Научная статья УДК 330.131:614.2
https://doi.org/10.24158/tipor.2024.11.18
Модернизация здравоохранения России и необходимые изменения институциональных основ регулирования медицинской деятельности
Анатолий Викторович Сигал
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь, Россия, [email protected], http://orcid.org/0000-0003-2090-4464
Аннотация. Несоответствие здравоохранения оптимальной системе принципов организации деятельности - актуальная проблема отечественного здравоохранения, которая влечет необходимость модернизации данной сферы. Модернизация, имеющая целью приведение здравоохранения в соответствие с оптимальной системой принципов организации деятельности, должна быть комплексной и начинаться с изменений законодательства, регулирующего медицинскую деятельность. Проанализирована сущность представлений о социальной ценности, обеспечиваемой здравоохранением, с позиций экономической теории, а также российского законодательства. Сформулированы некоторые необходимые изменения законодательства, регулирующего медицинскую деятельность. Предлагаемые изменения позволят осуществить такую модернизацию российского здравоохранения, которая реализует оптимальную систему принципов организации деятельности и обеспечит максимально возможное качество предоставляемой всему обществу и каждому гражданину медицинской помощи (и здоровья) при наилучшем использовании ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении медицинских учреждений.
Ключевые слова: система принципов организации деятельности, модернизация здравоохранения, социальная ценность, благо, услуга
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-2800127, https://rscf. ru/project/23-28-00127/.
Для цитирования: Сигал А.В. Модернизация здравоохранения России и необходимые изменения институциональных основ регулирования медицинской деятельности // Теория и практика общественного развития. 2024. № 11. С. 154-161. https://doi.org/10.24158/tipor.2024.11.18.
Original article
Modernization of Healthcare in Russia and Necessary Changes in the Institutional Framework for Regulating Medical Activities
Anatoliy V. Sigal
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia, [email protected], http://orcid.org/0000-0003-2090-4464
Abstract. The discrepancy between healthcare and the optimal system of principles for organizing its activities is a pressing problem for domestic healthcare, which entails the need to modernize healthcare. Modernization, aimed at bringing healthcare into line with the optimal system of principles for organizing activities, should be comprehensive and begin with changes in the legislation regulating medical activities. The essence of ideas about the social value provided by healthcare is analyzed from the standpoint of economic theory and Russian legislation. Some necessary changes to the legislation regulating medical activity are formulated. The proposed changes to the legislation will allow for such a modernization of Russian healthcare that will implement an optimal system of principles for organizing healthcare activities and ensure the highest possible quality of health (and medical care) provided to the entire society and each citizen with the best use of the limited resources available to healthcare and its institutions.
Keywords: system of principles of organizing activities, modernization of health care, social value, benefit,
service
Funding: The research was supported by a grant from the Russian Science Foundation no. 23-28-00127, https://rscf. ru/en/project/23-28-00127/.
For citation: Sigal, A.V. (2024) Modernization of Healthcare in Russia and Necessary Changes in the Institutional Framework for Regulating Medical Activities. Theory and Practice of Social Development. (11), 154-161. Available from: doi: 10.24158/tipor.2024.11.18 (In Russian).
Введение. Функционирование отечественной системы здравоохранения базируется на законодательстве Российской Федерации, при этом наибольшее значение имеют Конституция РФ1
1 Конституция РФ [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
© Сигал А.В., 2024
и Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»1. Право граждан РФ на охрану здоровья гарантирует статья 41 Конституции, соблюдению положений которой способствует реализация государственных и региональных программ, в том числе государственной программы «Развитие здравоохранения», национального проекта «Здравоохранение». В социальной сфере выделяются значительные финансовые средства, способствующие развитию материально-технической базы здравоохранения.
