ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО И СЕМЕЙНОГО ПРАВА
Д.В. Протасов *
Субъекты права на секрет производства (ноу-хау)
Ключевые слова: секрет производства, ноу-хау, субъекты права, коммерческая тайна, конфиденциальная информация, интеллектуальная собственность
In the article new institute of intellectual property — «trade secret (knowhow) right» were considering. The subjects of civil law were analyzed and peculiarities of the subjects of trade secret (know-how) right were discovered. Civil legal status of the subjects of trade secret (know-how) right was determined: employer, head of cooperative farming, juridical person (commercial and noncommercial organization), state (Russian Federation, subject of Russian Federation, municipal constitution). The definitions of «owner of trade secret (know-how)», «trusted user of trade secret (know-how)», «guardian», «creator of trade secret (knowhow)», «official trade secret (know-how)» and others were formulated. Detailed classification of subjects of trade secret (know-how) right was developed. Proposals about enhancement civil legislation of Russian Federation about trade secret (know-how) right, commercial secret were made.
Вопрос о субъектах права на секрет производства является дискуссионным '. Это обусловлено в первую очередь тем, что законодатель в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) не конкретизировал лиц, которые могут являться субъектами права на секрет производства, ограничившись понятиями «обладатель», «правообладатель». Нормы ст. 1466—1472 ГК РФ не дают четкого представления о видах субъектов права на секрет производства.
Первым шагом на пути определения субъектного состава гражданского правоотношения, возникающего по поводу ноу-хау, будет обращение к п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — ФЗоКТ)2. В нем разъясняется, что обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее
© Протасов Д.В., 2010
* Аспирант Тверского государственного университета. [[email protected]]
1 См., напр.: Амелина К.Е. Понятие «ноу-хау» // Внешнеторговое право. 2006. № 2 (7). С. 17—18; Потрашкова О.А. Правовой режим секретов производства (ноу-хау): информационно-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 17—19.
2 Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.
режим коммерческой тайны. Принимая во внимание, что под информацией, составляющей коммерческую тайну, в Законе понимается секрет производства (ноу-хау), указанное определение правомерно применять и к обладателю права на секрет производства (ноу-хау). Следовательно, обладателем права на секрет производства может быть только лицо, которое наделено правом устанавливать, поддерживать, изменять режим коммерческой тайны в отношении информации, составляющей содержание ноу-хау.
В ст. 5 ФЗоКТ при перечислении случаев, в которых режим коммерческой тайны быть установлен не может, субъектами правоотношения признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Далее в ст. 10 ФЗоКТ упоминается, что обладателями коммерческой тайны являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Следовательно, субъектами правоотношения, предмет которого составляет коммерческая тайна, а стало быть, секрет производства (ноу-хау) могут выступать только лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Таким образом, главным условием включения лица в число субъектов права на секрет производства (ноу-хау) является его занятие предпринимательской деятельностью.
Между тем не все авторы разделяют позицию, что субъекты права на ноу-хау (физические и юридические лица) обязательно должны иметь статус лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. В частности, высказаны следующие суждения: «субъектами отношений по поводу сведений, составляющих секреты производства (ноу-хау)... могут выступать и лица, не обладающие статусом предпринимателя»1, «субъектом прав на ноу-хау может быть не только предприниматель, но и лицо, не являющееся таковым». «Например, автор технической идеи, ... садовод-любитель.»2.
Большинство цивилистов не разделяют такой позиции 3, не можем с ней согласиться также и мы. В главе 75 ГК РФ не содержится прямого указания на то, что обладатели права на секрет производства должны являться субъектами предпринимательской деятельности; упоминается только о введении режима коммерческой тайны. Однако в соответствии с п. 3 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, поэтому нельзя ограничиваться только положениями ГК РФ. Из сопоставления норм ст. 1465 ГК РФ и 3, 10
1 Потрашкова О.А. Указ. соч.
2 Амелина К.Е. Указ. соч.
