но и позволяют развивать умения анализировать обстановку и выделять основные взаимосвязи между компонентами условия, а также навыки перевода положений данных в условии и их взаимосвязей на математический язык. Помимо этого задача 2 описываемая моделью «игры с природой» в условиях полной неопределённости способствует развитию критичности мышления.
Задача 4 развивает умение видеть главное и второстепенное в проблеме и позволяет формировать такие качества ориентированные на экономическую деятельность как объективность и последовательность.
Таким образом, при решении задач указанного домашнего контрольного задания развиваются навыки математического моделирования реальных ситуаций, закрепляется учебный материал, развиваются умения обдумывать каж-
дый свой шаг и видеть последствия принимаемых решений (их пользу и вред), формируются объективность, последовательность, самостоятельность и критичность мышления. Всё перечисленное и является условием качественной подготовки специалистов экономической сферы деятельности.
Библиографический список
1. Дубров А.М., ЛагошаБ.А., ХрусталёвЕ.Ю., Барановская Т.П. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. - М.: Финансы и кредит, 2001. - 223 с.
2. Крушевский А.В. Теория игр: Учебное пособие. - Киев: Вища школа, 1977. - 215 с.
3. Монахов А.В. Математические методы анализа экономики. Краткий курс. Учебное пособие. - СПб.; М.; Харьков; Минск, 2002. - 176 с.
Л.Г. Чекмарёва ОБ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ВУЗОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прошло более пятнадцати лет, как российская издательская промышленность вступила в рыночную экономику. Это был этап становления книгоиздательской системы в условиях трансформации общества.
В настоящее время книгоиздательский комплекс характеризуется рядом специфических особенностей, которые определяют его функционирование: короткий издательский цикл, включающий взаимоотношения «производитель-потребитель»; концентрания универсальных издательств в крупных городах. В сложившихся условиях важную роль приобретает вузовская издательская деятельность, позволяющая обеспечить потребителей, и в первую очередь студентов, необходимой профессиональной литературой.
Ситуация в книгоиздательской вузовской деятельности, характеризуется неразвитостью маркетинговых исследований, высокой себестоимостью книжной продукции, что определяет необходимость совершенствования книгоиздательской деятельности, в первую очередь, развития маркетинговой среды.
Данные проблемы актуализируют поиск инструментов, форм и методов повышения эффективности стратегического управления книгоизда-
тельской деятельностью вуза и обосновывают необходимость использования в сбытовой деятельности вуза концепции маркетинг-микс, позволяющей занять вузовскому издательству определенную рыночную нишу в регионе.
Конкурентные преимущества вузовского издательства обосновываются тем, что вузовское книгоиздание находиться близко к потребителям - студентам и преподавателям, позволяет учитывать их непосредственные (профессиональные) интересы и наиболее быстро реализовывать издания.
Применение маркетинговых инструментов в книгоиздании представляет собой модель взаимодействия интересов и отношений субъектов книгоиздательской деятельности: производителей и потребителей. Развитие методических основ управления сбытом вузовского издательства предполагает исследование профессиональных сегментов книгоиздательского рынка; составление стратегических прогнозов изменения состояния книгоиздательского рынка, позволяющие занять определенную рыночную нишу в регионе.
Разработка концепции маркетинг-микс включает формирование продуктовой, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик, позволяю-
Рис. 1. Система управления книгоиздательским комплексом
щей вузовскому издательству воздействовать на целевой региональный рынок.
Книгоиздательский комплекс представляет собой вид производственной деятельности, обладающий особенностями, которые праявляют-ся в том, что производителем книжной продукции является автор того или иного произведения, а книгоиздание представляет собой специфическое средство труда, применяющее особые, присущие лишь этой области деятельности методы и способы.
С точки зрения управления, книгоиздательский комплекс можно рассматривать как систему, состоящую из взаимосвязанных частей и имеющую как внутреннюю, так и внешнюю среду (рис. 1).
Во многих странах существуют специфические условия функционирования вузовского издательского комплекса: льготы по налогам, особые почтовые и транспортные тарифы, государственные издательские программы, определение приоритетов, обеспечивающих решение наиболее острых социальных проблем.
Сохранение научного и интеллектуального потенциала России требует разработки единой модели вузовского книгоиздания и книгораспрост-ранения. Совмещение социокультурной направленности с экономической эффективностью вузовского книгоиздания и книгораспространения вполне естественно, так как следует учитывать огром-
ные расстояния России не только между центром и регионами, но и между самими регионами.
