Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №6, 2006 г. (Т. 8)
ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ В ИСПОЛЬЗВАНИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДЛОВ В ИЗУЧЕНИИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф.. Свинтуховский О.А., Степаненко А.В., Ананич Ю.Г. Ростовский государственный медицинский университет, кафедра гигиены, г. Ростов-на-Дону
Общеизвестно, что умственная работоспособность индивида должна оценивается совершенно по другим критериям, нежели его физическая работоспособность. Однако до последнего времени эти подходы практически не дифференцировались, и самое главное, игнорировался вопрос: в атмосфере каких межличностных отношений происходит творческий мыслительный процесс индивида. На практических занятиях по всем разделам гигиены мы осуществили исследование умственной работоспособности в малых группах. В самом начале группы формировались на добровольной основе. По прошествии определенного времени мы переформировали эти группы, исходя из принципов синергичности и толерантности ведущих психических функций каждого, из входящих в малую группу субъектов. Основой для этой дифференцировки послужило психологическое тестирование по методике американского исследователя профессора Д. Кирси. Сообразно методике были выделены 16 типов личности, а из них - четыре группы темпераментов. Достаточно симптоматично то, что сравнительный анализ уровня умственной работоспособности студентов, работающих в традиционно больших группах (12-14 и более человек) оказался на 30% ниже, чем таковой - в малых группах, состоящих из 2-3 человек. Наиболее высокие показатели уровня умственной работоспособности нами были отмечены в синергичных по составу группах, несколько ниже - в толерантных. Интересно и то, что студенты, работающие в малых группах, демонстрировали более высокие показатели эмоциональной стабильности в стрессовых ситуациях. Нами отмечена некоторая неоднородность этих показателей применительно к разным темпераментным когортам. Так наиболее эмоционально стабильными оказались лица SJ и КТ- типов темперамента, эмоционально лабильными - КБ и SP. Две последние категории лиц, обследованных нами, отличались парадоксальными психофизиологическими реакциями на нагрузку: если лица SJ и КТ темпераментов реагировали практически линейно на рост ее (г = 0,87-0,88), как при выполнении теппинг-теста, определении латентного времени на простой световой раздражитель, уровня тремора, то субъекты SP и КБ - показывали далеко не линейных характер распределения ответных реакций на дозированные задания. Графические характеристики реакций приближались к экспоненциальным, гиперболическим, параболическим и даже показательным функциям распределения (г = 0,23-0,33 при л = 0,89-0,91). Самое существенное, что мы отметили в своем естественном гигиеническом эксперименте: все психофизиологические реакции индивида значительно запаздывали в сравнении даже с такой тривиальной пробой, как динамика пульса или методикой оценки эмоциональной лабильности. Мы считаем, что формирование учебных групп - очень ответственное дело. И для продуктивной работы студента на всем протяжении обучения в учебном заведении, организаторам учебно-воспитательной работы надлежит более тонко, чем в большинстве случаев наблюдается, подходить к особенностям индивида. К формированию межличностных отношений и, в целом, климата внутригрупповой жизни. Наши исследования учебной деятельности студентов в малых группах показывают, что учебная нагрузка в ряде случаев запредельна, но только лишь потому, что большей частью процесс обучения организован хаотично с явными нарушениями физиологической кривой обучения, согласно которой начало и конец учебного дня, недели, семестра должны быть менее нагруженными, чем середина. Значительным облегчением в этом плане может служить определение и выделение психологического типа личности студента. Определение так называемых групп риска, поведенческая парадигма которых не укладывается в доминирующий командно-административный стиль отношений в учебном учреждении, и перестройка процесса обучения с упором на само - и взаимообучение может в значительной мере облегчить освоение учебной программы.
Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»
Стр. [264]