DOI 10.51522/2307-0382-2021-226-3-29-37 УДК 343.843
А. М. ПОТАПОВ
начальник факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы
Вологда
ANDREY M. POTAPOV
Head of the Faculty of Vocational Training and Additional Vocational Training of the VILE of the FPS of Russia, Candidate of Law, Associate Professor, Colonel of the Internal Service
Vologda
Э. С. РАХМАЕВ
заместитель начальника экономического факультета Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы
Рязань
EDUARD S. RAKHMAEV
Deputy head of the Faculty of Economics of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Law, Associate Professor, Colonel of the Internal Service
Ryazan
Об особенностях оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в виде лишения свободы, в уголовно-исполнительном законодательстве стран - участников Содружества Независимых Государств
On the specifics of providing assistance to convicts released from serving a sentence of imprisonment in the criminal executive legislation of the member states of the Commonwealth of Independent States
Аннотация. В статье на основании оценки уголовно-исполнительного законодательства стран - участников Содружества Независимых Государств рассматриваются механизмы оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в виде лишения свободы. Наряду с предложениями по совершенствованию механизма оказания помощи лицам, отбывшим лишение свободы, в виде расширения круга лиц, которым разъясняется порядок применения принудительных мер медицинского характера, включения социальной работы как формы организации помощи лицам, отбывшим наказание, повышения эффективности уведомлений о предстоящем освобождении из мест лишения свободы, оплаты проезда к месту жительства и сопровождения после освобождения, даются варианты совершенствования отечественного уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения работой лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и предоставления им жилой площади, закрепления характера взаимодействия исправительных учреждений и центров социальной адаптации, иных специализированных государственных органов, а в перспективе - создание службы пробации. Формулируются предложения по законодательной регламентации наличия индивидуальных программ социально-правовой помощи и выделению квот рабочих мест освобождаемым лицам. Отдельно характеризуются способы поощрения физических и юридических лиц, трудоустраивающих освобождаемых из исправительных учреждений.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, лишение свободы, освобождение от отбывания наказания, трудовое и бытовое устройство, социальная адаптация, про-бация.
Abstract. Based on the assessment of the penal legislation of the member-countries of the Commonwealth of Independent States, the article examines the mechanisms for providing assistance to convicts released from serving a sentence of imprisonment. Along with proposals on improvement of the mechanism of assistance to persons who have served the imprisonment term, in the form of expanding the circle of persons who are explained the procedure for applying compulsory medical measures, including social work as a form of organizing assistance to persons who have served a sentence, increasing the effectiveness of notifications about the upcoming release from places of detention, payment of travel to the place of residence and follow-up after the release, options are formulated for improving the domestic penal legislation in terms of providing work to persons who have served a sentence of imprisonment and providing them with living quarters, consolidating the nature of interaction between correctional institutions and centers of social adaptation, and other specialized state bodies, and in the future -the creation of a probation service. Proposals are being formulated for the legislative regulation of the availability of individual programs of social and legal assistance and the allocation of job quotas to released persons. The methods of encouraging individuals and legal entities who provide jobs to persons released from correctional institutions are described separately.
Key words: penal legislation, imprisonment, release from serving a sentence, labor and living arrangements, social adaptation, probation.
12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки) Criminal law and criminology; penal law (legal sciences)
Развитие уголовного наказания в виде лишения свободы должно отвечать одной из его задач, такой как оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Указанная задача прямо предусмотрена международными стандартами обращения с осужденными, в частности, Минимальными стандарт-
ными правилами Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) принятыми в мае 2015 года [1] и реализована в уголовно-исполнительном законодательстве многих стран. Уголовно-исполнительное законодательство стран - участников Содружества Незави-
симых Государств (далее - страны СНГ) [2] также отражает данный момент в своем содержании, что обусловлено их общей основой в виде Модельного уголовно-исполнительного кодекса для государств -участников СНГ [3]. Он нашел свое отражение и в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации [4]. При этом законодательные подходы к определению порядка оказания такой помощи имеют свои особенности в зависимости от государств, их реализующих, что предполагает необходимость их изучения в целях использования положительного опыта в нормотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации, свидетельствует об их актуальности и новизне. Подтверждением данного утверждения служит и постоянное внимание к рассматриваемым вопросам со стороны науки уголовно-исполнительного права [5].
