12
ЗНиСО
май №5 (230)
АКТИВАЦИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ С УЧЕТОМ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНТА
Н.А. Горбачева1, К.С. Жижин2
ACTIVATION OF INTELLECTUAL WORKING CAPACITY IN VIEW OF THE PSYCHOLOGICAL STATUS OF THE STUDENT
N.A. Gorbacheva, K.S. Zhizhin 'ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский Университет имени И.М. Сеченова Минздравсоцразвития РФ, г. Москва, 2ГБОУ СПОРО «Ростовский базовый медицинский колледж», г. Ростов-на-Дону
Психологический профиль и уровень развития профессионально значимых функций (ПЗФ) индивида играет важную роль в процессе обучения, формируя социально-психологический климат студенческой группы и формы интертипных отношений. Индивидуальные особенности психики личности влияют на умственную работоспособность, которая выступает как адепт уровня здоровья индивида. Показано, насколько повышается умственная работоспособность индивида при учете его психологических особенностей.
Ключевые слова: профессионально значимые функции, тип личности.
Psychological profile and level of development ofprofessionally significant functions (NRF) of the individual plays an important role in the learning process, forming a social and psychological climate of student groups and forms of intertype relations. Individual features of the individual psyche affect mental performance, which acts as an adept level of health of the individual. Displaying: how increased mental capacity of an individual, taking into account his psychological characteristics. Keywords: professionally significant functions, personality type.
Важными элементами в процессе обучения является для индивида его психологический профиль и уровень развития профессионально значимых функций (ПЗФ),едва ли не более значимое место здесь занимает социально-психологический климат студенческой группы и формы интер-типных отношений. На этом фоне умственная работоспособность выступает как адепт уровня здоровья индивида. Феномен умственной работоспособности в корне отличается от физической работоспособности, хотя до последнего времени методики оценки физической работоспособности автоматически перекладывались на процессы, связанные с динамикой умственной работоспособности, словно забывая о том, что главное мерило последней — психическое состояние индивида. Если человек чрезмерно физически устал, то он не может ничего больше сделать, пока не восстановит силы, а умственная работоспособность может быть совершенно не зависима от физической усталости, тогда как психологический дискомфорт ее разрушает очень активно. В связи с этим, дифференцированные подходы к обучению с учетом психотипа личности очень важны, особенно в профессиональной сфере «человек-человек».
На занятиях внутри групп мы осуществили разукрупнение состава студентов (п = 500 чел.). Из групп численностью 12—16 человек формировали малые группы (2—3 чел.). В самом начале эксперимента группы эти формировались на добровольной основе, без участия преподавателя и типирования личности, по принципу стихийно складывающейся у студентов толерантности и синергичности друг к другу. Синергичный контакт — это случай, когда студенты контактируют друг с другом по принципу дополнения основных ведущих психических функций, т. н. « дуалы». Как показал анализ экспериментального материала — уровень умственной работоспособности в синер-гичных группах был значительно выше, нежели при традиционной групповой системе преподавания, когда в процессе обучения участвовала вся группа по единому алгоритму или каждый работал разобщенно (табл. 1).
Толерантность — «отзеркаливание» функций, когда индивиды имеют одинаковые ведущие функции, но расположены они в витальном информационном метаболическом кольце интер-типных связей ортогонально, когда партнеры в стрессовых ситуациях просто «гасят» взаимно энергию друг друга.
После того, как в естественно гигиеническом эксперименте нами были получены «фоновые» результаты умственной работоспособности, мы направленно осуществили психологическое типи-рование по методике Д. Кейрси: большие группы студентов на малые были разделены уже не стихийно, а в определенной закономерности, обеспечивающей максимальную либо синергичность, либо толерантность на основе психологической совместимости, обусловленной степенью дополнения основных, ведущих психических функций каждого отдельного психологического типа.
Достаточно симптоматично то, что умственная работоспособность в сравнении с традиционными методами формирования группы (без учета психологической совместимости) и на базе стихийно складывающейся толерантности и синергичности на 30 % ниже, чем при целенаправленном подборе состава малых групп по предлагаемой нами методике типирования личности. Проверка этого положения показала нам, что тенденция сохраняется и проявляется гораздо отчетливее в течение месяца, а совсем четко — на семестровом интервале (при г = 0,78—0,79 и р = 0,5—0,01). Причем по всей линейке психофизиологических методик, используемых нами в данном эксперименте.
