Научная статья на тему 'ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ресурсы / социально значимая отрасль экономики / здравоохранение / образование / оптимизации использования ограниченных ресурсов / финансирование / resources / socially significant sector of the economy / healthcare / education / optimization of the use of limited resources / financing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сигал Анатолий Викторович

В исследовании рассматриваются вопросы оптимального использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимых отраслей экономики России и их учреждений. Приведены наиболее распространенные случаи не наилучшего (не оптимального) использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимых отраслей экономики и их учреждений. Особое внимание уделяется вопросам оптимального использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении здравоохранения и образования, являющихся одними из наиболее важных и наиболее ресурсоемких социально значимых отраслей экономики России, и их учреждений. С целью оптимизации использования ограниченных ресурсов предложены, в частности, смешанность финансирования социально значимых отраслей экономики и их учреждений, научно обоснованная схема планирования льготного лекарственного обеспечения на будущий период, а также научно обоснованная методика подсчета средних доходов соответствующих категорий работников бюджетного сектора экономики, определенных майскими указами Президента Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сигал Анатолий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON OPTIMIZING THE USE OF RESOURCES OF INSTITUTIONS OF THE SOCIAL SPHERE OF THE RUSSIAN ECONOMY

The study examines the issues of optimal use of limited resources available to socially significant sectors of the Russian economy and their institutions. The most common cases of not the best (not optimal) use of limited resources available to socially significant sectors of the economy and their institutions are presented. Particular attention is paid to the issues of optimal use of limited resources available to health care and education, which are among the most important and most resource-intensive socially significant sectors of the Russian economy, and their institutions. In order to optimize the use of limited resources, the following are proposed, in particular,: a mixed financing of socially significant sectors of the economy and their institutions, a scientifically based scheme for planning preferential drug provision for the future period, as well as a scientifically based methodology for calculating the average incomes of the relevant categories of employees in the budget sector of the economy, as defined by the May decrees of the President of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

УДК 330.027 doi 10.29039/2312-5330-2024-2-161-171

Сигал Анатолий Викторович,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры бизнес-информатики и математического моделирования,

Физико-технический институт,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Sigal Anatoliy Viktorovich,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Professor of the Department of Business Informatics and Mathematical Modeling,

Institute of Physics and Technology,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ1

ON OPTIMIZING THE USE OF RESOURCES OF INSTITUTIONS OF THE SOCIAL

SPHERE OF THE RUSSIAN ECONOMY

В исследовании рассматриваются вопросы оптимального использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимых отраслей экономики России и их учреждений. Приведены наиболее распространенные случаи не наилучшего (не оптимального) использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимых отраслей экономики и их учреждений. Особое внимание уделяется вопросам оптимального использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении здравоохранения и образования, являющихся одними из наиболее важных и наиболее ресурсоемких социально значимых отраслей экономики России, и их учреждений. С целью оптимизации использования ограниченных ресурсов предложены, в частности, смешанность финансирования социально значимых отраслей экономики и их учреждений, научно обоснованная схема планирования льготного лекарственного обеспечения на будущий период, а также научно обоснованная методика подсчета средних доходов соответствующих категорий работников бюджетного сектора экономики, определенных майскими указами Президента Российской Федерации.

Ключевые слова: ресурсы, социально значимая отрасль экономики, здравоохранение, образование, оптимизации использования ограниченных ресурсов, финансирование.

The study examines the issues of optimal use of limited resources available to socially significant sectors of the Russian economy and their institutions. The most common cases of not the best (not optimal) use of limited resources available to socially significant sectors of the economy and their institutions are presented. Particular attention is paid to the issues of optimal use of limited resources available to health care and education, which are among the most important and most resource-intensive socially significant sectors of the Russian economy, and their institutions. In order to optimize the use of limited resources, the following are proposed, in particular,: a mixed financing of socially significant sectors of the economy and their institutions, a scientifically based scheme for planning preferential drug provision for the future period, as well as a scientifically based methodology for calculating the average incomes of the relevant categories of employees in the budget sector of the economy, as defined by the May decrees of the President of the Russian Federation.

Keywords: resources, socially significant sector of the economy, healthcare, education, optimization of the use of limited resources, financing.

ВВЕДЕНИЕ

Оптимизация деятельности социальной сферы экономики России должна полностью соответствовать истинным целям функционирования социально значимой отрасли экономики (см., например, [14, с. 11-12]), при этом такая оптимизация должна повысить уровень развития экономики России, что означает улучшение значения всех показателей уровня жизни граждан Российской Федерации, повышение уровня благосостояния всего общества и каждого гражданина, преодоление негативных проявлений социального неравенства, повышение эффективности отечественной экономики, ее устойчивости по отношению к внешним угрозам, уровня ее конкурентоспособности

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00127, rscf.ru/project/23-28-00127//

161

по сравнению с другими национальными экономиками, а также привлекательности России на международной арене.

Оптимизация деятельности любой социально значимой отрасли экономики (СЗОЭ) и ее учреждений должна полностью соответствовать характерному признаку организации деятельности СЗОЭ, согласно которому организация деятельности СЗОЭ и ее учреждений должна базироваться на предположении о доминировании социальной, а не экономической, составляющей, при этом ограниченные ресурсы, имеющиеся в распоряжении социально значимой отрасли и ее учреждений, должны использоваться наилучшим образом. Другими словами, оптимизация деятельности СЗОЭ должна оцениваться с позиции ее соответствия общественной (социальной) полезности и общественной (социальной) справедливости.