Сравнительно-правовой анализ рассматриваемых проблем целесообразно начать с указания на то обстоятельство, что в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ содержатся отдельные положения о помощи осужденным после освобождения, что подчеркивает важность данного процесса в механизме исполнения и отбывания лишения свободы. Прежде всего, это касается обязанности администрации исправительных учреждений (ИУ) оказать содействие в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых. При этом в Российской Федерации согласно части 21 статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), Киргизии согласно части 4 статьи 162 Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики (далее - УИК Кыргызской Республики) и Узбекистане согласно статье 172 Уголовно-исполнительного кодекса Республи-
ки Узбекистан (далее - УИК Республики Узбекистан) дополнительно выделена обязанность по разъяснению осужденным порядка применения к ним мер медицинского характера после освобождения. В России это касается осужденных, направляемых на освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или отсутствии у них расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение психического состояния, предупреждение совершения новых преступлений и проведение соответствующего лечения. В Киргизии и Узбекистане, это относится к осужденным, страдающим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, больным туберкулезом, венерическими заболеваниями, в отношении которых необходимо продолжение принудительного лечения, а также ВИЧ-инфицированных, подлежащих направлению в специальные учреждения органов здравоохранения. Выделяя данные особенности, мы подчеркиваем закрепление такой обязанности в уголовно-исполнительном законодательстве указанных государств, что оценивается нами положительно. В других странах указанные вопросы регулируются иными отраслями законодательства.
Следующий аспект, требующий рассмотрения, касается срока начала работы в ИУ по оказанию осужденным помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения. В Азербайджане согласно статье 175.2 Кодекса Азербайджанской Республики об исполнении наказаний (далее - Кодекс Азербайджанской Республики об ИН), Армении согласно статье 121 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Армения (далее - УИК Республики Армения), Беларуси согласно
статье 192 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее - УИК Республики Беларусь), Молдове согласно статье 282 Исполнительного кодекса Республики Молдова (далее - ИК Республики Молдова), Узбекистане согласно статье 171 УИК Республики Узбекистан такая работа начинается за три месяца до освобождения. В ряде стран СНГ, таких как Россия (статья 180 УИК РФ), Киргизия (статья 162 УИК Кыргызской Республики), Туркменистан (согласно статье 177 Уголовно-исполнительного кодекса Туркменистана, далее - УИК Туркменистана) срок составляет шесть месяцев. В Казахстане установлен срок в один год согласно статье 166 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (далее - УИК Республики Казахстан). В Таджикистане конкретный срок не установлен, так как законодательно закрепляется обязанность администрации ИУ проводить такую работу заблаговременно согласно статье 211 Кодекса исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан (далее - Кодекс ИУН Республики Таджикистан). Принимая во внимание важность процесса подготовки к освобождению и его динамику во времени, представляется дискуссионным говорить о правильности того или иного законодательного подхода относительно его срока. В данном случае необходимо принимать во внимание национальные особенности, обусловливающие такой срок, их изучение может стать предметом отдельного исследования.
Следующий аспект, сопряженный с подготовкой к освобождению осужденных в странах СНГ, связан с организацией разъяснения их прав и обязанностей в рамках трудового и бытового обеспечения на свободе. Такими формами выступают:
- организационно-воспитательная работа (статья 166 УИК Республики Казахстан);
- воспитательная работа (статья 192 УИК Республики Беларусь, статья 180 УИК РФ, статья 177 УИК Туркменистана, статья 171 УИК Республики Узбекистан);
- подготовительная работа (статья 175 Кодекса Азербайджанской Республики об ИН);
- социальная работа (статья 211 Кодекса ИУН Республики Таджикистан), законодательно форма не определена в Армении и Молдове.