Всестороннее изучение функционирования практически любого учреждения здравоохранения (УЗ) России убеждает, что оказываемая медицинская помощь обладает, к сожалению, рядом недостатков, а порой и существенных проблем, например трудностями с предоставлением медицинской помощи первичного звена, низкой доступностью врачей узкой специализации, чрезмерной загруженностью медицинских работников, высокой текучестью кадров. Состояние системы здравоохранения РФ, наряду с системами здравоохранения практически всех стран мира, может быть признано предкризисным. Об этом свидетельствует неготовность, которую системы продемонстрировали при противодействии пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 20192022 гг. в период ее протекания и в процессе преодоления ее последствий весь постпандемий-ный период (Здравоохранение России..., 2022; Тимербулатов, Тимербулатов, 2020). Тот факт, что системы здравоохранения почти всех государств мира находятся в предкризисном состоянии, позволяет предположить, что в большинстве стран, системы принципов организации деятельности здравоохранения которых основываются на аналогичных подходах, наблюдаются системные проблемы, в частности общие системные ошибки.
Возникают вопросы, требующие неотложного ответа и от профессионального сообщества, и от органов государственной власти. Например, какие действия необходимо осуществить, чтобы вывести здравоохранение из предкризисного состояния? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать, в чем состоит суть такой категории, как социальная ценность (СЦ), обеспечиваемая здравоохранением, а также в чем заключается истинная цель функционирования здравоохранения.
Цель исследования - обоснование необходимости модернизации здравоохранения России и выявление первоочередных мер этой модернизации. С помощью системного подхода выполнен анализ СЦ, обеспечиваемой здравоохранением, с позиций как экономической теории, так и российского законодательства, сущности этой СЦ, а также разработаны пути достижения истинной цели функционирования здравоохранения.
Для достижения этой истинной цели необходимо осуществить модернизацию здравоохранения России, нацеленную на то, чтобы привести его в полное соответствие с оптимальной системой принципов организации деятельности (СПОД) здравоохранения и его учреждений. Предварительно отметим, что оптимальная СПОД во многом совпадает системой организации деятельности советского здравоохранения.
Отправная точка исследования была ранее сформулирована нами в следующем положении: «В случае социально значимых отраслей экономики представляется целесообразным вести речь не о "социально значимых услугах', а о "благах, обеспечиваемых социально значимыми отраслями экономики и их учреждениями", тем более что в экономике благом принято называть все, что обладает полезностью» (Социально значимые отрасли., 2023: 11).
Результаты исследования. Эффективность деятельности социально значимой отрасли экономики (СЗОЭ) принято оценивать с позиции качества предоставляемой услуги, точнее - качества социально значимой услуги (см., например: Ануфриева, Липкина, 2021; Shestakov et al., 2022). Данный подход является общепринятым, традиционным и в целом соответствующим законодательству РФ. В рамках этого подхода выделяется мнение В.Л. Тамбовцева и И.А. Рождественской: «имеющиеся подходы к улучшению публичных услуг не учитывают важных аспектов их производства и предоставления, которые раскрывает модель принципала - агента, а также концепция разграничения исследуемых, опытных и доверительных благ», при этом показано, что «эмпирически выявленные негативные последствия применения нового государственного менеджмента в таких сферах, как здравоохранение и образование, являются прямыми следствиями этого неучета» (2023: 2). Авторами предложено «принимать во внимание тип услуги; разграничивать качество услуги и качество обслуживания; осуществлять производство доверительных благ и услуг высокого качества в некоммерческих организациях, причем привлекать к этому работников, ориентированных на служение обществу» (Тамбовцев, Рождественская, 2023: 2). Представляется, что реализация даже этих разумных предложений не позволит полностью решить все проблемы, имеющиеся в здравоохранении РФ, в частности вывести его из предкризисного состояния. Дело в том, что само применение к медицинской деятельности термина «услуга» представляется одной из самых распространенных системных ошибок, имеющих место практически во всех странах мира.
1 Об основах охраны здоровья граждан в РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ : в ред. от 25 дек. 2023 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
В статье Е.М. Орлова, О.Н. Соколовой проведено исследование категории эффективности с учетом специфики системы здравоохранения. При этом, как отмечают авторы, «эффективность рассматривается с позиций получения максимального социального и медицинского эффекта при минимальных финансовых затратах» (Орлов, Соколова, 2010: 74).
