УДК 378.095
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Г.Р. Ситдикова (г. Казань, Российская Федерация)
Данная статья посвящена основным направлениям реформирования системы повышения квалификации. Рассмотрены процесс, организация, структура повышения квалификации в различных зарубежных странах, имеющих свою определенную специфику, что объясняется их историческими традициями, кадровой политикой. Показана потребность в объединении сил исследователей разных стран в области системы образования, когда актуальным становится взаимное изучение и обмен приобретенного опыта.
Ключевые слова: система повышения квалификации, глобализация, курсы повышения квалификации, краткосрочные курсы, долгосрочные курсы, система образования, постдипломное образование.
THE MAIN DIRECTIONS OF THE TRAINING REFORM
G.R. Sitdikova (Kazan, Russian Federation)
Abstract. This article focuses on the main directions of reforming the training system. The process, organization, structure training in various foreign countries are considered, each has its own specific character, because of their historical traditions, personnel policy. This article shows the need to unite the forces of researchers from different countries in the field of education system, when mutual learning and exchange of experience becomes relevant.
Key words: the system of training, globalization, training courses, short courses, long term courses, the education system, post-graduate education.
В современных условиях вопрос подготовки квалифицированных кадров является важным для любого образовательного учреждения. Успешность решения этого важного вопроса зависит от разработки теоретической и практической обоснованности процесса повышения квалификации педагогических кадров. Повышению уровня способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, круглые столы, получение дополнительного образования.
Повышение качества непрерывной профессиональной подготовки специалистов имеет существенное значение для решения многих общественно-политических, социально-экономических, социокультурных проблем страны. Сегодня система повышения квалификации является одной из ведущих форм удовлетворения индивидуальных профессионально-
образовательных потребностей значительной части специалистов-практиков.
В современных условиях возникает реальная потребность в разработке теоретических основ совершенствования системы повышения квалификации преподавателей и их реализации на практике. Реформирование российской системы повышения квалификации преподавателей требует учета мирового опыта подходов к обучению в процессе повышения квалификации педагогических кадров. В отечественной теории и методике профессионального образования необходимо изучение зарубежного опыта повышения квалификации преподавателей и возможности его адаптации к условиям российской действительности Актуальность данных исследований определяется включением России в Болонский процесс. В условиях расширяющейся взаимосвязи между всеми странами мира развитие системы повышения квалификации преподавателей в России необходимо рассматривать неотрывно от развития мирового образовательного пространства. В отечественной педагогической науке накоплен определенный потенциал для сравнительного анализа систем образования в странах Европы (Б.Л. Вульфсон, В.Б. Гаргай, И.М. Курдюмова, Н.Д. Никандров, и др.) и Америки (Б.С. Гершунский, Г.Б. Андреева, В.Б. Гаргай, Н.А. Бирюкова и др.).
Широта задач, стоящих перед российскими специалистами, требуют учета мирового опыта в области повышения квалификации, изучая который сможем уберечься от неверных решений и даже приобрести источник новых подходов, осмысления человеческих ценностей и приоритетов. В условиях глобализации, когда растет мобильность людей, приобретаются всё новые связи, развиваются средства коммуникации, возникает объективная потребность в объединении сил исследователей разных стран в области системы образования. Актуальным становится взаимное изучение и обмен приобретенного опыта [1].
Процесс, организация, структура повышения квалификации в различных странах имеет определенную специфику. Различия существуют как в целях и
задачах, так и периодичности и продолжительности курсов. В зарубежных странах система повышения квалификации объясняется их историческими традициями, кадровой политикой.