3 См., напр.: Дозорцев В.А. Понятие секрета промысла (ноу-хау) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. № 7. С. 109; Постатейный научно-практический комментарий к части 4 Гражданского кодекса РФ / под ред. Ю.А. Дмитриева, А.А. Молчанова. В 2-х кн. Кн. 2. М., 2008. С. 644; Калятин В. О. Гражданский кодекс РФ. Часть 4. М., 2008. С. 633; Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева. В 3 т. Т. 3. М., 2009. С. 336.
ФЗоКТ следует, что субъекты права на секрет производства в обязательном порядке должны осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того, из наименования главы 75 ГК РФ вытекает, что рассматриваемая конструкция изначально была разработана для использования в производственной, хозяйственной сфере, т.е. в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому нет достаточных оснований включать граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, в число субъектов права на секрет производства.
Во-вторых, необходимо иметь в виду, что понимается в законодательстве под предпринимательской деятельностью и кто ею вправе заниматься. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием составляют предмет регулирования гражданского законодательства. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Гражданин самостоятельно реализует свое право на занятие предпринимательской деятельностью, представительство правоспособного, но частично недееспособного лица здесь исключается. Для занятия предпринимательской деятельностью гражданин должен обладать право- и дееспособностью. Если правоспособность у физического лица возникает в момент рождения и прекращается смертью, то наступление дееспособности зависит от его возраста, состояния здоровья и других обстоятельств. В полном объеме дееспособность возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если он работает по трудовому договору или с согласия родителей (усыновителей, попечителя) занимается предпринимательской деятельностью.
Из норм п. 1 ст. 27 ГК РФ и пп. «з» п. 1 ст. 221 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что несовершеннолетний может осуществлять предпринимательскую деятельность и регистрироваться в качестве предпринимателя при условии, что у него имеется нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей, попечителя)1.
1 Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
Поскольку предпринимательская деятельность лица, достигшего возраста шестнадцати лет, является одним из оснований его эмансипации, то это позволяет считать, что предпринимательская правосубъектность несовершеннолетнего возникает с согласия родителей (усыновителей, попечителя) с четырнадцати лет 1.
Правосубъектность юридического лица возникает в момент внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц и прекращается в момент завершения ликвидации. Воля и волеизъявление юридического лица реализуются посредством деятельности его органов.
Таким образом, круг субъектов права — граждан и юридических лиц — на секрет производства (ноу-хау) можно представить следующим образом: гражданин — индивидуальный предприниматель; глава крестьянского (фермерского) хозяйства; юридическое лицо: коммерческая организация, некоммерческая организация при условии, что ее учредительными документами предусматривается осуществление предпринимательской деятельности и такая деятельность служит достижению целей, ради которых создавалась организация, и соответствует им.
Особое внимание необходимо уделить проблеме, связанной с возможностью отнесения публично'-правовых образований — Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований к числу субъектов права на секрет производства (ноу-хау). Несмотря на то, что п. 2 ст. 1471 ГК РФ предусматривает условия возникновения исключительного права на секрет производства у Российской Федерации, данный вопрос нуждается в дополнительном теоретическом исследовании и обосновании.
В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, публично-правовые образования выступают на равных началах с гражданами и юридическими лицами. К ним применяются нормы гражданского законодательства, определяющие участие юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Однако государство нельзя отождествлять с юридическим лицом, поскольку оно лишь приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
С одной стороны, правоспособность государства в чем-то шире — ряд правомочий могут принадлежать исключительно государству, например, выпускать федеральные государственные ценные бумаги, государственные ценные бумаги субъектов РФ, муниципальные ценные бумаги (ст. 2 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг») и т.д.2. С
1 См.: Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева. В 3 т. Т. 1. М., 2008. С. 178.
2 Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.
другой стороны, государство ограничено в приобретении некоторых прав и возложении на себя ряда обязанностей, поскольку должно действовать в интересах всего общества, а не в интересах отдельных групп населения или своих собственных. В этой связи оно не вправе участвовать в сделках, рассчитанных исключительно на физических и юридических лиц; выступать в качестве потребителя, специального субъекта (банка, страховщика, финансового агента), а также предпринимателя (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает государственным (муниципальным) образованиям непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность)1.