На первый взгляд, ответ на вопрос «Что обеспечивает обществу и гражданам РФ здравоохранение?» очевиден: здравоохранение обеспечивает СЦ, которая может быть сведена к категории «здоровье» (здоровье желаемого уровня качества). Хотя исследователями высказываются несколько различные точки зрения о сущности СЦ, обеспечиваемой здравоохранением, с позиции экономической теории здоровье практически все признают благом (см., например: Батомун-куева, 2013; Морозов, 2009; Умарбаева, 2009). Обобщая взгляды на категорию здоровья разных ученых, можно утверждать, что в рамках экономической теории оно представляет собой нематериальное благо. В случаях, когда здоровье обеспечивается на безвозмездной основе, оно выступает в качестве общественного блага, т. е. неконкурентного неисключаемого блага. Когда здоровье обеспечивается на коммерческой основе, оно является экономическим благом, т. е. продается и покупается в качестве товара. СЦ, обладающая такой особенностью, может быть классифицирована как смешанное общественное благо.
С точки зрения действующего законодательства Российской Федерации здоровье одновременно является и нематериальным благом, и услугой. Так, согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ, здоровье, наряду с жизнью, отнесено к первым, наиважнейшим, нематериальным благам, принадлежащим гражданам РФ1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»2 среди ключевых приведены определения таких понятий: 1) «медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг»; 2) «медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение». Здесь медицинская помощь определена с помощью термина «медицинская услуга», что превращает здоровье в услугу (точнее - в результат предоставления медицинской услуги) и, как следствие, здравоохранение - в сферу услуг.
В том, что сущность СЦ, обеспечиваемой здравоохранением, трактуется законодательством РФ двояко (и как благо, и как услуга, точнее - как медицинская услуга), нет противоречия, поскольку СЦ может одновременно представлять собой и благо, и услугу. И хотя противоречие отсутствует, но, как показано далее, такой подход является одним из факторов, влекущих снижение качества предоставляемой медицинской помощи.
Оценка эффективности функционирования СЗОЭ, в том числе здравоохранения, должна осуществляться с позиции не качества предоставляемой услуги, а ее соответствия общественной полезности и общественной справедливости. Еще одной распространенной системной ошибкой, наблюдаемой практически во всех странах мира, является неправильное целеполагание деятельности СЗОЭ, включая здравоохранение, когда эффективность функционирования оценивается не с точки зрения соответствия общественной полезности и общественной справедливости, а с позиции экономической выгодности, зачастую ложно понятой. Например, пересмотр медицинских нормативов, осуществленный на постсоветском пространстве, в том числе в России, нередко осуществлялся именно с позиции экономической выгодности. В частности, это привело к значительному сокращению количества узких специалистов, что, в свою очередь, повлекло существенные сложности даже с записью пациентов на прием к ним, а также к уменьшению числа инфекционных больниц, отделений, врачей. Это внесло свою лепту в проблемы с противодействием пандемии коронавирус-ной инфекции COVID-19 в период ее протекания и преодоления, ощущаемых по сей день.
Истинной целью функционирования любой СЗОЭ следует считать достижение максимально возможного качества ее функционирования при наилучшем использовании ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗОЭ и ее учреждений. Из этого утверждения следует такое положение: истинная цель функционирования здравоохранения - это достижение максимально возможного качества его функционирования, собственно, максимально возможного качества здоровья всего общества и каждого гражданина (и предоставляемой медицинской помощи) при наилучшем использовании ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении здравоохранения и его учреждений.
Достижение истинной цели функционирования любой СЗОЭ невозможно без внедрения оптимальной СПОД. Как отмечалось ранее, организация деятельности СЗОЭ, включая здравоохранение, должна базироваться на предположении о доминировании социальной составляющей, а не
1 Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс] : принят 21 окт. 1994 г. № 190-ФЗ (действующая редакция). Ч. 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об основах охраны здоровья граждан в РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ : в ред. от 25 дек. 2023 г. Там же.
