 мая
1990 г. существенно смягчил вышеуказанные формулировки, указав, что «лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае в отношении лица, проживающего за границей, если оно совершило действия, наносящие существенный ущерб государственным интересам или государственной безопасности СССР» (ст. 23)5. Иначе говоря, лишение гражданства с одновременным выдворением из СССР исключалось. Закон также снял указания на то, что основой лишения должны быть действия, «порочащие высокое звание гражданина СССР», исключил упоминание о «престиже» СССР.
Правовая основа применения механизма лишения гражданства в Республике Казахстан создана в ходе мартовской конституционной реформы 2017 года. Так, пункт 2 статьи 10 Конституции изложен в следующей редакции: «Гражданин Республики не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. Лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан».
В последующем нормы о лишении гражданства внесены в Закон Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», а также в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан. Так, Уголовный кодекс Республики Казахстан строго ограничил круг деяний, посягающих на жизненно важные интересы РК, в число которых вошли составы преступлений, регламентированные в 11 статьях Особенной части УК (пункт 20-1 статьи 3 УК).
Согласно части третьей статьи 40 УК лишение гражданства отнесено к дополнительным видам наказаний, которые могут быть назначены только наряду с основным наказанием. В общей сложности, такой вид наказания предусмотрен в санкциях 21 статьи Особенной части УК РК.
Анализ судебной статистики показал, что за время действия положений о лишении гражданства (с июля 2017 года) данное наказание судами Республики Казахстан не назначалось. Отметим, что в 2017 году 6 лиц осуждено по тем составам преступлений, за совершение которых суд мог бы назначать дополнительно лишение гражданства. За 1-й квартал 2018 года по составам преступлений, за совершение которых может быть назначено лишение гражданства, данных об осужденных лицах нет6.
4Закон «О гражданстве СССР» от 1 декабря 1978 года № 8497-1Х// Сайт «www.economics.kiev» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economics.kiev.ua/download/ZakonySSSR/data02/ tex13932.htm. Дата обращения: 06.05.2018.
5Лишение гражданства. Понятие. Национальная юридическая энциклопедия // Сайт «determiner.ru» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://determiner.ru/termin/lishenie-grazhdanstva.html. Дата обращения: 06.05.2018.
6Статистический отчёт. Форма № 10. О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты // Сайт «qamqor.gov.kz» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://qamqor.gov.kz/portal/page/portal/POPageGroup/ Services/Pravstat. Дата обращения: 06.05.2018.
В пункте 27 принятого в целях обеспечения единой судебной практики по делам о террористических и экстремистских преступлениях нормативного постановления Верховного Суда РК от 8 декабря 2017 года отмечается, что «при обсуждении вопроса о назначении или неназначении указанного вида дополнительного наказания судам необходимо принять во внимание все обстоятельства дела, наступившие от террористических и (или) экстремистских преступлений последствия и данные о личности виновного. Решение суда в этой части должно быть мотивировано».
Таким образом, имеющаяся правоприменительная практика в части назначения наказания в виде лишения гражданства позволяет утверждать об его в большей степени предупредительной, нежели карательной функции.
На этапе обсуждения положений о возможности введения «лишения гражданства» наиболее острым являлся вопрос о недорабо-танности механизма реализации такого наказания.
Во-первых, если лишение гражданства является мерой недопущения возврата в страну лиц, участвующих в террористической деятельности и находящихся за пределами страны, то, следовательно, они привлекаются к уголовной ответственности в заочном порядке. Такой порядок предусмотрен действующим УПК, когда разбирательство уголовного дела в отсутствие подсудимого может быть допущено в случае его нахождения вне пределов РК и уклонения от явки в суд (статья 335 УПК РК). Следует отметить, что в большинстве развитых юрисдикций такой порядок является исключительной мерой и чаще рассматривается как нарушение права человека на судебную защиту своих прав и свобод и ограничение прав на доступ к правосудию.
