Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦАМИ, ОТБЫВШИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦАМИ, ОТБЫВШИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И ПРЕВЕНТИВНЫЙ НАДЗОР / ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ПРОБАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапов Андрей Михайлович, Куликов Сергей Григорьевич

На основании оценки уголовно-исполнительного законодательства отдельных стран - участников Содружества Независимых Государств рассматриваются основы постпенитенциарного контроля за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы. Наряду с описанием существующих механизмов постпенитенциарного контроля за лицами, отбывшими лишение свободы (административный надзор, превентивный надзор, профилактическое наблюдение), рассматриваются его новые виды (пробационный контроль, пробационный надзор и другие). Кроме того, в статье проводится сравнительно-правовой анализ законодательной регламентации индивидуальных программ социально-правовой помощи и ресоциализации в рамках реализации постпенитенциарного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потапов Андрей Михайлович, Куликов Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PECULIARITIES OF POST-PENITENTIARY CONTROL OVER PERSONS WHO HAVE SERVED A SENTENCE OF DEPRIVATION OF LIBERTY IN THE PENITENTIARY LEGISLATION OF INDIVIDUAL COUNTRIES - MEMBERS OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

The authors consider the basics of post-penitentiary control over persons who have served a sentence of imprisonment on the basis of the assessment of the penal legislation of individual countries - members of the Commonwealth of Independent States. Along with the description of the existing mechanisms of post-penitentiary control over persons who have served deprivation of liberty (administrative supervision, preventive supervision, preventive supervision), its new types (probation control, probation supervision, etc.) are considered. In addition, the article provides a comparative legal analysis of the legislative regulation of individual programs of social and legal assistance and resocialization in the framework of the implementation of post-penitentiary control.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦАМИ, ОТБЫВШИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

УДК 343.843

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-247-12-21-29

АНДРЕИ МИХАИЛОВИЧ ПОТАПОВ

начальник факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы И [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0047-1000 Вологда

СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ КУЛИКОВ

заместитель начальника факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования ВИПЭ ФСИН России, полковник внутренней службы

Вологда

Об особенностях постпенитенциарного контроля за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, в уголовно-исполнительном законодательстве отдельных стран - участников Содружества Независимых Государств

Аннотация. На основании оценки уголовно-исполнительного законодательства отдельных стран -участников Содружества Независимых Государств рассматриваются основы постпенитенциарного контроля за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы. Наряду с описанием существующих механизмов постпенитенциарного контроля за лицами, отбывшими лишение свободы (административный надзор, превентивный надзор, профилактическое наблюдение), рассматриваются его новые виды (пробационный контроль, пробационный надзор и другие). Кроме того, в статье проводится сравнительно-правовой анализ законодательной регламентации индивидуальных программ социально-правовой помощи и ресоциализации в рамках реализации постпенитенциарного контроля.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, лишение свободы, освобождение от отбывания наказания, административный и превентивный надзор, профилактическое наблюдение, пробационный контроль и надзор

Для цитирования

Потапов А. М., Куликов С. Г. Об особенностях постпенитенциарного контроля за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, в уголовно-исполнительном законодательстве отдельных стран - участников Содружества Независимых Государств // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 12. С. 21-29. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-247-12-21-29.

© Потапов А. М., Куликов С. Г., 2022

ANDREY M. POTAPOV

Head of the Faculty of Vocational Education and Additional Professional Education of VILE of the FPS of Russia, Candidate of Law, Associate Professor, Colonel of the Internal Service [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0047-1000

Vologda

SERGEY G. KULIKOV

Deputy Head of the Faculty of Vocational Education and Additional Professional Education of VILE of the FPS of Russia, Colonel of the Internal Service

Vologda

On the peculiarities of post-penitentiary control over persons who have served a sentence of deprivation of liberty in the penitentiary legislation of individual countries - members of the Commonwealth of Independent States

Abstract. The authors consider the basics of post-penitentiary control over persons who have served a sentence of imprisonment on the basis of the assessment of the penal legislation of individual countries - members of the Commonwealth of Independent States. Along with the description of the existing mechanisms of post-penitentiary control over persons who have served deprivation of liberty (administrative supervision, preventive supervision, preventive supervision), its new types (probation control, probation supervision, etc.) are considered. In addition, the article provides a comparative legal analysis of the legislative regulation of individual programs of social and legal assistance and resocialization in the framework of the implementation of post-penitentiary control.