После определения срока начала подготовки и способа разъяснения освобождаемым их прав и обязанностей необходимо рассмотреть вопрос о том, кто и как вовлекается в процесс помощи после освобождения из ИУ? Как правило, уголовно-исполнительное законодательство закрепляет обязанность администрации ИУ направлять уведомление об освобождении в правоохранительные органы, а также в службу занятости населения по выбранному осужденным месту жительства, а в отношении несовершеннолетних - в комиссии по делам несовершеннолетних или их аналогам. Как уже отмечалось, в ряде государств в случае необходимости организации применения принудительных мер медицинского характера уведомления направляются в медицинские учреждения. Стоит отметить, что в уголовно-исполнительном законодательстве некоторых стран СНГ предусмотрено направление уведомлений, помимо указанных органов, в службу пробации (статья 166 УИК Республики Казахстан, статья 282 ИК Республики Молдова) и (или) центры социальной адаптации лиц, отбывших наказание (статья 171 УИК Республики Узбекистан, статья 211 Кодекса ИУН Республики
Таджикистан). Создание и функционирование службы пробации на государственном уровне, а также законодательное закрепление возможности направления освобождаемых в центры социальной адаптации или их аналоги, безусловно, оценивается положительно и может быть рекомендовано к реализации в Российской Федерации. Отдельно стоит отметить, что в некоторых странах СНГ регистрация лиц в качестве нуждающихся в социальной адаптации может быть проведена только по их заявлению (статья 175.2 Кодекса Азербайджанской Республики об ИН). В Туркменистане уведомления направляются только после согласования с наблюдательной комиссией (статья 177 УИК Туркменистана). Кроме указанных случаев, в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ предусмотрены варианты направления уведомлений родственникам либо иным лицам о предстоящем освобождении осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних. При этом в Молдове данный перечень сокращен до лиц, нуждающихся в сопровождении, а также беременных женщин и несовершеннолетних (статья 283 ИК Республики Молдова). В Армении применяется расширенный перечень лиц, но с ограничением возраста малолетних детей до трех лет (статья 122 УИК Республики Армения). В Азербайджане уведомления направляются только в отношении нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременных осужденных, осужденных женщин, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет, а также несовершеннолетних осужденных (статья 176.4 Кодекса Азербайджанской Республики об ИН).
Указанные уведомления направляются, в том числе для решения вопроса возможного сопровождения указанных категорий осужденных до их места жительства после освобождения. Очевидно, что рассмотренным категориям осужденных, безусловно, требуется помощь в передвижении к выбранному месту жительства. Уголовно-исполнительное законодательство стран СНГ предусматривает такое сопровождение со стороны родственников или иных уполномоченных лиц, а также сотрудников (работников) ИУ.
В Узбекистане, помимо рассмотренных категорий, предусмотрено направление уведомлений в дипломатические представительства или консульские учреждения государств в связи с освобождением осужденных иностранных граждан. В уголовно-исполнительном законодательстве других стран СНГ данного указания не содержится, что можно рассматривать как возможность его совершенствования.
В отношении оказания помощи освобождаемым осужденным иностранным гражданам необходимо отметить в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ указания на отсутствие бесплатного проезда до их места жительства на территории другого государства. Существование такой возможности отмечается только в уголовно-исполнительном законодательстве Армении (статья 122 УИК Республики Армения). В остальных странах СНГ бесплатный проезд обеспечивается только по территории государства, где осужденный отбывал наказание в виде лишения свободы. Кроме того, все осужденные при необходимости обеспечиваются питанием на время следования или его денежной компенсацией, а также одеждой и обувью по сезону в случае ее отсутствия у освобождаемого лица. В Армении, Молдове, России и Таджикис-
тане лицу, отбывшему наказание, дополнительно может быть выплачено единовременное денежное пособие (статья 122 УИК Республики Армения, статья 283 ИК Республики Молдова, статья 181 УИК РФ, статья 211 Кодекса ИУН Республики Таджикистан).
