Обучаемым важно разъяснить задание, показать на одном-двух примерах, с какой целью и как работать в таблице, где и почему ставится номер прослушанного примера. Номер каждого примера педагог обязательно указывает перед его чтением; пример не записывается, поэтому диктовки нет: Слушаем первый пример... Вспомним задание... Как дать ответ в таблице? Слушаем второй пример... Дальше работаем самостоятельно...
Заглавия столбиков должны отражать основания выборки и/или распределения диктуемого материала. Распределительный матричный диктант (по таблице с двумя входами). Нумерацинно-матричные диктанты отличаются строением табличной линокарты и графическими средствами фиксации ответов: в линокарте ставятся по преимуществу только плюсы и/или минусы, хотя могут быть и «галочки».
Педагог сначала указывает в тест-диктанте общее количество примеров. Ученик в первом столбике слева делает вертикальную нумерацию, то есть ставит столько цифр (друг под другом), сколько будет примеров. Затем остальные столбцы, реже - строчки, озаглавливаются с учётом заданного принципа (основания, параметра) распределения ответов или условно обозначаются римскими цифрами, латинскими буквами либо иначе. После чтения примера ученик ставит на пересечении нужной строки и столбца знаки «плюс» (+) или «минус» (—) в соответствии с заданием.
Проверяется матричный тест-диктант по контрольной линокарте. Она накладывается на стопку собранных линокарт, которые прокалываются по заданной форме.
Если нужные по заданию ячейки заштриховать правильно, получим «фигурную» проверочную линокарту [11, с. 15]. Фигурная линокарта отражает правильные ответы (все плюсы) или неправильные (все минусы): они соединяются линией. Фигурная проверочная линокарта визуально похожа на однорядную линокарту номерного диктанта.
Номерные тест-диктанты разных видов и разновидностей следует отличать от заранее объявленных (например, на 4-ю четверть учебного года) проверочных и контрольных словарных диктантов на определённые программные темы, имеющие свой номер в открытом перечне и список слов, которые обязательно будут в диктанте [12, с. 33-34]. Номерным могут называться также текущие диктанты на определённые номера орфограмм, пунктограмм и других изученных явлений, тем, разделов.
В завершение отметим, что тест-диктанты являются простой и удобной формой текущей диагностики по разным школьным и профессиональным предметам и вузовским дисциплинам даже в полевых условиях и на натурных уроках.
Библиографический список
1. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта: учеб. пособие / Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2016. - 175 с.
2. Булохов, В. Я. Сто разновидностей диктанта: учеб.-метод. пособие / В. Я. Булохов. - Красноярск: КГПУ, 1994. - 72 с.
3. Баринова, Е. А. Методика русского языка: учебник / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев; ред. В. И. Баринова. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.
4. Федоренко, Л. П. Практикум по орфографии и пунктуации: учеб. пособие для пед. ин-тов / Л. П. Федоренко, В. К. Лотарев. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.
5. Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-7 классах: пособие / авт. -сост. М. Е. Кривоплясова. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2005. - 93 с.
6. Шевченко, М. Ю. Цифровой диктанта как форма текущего контроля знаний / М. Ю. Шевченко // Русский язык: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 2000. - № 7. - С. 14-15
7. Киселёва, О. Н. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие / О. Н. Киселёва. - Томск: ТГУ, 2005. - 312 с.
8. Григорьев, А. Г. Применение перфокарт на уроках русского языка / А. Г. Григорьев. - Красноярск: КГПИ, 1964.
9. Григорьев, А. Г. Об опыте применение перфокарт на уроках русского языка / А. Г. Григорьев // Русский язык в школе. - 1965. - № 3. -С. 47-48.
10. Текучёв, А. В. Методика преподавания русского языка в средней. школе: учебник для пед. ин-тов/ А. В. Текучёв. - 3-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
11. Горелова, С. В. Мгновенная проверка знаний / С. В. Горелова // Русский язык: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». -2000. - № 35. - 15 с.