Keywords: criminal executive legislation, imprisonment, release from punishment, administrative and preventive supervision, preventive supervision, probationary control and supervision

For citation

Potapov A. M., Kulikov S. G. On the peculiarities of post-penitentiary control over persons who have served a sentence of deprivation of liberty in the penitentiary legislation of individual countries - members of the Commonwealth of Independent States // Vedomosti of the Penal System. 2022. No. 12. P. 21-29. https://www. doi.org/10.51522/2307-0382-2022-247-12-21-29.

Многоаспектное содержание задачи предупреждения рецидива преступлений прямым образом связано с целями уголовного наказания в виде исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. Достижению указанных целей и задачи служит комплекс средств, одним из которых выступает постпенитенциарный контроль за освобожденными от отбывания наказания в виде лишения свободы, являющийся важной ступенью прогрессивной системы отбывания наказания. Очевидно, что только посредством постпенитенциарного контроля не достичь указанных целей и задачи. Однако в рамках данной статьи нам представляется целесообразным рассмотреть его закрепление в активно развивающемся в вопросах постпенитенциарного сопровождения освобожденных от отбывания наказания уголовно-исполнительном законодательстве стран -участников Содружества Независимых Государств (далее - стран СНГ) [1]. Именно оценка динамики развития и закрепления новых институтов в его содержании в указанном направлении свидетельствуют об актуальности проведения сравнительно-правового исследования заявленной темы. Кроме того, теоретическая и практическая значимость сравнительно-правового исследования рассматриваемого вопроса актуальна и для уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в целях использования законодательного опыта стран СНГ в отечественной нор-мотворческой и правоприменительной практике. Данный вопрос представляет и научный интерес, что нашло отражение в юридической литературе [2].

Переходя к содержанию исследуемого вопроса, отметим, что основные виды контроля за освобожденными в странах СНГ реализуются органами внутренних дел (административный надзор) и специализированными органами (пробационный контроль или надзор). В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, выделяются иные виды контроля, которые также будут рассмотрены в статье.

Административный надзор как вид постпенитенциарного контроля закреплен в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан (статья 171 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, далее -УИК Казахстана), Республики Таджикистан (статья 213 Кодекса исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан, далее - КИУН Таджикистана), Республики Туркменистан (статья 180 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Туркменистан, далее - УИК Туркменистана), Республики Узбекистан (статья 171 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан). Предусмотрен он и в Российской Федерации (статья 1731 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Как правило, данный вид контроля устанавливается за лицами, освобожденными по окончании срока отбывания наказания, но не исключает его установление и в отношении освобождаемых по иным основаниям. В этом случае законодатель в странах СНГ исходит не из оснований освобождения от отбывания наказания, а из категории освобождаемых. Так, данный вид контроля предусмотрен за лицами, отбывшими наказание за преступление, совершенное при опасном

и особо опасном рецидиве преступлений (Казахстан, Россия, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан); за лицами, отбывшими наказание за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних (Россия, Казахстан); за подконтрольными лицами и лицами, повторно осужденными к лишению свободы (Россия, Таджикистан); за освобожденными злостными нарушителями, если ранее они отбывали наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления в отношении несовершеннолетнего при рецидиве, а также за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психоактивных веществ (Казахстан, Россия, Туркменистан).

Рассматриваемый вид контроля в указанных странах СНГ оформляется в виде постановления суда, которое выносится по мотивированному представлению администрации исправительного учреждения.

По содержанию административный надзор в странах СНГ выражается в наблюдении за поднадзорными лицами в части соблюдения последними обязанности нахождения по месту жительства (пребывания), правопослушного поведения, прибытия для регистрации и профилактических бесед. В ряде случаев данный вид контроля может сочетаться с деятельностью службы пробации (например, в Республике Казахстан), сотрудники которой проводят изучение личности освобожденного с установлением состояния здоровья, уровня его образования, трудовой занятости, наличия места жительства, а также выясняют иные сведения, необходимые для определения объема предоставляемой ему социально-правовой помощи, разъясняют порядок ее предоставления. Кроме того, в соответствии со статьей 172 УИК Казахстана для контроля за поднадзор-

ным лицом могут быть использованы электронные средства слежения. Данный механизм электронного контроля, на наш взгляд, может быть предложен к реализации в Российской Федерации, технические возможности для этого существуют.

