УДК 378.147
А.А. Клейман
Об использовании дистанционных технологий при реализации образовательных программ подготовки кадров для сферы туризма
На рынок туриндустрии приходят выпускники вузов, имеющие недостаточный уровень профессиональной подготовки и практических навыков. Для решения этой проблемы необходимо активно внедрять в учебный процесс педагогические инновации, новые образовательные технологии, ориентироваться на рынок труда. Особую роль призваны сыграть заочное обучение, электронное и дистанционное образование, использование Интернет-тренажеров, дистанционное руководство выполнением дипломных проектов Заочная форма обучения с элементами дистанционного обучения используется за рубежом.
Ключевые слова: образовательные технологии, заочное обучение, электронное и дистанционное образование, Интернет-тренажеры.
A.A. Kleinian
The use of modern technologies in the implementation of educational programs of training of personnel for sphere of tourism
On the market of tourist industry come graduates of higher educational institutions, which have an insufficient level of professional training and practical skills. For the decision of this problem it is necessary to introduce in the educational process of pedagogical innovations, new educational technologies, focus on the labour market. A special role to play distance learning, electronic and distance education, the use of Internet-simulators, remote management of the degree projects of the Correspondence form of training with elements of distance learning is used abroad.
Keywords: educational technology, distance learning, electronic and distance education, Internet-simulators.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «Туризм» предусматривают приобретение выпускниками вуза 14 общекультурных и 16 профессиональных компетенций. И, несмотря на такое разнообразие компетенций, на рынок труда приходят выпускники вузов, имеющие недостаточный уровень профессиональной подготовки и практических навыков. Такое положение обусловлено, прежде всего, тем, что применяемые формы и методы обучения специалистов для ту-риндустрии, организация учебного процесса и практик не отвечают современным требованиям.
В федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» среди основных факторов, сдерживающих рост конкурентоспособности Российской Федерации на международном рынке туристских услуг, отмечается «невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров» [1]. Для решения этой 236
проблемы необходимо активно внедрять в учебный процесс педагогические инновации, новые образовательные технологии, больше отводить времени практике, ориентироваться на рынок труда.
В настоящее время, в связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ», создана правовая основа для использования современных технологий обучения, в том числе, электронного и дистанционного образования. В законе даны определения электронного и дистанционного обучения. Так, под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих взаимодействие обучающихся и преподавателей. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2].
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в учебном заведении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения.
В современных условиях особую роль призвано сыграть заочное обучение кадров для туриндустрии с использованием технологий дистанционного обучения (ДО), которые позволяют овладевать необходимыми знаниями без отрыва от производства, получать образование в самых удаленных регионах, а практически неограниченный спектр образовательных услуг может удовлетворить любые образовательные потребности. В связи с тем, что дневная форма обучения не всем подходит и не в состоянии удовлетворить всевозрастающий спрос на специалистов с хорошими практическими навыками, особое значение приобретают дополнительное образование, переподготовка кадров, повышение квалификации с использованием современных технологий, в том числе и дистанционного обучения.
Концептуальные основы, методология, достоинства и недостатки дистанционного образования при его сопоставлении с другими видами образования, рассматриваются, в частности, в работах В.П. Зинченко, В.Р. Глухих, Г.Г. Левкина, В.И. Овсянникова, Н.Н. Железнова, В.И. Сем-кина, Ю.А. Гордеева, И.А. Гурба, Н.И. Романькова, Е.В. Селиверстова и др. Так, например, В.П. Зинченко указывает на размытость границы между заочным и дистанционным образованием. Последнее, по его мнению,
может рассматриваться как средство заочного образования. В равной мере оно может выступать и как средство экстерната. В случае развития средств дистанционного образования, они могут эффективно использоваться на дневном и вечернем обучении [3].
Не всегда оправдана абстрактная оценка эффективности заочного обучения с использованием возможностей ДО. Нет гарантии, что всегда очное образование практического работника туриндустрии лучше заочного или лучше экстерната, так как все виды образования должны опираться на самообразование. Дистанционное обучение специалистов для туриндустрии призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию интерактивной составляющей образования и затрудненные для достижения в обычном обучении:
- усиление активной роли студентов в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;
- увеличение объема доступных образовательных массивов для студентов из любого населенного пункта, имеющего выход в Интернет;
- получение возможности общения студента с преподавателями, с однокурсниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;
- увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ [4].