12. Яковлева, Л. Д. Пути повышения грамотности учащихся (4 кл.) / Л. Д. Яковлева // Русский язык в школе. - 1990. - № 1. - С. 33-34 © Острикова Т. А., 2017
УДК 373.31:372.881.161.1(571.52)
ОБ ОБЪЁМЕ ИТОГОВЫХ ДИКТАНТОВ В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ ТУВИНСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Н. Т. Соян
Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассмотрена проблема вариантности такого показателя учебной трудности контрольных диктантов по русскому языку, как их объём (в словах). Для учителей четвёртых классов начальной русско-тувинской школы даны методические рекомендации по выбору оптимального объёма итогового контрольного диктанта.
Ключевые слова: Республика Тыва, обучение русскому языку, нормативные документы начальной общей школы, всероссийская проверочная работа в 4-м классе, итоговый контрольный диктант, диктант с языковым заданием, объём диктанта, описки и ошибки.
Эффективность учебного процесса в образовательном учреждении определяется рядом факторов, к числу которых относится система контроля как «процесс определения уровня знаний, умений и навыков обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса» [1, с. 124]. Системный контроль знаний предполагает суть того, что и как должно проверяться.
При диагностике языковой подготовки по русскому языку основным методом проверки графико-каллиграфических и правописных (орфографических и пунктуационных) навыков учащихся четвёртого класса является диктант, хотя сейчас всё чаще практикуется тест. В научно-методической литературе диктант рассматривается и как тип упражнений, и как тип диагностических работ - проверочных текущих и итоговых (контрольных, аттестационных) [2-6 и др.]. Диктант основан на методе диктовки: состоит в записи аудируемых, то есть воспринимаемых на слух, слов, словосочетаний, предложений или связного текста.
В начальной школе широко применяются обучающие словарные, фразовые и текстовые диктанты разного вида - предупредительные, объяснительные, зрительно-слуховые, творческие и иные. Остановим внимание на проверочных и контрольных диктантах как средстве диагностики языковой подготовки по русскому языку в четвёртом классе. Контрольный диктант понимается нами как тип письменных работ, предназначенный для промежуточной и итоговой диагностики графико-каллиграфической, орфографической и пунктуационной подготовки учащихся по изученным разделам и темам учебного русского языка в соответствии с реализуемыми образовательными программами [7].
В настоящее время диктант применяют в качестве контрольно-измерительного материала для выявления уровня предметной подготовки учащихся по русскому языку в четвёртом классе. С 2015 года, согласно приказу Министерства образования и науки РФ [8], в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) во всех общеобразовательных школах Российской Федерации введён мониторинг качества предметной подготовки учащихся четвёртых классов по русскому языку в форме проверочных работ (далее ВПР) (см., например: [9]). Впервые ВПР получили статус обязательных проверочных работ, которые учащиеся будут выполнять каждый год. Их цель - оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся четвёртого класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформи-рованности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения [10, с. 2].
В рамках ВПР диктант имеет целью учёт и проверку базовых языковых умений учащихся правильно писать под диктовку текст на русском языке, соблюдая изученные правописные нормы. Диктант нацелен не только на выявление уровня языковой подготовки учащихся по орфографии и пунктуации, по морфологии и синтаксису, но и универсальных навыков разных видов речевой деятельности, прежде всего слушания (аудирования) и перевода звукового кода в письменный. В описании проверочной работы по русскому языку говорится, что «...всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учётом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников» [11, с. 2].
Рекомендуемый вариант ВПР состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий. Так, первая часть представляет собой диктант с дополнительными заданиями и содержит три задания: собственно диктант и два грамматических задания по написанному тексту. Вторая часть - это аналитическое чтение; содержит двенадцать заданий, в том числе девять заданий к приведённому в проверочной работе тексту для чтения. Тексты для диктанта и для чтения вариантны по содержанию.