Оптимизацию деятельности СЗОЭ нельзя трактовать как формальную оптимизацию количественных показателей, характеризующих экономическую эффективность функционирования этих отраслей. Как отмечалось выше, оптимизация деятельности любой СЗОЭ России и ее учреждений должна полностью соответствовать характерному признаку организации деятельности СЗОЭ и, в частности, эта оптимизация деятельности любой СЗОЭ России и ее учреждений должна наилучшим образом соответствовать истинной цели функционирования СЗОЭ, которая состоит в достижении максимально возможного качества функционирования этой отрасли и ее учреждений, собственно, максимально возможного качества предоставляемого всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага при наилучшем использовании ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ и ее учреждений. Такая оптимизация позволит повысить уровень благосостояния всего общества и каждого гражданина, преодолеть негативные проявления социального неравенства, повысить эффективность отечественной экономики, ее устойчивость по отношению к внешним угрозам и уровень ее конкурентоспособности по сравнению с другими национальными экономиками, а также привлекательность страны на международной арене.

Проблема достижения истинной цели функционирования СЗОЭ, собственно, достижения максимально возможного качества предоставляемого всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага при наилучшем использовании ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ и ее учреждений, представляет собой многоплановую и комплексную задачу, решение которой должно представлять собой выполнение комплекса самых разнообразных мер, мероприятий и действий, причем не только экономического характера, но и юридического, и политического, и социального.

Принципиальное значение имеет требование наилучшего использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ и ее учреждений. Ограниченность ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ и ее учреждений, означает ограниченность, уточним ограниченность как количественную, так и качественную, возможностей СЗОЭ и ее учреждений по предоставлению всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага, а в самых экстремальных ситуациях ограниченность ресурсов может привести к невозможности предоставления всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага. Если ресурсы, имеющиеся в распоряжении СЗОЭ и ее учреждений, используются не лучшим образом, то это лишь усугубляет все имеющиеся проблемы ресурсообеспеченности, которые характерны для социальной сферы экономики вследствие изначальной ограниченности ресурсов, имеющихся в распоряжении каждой СЗОЭ и ее учреждений.

Финансированию учреждений социальной сферы экономики России, различным аспектам использования ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимых отраслей экономики России и их учреждений, анализу возможных подходов к решению проблемы дефицита ресурсов и различных систем финансирования и обеспечения деятельности социальной сферы экономики, отдельных социально значимых отраслей экономики и их учреждений посвящено немало научных публикаций (см., например, [1-13, 15, 16, 18, 19]). Однако до сих пор в научной литературе остаются не рассмотренными вопросы оптимального использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимых отраслей экономики России и их учреждений с учетом обязательности соответствия оптимального использования соответствующих ресурсов истинным

162

целям функционирования этих отраслей и их учреждений, в частности, характерному признаку организации деятельности СЗОЭ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи состоит в исследовании разнообразных аспектов оптимального использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимых отраслей экономики России и их учреждений с учетом обязательности соответствия оптимального использования соответствующих ресурсов истинным целям функционирования этих отраслей и их учреждений, в частности, характерному признаку организации деятельности СЗОЭ.

В связи с поставленной целью были решены следующие задачи:

• выявить наиболее распространенные случаи не наилучшего (не оптимального) использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимых отраслей экономики и их учреждений;

• разработать научно обоснованную схему планирования льготного лекарственного обеспечения на будущий период;

• разработать научно обоснованную методику подсчета средних доходов соответствующих категорий работников бюджетного сектора экономики, определенных майскими указами Президента Российской Федерации.

МЕТОДЫ

В статье использован системный подход для анализа разнообразных аспектов оптимального использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимых отраслей экономики России и их учреждений. В частности, любую СЗОЭ, в том числе здравоохранение и образование, следует интерпретировать как сложную социально-экономическую систему, обладающую характерными особенностями, прежде всего, характерным признаком организации деятельности СЗОЭ, отличающим социально значимые отрасли от всех остальных отраслей экономики, и истинной целью функционирования СЗОЭ. Этот подход обеспечивает всестороннюю оценку существующей ситуации, выявление тенденций и формулирование рекомендаций для улучшения использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимых отраслей экономики России и их учреждений. РЕЗУЛЬТАТЫ

Итак, для функционирования всей социальной сферы экономики на должном уровне, позволяющем повысить уровень развития экономики России, принципиальное значение имеет требование наилучшего использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении каждой СЗОЭ и ее учреждений. Ограниченность ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ и ее учреждений, означает ограниченность, уточним ограниченность как количественную, так и качественную, возможностей СЗОЭ и ее учреждений по предоставлению всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага, при этом в самых экстремальных ситуациях ограниченность ресурсов может привести к невозможности предоставления всему обществу и гражданам соответствующего блага. Если ресурсы, имеющиеся в распоряжении СЗОЭ и ее учреждений, используются не наилучшим образом, то это лишь усугубляет все имеющиеся проблемы ресурсообеспеченности, которые характерны для социальной сферы экономики вследствие изначальной ограниченности ресурсов, имеющихся в распоряжении каждой СЗОЭ и ее учреждений. Наиболее распространенными случаями не наилучшего (не оптимального) использования ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ и ее учреждений, являются следующие особенности использования ресурсов:

• фактически нецелевое использование ресурсов;

• нерациональное использование ресурсов;

• чрезмерная и жесткая экономия ресурсов.