Деятельность публично-правовых образований должна соответствовать целям и задачам, прописанным в законодательстве, и не может носить произвольный характер. Законодатель подчеркивает специфику государства как особого лица и выводит его из общего ряда субъектов гражданского права, посвящая участию Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, главу 5 ГК РФ. Поэтому правоспособность публично-правовых образований нельзя назвать общей, а следует считать специальной 2. Принимая во внимание изложенное, представляется, что публично-правовые образования в виде исключения могут являться субъектами права на секрет производства (ноу-хау), несмотря на то, что они не обладают статусом ни предпринимателя, ни коммерческой организации. Придерживаясь этой точки зрения, можно взаимосвязано истолковать нормы ст. 124, 1471 ГК РФ и 5, 10 ФЗоКТ.
Теперь выясним порядок приобретения публично-правовыми образованиями прав на ноу-хау. В науке выделяют две формы участия публичноправовых образований в гражданском обороте: опосредованную и непосредственную 3.
Опосредованное участие государственных (муниципальных) образований наблюдается при создании ими юридических лиц, собственниками имущества которых остаются учредители. Имеются в виду следующие организационно-правовые формы: унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), бюджетное учреждение. Учреждая такие организации, публично-правовые образования косвенно прини-
1 Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3434.
2 См., напр.: Субъекты гражданского права / под ред. С.Н. Братуся. М., 1984. С. 270; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно-практический комментарий / отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 1996. С. 218.
3 См.: Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 5-е изд. Т. 1. М., 2001. С. 196-201.
мают участие в гражданском обороте, поскольку обладают большим набором контрольных полномочий в отношении них. Если принять во внимание, что отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным имуществом данные юридические лица без согласия собственника не вправе, то можно предположить, что государственные и муниципальные образования следует рассматривать в качестве правообладателей секрета производства, а предприятия (учреждения) — обладателей права использования ноу-хау. В случае владения публично-правовыми образованиями акциями (долями) хозяйственных обществ (товариществ) правообладателями секрета производства будут являться уже юридические лица.
Непосредственно в гражданском обороте государственные и муниципальные образования участвуют при помощи специальных представителей — органов соответствующего уровня: федеральных, субъектов РФ или муниципальных. Они выступают в гражданско-правовых отношениях как самостоятельные участники, которым предоставлены полномочия на совершение определенных действий, например, заключение государственных или муниципальных контрактов (государственные, муниципальные заказчики).
Как следует из п. 1 ст. 1471 ГК РФ, в случае получения секрета производства (ноу-хау) в ходе выполнения государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд исключительное право на такой секрет производства закрепляется за подрядчиком (исполнителем), если контрактом не предусмотрено иное. В соответствии с Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд 1. На этом основании можно сделать вывод, что Российская Федерация, субъект РФ и муниципальные образования становятся правообладателями секретов производства, если они указаны в государственных (муниципальных) контрактах в качестве будущих правообладателей ноу-хау.
В случае, когда секрет производства получен при выполнении работ по договору, заключаемому (главным) распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями, исключительное право на ноу-хау принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации. Таким образом, в данной ситуации правообладателями секрета производства могут
1 Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (часть I). Ст. 3105.
быть только два субъекта — федеральное государственное учреждение и Российская Федерация.
Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ, правообладатель — это гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, которые вправе использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладателем является лицо, которому принадлежит исключительное право, состоящее из двух правомочий: использования и распоряжения.
Однако в ст. 1466 ГК РФ, говоря об исключительном праве на секрет производства, законодатель использует уже другой термин — обладатель: «обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования.», «Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом». Получается несоответствие в терминологическом плане: в ст. 1229 ГК РФ правообладателем признается носитель исключительного права; в ст. 1466 ГК РФ — обладатель интеллектуального продукта (секрета производства). В сложившейся ситуации целесообразно придерживаться единообразия и называть правообладателем секрета производства только носителя исключительного права. Ставить знак равенства между «правообладателем» и «обладателем» ноу-хау представляется ошибочным. Поэтому в п. 1 ст. 1466 ГК РФ необходимо внести уточняющие изменения — термин «обладатель» заменить на «правообладатель».