Для детей-билингвов, обучаемых в национальных школах, нормативные требования к диктантам не сформулированы, а предлагаемые диктанты не адаптированы для конкретных регионов. В целях выбора объёма полного контрольного диктанта для начальной тувинской школы нами были изучены первоисточники и проведены поисково-исследовательские эксперименты.
В процессе анализа литературы (это исторические и действующие нормативные документы, пособия для учителей и другие лингвометодические труды) выявлено, что в нормативных документах и иных профессионально-методических источниках указан рекомендуемый в начальной школе объём (в словах) контрольных диктантов, но этот объём представлен вариантно и не конкретизирован для национальных школ. Выявленные требования к объёму диктанта, отражённые в нормативных документах, вузовских пособиях и отдельных научных исследованиях, представим в таблице 1.
Таблица 1
Примерный объём (в словах) контрольных диктантов для начальной общеобразовательной школы
Источник требований 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Нормативные документы
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 1561/14-15 от 19. 11. 1998 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» [12] Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы
Федеральный гос. образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Минобрнауки РФ № 373от 06. 10. 2009; в ред. приказов № 1241 от 26. 11. 2010, № 2357 от 22. 09. 2011 [13] Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы
Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрено решением федерального УМО по общему образованию (протокол № 1/15 от 08. 04. 2015) [14] Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы 75-80
Учебники для студентов
Методика обучения русскому языку в начальных классах [15] 20-25 30-40 45-50 55-60 50-65 80-83 85-100 Не прописаны нормативы
Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [16] Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы Не прописаны нормативы
Научные публикации
Математический компонент в методике преподавания русского языка [17] 20 25 30 30 40 50 (60) 50 60 70 (80) 70 80 (90)
К сожалению, требования к тексту контрольного диктанта для общей начальной школы, в том числе для четвёртого класса, недостаточно описаны теоретически, в основном рассматриваются на уровне практической методики в многочисленных сборниках диктантов для начальной общей школы. Объём диктантов вариантен в сборниках по русскому языку как родному и как государственному, предназначенных в целом для национальной школы и, в частности, для тувинской школы - средней (см. сборник диктантов Е. И. Черменевой и А. А. Шишигина [18]) и начальной (см. сборник Ф. Т. Манзановой [19]).
С нашей точки зрения, объём предлагаемых для начальной школы полных текстовых контрольных диктантов и укороченных диктантов с грамматическими заданиями не всегда соответствует нормативам. Например, в сборнике диктантов для четвёртого класса (см. сборник В. В. Андросовой и Е. А. Стогний [20]) диктанты с грамматическими заданиями соответствуют нормативам, однако среди четырёх полных итоговых диктантов нормативного объёма три. В сборнике диктантов Г. Н. Сычевой [21] из 56 диктантов с грамматическими заданиями лишь 37 соответствуют норме объёма диктанта для четвёртого класса. В сборнике И. Г. Гринберг и др. [22] предложено 107 укороченных диктантов, из которых 70 соответствуют норме объёма. К каждому тексту диктанта подобраны три грамматических задания, а под текстом диктанта приведены от двух до шести слов для справок. Из шести диктантов с грамматическими заданиями повышенной сложности соответствуют норме объёма для классов с углублённым изучением предметов всего три текста.
В сборнике диктантов для тувинской начальной школы, разработанном в 1992 году Ф. Т. Манзановой в соавторстве с Г. М. Селиверстовой и Е. Е. Крюковой [23], для контрольных диктантов дано 76 текстов. Они представляют собой адаптированные отрывки из произведений русской классической литературы. Объём таких полных контрольных диктантов варьируется с разницей в пять-десять слов, например: для второго класса - 1520 слов, для третьего класса - 25-35 слов.
