Научная статья на тему 'ОБ ИСТОЧНИКЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО'

ОБ ИСТОЧНИКЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ / ИСТОЧНИК / МНЕНИЯ / ROYAL POWER / SOURCE / OPINIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шайрян Георгий Павлович

Статья посвящена исследованию представлений об источнике царской власти русских государей, которых придерживаются ученые, публицисты и лица духовного звания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the source of the supreme power of the Emperor of all Russia

The article is devoted to the study of ideas about the source of the tsarist power of Russian rulers, which are held by scientists, publicists and persons of spiritual rank.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСТОЧНИКЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО»

История учений о праве и государстве

ОБ ИСТОЧНИКЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО

ШАЙРЯН Георгий Павлович,

кандидат юридических наук, кандидат исторических наук. E-mail: 911adv@mail.ru

Краткая аннотация: статья посвящена исследованию представлений об источнике царской власти русских государей, которых придерживаются ученые, публицисты и лица духовного звания.

Abstract: The article is devoted to the study of ideas about the source of the tsarist power of Russian rulers, which are held by scientists, publicists and persons of spiritual rank.

Ключевые слова: царская власть, источник, мнения. Keywords: Royal power, source, opinions.

Первая глава Основных государственных законов Российской империи (далее - ОГЗ РИ), получившая название «О существе Верховной Самодержавной власти» открывается статьей 4, которая устанавливает право воцарившегося Государя Императора на безраздельное обладание им одной из семи принадлежавших ему видов царской власти российского монарха. Среди них: Верховная самодержавная власть Императора Всероссийско-1 2 го» , власть законодательная , власть верховного и подчиненного управления3, судебная

4 5

власть , а также власть Главы Церкви и главы династии6. Кроме того в силу ст.14 «Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства».

Верховная самодержавная власть поставлена царственным законодателем во главу угла и впрямую соотносится с ее источником: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за

1 СЗ РИ (1906). Ст. 4. С. 1.

2 Там же. Ст.ст.7-9. С. 1.

3 Там же. Ст.ст.10-11. С. 1

4 Там же. Ст. 24. С. 2.

5 Акт, Высочайше утвержденный в день Священной Коронации Его Императорского Величества, и положенный для хранилища на престол Успенского Собора от 5 апреля 1797 г. // ПСЗ РИ. Собр. первое. Т. XXIV. С. 587-589. СЗ РИ. Изд. 1906. Ст. 64. С. 5.

6 СЗ РИ (1906). Ст. 219. С. 17.

совесть, Сам Бог повелевает»7. Следующая 5-я статья ОГЗ РИ продолжает эту мысль и утверждает, что «Особа Государя Императора священна и неприкосновенна»8.

Аналогичную мысль можно почерпнуть из главы пятой ОГЗ РИ, которая устанавливает порядок и условия совершения церковного чина священнего коронования и миропомазания вступившего на Престол монарха. Во втором примечании к статье 58 закон указывает на необходимость во время коронования публичного подтверждения Богоустановленности царской власти, в доказательство чему государь произносит следующую молитву: «Император, пред совершением сего священнаго обряда, по обычаю древних Христианских Государей и Боговенчанных Его предков, произносит в слух верных Его подданных Символ Православно-Кафолическия веры и потом, по облечении в порфиру, по возложении на Себя короны и по восприятии скипетра и державы, призывает Царя Царствующих в установленной для сего молитве, с коленопреклонением: да наставит Его, вразумит и управит, в великом служении, яко Царя и Судию Царству Всероссийскому, да будет с Ним приседящая Божественному престолу премудрость, и да будет сердце Его в руку Божию, во еже вся устроити к пользе врученных Ему людей и к славе Божией, яко да и в день суда Его непо-

7 Ст. 4 ОГЗ РИ 1906 г.

8 Ст. 5 ОГЗ РИ 1906 г.

1

стыдно воздаст Ему слово» .

Титул российского монарха, полный вариант которого приводится в статье 59 ОГЗ РИ, начинается с декларативной нормы, также указывающей на то, что власть императора неземного происхождения: ««Божиею поспешествующею милостию, Мы, NN, Император и Са-2

модержец...» .