экономической. Отклонение от этого подхода приводит к уменьшению уровня общественной (социальной) полезности, нарушению общественной (социальной) справедливости и, как следствие, снижению благосостояния граждан и качества их жизни. Применение сформулированного подхода о доминировании социальной, а не экономической составляющей приводит к соответствующему представлению об оптимальной СПОД СЗОЭ и ее учреждений. Оптимальная СПОД здравоохранения и его учреждений может быть представлена следующим образом.
1. Всеобщая доступность наиболее важных видов СЦ, обеспечиваемой здравоохранением, т. е. здоровья.
2. Смешанность финансирования, т. е. и здравоохранение, и УЗ должны финансироваться из разных источников, включая, в частности, и прямое бюджетное финансирование, и страховую медицину, и финансирование из средств юридических и физических лиц, что позволит усовершенствовать механизм финансирования здравоохранения и его учреждений и частично компенсировать ограниченность ресурсов, имеющихся в распоряжении здравоохранения и его учреждений.
3. Наличие права граждан на бесплатное получение наиболее важных видов СЦ, обеспечиваемой здравоохранением, т. е. здоровья.
4. Здравоохранение должно управляться соответствующим министерством, осуществляющим, в частности, практическую реализацию права граждан на бесплатное получение наиболее важных видов СЦ, обеспечиваемой здравоохранением, т. е. здоровья.
5. Многоуровневость УЗ (прежде всего в целях предоставления гражданам медицинской помощи разных видов и (или) разных уровней сложности).
6. Научность методик, применяемых здравоохранением и его учреждениями как для организации их деятельности, так и для непосредственного обеспечения ими здоровья общества и граждан (и предоставления медицинской помощи).
7. Участие граждан в обеспечении здоровья (и предоставлении медицинской помощи).
Именно эти принципы в максимальной степени соответствуют общественной полезности и
общественной справедливости. Легко заметить, что многие из приведенных принципов были характерны для системы Боткина - Рейна - Семашко (Воробьев и др., 2020: 62-63), т. е. для системы советского здравоохранения. Из того факта, что советское здравоохранение в значительной мере отвечало оптимальной СПОД, следует, что его не нужно было реформировать, тем более в угоду ложно понимаемой экономической выгоды: следовало модернизировать его соответствующим образом.
Подчеркнем, что еще одной распространенной практически во всех странах мира системной ошибкой является лишь частичное соблюдение оптимальной СПОД здравоохранения и его учреждений, когда организация деятельности здравоохранения базируется на предположении о доминировании экономической, а не социальной составляющей.
Для современного здравоохранения России большинство из приведенных принципов оптимальной СПОД, а именно принципы 1, 3-5, соблюдаются, а остальные соблюдаются только частично. Например, научность методик соблюдается далеко не во всех УЗ, а лишь в отдельных, передовых, например в федеральных медицинских центрах. Начинать исправление ситуации следует с научной организации труда, прежде всего с освобождения медицинских работников от выполнения излишних требований, не соответствующих их функциональным обязанностям. Безусловно, повсеместное и полноценное внедрение в деятельность УЗ научных методик абсолютно обязательно, но с учетом существенного время-, трудо- и ресурсозатратности этого процесса, его следует начинать, что называется, здесь и сейчас. Кроме того, необходимо значительно сократить (и количественно, и качественно) объемную работу по формированию многочисленной документации. Для достижения этой и других целей нужно осуществить разумную цифровизацию здравоохранения России и его учреждений (Алимбаев и др., 2020; Вершинина, Лядова, 2022; Качкын кызы, 2020), включая внедрение цифровых технологий, в частности технологий искусственного интеллекта (ИИ), при этом особое внимание следует уделить юридическим моментам. Так, использование ИИ должно быть детально регламентировано законами и другими правовыми актами. Прежде всего ИИ не должен подменять лицо, принимающее решения: юридическое право принимать решения относительно лечения пациента должен иметь исключительно человек, а именно врач.
