УДК 622.692.48
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-5-6-54-60
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МЕТОДОВ ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ В АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ОТКРЫТОМ МОРЕ
SPECIAL ASPECTS OF OIL SPILL RESPONSE METHODS IN THE ARCTIC SHELF AND IN THE OPEN SEA
Хасанов И.И.1, Шакиров Р.А.1, Павлова Е.Е.1, Сакаев А.А.2
1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7017-081X, E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
2 ООО «Башнефть - Добыча», 450077, г. Уфа, Россия E-mail: [email protected]
Резюме: Статья посвящена проблеме ликвидации разливов нефти в результате аварий с танкерами. Авторами рассмотрены основные физико-химические процессы, которым подвергается нефть в процессе выветривания. Проведенный анализ особенностей механики с учетом вариативности распространения нефти при ее растекании в арктическом шельфе позволяет сделать вывод о снижении эффективности традиционных средств локализации и ликвидации аварийных разливов нефти, а также необходимости поиска альтернативных способов сбора нефти подо льдом. Успешные исследования в области разработки олеофильных губок для сбора нефти на воде позволяют судить о возможности их применения в условиях арктического шельфа.
Ключевые слова: арктический шельф, олеофильные губки, танкер, нефть, разлив, МЛСП «Приразломная».
Для цитирования: Хасанов И.И., Шакиров Р.А., Павлова Е.Е. Сакаев А.А. Об особенностях методов ликвидации разливов нефти в арктическом шельфе и открытом море // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 5-6. С. 54-60.
D0I:10.24412/0131-4270-2022-5-6-54-60
Khasanov Ilnur I.1, Shakirov Ruslan A.1, Pavlova Elena E.1, Sakaev Aydar A.2
1 Ufa State Petroleum Technological University, 450062, Ufa, Russia ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7017-081X, E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
2 Bashneft-Dobycha LLC, 450077, Ufa, Russia E-mail: [email protected]
Abstract: The article is devoted to the problem of oil spills liquidation as a result of accidents with tankers. The authors considered the main physical and chemical processes that oil undergoes during weathering. The analysis of the features of mechanics, taking into account the variability of the oil dispensing during its spread in the Arctic shelf, allows to conclude that the effectiveness of traditional means of emergency oill spills containment and liquidation has decreased, as well as there exists the necessity to find alternative ways to collect oil under ice. Successful research in the development of oleophilic sponges for collecting oil on water makes it possible to estimate the potential of their application in the conditions of the Arctic shelf.
Keywords: Arctic shelf, oleophilic sponges, tanker, oil, spill, Prirazlomnaya OIRFP.
For citation: Khasanov I.I., Shakirov R.A., Pavlova E.E., Sakaev A.A. SPECIAL ASPECTS OF OIL SPILL RESPONSE METHODS IN THE ARCTIC SHELF AND IN THE OPEN SEA. Transport and Storage of Oil Products and Hydrocarbons, 2022, no. 5-6, pp. 54-60.
DOI:10.24412/0131-4270-2022-5-6-54-60
На всех этапах нефтепользования от месторождения до нефтеперерабатывающего завода в процессе добычи и транспорта нефти различными способами в силу различных причин существует опасность проникновения нефти в окружающую среду и загрязнения среды путем выбросов вредных веществ в атмосферу, попадания нефти на сушу или в водную среду. В связи с ростом общемировой практики добычи нефти на морских платформах отмечается увеличение загрязнения нефтью Мирового океана. В табл. 1 представлены основные источники поступления нефтяных углеводородов в Мировой океан по состоянию на первую половину 2010-х годов.
Следует отметить, что около половины потерь нефти при транспортировке водным транспортом приходится на операции по загрузке балласта и очистку цистерн танкера. После разгрузки на внутреннюю поверхность пустых цистерн танкера распыляется концентрированный очистной состав на основе синтетических моющих средств, который после впитывания смывается морской водой, служащей стабилизирующим балластом на обратном пути. Морская вода образует эмульсию с нефтепродуктами и очистным
раствором, оставшимся в цистернах. Содержащий нефтепродукты балласт сливается в море на небольшом расстоянии от порта назначения.