В настоящее время в практике обучения русскому языку в начальной тувинской школе отсутствуют сборники диктантов, составленные в соответствии с ФГОС НОО и согласованные с действующими программами и учебниками. Поэтому в школах Республики Тыва учителя начальных классов предпочитают брать готовые диктанты, опубликованные на сайтах, в журналах, методических трудах, реже выбирать из книг по чтению (например: [24]) и иных источниках, не адаптируя текст к конкретным условиям тувинского и русско-тувинского класса. В примерных вариантах ВПР количество слов в диктантах с грамматическими заданиями колеблется от 70 до 90. Такие существенные различия свидетельствуют об отсутствии единых требований к объёму диктанта как проверочной работы в четвёртом классе. Применительно к национальной школе такие диктанты имеют, как правило, увеличенный объём, что позволяет учителям завышать требования к знаниям, умениям и навыкам нерусскоязычных учащихся.
Нами установлено, что объём полного контрольного диктанта для начальной тувинской школы нормативно не определён. Поэтому цель нашего исследования заключалась в обосновании примерного объёма полных диктантов и диктантов с грамматическим заданием с учётом национально-региональной специфики обучения в Республике Тыва. В исследовании принимали участие дети 9-10 лет, обучающиеся в четвёртых классах общеобразовательных школ г. Кызыла, - всего 71 школьник.
Изучение объёма текста диктанта проводилось посредством написания различных текстов. Учащиеся четвёртых классов с родным тувинским языком обучения писали диктант в 2017 г. (с 23 по 25 мая и 6 сентября) в течение 30 минут. Работа выполнялась по классической методике - под диктовку учителя. Для диктовки были выбраны два готовых диктанта и один адаптированный нами фрагмент художественного текста. Представим содержание трёх проведённых диктантов.
Текст № 1 (с сайта www. razumniki. ru)
Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. 68 слов [25].
Текст № 2 (из сборника диктантов)
Белочка
Наступила жаркая летняя пора. Много дел у белочки. Она работает с раннего утра до позднего вечера. Тащит про запас на зиму вкусную землянику, еловые шишки, блестящие жёлуди и разные грибки.
Наступит холодная дождливая осень. Белочка будет сидеть в дупле старой сосны. Хорошо и тепло в её домике. Довольна белочка мягкой постелью из сухих листьев.
Бывает осенью и тёплая погода. Приходят к белочке её подружки. Резвятся зверьки, бегают, долго веселятся под высокой развесистой сосной. 74 слова [21].
Текст № 3 (адаптированный нами фрагмент произведения «Лев и собачка»)
Лев и собачка
В Лондон приехал платный цирк. Человеку захотелось поглядеть зверей. Он поймал на улице собачонку и принес её в цирк. Собаку бросили в клетку ко льву на корм. Лев подошёл к ней и понюхал. Собака легла. Хозяин бросил льву мясо. Лев оставил кусок мяса собаке. Вечером они легли спать. Так прожили лев и собачка целый год. Через год собачка заболела и умерла. Лев грустил. Он обнял лапами мёртвую собачонку. Так он лежал пять дней, а на шестой день умер (по Л. Н. Толстому). 78 слов [22].
Анализ письменных работ показал, что 53 учащихся (74,6 %) допустили в диктантах орфографические ошибки и 34 учащихся (47,8 %) - пунктуационные ошибки; пропуски слов зафиксированы у 18,3 % писавших диктант, а 9,8 % допускали замены существительных и глаголов. Например: главный вместо платный, девочке вместо белочке, порог вместо пора, берёзы вместо сосны, радуются вместо резвятся и т. д. У двух учеников выявлены единичные графические ошибки (позднего, Гезвятся). У одного ребёнка были специфические ошибки, свидетельствующие о дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, например: выблыво вместо выплыло, из нова вместо и снова, деревевь вместо деревьев, певселело вместо повеселело, всью вместо всю, сучьия вместо сучья.