Поскольку для современного здравоохранения России принципы оптимальной СПОД в целом соблюдаются, его не следует реформировать. И хотя имеются достижения, например во многих УЗ внедрены современные медицинские технологии, состояние здравоохранения России является, как уже отмечалось, предкризисным. Чтобы вывести здравоохранение из этого состояния и повысить качество его функционирования, собственно качество обеспечиваемого им здоровья общества и граждан (и предоставления медицинской помощи), необходимо осуществить модернизацию. Модернизация здравоохранения России должна быть нацелена на приведение в полное соответствие с оптимальной СПОД здравоохранения и его учреждений.
Начинать данный процесс следует с внесения таких изменений в законодательство, которые позволят юридически привести систему в соответствие с оптимальной СПОД здравоохранения и его учреждений. Прежде всего нужно исключить термин «медицинская услуга» из законодательства Российской Федерации. Такое изменение необходимо реализовать по ряду причин. Назовем некоторые из них.
Сначала рассмотрим аналогичную ситуацию, сложившуюся в другой СЗОЭ России - образовании. Еще недавно законодательство Российской Федерации трактовало СЦ, обеспечиваемую образованием, как образовательную услугу. Благодаря принятию Федерального закона № 295-Фз «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» (в части исключения понятия «образовательная услуга») сейчас эта ситуация кардинально изменена1, а термин «образовательная услуга» исключен из законодательства страны.
Необходимость исключения термина «образовательная услуга» из законодательства Российской Федерации объяснялась высокой значимостью образования для общества и государства. Это абсолютно верно: образование действительно характеризуется высокой значимостью, а из этого факта следует, в частности, необходимость исключения термина «образовательная услуга» из законодательства. Для здравоохранения все обстоит точно так же: здравоохранение обладает высокой значимостью для общества и государства, из чего следует необходимость исключения термина «медицинская услуга» из законодательства.
Если согласно законодательству страны СЦ, обеспечиваемая здравоохранением, считается услугой, то все общество, включая пациентов и сотрудников УЗ, ориентируется на то, чтобы избежать недостаточного качества предоставляемых услуг. Следствием этого являются разнообразные нежелательные ситуации. Например, пациент, впервые посещая врача, вместо «здравствуйте, доктор» говорит «я вас всех засужу». Или главный врач УЗ только на основании желания пациента приказывает врачу предписать назначение, для которого отсутствуют медицинские показания. Такие нежелательные ситуации приводят, во-первых, к снижению качества предоставляемой медицинской помощи; во-вторых, к неоправданным затратам ограниченных ресурсов, в том числе финансовых, материальных и временных; в-третьих, к возникновению конфликтных ситуаций. Таким образом, превращение здравоохранения России в своеобразную сферу услуг влечет превращение пациентов в клиентов, а медицинских работников в обслуживающий персонал. С точки зрения общества такое положение здравоохранения и сотрудников УЗ абсолютно неприемлемо, а из этого следует необходимость исключения термина «медицинская услуга» из законодательства Российской Федерации.
Причина недостаточного качества предоставляемой услуги - это, как правило, выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности, которые могут быть вызваны воздействием внутренних (относительно учреждения, предоставляющего услугу) причин и (или) внешних обстоятельств объективного характера, например экономический кризис или форс-мажорные обстоятельства. В здравоохранении могут иметь место подобные причины недостаточной успешности предоставления медицинской помощи. Однако одной из наиболее важных и распространенных причин недостаточной успешности предоставления медицинской помощи является причина, аналогов которой нет в других сферах жизнедеятельности: индивидуальные особенности организма пациента. Закон «О защите прав потребителей» не учитывает такую причину, поэтому его применение в здравоохранении может привести к логическим противоречиям. Наличие логических противоречий недопустимо, а из этого следует необходимость исключения термина «медицинская услуга» из законодательства Российской Федерации.
