42
ЗНиСО
МАЙ №5 (254)
ЛИТЕРАТУРА
Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду: Р 2.1.10.1920—04 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 05.03. 2004). Белова Л.В. и др. К вопросу о качестве и безопасности пива / Л.В. Белова, Т.Ю. Пилькова //Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 2, Т. 1. С. 181 — 182. Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия: ГОСТ Р 51652—2000. 2001. 11 с. Гурвич В.Б. и др. Социально-гигиенический мониторинг — интегрированная система оценки и управления риском для здоровья населения на региональном уровне / В.Б. Гурвич, С.В. Кузмин, О.Л. Малых, С.В. Ярушин //Санитарный врач. 2014. № 1. С. 32—40. Зайцева Н.В. и др. Методические подходы к оценке по-пуляционного риска здоровью на основе эволюционных моделей / Н.В. Зайцева, П.З. Шур, Д.А. Кирьянов, М.Р. Камалтдинов, М.Ю. Цинкер //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 1 (238). С. 4—6 Проблемы идентификации алкогольсодержащей продукции //Сб. трудов. М.: АСМС, 2001. 199 с.
Муратшин A.M. и др. Опыт проведения региональных МСИ специальных образцов состава токсичных микропримесей водки и спирта / A.M. Муратшин, В.М. Журба, А.Т. Нигматуллин, С.А. Севницкий, B.C. Шмаков //Партнеры и конкуренты. 2002. № 12. С. 22—27. Феттер В.В. Оценка риска для здоровья населения химической контаминации продуктов питания и продовольственного сырья //Анализ риска здоровью. 2013. № 4. С. 54—64.
Salaspuro M. Acetaldehyde as a common denominator and cumulative carcinogen in digestive tract cancers. Scand J Gastroenterol. 2009; 44 : 912—25.
Контактная информация:
Белова Людмила Васильевна, тел.: 8 (812) 30-50-00 (доб. 8382), е-mail: [email protected]
Contact nformation: Belova Ludmila,
рhone: 8 (812) 30-50-00 (add. 8382), e-mail: [email protected]
УДК 311.42
ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Т.М. Бутаев2, Т.К. Гадзиева1,2 А.Г. Тибилов1,2 Управление Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия—Алания, 2Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ, Россия
Приведены основные направления и результаты деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, повышению эффективности надзорной функции в условиях снижения административных барьеров в развитии предпринимательства. Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, контрольные функции, меры административного воздействия, правонарушения, санитарное законодательство.
T.M. Butaev, G.K. Gadzieva, A.G. Tibilov □ THE OPTIMIZATION OF STATE SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL SERVICE FOR SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF THE POPULATIONIN THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA □ Rospotrebnadzor department in the Republic of North Ossetia-AIania; Severo-Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz □ The main directions and outcomes of sanitary-epidemiological welfare of the population, strengthen the oversight function in terms of reducing administrative barriers impeding business development are shown. Key words: sanitary-epidemiological well-being of the population, control functions, administrative measures, health legislation.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в целях охраны здоровья населения и среды обитания [1—9].
Была проведена масштабная реорганизация государственной санитарно-эпидемиологической службы, результатом которой стало расширение функций, наделение полномочиями в области защиты прав потребителей, потребовалось совершенствование существующих, разработка и внедрение новых правовых, экономических и организационных подходов в деятельности органов и организаций Роспотребнадзора [2, 7].
В 2009 г. в целях оптимизации контрольно-надзорной деятельности и обеспечения эффективного расходования бюджетных средств разработаны примерные стандарты организации контрольных и надзорных мероприятий на различных группах объектов, позволяющие сконцентрировать силы и средства органов и учреждений Роспотребнадзора с эффективной отдачей. Определены критерии оценки контрольных и надзорных мероприятий [7]. Утвержденный в 2012 г. Административный регламент устанав-
ливает сроки и последовательность административных процедур и действий, осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Служба) при осуществлении государственного контроля за выполнением требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей [6]. Реализация вышеназванного документа позволила унифицировать общие требования к административным процедурам и выработать единообразные требования к исполнению должностными лицами Службы полномочий в установленной сфере деятельности в целях охраны здоровья граждан [7].
Управление Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия—Алания представлено 7 отделами (из них 4 осуществляют деятельность по государственному контролю /надзору/) и 4 территориальными отделами. Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ЮЛ и ИП), осуществляющих деятельность на территории республики с населением 706 тыс. чел., варьирует в пределах 7 тыс. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства в области обеспечения санэпидблагополучия населения и защиты прав
МАЙ № (254)
43
^ потребителей осуществляется в отношении менее чем четверти хозяйствующих субъектов. В 2010 г. —р удельный вес объектов, подвергнутых проверкам, = составил 20,9 %; 2011 г. - 23,8 %; 2012 г. - 19,1 %.