Наиболее часто отмечались описки (у 47,8 % учащихся), обусловленные интерференцией тувинского языка. Приведём основные примеры выявленных описок: замена и смешение парных звонких и глухих согласных [б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш] - просил вместо бросил, дубле вместо дупле, запаз вместо запас, грузтил вместо грустил; замена согласных [ф, ц, щ], отсутствующих в исконных словах тувинского языка, другими согласными, например: чветке вместо цветке. Встречались также ошибки, свидетельствующие о затруднениях в определении рода существительных и их падежных окончаний, которые в тувинском языке или отсутствуют, или расходятся -довольно белочка, кусок мясо. Описки, допущенные из-за невнимательности учащихся: пропуск мягкого знака при обозначении мягкости согласного - капелки вместо капельки, лву вместо льву, зверки вместо зверьки; написание лишних букв - россы вместо росы, осеннью вместо осенью; пропуск и замена букв - кажом вместо каждом, зарустила вместо загрустила, выплало вместо выплыло, к озеку вместо к озеру, побошол вместо подошёл, пёртвую вместо мёртвую, одняла вместо обняла, вселятся вместо веселятся, поздего вместо позднего, сослы вместо сосны; добавление лишних букв - трезкого вместо резкого и др.; их количество в отдельных работах варьировалось от одной до трёх.
Таким образом, в контрольных диктантах учащиеся допустили большое количество орфографических и пунктуационных ошибок, а также описок, обусловленных интерференцией тувинского языка, хотя проведённые диктанты в целом нормативны по объёму для четвёртых классов. Четвероклассники, конечно, могут написать за один урок диктант в 130-140 слов, так как вследствие применения шариковой ручки письмо у детей ускорилось. Однако ускоренное письмо рассеивает внимание и вызывает переутомление, провоцирующее ошибки и описки. Важно соблюдать технологию диктанта, читать размеренно с сохранением оптимального уровня работоспособности учащихся, учитывая рекомендации СанПиН [26].
В таблице 2 представим примерный объём диктантов по русскому языку для первого-четвёртого классов тувинских школ.
Таблица 2
Объём проверочных и контрольных диктантов по русскому языку (полных и с грамматическим заданием) для классов с разными языками обучения и уровнем подготовки
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс
Количество слов в полном диктанте
в классах с тувинским языком обучения
10 20 40 60
15 30 50 70
в классах с русским языком обучения
20 30 50 70
25 40 60 80
в классах с углублённым изучением предметов
30 50 70 90
40 60 80 100
Количество слов в диктанте с грамматическим заданием
в классах с тувинским языком обучения
5 15 30 50
10 20 40 60
в классах с русским языком обучения
15 25 40 60
20 30 50 70
в классах с углублённым изучением предметов
25 30 50 70
30 40 60 80
Исходя из составленной нами таблицы, сделаем некоторые рекомендации по применению представленных в данной статье трёх диктантов. Текст № 1 применим в классах с тувинским языком обучения, так как в написанном диктанте не наблюдались замены, пропуски и иные искажения слов, было меньше орфографических (56,2 % учащихся) и пунктуационных (25 % учащихся) ошибок, чем в двух других диктантах. Текст № 2 лучше давать в классах смешанного состава, так как в диктантах школьников были частотны орфографические (80,7 % учащихся) и пунктуационные ошибки (42,3 % учащихся), описки (69,2 % учащихся), замены (11,5 % учащихся) и пропуски слов (19,2 % учащихся).
По мнению В. Ш. Ооржак, почётного работника общего образования Российской Федерации, учителя начальных классов МАОУ Лицей № 15 г. Кызыла, адаптированный нами фрагмент текста Л. Н. Толстого был для детей-тувинцев трудным по восприятию и сложным по содержанию. Действительно, как показали результаты диктанта, в тексте № 3 оказалось много слов, значение и написание которых учащиеся ещё не знали (в смешанных классах с былью Л. Н. Толстого «Лев и собачка» дети уже были знакомы, а в тувинских классах ещё нет). Текст № 3 требует дальнейшей адаптации в аспекте правописно-языковой насыщенности изученными явлениями и фактами. Выбор оптимального варианта учебной насыщенности итогового диктанта для четвёртых классов общих школ Республики Тыва является более важным показателем трудности контрольной работы, чем её объём, поэтому рассмотрим данный вопрос в отдельной статье.