В 2024 г. произошел ряд событий, которые могут привести к тому, что законодательство Российской Федерации перестанет трактовать СЦ, обеспечиваемую здравоохранением, как услугу. Наиважнейшим из них является то, что 20 марта 2024 г. группа из 7 сенаторов РФ и 21 депутата Государственной думы РФ внесла на рассмотрение Государственной думы РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и статью 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" (в части уточнения понятий "медицинская помощь" и "медицинская услуга")». Подробная информация о его рассмотрении и соответствующие документы размещены на информационном ресурсе Государственной думы в Системе обеспечения законодательной деятельности2. В законопроекте предложено характеризовать действия врачей и других медицинских работников по лечению пациента как «медицинскую помощь», а термин «медицинская услуга» оставить только для финансовых документов и некоторых оговоренных случаев.
1 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] : Федер. закон от 14 июля 2022 г. № 295-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] : законопроект № 580179-8 // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/580179-8 (дата обращения: 27.10.2024).
В частности, предложено трактовать медицинскую услугу как «наименование медицинского вмешательства или комплекса медицинских вмешательств, используемое в целях финансового обеспечения оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, лицензирования медицинской деятельности, статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также в номенклатурах в сфере здравоохранения, для формирования клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи».
В пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и статью 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" (в части уточнения понятий "медицинская помощь" и "медицинская услуга")» отмечается, что законопроект «разработан в целях повышения престижа врачебной профессии и декриминализации деятельности по оказанию медицинской помощи». Кроме того, подчеркивается, что в законопроекте предлагается «определить "медицинскую помощь" как медицинское вмешательство или их комплекс, как сами действия по оказанию помощи гражданам. понятие "медицинская услуга" предлагается употреблять исключительно в целях финансового обеспечения оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, лицензирования медицинской деятельности, статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также в номенклатурах и стандартах в сфере здравоохранения». Наконец, в записке констатируется: «Применение в настоящее время к медицинской деятельности термина "услуга" влечет распространение на указанные отношения положений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-! "О защите прав потребителей". На практике это означает, что к отношениям по оказанию медицинской помощи возможно применение общеизвестного правила - "потребитель всегда прав", поскольку услуга в рамках указанного закона подразумевает удовлетворение требований потребителя». Отметим, что к настоящему времени Правительство Российской Федерации предоставило положительный официальный отзыв на этот законопроект.
Таким образом, сущность СЦ, обеспечиваемой здравоохранением, может быть сформулирована так: здоровье является нематериальным благом и его нецелесообразно считать услугой. Поэтому из законодательства Российской Федерации необходимо исключить термин «медицинская услуга». Более того, в российском здравоохранении нужно реализовать модернизацию, целью которой должно быть создание организации его деятельности, полностью соответствующей оптимальной СПОД здравоохранения, т. е. такой СПОД, которая позволит повысить качество обеспечения здоровья общества и каждого гражданина (и предоставления медицинской помощи) при наилучшем использовании ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении российского здравоохранения и его учреждений.
Выводы. Состояние систем здравоохранения большинства всех стран, в том числе России, может быть признано предкризисным. Об этом свидетельствует неготовность, которую системы продемонстрировали при противодействии пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и в процессе преодоления ее последствий. Этот факт позволяет предположить, что здравоохранение большинства государств, системы принципов организации деятельности здравоохранения которых основываются на аналогичных подходах, характеризуется наличием системных проблем, в частности общих системных ошибок.
Среди системных ошибок здравоохранения большинства стран, в том числе России, можно отметить следующие: применение к медицинской деятельности термина «услуга»; неправильное целеполагание деятельности социально значимых отраслей экономики, включая здравоохранение, когда эффективность их функционирования оценивается не с позиции соответствия общественной полезности и общественной справедливости, а с точки зрения экономической выгодности, зачастую ложно понятой; частичное соблюдение оптимальной системы принципов организации деятельности здравоохранения и его учреждений, когда организация деятельности базируется на предположении о доминировании экономической составляющей, а не социальной.