Нецелевое использование ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ России и ее учреждений, запрещена законодательно, но зачастую, к сожалению, имеет место фактически нецелевое использование этих ресурсов. Фактически нецелевое использование ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ России и ее учреждений, приводит к значительному сужению возможностей СЗОЭ и ее учреждений, как следствие, к снижению качества предоставляемых всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага.

163

Другой проблемой использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ России и ее учреждений, является нерациональное их использование, когда, например, не удается добиться наилучшего сочетания стоимости работ, выполненных для предоставления соответствующего блага, и качества предоставленного соответствующего блага. Нерациональное использование ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ России и ее учреждений, также приводит ко всем вышеперечисленным нежелательным последствиям не наилучшего использования ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ России и ее учреждений.

Наконец, нередко ограниченные ресурсы, имеющиеся в распоряжении СЗОЭ России и ее учреждений, пытаются чрезмерно и жестко экономить в ущерб реальным потребностям всего общества и каждого гражданина в соответствующем благе. Чрезмерная и жесткая экономия ресурсов — это настоящее бедствие всей социальной сферы российской экономики, всех СЗОЭ России и их учреждений. Такая экономия ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ России и ее учреждений, приводит, как правило, к результату, противоположному тому, к которому стремятся сторонники экономии ресурсов: экономия ресерсов неизбежно влечет нехватку этих ресурсов и нарушение общественной (социальной) справедливости.

Можно резюмировать, что наилучшее использование ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ России и ее учреждений, является одним из важнейших условий и ключевых факторов достижения максимально возможного качества функционирования СЗОЭ и ее учреждений, собственно, максимально возможного качества предоставляемого всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага. Если ресурсы, имеющиеся в распоряжении СЗОЭ и ее учреждений, используются не наилучшим образом, то качество предоставляемого всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага существенно хуже максимально возможного уровня.

Значительную долю затрат учреждений СЗОЭ составляет оплата экономической основы их деятельности: фонд оплаты труда, коммунальные платежи, оплата обновления и обслуживания материально-технической базы, включая техническое оборудование, оплата расходных материалов и т.д. и т.п. Оплата экономической основы деятельности учреждений СЗОЭ также требует наилучшего использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении каждой СЗОЭ и ее учреждений, в частности, разумной экономии финансовых средств и применения принципов научной организации труда.

Принцип смешанности финансирования СЗОЭ состоит в том, что согласно действующему законодательству и сама СЗОЭ, и ее учреждения имеют право финансироваться из всех возможных источников, включая, в частности, и прямое бюджетное финансирование, и финансирование органами государственного управления и органами власти субъектов Российской Федерации, и страхование, и финансирование из средств юридических и физических лиц. Принцип смешанности финансирования СЗОЭ предоставляет возможность достичь максимально возможного финансирования СЗОЭ и ее учреждений, усовершенствовать механизм финансирования СЗОЭ и ее учреждений, частично преодолеть ограниченность ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ и ее учреждений.

Именно сейчас, когда происходят существенные геополитические, политические и экономические трансформации, как на уровне отдельных стран, так и на общемировом уровне, представляется крайне важной и актуальной оптимизация деятельности всей социальной сферы российской экономики. Оптимизация деятельности всей социальной сферы российской экономики должна полностью соответствовать истинным целям функционирования СЗОЭ, при этом такая оптимизация позволит повысить качество и уровень жизни и всего общества, и каждого гражданина, а также позволит улучшить значения всех показателей качества уровня жизни граждан Российской Федерации, собственно, позволит повысить уровень благосостояния всего общества и каждого гражданина, преодолеть негативные проявления социального неравенства, повысить эффективность отечественной экономики, ее устойчивость по отношению к внешним угрозам и уровень ее конкурентоспособности по сравнению с другими национальными экономиками, а также привлекательность страны на международной арене.

164

Все вышесказанное о наилучшем использовании ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении каждой СЗОЭ и ее учреждений, относится ко всем СЗОЭ, включая здравоохранение и образование. Ресурсоограниченность здравоохранения и образования играет особую роль, т.к. эти отрасли экономики являются наиболее ресурсоемкими СЗОЭ. В определенной мере смягчить ресурсоограниченность здравоохранения и образования позволяет соблюдение принципа смешанности их финансирования, что предоставляет возможность достичь максимально возможного финансирования этих отраслей экономики и их учреждений, усовершенствовать соответствующие механизмы финансирования.