Библиографический список
1. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А. Н. Щукина. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. - 746 с.
2. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта: учебное пособие / Т. А. Острикова. - Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2016. - 176 с.
3. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - М.: Академия, 2010. - 448 с.
4. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 464 с.
5. Методика преподавания русского языка в национальной школе: учебное пособие для учащихся национальных групп педагогических училищ / Л. З. Шакирова, Л. Г. Саяхова, К. З. Закирьянова и др. ; ред. Л. З. Шакирова. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд., 1990. - 416 с.
6. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания: пособие для учителей / сост. А. В. Текучев. - М.: Просвещение, 1982. - 287 с.
7. Школа России: сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. С. В. Анащен-кова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, М. В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2011. - 528 с.
8. Приказ Минобрнауки России № 1381 от 26. 11. 2015 г. «О проведении мониторинга качества образования». - URL: Й1р://минобрнауки. рф/документы/7615/файл/6533/Рпкаг_№_1381_о^26. 11. 2015. pdf (дата обращения: 15.09.2017).
9. Комиссарова, Л. Ю. ВПР по русскому языку за 4 класс: сборник / Л. Ю. Комиссарова. - М.: Экзамен, 2017. - 81 с.
10. Щербакова, Л. С. Проблемно-ориентированный анализ итогов Всероссийских проверочных работ / Л. С. Щербакова. - Новоколхозное, 2016. - 12 с.
11. Описание проверочной работы по русскому языку. 4 класс. - URL: https://vpr. statgrad. org/media/custom/2015/11/29/vpr_ru4_opisanie. pdf (дата обращения 18.05.2017).
12. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 1561/14-15 от 19. 11. 1998 г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». - URL: http://docs. cntd. ru/document/901758698 (дата обращения: 15.09.2017).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утверждён приказом Министерством образования и науки РФ № 373 от 06. 10. 2009; в ред. приказов № 1241 от 26. 11. 2010, № 2357 от 22. 09. 2011. - URL: http://минобрнауки. рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО. pdf (дата обращения: 15.05.2017).
14. Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением федерального УМО по общему образованию от 08. 04. 2015, протокол № 1/15. - 339 с.
15. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
16. Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студ. дефектологических факультетов педвузов / А. К. Аксёнова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
17. Острикова Т. А. Математический компонент в методике преподавания русского языка / Т. А. Острикова // Русский язык в школе. -2011. - № 7. - С. 106-110; № 8. - С. 107-110; № 9. - С. 108-110.
18. Черменева, Е. И. Сборник диктантов по русскому языку: Для 5-8 классов тувинских школ: пособие для учителей / Е. И. Черменева, А. А. Шишигина. - Кызыл: Тувкнигоиздат, 1963. - 134 с.
19. Манзанова, Ф. Т. Диктанты и подготовительные к ним упражнения по русскому языку для 2-3 классов тувинской школы / Ф. Т. Манза-нова, Г. М. Селиверстова, Е. Е. Крюкова. - Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1992. - 172 с.
20. Сборник диктантов по русскому языку для 1-4 классов / сост. В. В. Андросова, Е. А. Стогний. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс: Кредо, 2009. - 108 с.
21. Сычева, Г. Н. Лучшие диктанты и грамматические задания по русскому языку: 4 класс: учебное пособие / Г. Н. Сычева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 60 с.
22. Диктанты по русскому языку: 4 класс. ФГОС / И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова. - М.: Экзамен, 2017. - 79 с.
23. Диктанты и подготовительные к ним упражнения по русскому языку для 2-3 классов тувинской школы: сборник / сост. Ф. Т. Манзано-ва, Г. М. Селиверстова, Е. Е. Крюкова. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1992. - 173 с.
24. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций.: в 2-х ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
25. Диктанты по русскому языку: 4 класс. Первое полугодие. - URL: http://www. razumniki. ru/diktant_4_klass_1_polugodie. html (дата обращения: 01.02.2017).
26. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"«. - URL: http://base. garant. ru/12183577/ (дата обращения: 02.04.2017).