В здравоохранении России необходимо реализовать модернизацию, целью которой должна быть организация его деятельности, полностью соответствующая оптимальной системе принципов организации деятельности здравоохранения, т. е. такой системе, которая позволит повысить качество здоровья всего общества и каждого гражданина (и оказания медицинской помощи) при наилучшем использовании ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении российского здравоохранения и его учреждений. Модернизация здравоохранения России должна быть комплексной и начинаться с изменений законодательства, регулирующего медицинскую деятельность.
Сущность социальной ценности, обеспечиваемой здравоохранением, может быть сформулирована так: здоровье является нематериальным благом и его нецелесообразно считать услугой. Поэтому первоочередным и наиболее важным изменением является исключение из законодательства Российской Федерации термина «медицинская услуга». Разумеется, изменения законодательства, регулирующего медицинскую деятельность в России, не исчерпываются этой мерой. Например, неизбежное внедрение в российское здравоохранение разумной цифровизации, цифровых
технологий и технологий искусственного интеллекта требует детальной регламентации законами и другими правовыми актами. Прежде всего искусственный интеллект не должен подменять лицо, принимающее решения: юридическое право принимать решения относительно лечения пациента должен иметь исключительно человек, в данном случае врач.
Список источников:
Алимбаев А.А., Битенова Б.С., Есенбекова Т.И. Методика оценки социальной и экономической эффективности циф-ровизации системы здравоохранения // Экономика: стратегия и практика. 2020. Т. 15, № 3. С. 25-37.
Ануфриева А.А., Липкина Н.А. Социально значимые государственные (муниципальные) услуги: понятие, признаки и стандарты качества // Вестник Института экономики РАН. 2021. № 4. С. 78-94. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2021_4_78_94.
Батомункуева В.Д. Качество здоровья как общественное благо // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 2. С. 27-31.
Вершинина И.А., Лядова А.В. Здоровье в цифровом измерении: «концепция заботы» Д. Лаптон // Социологические исследования. 2022. № 4. С. 105-113. https://doi.org/10.31857/S013216250014392-4.
Воробьев П.А., Краснова Л.С., Воробьев А.П. Новейшая история медицины, гериатрия и никологорцы-медики // Клиническая геронтология. 2020. Т. 26, № 3-4. С. 60-76. https://doi.org/10.26347/1607-2499202003-04060-076.
Здравоохранение России в период пандемии COVID-19: вызовы, системные проблемы и решение первоочередных задач / В.С. Ступак, А.В. Зубко, Е.М. Маношкина, О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.Н. Енина // Профилактическая медицина. 2022. Т. 25, № 11. С. 21-27. https://doi.org/10.17116/profmed20222511121.
Качкын кызы Г. Правовая политика Киргизской Республики по цифровизации сферы социального обеспечения: проблемы и перспективы // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6, № 12. С. 339-344. https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/39.
Морозов Н.А. Здоровье населения как национальное общественное благо // Экономические науки. 2009. № 5 (54). С. 86-89.
Орлов Е.М., Соколова О.Н. Категория эффективности в системе здравоохранения // Фундаментальные исследования. 2010. № 4. С. 70-75.
Социально значимые отрасли экономики России: принципы организации, моделирование, модернизация : монография / А.В. Сигал, Н.В. Апатова, М.А. Бакуменко, Е.С. Ремесник, А.А. Ладыгин, П.В. Панкин. Симферополь, 2023. 240 с.
Тамбовцев В.Л., Рождественская И.А. Как улучшать предоставление публичных услуг: взгляд экономистов // Управленец. 2023. Т. 14, № 4. С. 2-14. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2023-14-4-1.
Тимербулатов В.М., Тимербулатов М.В. Здравоохранение во время и после пандемии COVID-19 // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2020. Т. 35, № 2 (98). С. 77-86. https://doi.org/10.24411/1728-5283-2020-10209.