Действительно, крайне важно, что создана смешанная система финансирования здравоохранения Российской Федерации, включающая в себя самые различные источники (см., например, [16]), при этом специалистами активно обсуждаются вопросы развития и совершенствования как обязательного медицинского страхования, так и добровольного медицинского страхования (см., например, [12]). Как отмечает С. А. Банин «.. .следует как данность принимать действующий смешанный характер финансовых отношений и смешанную финансово-институциональную модель здравоохранения, а необходимость его реформирования или модернизации, оценивать с точки зрения соответствия или несоответствия модели национальной экономики Российской Федерации. И если выявляется несоответствие, то корректировке, в первую очередь, подлежит модель здравоохранения» [3, с. 139]. С нашей точки зрения, в случае несоответствия национальной системы здравоохранения (как собственно образования и любой другой СЗОЭ) истинным целям функционирования СЗОЭ корректировке (модернизации) подлежит организация деятельности са-момй социально значимой отрасли и ее учреждений, а также соответствующая часть законодательства.

Для здравоохранения, образования и их учреждений характерны все вышеописанные случаи не наилучшего использования ресурсов: фактически нецелевое использование ресурсов, нерациональное использование ресурсов, чрезмерная и жесткая экономия ресурсов. Однако имеются особенности, связанные с использованием ограниченных ресурсов, характерные только для здравоохранения, образования и их учреждений.

Например, нерационально осуществляется процесс планирования льготного лекарственного обеспечения, когда необходимо запланировать количество, состав и структуру льготных лекарственных препаратов, которые следует заказать на следующий период (как правило, следующий календарный год). На практике это планирование часто происходит по следующей схеме. Каждому врачу поручается осуществить индивидуальное планирование, исходя из количества пациентов соответствующих категорий, которых ведет этот врач, и необходимого всем этим пациентам на планируемый период количества соответствующих льготных препаратов. Подчеркнем, составление таких индивидуальных плановых заявок о потребности льготных лекарственных препаратов на плановый период не соответствует должностному функционалу врача. Собрав такие индивидуальные плановые заявки, составленные лечащими врачами, руководство учреждения здравоохранения составляет совокупную плановую заявку, которую передает вышестоящей организации и т.д. по иерархической лестнице вплоть до министерства. Такая схема представляет собой весьма трудоемкое и очень неточное планирование. Неточность такого планирования обусловлено несколькими причинами. Во-первых, количество пациентов соответствующих категорий, которых ведет каждый конкретный врач, не является постоянной величиной и меняется со временем. Во-вторых, такая схема планирования абсолютно не научная. В-третьих, применение такой схемы планирования порождено чрезмерной и жесткой экономией ресурсов. В итоге в масштабах всей страны возникает план льготного лекарственного обеспечения на следующий период, в котором исходная информация сильно искажена: и по количеству, и по составу, и по структуре окончательного списка льготных лекарственных препаратов. Очевидно, реально практикуемая методика планирования льготного лекарственного обеспечения влечет не наилучшее (не оптимальное) использование финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении здравоохранения и его учреждений, а именно финансовых ресурсов, выделяемых для льготного лекарственного обеспечения. Поэтому методика планирования льготного лекарственного обеспечения требует значительных

165

изменений: необходимо разработать и внедрить научно обоснованную методику планирования льготного лекарственного обеспечения.

Значительно более разумной, целесообразной для реализации и менее трудозатратной представляется научно обоснованная схема планирования льготного лекарственного обеспечения на будущий период, которую следует осуществлять в масштабах всей страны соответствующим специалистам и экспертам. Такую схему планирования льготного лекарственного обеспечения на будущий период в масштабах всей страны можно представить в виде выполнения следующих 5 этапов.

Шаг 1. Сбор информации за несколько предыдущих периодов о количестве, составе и структуре реально потребовавшихся льготных лекарственных препаратов.

Шаг 2. Формирование на основе применения прогностических методов перечня минимально необходимого по количеству, составу и структуре льготных лекарственных препаратов на планируемый период.

Шаг 3. Формирование на основе применения прогностических методов перечня максимально необходимого по количеству, составу и структуре льготных лекарственных препаратов на планируемый период.

Шаг 4. Применяя статистические методы прогноза, построение на плановый период прогноза количества, состава и структуры льготных категорий пациентов.

Шаг 5. Планирование в масштабах всей страны с учетом результатов, полученных при выполнении предыдущих этапов схемы, льготного лекарственного обеспечения на плановый период.

Немало вопросов вызывает соблюдение соотношений доходов отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных, так называемыми, майскими указами Президента. Как известно, майские указы включают 11 указов, подписанных В.В. Путиным 7 мая 2012 года и содержат 218 поручений Правительству Российской Федерации на период 2012-2020 годов. Среди этих поручений имелись известные требования относительно доходов отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, в т.ч. работников культуры, учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей колледжей, врачей, преподавателей вузов, научных работников. В частности, в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [17] поручено «Правительству Российской Федерации обеспечить... повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе».

В связи с поручениями относительно доходов отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, определенных майскими указами Президента, возникает вопрос методики подсчета средних доходов соответствующих категорий работников, от которой зависит, в частности, размер финансирований учреждений высшего образования. В связи с этим министерству науки и высшего образования Российской Федерации целесообразно разработать и внедрить единую методику расчета среднего месячного дохода сотрудника соответствующей категории.

Например, в каждом вузе расчет среднего месячного дохода преподавателя, строго говоря, научно-педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, может быть осуществлен по следующей формуле:

О 81

ср =—-, (1)

12 х п1 V V

где 81 — годовой фонд оплаты труда всех преподавателей 1-го вуза; п1 — количество, согласно штатному расписанию, преподавательских ставок 1-го вуза, при этом если штатное расписание на протяжении года менялось, то в качестве значения п1 может быть использовано среднее арифметическое значений количества преподавательских ставок, составлявших штатное расписание 1-го вуза в разные моменты времени (месяцы); ср — средний месячный доход преподавателя 1-го вуза.