Повышение квалификации учителей в Англии на официальном уровне начинается в 70-е гг. XX в. В этот период наблюдался острый дефицит педагогических кадров, в связи с чем преподаватели допускались к работе в без специальной подготовки. В конце XIX в. Начинает создаваться обширная сеть курсов повышения квалификации для работающих преподавателей, деятельность которых не была стеснена официальными учебными программами и носила просветительский характер [2]. Систематические курсы начали разрабатываться приват-доцентом Кембриджского университета, молодым астрономом Д. Стюартом [6]: по каждому предмету, слушатели получали конспекты лекций, самостоятельную работу, рекомендуемую литературу для ознакомления; после чего им читался один или несколько лекционных курсов; каждая лекция завершалась повторной беседой или семинаром, на котором обсуждались проблемные вопросы. Другой метод был разработан А. Беллом и Д. Ланкастером: один преподаватель приходился на сотню или более учителей, привлекал себе в помощники старост-«мониторов», которые передавали полученные знаний членам своих подгрупп. Основное внимание уделялось повышению профессиональной компетентности преподавателей, предмету преподавания. К середине 70-х гг. со сменой данной ситуации изменились цели повышения квалификации. Потребность в новых педагогических кадрах уменьшилась, внимание перешло к последипломному обучению. Система педагогического образования в Англии осуществляется на трех уровнях: начальный уровень, пробный год, последипломное образование. Подготовка учителей включает в себя теоретическую и практическую подготовку, прохождение краткосрочных и долгосрочных курсов с отрывом и без отрыва от работы, занятия в учительских центрах. Специалисты в области повышения квалификации в Англии приходят к выводу, что социальный и технический
прогресс государства напрямую зависит от состояния образования при условии непрерывного профессионального роста преподавателей. В 1987 г. был принят «Общенациональный куррикулум», при котором процесс обучения рассматривался в единстве всех компонентов - целей, содержания, методов и форм обучения, сферы воспитания и др.
Повышение квалификации преподавателей в Соединенных штатах Америки основывается на «социально-психологическом» подходе. В 40-60 гг. в некоторых колледжах, университетах, имелись курсы по повышению квалификации учителей, но они почти повсюду были платные. Большинство курсов занимались не вопросами профессионального образования, а повышением специально-предметного уровня малоквалифицированных учителей (Р. Болам, Е. Хендерсон), к задачам повышения квалификации относилось ознакомление преподавателей с содержанием новых программ, учебников, учебных пособий. По этой причине все курсы носили узкоспециализированный характер.
В 60-80 гг. происходит становление системы постдипломного педагогического образования - организация краткосрочных и долгосрочных курсов повышения квалификации при университетах и педагогических колледжах; формирование на федеральном и местном уровнях государственного аппарата руководства, управления и финансирования повышения квалификации (Бюро и Агентства повышения квалификации; Национальный институт образования; Национальный научный фонд). Современный этап направлен на совершенствование системы повышения квалификации учителя - внимание уделяется вопросам формирования учебных целей, дифференциации и индивидуализации процесса обучения, применения современных технологий, обработку новых образовательных методик, установление обратной связи в системе «учитель-ученик» [3].
Под влиянием идей социальной психологии изменился сам подход к разработке программ повышения квалификации. Материалом для их содержания становятся разнообразные аспекты социально-психологической
деятельности педагогического персонала. Для учителей предметов гуманитарного цикла колледжа А. Чикеринг разработал программу «Эмпайер» («Empire») по повышению квалификации. Данный проект «Эмпайер» позволил определить наиболее существенные личностные характеристики обучающихся и соотнести эти новообразования с учебными компонентами. Для преподавателей дисциплин естественнонаучного цикла (в Университете Прибрежной Каролины) предлагаются программы повышения квалификации, в которых большое внимание уделяется сопряжению естественнонаучных и гуманитарных знаний, с включением в программы предметов эстетического цикла, которые благотворно влияют на развитие креативных способностей обучаемых. Под руководством профессора университета Л. Спринтола в штате Северной Каролины была разработана программа «Преднамеренного психологического вмешательства» («Intentional psychological intrusion»). Цель - активизация и стимуляция процесса личностного роста. Контроль за работой преподавателя состоит из трех этапов: организационно-диагностический, коррекционный, практикум. Работа по каждому этапу оценивается и корректируется инструктором. Программа «ОД» (Organization Development) - «развитие организации». Основой данной программы являются два существенных положения: целью изменений является система, а агентами этих изменений становятся члены организации. К традиционным оценкам (академическая успеваемость учащихся, исполнительская дисциплина) добавлены такие системные характеристики, как способность образовательной организации создать наиболее эффективные каналы коммуникации, предусмотреть гибкость структуры, необходимую для решения быстро меняющихся задач и создать условие для реализации творческих способностей каждого члена педагогического коллектива. В США повышение квалификации педагогических кадров осуществляется на базе университетов, колледжей и школ [3].
