Крутелёва Л.Ю.
Формирование антитерористического сознания на основе смысложизненныой концепции личности
В статье рассматривается возможность формирования установок анти-террористического сознания на уровне смысловых структур личности и их включенность в смысложизненную концепцию личности.
Ключевые слова: смысложизенная концепция личности, антитеррористи-ческая деятельность, смысловые структуры личности.
В начале третьего тысячелетия мировое сообщество лицом к лицу столкнулось с террористической угрозой. И хотя терроризм не является новообразованием конца Х1Х-ХХ1 вв. - его истоки можно проследить еще в древнем мире (иудейская секта сикариев) и в средние века (секта Хашашаинов), в настоящее время он стал всеохватывающим явлением. Можно сказать, что современный мир шагнул не только в эпоху глобализации, но и в эпоху тотального противодействия терроризму.
Однако отношение к терроризму, закладывающееся под воздействием социума (религия, государственная политика, референтные группы, семья и т.д.), формируется на уровне смысловых структур личности. Поэтому и формирование антитеррористического сознания личности должно вестись в первую очередь с учетом смысловых особенностей той или иной группы населения.
Смысловая сфера личности формируется на основе жизненных отношений субъекта и в дальнейшем отвечает за регуляцию его жизнедеятельности. В своей работе «Психология смысла» Д.А. Леонтьев пишет, что «смысловая сфера личности - это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах» [3, с. 154].
Отношения субъекта с миром на уровне смысловой сферы личности отражаются в смысловых структурах различного уровня:
-структурах первого уровня, непосредственно участвующих в формировании деятельности и поведения в данной конкретной ситуации (личностный смысл, смысловая установка);
-структурах второго уровня, ответственных за смыслообразование и оказывающих непосредственное влияние на структуры первого уровня (мотивы, смысловые конструкты и смысловые диспозиции);
-структурах третьего уровня, являющиеся начальной точкой для процессов смыслообразования и смыслопорождения (высшие смыслы и личностные ценности).
Все смысловые структуры тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Важно отметить, что надситуативные смысловые структуры (структуры второго и третьего уровня) представляют собой смысложизенную концепцию
WWW.PRO.RSU.RU
личности - «стержневую направленность личности, ее смысл жизни. Она содержит в себе те жизненные смысловые универсалии, те ценности, которые и составляют основу личности» [2, с. 60].
Таким образом, для того, чтобы субъект в поведении и деятельности (т.е. на уровне личностного смысла и смысловой установки) демонстрировал неприятие террора, гуманистические ценности должны составлять основу его смысложизненной концепции, а значит входить в состав его смысловых структур второго и третьего уровня.
Говоря об отвержении субъектом террористических установок и принятии им общечеловеческих гуманитарных ценностей необходимо проследить движение этих ценностей на уровне смыслов и смысловых структур в смысловой сфере личности, т.е. включенность их в ее смысложизненную концепцию.
Так, личностный смысл, являясь регуляторным механизмом деятельности, представляет субъекту в каждой конкретной ситуации роль и место отражаемой им действительности в системе его жизнедеятельности. Можно сказать, что личностный смысл является для субъекта своеобразным «переводчиком», демонстрируя ему «значение для него» данной ситуации, данной деятельности и данных поступков в каждый конкретный момент времени.
Смысловая установка, являясь составляющей исполнительных механизмов деятельности, призвана в различных формах оказывать воздействие на особенности протекания этой деятельности вплоть до ее полного прекращения и порождения другой альтернативной деятельности. Особенность смысловой установки заключается в том, что она, оказывая стабилизирующее, отклоняющее, преградное или дезорганизующее воздействие, определяет направленность протекания деятельности субъекта. Таким образом, личность в зависимости от преобладающей у нее в данной конкретной ситуации смысловой установки будет демонстрировать антитеррористическое (или террористически направленное) поведение.
Важно отметить, что смысловые структуры первого уровня могут быть отражены в сознании личности и, таким образом, отрефлексрованы субъектом.
Переходя к структурам второго уровня, необходимо особо отметить, что именно эти структуры ответственны за смыслообразование и оказывают непосредственное влияние на структуры первого уровня.
Мотив, являясь ситуативно формирующейся смысловой структурой, обладает свойством побуждать и направлять деятельность в зависимости от потребностей личности. «Мотивом деятельности может стать предмет, смысл которого имеет следствием необходимость для субъекта произвести посредством своей деятельности изменение в своем жизенном мире. Смысл мотива задается, как правило, связью его не с одной, а с целым рядом потребностей» [3, с. 204]. Таким образом, мотивом антитеррористической деятельности могут стать потребности в мире, собственной безопасности и безопасности своей семьи, в благополучии и спокойном добрососедском существовании и т.д.