Собрав сведения от всех подведомственных вузов, министерство науки и высшего образования Российской Федерации может вычислить средний месячный доход преподавателя вуза,

166

подведомственного министерству, как средневзвешенную величину для всех подведомственных вузов:

т

Оср =101 ср х Ц, (2)

1=1

где т — количество вузов, подведомственных министерству науки и высшего образования Российской Федерации; р ср — средний месячный доход преподавателя вуза, подведомственного министерству; и 1 — весовой коэффициент 1-го вуза, равный значению удельного веса, т.е. доли (возможно, оцененной значением соответствующего среднего арифметического), которую составляют преподаватели 1-го вуза среди всех преподавателей всех вузов, подведомственных министерству, при этом значения этих удельных весов обязательно удовлетворяют следующим требованиям:

т _

^ и1 = 1; и1 > 0,1 = 1, т.

1=1

Методика расчета значения Рср среднего месячного дохода преподавателя вуза, основанная на применении формул (1) и (2), может быть легко распространена на случай расчета регионального среднего месячного дохода преподавателя вуза, когда учитываются те и только те вузы, подведомственные министерству, которые расположены в одном, отдельно взятом, субъекте Российской Федерации.

Значение регионального среднего месячного дохода преподавателя вуза, вычисленное по предлагаемой методике, т.е. по формулам (1) и (2), или по аналогичной методике, и надо сравнивать со значением среднего соответствующего дохода в соответствующем регионе.

К сожалению, до сих пор не утверждена единая методика расчета регионального среднего месячного дохода преподавателя вуза, поэтому в каждом конкретном случае вместо значения регионального среднего месячного дохода преподавателя вуза, вычисленного по научно обоснованной методике, со значением среднего соответствующего дохода в соответствующем регионе сравнивают некую величину, значение которой значительно превышает реальное значение регионального среднего месячного дохода преподавателя вуза, вычисленного по научно обоснованной методике.

С одной стороны, методика расчета регионального среднего месячного дохода преподавателя вуза вроде бы не является принципиальным вопросом. С другой стороны, эта тема порождает многочисленные дискуссии в профессиональной среде, определенную социальную напряженность, при этом реальные доходы преподавателей не соответствуют размерам, определенным майскими указами Президента. В итоге, растет текучесть преподавательских кадров, а пополнение преподавательских составов вузов осложнено нежеланием молодежи выбирать как сферу своей будущей профессиональной деятельности педагогическую, преподавательскую или научную стезю.

Заметим, аналогичная ситуация с реальными доходами наблюдается и для таких категорий работников бюджетного сектора экономики, как, например, работники культуры, учителя общеобразовательных учреждений, преподаватели колледжей, врачи, научные работники. ВЫВОДЫ

С целью исправления нынешней, нежелательной, ситуации, сложившейся в социальной сфере российской экономики, а также повышения качества функционирования российских социально значимых отраслей экономики и их учреждений необходимо реализовать модернизацию всех социально значимых отраслей экономики России, включая российские здравоохранение и образование. При этом целью этой модернизации должно быть создание организации деятельности каждой социально значимой отрасли экономики России, полностью соответствующей оптимальной системе принципов организации деятельности социально значимой отрасли экономики, т.е. такой системе принципов организации деятельности, которая позволит оптимизировать функционирование социально значимой отрасли экономики (с точки зрения достижения истинной цели ее функционирования), собственно, позволит повысить качество предоставляемого всему обществу и каж-

167

дому гражданину соответствующего блага при наилучшем использовании ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении этой отрасли и ее учреждений.

Оптимизация деятельности социальной сферы российской экономики должна повышать уровень общественной (социальной) полезности и не должна нарушать общественной (социальной) справедливости. Оптимизируя функционирование любой социально значимой отрасли экономики и ее учреждений, следует придерживаться характерного признака организации деятельности социально значимой отрасли экономики, который требует, что организация деятельности социально значимой отрасли экономики и ее учреждений должна базироваться на предположении о доминировании социальной, а не экономической, составляющей, при этом ограниченные ресурсы, имеющиеся в распоряжении социально значимой отрасли и ее учреждений, должны использоваться наилучшим образом.

Оптимизацию деятельности социально значимой отрасли экономики нельзя трактовать как формальную оптимизацию количественных показателей, характеризующих экономическую эффективность функционирования этих отраслей. Оптимизация деятельности любой социально значимой отрасли экономики России должна наилучшим образом соответствовать истинной цели ее функционирования. Истинной целью функционирования любой социально значимой отрасли экономики является такая организация ее деятельности, которая позволяет достичь максимально возможного качества функционирования этой отрасли и ее учреждений, собственно, максимально возможного качества предоставляемого всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага при наилучшем использовании ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимой отрасли экономики и ее учреждений. Такая оптимизация позволит повысить уровень благосостояния всего общества и каждого гражданина, преодолеть негативные проявления социального неравенства, повысить эффективность отечественной экономики, ее устойчивость по отношению к внешним угрозам и уровень ее конкурентоспособности по сравнению с другими национальными экономиками, а также привлекательность страны на международной арене.