В то же время наиболее резонансными аварийными ситуациями, которые чаще всего происходят во внутренних водах, не относящихся к Мировому океану, являются разливы нефти в результате различных происшествий: столкновения двух танкеров, посадка танкера на мель, крушение танкера, а также взрывы и пожары на борту в результате нарушения техники безопасности при перевозке горючих веществ. Известно, что при увеличении интенсивности перевозок углеводородного сырья танкерами вероятность разливов нефти возрастает от 0,1 до 0,5% общего объема перевозимой нефти [2]. В табл. 2 приведены происшествия с нефтяными морскими танкерами, которые привели к крупнейшим разливам нефти в период с 1960-х годов. Несмотря на это, для поставки нефти на дальние рынки, включая рынки стран, расположенных на других континентах, морской транспорт является безальтернативным [3]. В то же время отмечается, что самый крупный разлив нефти не относится к морским перевозкам: взрыв
Таблица 1
Основные источники загрязнения нефтью Мирового океана [1]
Морской транспорт (кроме 1,83 29,95
аварийных разливов)
Таблица 2
Наиболее крупные морские разливы нефти в период с 1960-х гг.
Год Место разлива Объем разлитой нефти, т
1967 Великобритания ок. 80 000
Источник
Объем, млн т/год
Аварийные разливы 0,3 4,91
Речной сток, включая сточные воды городов 1,9 31,1
Сточные воды прибрежной зоны 0,8 13,09
Атмосферные выпадения 0,6 9,82
Естественные нефтяные скважины 0,6 9,82
Добыча нефти в море 0,08 1,31
Всего 6,11 100
полупогружной нефтяной буровой платформы Deepwater Horizon в 2010 году привел к попаданию в Мексиканский залив более 672 тыс. т сырой нефти.
При контакте нефти и нефтепродуктов с морской водой возникает множество процессов, характер и особенности которых определяются конкретными физико-химическими и реологическими свойствами нефти, а также характеристиками движения морских волн. Учеными выделяются следующие характерные для всех разливов физико-химические процессы, приводящие к выветриванию разлитой нефти (рис. 1):
1. Перемещение: после аварийного разлива нефть начинает распространяться по поверхности воды, причем скорость распространения будет зависеть от вязкости нефти и объема разлива, силы поверхностных течений и скорости ветра. По мере распространения нефтяного пятна уменьшается его толщина, при достижении критической толщины увеличившееся в площади нефтяное пятно разделяется на более мелкие фрагменты. Скорость дефрагментации нефтяных пятен зависит от интенсивности морских волн и течений.
2. Испарение: в зависимости от плотности часть наиболее летучих компонентов разлитой в морской акватории нефти испаряется в атмосферу: для легких нефтей соответствующая доля составляет до 75% общей массы разлива, для тяжелых - до 10% [4]. Как правило, компоненты нефти с температурой кипения ниже 200 °C испаряются в течение суток. Чем выше содержание компонентов с низкими температурами кипения, тем выше степень испарения в соответствии с дистилляционными характеристиками нефти. На скорость испарения нефти также влияет первоначальная скорость распространения нефти, движение волн, скорость ветра и высокая температура морской воды. Оставшаяся часть нефти, не подвергшаяся смене агрегатного состояния, после испарения легких фракций имеет повышенную плотность и вязкость.
3. Дисперсия: под действием волн и турбулентности на поверхности моря нефть с низкой вязкостью наиболее подвержена рассеиванию - разрыванию нефтяного пятна на капельки различного размера, наиболее мелкие
1970 Швеция 60 500
1972 Оман 116 000
1978 Франция 220 000
1979 Тринидад и Тобаго 305 000
1983 ЮАР 250 000
1989 США 49 000
1993 Великобритания 85 000
2002 Испания 73 000
2018 Китай 136 000
из которых (до 70 мк) остаются во взвешенном состоянии в водной толще под действием движения воды.
4. Эмульгирование: наиболее характерно для нефтей с повышенным суммарным содержанием никеля и ванадия (более 0,0015%) или содержанием асфальтенов более 0,5%. Образование водонефтяных эмульсий может увеличить объем загрязнения в пять раз и снижает скорость других процессов выветривания, являясь главной причиной стойкости нефти легких и средних фракций на морской поверхности.
5. Фотоокисление: при взаимодействии углеводородов с кислородом образуются стойкие смолы, обладающие повышенной токсичностью. Явление характерно для толстых слоев наиболее вязких видов нефтей.