Глава седьмая ОГЗ РИ, посвященная отношению российского монарха с Церковью, лишь подчеркивает эту мысль. С одной стороны, статья 63 ОГЗ РИ указывает на то, что «Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной». С другой стороны, статья 64 ОГЗ РИ определяет главенствующее место государя в регулировании царско-церковных отношений: «Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. 1721 Янв. 25 (3718) ч. I, введ. - В сем смысле Император, в акте о наследии Престола 1797 Апр. 5 (17910) именуется Главою Церкви. - 1906 Апр. 23, собр. Узак., 603, ст. 24. Сочетание в одном лице власти светской (государственной) власти и церковной власти, которыми нераздельно обладает российский монарх, имеющей согласно христианского учения Божественное установление, делает его власть царской, не имеющей себе равных.

Особую роль в доказательстве Богоус-тановленности царской власти российских монархов играло миропомазание.

Как поясняет Библейская энциклопедия, «Помазание царей священным миром особенно предписывается законом, и в Свящ. Писании мы видим частые указания на сие священнодействие (II Цар. XIX, 10, III Цар. I, 39, XIX, 15-16). Мы видим также, что помазание миром царей иногда совершалось каким-либо пророком тайно (I Цар. X, 1, XVI, 1 -13, III Цар. XIX, 16, IV Цар. IX, 1-6) и служило указанием того, что известное лицо, помазанное таким образом, долженствует со временем за-

1 Ст. 58 ОГЗ РИ 1906 г.

2 Ст. 59 ОГЗ РИ 1906 г.

3

нять царский престол» 3.

В отличие от всех христиан миропомазание российских монархов совершалось дважды. Сначала при крещении, затем при совершении обряда священного коронования и миропомазания по восшествии его на Престол4 и «получении через это миропомазание особой благодати Св. Духа - сугубой, сравнительно с прочими православными людьми, над которыми только один раз в жизни совершается это таин-ство»5. Это обстоятельство законодательно подтверждалось совокупным смыслом ст. 57 ОГЗ РИ 1906 г., в которой указывалось на миропомазание Императора во время чина коронования, совершаемого по вступлении на Престол, и 63 ОГЗ РИ 1906 г., которая запрещала вступление на Всероссийский Престол ино-славных императоров. То есть поясняла, что этот Престол может занимать только христианин православного вероисповедания, крещение которого сопровождалось таинством миропомазания. Тем самым, канонически подтверждалось установленное законом право монарха на занятие им Престола, чтобы «перед лицом всего народа показать, что государь - помазанник Божий, что власть его - божественного происхождения, а самая особа его - священна и не-прикосновенна»6.

Правовой смысл церковного обряда священного коронования состоял в том, чтобы, связав воедино господствующую православную веру и право, указать им на общие государственно-канонические основания для установления исключительного правого статуса Императора (ст.ст.4, 5, 7, 11, 22, 23 ОГЗ 1906 г.) как Помазанника Божьего, Царя и Судьи Царству Всероссийскому (ст. 58 ОГЗ 1906 г.), закрепить законом учение о Божественном источнике Его царской власти, законодательно закрепить установленным порядком коронования (ст.ст. 35,36,57,58 ОГЗ 1906 г.) Его священное право на доминирующее участие в организации цер-ковно-государственных отношений как Главы

3 Никифор (Бажанов), архимандрит. Библейская энциклопедия https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/3162

4 Ст.ст. 57, 63. ОГЗ РИ 1906 г.

5Архиепископ Серафим (Соболев). Об истинном монархическом миросозерцании // Русская идеология. С. 198.

6 Романович-Славатинский А.В. Система русского государственного права. С. 124.

Церкви (Акт 1797 г. и ст. 42 ОГЗ 1832 г., ст.64 ОГЗ 1906 г.), подтвердить незыблемость закона о престолонаследии (ст. 39 ОГЗ 1906 г., ст.17 ОГЗ 1832 г.), а также Его права Главы Императорского Дома (ст. ст.219, 222 ОГЗ 1906г.) в отношении лиц, принадлежавших к царствующей династии.