Проблема достижения истинной цели функционирования социально значимой отрасли экономики, собственно, достижения максимально возможного качества предоставляемого всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага при наилучшем использовании ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимой отрасли и ее учреждений, представляет собой многоплановую и комплексную задачу, решение которой должно представлять собой выполнение комплекса самых разнообразных мер, мероприятий и действий. Начинать выполнение этого комплекса мер, мероприятий и действий надо с приоритетного и наиважнейшего мероприятия: приведение деятельности каждой социально значимой отрасли экономики России в соответствие с истинной целью ее функционирования, т.е. осуществление корректировки (модернизации) организации деятельности самомй социально значимой отрасли и ее учреждений, а также соответствующей части законодательства страны.

Принципиальное значение имеет требование наилучшего использования ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимой отрасли экономики и ее учреждений. Ограниченность ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимой отрасли экономики и ее учреждений, означает ограниченность, уточним ограниченность как количественную, так и качественную, возможностей социально значимой отрасли экономики и ее учреждений по предоставлению всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага, а в самых экстремальных ситуациях ограниченность ресурсов может привести к невозможности предоставления всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага. Если ресурсы, имеющиеся в распоряжении социально значимой отрасли экономики и ее учреждений, используются не наилучшим образом, то это лишь усугубляет все имеющиеся проблемы ресурсообеспеченности, которые характерны для социальной сферы экономики вследствие изначальной ограниченности ресурсов, имеющихся в распоряжении каждой социально значимой отрасли экономики и ее учреждений. Наиболее распространенными случаями не наилучшего (не оптимального) использования ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимой отрасли экономики и ее учреждений, явля-

168

ются следующие особенности использования ресурсов: фактически нецелевое использование ресурсов; нерациональное использование ресурсов; чрезмерная и жесткая экономия ресурсов.

Наилучшее использование ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении социально значимой отрасли экономики России и ее учреждений, является одним из важнейших условий и ключевых факторов достижения максимально возможного качества функционирования социально значимой отрасли экономики и ее учреждений, собственно, максимально возможного качества предоставляемого всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага. Если ресурсы, имеющиеся в распоряжении социально значимой отрасли экономики и ее учреждений, используются не наилучшим образом, то качество предоставляемого всему обществу и каждому гражданину соответствующего блага существенно хуже максимально возможного уровня.

Реально практикуемая методика планирования льготного лекарственного обеспечения требует значительных изменений: необходимо разработать и внедрить научно обоснованную методику планирования льготного лекарственного обеспечения, что позволит, в частности, повысить качество использования финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении российского здравоохранения и его учреждений.

В связи с поручениями относительно доходов отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, определенных майскими указами Президента, возникает вопрос методики подсчета средних доходов соответствующих категорий работников: соответствующим министерствам Российской Федерации целесообразно разработать и внедрить единую методику расчета среднего месячного дохода сотрудника соответствующей категории.

С одной стороны, методика расчета регионального среднего месячного дохода преподавателя вуза вроде бы не является принципиальным вопросом. С другой стороны, даже эта тема порождает многочисленные дискуссии в профессиональной среде, определенную социальную напряженность, при этом реальные доходы преподавателей не соответствуют размерам, определенным майскими указами Президента. В итоге, растет текучесть преподавательских кадров, а пополнение преподавательских составов вузов осложнено нежеланием молодежи выбирать как сферу своей будущей профессиональной деятельности педагогическую, преподавательскую или научную стезю.

Заметим, аналогичная ситуация с реальными доходами наблюдается и для таких категорий работников бюджетного сектора экономики, как, например, работники культуры, учителя общеобразовательных учреждений, преподаватели колледжей, врачи, научные работники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Астапова, М. В. Социальная политика государства: понятие, инструменты реализации, система финансирования социальной сферы в России / М. В. Астапова, А. В. Сарагашева, В. С. Михайлова, В. В. Шандер, Д. Д. Бобер // Экономика и предпринимательство. — 2021. — № 4 (129). — С. 165-169. — БОГ: 10.34925/ Е1Р.2021.129.4.030. — ЕБ№ РгООБг.

2. Балынин, И. В. Управление расходами федерального бюджета на финансирование объектов социальной инфраструктуры / И. В. Балынин // Финансы. — 2023. — № 2. — С. 10-17. — ЕБ№ WSBNNG.

3. Банин, С. А. Финансово-институциональные аспекты моделирования здравоохранения Российской Федерации / С. А. Банин // Инновационное развитие экономики. — 2017. — № 4 (40). — С. 136-140. — ЕБ№

ятсю.

4. Гришин, В. В. Финансирование Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи: как решить проблему дефицита? / В. В. Гришин, А. В. Рагозин, А. А. Ицелев, С. А. Глазунова // Здравоохранение Российской Федерации. — 2021. — № 65 (6). — С. 514-521. — БОГ: 10.47470/0044-197Х-2021-65-6-514-521. — ЕБ№ ЛСЕМЯ.

5. Де Мартино, М. Современные тенденции государственного финансирования высшего образования / М. Де Мартино, Г. Ф. Ткач, С. А. Коваленко // Высшее образование в России. — 2020. — Т. 29. — № 3. — С. 136-152.—БОГ: 10.31992/0869-3617-2020-29-3-136-152. — ЕБ№ ВМ^^.