Для освобожденных, не выполняющих обязанности и запреты, установленные административным надзором, предусмотрена административная ответственность, а при уклонении от административного надзора лица, отбывшие наказание, могут привлекаться к уголовной ответственности в порядке, установленном уголовным законодательством стран СНГ.

Порядок осуществления административного надзора закрепляется в отраслевом законодательстве стран СНГ и не входит в предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства.

Разновидностями постпенитенциарного контроля выступают: пробацион-ный контроль в Республике Казахстан (статья 19 УИК Казахстана); пробаци-онный надзор в Киргизской Республике (статья 164 Уголовно-исполнительного кодекса Киргизской Республики, далее -УИК Киргизии); надзор за лицом, условно-досрочно освобожденным от наказания, в Республике Молдова (статья 268 Исполнительного кодекса Республики Молдова, деле - ИК Молдовы).

Указанные виды надзора имеют определенные аналоги и соответствующую практику применения в зарубежных странах. Получили они свое развитие и на территории указанных стран СНГ. При этом они имеют свою специфику в зависимости от вида отбытого наказания или оснований освобождения. В Российской Федерации пробацион-ный контроль и пробационный надзор отсутствуют, но проводится активная работа по созданию схожих видов кон-

троля в рамках разрабатываемого проекта Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) [3]. Данный факт еще раз подчеркивает необходимость оценки законодательства стран СНГ, близкого по структуре и содержанию к отечественному законодательству, в целях его использования в Российской Федерации.

Дополнительно отметим, что приведенные виды контроля в указанных странах СНГ реализуются либо самостоятельным государственным органом, как в Киргизской Республике (статья 165 УИК Киргизии), либо подразделением, входящим в структуру государственного органа. Так, в Республике Казахстан это орган уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы [4], а в Республике Молдова - Национальная инспекция по пробации, являющаяся административным органом, подведомственным Министерству юстиции [5].

В Республике Казахстан и Республике Молдова указанные виды контроля устанавливаются в отношении лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы. В Киргизской Республике про-бационный надзор осуществляется в отношении лиц, освобожденных судом от отбывания наказания в виде лишения свободы в течение пяти лет на срок, установленный приговором суда.

Раскрывая содержание постпенитенциарного контроля в указанных странах СНГ, отметим, что в Республике Казахстан и Киргизской Республике помимо пробационного контроля (надзора) также осуществляется процесс оказания социально-правовой помощи (ресоци-ализации) (статья 169 УИК Казахстана, статья 165 УИК Киргизии), в Республике Молдова выделяется только пробацион-ный надзор (статья 268 ИК Молдовы).

Содержание пробационного контроля в Республике Казахстан во многом аналогично административному надзору в данной стране, отличием выступают, как мы уже отмечали, категории лиц, в отношении которых реализуются данные виды контроля, а также полномочия органов внутренних дел по представлению в суд материалов об отмене условно-досрочного освобождения. В этом случае часть функций службы пробации перераспределена на органы внутренних дел.

В Республике Молдова функции про-бационного надзора за лицами, освобожденными условно-досрочно, возлагаются на Национальную инспекцию по пробации, и в целом они похожи по содержанию на функции пробационного контроля или административного надзора в Республике Казахстан, в том числе функции по возможности осуществления электронного наблюдения за подконтрольными лицами.

В Киргизской Республике содержание контроля определяется планом проба-ционного надзора или ресоциализации и фактически идентично данному процессу в Республике Казахстан и Республике Молдова, за исключением возможности электронного наблюдения. Также статья 166 УИК Киргизии устанавливает возможность изменения объема обязанностей у подконтрольного. Кроме того, данная норма содержит возможность досрочной частичной или полной отмены контроля при наличии соответствующих оснований (положительные результаты ресоциализации).

Содержание процесса оказания социально-правовой помощи (ресоциали-зации) представляет новое направление деятельности службы (органа) проба-ции в странах СНГ, где она существует. В рамках данной деятельности также осуществляются контрольные функции за лицами, отбывшими наказание, поэ-

тому существует необходимость ее анализа. На это постоянно обращается внимание в юридической литературе [6].