Кризисные тенденции в вузовского книгоиздании требуют выработки специального социально ориентированного режима, который, в сочетании с федеральными программами, может обеспечить выпуск социально значимой для студентов и преподавателей литературы и ее доведение до заинтересованных категорий читателей по доступным ценам.
Книгоиздание - это совокупность процессов, направленных на приспособление авторского текста к нуждам читателя, а также само производство книги. Книгоиздание развивается и совершенствуется, опираясь на анализ и обобщение опыта, учитывая условия конкретной социальной, экономической и политической обстановки, научно-технические достижения и материальные возможности.
К факторам социально-экономической среды, которые определяют особенности издательского процесса в вузе следует отнести значительное снижение покупательской способности и жизненного уровня преподавателей и студентов и резкое увеличение стоимости книг, повлекшее за собой сокращение доли вузовского бюджета, выделяемого на издательскую деятельность.
Проблемы, возникшие в сфере книгоиздания и книготорговли, предопределили необходимость разработки научно-практического подхода к орга-
Таблица1
Издательская деятельность КГУ им. Н.А. Некрасова
Вид продукции 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
1. Монографии 34 52 44 39 42 38
2. Учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия и рекомендации 21 19 14 21 16 29
3. Учебные программы, практикумы и программы курсов 116 240 583 166 194 294
4. Авторефераты 54 33 85 50 22 49
5. Материалы конференций 21 18 28 24 19 38
6. Периодические издания 16 16 26 57 28 28
низации книгоиздательской деятельности в вузе на комплексной методологической основе. Опишем её суть.
В современном книгоиздании редакционноиздательский процесс делится на четыре этапа:
- подготовительный - от составления тематического плана, горизонтальной сети отношений, бизнес-плана до предоставления авторского оригинала в издательство (РИО);
- редакционный - от получения редактором издательства (РИО) авторского оригинала и до сдачи редакционно-издательского оригинала (редакционного оригинал-макета) в производство;
- производственный - от сдачи редакционноиздательского оригинала в производство и до выхода издания (книги) в свет;
- заключительный - распространение, дистрибуция, продажа и пропаганда книжной процукции.
Однако, с позиций комплекснаго подхода, большое значение имеет сбытовая деятельность, которую целесообразно выделить в отдельный этап.
Это объясняется тем, что вузовское книгоиздание: во-первых, находится близко к потребителям - студентам и преподаватедям; во-вторых, позволяет учитывать их непосредственные интересы; в-третьих, позволяет наиболее быстро реализовывать издания.
Ни в одном регионе, даже самом благополучном с точки зрения книгоиздания, не выпускается весь спектр литературы, необходимой для экономики, образования, культуры, науки - то есть, социально значимой с позиции региона.
В КГУ им. Н.А. Некрасова издательская деятельность характеризуется следующими особенностями (см. табл. 1).
Основные показатели издательской деятельности КГУ им. Н.А. Некрасова отражены в таблице 2.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о возможности совершенствования издательской деятельности в КГУ, что обосновывает необходимость поиска стратегии управления издательской деятельностью в современных условиях хозяйствования.
Особо отметим, что перенесение традиционных методов управления и маркетинга в вузовское книгоиздание ограничено рядом факторов:
- как правило, вузовское издательство (РИО) является структурным подразделением высшего учебного заведения, т.е. не является юридическим лицом;
- в ассортименте вузовского издательства присутствует значительная доля «бесплатных» материалов, обеспечивающих учебный процесс;
- реализация собственной продукции сужается рамками локального рынка (до 80% и, как правило, в стенах вуза);
- малочисленность коллектива вузовского издательства (РИО) ограничивает возможности расширения ассортимента выпускаемой литературы и увеличения тиражей;
- вузовское издательство вынуждено отдавать предпочтение авторам своего вуза и книгам по определенной тематике.
Обратимся к вузовскому издательскому комплексу, так как он является основополагающим в
Таблица2
Объем издательской продукции Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Количество наименований печатной продукции, шт. 262 378 780 357 321 476
Общий объем продукции, уч.-изд. лист 2714 4011 5362 8113 7069 5099
Таблица3
Сравнение невузовских и вузовских издательств по ряду признаков
Вид издательства
Невузовское Вузовское
Численность работников, чел. От 30-50 до 300 и более От 2 до 7
Стру ктура Иерархическая Простая
Выполнений функций Разделение и специализация Совмещение функций и ролей
Цикл издательского процесса Относительно удлиненный Относительно короткий
Преобладающий тип потребителей Разнообразный Студенты, аспиранты, преподаватели, слушатели
Степень свободы в выборе тематик и названий изданий Большая Меньшая
региональном книгоиздании. В таблице 3 представлены основные параметры, по которым проведено сопоставление невузовских и вузовских издательств.
