23
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014
УДК 342.92 Е.Н. Майорова
Е. Mayorova
ОБ ИЗМЕНЕНИИ САНКЦИЙ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В данной статье рассмотрен ряд существенных изменении правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые в том числе усилили административную ответственность за совершение нарушений в области дорожного движения. Проведено обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. Дан комментарий по применению административного законодательства за совершение правонарушений, предусмотренных Главой 12 КоАП РФ.
Ключевые слова: административный штраф, арест, лишение права управления транспортным средством, наказание, производство по делам об административных правонарушениях, сроки привлечения к административной ответственности.
ABOUT CHANGING THE SANCTIONS FOR TRAFFIC SAFETY VIOLATIONS
This article discusses a number of significant changes in the field of'traffic safety violations included in the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, which have strengthened the administrative responsibility for traffic violations. The generalization of the judicial practice in cases of administrative violations in the field of traffic has been carried out. Comments on the application of the administrative law for offenses provided for in the Chapter 12 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation are given.
Keywords: administrative fine, arrest, deprivation of the right to drive a vehicle, penalty, proceedings on administrative offenses, the timing of bringing to administrative responsibility.
За последний год в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) были внесены ряд существенных изменений, которые в том числе усалили административную ответственность за нарушения в области дорожного движения. Как следует из пояснительной записки к Федеральному закону № 196-ФЗ, которым принято большое количество изменений в КоАП РФ. положение дел в сфере безопасности дорожного движения приобретает черты глобального кризиса: это вызвано и огромным ростом автомобильного парка, и пренебрежительным отношением водителей к правилам дорожного движения, и отсутствием общей правовой культуры участников дорожного движения. крайним выражением которого является управление автомобилем в состоянии опьянения |3|.
Так, на сегодняшний момент за совершение административного правонарушения в области дорожного движения мопт быть назначены 6 из К) существующих видов наказания. Остановимся на некоторых из них.
Во-первых это предупреждение как наиболее «мягкий» вид административного наказания, например за управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными али установленными с нарушением требований государственного
стандарта государственными регистрационными знаками (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ) или за нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения. При этом, как правило, предупреждение является альтернативной санкцией, то сеть за правонарушение может быть назначено или предупре.ждение, или административный штраф.
Конечно, наиболее часто используемым видом наказания, в том числе и в сфере безопасности дорожного движения, является административный штраф. Здесь за последний год также отмечаются существенный изменения. Так, минимальная сумма штрафа была значительно увеличена и составляет теперь 500 рулей против 100 рублей, существовавших ранее. Увеличена и максимальная сумма административного штрафа, если раньше такая сумма составляла 5000 рублей, то сейчас максимальная сумма штрафа, которая может быть назначена физическому лицу, составляет 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, то есть произошло увеличение суммы штрафа в 10 раз. Такой максимальный административный штраф предусмотрен, например, за повторное управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения
24
№ 2 (3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
(ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ) |1|. Здесь еще необходимо отмстить, что данное нарушение влечет за собой не только наложение административного наказания в виде административного штрафа, но и лишение права управления транспортными средствами на срок три года.
Относительно такого вида административного наказания, как лишение нрава управления транспортными средствами, тоже произошли существенные изменения, прежде всего касающиеся порядка назначения административного наказания. Если раньше лишение права управления транспортными средствами применялось только в качестве основного административного наказания, то теперь оно по ряду статей гл. 12 КоАП РФ применяется в качестве дополнительного административного наказания. Например, за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1,2 и 4 ст. 12.8 {управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управтпш транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения), ч. 1 ст. 12.26 {невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) и ч. 3 ст. 12.27 {невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические гаи психотропные вещества после доро ж но-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования) 111.
Рассматривая данный вид наказания, необходимо обратить внимание на то, что течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. При этом на гражданина возлагается обязанность в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления сдать документы в орган, исполняющий этот вид административного наказания. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Таким
образом, исчисление срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения. То есть, если лицо, лишенное права управления транспортным средством уклоняется от исполнения обязанности по сдаче соответствующего документа, то административного наказание исполняться нс будет, и срок продолжит исчисляться только с того момента, когда документы будут сданы в установленном порядке.
Следующим видом административного наказания, который может быть назначен за нарушения в сфере дорожного движения, является административный арест, и здесь тоже законодатель пошел на ужесточение применения санкции. Если раньше судьей мог быть назначен административный арест на срок от I с\ток до 15, то теперь этот период составляет от К) до 15 суток |1|. Например, административный арест может быть назначен за невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ), и только в том случае, если к лицу нс может быть применен административный арест, то ему назначается административное наказание в виде административного штрафа.