Прежде всего отметим, что лица, отбывшие наказание, ставятся на учет в службе (органе) пробации (статья 169 УИК Казахстана, статья 165 УИК Киргизии, статья 268 ИК Молдовы). Дополнительно указанными нормами УИК Казахстана и УИК Киргизии предусмотрено обязательное изучение личности освобожденного, наличия места жительства, уровня образования, трудовой занятости, состояния здоровья. На основании полученных данных составляется индивидуальная программа оказания социально-правовой помощи освобожденному и разъясняется порядок ее выполнения. В процессе реализации программы возможно внесение в нее изменений и дополнений. Способствовать реализации указанной программы могут общественные объединения, органы местной власти и иные участники. В то же время только в Киргизской Республике (статья 165 УИК Киргизии) закреплено право освобожденного отказаться от участия в программе.

Сравнительно-правовой анализ законодательного закрепления института пробации в Республике Казахстан, Киргизской Республике и Республике Молдова демонстрирует его комплексный характер, отражающий как вопросы контроля, так и вопросы оказания помощи освобожденным. На наш взгляд, с учетом активной законотворческой деятельности в сфере создания в нашей стране института пробации данный опыт может быть использован в отечественном законодательстве. На эти моменты обращают свое внимание ведущие ученые в области уголовно-исполнительного законодательства [6].

Рассмотрев административный надзор и пробацию как основные виды кон-

троля, необходимо дать оценку иным его видам, которые также закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ.

Так, в Республике Азербайджан в уголовно-исполнительном законодательстве постпенитенциарный контроль установлен только за лицами, освобожденными условно-досрочно. Функции контроля в данном случае возлагаются на исполнительного чиновника по месту жительства освобожденного (статья 178 Кодекса Азербайджанской республики об исполнении наказаний). Кроме того, контроль осуществляется за беременными женщинами и лицами, имеющими малолетних детей, а также мужчинами, самостоятельно воспитывающими детей в возрасте до четырнадцати лет, при предоставлении им отсрочки отбывания наказания, а также за условно осужденными (статьи 172, 179 и 180 Кодекса Азербайджанской Республики об исполнении наказаний).

В Республике Армении уголовно-исполнительные инспекции обеспечивают контроль за освобожденными от наказания (статья 120 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Армения).

В Республике Беларусь за отдельными категориями освобожденных предусматривается профилактическое наблюдение. Данные категории освобожденных фактически совпадают с категориями лиц, в отношении которых установлена пробация в рассмотренных ранее странах СНГ. Профилактическое наблюдение осуществляют органы внутренних дел (статья 196 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, далее -УИК Беларуси). Дополнительно профилактическое наблюдение устанавливается в отношении условно-досрочно освобожденных (статьи 196, 197 УИК Беларуси). Эти функции возложены как

на органы внутренних дел, так и на уголовно-исполнительные инспекции.

Кроме того, в Республике Беларусь реализуется дополнительный вид контроля - превентивный надзор в соответствии со статьями 198-201 УИК Беларуси. Данный вид контроля по категориям подконтрольных лиц и своему содержанию аналогичен административному надзору в уже рассмотренных странах СНГ.

В Республике Туркменистан за лицами, освобожденными условно-досрочно, законодатель установил наблюдение органов внутренних дел совместно с наблюдательной комиссией (статья 180 УИК Туркменистана). Кроме того, в Республике Туркменистан реализуется и административный надзор за освобожденными, контроль за поведением осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, при предоставлении им отсрочки отбывания наказания (часть 8 статьи 174 УИК Туркменистана), а также контроль за поведением условно осужденных (статьи 181, 182 УИК Туркменистана).

В Республике Таджикистан наблюдение за освобожденными от наказания возложено как на государственные органы, так и на иные организации. К государственным органам, в компетенцию которых входит данный вид деятельности, отнесены инспекции исправительных работ, а также государственные и местные органы власти. К иным субъектам контроля законодатель отнес общественные объединения и трудовые коллективы (часть 1 статьи 213 КИУН Таджикистана). При этом надзор за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, возлагается на органы внутренних дел, трудовые коллективы (часть 2 статьи 213 КИУН Таджикистана). Расширение круга субъектов и участников постпенитенциарного кон-

троля может оцениваться только с положительной стороны.

Таким образом, рассмотрев основные особенности анализируемой сферы, необходимо сделать ряд выводов.

Во-первых, уголовно-исполнительное законодательство всех стран СНГ содержит положения, регламентирующие особенности постпенитенциарного контроля за освобожденными. Данный факт, безусловно, создает правовую основу для выполнения задачи пресечения и профилактики рецидива освобожденных из мест лишения свободы.