Во-вторых, если у правоохранительных органов страны имеются достоверные данные об участии гражданина Казахстана в террористической деятельности за рубежом, которые приняты судом, и в отношении этого гражданина вынесен обвинительный приговор, то для реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности и наказания следует обеспечить полное отбывание назначенного судом наказания. Ведь лишение гражданства назначается только наряду с основным наказанием, которым чаще всего является лишение свободы.
В-третьих, должен ли механизм реализации наказания в виде лишения гражданства предполагать последующее выдворение лица за пределы РК?
Проблемные вопросы реализации лишения гражданства обсуждались в рамках Правительственного часа 16 апреля 2018 года на тему «О состоянии и мерах по обеспечению миграционного контроля в Республике Казах-
стан»7. Так, депутатами отмечено, что порядок исполнения лишения гражданства предусмотрен в УИК РК, однако «там ничего не сказано о выдворении таких лиц из Казахстана после отбытия наказания в виде лишения свободы на определенный срок». Кроме того, в ходе обсуждения указано на отсутствие практики применения данной меры.
Как отмечалось ранее, лишение гражданства может применяться как в отношении лиц, находящихся на территории страны, так и в отношении лиц, пребывающих вне её пределов. При этом порядок исполнения наказания в виде лишения гражданства закреплен в статье 71-1 Уголовно-исполнительного кодекса РК. Так, после лишения лица гражданства Республики Казахстан документ, подтверждающий гражданство, изымается, а взамен ему выдается удостоверение лица без гражданства (часть четвертая статьи 71-1 УИК РК).
К настоящему времени в законодательстве остается неопределенным вопрос о правовом статусе лица в случае лишения его гражданства Республики Казахстан, которое находится на территории Казахстана после отбывания назначенного основного наказания. Следует отметить, что вопросы выдворения таких лиц за пределы Республики Казахстан после отбывания наказания также не предусмотрены в законодательстве. Заметим, что само выдворение представляет собой серьезную ограничительную меру, которая рассматривается в качестве дополнительного уголовного наказания и административного взыскания (статья 51 УК РК и статья 51 КоАП РК). В Гражданско-процессуальном кодексе Республики Казахстан (Глава 49 ГПК РК) имеются положения о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан, которые применяются за нарушение законодательства РК по заявлению органов внутренних дел в суд.
Представляется, что правовыми основаниями для последующего выдворения лица, лишенного гражданства Казахстана, за пределы страны после отбытия им основного наказания должны быть:
- совершение лицом уголовного правонарушения и привлечение его к уголовной ответственности с назначением дополнительного уголовного наказания в виде выдворения за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства наряду с основным наказанием;
- совершение лицом административного правонарушения и привлечение его к административной ответственности путём применения к нему административного выдворения за пределы Республики Казахстан;
- наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении лицом законодательства Республики Казахстан.
Следовательно, не может производиться
7Статус лишенных гражданства Казахстана не урегулирован // Сайт «tengrinews.kz» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/status-lishennyih-grajdanstva-kazahstana-uregulirovan-vitse-342170/. Дата обращения: 06.06.2018.
Цыдмыстыц ц^Цыц жэне цылмыстыц процесс
автоматическое выдворение за пределы страны лица, которого лишили гражданства по приговору суда, так как для выдворения необходимы дополнительные правовые основания.
С другой стороны, сложно представить ситуацию, когда лиц, лишенных гражданства Казахстана по столь серьезным основаниям, не являющихся гражданами другого государства, осужденных в РК и отбывших наказание на территории РК, в последующем приняло бы какое-либо государство.
В этом контексте следует отметить, что одно из актуальных на сегодня в международном праве направлений сотрудничества по вопросу взаимного обмена лиц, нарушивших законодательства заинтересованных стран, соглашения о реадмиссии, не способны раз-
^ешить рассматриваемый нами вопрос. Так, азахстан имеет ратифицированные законами республики соглашения о реадмиссии с 16-ю государствами мира, однако все они ограничены приёмом и передачей граждан, граждан третьих государств или лиц без гражданства, которые незаконно въехали, пребывают или проживают на территории государства. Следовательно, процедура реадмиссии применима для целей пресечения незаконного нахождения лица на территории того или иного государства и не охватывает случаи законного въезда, выезда и пребывания лица.