6. Седиментация: преимущественно тяжелые нефти могут взаимодействовать с седиментными частицами и органическими веществами, взвешенными в толще воды таким образом, что капельки нефти загустевают и медленно опускаются на морское дно. Мелководные прибрежные зоны, а также устья и дельты рек часто содержат большое количество взвешенных твердых частиц, которые могут сцепляться с диспергированными капельками нефти, таким образом создавая благоприятные условия для седиментации маслянистых частиц. В солоноватых водах, где пресная вода рек понижает соленость и, следовательно, удельный вес морской воды, имеющие нейтральную плавучесть капельки нефти могут осаждаться на дно.
7. Биоразложение: наличие бактерий, различных видов плесени, одноклеточных водорослей и простейших организмов, способных использовать нефть в качестве источника поддержания собственной жизни, позволяет их рассматривать как естественный способ устранения остатков нефти с береговой линии [5].
Существующие методы по ликвидации нефтяного разлива предполагают минимизацию экологического ущерба путем локализации и сбора разлитой нефти с дальнейшим применением химических диспергаторов и защиты береговой полосы.
Основными способами ликвидации аварийных разливов являются:
- механическое удаление плавающей нефти с поверхности моря;
- сжигание плавающей нефти;
- обработка нефтяного пятна дис-пергентами с целью многократного ускорения природного эмульгирования нефти в море под воздействием волнения и течений [4].
Для сбора нефти на воде наиболее популярным механическим способом традиционно используются боны и нефтесборщики для локализации и удаления нефтяных пятен, а также забортные скиммеры, предназначенные для сбора нефти передвижным способом.
Несмотря на доказанную эффективность вышеупомянутых технических средств при ликвидации разливов в открытом море, их эффективность снижается в случае разлива нефти в ледовых условиях. Проблема разработки и внедрения эффективных методов по ликвидации аварийных разливов нефти во льдах остается актуальной и по настоящее время ввиду отсутствия альтернативных технических решений. В условиях мировой экономической нестабильности и роста мировых цен на нефть (так, цена нефти марки Brent за баррель по сравнению с 1 ноября 2021 года выросла за полгода на 56,2%), снижения роли возобновляемых источников энергии в энергетике среди стран - лидеров экономического развития в долгосрочной перспективе российский топливно-энергетический комплекс способен переориентироваться на приоритетную добычу нефти на арктическом шельфе с целью поддержания уровня добываемой нефти и сохранения статуса одного из крупнейших нефтегазовых экспортеров даже с учетом мирового политического сопротивления.
Освоение шельфа в последние десятилетия остается одной из важнейших ветвей развития нефтегазовой промышленности в мире. По прогнозам сейсмических исследований, запасы углеводородов на российском шельфе по состоянию на 2016 год оцениваются в 130 млрд т нефтяного эквивалента, из них 47,8 млрд т - нефти и конденсата. По данным Минэкономразвития России, в Арктической зоне России запланирована реализация 152 проектов с общим объемом капитальных вложений 5 трлн руб. в ценах 2016 года [6].
История исследования арктического шельфа берет свое начало еще в 1950-е годы, когда советскими геологами были проведены первые исследования на западно-арктическом шельфе, прогнозировавшие высокую перспективность недр. В 1975 году специалистами «Ярославнефтегазразведки» были пробурены 10 параметрических скважин на островах акваторий Баренцева
■ Рис. 1. Процессы выветривания, действующие на нефть в море [5]
I Судно Pacific Responder собирает нефть с поверхности Мексиканского залива около побережья Луизианы с помощью бонов. 14 июля 2010 года
и Карского морей [7]. Значимой датой в истории является 1982 год, когда на о. Колгуев в Баренцевом море был получен первый в мире приток нефти в Арктическом регионе. Дебит скважины составил 144 т/сут, а качество нефти полностью превзошло все ожидания: в результате проведенных анализов в нефти не было обнаружено парафина, сероводорода, содержание солей, воды и механических примесей было минимальным. Промышленная добыча нефти началась в середине 1987 года.