Во-вторых, во всех странах СНГ функционируют специализированные государственные органы или службы, обеспечивающие постпенитенциарный контроль за отдельными категориями освобожденных. В то же время ведомственная принадлежность этих подразделений и особенности категорий лиц, за которыми осуществляется контроль с их стороны, неединообразны. В данном случае каждое государство самостоятельно определяет необходимость выделения категорий освобожденных, подлежащих контролю. Отметим, что в большинстве стран СНГ лица, отбывшие наказание за особо тяжкие преступления и совершившие преступления при рецидиве, а также ряд других категорий осужденных за отдельные виды преступлений фактически всегда подлежат контролю.

В-третьих, развитие системы постпенитенциарного контроля в странах СНГ идет по пути расширения его видов и содержания. Прежде всего, отмечается активное внедрение системы пробации в постпенитенциарной сфере. Кроме того, создана законодательная основа и активно используются системы электронного наблюдения за подконтрольными лицами. Данные факты стали закономерным итогом развития уголовно-исполнительного законодательства в странах СНГ,

где есть пробация. Российская Федерация также активно идет по пути внедрения пробации в данной сфере.

В-четвертых, существующий законодательный и правоприменительный опыт стран СНГ по внедрению системы пробации, безусловно, должен быть учтен в Российской Федерации ввиду схожего содержания уголовно-исполнительного законодательства.

В-пятых, включение в содержание пробации социально-правовой помощи

освобожденным, а также планов (программ) ресоциализации, очевидно, повысит эффективность данного механизма. Такое направление пробации является ключевым и, на наш взгляд, должно получить развитие в Российской Федерации при реформировании уголовно-исполнительного законодательства и создании отраслевого законодательства о пробации.

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2, ст. 198 ; Уголовно-исполнительный Кодекс Республики Узбекистан от 25.04.1997 № 409-I // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1997. № 6 ; Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000 № 365-3 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 8. Ст. 52 ; Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний от 14.07.2000. № 908-IQ // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 2000. № 8. III кн. Ст. 586; № 12. Ст. 835 ; Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан от 06.08.2001 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2001. № 7 ; Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армения от 18.01.2005. № 3Р-60 // Официальные ведомости Республики Армения. 31.01.2005 № 8. Ст. 157 ; Исполнительный кодекс Республики Молдова от 24.12.2004 № 443-XV // Официальный монитор Республики Молдова. 03.03.2005. № 34-35/112 ; Уголовно-исполнительный кодекс Туркменистана от 25.03.2011 № 164-IV // Ведомость Меджлиса Туркменистана. 2011. № 1 ; Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 05.07.2014 № 234-V // Казахстанская правда. 2014. № 134 ; Уголовно-исполнительный кодекс Киргизской Республики от 31.01.2017 № 17 // Эркин Тоо. 08.02.2017. № 17-18.

2. Гришко А. Я. Постпенитенциарная адаптация: опыт зарубежных стран // Ресоциализация осужденных в условиях развития гражданского общества : материалы международной научно-практической конференции. Киров, 2014. C. 16 ; Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики : дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2001. 451 с. ; Баранов Ю. В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы : ав-тореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008. 37 с. ; Адоевская О. А., Грушин Ф. В., Кленова Т. В., Селиверстов В. И., Хуторская Н. Б. и др. Социальная адаптация (ресоциализация) лиц, освобождаемых и освобожденных из исправительных учреждений: итоги теоретического исследования : монография. М. : Издательский дом «Юриспруденция», 2020. 368 с.

3. О пробации в Российской Федерации : проект федер. закона (ID проекта 01/05/04-22/00126333) // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=126333 (дата обращения: 04.08.2022).

4. О пробации : Закон Республики Казахстан от 30.12.2016 № 38-VI // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2016. № 24. Ст. 128.

5. О пробации : закон Республики Молдова от 14.02.2008 № 8-XVI // Официальный монитор Республики Молдова. 2008. № 103-105/389.

6. Козаченко И. Я. Постпенитенциарный контроль в России: радужные перспективы и обоснованные сомнения // Преступление, наказание, исправление : сборник тезисов выступлений и докладов участников II Международного пенитенциарного форума. Рязань, 2015 : в 8 т. / Акад. ФСИН России. Рязань, 2015. Т. 1. С. 164-169 ; Селиверстов В. И. Социальная адаптация лиц, освобожденных из исправительных учреждений, в оценке общественного, правозащитного и профессионального мнения // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14. № 1. С. 54-64 ; Тепляшин П. В. Европейские пенитенциарные системы (теоретико-прикладное и сравнительно-правовое исследование) : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Красноярск, 2019. 46 с. ; Уткин В. А. Ресоциализация освобожденных от наказания: история и современность // Уголовная юстиция. 2014. № 1. С. 75-80.