Также возникает вопрос, почему в п. 1 ст. 1229 ГК РФ в числе правообладателей не указаны публично-правовые образования? Во-первых, они наравне с гражданами и юридическими лицами участвуют в гражданских правоотношениях, о чем мы уже говорили выше. Во-вторых, в ст. 1471 ГК РФ перечислены случаи, когда публично-правовые образования становятся правообладателями секретов производства. Следовательно, имеет место «пробел» в законодательстве. В п. 1 ст. 1229 ГК РФ необходимо указать, что обладателем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (правообладателем) может быть гражданин, юридическое лицо и публично-правовое образование. Определение правообладателя секрета производства (ноу-хау) сформулируем следующим образом — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, а также публично-правовое образование, которым принадлежит исключительное право на секрет производства, включающее правомочия распоряжения данным правом и использования информации о ноу-хау по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Тогда обладателем секрета производства (ноу-хау) будет являться лицо, наделенное правомочием использования информации в предпринимательской деятельности, составляющей содержание секрета производства.
Например, в качестве обладателя ноу-хау можно рассматривать лицензиата по лицензионному договору о предоставлении права использования секрета производства, пользователя по договору коммерческой концессии.
Лицом, обязанным сохранять конфиденциальность секрета производства, может являться любой субъект права. В теории права лиц, обязанных сохранять конфиденциальность сведений, обычно именуют конфидентами 1. Однако это вовсе не означает, что конфидент, знающий содержание секрета производства, автоматически будет являться субъектом именно гражданско-правового отношения. В частности, нельзя включать в круг участников гражданско-правовых отношений по поводу ноу-хау конфидентов, которым содержание информации стало известно в силу служебного положения или исполнения профессиональных обязанностей, связанных с государственной или муниципальной службой. Обусловлено это тем, что правоотношения с их участием регулируются нормами других отраслей права. В исключительных случаях они могут становиться участниками гражданско-правовых отношений, например, при возмещении убытков, причиненных нарушением исключительного права на секрет производства (ст. 1472 ГК РФ).
Конфидентом можно считать бывшего правообладателя, передавшего принадлежащее ему исключительное право на секрет производство; бывшего лицензиата, у которого срок использования секрета производства истек; лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке; подрядчика (исполнителя) по гражданско-правовому договору, когда все права на полученный секрет производства закрепляются за заказчиком и др. Объединяющими признаками для конфидентов будут являться, во-первых, отсутствие каких-либо правомочий на ноу-хау; во-вторых, обязанность сохранять конфиденциальность информации, составляющей его содержание, в течение определенного периода времени. С гражданско-правовой позиции конфидентом секрета производства (ноу-хау) можно считать лицо, которому информация о секрете производства стала известна на любом законном основании, не имеющее никаких прав на нее и обязанное сохранять сведения в конфиденциальности.
Говоря о субъектах права на секрет производства (ноу-хау), нельзя не упомянуть о следующих моментах: возможном закреплении исключительного права на один секрет производства совместно за несколькими лицами и о возможном появлении новых самостоятельных правообладателей на один и тот же секрет производства.
1 См.: Информационное право: учебник / под ред. Б.Н. Топорнина. 2-е изд. СПб., 2005. С. 371—372.
Взаимоотношения лиц, которым исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит совместно, определяются п. 2 ст. 1229 ГК РФ и соглашением между ними. Действие этих правил также будет распространяться на секреты производства (ноу-хау). Если соглашением не предусмотрено иное, то каждый из сообладателей исключительного права может использовать секрет производства по своему усмотрению; при совместном его использовании — полученные доходы распределяются между всеми правообладателями поровну. Распоряжение исключительным правом на общий секрет производства должен осуществляться правообладателями совместно.