__ Количество проверок, предусмотренных ежегод-
^ ным планом, требующим согласования с проку-¡^^ ратурой, за 3 года возросло и составило в 2010 г. еэ - 625, 2011 г. - 802, 2012 г. - 977. Отчасти стремление к большему охвату объектов надзором вызвано резким увеличением числа ликвидированных либо прекративших свою деятельность к моменту проведения плановой проверки; так, численность их в 2010 г. составила 60, в 2011 г. - 166, 2012 г. -176.
Периодичность и сроки исполнения государственной функции специалистами Службы строго регламентированы Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Ежегодное согласование в прокуратуре плановых мероприятий по контролю в пределах 9 % случаев сопровождается исключением части объектов надзора, прежде всего в связи с прекращением хозяйствующими субъектами своей деятельности к этому моменту, а также с переименованием ЮЛ и ИП.
Общее количество проверок, проведённых в отношении ЮЛ и ИП, имеет тенденцию к снижению, выражена отрицательная динамика и внеплановых проверок (табл. 1).
В целях профилактики нарушений прав и законных интересов хозяйствующих субъектов всех сфер экономики прокуратурой также проводится согласование проведения внеплановых проверок, в 2010 г. заявлений на получение согласия в органах прокурорского надзора управлением направлено 41, в 2011 г. - 15, в 2012 г. - 21. При этом динамика отказов прокуратуры в согласовании в пользу специалистов Службы: 2010 г. - 12, 2011 г. - 4, 2013 г. - 1.
В 2010—2011 гг. отмечена активизация прокурорского надзора, участились требования о проведении внеплановых проверок в отношении лечебно-профилактических, образовательных учреждений, объектов гигиены питания по выполнению требований санитарного законодательства. Удельный вес «прокурорских» проверок до-
Таблица 1. Динамика общего количества проверок, проведённых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в республике Северная Осетия—Алания за 3 года
Годы 2010 2011 2012
Количество проверок, проведённых в отношении юридических лиц и предпринимателей 1997 1949 1783
Количество внеплановых проверок 1437 1313 982
Количество внеплановых проверок по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведённой ранее проверки 336 273 262
стигал 21 %, однако в 2012 г. подобные проверки состоялись в 10 % случаях.
В последние годы участились проверки, инициированные приказами руководителя Роспотребнадзора на основании поручений Президента РФ, руководства правительства страны. Это позволило более объективно подходить к оценке санитарно-гигиенического состояния актуализированных объектов летней оздорови -тельной кампании, подготовки и проведения культурно-массовых мероприятий в период новогодних каникул.
Традиционным для Службы является вопрос о взаимодействии и разграничении функций с другими органами надзора и контроля, в качестве подкрепления этого тезиса ежегодно планируются совместные проверки хозяйствующих субъектов, чья деятельность оказывает влияние на здоровье граждан, удельный вес таких проверок более 12 % от всего плана.
Повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора) в прямой зависимости от принятия всего комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, но исключающих при этом совершение вне процессуальных действий. В целом в республике сформировалась положительная тенденция по повышению результативности контрольной и надзорной деятельности. Из общего количества проведенных в 2012 г. 1 783 проверок по результатам 1 279 из них было выявлено 4 100 правонарушений, в том числе по итогам плановых проверок (1 848) - 54,9 %, внеплановых проверок (2 252) -45,1 % , что послужило снижению риска здоровью и благополучию человека.
Удельный вес плановых проверок с выявленными правонарушениями от общего числа проведенных плановых проверок — 92,5 %, при федеральном значении 87,61 %.
Удельный вес взысканных штрафов составил 89,8 %, при федеральном значении 89,1 %. В среднем в 70,0 % случаев от всех проверок с выявленными нарушениями обнаруживаются нарушения в области обеспечения санэпидблагопо-лучия населения, требующие возбуждения дел об
Таблица 2. Динамика проверок, по итогам проведения которых, выявлены правонарушения
Годы 2010 2011 2012
Число проверок, по итогам проведения которых, выявлены правонарушения 1124 1517 1279
Число выявленных при проверках нарушений обязательных требований 1594 3473 4100
Удельный вес проверок, по итогам проведения которых возбуждены дела об административных правонарушениях 66,5% 75,6 % 89,7 %
44
ЗНиСО
МАЙ №5 (254)
административных правонарушениях. Удельный вес проверок с выявленными нарушениями, по которым возбуждены дела об административных правонарушениях, из года в год растет, при этом динамика выявленных нарушений ещё более выражена (табл. 2). В ходе проведения одной проверки число выявленных нарушений возросло с одного в 2010 г. до трёх в 2012 г.