Казалось бы, нормы, которые указывают на неземной источник верховной власти российского монарха, не должны вызывать расхождения в их понимании и трактовке. Однако, этого не происходит. В целом, споры о том, каков источник верховной власти, которой обладали правящие российские государи до 1917 г., разделил исследователей этого вопроса (неважно до или после февральского государственного переворота 1917 г.) на две большие категории. К одной из них относятся ученые, которые однозначно утверждают земное происхождение права распоряжаться приобретенными царствующим монархом властными полномочиями, независимо от того будь они получены от народа в силу демократических процедур или иным путем. Отсюда в их среде возникают версии о множественности источников власти, в том числе и верховной государственной. Другие ученые не отрицают неземной источник верховной власти государей. К ним в первую очередь примыкают те авторы, которые либо полагают, что власть в случае, если она справедливая, то она от Бога, если же носит жестокий антинародный характер, то ее источником Божественное установление не является. Основанием для дискуссии среди них являются некоторые положения христианского учения о царской власти, толкования которых оказываются неоднозначны.

Основное внимание обращается на Послание к Римлянам святого апостола Павла, содержащееся в Новом Завете: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение»1.

Дело в том, что слово «существующие», содержащееся во фразе: «ибо нет вла-

1 Рим. 13: 1,2.

сти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» зачастую понимается как «истинные», либо как существовавшие исключительно в период, о котором говорится в послании апостола Павла, то есть, о времени господства Рима над Иудейским царством , хотя такой взгляд встречается реже.

Примером того, как толкование этой фразы может повлиять на восприятие христианского учения о власти и соответственно изменить представления о правовом содержании норм, отражавших в силу ОГЗ РИ правовую природу самодержавия, может служить с следующее распространенное мнение. Его выражает Т. Л. Миронова. Она настаивает на том, что слово «сущий» означает на старославянском «истинный», ссылаясь на церковнославянский текст фразы: «Несть власть, аще не отъ Бога, сущия же власти отъ Бога учинены суть, что означает буквально - не власть, если не от Бога: то есть - не признается властью власть, если она не от Бога. Подлинные власти от Бога учреждены!». Слово сущий здесь означает именно подлинный, истинный, настоящий -сравните старинное русское выражение «сущая правда» - так пишет исследовательница и продолжает: «И греческий текст-первоисточник имеет точно такой же смысл, и точно такую же

подчеркивающую важность условия форму:

3

аще, что значит если».

С утверждением о том, что сущая власть, есть истинная и подлинная вполне возможно согласиться, если не противопоставлять их друг другу, поскольку синонимом слова «сущий» в ряде случаев действительно является слово «истинный», но наряду с другим его значением - «существующий»4. Правда, при этом

2 Полный и подробный Библейский словарь к канонической Библии. Режим доступа: http://bible_dic_ru.academic.ru/2109/Иудея

3 Сайт «Одигитрия». Эл.адр:http://www.odigitria.by/2013/04/02/ne-vsyakaya-vlast-ot-boga-tatyana-mironova/

4 Сущий — См. настоящий... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. Сущий настоящий, истинный, истый; существующий, отъявленный, стопроцентный, имеющийся, чистокровный, точный, чистый,.. Словарь синонимов; СУЩИЙ — СУЩИЙ, прич., гл. быть. Довольны сущими. евр. всем тем, что и как есть. | Истый, истинный, подлинный, настоящий, или | весьма схожий, точный. Это сущая истина. Кулаки сущие мошенники. Сущий, вылитый он, две капли воды. Сущее дело делай, а не... (Толковый словарь Даля); сущий - ая, ее. 1. Устар. Имеющийся в действительности, существующий. 2. Разг. Настоящий, подлинный, истинный. Сия правда. Сие пустяки. Сия ерунда! Большой толковый

следует помнить, что никакой другой власти «аще не отъ Бога» христианское вероучение не предлагает. Именно поэтому в синодальном переводе этого текста для определения власти использовано слово «существующие» 1.