Во Франции до недавнего времени не существовало специально организованной государственной системы повышения квалификации, она начала формироваться лишь в 70-е гг. Центром данной работы стали школы, которые несли ответственность за организацию и проведение ее. Практиче -ские занятия состояли из стажировок в базовых школах, где полученные зна -ния проверялись в практике учебных заведений.
Система повышения квалификации преподавателей становилась одним из главных пунктов французского образования, являлась важным средством улучшения качества обучения. Изначально внимание уделялось в основном переподготовке учителей начальной школы, позже началась реализация целостного плана повышения квалификации, охватывающая учителей начальных школ, колледжей и лицеев, а также всех работников государственной системы образования.
В основе современной системы повышения квалификации учителей Франции лежат следующие принципы: усовершенствование учителей как основная часть всей организации школьной системы; охват повышением квалификации всех работников образования; непрерывность процесса усовершенствования педагогического персонала в период всей профессиональной деятельности. Основная роль в системе повышения квалификации принадлежит Академическим миссиям по переподготовке работников системы национального образования, созданным в 1982 г. по числу академий (учебных округов). Работа в миссиях производится ректором Академии в тесной связи с Министерством национального образования. Занятия проходят в течение учебного года с отрывом от работы. В задачи Академических миссий входит планирование и организация курсов повышения квалификации для всех работников системы образования.
Шведская концепция повышения квалификации учителей включает две трактовки этого понятия 1) обучение, ориентированное на расширение возможности педагогической деятельности (направленно на учебу, основной целью которой является подготовка в рамках специфических программных
требований, вырабатываемых внутри системы); 2) глубокая теоретическая подготовка, обеспечивающая присвоение звания доктора или магистра.
Содержание повышения квалификации по шведской классификации следующие: повышение квалификации, ориентированное на связь и с базовой подготовкой преподавателей (имеются компоненты, которые требуют расширения после приобретения определенного профессионального опыта); повышение квалификации с локально определяемым содержанием (ориентация на определенную школу); повышение квалификации с центрально или регионально определенным содержанием; повышение квалификации, где содержание определяется педагогическими реформами или пересмотром учебных программ; повышение квалификации, содержание которого определяется специфическими индивидуальными потребностями преподавателей. В процессе повышения квалификации решаются такие задачи, как: совершенствование преподавательской деятельности всего педагогического коллектива или группы преподавателей; исправление или развитие навыков преподавательской деятельности конкретного преподавателя; расширение опыта конкретного преподавателя с целью его карьерного продвижения; развитие профессиональных знаний преподавателя; расширение личностного, общего образования отдельного преподавателя.
В Нидерландах целью повышения квалификации является влияние на профессиональное поведение преподавателя, задачи - стимулирование профессиональной компетентности и развитие учителя; улучшение школьной практики преподавания; применение в школьном преподавании инновационных разработок.
В настоящее время наиболее популярно школьно-ориентированное повышение квалификации учителей. Термин «повышение квалификации» заменяется термином «развитие штата учителей». Этим подчеркивается, что новые знания, навыки, понятия предназначены для всех учителей данной школы, а не для одного учителя. Содержание программы повышения
квалификации должно быть направлено на профессиональную сферу и иметь четкое определение целей. Предметно-значимое соотнесение программ с работой поможет формировать практические навыки. Активное вовлечение учителей в учебную деятельность и предоставление сверхпрограммного времени для самообразования в рамках повышения квалификации на курсах обогащает знания учителей.
В Норвегии функции повышения квалификации осуществляет Центр образования учителей. Он объединяет педагогические курсы (семинары), работающие на постоянной основе в городах Осло, Берген, Трондхайм; школьные службы по гуманитарным и общественным наукам; школьные службы по точным наукам.