6. Захарова, Е. Н. Использование механизма государственно-публично-частного партнерства в социальной сфере / Е. Н. Захарова, М. З. Абесалашвили, И. А. Извекова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2023. — № 3 (69). — С. 44-51. — ЕБ№ РгВРОМ

7. Козыренко, Е. И. Современное состояние финансирования здравоохранения в России / Е. И. Козыренко, Л. О. Авдеева // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. — 2019. — № 1. — С. 153-164. — БОГ: 10.24143/2073-5537-2019-1-153-164. — ЕБ№ КОВХМГ.

169

8. Конорев, А. М. Особенности применения программно-целевого подхода при финансировании социальной сферы / А. М. Конорев // Политика, экономика и инновации. — 2023. — N° 2 (49). — Пор. номер 7. — EDN: ZUSERH.

9. Кривошлыков, В. С. Традиционные ценности российской цивилизации при трансформации системы финансирования социальной сферы / В. С. Кривошлыков // Вектор экономики. — 2023. — № 12 (90). — Пор. номер 72. — DOI: 10.51691/2500-3666_2023_12_37. — EDN: ZXIHZH.

10. Лапина, М. А. Организационно-правовые и финансовые аспекты цифровизации и внедрения технологий искусственного интеллекта в области здравоохранения / М. А. Лапина // Финансы: теория и практика. — 2022. — Т. 26. — № 3. — С. 169-185. — DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-3-169-185. — EDN: PWITLG.

11. Рагозин, А. В. Эволюция системы финансирования здравоохранения от Бисмарка к Файге / А. В. Рагозин, П. В. Строев, В. В. Гришин // ЭКО.—2022. — № 10 (580). — С. 168-184. — DOI: 10.30680/EC00131-7652-2022-10-168-184. — EDN: LJBZZB.

12. Романова, Т. Ф. Финансовый аспект развития российской системы здравоохранения в условиях бюджетных реформ / Т. Ф. Романова, О. В. Андреева, Л. В. Богославцева, М. О. Отришко. — Ростов н/Д: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2014. — 308 с. — EDN: UDTPGB.

13. Седова, М. Л. Финансирование национальных проектов / М. Л. Седова // Экономика. Налоги. Право. — 2020. — Т. 13. — № 3. — С. 17-27. — DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-17-27. — EDN: XLQZFI.

14. Сигал, А. В. Социально значимые отрасли экономики России: принципы организации, моделирование, модернизация: монография / А. В. Сигал, Н. В. Апатова, М. А. Ба-ку-мен-ко, Е. С. Ремесник, А. А. Ладыгин, П. В. Панкин / Под ред. проф. А. В. Сигала. — Симферополь: ИП Корниенко А. А., 2023. — 240 с. — EDN: UUVLIC.

15. Соболева, П. А. Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения в России / П. А. Соболева // Финансы: теория и практика. — 2021. — Т. 25. — № 3. — С. 127-149. — DOI: 10.26794/2587-5671-2021-253-127-149. — EDN: JKLJLX.

16. Татаринов, А. П. Оптимизация системы финансирования здравоохранения: обзор результатов анкетирования / А. П. Татаринов, Л. С. Мельникова // Медицинские технологии. Оценка и выбор. — 2016. — № 2 (24). — С. 41-57. — EDN: WEFFFX.

17. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597. — URL: web.archive.org/web/20180127004400/http://kremlin.ru/events/president/news/15233 (дата обращения: 19.08.2024).

18. Улумбекова, Г. Э. Финансирование здравоохранения для достижения ожидаемой продолжительности жизни в России 78 лет к 2030 году / Г. Э. Улумбекова, А. Б. Гиноян // Народонаселение. — 2022. — № 25 (1). — С. 129-140. — DOI: 10.19181/population.2022.25.L11. — EDN: PHHGLM.

19. Ясаева, З. А. Проблемы финансирования здравоохранения РФ / З. А. Ясаева // Экономика и бизнес: теория и практика.—2019. — № 12-3 (58).—С. 163-166. — DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11542. — EDN: OMEBHB.

SPISOKLITERATURY

1. Astapova, M. V Sotsial'naya politika gosudarstva: ponyatiye, instrumenty realizatsii, sistema finansirovaniya sotsial'noy sfery v Rossii / M. V. Astapova, A. V. Saragasheva, V. S. Mikhaylova, V. V. Shander, D. D. Bober // Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2021. — № 4 (129). — S. 165-169. — DOI: 10.34925/EIP.2021.129.4.030. — EDN: PZQQDZ.

2. Balynin, I. V. Upravleniye raskhodami federal'nogo byudzheta na finansirovaniye ob'yektov sotsial'noy infrastruktury / I. V Balynin // Finansy. — 2023. — № 2. — S. 10-17. — EDN: WSBNNG.

3. Banin, S. A. Finansovo-institutsional'nyye aspekty modelirovaniya zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii / S. A. Banin // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki. — 2017. — № 4 (40). — S. 136-140. — EDN: ZITGCJ.

4. Grishin, V V. Finansirovaniye Programmy gosudarstvennykh garantiy besplatnoy meditsinskoy pomoshchi: kak reshit' problemu defitsita? / V. V. Grishin, A. V. Ragozin, A. A. Itselev, S. A. Glazunova // Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. — 2021. — № 65 (6). — S. 514-521. — DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-6-514-521. — EDN: JTCFMR.