Фактически идентичны в странах СНГ нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие возможность направления инвалидов I и II группы, а также осужденных пенсионного возраста по старости в дома престарелых и инвалидов. Разница заключается в механизме обращения осужденного и администрации ИУ в компетентные государственные органы для решения указанного вопроса. В Армении, Казахстане, Киргизии и России этот процесс выражен в просьбе (заявлении) осужденного и представлении администрации ИУ (статья 121 УИК Республики Армения, статья 167 УИК Республики Казахстан, статья 162 УИК Кыргызской Республики, статья 180 УИК РФ). В Туркмении в решении данного вопроса обязательно участвует наблюдательная комиссия (статья 177 УИК Туркменистана), в Молдове и Узбекистане достаточно заявления освобождаемого лица (статья 282 ИК Республики Молдова, статья 173 УИК Республики Узбекистан). В Азербайджане и Беларуси данный вопрос находится в компетенции специализированного органа исполнительной власти, который принимает решение с согласия освобожденного (статья 175.2 Кодекса Азербайджанской Республики об ИН, статья 192 УИК Республики Беларусь. В рамках заявленной темы публикации мы рассмотрели вопросы законодательной регламентации процесса оказания помощи лицам, освобождаемым от отбывания лишения свободы, в странах СНГ.
Исследование дополнительных правовых гарантий освобождаемых, особенно инвалидов, пенсионеров, несовершеннолетних в странах СНГ, будет осуществлено нами в рамках последующих публикаций, в которых также будут рассмотрены особенности оказания им паллиативной помощи, отдельных форм социальной работы с ними, проведение специальных мероприятий по их социальному обеспечению и защите.
Оценка вышеизложенного материала свидетельствует о комплексном подходе к вопросам оказания помощи осужденным, освобождаемым из ИУ, в странах СНГ. Однако необходимо сделать ряд выводов и сформулировать определенные предложения в анализируемой сфере. Прежде всего, стоит отметить, что, несмотря на достаточно детальную регламентацию рассматриваемых вопросов в работе ИУ, последующая деятельность, направленная на сопровождение освобожденных, или условия для ее осуществления, не всегда находит отражение в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ. Как правило, речь идет о существовании права на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи. К сожалению, варианты такого трудового и бытового устройства и видов социальной помощи были фактически полностью рассмотрены нами выше. На наш взгляд, этого недостаточно. В этой связи целесообразно проанализировать варианты, которые могли бы найти отражение как в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации, так и в законодательстве других стран. В частности, УИК Туркменистана предусматривает, что местные органы исполнительной власти обеспечивают работой лиц, освобожденных из ИУ, по возможности, с учетом имеющейся у них
специальности. В необходимых случаях указанным лицам предоставляется жилая площадь. Работа и жилье во многом определяют эффективность социальной адаптации после освобождения, являются ее основой. Данный факт подтверждается последними научными исследованиями в анализируемой сфере [6].
Конкретное закрепление обязанности государственных или муниципальных органов власти обеспечить трудоустройство и минимально необходимое жилье, очевидно, будет положительно влиять на лиц, отбывших наказание. Во многом такая деятельность может быть сопряжена с функционированием центров социальной адаптации, также законодательно предусмотренных в ряде стран СНГ. Дополнительно можно указать и на процесс сопровождения бывших осужденных со стороны специализированных государственных органов, это могут быть отмечавшиеся выше службы пробации или иные органы, указания и рекомендации которых обязательны для руководителей предприятий, учреждений и организаций в пределах их компетенции. Стоит отметить и законодательную регламентацию наличия индивидуальных программ по
объему социально-правовой помощи, необходимой для социальной адаптации после освобождения в Казахстане, которая направляется в службу пробации по избранному осужденным месту жительства. Такая практика, очевидно, требует изучения и внедрения в отечественное уголовно-исполнительное законодательство. Вопросы законодательной регламентации выделения квот рабочих мест для лиц, освобожденных из ИУ, а также способы поощрения физических и юридических лиц, их трудоустраивающих, в Казахстане успешно решены, что также создает условия для использования данного опыта в Российской Федерации. Указанные предложения находят подтверждение в научных исследованиях ведущих ученых последнего времени [7].
