Научная статья на тему 'Об изменении некоторых параметров социально-экономического развития на 2008 - 2010 годы'

Об изменении некоторых параметров социально-экономического развития на 2008 - 2010 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова В. А.

Мировой экономический кризис привел в действие механизм существенного снижения расходов на социально-экономическое развитие в экономически развитых странах. Россия как член мирового сообщества также вовлечена в этот процесс, но в силу ряда экономических факторов не внесла отрицательных изменений в прогнозируемые параметры социально-экономического развития на указанные годы. Об этом свидетельствует принятие Федерального закона от 22.07.2008 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». В связи с этим законом пересмотрены основные показатели доходов и расходов бюджета в 2008 2010 гг. Увеличены бюджетные ассигнования на социальную поддержку отдельных категорий граждан и на финансовое обеспечение оплаты труда. В статье автор анализирует основные положения федеральных законов от 22.07.2008 № 121-ФЗ и № 122-ФЗ и делает вывод, что их принятие является необходимой мерой осуществления государственной поддержки программы социально-экономического развития страны на планируемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об изменении некоторых параметров социально-экономического развития на 2008 - 2010 годы»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ОБ ИЗМЕНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НА 2008 — 2010 ГОДЫ

В. А. ТЕРЕХОВА, заслуженныйработник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

Мировой экономический кризис привел в действие механизм существенного снижения расходов на социально-экономическое развитие в экономически развитых странах.

Россия как член мирового сообщества также вовлечена в этот процесс, но в силу ряда экономических факторов не внесла отрицательных изменений в прогнозируемые параметры социально-экономического развития на указанные годы. Об этом свидетельствует принятие Федерального закона от 22.07.2008 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и2010 годов».

В связи с этим законом пересмотрены основные показатели доходов и расходов бюджета в 2008 — 2010 гг. Увеличены бюджетные ассигнования на социальную поддержку отдельных категорий граждан и на финансовое обеспечение оплаты труда, а именно:

• на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов ВОВ и приравненных к ним граждан;

• на выплату базовой части трудовой пенсии;

• на социальные выплаты инвалидам, ветеранам, чернобыльцам;

• на компенсационные выплаты лицам по уходу за нетрудоспособными гражданами;

• на обеспечение транспортными средствами инвалидов;

• на выплату пособий гражданам, имеющим детей;

• на выплаты военнослужащим в связи с оплатой стоимости путевок для их детей школьного возраста;

• на выплату компенсаций чернобыльцам в возмещение вреда здоровью.

В законе предусмотрены также дополнительные ассигнования на строительство горно-климатического курорта в г. Сочи; на государственную поддержку сельского хозяйства, на строительство дорог.

В числе перечисленных направлений социально-экономического развития важное место занимает индексация размера пособий на детей, исходя из прогнозируемого уровня инфляции на соответствующий год. В законе даны прогнозируемые изменения уровня инфляции (табл. 1).

Таблица 1

Прогнозируемые изменения уровня инфляции, %

Год Федеральный закон

от 03.03.2008 № 19-ФЗ от 22.07.2008 № 122-ФЗ

2008 8.5 10,5

2009 7,0 7,5

2010 6,0 7,0

В соответствии с приведенными показателями с 01.01.2008 фиксированный размер детских пособий повысился в 1,085 раза, ас 01.07.2008 — в 1,0185 раза.

В законе приведена таблица размера детских пособий (табл. 2).

Таблица 2

Размер детских пособий, руб.

Вид пособия 2007 г. С01.01.2008 С01.07.2008

Пособие по беременности и родам 300 325,5 331,52

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности 300 325,5 331,52

Единовременное пособие при рождении ребенка 8 000 8 680 8 840,58

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью 8 000 8 680 8 840,58

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком: — максимальный размер — минимальный размер: по уходу за первым ребенком по уходу за вторым и последующими детьми 6 000 1 500 3 000 6 510 1 627,5 3 255 6 630,44 1 657,61 3 315,22

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву — 14 000 14 000

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву — 6 000 6 000

Подлежит индексации минимальная и максимальная сумма пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.

Незастрахованным лицам пособие исчисляется по уходу за первым ребенком 1 500 руб., за вторым и последующими детьми — 3 ООО руб.

Застрахованным лицам по месту работы полагается ежемесячное пособие в размере 40 % среднего заработка (дохода, денежного довольствия). Однако максимальный размер не может превышать за полный календарный месяц 6 ООО руб., минимальный — по уходу за первым ребенком — 1 500 руб., за вторым и последующими детьми — 3 000 руб.

При проживании в местностях с тяжелыми климатическими условиями размер пособия определяется с учетом районных коэффициентов к заработной плате.

В связи с изменением прогнозируемого уровня инфляции и повышением минимального и максимального размера пособий организациям необходимо пересчитать сумму пособий. При этом, если размер ежемесячного пособия, рассчитанный исходя из 40 % среднего заработка, не достигает проиндексированного минимального размера пособия, то его следует выплачивать в минимальном размере с учетом индексации. Если же минимальный размер пособия превышает сумму пособия, исходя из среднего заработка, то пособие выплачивается в размере 40 % среднего заработка.

Пример. Сотрудница ООО «Квант» А. И. Иванова 01.12.2007родила сына. По окончании декретного отпуска она оформила отпуск по уходу за ребенком с 21.02.2008 по 01.06.2009. 40% среднего заработка А. И. Ивановой для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет составили 6600руб.