5. De Martino, M. Sovremennyye tendentsii gosudarstvennogo finansirovaniya vysshego obrazovaniya / M. De Martino, G. F. Tkach, S. A. Kovalenko // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. — 2020. — T. 29. — № 3. — S. 136-152. — DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-3-136-152. — EDN: BNLNWT.

6. Zakharova, E. N. Ispol'zovaniye mekhanizma gosudarstvenno-publichno-chastnogo partnerstva v sotsial'noy sfere / E. N. Zakharova, M. Z. Abesalashvili, I. A. Izvekova // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. — 2023. — № 3 (69). — S. 44-51. — EDN: PZBPON.

7. Kozyrenko, E. I. Sovremennoye sostoyaniye finansirovaniya zdravookhraneniya v Rossii / E. I. Kozyrenko, L. O. Avdeyeva // Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. — 2019. — № 1. — S. 153-164. — DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-153-164. — EDN: RDSXMI.

170

8. Konorev, A. M. Osobennosti primeneniya programmno-tselevogo podkhoda pri fi-nansirovanii sotsial'noy sfery / A. M. Konorev // Politika, ekonomika i innovatsii. — 2023. — № 2 (49). — Por. nomer 7. — EDN: ZUSERH.

9. Krivoshlykov, V. S. Traditsionnyye tsennosti rossiyskoy tsivilizatsii pri transformatsii sistemy finansirovaniya sotsial'noy sfery / V S. Krivoshlykov // Vektor ekonomiki. — 2023. — № 12 (90). — Por. nomer 72. — DOI: 10.51691/ 2500-3666_2023_12_37. — EDN: ZXIHZH.

10. Lapina, M. A. Organizatsionno-pravovyye i finansovyye aspekty tsifrovizatsii i vnedreniya tekhnologiy iskusstvennogo intellekta v oblasti zdravookhraneniya / M. A. Lapina // Finansy: teoriya i praktika. — 2022. — T. 26. — № 3. — S. 169-185. — DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-3-169-185. — EDN: PWITLG.

11. Ragozin, A. V Evolyutsiya sistemy finansirovaniya zdravookhraneniya ot Bismarka k Fayge / A. V. Ragozin, P. V Stroyev, V V Grishin // EKO.—2022. — № 10 (580). — S. 168-184. — DOI: 10.30680/ETO0131-7652-2022-10-168-184. — EDN: LJBZZB.

12. Romanova, T. F. Finansovyy aspekt razvitiya rossiyskoy sistemy zdravookhraneniya v usloviyakh byudzhetnykh reform / T. F. Romanova, O. V Andreyeva, L. V. Bogoslavtseva, M. O. Otrishko. — Rostov n/D: Rostovskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet (RINKH), 2014. — 308 s. — EDN: UDTPGB.

13. Sedova, M. L. Finansirovaniye natsional'nykh proyektov / M. L. Sedova // Ekonomika. Nalogi. Pravo. — 2020. — T. 13. — № 3. — S. 17-27. — DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-17-27. — EDN: XLQZFI.

14. Sigal, A. V. Sotsial'no znachimyye otrasli ekonomiki Rossii: printsipy organizatsii, modelirovaniye, modernizatsiya: monografiya / A. V. Sigal, N. V Apatova, M. A. Bakumenko, E. S. Remesnik, A. A. Ladygin, P. V Pankin / Pod red. prof. A. V. Sigala. — Simferopol': IP Korniyenko A. A., 2023. — 240 s. — EDN: UUVLIC.

15. Soboleva, P. A. Byudzhetno-strakhovaya model' finansirovaniya zdravookhraneniya v Rossii / P. A. Soboleva // Finansy: teoriya i praktika. —2021. — T. 25. — № 3. — S. 127-149. — DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-3-127-149. — EDN: JKLJLX.

16. Tatarinov, A. P. Optimizatsiya sistemy finansirovaniya zdravookhraneniya: obzor rezul'tatov anketirovaniya / A. P. Tatarinov, L. S. Mel'nikova // Meditsinskiye tekhnologii. Otsenka i vybor. — 2016. — № 2 (24). — S. 41-57. — EDN: WEFFFX.

17. O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoy sotsial'noy politiki: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 597. — URL: web.archive.org/web/20180127004400/http://kremlin.ru/events/president/news/15233 (data obrashcheniya: 19.08.2024).

18. Ulumbekova, G. E. Finansirovaniye zdravookhraneniya dlya dostizheniya ozhidayemoy prodolzhitel'nosti zhizni v Rossii 78 let k 2030 godu / G. E. Ulumbekova, A. B. Ginoyan // Narodonaseleniye. — 2022. — № 25 (1). — S. 129-140.—DOI: 10.19181/population.2022.25.1.11. — EDN: PHHGLM.

19. Yasayeva, Z. A. Problemy finansirovaniya zdravookhraneniya RF / Z. A. Yasayeva // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. — 2019. — № 12-3 (58). — S. 163-166. — DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11542. — EDN: OMEBHB.

Статья поступила в редакцию 27 августа 2024 года Статья одобрена к печати 5 сентября 2024 года

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.