Данные выводы и предложения во многом обусловлены изучением результатов реформирования уголовно-исполнительного законодательства многих стран СНГ, продолжается такая работа и в Российской Федерации, что предполагает возможность учета принятых законодательных решений в странах СНГ в целях совершенствования отечественного уголовно-исполнительного законодательства. Ф
1. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) // Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/prison.shtml (дата обращения: 10.02.2021).
2. Уголовно-исполнительный Кодекс Республики Узбекистан от 25.04.1997 № 409-I (с изм. и доп. по состоянию на 30.06.2020) // ИС Параграф «Юрист» : [сайт]. URL: https://online.zakon. kz/Document/?doc_id=30421376#pos=6;-106 (дата обращения: 10.02.2021); Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000 № 365-3 // Законодательство Беларуси [сайт]. URL: https://kodeksy-by.com/ui_kodeks_rb.htm (дата обращения: 11.02.2021); Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний от 14.07.2000 № 908-IQ (с изм. и доп. по состоянию на 19.05.2020) // ИС Параграф «Юрист» : [сайт]. URL: https://online.zakon. kz/Document/?doc_id=30420206#pos=6;-106 (дата обращения: 11.02.2021); Кодекс исполнения
уголовных наказаний Республики Таджикистан от 06.08.2001 (с изм. и доп. по состоянию на 18.07.2017) // Законодательство стран СНГ : [сайт]. URL: https://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=2321 (дата обращения: 11.02.2021); Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армения от 18.01.2005 № 3р-60 // Официальные ведомости Республики Армения. 2005. 31 января. № 8 (380); Исполнительный кодекс Республики Молдова от 24.12.2004 № 443-XV (с изм. и доп. по состоянию на 11.06.2020) // ИС Параграф «Юрист» : [сайт]. URL: https://clck.ru/TEtE9 (дата обращения: 11.02.2021); Уголовно-исполнительный кодекс Туркменистана от 25.03.2011 № 164-IV (с изм. и доп. по состоянию на 02.03.2019) // ИС Параграф «Юрист» : [сайт]. URL: https: //clck.ru/TEtmG (дата обращения: 11.02.2021); Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 05.07.2014 № 234-V (с изм. и доп. по состоянию на 20.01.2021) // Законодательство Республики Казахстан 2021 год : [сайт]. URL: https://kodeksy-kz.com/ka/ugolovno-ispolnitelnyj_ kodeks.htm (дата обращения: 11.02.2021); Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики от 31.01.2017 № 17 // Министерство юстиции Кыргызской Республики : [сайт]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111528 (дата обращения: 11.02.2021).
3. Модельный уголовно-исполнительный кодекс для государств-участников СНГ : утв. пост. Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 02.11.1996 // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. 1997. № 12.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. № 2, ст. 198.
5. Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики : дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2001. 451 с. ; Баранов Ю. В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 37 с.
6. Адоевская О. А., Безверхов А. Г., Ведерникова О. Н. и др. Ресоциализация и реальное включение в гражданское общество осужденных : монография /под ред. Т. В. Кленовой. М. : Юрлитинформ, 2019. 431 с. ; Адоевская О. А., Грушин Ф. В., Кленова Т. В., Селиверстов В. И., Хуторская Н. Б. и др. Социальная адаптация (ресоциализация) лиц, освобождаемых и освобожденных из исправительных учреждений: итоги теоретического исследования : монография. М. : Юриспруденция, 2020. 368 с.
7. Москалькова Т. Н. Проблемы ресоциализации осужденных и лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Бюллетень Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 2020. № 8. С. 4-13 ; Селиверстов В. И. Социальная адаптация лиц, освобожденных из исправительных учреждений, в оценке общественного, правозащитного и профессионального мнения // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14. № 1. С. 54-64.