Подробно исследуя это вопрос, А. Давыдов отмечает, что в тексте Священного писания словосочетание «несть» + существительное в именительном падеже везде переводится как «не бывает» («не существует») +

2

существительное в родительном падеже». Относительно слова «сущие», поясняет он же, в греческом варианте текста для обозначения сущие использован корень «усия» (в русской фонетике). Если бы шла речь о власти, существующей в определенный момент, то был бы использован корень «ипархе», если бы шла речь об истинных властях - корень «алетес». То есть, слово сущий в данном контексте однозначно означает не «истинный», а «существующий». Это устраняет всякие сомнения, во-первых, в том, что существует какие-либо другая власть «не истинная», не от Бога, и, во-вторых, становится понятным, что речь идет о власти безотносительно к тому историческому периоду, когда об этом писал апостол Павел.

Как пояснял Феофилакт Болгарский, смысл этой фразы следует искать в том, что апостол имел в виду не того кто осуществляет власть, но саму власть, которая всегда от Бога. «Итак, все власти, - пишет известный толкователь Евангелия, - какие бы ни взял в рассмотрение, отца ли над сыном, мужа ли над женой, все ли прочие, даже те, которые существуют между животными, например, между пчелами, журавлями, рыбами - все установлены Бо-

словарь русского языка. 1-е изд.: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998 ... ( Толковый словарь русского языка Кузнецова); СУЩИЙ -СУЩИЙ, сущая, сущее. 1. Имеющийся, существующий (перво-нач. прич. наст. вр. от быть; книжн. устар.). «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык.» Пушкин. 2. в знач. сущ. сущее, сущего, ср. То, что имеет бытие (Толковый словарь Ушакова). М.: Изд. Альта-Принт. 2008 .-1216 с.

1 Библия на церковнославянском, русском, еврейском и латинском языках. Режим доступа: http://azbyka.ru/biblia/?Rom.13.

2 В доказательство Давыдов А. приводит примеры» «Рече безумец в сердце своем: несть Бог» (Пс.13,1); «...яко несть пророк без чести токмо в отечествии своем» (Мк. 6,4).

3См.: А. Давыдов. Режим доступа:

http://kuraev.ru/smf/index.php?PHPSESSID=ae8ef201c8297508ad49

6069eca03af2&topic=581779.0

гом»4. Аналогичного мнения придерживался Иоанн Златоуст: «Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти.. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: "Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены»5.

Важное пояснение этому вопросу дает Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина. Она отсылает нас ко времени, когда в правовых велениях западноевропейских христианских государей впервые появилась преамбула «Божи-ей Милостью», что было также характерно и для России со времени существования Московского государства. Вот как выглядит этот комментарий: «Всякая душа. Апостол говорит здесь о христианине, как о гражданине государства; если всякому гражданину необходимо оказывать повиновение властям, то христианин обязан к этому еще больше. - Нет власти не от Бога. Это - первое побуждение к повиновению. Власть вообще, по своей идее, есть творение или усмотрение Божественное. - Существующие же власти... Это - второе побуждение к повиновению...»6.

Особый интерес представляет последующая часть этого комментария, которая касается формы правления, которую толкователь называет формой власти, считая ее также «.установлениями Божественными». В подробности этого вопроса Апостол здесь не входит, - указывается в комментарии, - (не видно, напр., как должен поступить христианин при смене властей после кровавой борьбы между ними). Он устанавливает только принцип граж-

4 Новый Завет в толковании Блж. Феофилакта. Барнаул. 2003 г. Т. 2. С.375.

5 Иоанн Златоуст. Беседа 23 Рим.13.1// Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского избранные творения. Беседы на послание к Римлянам. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. Репринтное воспроизведение издания: Творения святаго отца нашего Иоанна Златоустаго Архиепископа Константинопольскаго в русском переводе. В 12-ти томах. Т. 9. Кн. 2. — Спб.: С.-Петербургская Духовная Академия, 1903.