Множественность правообладателей на идентичный секрет производства (ноу-хау) допускается п. 4 ст. 1229, п. 2 ст. 1466 ГК РФ. Лицо считается самостоятельным носителем исключительного права на секрет производства, если оно добросовестно и независимо от других обладателей (правообладателей) ноу-хау стало обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства. Получается, что число потенциальных правообладателей на один секрет производства законодательством не ограничено, а главное требование — соблюдение принципов добросовестности и независимости.
Руководствуясь вышеизложенным, проведем классификацию субъектов права на секрет производства. Классификацию субъектов права на секрет производства (ноу-хау) следует осуществлять при помощи нижеуказанных оснований (критериев):
В зависимости от:
I. Гражданско-правового статуса субъектов правоотношения ноу-хау:
1) гражданин — индивидуальный предприниматель;
2) глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
3) юридическое лицо:
основной цели деятельности:
• коммерческая организация,
• некоммерческая организация;
4) публично-правовое образование:
• Российская Федерация,
• субъект РФ,
• муниципальное образование;
формы участия в гражданском обороте:
• опосредованное участие,
• непосредственное участие.
II. Объема правомочий субъектов права на ноу-хау:
1) правообладатель (носитель исключительного права);
2) обладатель (носитель права использования);
3) конфидент (хранитель конфиденциальности секрета производства).
III. Числа лиц, которым принадлежит одно исключительное право на секрет производства:
1) исключительное право закреплено за одним лицом;
2) исключительное право закреплено за несколькими лицами совместно.
IV. Числа правообладателей одного и того же секрета производства:
1) единый правообладатель;
2) множественность правообладателей.
V. Основания возникновения прав на секрет производства:
1) в результате создания секрета производства (ноу-хау):
• «первичный создатель», «автор» — лицо самостоятельно, собственными силами и средствами, в процессе своей интеллектуальной деятельности первым получившее информацию, удовлетворяющую требованиям охраноспособности секрета производства, за которым обычно закрепляется исключительное право на него;
• «последующий создатель» — лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, которому предоставляется самостоятельное исключительное право на этот секрет производства;
• работодатель (служебный секрет производства) — правообладатель секрета производства, который получен работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей по трудовому договору или конкретного его задания;
2) в силу гражданско-правового договора:
• подрядчик, исполнитель / заказчик (государственный, муниципальный заказчик); Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование — по договору подряда, договору на выполнение научно-исследовательских, опытно'-конструкторских, технологических работ; либо по государственному пли муниципальному контракту для государственных пли муниципальных нужд,
• подрядчик, исполнитель (федеральное государственное учреждение) / главный распорядитель или распорядитель бюджетных средств; Российская Федерация — по договору, заключаемому главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями,
• приобретатель исключительного права / правообладатель — по договору об отчуждении исключительного права на секрет производства,
• лицензиат / лицензиар — по лицензионному договору о предоставлении права использования секрета производства,
• пользователь / правообладатель — по договору коммерческой кон-цес сии,
• залогодержатель / залогодатель — при залоге исключительного права или права использования секрета производства,
• из других договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
3) в результате приобретения имущества в порядке универсального правопреемства:
• юридическое лицо — правопреемник, к которому при реорганизации юридического лица перешли права и обязанности по передаточному акту или разделительному балансу, включающие права на секреты производства (ноу-хау),
• наследник — правопреемник, к которому в порядке наследования перешло имущество умершего, в частности права, связанные с участием в хозяйственных товариществах и обществах, производственных кооперативах; при наследовании предприятия, доле в имуществе крестьянского (фермерского) хозяйства, в числе нематериальных активов которых имеются права на секреты производства (ноу-хау);
4) в зависимости от наличия вины нарушителя исключительного права, причинившего вред:
• лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, либо обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства,
• лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке;
5) из решения арбитражного суда, например, при признании права на ноу-хау, обращении взыскания на исключительное право на секрет производства и т.д.:
• истец (заявитель),
• ответчик,
• третье лицо, заявляющее либо не заявляющее самостоятельные требования относительно прав на секрет производства (ноу-хау).