Именно эти параметры определяют специфику сбытовой деятельности книгоиздания в вузе.
Как показывают данные таблицы, вузовские издательства представляют собой небольшие коллективы или группы. Их структура достаточно проста, в каждой должности возможны совмещения различных профессий. Цикл издательского процесса (в целом) относительно небольшой. Среди покупателей учебной литературы вузовских издательств (потребителей продукции) преобладают сгуденты, аспиранты, слушатели и преподаватели. Их потребности и определяют, собственно, тематику книг и, в конечном счете, свободу ее выбора, по сравненио с невузовскими издательствами.
На рисунке 2. приведено схематичное представление основных инструментов маркетинга. Эффективность их применения зависит от количества разновидностей, формы и своевременности использования в практике издательства, а также от того, и какой последовательности или в каком сочетании их применяют для решения основных задач.
Особое значение в редакционно-издательской деятельности вуза имеют договора авторского заказа. Достаточно часто возникают ситуации, когда, например, научным руководителем, ставится задача собрать материал, провести определенную работу и на основании всех полученных результатов написать научную статью. В большинстве случаев это работа выполняется в рамках исполнения трудового договора, т.е. является прямой обязанностью сотрудника (или в рамках учебного плана студента/аспиранта). Но возмож-
Рис. 2. Инструменты книгоиздательского маркетинга (схема разработана на основе исследований Л.Ф. Никулина и А.Ю. Егорова)
на и иная ситуация, когда создание такого материал не входит в круг обязанностей работника (например, материал планируется подготовить не по профильной специализации или же сам эксперимент выходит за границы плана работы сотрудника/студента). Или же материал изначально заказан каким-то специализированным научным журналом, и его подготовка идет в соответствии с заранее согласованным заданием редакции. Во всех этих случаях основанием для регулирования взаимодействия сторон (автора-исполнителя и заказчика) будет являться договор авторского заказа (действующая до 1 января 2008 г. нормативная база использует термин «авторский договор заказа»).
Действующий на сегодняшний день Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.) закрепляет обязанность автора создать произведение и передать его заказчику. В самом тексте статьи нет указания на передачу прав на созданное произведение. Обязанность передачи исключительных прав на созданное по заказу произведение упоминается в комментариях к закону. Новая 4 часть ГК РФ установила более корректное и четкое определение взаимодействия сторон при создании заказного произведения, а именно:
1) автор обязан создать обусловленное договором произведение;
2) договором может быть предусмотрена передача исключительных прав или предоставление права использования в установленных пределах.
Вторым нововведением является закрепление срока исполнения договора как его существенного условия. Действующая практика делает акцент на то, что заказное произведение должно быть предельно четко охарактеризовано в договоре. Помимо этого с 1 января 2008 г. договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, будет считаться незаключенным. При этом если в силу уважительных причин автор не сможет завершить в срок исполнение договора, ему для завершения создания произведения будет предоставляться дополнительный, так называемый льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, изначально установленного договором.
Что касается пределов ответственности автора за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора авторского заказа, то общий размер выплат, как и в текущий момент, ограничен
суммой реального ущерба, причиненного заказчику. То есть автор обязан будет возвратить внесенный аванс и уплатить неустойку, если она предусмотрена договором.
В остальном существенных изменений по сравнению со старой редакцией нормативной базы в плане регулирования процесса создания произведения на заказ нет. В каждом конкретном случае в зависимости от договоренностей сторон в договоре закрепляются критерии создаваемого произведения, порядок его сдачи-приемки, размер и условия выплаты вознаграждения, пределы и способы использования произведения каждой из сторон, ответственность сторон и пр.
Хотелось бы обратить внимание на ряд моментов, которые, на первый взгляд, не являются значимыми, но при формальном подходе к ним в договоре они могут спровоцировать споры сторон.
Первое: границы участия заказчика в формировании состава рабочей группы (соавторов) по созданию заказного научного произведения, вмешательство в производственный процесс, последующее самостоятельное внесение изменений в полученный результат или сопровождение пояснениями и комментариями.