Режим доступа:: http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/riml23.html

6 Толковая Библия или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого и Нового завета.Т.11. л.1.СПб.1911-1913 гг.,Изд.2-е, Стокгольм 1987 г., Т.3. С. 502.

данской жизни. - На основании этих слов Апостола христианские государи (со времени Людвига Благочестивого (778-840) стали обозначать себя, как правителей "Милостию Божией"1.

Похожим образом рассуждает и современный нам исследователь В.В. Асмус. Он, ссылаясь на Иоанна Златоуста, показывает, что речь идет «не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти», т. е. о принципе власти» 2 и добавляет: «Можно весьма упрощенно сказать, что в Священном Писании понятие Царя распадается на две противоположности: законного Царя от Бога (его можно именовать римским именем Кесаря) и узурпатора -тирана - «Фараона». Как и в комментарии к упомянутой Толковой Библии, В.В. Асмус оставляет без внимания ту связь, которая, по мнению ряда авторов, существует между Божественным источником власти христианского государя и установлением формы правления в виде царского самодержавия как единственно верно отвечающего воли Божьей, хотя это обстоятельство часто подчеркивается учением о царской власти.

В довершение краткого исследования вопроса о верховной власти, ее источнике и ее носителях в свете христианского учения, обратимся к толкованию, которое оставил Иосиф Волоцкий. Он однозначно связывал обязанность повиновения царю с волей Божией: «Если ты поклоняешься или служишь царю, или князю, или начальствующему, то следует поклоняться и служить потому, что это угодно Богу - оказывать властям покорность и послушание: ведь они пекутся и думают о нас». В подтверждение своих слов автор «Просветителя» ссылался на Священное Писание. «Ибо написано, - подчеркивал он, - «Начальника в народе твоем не поноси» (Исх. 22, 28.). И апостол говорит: «Бога бойтесь, царя чтите»(1 Пет. 2, 17.), - и: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом» (Еф. 6, 5.), -как людям, которым Бог оказал предпочтение и наделил их властью и которые могут благоде-

тельствовать и мучить тело, но не душу» .

Разделяя понятие природы источника власти и ее носителя, Иосиф Волоцкий подчеркивал, что в случае, «Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего - неверие и хула, - такой царь не Божий слуга, но дьяволов.» . Отсюда, на основании ссылок на примеры из Ветхого и Нового Завета, он делал следующий вывод: «И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению. Вот как подобает служить царям и князьям. И довольно об этом»6.

Его предшественник, ученик Иоанна Златоуста Исидор Пелусиот7 также разделял понятия о власти и о лицах ею обладающих. Обращаясь к словам апостола Павла, в своем письме к Дионисию («На сказанное: несть бо власть, аще не от Бога (Рим.13:1) он пояснял разницу между Богоустановленном феномене власти и ее обладателях следующим образом. «Апостол Павел, - писал Исидор Пелусиот, - не сказал: несть начальник, аще не от Бога, но рассуждал о самом начальствовании, говоря: несть власть, аще не от Бога». Затем указывал, что «Поскольку равноправие обыкновенно возжигает войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства». Отсылая читателя к истории Ветхого Завета, он

1 Толковая Библия или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого и Нового завета.Т.11. л.1.СПб.1911-1913 гг.,Изд.2-е, Стокгольм 1987 г., Т.3. С. 503.

2 Асмус В.В., священник. Происхождение Царской Власти.Regnum Aetemum, 1996. № 1. С. 43.

3 Там же, с. 44.

4 Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Творение отца нашего Иосифа игумена Волоцкого. Свято-Успенский Иоси-фо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. 2008 г. Слово седьмое, с.141-142.

5 Там же.