Одной из основных (но не единственной) отличительных характеристик дистанционного обучения является повышенная степень интерактивности, особенно проявляющаяся в использовании сетевых компьютерных технологий. Именно уровень использования новейших технологий в сетях Интернет в процессе обучения и определяет тот «водораздел», который проходит между традиционным заочным и современным дистанционным обучением. Исходя из этого, есть все основания для использования термина «заочно-дистанционное образование (обучение)», когда имеется в виду заочная форма образования с использованием всех видов технологий как традиционного заочного, так и современного дистанционного обучения.
К числу основных особенностей, которые привнесли технологии ДО в заочное обучение специалистов туриндустрии, следует отнести:
- возможность интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемым в диалоговом режиме, которое, в ряде случаев, может приближаться по форме к взаимодействию при традиционном аудиторном обучении;
- быструю доставку учебных материалов в электронном виде;
- оперативный доступ к базам знаний, размещенным в сети Интернет;
- возможность тестирования знаний в дистанционном режиме;
- возможность реализации удаленного сетевого доступа к сайтам турфирм и отелей;
- оперативное взаимодействие студентов между собой [5].
Для обеспечения доступа к учебно-методическим материалам и контрольным заданиям, размещенным на сайте вуза, студент получает код доступа. Предусмотрена также организация контактов, инициирование которых может осуществляться как преподавателем, так и студентом в режиме реального времени или путем асинхронной коммуникации. При этом используются различные информационно-технические средства: телефон, электронная почта, программные средства взаимодействия в среде WWW-серверов, компьютерная видеоконференцсвязь с использованием 8куре [6] и т.п. Применение тех или иных технологий планируется преподавателем в процессе разработки учебного курса. При этом может использоваться как одна конкретная технология, так и сочетание нескольких технологий. Автор статьи активно использует различные информационные технологии как в работе со студентами дневной формы обучения, так и со студентами заочного обучения. Особенно эффективной является работа по контролю знаний студентов с использованием Единого портала Интернет-тестирования (www.i-exam.ru), в частности, системы «Интернет-тренажеры в сфере образования», представляющей собой программный комплекс, в основу которого положены оригинальная методика оценки знаний, умений, навыков студентов и целенаправленная тренировка обучающихся в процессе многократного повторного решения тестовых заданий.
Использование Интернет-тренажеров позволяют самостоятельно подготовить студентов образовательного учреждения не только к внешнему аккредитационному тестированию, но и к внутренним (промежуточным и итоговым аттестациям студентов, приему экзаменов и зачетов) процедурам контроля качества знаний. Интернет-тренажеры содержат теоретический минимум по отдельным дисциплинам, правильные решения заданий, подсказки к неправильным вариантам ответов, несущие практическую пользу при закреплении знаний, умений и навыков студентов. Интернет-тренажеры позволяют проводить тестирование студентов, обучающихся по образовательным программам, реализуемым как в рамках ГОС-11, так и в рамках ФГОС.
В зависимости от поставленных пользователями задач Интернет-тренажеры предусматривают использование различными категориями пользователей (преподаватели, студенты, аспиранты) различных режимов тестирования. Так, в режим обучения включены задания, содержащие не только текст правильного решения, но и подсказки к неправильным вариантам ответов. При прохождении контрольного тестирования, которое организуется преподавателем, система не предусматривает про-
смотра подсказок и правильных ответов. По окончании тестирования преподаватель получает ведомость, в которой представлены результаты каждого студента и указывается процент освоения тематических разделов дисциплины и предоставляется возможность проанализировать допущенные ошибки.
Систему «Интернет-тренажеры в сфере образования» можно использовать в любое время и в любой точке доступа к сети Интернет, что особенно важно для студентов очно-заочной и заочной форм обучения, а также при применении дистанционных технологий обучения. Система «Интернет-тренажеры в сфере образования» предусматривает:
- тестирование студентов вузов в режимах «Обучение» и «Самоконтроль» для подготовки к зачетам и экзаменам;
- внутривузовское контрольное тестирование, организуемое преподавателем для промежуточного контроля знаний студентов [7].
Активное внедрение в учебный процесс компьютерных технологий, в частности Интернет-тренажеров, может существенно повлиять как на развитие и совершенствование подготовки специалистов для туриндуст-рии, так и на повышение качества образовательного процесса в целом.