В 1989 году на шельфе Печорского моря было открыто Приразломное нефтяное месторождение, содержащее более 70 млн т извлекаемых запасов нефти с максимально возможным уровнем добычи до 5,5 млн т/год. Начало промышленной эксплуатации платформы «Приразломная» затянулось до декабря 2013 года, чему способствовала как нестабильная экономическая ситуация в России в 1990-е годы, так и низкая цена на нефть в период до середины нулевых годов, при которой добыча нефти на арктическом шельфе являлась нерентабельной. Так, австралийская нефтяная компания BHP Petroleum, подписавшая в 1994 году совместное с Газпромом и Росшельфом соглашение о
МЛСП «Приразломная»
Рис. 2. Расположение Долгинского месторождения
принципах сотрудничества по освоению месторождения, в начале 1999 года заявила о выходе из консорциума ввиду экономической нецелесообразности [8]. В этот период в России было начато освоение месторождения Аркутун-Даги (2002 год, шельф о. Сахалин), Кравцовского месторождения (2004 год, шельф Балтийского моря), месторождений им. Ю. Корчагина и им. В. Филановского (2010 и 2013 годы соответственно, шельф Каспийского моря) [9].
Вторым наиболее перспективным проектом по добыче нефти на арктическом шельфе является открытое в 1999 году Долгинское месторождение (рис. 2) в акватории Печорского моря, запасы которого составляют около 236 млн т нефти, а пиковый объем добываемой нефти может составить до 5 млн т в год. С учетом географической близости Долгинского месторождения к введенному в эксплуатацию Приразломному месторождению
специалистами рассматривалась возможность использования инфраструктуры последнего для оптимизации расходов и использования текущих технических ресурсов [10]. По состоянию на 2022 год на месторождении ведутся геолого-разведочные работы.
Успешный запуск платформы «Приразломная» позволяет сделать вывод о перспективности нефтедобывающей отрасли на арктическом шельфе России при благоприятной с точки зрения рентабельности добычи экономической ситуации в мире даже в ближайшем будущем. В этой связи проблема экологической безопасности при технологических процессах добычи, и в особенности морского транспорта нефти, остается актуальной, поскольку механика распространения нефти в воде с плавающим льдом заметно отличается от той же ситуации на открытых морских пространствах.
Процессы растекания нефти в условиях арктического шельфа аналогичны ее распространению на суше, но в зависимости от наличия в море льдин, а также снегового покрова на их поверхности возможны различные варианты распространения нефти:
- распространение нефти под сплошным льдом;
- распространение нефти в паковом льду;
- растекание нефти по поверхности льда;
- сорбция нефти льдом. Процесс растекания нефти подо
льдом характерен для тяжелых нефтей, когда их плотность в условиях низкой окружающей температуры увеличивается, плотность воды становится меньше плотности нефти и последняя в соответствии с физическими законами опускается ниже льда. Для легких нефтей процесс преимущественно протекает в условиях сильных морских течений и больших скоростей ветра; скопление нефти локализуется на небольшом расстоянии от источника разлива. Особенностью нахождения нефти подо льдом является ее длительное пребывание до всплытия на поверхность и постоянное перемещение относительно как источника разлива, так и льдины, что зависит от скорости ветра.
В паковых (многолетних) льдах отмечается тенденция к меньшему распространению нефтяного пятна при большей толщине по сравнению с открытой водой. Нефть, разлитая под многолетним льдом, задерживается благодаря неровностям нижней поверхности ледового покрова, что аналогично однолетнему льду. Но удержание нефти под старым
льдом чаще может привести к образованию отдельных толстых скоплений нефти: в полевых условиях отмечалась толщина до 19 см. Такая нефть, вмерзшая под старый лед, как, впрочем, и под однолетний, не подвергается значительному выветриванию.
Попадание нефти на поверхность льда связано непосредственно с растеканием из источника разлива и характерно для тающих льдин. Нефть, проникая через поры и трещины рыхлого льда, выбрасывается на лед при раскачивании льдин во время волнения относительно друг друга. Процесс налипания нефти на поверхность льда существенно осложняет очистку места загрязнения. Скорость процесса зависит от реологических свойств нефти и толщины пор льда.
Проникание льда внутрь нефти обусловлено тем, что температура нефти при нагревании под действием солнечных лучей становится выше температуры льда и окружающего воздуха. После понижения температуры в течение суток поверх нефти образуется ледяная корка, тем самым образуя слоеный пласт льда и нефти. Процесс наиболее характерен для зимних периодов, содержащих большое число солнечных дней.