6 Там же, с. 141-142. Таким же образом пояснял Патриарх Антоний Константинопольский в послании князю Василию Дмитриевичу в 1393 г. отношение к носителям царской власти: «Тех только царей отвергают христиане, которые были еретиками, неистовствовали против Церкви и вводили развращенные догматы, чуждые апостольского и отеческого учения». Цит. по: Мейендорф И.Ф. Византия и Московская Русь:Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. / Протоиерей Иоанн Мейендорф. Пер. с англ. Paris : YMCA-press, 1990. С. 305. ( 442 с.). Режим доступа:

http://ausvoi.ru/do.php?_ACTION_=download&path=Uploads/zakha

r1/FIL12970781160N997661001/&ext=pdf

7 Обзор творений см.: Православная богословская энциклопедия. Том 5. С. 1057. Печ. по : Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г.

далее писал, что власть, т. е. начальство и власть царская были установлены Богом, «Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Исидор Пелу-сиот. Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. ТТ. 34-36. М., 1859. Т. 2, письмо 6-е, М. 1859 - 478 IX с.).

Таким образом, в силу христианского

Библиография:

1. Акт, Высочайше утвержденный в день Священной Коронации Его Императорского Величества, и положенный для хранилища на престол Успенского Собора от 5 апреля 1797 г. // ПСЗ РИ. Собр. первое. Т. XXIV. С. 587-589. СЗ РИ. Изд. 1906.

2. Архиепископ Серафим (Соболев). Об истинном монархическом миросозерцании // Русская идеология. София:[б. и.], 1939 г.

3. Асмус В.В., священник. Происхождение Царской Власти // Regnum Aeternum, 1996. № 1.

4. Библия на церковнославянском, русском, еврейском и латинском языках. Режим доступа: http ://azbyka. ru/biblia/?Rom.13.

5. Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд.: СПб., 1998 г.

6. Иоанн Златоуст. Беседа 23 Рим.13.1 // Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского избранные творения. Беседы на послание к Римлянам. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. Репринтное воспроизведение издания: Творения святаго отца нашего Иоанна Златоустаго Архиепископа Кон-стантинопольскаго в русском переводе. В 12-ти томах. Т. 9. Кн. 2. СПб.: С.- Петербургская Духовная Академия, 1903.

7. Мейендорф И.Ф., протоиерей. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. Пер. с англ. Paris : YMCA-press, 1990 г.

8. Никифор (Бажанов), архимандрит. Библейская энциклопедия https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/3162

9. Новый Завет в толковании Блж. Феофилакта. Барнаул. 2003 г. Т. 2.

10. Основные государственные законы Российской Империи // г. Царское Село, 23 апреля 1906 года.

11. Полный и подробный Библейский словарь к канонической Библии. Режим доступа: http://bible_dic_ru.academic.ru/2109/Иудея.

12. Православная богословская энциклопедия. Том 5. // Печ. по : Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г.

13. Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Творение отца нашего Иосифа игумена Волоцкого. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Пс.13,1; Мк. 6,4; Рим. 13: 1,2. // Толковая Библия или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого и Нового завета. СПб., 1911-1913гг., Изд. 2-е, Стокгольм.

15. // Толковая Библия или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого и Нового завета. СПб.1911-1913 гг.,Изд.2-е, Стокгольм 1987 г.

16. Романович-Славатинский А.В. Система русского государственного права. Издательство: Книжные магазины Н.Я. Ог-лобина, 1886.

17. Сайт «Одигитрия». Режим доступа:

http://www.odigitria.by/2013/04/02/ne-vsyakaya-vlast-ot-boga-tatyana-mironova/.

18. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 г.

19. Толковый словарь живого великорусскаго языка: в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. 2-е изд. СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880 -1882.

20. Толковый словарь русского языка / Под ред. Ушакова Д.Н., М.: Изд. Альта-Принт. 2008 .

учения о власти, суждение о том, что не всякая власть от Бога, является ошибочным. Это суждение нарушает саму идею Божественного домостроительства, согласную христианской вере, где царствующий государь, обладающий исключительным государственно-каноническим правовым статусом, стоит на вершине властной иерархической лестницы, занимая первенствующее место. Суждения иного рода, вольно или невольно смешивают понятия о Богоуста-новленности всякой власти на земле с ее воплощением, осуществляемым конкретной личностью правителя и создаваемым им государственно-правовым режимом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.