Программы повышения квалификации направлены на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, повышения уровня квалификации. Программа направлена на достижение более высокого уровня квалификации для обновления профессиональных знаний и навыков в рамках того же вида профессиональной деятельности. Программа профессионального развития направлена на качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами.
Источники:
1. Гаргай В.Б. Развитие системы повышения квалификации учителей в Великобритании (конец XIX - конец XX вв.): диссертация... д-ра пед. наук: 13.00.01 Новосибирск, 2006. 446 с. [Gargai V.B. Advanced teachers training development in the UK (the end of XIX - XX centuries end.): dissertation of the doctor of pedagogical sciences: 13.00.01 Novosibirsk, 2006. 446p. (In Russ.)]
2. Гаргай В.Б. Развитие системы повышения квалификации учителей в Великобритании (конец XIX конец XX вв.). Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2001. 251 с. [Gargai V.B. Advanced teachers training development in the UK (the end of XIX - XX centuries end.) / V.B. Gargai. Novosibirsk: Publishing House NIPKandPRO, 2001. 251p. (In Russ.)]
3. Гаргай В.Б. Современные модели повышения квалификации учителей на Западе (по материалам США и Великобритании). Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. 172 с. [Gargai V.B. Modern models of teacher training in the West (based on U.S. and UK). Novosibirsk: Publishing House NIPKandPRO, 2002. 172p. (In Russ.)]
4. Ибрагимов Г.И. Инновационные технологии обучения в условиях реализации компетентностного подхода // Инновации в образовании. 2011. № 4. С. 4-14. [Ibragimov G.I. Innovative learning technologies in the conditions of the competency approach implementation// Innovation in Education. 2011. No. 4. p.4-14. (In Russ.)]
5. Трегубова Т.М. Компаративные исследования в области профессионального образования: основные тренды и проблемы адаптации // Казанский педагогический журнал. 2013. №3. С.33-39. [Tregubova T.M. Comparative studies in the field of professional education: major trends and problems of adaptation // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2013. No. 3. p.33-39 (In Russ.)]
6. Ashmore O. University adult / Continuing education for the postindustrial society / Ed. by Costello N. and Richardson M. Milton Keynes, 1982. P. 47-56.
References:
1. Gargay V.B. Razvitie sistemy povysheniya kvalifikatsii uchiteley v Velikobritanii (konets XIX -konets XX vv.): dissertatsiya... d-ra ped. nauk: 13.00.01 Novosibirsk, 2006. 446 s.
2. Gargay V.B. Razvitie sistemy povysheniya kvalifikatsii uchiteley v Velikobritanii (konets XIX konets XX vv.). Novosibirsk: Izd-vo NIPKiPRO, 2001. 251 s.
3. Gargay V.B. Sovremennye modeli povysheniya kvalifikatsii uchiteley na Zapade (po materialam SShA i Velikobritanii). Novosibirsk: Izd-vo NIPKiPRO, 2002. 172 s.
4. Ibragimov G.I. Innovatsionnye tekhnologii obucheniya v usloviyakh realizatsii kompetentnostnogo podkhoda // Innovatsii v obrazovanii. 2011. № 4. S. 4-14.
5. Tregubova T.M. Komparativnye issledovaniya v oblasti professional'nogo obrazovaniya: osnovnye trendy i problemy adaptatsii // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2013. №3. S. 33-39.
6. Ashmore O. University adult / Continuing education for the postindustrial society / Ed. by Costello N. and Richardson M. Milton Keynes, 1982. P. 47-56.
Зарегистрирована: 15.05.2014
Ситдикова Гульназ Ринатовна (г.Казань), Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации, старший преподаватель, аспирант ИПП ПО РАО. Тел.: 8-927-405-06-02. Email: [email protected]
Sitdikova Gulnaz Rinatovna (Kazan), the Kazan cooperative institute of the Russian university of cooperation, the senior teacher, the graduate student of IPPPE RAE. Ph.: 8-927-405-06-02. E-mail: [email protected]