В случае растекания нефти в условиях арктического шельфа для нее характерны те же физико-химические процессы, что и в открытой воде, но их поведение будет существенно отличаться. В табл. 3 представлена сравнительная характеристика физико-химических процессов, отражающих отсутствие роли процессов выветривания в случае растекания нефти в ледовых условиях. Типичным результатом аварии будет являться аккумулирование нефти под ледяным покровом или на нем до начала таяния льдов, что непригодно для части акваторий как Баренцева, так и Печорского морей.
Как было ранее отмечено, в условиях арктического шельфа наиболее распространены традиционные механические способы локализации и ликвидации разливов нефти. В то же время ключевой проблемой соответствующих процессов является задержка реагирования, которая связана в первую очередь с суровыми климатическими условиями, не позволяющими провести аварийно-восстановительные работы из-за невозможности применить технические средства и/или обеспечить безопасное выполнение работ. Анализ задержки реагирования в заливе Принца Уильяма (штат Аляска, США) показал, что в 65% случаев в течение зимнего периода проведение мер по ликвидации нефтяных разливов невозможно [12]. Для нефтей, добытых на Приразломном месторождении в случае аварийной ситуации будут характерны все процессы, свойственные тяжелым нефтям, в частности распространение нефти подо льдом. В этом случае становится актуальным вопрос о разработке новых способов ликвидации разливов нефти подо льдом.
Одним из классических способов при ликвидации нефтяных загрязнений на открытой воде является применение
Таблица 3
Поведение нефти в условиях открытой воды и в условиях льда [11]
Процесс Открытая вода Лед на акватории
Перенос и диспергирование Нефть растекается, толщина пленки после разлива уменьшается, что приводит к увеличению площади, занятой нефтяным разливом Лед дрейфует как барьер, препятствуя распространению нефти; она аккумулируется в виде толстых слоев и пленок
Дрейф Нефть дрейфует под действием течений и ветра Нефть дрейфует независимо ото льда при ледовитости менее 30%; при ледовитости свыше 60-70% нефть перемещается вместе со льдом
Испарение Относительно быстрое испарение легких фракций с поверхности пленок Замедление процесса в местах накопления толстых слоев нефти
Эмульгирование Процессы усиливаются в условиях сильного волнения. Скорость образования эмульсий и их стабильность зависят от типа нефти Процессы замедляются при увеличении толщины пленок нефти, образовавшихся на льду. Образование эмульсий исключается в ситуациях сплоченного ледяного покрова
нефтяных сорбентов. После локализации нефтяного разлива бонами производится нанесение сорбента на загрязненную поверхность любым механизированным или ручным способом до полного поглощения нефтяной пленки и образования плавучего конгломерата. Затем, концентрируя сорбент с поглощенной нефтью вблизи места, удобного для сбора, производится стягивание бонового заграждения, после чего тем или иным образом с поверхности воды удаляется отработанный сорбент.
Резерв времени для локализации нефтяного разлива без существенного ущерба окружающей среде в зависимости от погодных условий обычно не должен превышать трех суток с момента аварии. Использование при ликвидации нефтяного загрязнения порошковых сорбентов, сохраняющих плавучесть в течение длительного времени, позволяет значительно увеличить резервы времени для проведения подготовительных мероприятий и сбора нефти.
В последние годы наблюдается тенденция разработки новых сорбентов, представляющих собой губчатые материалы для очистки разливов нефти благодаря хорошим способностям к сорбции и высокой селективности. В исследованиях [13-16] губки, способные поглощать углеводороды с поверхности водоемов в случае аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, изготовлены из следующих материалов:
- углеродные нанотрубки с включениями бора [13];
- меламиноформальдегидные смолы с полидиметилси-локсановыми смесями [14];
- дерево бальса, подвергнутое исключению из структуры лигнина и гемицеллюлозы [15];
- полиуретан с добавлением оксида графена [16].
Среди представленных губок наибольшей поглощающей способностью обладала меламиноформальдегидная губка - до 163 г/г. Полученная губка показывала высокий показатель рециркулируемости после 1000 циклов. Также установлена эффективность меламиноформальдегидной губки при взаимодействии с нефтепродуктами [17]: теоретическая эффективность сорбции в случае использования губки как элемента модернизированного дыхательного клапана резервуара типа РВС для улавливания паров бензина составила 65%.