1. United Nations Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners (The Nelson Mandela Rules) // United Nations Office on Drugs and Crime. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/prison.shtml [Accessed 10th February 2021].
2. Penal Code of the Republic of Uzbekistan dated 25.04.1997 No. 409-I (as amended and supplemented as of 30.06.2020) // IS Paragraph «Yurist» : [site]. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30421376#pos=6;-106 [Accessed 10th February 2021]; Penal Code of the Republic of Belarus dated 11.01.2000 No. 365-Z // Legislation of Belarus [site]. URL: https://kodeksy-by.com/ui_ kodeks_rb.htm [Accessed 11th February 2021]; Code of the Republic of Azerbaijan on the Execution of Sentences dated 14.07.2000 No. 908-IQ (as amended and supplemented as of 19.05.2020) // IS Paragraph «Yurist» [site]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420206#pos=6;-106 [Accessed 11th February 2021]; Penal Code of the Republic of Tajikistan dated 06.08.2001 (as amended and supplemented as of 18.07.2017) // Legislation of the CIS countries : [site]. URL: https://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=2321 [Accessed 11th February 2021]; Penal Code of the Republic of Armenia dated 18.01.2005 No. 3r-60 // Official Gazette of the Republic of Armenia. 2005. January 31. No.8 (380); Penal Code of the Republic of Moldova dated 24.12.2004 No. 443-XV (as amended and supplemented as of 11.06.2020) // IS Paragraph «Yurist» : [site]. URL: https://clck.ru/TEtE9 [Accessed 11th February 2021]; Penal Code of Turkmenistan dated 25.03.2011 No. 164-IV (as amended and supplemented as
of 02.03.2019) // IS Paragraph «Yurist» : [site]. URL: https://clck.ru/TEtmG [Accessed 11th February 2021]; Penal Code of the Republic of Kazakhstan dated 05.07.2014 No. 234-V (as amended and supplemented as of 20.01.2021) // Legislation of the Republic of Kazakhstan 2021 : [site]. URL: https:// kodeksy-kz.com/ka/ugolovno-ispolnitelnyj_kodeks.htm [Accessed 11th February 2021]; Penal Code of the Kyrgyz Republic dated 31.01.2017 No. 17 // Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic [site]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111528 [Accessed 11th February 2021].
3. Model Penal Code for the CIS Member States: approved by resolution of the Interparliamentary Assembly of CIS Member States on 02.11.1996 // Newsletter of the Interparliamentary Assembly of CIS Member States. 1997. No. 12.
4. The Criminal and Executive Code of the Russian Federation // Code of laws of the Russian Federation 1997. No. 2, Art.198.
5. Rybak, M. S. (2001) Resocialization of those sentenced to imprisonment: problems of theory and practice : thesis ... of Dr. of Law. Saratov, 451 p.; Baranov, Yu. V. (2008) Resocialization of those sentenced to imprisonment and those released from this punishment: theoretical, methodological and legal foundations : thesis ... of Dr. of Law. Moscow, 37 p.
6. Adoevskaya, O. A., Bezverkhov, A.G., Vedernikova, O. N. et al., ed. by Klenova, T. V. (2019) Resocialization and real integration of convicts in the civil society : monograph. Moscow : Yurlitinform, 431p.; Adoevskaya, O. A., Grushin, F. V., Klenova, T.V., Seliverstov, V.I., Khutorskaya, N. B. et al. (2020) Social adaptation (resocialization) of persons being released and released from correctional institutions: results of theoretical research: monograph. Moscow : Jurisprudence, 368 p.
7. Moskalkova, T.N. (2020) Problems of re-socialization of convicts and persons released from places of detention // Bulletin of the Human Rights Ombudsman in the Russian Federation. 8, 4-13; Seliverstov, V. I. (2020) Social adaptation of persons released from correctional institutions in assessing public, human rights and professional opinion // Penitentiary Science. Vol. 14. 1, 54-64.