Однако эта величина превышает максимальный размер ежемесячного пособия, поэтому А. И. Ивановой было назначено пособие в максимальной сумме 6 510руб. (табл. 2).

В соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ был произведен перерасчет суммы пособия. С 01.07.2008 размер пособия составил 6 630 руб. (табл. 2). За июль и август А. И. Ивановой была сделана доплата пособия по уходу за ребенком в сумме 60 руб. (6 630руб. — 6 600руб.) х 2мес.

В связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ, в котором дан прогнозируемый уровень инфляции на период 2008 — 2010 гг., увеличился и размер материнского капитала. Начиная с 2007 г. каждая мать при рождении (усыновлении) второго или последующих детей может получать материальную поддержку со стороны государства (Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ). Для этого необходимо подать заявление в территориальный орган пенсионного фонда о получении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В Федеральном законе № 256-ФЗ определена базовая величина этого капитала на 2007 г. — 250 000 руб. Однако ежегодно указанная величина индексируется (табл. 1), и с учетом этого фактора величина материнского капитала в 2008 г. составила 271250 руб.

Поправки, внесенные Федеральным законом № 122-ФЗ в федеральный бюджет, позволили увеличить сумму капитала на 5 000 руб., т.е. до 276 250 руб. При этом получать новый сертификат не требуется.

Ежегодно не позднее 1 сентября пенсионный фонд будет информировать владельцев сертификата о размере материнского капитала или о неиспользованной сумме капитала с учетом индексации. С учетом прогнозируемого уровня инфляции сумма

капитала составит в 2009 г. — 296 969 руб., а в 2010 г. — 317 757 руб. Вместе с тем не меняется целевое использование материнского капитала:

• на формирование накопительной части трудовой пенсии матери;

• на улучшение жилищных условий;

• на получение образования ребенка.

При этом расходование средств материнского капитала разрешается только по истечении трех лет после рождения ребенка.

Одновременно с этим федеральным законом был принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ предусматривает три вида налоговых вычетов, предоставляемых налогоплательщикам при расчете налога на доходы физических лиц, а именно:

• стандартные вычеты (ст. 218 НК РФ);

• социальные вычеты (ст. 219 НК РФ);

• имущественные вычеты (ст. 220 НК РФ). Стандартные вычеты предоставляются как работодателем, так и другими налоговыми агентами на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на эти вычеты. Указанные вычеты на самого работника могут быть предоставлены в размере 3 000, 500 и 400 руб. за каждый месяц налогового периода в зависимости от категории физического лица. Например, стандартный налоговый вычет в размере 3 000 руб. в месяц предусмотрен для ликвидаторов аварий на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк», реке Теча, а также для инвалидов ВОВ и прочих инвалидов из числа военнослужащих и лиц, которые подверглись воздействию радиации в результате испытаний ядерного оружия. Такой вычет предоставляется независимо от суммы дохода, исчисленного нарастающим итогом с начала года.

Налоговый вычет в размере 500 руб. в месяц предоставляется вне зависимости от суммы дохода, полученного в течение налогового периода. Он предоставляется:

• Героям СССР и РФ, полным кавалерам ордена Славы;

• участникам ВОВ, блокадникам, узникам концлагерей;

• инвалидам с детства, инвалидам 1иП групп;

• лицам, пострадавшим от воздействия радиации, от испытаний на атомных объектах;

• донорам костного мозга;

• родителям и супругам погибших военных или госслужащих;

• воинам-интернационалистам.

*

Все остальные налогоплательщики — резиденты РФ имеют право на налоговый вычет 400 руб. в месяц при предельной величине доходов работника в 2008г. - 20 000 руб., а с 01.01.2009 - 40 000 руб.

Помимо стандартных вычетов на себя налогоплательщики могут получить стандартный вычет на содержание ребенка. Он предоставляется родителям, опекунам, приемным родителям ребенка. Если в 2008 г. стандартный налоговый вычет на ребенка составлял 600 руб., то с 01.01.2009 — 1 000 руб. При этом на детей-инвалидов стандартный вычет будет предоставляться в двойном размере, но до тех пор, пока величина дохода родителей, родителя, приемного родителя не превысит 280 000 руб. с начала календарного года. В остальных случаях налоговый вычет на детей предоставляется до тех пор, пока доход работника не превысил 40 000 руб. Основными документами для получения такого вычета являются: свидетельство о рождении ребенка; свидетельство о заключении брака с родителем ребенка; решение суда об усыновлении ребенка; документы о назначении опекунства, выданные органами опеки; свидетельство о расторжении брака; свидетельство о смерти супруга; справка об инвалидности ребенка; справка из образовательного учреждения (для учащихся, студентов, аспирантов, курсантов).

С 01.01.2009 стандартный налоговый вычет на ребенка в двойном размере предоставляется единственному родителю (мать-одиночка, вдова), приемному родителю, опекуну. Все остальные родители, включая разведенных, не могут быть признаны единственными, т. е. каждому родителю стандартный вычет предоставляется в одинарном размере (1 000 руб.).

Принятие федеральных законов от 22.07.2008 № 121-ФЗ и № 122-ФЗ является необходимой мерой осуществления государственной поддержки программы социально-экономического развития страны на планируемый период.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2008 № 121-ФЗ.

3.0 внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»: Федеральный закон от 22.07.2008 № 122-ФЗ.

4. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ.

5.0 внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и

2010 годов»: Федеральный закон от 03.03.2008 № 19-ФЗ. *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.