Умарбаева Л.Б. Эволюция здоровья как право человека и как основное общественное благо // Вестник Кыргызско -российского славянского университета. 2009. Т. 9, № 4. С. 29-31.
Shestakov M.A., Smirnov V.M., Danilina M.V. State and current trends in the development of the social service system in Russia // Economies. 2022. Vol. 10, no. 2. Article 32. https://doi.org/10.3390/economies10020032.
References:
Alimbaev, A.A., Bitenova, B.S. & Yesenbekova, T.I. (2020) Methodology for assessing social and economic efficiency of digitalization of health system. Economy: Strategy and Practice. 15 (3), 25-37. (In Russian)
Anufrieva, A.A. & Lipkina, N.A. (2021) Socially significant state (municipal) services: Concept, features and quality standards. The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. (4), 78-94. Available from: doi:10.52180/2073-6487_2021 _4_78_94. (In Russian)
Batomunkueva, V.D. (2013) Health quality of population as a public benefit. BSU Bulletin. (2), 27-31. (In Russian) Kachkyn kyzy, G. (2020) Legal policy of the Kyrgyz Republic on digitalization of social security: Problems and prospects. Bulletin of Science and Practice. 6 (12), 339-344. Available from: doi:10.33619/2414-2948/61/39.
Morozov, N.A. (2009) Public health as a national public good. Economic Sciences. (5), 86-89. (In Russian) Orlov, E.M. & Sokolova, O.N. (2010) Efficiency category in public health services system. Fundamental Research. (4), 70-75. (In Russian)
Shestakov, M.A., Smirnov, V.M. & Danilina, M.V. (2022) State and current trends in the development of the social service system in Russia. Economies. 10 (2). Article 32. Available from: doi:10.3390/economies10020032.
Sigal, A.V., Apatova, N.V., Bakumenko, M.A., Remesnik, E.S., Ladygin, A.A. & Pankin, P.V. (2023) Socially significant sectors of the Russian economy: Principles of organization, modeling, modernization. Simferopol, IP Kornienko A.A. (In Russian)
Stupak, V.S., Zubko, A.V., Manoshkina, E.M., Kobyakova, O.S., Deev, I.A. & Enina, E.N. (2022) Healthcare in Russia during the COVID-19 pandemic: Challenges, systemic issues, and addressing priorities. Russian Journal of Preventive Medicine. 25 (11), 21-27. Available from: doi:10.17116/profmed20222511121. (In Russian)
Tambovtsev, V.L. & Rozhdestvenskaya, I.A. (2023) Improving public services delivery: Economists' perspective. The Manager. 14 (4), 2-14. Available from: doi:10.29141/2218-5003-2023-14-4-1. (In Russian)
Timerbulatov, V.M. & Timerbulatov, M.V. (2020) Health care during and after COVID-19. Herald of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. 35 (2), 77-86. Available from: doi:10.24411/1728-5283-2020-10209. (In Russian)
Umarbaeva, L.B. (2009) Evolution of health as a human right and as the main public good. Herald of KRSU. 9 (4), 29-31. (In Russian)
Vershinina, I.A. & Liadova, A.V. (2022) Digital health: Deborah Lupton's concept "Thinking with Care". Sotsiologicheskie Issledovaniya. (4), 105-113. Available from: doi:10.31857/S013216250014392-4. (In Russian)
Vorobiev, P.A., Krasnova, L.S. & Vorobiev, A.P. (2020) The recent history of medicine, geriatrics and doctors from the Niko-lina Gora village. Clinical Gerontology. 16 (3-4), 60-76. Available from: doi:10.26347/1607-2499202003-04060-076. (In Russian)
Информация об авторе А.В. Сигал - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бизнес-информатики и математического моделирования, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=770859
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author A.V. Sigal - D.Phil. in Economics, Professor, Professor at the Department of Business Informatics and Mathematical Modeling, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=770859
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.10.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.11.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 26.11.2024.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.