Около 90 % проверок в стремлении повышения эффективности надзора завершалось наложением административных наказаний, при этом общее количество наказаний в виде штрафов увеличилось в 1,6 раза, столь же активно применялась такая мера, как предупреждение, позволяющая смягчить наказание хозяйствующих субъектов, нашедших адекватные объяснения допущенным нарушениям. Количество поводов для приостановления деятельности сократилось втрое. Проявлением результативности надзора является применение мер административного воздействия адекватно выявленным нарушениям. За последние годы значительно увеличилось применение всего спектра статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, входящих в компетенцию Роспотребнадзора. В 2011 г. значение указанного показателя достигло 47 составов. В 2012 г. Управлением Роспотребнадзора по РСО-Алания применено 53 состава КоАП РФ - 71,64 % от всех составов, по которым Служба уполномочена составлять протоколы.
Приобретение соответствующих профессиональных навыков специалистами Службы позволило значительно чаще при угрозе здоровью населения привлекать к ответственности юридические лица (26 административных штрафов на юридическое лицо в 2012 г., 58 - в 2011 г.).
Эффективность надзора направлена на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в республике, обеспечение безопасных условий жизнедеятельности людей. Результативность государственного контроля и надзора в 2012 г. характеризовалась не только снижением инфекционной заболеваемости, но и положительной динамикой в других сферах деятельности Роспотребнадзора. Проведен комплекс мероприятий, направленных на реализацию продовольственной безопасности, совершенствование системы школьного питания, обеспечение населения питьевой водой гарантированного качества, деятельности детских и подростковых учреждений. В 2012 г. было достигнуто снижение показателей по большинству (22) нозологий, в том числе: острые вирусные гепатиты - на 61,7 %, в том числе острый вирусный гепатит А - в 3,2 раза, острый вирусный гепатит В - в 2,8 раза, бактериальная дизентерия - на 19,8 %, скарлатина - на 66,2 %, сумма ОКИ на 9,6 %; не регистрировались случаи заболевания дифтерией, краснухой, вак-циноассоциированным полиомиелитом. Снижен удельный вес проб питьевой воды, не отвечающих
нормативам с 2,99 до 2,0 %, возрос охват горячим ^ питанием учащихся образовательных учрежде- ^ ний с 5 до 65 %. Следует отметить, что из года в ^ год снижается удельный вес объектов III группы S санитарно-эпидемиологического благополучия, ^ не превышая в последние годы 10 %. М"
Таким образом, в условиях стремления к сни- ^ жению административных барьеров, сокращению ^ так называемых избыточных государственных функций, перед Службой стоит ответственная задача — повысить эффективность надзорных мероприятий для обеспечения надёжной охраны здоровья и жизни граждан.
ЛИТЕРАТУРА
1 Беляев Е.Н.Роль санэпидслужбы в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. М., 1996. 416 с.
2. Бутаев Т.М. и др. Демографические проблемы и здоровье населения Республики Северная Осетия—Алания / Т.М. Бутаев, Н.А. Меркулова, Л.В. Гиголаева //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 7 (232). С. 12—15.
3. Верещагин А.И. и др. Реализация ведомственных целевых программ в 2007 г. в рамках пилотного проекта / А.И. Верещагин, С.Н. Куликов, Г.И. Хорошавина, Т.А. Середина, Е.Н. Глушакова //Здоровье населения и среда обитания. 2009. № 8 (185). С. 8—12.
4. Зайцева Н.В. и др. Методические подходы к оценке по-пуляционного риска здоровью на основе эволюционных моделей / Н.В. Зайцева, П.З. Шур, Д.А. Кирьянов, М.Р. Камалтдинов, М.Ю. Цинкер //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 1 (238). С. 4—6.
5. Осауленко Л.Н. и др. Обзорный анализ изменений полномочий федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции / Л.Н. Осауленко, Ю.Н. Чалых, П.М. Романов, С.Г. Дагадина, А.В. Южина //Здоровье населения и среда обитания. 2009. № 10 (235). С. 4—7.
6. Приказ Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства российской федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров».
7. Решение коллегии Роспотребнадзора от 27 октября 2009 г.
8. Селюнина С.В. и др. К вопросу формирования и ведения федерального информационного ресурса о результатах научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения / С.В. Селюнина, М.Н. Корсак, А.М. Скоробогатов //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 7 (244). С. 45—47.
9. Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ (ред. от 23.07.13) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Контактная информация:
Гадзиева Галина Касполатовна, тел.: 8 (8672) 51-92-30, e-mail: [email protected]
Contact information: Gadzieva Galina, phone: 8 (8672) 51-92-30, e-mail: [email protected]