Что касается проблемы лишения гражданства лица, находящегося вне пределов Республики Казахстан, следует обратить особое внимание на норму пункта 8) статьи 21 Закона РК «О гражданстве Республики Казахстан», согласно которому гражданство РК утрачивается лицом «вследствие его участия в иностранных вооруженных конфликтах, экстремистской и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства». Данная норма была введена в соответствии с Законом РК от 22 декабря 2016 года. Таким образом, данные лица автоматически утрачивают гражданство Республики Казахстан и не смогут вернуться и законно пребывать на территории Республики Казахстан.
Гражданство прекращается с момента регистрации его утраты, которая осуществляется органами внутренних дел при поступлении информации из уполномоченного государственного органа о том, что лицо принимало участие в иностранных вооруженных конфликтах, экстремистской и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства. Следует также отметить, что лицо, которое утратило гражданство РК по такому основанию, не может быть восстановлено в гражданстве (статья 17 Закона РК «О гражданстве Республики Казахстан»).
Таким образом, наличие механизма утраты гражданства исключает необходимость назначения уголовного наказания в виде лишения гражданства лицам (гражданам РК), участвующим в иностранных вооруженных конфликтах, экстремистской и террористической деятельности на территории иностран-
ного государства.
Отмечаем, что при такой процедуре не нарушается принцип неотвратимости ответственности и наказания, так как действие норм УК распространяется только на граждан РК, совершивших уголовное правонарушение за её пределами. На иностранцев, а также лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РК, совершивших преступления за пределами РК, действие норм УК распространяется лишь в случае, если эти деяния направлены против интересов Республики Казахстан.
В этой связи, применение наказания в виде лишения гражданства следует рассматривать в качестве возможной меры только в отношении граждан РК, совершивших соответствующее преступление на территории Казахстана.
Опираясь на ранее изложенные доводы по вопросу о выдворении лишённых гражданства РК лиц за пределы страны, полагаем необходимым поставить вопрос об усилении контроля и реабилитации лиц, лишенных гражданства и отбывших наказание.
В частности, одним из механизмов, направленных на снижение рисков рецидива, является административный надзор. Справедливо отмечает А.О. Астахова, что «административный надзор не является продолжением наказания лицу, освобожденному из мест лишения свободы, а имеет своей целью предупреждение повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путём систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуально профилактического воздействия» [5].
Полагаем, что пересмотр комплекса предупредительных мер в рамках административного надзора в отношении лиц, лишённых гражданства, позволит разрешить вопрос об их дальнейшем (после освобождения) пребывании в обществе с одновременным обеспечением безопасности последнего.
Учитывая характер общественной опасности преступлений, по которым применимо лишение гражданства, представляется обоснованным установить более жесткий режим надзора для такой категории лиц. Так, следовало бы увеличить значение продлеваемого срока адмнадзора с 6 месяцев до 1 года за нарушение правил и ограничений адмнадзо-ра или совершение правонарушений (статья 6 Закона РК «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»). Отметим, что такой подход уже применяется к лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Кроме того, следовало бы установить дополнительные формы контроля над образом жизни и поведением данной категории лиц после освобождения из мест лишения свободы. В частности, путем возложения на них обязанностей (ограничений) не покидать место жительства и не выезжать за пределы района (города) без уведомления органов полиции и периодически (не реже 1 раза в месяц)
являться к участковому инспектору полиции для проведения профилактической беседы.