Показатели теппинг-теста (табл. 2), переключения внимания, латентного периода простой зрительно — моторной реакции, уровня тремора, изменялись синхронно, правда, динамика этих изменений была далека от линейной, при г = 0,23—0,34, мы имели значения коэффициента П > 0,80—0,83 при р > 0,01, которое превосходило традиционный коэффициент корреляции почти в четыре раза, и направление изменений носило либо гиперболический, либо параболический характер. Это говорит о том, что взаимосвязи между показате-
май № (230)
13
Таблица 1. Уровень умственной работоспособности студентов при целенаправленном комплектовании учебных групп
Формы организации занятия Темпераменты
SP SJ NF NT
Знаки Ошибки Знаки Ошибки Знаки Ошибки Знаки Ошибки
1. Одно задание каждому 368,5+33,3 3,4+0,1 356,6+32,1 3,4+0,05 358,8+29,1 8,3+0,03 409,1+32,2 3,9+0,09
2. Одно задание на всех 408,1+23,4 4,4+0,1 396,3+22,2 5,1+0,07 358,8+25,5 5,1+0,1 412,4+28,8 3,1+0,2
3. Задание на малую группу Темпераменты членов малой группы
ЯРр &Тр
SJH Толерантная SPи 378,6+23,4 3,4+0,1 356,6+33,3 2,9+0,1 358,8+32,9 9,3+0,08 400,1+31,1
NFM 598,8+23,3 3,1+0,07 388,6+34,1 3,9+0,09 358,8+27,7 3,9+0,1 390,133,7 2,4+0,2
NTM 378,6+34,1 2,4+0,09 356,1+26,3 4,4+0,1 408,8+26,6 6,3+0,1 432,2+22,4 3,5+0,2
Синергичная 478,1+33,8 3,7+0,06 356,3+24,4 3,3+0,08 418,8+27,6 7,0+0,1 500,1+33,1 4,4+0,1
SPр 418,6+33,1 3,4+0,1 356,6+23,5 3,2+0,2 498,8+27,1 3,1+0,09 567,4+22,2
&Тр 598,4+28,1 3,4+0,2 586,+22,2 3,9+0,04 618,8+27,7 4,3+0,09 600,5+34,1
№р 608,3+22,1 3,4+0,1 626,1+28,8 3,0+0,09 558,8+34,1 3,4+0,06 508,1+22,4
424,1+22,1 3,4+0,04 606,6+30,1 3,4+0,01 598,8+33,1 3,3+0,03 600,7+34,4
Таблица 2. Психофизиологические параметры студентов младших курсов при разных формах комплектации малых групп ( п = 125)
Психофизиологические методики Месяц Семестр
Принцип комплектования группы
Толерантные Синергичные Синергичные
Таблица Анфимова Знаки 365,7+13,6 410,8+9,0 500,5+11,5
Ошибки 6,1+0,01 5,2+0,01 6,5+0,02
Таблица Шульте - Платонова (сек) 65,3+4,5 45+3,7 46,6+4,2
Теппинг-тест (прирост числа точек) 10,1+0,1 13,2+0,1 15,5+0,2
Тремор (число касаний) 8,1+0,09 4,2+0,06 6,5+0,02
ЗМР (мсек) 665,5+17,6 377,7+19,0 391,1+14,5
Таблица 3. Процент наиболее стойких интертипных контактов в студенческих группах ПЗФ разных темпераментов в проекции трех лет наблюдений ( п = 112)
№ п/п Характер общения Количество наблюдений Темпераменты
SJ-SJ SP-SP, SJ-SP NF-SJ NT-NF
м ж м ж м ж м
1 Малая (2—3 чел.) синергичная группа 100 30,1 32,4 28,3 33,0 33,1 48,2 34,1
2 Малая (2—3 чел.) толерантная группа 100 34,5 39,6 31,6 40,1 33,5 43,6 34,4
лями умственной работоспособности и психическими процессами, обусловливающими высокие показатели первой, далеки от линейной зависимости.
В динамике нескольких лет общения внутри микрогруппы синергичные личности не только не утрачивали интереса друг к другу, проявляя положительное взаимовлияние друг на друга, но и удерживали уровень своего психического здоровья на неизменном уровне с самого первого момента до окончания наших исследований ( весь период обучения). Уровень умственной работоспособности и другие психофизиологические показатели (при нашем активном вмешательстве и реформировании внутригрупповых отношений) у студентов оказались более высокими.
На этом фоне малая группа с синергичным и толерантным стилем отношений — достаточно стрессоустойчивое образование, имеющая все условия преодолеть такое прессорное воздействие несовершенной педагогической парадигмы, однако, куда хуже то, что она вынуждена существовать в симбиозе с совершенно нетолерантными ей индивидами из студенческой группы, а это исподволь и неизбежно формирует синдром эмоционального выгорания (или перегорания).
Нами зафиксирована особенность показателей умственной работоспособности, табл. 3, когда отчетливо прослеживается интертипная связь парных субъектов малой группы: SJ-NF, NF-NT, SJ-SJ, SP-SJ, которая оказалась совершенно
интактной к изменению сложности задания, и что характерно, эта закономерность проявлялась практически на всем возрастном диапазоне: со второго по шестой курсы. Допустимая связь реализуется посредством создания зоны передачи и приема через интерактивный обмен, опосредованно и вне зоны учебной деятельности: на внеаудиторных контактах. Внешняя матрица связей унитарного контакта в малой группе — это множество его парных зон связи с внешними партнерами синергичными или толерантными его психотипу, существующих на текущий момент времени для реализации внешнего обмена. Как было видно из корреляционной матрицы дихотомий большой диффузной группы преподаватель связан только с двумя-тремя членами группы, причем уровень связи очень вариабельный: от г = + 0,23 до 0,98. Тогда как все остальные субъекты группируются вокруг совершенно бессвязно. И такая плеяда, по определению, совершенно не может подвергаться никакому контролю и воспитующему началу.
Опыт типирования личности студента в системе группового обучения в макрогруппах позволяет продуктивно решить проблемы интертипного общения с высоким коэффициентом полезного действия. Организация малых студенческих групп с четкой структуризацией межличностных отношений не только в среде студенчества, но и в линейке отношений студент—преподаватель давно и продуктивно реализуется в зарубежных вузах.
14
ЗНиСО
май №5 (230)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жижин К.С. «Экспресс-диагностика подсознания». Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Змеев С. И. Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2000.
3. Овчинников Б.В. с соавт. «Ваш психологический тип.» СПб,1995.
4. Потемкина О. Ф. «Способ составления психологического портрета и автопортрета». М., 1993.
5. Keirsey D.,Bates M. Please Understand Me. Character and Temperament Types. Gnoseology Books Ltd.,1984
6. Knowles M. S. The Modern Practice ofAdult Education. Chicago, 1980.
Контактная информация:
Горбачева Наталия Анатольевна, тел.8 (985) 483-96-43, e-mail:[email protected]
Contact information::
Gorbacheva Natalija, : phone 8 (985) 483-96-43, e-mail:[email protected]