Научная статья на тему 'Об оптимизации содержания и преподавания учебного курса «Профессиональная этика»'

Об оптимизации содержания и преподавания учебного курса «Профессиональная этика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / КУРС / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЮРИСТЫ / ETHICS / RATE OPTIMIZATION / LAWYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинатуллин Зинур Зинатуллович

Сформулированы предложения по оптимизации как содержания самого курса «Профессиональная этика», так и его преподавания юристам-бакалаврам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинатуллин Зинур Зинатуллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On optimizing contents and teaching training course «professional ethics»1

The article makes proposals on optimization of both the content of the course «professional ethics» and its teaching torts lawyers.

Текст научной работы на тему «Об оптимизации содержания и преподавания учебного курса «Профессиональная этика»»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 343.7

З.З. Зинатуллин

ОБ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

Сформулированы предложения по оптимизации как содержания самого курса «Профессиональная этика», так и его преподавания юристам-бакалаврам.

Ключевые слова: этика, курс, оптимизация, юристы.

Несмотря на то, что вопросы нравственной составляющей любой профессиональной деятельности практически во все времена занимали умы людей, профессиональная этика включена в число учебных дисциплин подготовки бакалавров, причем вне зависимости от специализации. К сожалению, сверху «спущено» лишь 16 часов лекций и по 24 часа семинарских/практических занятий и так называемой самостоятельной работы бакалавра. В качестве формы отчетности устанавливается «зачет».

Но, во-первых, специальной учебной литературы по курсу на сегодня нет. Какой-то единый учебник, надо полагать, и создать-то трудно. Вот и приходится приспосабливать то, что есть по отдельным направлениям специализации. Для бакалавров-юристов это учебник профессора А.С. Коб-ликова, изданный в 1999 г., и учебное пособие «Юридическая этика» коллектива авторов, в числе которых и профессор 3.3. Зинатуллин (М., 2010).

В связи с этим приходится готовить и, по возможности, публиковать курсы лекций, что, в частности, нами и сделано. Речь идет о книге 3.3. Зинатуллина и Т.З. Зинатуллина «Профессиональная этика юриста» (Ижевск, 2012). Авторы данной работы на Всероссийском конкурсе (г. Сочи) отмечены дипломом Фонда развития отечественного образования.

Во-вторых, за то количество часов, что выделены на лекции, полноценный курс этики вообще, тем более профессиональной, дать просто невозможно. Приходится ограничиваться лишь тезисным изложением материала. Читая курс «Профессиональная этика юриста», нельзя обойтись без конструирования дефиниций, выяснения соотношения и социальной ценности морали, права и этики как социальных явлений, без анализа содержания основных категорий этики. Значительного времени требует раскрытие эволюции развития нравственно-правовых идей в России (об анализе в рамках мировой цивилизации и говорить не приходится). И лишь только после всего этого становится возможным перейти к рассмотрению существа и социальной ценности профессиональной этики юриста, к анализу предъявляемых к юристам требований, к раскрытию антиподов, препятствующих формированию высоконравственного юриста, и определению возможных путей их преодоления; переходить к характеристике нравственных основ профессиональной деятельности судей и сотрудников разных правоохранительных органов государства в лице прокуроров, следователей, дознавателей, других служащих органов прокуратуры, ФСБ, МВД России, а также адвокатуры. В стороне остаются юристы многих других юридических служб государственных и муниципальных предприятий и учреждений, акционерных обществ, а также нотариат, экспертно-технические службы и т.д. И совсем без внимания остаются те, кто относится к категории так называемых власть предержащих структур. Непонятно, откуда в последние годы пошли суждения о переизбытке в нашей стране юристов. Нравственная составляющая должна пронизывать каждого человека; право же есть лишь разновидность нравственности в преломлении к специфическим видам жизнедеятельности людей и формирующимся при этом отношений. Право должен знать каждый, тем более, если он представляет интересы людей, является должностным лицом, руководителем какого-либо коллектива.

В Советском Союзе были университеты марксизма-ленинизма. Плохого в них ничего не было. КПСС претворяла в жизнь через них свою идеологию, которая в целом, в своем стратегическом плане, была глубоко человечной. Может, и сегодня стоит создать нечто подобное, к примеру школы нравственно-правового образования населения. В качестве организационных структур могли бы, наряду с обществом «Знание», выступить региональные «Общественные палаты», возможно и даже лучше, если это будут какие-то конкретные государственные структуры. Необходимо широко использовать все средства массовой информации (СМИ), привлекать профессорско-преподавательский

Об оптимизации содержания и преподавания учебного курса... 99

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2013. Вып. 1

состав вузов и других учебных заведений, и, желательно, достойно оплачивая их труд. На нравственно-правовое воспитание денег жалеть нельзя. Иначе - перспектива у нас нехорошая.