Также в контексте рассмотрения проблем реализации наказания в виде лишения гражданства следовало бы также обратить внимание на следующее. Как показывает статисти-ка8, по данным за 2017 год наибольшее число лиц - 31, осуждено по части второй статьи 257 УК (участие в деятельности террористической группы или в совершаемых ею актах терроризма), за 3 месяца 2018 года - 3 лица. Примечательно, что санкции частей первой и третьей статьи 257 УК предусматривают дополнительное наказание в виде лишения гражданства, а части второй - нет. Таким образом, не учитывается обстоятельство, что одной из целей введения такого наказания было заявлено предупреждение и пресечение участия граждан Республики Казахстан в террористических организациях, как на территории страны, так и за её пределами, что в полной мере охвачено составом части второй статьи 257 УК Республики Казахстан.
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. Действующее законодательство Казахстана предусматривает нормы, согласно которым лицо автоматически утрачивает гражданство страны, если участвует в иностранных
вооруженных конфликтах, экстремистской и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства. При этом нет необходимости в применении к такому лицу меры наказания в виде лишения гражданства.
2. Выдворение лишённого гражданства лица после отбытия основного наказания не является возможным только лишь на основании приговора суда, по которому оно осуждено и лишено гражданства. Выдворение этого лица может быть произведено по иным основаниям, установленным в законах. Несмотря на то, что Уголовный кодекс допускает назначение одновременно нескольких видов дополнительных наказаний за совершенное деяние, суд не может назначить одновременно лишение гражданства и выдворение за пределы РК, так как на момент вынесения приговора осуждаемое лицо еще не является лицом без гражданства.
3. Следует предусмотреть меры по дальнейшему совершенствованию системы реабилитации осужденных, в особенности по преступлениям террористической и экстремистской направленности, а также ужесточить меры административного надзора, применяемые к таким лицам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нургазинов Б.К., Ахмеджанов Ф.Р. Статистический анализ законов Республики Казахстан «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» от 30 декабря 1998 года № 339, «О противодействии терроризму» от 13 июля 1999 года № 416 (по состоянию на 19 апреля 2018 года) // Сайт «zakon.kz» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.zakon.kz/4914589-statisticheskiy-analiz-zakonov.html. Дата обращения: 05.06.2018;
2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебник: В 2 т. Т. 1. М., 2005. - С. 515;
3. Линдерман К. Франция правеет, террористов хотят лишать гражданства // Сайт «regnum.ru» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/2061422.html. Дата обращения: 12.05.2018;
4. Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. - М., 1969. - С. 152.
5. Астахова А.О. Уголовно-правовые последствия административного надзора и ограничения свободы //Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 2 (43). - С. 230-232.
REFERENCES
1. Nurgazinov B.K., Ahmedzhanov F.R. Statisticheskij analiz zakonov Respubliki Kazahstan «O gosudarstvennom kontrole za oborotom otdel'nyh vidov oruzhija» ot 30 dekabrja 1998 goda № 339, «O protivodejstvii terrorizmu» ot 13 ijulja 1999 goda № 416 (po sostojaniju na 19 aprelja 2018 goda) // Sajt «zakon.kz» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.zakon.kz/4914589-statisticheskiy-analiz-zakonov.html. Data obrashhenija: 05.06.2018;
2. Avakjan S.A. Konstitucionnoe pravo Rossii: Uchebnik: V2 t. T. 1. M., 2005. - S. 515;
3. Linderman K. Francija praveet, terroristov hotjat lishat' grazhdanstva // Sajt «regnum.ru» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://regnum.ru/news/2061422.html. Data obrashhenija: 12.05.2018;
4. Shevcov KS. Grazhdanstvo v sovetskom sojuznom gosudarstve. -M., 1969. - S. 152.
5. Astahova A.O. Ugolovno-pravovye posledstvija administrativnogo nadzora i ogranichenija svobody // Vestnik Omskogo universiteta. Serija «Pravo». 2015. № 2 (43). - S. 230-232.
8Статистический отчёт. Форма №1-М. Отчёт о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования // Сайт «qamqor.gov.kz» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://qamqor.gov.kz/portal/page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat. Дата обращения: 15.05.2018.