Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
Уголовное право
УДК 343
Ж. Ньямдулам*
Об объекте уголовно-правовой охраны при посягательствах на незаконную разведку, эксплуатацию и добычу полезных ископаемых
В статье представлен сравнительный анализ уголовного законодательства Монголии и Российской Федерации об объекте уголовно-правовой охраны при посягательствах на незаконную разведку, эксплуатацию и добычу полезных ископаемых. Автор раскрывает содержание понятия незаконной разведки полезных ископаемых и характеризует особенности уголовного законодательства Монголии.
Ключевые слова: незаконная, разведка, эксплуатация, добыча, полезные ископаемые, предпринимательство, использование недр, объект преступления.
JutiyaNyamdulam*. On the subject of criminal law protection for the infringement of the illegal exploration, exploitation and production of minerals. The article presents a comparative analysis of the criminal legislation of Mongolia and the Russian Federation on the object of the criminal-legal protection of the assault on illegal exploration, exploitation and extraction of minerals. The author reveals the content of the concept of ‘ illegal mineral exploration and describes the peculiarities of criminal legislation of Mongolia.
Keywords: illegal exploration, exploitation and extraction of useful mineral, illegal entrepreneurship, violation of rules of protection and use of mineral resources, the object of the crime.
Принятие под защиту уголовного закона конкретной части общественных отношений
- это деятельность, осуществляемая на научной основе в рамках государственной политики с учетом потребностей общества. Разведка, эксплуатация и добыча полезных ископаемых являются существенной частью национальной экономики любого государства, обладающего месторождениями полезных ископаемых. Экспорт природных ресурсов приносит доход государственному бюджету, на горнодобывающих предприятиях задействовано большое количество работников.
Несмотря на небольшой в целом удельный вес преступлений, предусмотренных ст. 214 УК Монголии (884 преступления за период с 2008 г. по первый квартал 2012 г. на фоне примерно 20 тыс. преступлений, регистрируемых в стране ежегодно), существование уголовно-правовых способов охраны разведки, эксплуатации и добычи полезных ископаемых полностью оправданно и разумно. Для сравнения, в Уголовном кодексе РФ незаконные действия в отношении полезных ископаемых охватываются диспозициями нескольких статей: ст. 171 (незаконное предпринимательство), ст. 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга), ст. 192 (нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней), ст. 255 (нарушение правил охраны и использования недр). Следует признать, что в структуре российской преступности доля этих преступлений также незначительна, и здесь мы можем наблюдать тенденции к сокращению (например, в 1999 г. было зарегистрировано 1730 преступлений, предусмотренных ст. 191 УК [1], в 2000 г. - 2095 [2, c. 3], а в 2011 г. - 710 [3]).
Цель Уголовного кодекса Монголии, согласно ст. 1 УК, заключается в защите независимости и национальной безопасности монгольского государства, прав и свобод человека, общественной и частной собственности, национального богатства, природной среды, юридического правопорядка, мира, безопасности человечества от преступного на них посягательства [4]. И в этом смысле вопрос защиты природы становится необходимым государственным интересом, принимаемым под защиту уголовного закона. В этой связи внесение отдельного раздела о преступлениях, направленных против порядка защиты природной среды, становится проблемой не только национального, но и международного уровня. Провозглашение положений, предусмотренных ч. 2 ст. 16 Конституции Монголии, утверждённой в 1992
г., о том что гражданин Монголии пользуется правом жить в здоровой и безопасной среде, на защиту от загрязнения природной среды и нарушения природного баланса, возложение обязанностей по защите окружающей среды на каждого гражданина [5], стало главным условием для принятия вопроса защиты природной среды как одной из основных задач уголовного закона. Таким образом, общим объектом преступления, предусмотренного ст. 214 УК Монголии, выступают защищаемые интересы общества, государства, личности, которые перечислены в ст. 1 УК Монголии.
Для уяснения особенностей родового объекта незаконной разведки, эксплуатации и добычи полезных ископаемых следует обратиться к категориям «общественная безопасность» и «здоровье населения». Безопасность как абстрактное понятие подразумевает надежность, отсутствие опасности, охрану, защищенность [6, c. 54]. Закон РФ «О безопасности» в ст. 1 установил, что безопасность представляет собой состояние защищенности от внутренних и внешних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства [7].
* Жутъяа Ньямдулам, адъюнкт Санкт-Петербургского Университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова,
д. 1. E-mail: [email protected].