В-третьих, выделение для бакалавров значительного количества времени (24 часа) для так называемой самостоятельной работы - для нашей системы обучения это практически новое явление. Без специальных разработок организации такой работы, без контроля за правильным использованием обучающимися выделенного времени самостоятельная работа у нас превращается в большей своей части «в ничегонеделание», попросту в безделье.

И еще одна большая опасность - использование бакалаврами возможностей Интернета, всех видов современной техники, множительной аппаратуры. Проявляется это в изготовлении рефератов «под копирку»; об интеллекте, работе мозга и говорить не приходится. Когда же к рефератам прилагается свод нравственных кодексов сотрудников правоохранительных органов (сегодня таких кодексов пять), то зачастую в их содержание бакалавры и не заглядывают. Все чаще возникает мысль о том, чтобы рефераты, да и вообще письменные работы для бакалавров, заменить своего рода «индивидуальным собеседованием» преподавателя с бакалавром по группе тем, проблеме. Естественно, время таких собеседований должно учитываться в расчете часов, и труд преподавателя должен соответствующим образом оплачиваться.

В-четвертых, к чтению лекций по курсу «Профессиональная этика» и проведению иных видов занятий должны привлекаться самые авторитетные преподаватели: те, кто обладает глубокими познаниями в области учебных дисциплин так называемого социального профиля (для юристов это, прежде всего, общая теория права, а также философия и социология права) и определенного направления научной специализации (для юристов - циклы основных государствоведческих, гражданско-правовых, включая и природоресурсных, антикриминологических дисциплин), имеет богатый в позитивном отношении жизненный опыт и, конечно, сам является олицетворением нравственной воспитанности и психологической устойчивости. Иного обучающиеся просто не будут воспринимать.

В-пятых, курс «Профессиональная этика» преподается сегодня на первом курсе и причем в первом семестре подготовки бакалавра. Сомнений в том, что учебный процесс надо начинать именно с такого курса, быть не может. Бакалавр - это вчерашний школьник. Высшее учебное заведение для него - это вступление в жизнь взрослого человека. Без познания, без соблюдения нравственных норм поведения жить в социуме ему будет очень трудно. Но стоит ли завершать курс «Профессиональная этика» на первом же году обучения? Понятно, что нравственные составляющие подготовки специалиста будут иметь место и в процессе всего дальнейшего обучения. Вместе с тем не стоит ли продумать вопрос о завершении подготовки в рамках профессиональной этики того или иного специалиста ближе к концу подготовки бакалавра (например, на седьмой семестр обучения), причем с более строгой по сравнению с зачетом формой отчетности.

Двухуровневое высшее образование включает в себя бакалавриат и магистратуру. Учебный план бакалавриата, рассчитанный на 4 года обучения, не позволяет включать в себя предметы специализации. Это делается в рамках магистерской подготовки (2 года). В Институте права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета подготовка магистров в русле, в частности, уголовно-правовых дисциплин ведется уже почти 15 лет. К числу прочно устоявшихся магистерских спецкурсов относится «Нравственные основы уголовно-процессуальной деятельности», по которому читается 30 часов лекций и по основным темам проводятся семинары и коллоквиумы. Правда, завершается спецкурс также рефератом и принятием зачета. К сожалению, очень мало выделяется бюджетных мест; количество желающих обучаться на платной основе с каждым годом увеличивается, но уж очень дорого - за год обучения свыше 70 тыс. рублей. Но положительные результаты имеют место. Это выражается, в частности, и в том, что в рамках научной специализации 12.00.09 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность» защищен ряд кандидатских диссертаций по темам, в которых превалировали нравственные начала юридической деятельности.

Надеемся, что пройдет еще немного времени и количество тех, кто после бакалавриата поставит перед собой цель защитить диссертацию на степень магистра права, значительно увеличится. Надо быть готовым к этому.

С позиции аксиологической оценки курса «Профессиональная этика» надлежит однозначно отметить как его полезность, социальную ценность, так и его внедрение в учебный процесс в первые же годы XXI в., который должен стать у нас в России веком не только высокого профессионализма во всех областях науки и техники, но и веком торжества нравственности во всех сферах социальной жизни.

З.З. Зинатуллин

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

В заключение приведем китайскую мудрость, которая гласит, что одна из главных обязанностей человека состоит в том, чтобы заставить светить вовсю то светлое начало разума, которое мы получили от Неба, и призыв римского императора Марка Аврелия всегда оставаться простым, добрым, правдивым, богобоязненным, справедливым, мужественным, милосердным, поступать во всем согласно с предписанием разума и совести, заботиться о благе каждого. Жизнь коротка. Не прозевай самого драгоценного плода ее - добрых дел ко благу людей.

Поступила в редакцию 12.09.12

Z.Z. Zinnatullin

On optimizing contents and teaching training course «professional ethics»

The article makes proposals on optimization of both the content of the course «professional ethics» and its teaching torts lawyers.

Keywords: ethics, rate optimization, lawyers.

Зинатуллин Зинур Зинатуллович,

доктор юридических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Zinnatullin Z.Z., doctor of law, professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.