Достаточно часто работники РИО не обладают необходимым уровнем знаний в той научной области, в которой осуществляется разработка, да это и не всегда требуется. Поэтому степень их вмешательства непосредственно в производственный и творческий процесс должна быть согласована с исполнителем и ограничена функциями контроля за исполнением. А возможные доработки и последующие комментарии не должны наносить вред созданному произведению как в буквальном смысле, так и репутации авторов-исполнителей. С другой стороны, «творческий» процесс должен идти с учетом установленных временных рамок, в строгом соответствии с согласованной постановкой задачи. Поэтому в договоре есть смысл закрепить процедуру взаимодействия сторон по:
а) проверке и степени контроля за ходом исполнения заказа (например, в какое время она будет проводиться или на каких этапах, каков состав проверяющих, обладают ли они соответствующими профессиональными знаниями, по каким параметрам проводится проверка, как фиксируются необходимые доработки и пр.);
б) возможность привлечения автора для последующей оценки даваемых комментариев и ответов на вопросы третьих лиц;
Второе: обязанность автора осуществлять доработки, вносить изменения или модифицировать созданное научное произведение в течение N лет с момента завершения срока действия договора.
Безусловно, на автора накладывается обязанность вносить необходимые изменения и корректировки в случае допущения несогласованных отклонений от первоначальной постановки задачи. Также в договоре может быть зафиксирована обязанность по поддержке произведения в ограниченный период его эксплуатации после сдачи заказчику. Но при этом в договоре должны быть также установлены конкретные объемы осуществляемых доработок и временные рамки. В противном случае автор может быть поставлен в кабальные условия по бессрочному и безвозмездному поддержанию работоспособности (актуальности) произведения или безвозмездному созданию нового произведения в ходе постоянных его модификаций и совершенствования.
Третье: ответственность автора за научное содержание создаваемого произведение, достоверность сведений, используемых при создании произведения и/или упоминаемых в них, избежание плагиата и пр.
Такие фразы встречаются достаточно часто в договорах. Они, безусловно, необходимы заказчику для гарантии качества конечного результата. Но, закладывая их в договор, необходимо продумать и зафиксировать также и механизм проверки исполнения этих обязательств. Ведь, чтобы получить денежную компенсацию за «некачественное научное содержание» или «недостоверные результаты», заказчику, необходимо доказать наличие данного факта. А сделать это может или эксперт в данной области, или же если в договоре четко прописана процедура проверки и критерии оценки. Что касается плагиата, то помимо закрепления в договоре ответственности автора за возможное нарушение прав третьих лиц в отношении создаваемого и/или используемого при создании объекта интеллектуальной собственности (ОИС), то в договор необходимо также включить обязанность автора указать все источники используемых материалов, реестр используемых ОИС с указанием оснований и пределов их использования.
Отметим, что на практике создание автором определенного произведения может быть реализовано как в рамках рассмотренного выше договора авторского заказа, так и в рамках договора
подряда или трудового договора (с элементами авторского договора). Каждый из этих вариантов имеет свои особенности. Но в любом случае, если конечный результат является ОИС, то любой из вышеперечисленных договоров должен отразить конкретный объем прав, передаваемых заказчику. В пределах трудового договора работника вуза может быть оговорено право сторон на ноу-хау и защита их интересов - как экономических так и секретов производства.
Научно-техническая информация в ряде случаев не подлежит разглашению или доступ к ней носит ограниченный характер. Так, информацией, составляющей коммерческую тайну, признается научно-техническая информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. К разряду ноу-хау как одной из разновидностей коммерческой тайны относятся сведения любого характера, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Исключительное право на ноу-хау принадлежит его обладателю и действует до тех пор, пока сохраняется режим конфиденциальности в отношении сведений, составляющих ноу-хау.
Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. При этом работник, которому стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.
4 часть ГК предусматривает ответственность лица за нарушение исключительного права на ноу-хау. Так лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие ноу-хау, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом. Исключение составляют случаи, когда лицо, которое использовало секрет производства, не знало и не должно было знать о том,
что его использование незаконно, или если доступ к секрету производства был получен случайно или по ошибке.
Вообще к вопросу доступа работника к коммерческой тайне (включая ноу-хау) работодателя и его контрагентов необходимо относиться весьма серьезно. Данный вопрос должен найти свое отражение в трудовом договоре и/или соглашении о конфиденциальности, заключаемом с работником. Детальное регулирование режима доступа, применяемых технических средства и методов защиты, пределов и размеров ответственности работника поможет избежать не только судебных споров, но и обеспечит сохранность и экономическую ценность охраняемой информации, что является первостепенным. При составлении трудового договора необходимо учитывать следующие нормы действующего законодательства.