Таким образом, можно сделать вывод о потенциальной эффективности и перспективности применения меламино-формальдегидных губок для ликвидации разливов нефти, скопившейся подо льдом. Использование губок не требует ожидания самотечного вытекания нефти из искусственно
образованных пор, а большой ресурс работы позволяет использовать губку на протяжении долгого времени. Подобная технология позволит обеспечить высокую степень очистки морских акваторий в арктических шельфах и сократить время выполнения работ по ликвидации аварийных ситуаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
3.
5.
7.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
Владимиров В.А. Разливы нефти: причины, масштабы, последствия // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. № 1 (6). С. 217-229.
Степаньян О.В., Кулыгин В.В. Влияние разливов нефти на прибрежно-водные и водные растения Азовского моря: модельный эксперимент // Вестник Камчатки. ГТУ. 2018. № 46. С. 114-122.
Гимаева А.Р., Хасанов И.И., Шобик Н.А. К вопросу выбора схемы транспортировки углеводородов, добываемых с шельфа арктических морей // Нефтегазовое дело. 2018. Т. 16. № 3. С. 62-69.
Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. М.: Ин-т риска и безопасности, 2007. 375 с.
Поведение морских разливов нефти. URL: https://www.ospri.online/site/assets/files/1153/tip2_ru_ fateofmarineoilspills.pdf (дата обращения: 01.10.2022).
Хасанов И.И., Гимаева А.Р., Бахтизина А.Р. Плавучие заводы по переработке природного и попутного нефтяного газа в условиях Арктики // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2017. № 5. С. 37-41.
Матвейчук А.А. Первая нефть Российской Арктики. URL: https://pro-arctic.ru/16/01/2013/gamers/1247 (дата обращения: 04.10.2022).
Сапожников П. Прощание с Австралией и Арктикой. Коммерсантъ, 1999. 25 февраля. Матвейчук А.А. Очерки истории нефтяной промышленности России. М.: Древлехранилище, 2020. 346 с. Газпром нефть может подключить Долгинское месторождение к Приразломному. URL: https://ria. ru/20190409/1552516831.html (дата обращения: 26.09.2022).
Сарнавский Д.В., Сабодаш О.А. Особенности распределения нефти при аварийных разливах в ледовых условиях Арктики // Евразийский союз ученых. 2018. № 4-1 (49). С. 63-67.
Разливы нефти. Проблемы, связанные с ликвидацией последствий разливов нефти в арктических морях: Всемирный фонд дикой природы (WWF). 2007. URL: https://wwf.ru/upload/iblock/011/arctic_oil.pdf (дата обращения: 14.10.2022).
Liu Y., Ma J., Wu T., Wang X., Huang G., Liu Y., Qiu H., Li Y., Wang W, Gao J. Cost-effective reduced graphene oxide-coated polyurethane sponge as a highly efficient and reusable oil-absorbent // ACS Appl. Materials & Interfaces. 2013. Vol. 5, № 20. P. 10018-10026.
Pham V. H., Dickerson J. H. Superhydrophobic silanized melamine sponges as high efficiency oil absorbent materials // ACS Appl. Materials & Interfaces. 2014. Vol. 6, № 16. P. 14181-14188.
Hashim, D., Narayanan, N., Romo-Herrera, J. et al. Covalently bonded three-dimensional carbon nanotube solids via boron induced nanojunctions. Sci Rep 2, 363 (2012).
Guan H., Cheng Zh., Wang X.. Highly Compressible Wood Sponges with a Spring-like Lamellar Structure as Effective and Reusable Oil Absorbents. ACSNano, 2018; 12 (10): 10365 DOI: 10.1021/acsnano.8b05763. Сакаев А.А. Оценка эффективности олеофильных губок в процессе сорбции паров углеводородов // Актуальные исследования. 2020. № 7 (10). С.
REFERENCES
1. Vladimirov V.A. Oil spills: causes, scales, consequences. Strategiya grazhdanskoy zashchity: problemy i issledovaniya, 2014, vol. 4, no. 1 (6). S. 217-229 (In Russian).
2. Stepan'yan O.V., Kulygin V.V. The influence of oil spills on coastal aquatic and aquatic plants of the Sea of Azov: a model experiment. Vestnik Kamchat. GTU, 2018, no. 46, pp. 114-122 (In Russian).
3. Gimayeva A.R., Khasanov I.I., Shobik N.A. On the issue of choosing a scheme for transporting hydrocarbons produced from the shelf of the Arctic seas. Neftegazovoye delo, 2018, vol. 16, no. 3, pp. 62-69 (In Russian).