* Jutiya Nyamdulam, associate of the St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
Общественная безопасность, по мнению ряда российских ученых, выступает разновидностью социальной безопасности (наряду с внутренней и внешней безопасностью, национальной безопасностью) и представляет собой состояние обеспеченности общества средствами защиты от чрезвычайных ситуаций антропогенного, техногенного и природного характера, катастроф и аварий [8, с. 5; 9, с. 83; 10]. Отметим, что монгольский законодатель рассматривает в понятии «общественная безопасность» и необходимость соблюдать требования по охране окружающей природной среды, что представляется правильным, поскольку в современный период обеспечение здоровой экологии является одной из глобальных проблем мирового сообщества. Экологические проблемы, крайне ограниченные возможности регенерации природной среды, подвергшейся негативному антропогенному воздействию, заставили разработать специфическую правовую категорию «экологическая безопасность», которую можно рассмотреть как составляющую понятия «общественная безопасность», что видно на примере УК РФ, в котором экологические преступления являются частью преступлений против общественной безопасности. В российском законодательстве понятие «экологическая безопасность» включено в ст. 1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», согласно которой она представляет собой состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Понятие «здоровья населения» обоюдно известно как российскому, так и монгольскому законодательству, при этом в УК РФ преступления против общественной нравственности и здоровья населения являются частью преступлений против общественной безопасности (гл. 25 УК РФ).
Укажем, что по российскому УК преступления, связанные с незаконной разведкой, эксплуатацией, добычей полезных ископаемых, в большинстве своем имеют принципиально иной родовой объект, поскольку три из четырех составов таких преступлений включены в раздел «Преступления в сфере экономики». Российский законодатель полагает главным экономический ущерб, наносимый государству и обществу от незаконных действий в отношении полезных ископаемых. Родовым объектом преступлений, предусмотренных ст. 171 (незаконное предпринимательство), ст.
191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга), ст.
192 (нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней) выступает экономика, т.е. совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Указанная точка зрения встречается в большинстве научных работ [11, с. 35;
12, с. 30-31; 13, с. 152-153; 14, с. 116-119; 15, с. 59-60]. Монгольский законодатель, устанавливая уголовную ответственность за незаконную разведку, эксплуатацию, добычу полезных ископаемых, отдал приоритет ущербу, наносимому общественной безопасности, что представляется не совсем верным, поскольку по смыслу диспозиции ст. 214 УК Монголии возможно совершение действий, прямо не влекущих за собой причинение экологического ущерба, но наносящих вред бюджетной системе государства (невыплата сборов за получение лицензии, неуплата налогов с незаконной деятельности, получение сверхприбыли, сокрытой от налогового учета), т.е. чисто экономических последствий, которые из буквального толкования ст. 214 занимают второстепенные позиции, хотя с учетом влияния горнодобывающей промышленности на состояние монгольской экономики вред, причиняемый ей, сопоставим с экологическим вредом. Из преступлений, связанных с недропользованием, родовой объект «общественная безопасность» присутствует в составе преступления, предусмотренного ст. 255 УК (нарушение правил охраны и использования недр). Большинство исследователей относят данный состав преступления к специальным видам экологических преступлений, отграничивая его от соответствующего административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ. При этом следует отметить, что общественная безопасность применительно к ст. 255 УК РФ определяется традиционно [16; 17; 18]. Следует также упомянуть о ст. 216 УК РФ, в которой установлена уголовная ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ. Родовым объектом в данном случае также выступает общественная безопасность, которую здесь можно представить в том узком смысле, который в ее определение вложил В.С. Ткаченко [19, с. 507].
С учетом изложенного, родовой объект незаконной разведки, эксплуатации, добычи полезных ископаемых можно определить как: 1) общественная безопасность - состояние защищенности граждан Монголии, общества, государства от противоправных действий по незаконной разведке, эксплуатации, добыче полезных ископаемых, которые в состоянии причинить непоправимый экологический ущерб, ведут к истощению и опустошению месторождений полезных ископаемых, подрывают состояние общественной стабильности, нарушают интересы работников горнодобывающей отрасли и государства как собственника природных ресурсов и месторождений полезных ископаемых; 2) здоровье населения
- безопасные экологические условия жизнедеятельности народа, не подвергающиеся угрозе чрезвычайных ситуаций и катастроф техногенного характера.
Видовым объектом преступления, предусмотренного ст. 214 УК Монголии, выступает порядок защиты природной среды, установленный государством (гл. 23 УК Монголии называется «Преступления против правил охраны окружающей среды»). Еще до принятия УК Монголии в 2002 г. в государстве было признано, что природная среда является национальным богатством и собственностью народа, была заложена правовая база борьбы против незаконного пользования природными богатствами, оставления природной среды без восстановления (рекультивации) в прежнем виде [20, с. 14].