© Соян Н. Т., 2017
УДК 372.881.161.1:81367.333
ПРОБЛЕМА УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»
А. В. Хитрова
Научный руководитель — Н. В. Кудряшова, кандидат педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Статья посвящена проблеме выявления критериев уровневой дифференциации дидактического материала. На примере правила обособления обстоятельств предлагаются основания для разграничения пунктуационно-синтаксического дидактического материала (речевых примеров) по уровню программной учебной трудности на типичный, осложнённый, сложный. Представлен показательный анализ отдельных речевых примеров с учётом описанных критериев дифференциации дидактического материала.
Ключевые слова: методика обучения пунктуации, пунктуационное правило, дифференциация, дидактический материал, учебная трудность.
Известно, что овладение нормами русского языка, в том числе нормами пунктуации, первоначально происходит на уроках русского языка и развития речи в школе. Для безошибочного выделения знаками препинания отрезков письменной речи требуется умение показать графическими средствами разделение текста на предложения, а затем выделение в предложении тех или иных пунктуационно-смысловых отрезков. Большую значимость в освоении пунктуационных норм имеет качественный пунктуационно-синтаксический дидактический материал.
Многие учёные-методисты в своих трудах говорят о значении и роли дидактического материала (далее -ДМ) по русскому языку, формулируя требования к его качеству и давая рекомендации по использованию. С помощью ДМ реализуются подходы к обучению русскому языку, происходит эстетическое развитие, воспитание интереса к предмету и т. д. Дидактический материал - это: 1) «звуки, слова, словосочетания, предложения, тексты для языкового анализа и обучения правописанию; 2) программно-ориентированные, коммуникативно целесообразные, лингвистически содержательные языковые и речевые примеры» [1, с. 36]. ДМ играет важную роль в процессе обучения, о чём говорится в трудах многих учёных [2; 3; 4]. Проблемой классификации ДМ и описанием предъявляемых к нему требований занимались А. В. Текучёв, Г. И. Блинов, М. Т. Баранов, Т. А. Острикова, Н. В. Кудряшова и др. [1; 3; 4; 5; и др.]. Так, Г. И. Блинов и другие учёные-методисты отмечают, что для процесса изучения каждого орфографического и пунктуационного правила должна быть своя система отбора ДМ.
Учёный-методист Т. А. Острикова предлагает следующее описание ДМ по известным и новым параметрам: 1) характер примеров (ДМ нетекстовый, текстовый); 2) тематическая направленность (ДМ по программной тематике: тематический, узкотематический, универсальный; по разговорной тематике: коммуникативно организованный, коммуникативно не организованный, намеренно бессмысленный); 3) атрибутированное^ (ДМ атрибутированный, неатрибутированный); 4) учебная трудность примеров, что определяется: по их объёму, по психологической трудности; по программной трудности (ДМ типичный, осложнённый, сложный); по учебной концентрированности (ДМ нормативно концентрированный, облегчённый, концентрированный); по методической обработке (ДМ с содержательно-речевой обработкой, с правописной деформацией) [1, с. 41-49].
Основываясь на классификации ДМ Т. А. Остриковой, рассмотрим по программной трудности языковых (речевых) примеров учебный материал по теме «Знаки препинания при обособленных обстоятельствах». Учёный-методист отмечает, что «типичный ДМ включает типичные и, в основном, частотные примеры по изучаемой программной теме (темам). Осложнённый ДМ - это более трудные примеры с минимумом изученных осложняющих компонентов. Если осложняющих элементов в ДМ много, то его называют сложным, выходящим за рамки программы определённого класса» [1, с. 47-48].
На учебную трудность применения правил обособления обстоятельств и соответствующих речевых примеров влияет комплекс факторов, которые представляется возможным выявить с помощью анализа структурно-семантических особенностей указанной синтаксической конструкции. Например, таковыми являются: 1) количество слов в деепричастном обороте; 2) количество групп обособленных обстоятельств в простом/сложном