4. Vorob'yev YU. L., Akimov V.A., Sokolov YU.I. Preduprezhdeniye ilikvidatsiya avariynykh razlivovneftiinefteproduktov [Prevention and liquidation of emergency spills of oil and oil products]. Moscow, In-t riska i bezopasnosti Publ., 2007. 375 p.
5. Povedeniye morskikh razlivov nefti (Behavior of offshore oil spills) Available at: https://www.ospri.online/site/assets/ files/1153/tip2 ru fateofmarineoilspills.pdf (accessed 1 October 2022).
6. Khasanov I.I., Gimayeva A.R , Bakhtizina A.R. Floating plants for the processing of natural and associated petroleum gas in the Arctic. Transportikhraneniye nefteproudktoviuglevodorodnogosyr'ya, 2017, no. 5, pp. 37-41 (In Russian).
7. Matveychuk A.A. Pervaya neft' rossiyskoy Arktiki (The first oil of the Russian Arctic) Available at: https://pro-arctic. ru/16/01/2013/gamers/1247 (accessed 4 October 2022).
8. Sapozhnikov P. Farewell to Australia and the Arctic. Kommersant», 1999 (In Russian).
9. Matveychuk A.A. Ocherki istoriineftyanoypromyshlennostiRossii [Essays on the history of the Russian oil industry]. Moscow, Drevlekhranilishche Publ., 2020. 346 p.
10. Gazprom neft' mozhetpodklyuchit' Dolginskoye mestorozhdeniye k Prirazlomnomu (Gazprom Neft may connect the Dolginskoye field to Prirazlomnoye) Available at: https://ria.ru/20190409/1552516831.html (accessed 26 September 2022).
11. Sarnavskiy D.V., Sabodash O.A. Peculiarities of oil distribution during emergency spills in the ice conditions of the Arctic. Yevraziyskiy soyuz uchenykh, 2018, no. 4-1 (49), pp. 63-67 (In Russian).
12. Razlivy nefti. Problemy, svyazannyye s likvidatsiyey posledstviy razlivov nefti v arkticheskikh moryakh: Vsemirnyy fond dikoy prirody (WWF). 2007 (Oil spills. Oil spill response issues in the Arctic Seas: World Wide Fund for Nature (WWF). 2007) Available at: https://wwf.ru/upload/iblock/011/arctic oil.pdf (accessed 14 October 2022).
4
6
13. Liu Y., Ma J., Wu T., Wang X., Huang G., Liu Y., Qiu H., Li Y., Wang W, Gao J. Cost-effective reduced graphene oxide-coated polyurethane sponge as a highly efficient and reusable oil-absorbent. ACS Appl. Materials & Interfaces, 2013, vol. 5, no. 20, pp. 10018-10026.
14. Pham V. H., Dickerson J. H. Superhydrophobic silanized melamine sponges as high efficiency oil absorbent materials. ACS Appl. Materials & Interfaces, 2014, vol. 6, no. 16, pp. 14181-14188.
15. Hashim, D., Narayanan, N., Romo-Herrera, J. et al. Covalently bonded three-dimensional carbon nanotube solids via boron induced nanojunctions. Sci Rep 2, 2012, vol. 363.
16. Guan H., Cheng Zh., Wang X.. Highly compressible wood sponges with a spring-like lamellar structure as effective and reusable oil absorbents. ACSNano, 2018, vol. 12 (10).
17. Sakayev A.A. Evaluation of the effectiveness of oleophilic sponges in the process of sorption of hydrocarbon vapors. Aktual'nyye issledovaniya, 2020, no. 7 (10), pp. 24-26 (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Хасанов Ильнур Ильдарович, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Шакиров Руслан Азатович, аспирант, Уфимский государственный нефтяной технический университет. Павлова Елена Евгеньевна, магистрант кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Сакаев Айдар Азаматович, ведущий инженер, ООО «Башнефть -Добыча».
Ilnur I. Khasanov, Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof. of the Department of Transport and Storage of Oil and Gas, Ufa State Petroleum Technological University.
Ruslan A. Shakirov, Postgraduate Student, Ufa State Petroleum Technological University
Elena E. Pavlova, Master Student of the Department of Transport and Storage of Oil and Gas, Ufa State Petroleum Technological University. Aydar A. Sakaev, Lead Engineer, Bashneft-Dobycha LLC.