1. Penal Code of the Russian Federation dated January 8, 1997 No. 1-FL // OG of RF. 1997. No. 2, article 198 ; Penal Code of the Republic of Uzbekistan dated April 25, 1997 No. 409-I // Vedomosti of the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan. 1997. No. 6 ; Penal Code of the Republic of Belarus dated 11.01.2000 No. 365-3 // Vedomosti of the National Assembly of the Republic of Belarus. 2000. No. 8. Art. 52 ; Code of the Republic of Azerbaijan on the execution of criminal penalties dated 14.07.2000. No. 908-IQ // Collection of Legislation of the Republic of Azerbaijan. 2000. No. 8. Book III. Art. 586; No. 12. Art. 835 ; Code of Execution of Criminal Punishments of the Republic of Tajikistan dated 08/06/2001 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. 2001. No. 7 ; Criminal Executive Code of the Republic of Armenia dated 18.01.2005. No. 3P-60 // Official Vedomosti of the Republic of Armenia. 31.01.2005 No. 8. Art. 157 ; Executive Code of the Republic of Moldova dated 24.12.2004 No. 443-XV // Official Monitor of the Republic of Moldova. 03/03/2005. No. 34-35/112 ; Penal Code of Turkmenistan dated March 25, 2011 No. 164-IV // Gazette of the Mejlis of Turkmenistan. 2011. No. 1 ; Penal Code of the Republic of Kazakhstan dated July 5, 2014 No. 234-V // Kazakhstanskaya Pravda. 2014. No. 134 ; Penal Code of the Kyrgyz Republic dated January 31, 2017 No. 17 // Erkin Too. 02/08/2017. No. 17-18.

2. Grishko A. Ya. Post-penitentiary adaptation: the experience of foreign countries // Resocialization of convicts in the context of the development of civil society : materials of the international scientific and practical conference. Kirov, 2014. P. 16 ; Rybak M. S. Resocialization of those sentenced to deprivation of liberty: problems of theory and practice : dis. ... Doc. of Legal Sciences. Saratov, 2001. 451 p. ; Baranov Yu. V. Resocialization of those sentenced to deprivation of liberty and released from this punishment: theoretical, methodological and legal foundations : author. dis. ... Doc. of Legal Sciences. M., 2008. 37 p. ; Adoevskaya O. A., Grushin F. V., Klenova T. V., Seliver-stov V. I., Khutorskaya N. B. et al. Social adaptation (resocialization) of persons released and released from correctional institutions: results of a theoretical study : monograph. M. : Publishing House «Jurisprudence», 2020. 368 p.

3. On probation in the Russian Federation: draft feder. law (project ID 01/05/04-22/00126333) // Federal portal of projects of normative legal acts. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=126333 (date of access: 08/04/2022).

4. On probation: Law of the Republic of Kazakhstan dated December 30, 2016 No. 38-VI // Bulletin of the Parliament of the Republic of Kazakhstan. 2016. No. 24. Art. 128.

5. On probation: Law of the Republic of Moldova dated February 14, 2008 No. 8-XVI // Official Monitor of the Republic of Moldova. 2008. No. 103-105/389.

6. Kozachenko I. Ya. Post-penitentiary control in Russia: bright prospects and justified doubts // Crime, punishment, correction : a collection of abstracts of speeches and reports of participants in the II International Penitentiary Forum. Ryazan, 2015 : in 8 volumes / Acad. FPS of Russia. Ryazan, 2015. T. 1. P. 164-169 ; Seliverstov V. I. Social adaptation of persons released from correctional institutions, in the assessment of public, human rights and professional opinion // Penitentiary science. 2020. V. 14. No. 1. P. 54-64 ; Teplyashin P. V. European penitentiary systems (theoretical-applied and comparative legal research) : author. dis. ... Doc. of Legal Sciences. Krasnoyarsk, 2019. 46 p. ; Utkin V. A. Resocialization of those released from punishment: history and modernity // Criminal Justice. 2014. No. 1. P. 75-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.