Новый вид административного наказания, который появился только в 2012 г. и с сентября 2013 г. может быть назначен за правонарушения в сфере дорожного движения, - обязательные работы. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Так, например, если водитель, уже лишенный права управления транспортными средствами, управляет транспортным средством, то ему могут быть назначены обязательные работы на срок от ста до двухсот часов. За прошедшие 6 месяцев 2014 г. за нарушение ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами) судьями Челябинской области было назначено наказание в виде обязательных работ 139 нарушителям.
В рамках настоящей статьи считаем необходимым рассмотреть также и вопрос о том, в течение какого времени лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014
25
к административной ответственности за нарушения в сфере дорожного движения.
Так, по обшемх правил} постановление по дел} об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Если дело рассматривается судьей, то этот срок увеличивается на один месяц и составляет три месяца. Федеральным законом № 196-ФЗ, о котором речь шла ранее, внесены изменения и в ст. 4.5 КоАП РФ. В настоящее время, по ряд} составов гл. 12 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год. К таким составам отнесены административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения), ст. 12.24 (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого гаи средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), ст. 12.26 (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), ч. 3 ст. 12.27 (невыполнение требования Правил дорожного движения о запре-щенгги водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические гаи психотропные вещества после дорожно-транспортного происиге-ствия. к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полгщии, до проведения уполномоченным должностным лгг-г(ом освидетельствования в гщлях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лгщом решения об осво-бо.ждении от проведения такого освидетель-ствования), ч. 2 ст. 12.30 (нарушение Правил дорожного двггжения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного двггж ения (за ггсключенггем водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) 111.
Хотелось бы обратить внимание на то, что довольно часто граждане различными способами пытаются затягивать рассмотрение дела, чтобы избежать административной ответственности. Увеличение сроков давности привлечения к ответственности направлено в том числе и на пресечение указанной ситуации |2, с. 111.
Анализируя изменения, связанные с назначением административного наказания, необходимо
отметить изменения, которые были внесены в ст. 4.6 КоАП РФ, определяющую срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административном} наказанию. Если в ранее действующей редакции лицо, котором} назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данном} наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. То в действующей редакции Закона, лицо, котором} назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данном} наказанию со дня вступления в законную сил} постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Проиллюстрируем это примером. Так, гражданину было назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на три месяца, раньше срок мы исчисляли с момента истечения срока административного наказания, теперь в этот трехмесячный срок, лицо считается под-вергттым данном} наказанию.
Также необходимо отметить, что повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административном} наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом необходимо иметь в вид}, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административном} наказанию за нарушение правил дорожного движения по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ).
Кроме того, по ряд} административных правонарушений КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение такого же нарушения, за которое лицо уже ранее привлекалось к административной ответственности. Так например, ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение
26
№2(3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или 2 рассматриваемой статьи (санкция влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок три года) или ч. 6 ст. 12.9 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 указанной статьи (превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час). При этом санкции статьи, предусматривающей повторное правонарушение устанавливают более суровое наказание. Так, если первый раз превышение скорости на величин} более 40, но не более 60 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, то за повторное нарушение сумма штрафа составит уже от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
В заключение, необходимо отметить, что самым распространенным видом административного наказания на сегодняшний день является административный штраф. В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, нс позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Причем неисполнение постановления влечет за собой привлечение лица к админи-
стративной ответственности по ч. 1 ст. 20.25, которая предусматривает административную ответственность за неуплату административного штрафа в срок, установленный КоАП РФ, при этом санкция указанной статьи предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Однако привлечение лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ, нс освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой он был привлечен к административной ответственности, то сеть если нс был оплачен административный штраф, предположим, в размере тридцати тысяч рублей и лицо было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ с наложением административного штрафа в двукратном размере, суммы неуплаченного административного штрафа, то у данного лица общая сумма штрафов, которые он должен оплатить, будет составлять уже девяносто тысяч рублей.
Кроме того, на сегодняшний день активно назначаются судами за неисполнение постановлений и обязательные работы. За 6 месяцев 2014 г. по ст. 20.25 КоАП РФ к 794 нарушителям была применена именно эта мера административного наказания.
----*----
Примечания
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Майорова Е. Н. Порядок рассмотрения судом дел об административных правонарушениях // Правопорядок: история, теория, практика. - 2014.-№ I.-C. 11-13.
3. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» : федер. закон от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ // Российская газета. - 2013. - 25 июля.
МАЙОРОВА Елена Николаевна, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, кандидат юридических наук, Южно-Уральский государственный университет (НИУ). E-mail: inajor.aV/,mail ru
MAYOROVA Elena, Assistant Professor, State and Civil Disciplines Chair, Faculty of Law Enforcement Officers' Training, Candidate of Law, South Ural State University (NRU). E-mail: major, admail, ru