Монгольскими юристами сформулировано определение, что преступления против порядка охраны и защиты природной среды - это комплекс общественно опасных преступных деяний и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
Уголовное право
бездействия, причиняющих или могущих причинять вред земле, её почве, недрам и их богатствам, водам, растениям и животным, атмосфере [21, с. 4]. В российском уголовном праве используется понятие «экологические преступления», которыми, по мнению ученых, являются общественно опасные посягательства на окружающую природную среду как биологическую основу жизни человека, совершаемые путем воздействия на благоприятную среду его обитания [22, с. 6; 23, с. 5; 24; 25, с. 54; 26, с. 17]. С учетом изложенного предлагаем видовой объект незаконной разведки, эксплуатации, добычи полезных ископаемых определить как установленный порядок защиты окружающей природной среды от негативного антропогенного воздействия, виды которого могут быть различны. Непосредственным объектом преступлений, связанных с незаконной разведкой, эксплуатацией и добычей полезных ископаемых, выступает установленный порядок разведки, эксплуатации и добычи полезных ископаемых.
Анализ преступных действий, предусмотренных в ст. 255 УК РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил охраны и использование недр, позволяет сделать вывод о том, что российский законодатель не связывает уголовно-правовую противоправность с безлицензионным использованием недр, как это предусмотрено в УК Монголии. Ст. 255 УК называет три преступных деяния: 1) нарушение правил охраны недр; 2) нарушение правил использования недр; 3) самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых. В ст. 171, 191, 192 УК РФ определены виды незаконной деятельности, в т.ч. ведение предпринимательской деятельности без лицензии, а также нарушения в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга.
Список литературы
1. Докучаев, В. А., Ларичев, В. А. Проблемы борьбы с преступлениями, квалифицируемыми по ст. 192 УК РФ «Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней» // Адвокат. - 2000. - № 10.
2. Арзамасцев, М. В. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 191 УК) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб, 2001.
3. Общие сведения о состоянии преступности. Информация с официального сайта МВД РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mvd.m/presscenter/statistics/reports/show_102505/ [дата обращения: 5 ноября 2012 г.].
4. Уголовный закон Монголии / утв. 3 января 2002 г. // Государственный вестник (Улан-Батор).
- 2002. - № 5.
5. Конституция Монголия / утв. 13 января 1992 г. // Государственный вестник (Улан-Батор). -1992. - № 1.
6. Даль, В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. - СПб, 2006.
7. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Российская газета. - 1992. - 6 мая.
8. Барсегян, С. В. Правоохранительные органы как фактор внутренней безопасности общества (социально-философский анализ) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2001.
9. Васин, В. Н. Право на общественную безопасность : монография. - П., 1999.
10. Демин, И. В. Общественная безопасность: теоретико-методологические аспекты // Юридический мир. - 2007. - № 6.
11. Волженкин, Б. В. Экономические преступления. - СПб, 1999.
12. Кузнецова, Н. Ф. Основные черты Особенной части УК РФ // Вестник Моск. ун-та. Сер.
11. Право. - 1996. - № 5.
13. Наумов, А. В. Российское уголовное право. Общая часть : курс лекций. - М., 2006.
14. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник для юридических вузов / под ред. Б.В. Здравомыслова. - М., 1996.
15. Уголовный закон и преступление / под ред. Э.С. Тенчова. - Иваново, 1997.
16. Ревин, В. П. Уголовное право РФ. Особенная часть. - М., 2009. - 655 с.
17. Уголовное право РФ. Особенная часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И.Чучаева. - М., 2011. - 742 с.
18. Уголовное право. Особенная часть / под ред. А.И. Чучаева. - М., Проспект, 2012. - 512 с.
19. Уголовное право. Особенная часть / под ред. Б.В. Здравомыслова. - М., 2007.
20. Постановление Верховного Суда МНР № 17 от 15 июня 1989 г. «О вопросах практического применения законодательства об охране природной среды, её богатств и дальнейших перспективах» // Методика расследований и правовая среда преступлений против порядка охраны природы : учебное пособие для дознавателей и следователей. - Улан-Батор, 2011.
21. Методика расследований и правовая среда преступлений против порядка охраны природы : учебное пособие для дознавателей и следователей. - Улан-Батор, 2011.
22. Веревичева, М. И. Понятие и система экологических преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ульяновск, 2004.
23. Гареев, А. А. Экологические преступления: уголовно-правовое противодействие : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб, 2006.
24. Дубовик, О. И. Экологические преступления. - М., 1998. - 352 с.
25. Жевлаков, Э. Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в Российской Федерации. - М., 1997.
26. Лопашенко, Н. А. Экологические преступления: комментарий к гл. 26 УК РФ. - СПб, 2002.