Так статья 11 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N° 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями от 2 февраля, 18 декабря 2006 г.) обязывает работодателя оформлять доступ работника к коммерческой информации, знакомить его с установленным режимом ее охраны и применяемым мерам ответственности за его нарушение, под расписку. При этом за работником закрепляется право обжаловать в суде незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ. Статья 14 названного закона налагает на работника, умышленно или по неосторожности разгласившего конфиденциальную информацию, дисциплинарную ответственность, если в его действиях нет состава преступления. Согласно ГК РФ работники, разгласившие служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, обязаны возместить причиненные убытки. Статья 81 Трудового кодекса РФ допускает расторжение с работником трудового договора в одностороннем порядке по инициативе работодателя в случае разглашения им охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. П. 4 ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне» позволяет правообладателю применять «средства и методы технической защиты конфиденциальности информации, другие, не противоречащие законодательству РФ меры», но какие именно средства допускаются, законодатель не устанавливает четко. Также названная статья обязывает обладателя ком-
мерческой информации наносить на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации. При этом вопросы «маркировки» машиночитаемой информации не урегулированы. Статья 243 Трудового кодекса допускает наложение на работника материальной ответственности в полном размере в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную).
Все указанные выше нормы не являются полным списком требований, которые надо учесть при урегулировании вопроса взаимодействия сторон при обращении с конфиденциальной информацией. В каждом конкретном случае необходимо учитывать специфику охраноспособной информации и деятельности, в результате которой эта информация появляется, а также соответствие экономической стоимости охраняемой информации затратам на обеспечение ее охраны. Данное обстоятельство вызвано тем, что большая часть научной деятельности до недавнего времени велась в основном в рамках исполнения государственных заказов. При этом основное внимание уделялось только вопросу правовой защиты интересов государства в отношении использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения. Права на результаты таких работ закреплялись за государством, разработки в других направлениях не имели четкой правовой проработки и априори оставались также в собственности государства.
В последние годы начата работа по выстраиванию системы правового регулирования распределения прав между Российской Федерацией и хозяйствующими субъектами на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет бюджетных средств.
ГК РФ отдает приоритет в распределении прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР), в том числе способных к правовой охране, договору. В соответствии со ст. 772 ГК РФ, если договором не предусмотрено иное, то заказчик имеет право использовать результаты работ, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ только для собственных нужд.
4 часть ГК РФ, вступающая в силу с 1 января 2008 г., сместила акценты в закреплении прав на результаты научной деятельности, способные к правовой охране, в сторону исполнителя.
Так в соответствии со ст. 1298 ГК РФ исключительные права на произведения науки, созданные по государственному контракту, принадлежат исполнителю, если государственным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит РФ либо совместно исполнителю и РФ.
Если в соответствии с государственным контрактом исключительное право закрепляется за РФ, то исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для их передачи, соответственно, РФ. Непосредственный работник, права на результат труда которого пере-
ходят к РФ, имеет право на получение соответствующего вознаграждения.
Если исключительное право принадлежит исполнителю, то он обязан по требованию государственного заказчика предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки для государственных нужд.
В случае закрепления исключительных прав совместно за исполнителем и РФ государственный заказчик вправе предоставить третьему лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки для государственных или нужд, уведомив об этом исполнителя.
Итак, издательская вузовская деятельность является элементом создания и использования продуктов (произведений) науки и становится всё более и более институционализируемой.
Научные труды преподавателей, поступившие в библиотеку КГУ им. Н.А. Некрасова
Галанцева М.Л. ОПТИКА: методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов. - Кострома: КГУ, 2007. - 92 с. - Библиогр.: с. 71 (20 назв.). - ISBN 978-5-7591-0870-2.
Даны подробные рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к семинарским и лабораторным занятиям по оптике в рамках курса общей физики. Приведены вопросы для самоконтроля, тренировочные и тестовые задания, а также список литературы с указанием глав, параграфов и номеров задач для изучения каждой темы. Предназначено для студентов физико-математических факультетов университетов и педагогических высших учебных заведений.
Брагина З.В. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ: Учебное пособие: допущено УМО / З.В. Брагина, В.П. Дудяшова, З.Т. Каверина. - М.: КНОРУС, 2008. -128 с. - Библиогр.: с. 124-125 (20 назв.). - ISBN 978-5-85971-904-4.
Содержание учебного пособия соответствует требованиям курса «Управление персоналом» Государственного образовательного стандарта по специальности «Менеджмент организации». В дисциплине «Управление персоналом» центральное место занимают проблемы эффективной организации труда управленческого персонала. В тексте стандарта дисциплины «Управление персоналом» они представлены следующими дидактическими единицами: анализ кадрового потенциала; оценка персонала; работа с кадровым резервом; планирование деловой карьеры; подбор персонала и профориентация; подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; участие персонала в управлении. Даны вопросы для самоконтроля и контрольные задания. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также может быть использовано специалистами служб персоналу организаций и промышленных предприятий. ^