Смысловая диспозиция представляет собой укорененные в структуре личности отношения к значимым объектам. Можно сказать, что смысловая диспозиция конкретизируется в стереотипах субъекта и его предрасположенности в определенных ситуациях действовать каким-то определенным образом. Следовательно, чтобы поведение субъекта носило антитеррористический характер, для субъекта вне зависимости от ситуации должны быть значимы такие объекты и явления окружающего мира как, например, положительное отношение к конкретным людям и людям вообще, любовь к родному краю и Родине в целом и т.д.
Согласно Д.А. Леонтьеву, смысловой конструкт может быть описан как «устойчивая категориальная шкала», при помощи которой субъект определяет и оценивает для себя значимость той или иной характеристики данного объекта или явления действительности. Говоря о смысловых структурах второго уровня, важно подчеркнуть, что именно смысловой конструкт наиболее тесно связан с высшими смыслами и личностными ценностями субъекта. Поскольку именно смысловому конструкту принадлежат такие функции, как оценка, дальнейшая дифференциация и/или объединение предметов по какому-либо признаку, то «актуализируясь в конкретной деятельности во многом под влиянием актуальных мотивов, они (смысловые конструкты) привносят в ее смысловую регуляцию компоненты, отражающие стратегическую ориентацию личности и в максимальной степени независимы от актуальной направленности деятельности и от сиюминутных интересов» [3, с. 223]. Таким образом, говоря о смысловом конструкте применительно к антитеррористической деятельности личности, можно сказать, что он является своеобразной шкалой, «измерительной линейкой», по которой субъект зачастую неосознанно оценивает окружающую действительность и свою деятельность. Гранями на такой «линейке» могут быть такие полюса, как «хорошо - плохо», «свой - чужой», «созидание - разрушение», «гуманно - негуманно» и т.п.
Говоря о структурах третьего уровня - высшие смыслы и личностные ценности -важно еще раз подчеркнуть, что они являются отправной точкой для процессов смыслообразования и смыслопорождения и конкретизируются в мировоззрении личности и ее образе мира. Таким образом, для того, чтобы у субъекта сформировалось картина мира, включающая антитеррористическую деятельность как один из основных жизненных смыслов, необходимо, чтобы такие гуманитарные ценности, как толерантность, мирное сосуществование, уважение Другого и др., были интериоризированы личностью на уровне глубинных высших смыслов и личностных ценностей.
Таким образом, мы рассмотрели процесс представленности антитеррори-стических смыслов на всех уровнях функционирования смысловых структур личности и формирование гуманитарной направленности как одной из базисных составляющих смысложизенной концепции личности.
Необходимо обратить внимание на еще один основополагающий момент. Поскольку, как отмечает Д.А. Леонтьев, «селекция, присвоение и ассимиляция
WWW.PRO.RSU.RU
индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей» [3, с. 231], огромное значение играет социальное окружение субъекта и особенности его ведущей деятельности. Соответственно, для того, чтобы ведущими смысловыми ориентирами в жизненном мире субъекта стали гуманитарные антитеррористические ценности, которые в дальнейшем будут являться смыслообразующими основаниями его жизнедеятельности, необходимо создание специальных условий на всех уровнях взаимодействия с субъектом, как на уровне семьи, различных образовательных учреждений и социальных институтов, так и на уровне всего государства в целом.
В качестве примеров создания таких условий на уровне смысловых структур можно назвать следующие:
-развитие толерантности субъекта как одной из базисных ценностей личности;
-формирование социальной и коммуникативной компетентности личности; -формирование гражданской идентичности и гражданской позиции субъекта;
-пропагандирование общепризнанных гуманитарных ценностей вне зависимости от этнической, конфессиональной и культурной принадлежности личности;
-подчеркивание общего исторического прошлого и совместных достижений представителей различных народов, конфессий и культур;
-нацеленность на «сотрудничество», а не на «противоборство»;
-выделение ценности многообразия как возможности для творчества и личностного развития;
-особое акцентирование внимания на современных успехах и достижениях в процессе совместной деятельности.
В заключение необходимо еще раз отметить, что терроризм сегодня носит транснациональный характер, и решать данную проблему возможно только совместными усилиями всех членов общества, что приводит к необходимости разработки комплексных подходов и единых методов противостояния различным террористическим проявлениям. При этом первостепенную роль играет ориентация на смысловую сферу личности, учет особенностей смыслообразования и смыслопорождения субъекта, создание условий для гармоничного развития, пропаганда идеологии гражданского общества и целенаправленное формирование гуманитарных ценностей, которые будут способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей.
Литература
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003. -480 с.
2. Крутелёва Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык: дисс... канд. психол. наук - Ростов-на-Дону, 2005. - 222 с.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.