Удобным как для преподавателя, так и для студента является дистанционное руководство выполнением дипломных проектов с оперативной проверкой высылаемых материалов в системе «Антиплагиат». Эта методика позволяет оперативно влиять на подготовку выпускных квалификационных работ, консультировать студентов, осуществлять контроль. Позиция автора по проблемам электронного и дистанционного обучения неоднократно излагалась на научно-практических конференциях, в статьях, опубликованных в различных изданиях [8]. Представляется, что внедрение электронного и дистанционного обучения требует комплексного подхода и является многоплановой проблемой. Так Гаврилов Н.А. выделяет следующие основные аспекты при организации ДО: технический, технологический, методический, административный, кадровый и правовой [9]. Объем статьи не позволяет подробно остановиться на всех аспектах. Но если, например, охарактеризовать технические требования, то они включают в себя требования к техническим характеристикам и программному обеспечению, предъявляемые к имеющимся у обучаемой и обучающейся стороны техническим средствам. Требования варьируются в зависимости от способа дистанционного обучения. К примеру, для Интернет-тестирования к компьютеру предъявляются следующие технические требования:
- постоянное подключение рабочих мест компьютерного класса к сети Интернет (для определения необходимой пропускной способности канала можно исходить из расчета приблизительно 30 кбит/с на студента);
- браузер FireFox 3.5 и выше (рекомендуется) или Internet Explorer 8.0 и выше;
- в браузере должны быть включены cookies, javascript и установлен Flash Player версии 10 и выше;
- разрешение экрана 1024х768 и выше в режиме High/True Color [7].
При использовании кейс-технологии достаточно, чтобы программные
средства, установленные на компьютере обучающейся стороны, были способны обработать информацию, предоставленную обучаемой стороной на различных носителях. Студент должен быть обеспечен электронной почтой и собственным электронным адресом. При использовании Интернет-технологий в системе дистанционного обучения возникает необходимость в постоянном использовании коммуникаций. Студент должен иметь свободный доступ к Интернету и собственный электронный адрес.
По сравнению с классическим способом дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. И главный из них - это отсутствие живого контакта между преподавателем и студентом; высокая трудоемкость для преподавателя на первом этапе создания курсов дистанционного обучения; невозможность обеспечения достоверного контроля над знаниями студентов и процессом обучения. Можно согласиться с Н.А. Гавриловым, что преподаватель не может быть полностью уверенным в том, что контрольные задания и тесты выполнял именно тот студент, который представил электронную версию ответов и решений [9].
Заочная форма обучения с элементами ДО используется и за рубежом. В Германии, например, заочная форма обучения пользуется большой популярностью. По данным исследования, проведенного Немецким обществом повышения квалификации и заочного обучения (DGWF), в 2008/09 учебном году только в государственных вузах Германии учились более 66 тысяч студентов-заочников. По мнению немецких коллег, образование на дистанционной основе гарантирует максимальную гибкость. Оно не ограничивает студента строгими временными рамками и не связывает его необходимостью ежедневного присутствия на занятиях.
Согласно результатам исследования DGWF, заочное образование в Г ермании ориентировано, прежде всего, на работающих студентов. 60% всех заочников в немецких вузах получают первое высшее образование, а 40% намерены приобрести, не оставляя своей работы, дополнительную квалификацию или более высокую академическую степень.
Учебный процесс на заочных отделениях немецких вузов предусматривает, прежде всего, самостоятельную работу студентов-заочников на основе конспектов, составленных преподавателями, и других учебных материалов, размещенных в сети. Как правило, студентам предоставляется и индивидуальный куратор, общение с которым осуществляется, в основном, через Интернет. Студенты, которые учатся на заочном отделе-
нии, понимают, зачем они сюда пришли. Они уверены, что занимаются наукой так же, как и люди в обычных университетах. О преимуществах заочного образования осведомлены и работодатели. В глазах большинства из них, наличие у сотрудника такого диплома - это большой плюс, подтверждающий наличие определенных личностных качеств. Ведь, если для успешного окончания вуза традиционным способом необходима изрядная доля самодисциплины, целеустремленности и внутренней мотивации, то студентам-заочникам все эти качества необходимы вдвойне.
Как свидетельствуют результаты репрезентативного опроса, проведенного социологическим институтом Forsa, среди менеджеров по персоналу 300 немецких фирм, четверо из 10 респондентов при приеме на работу предпочтут кандидата с заочным образованием [10].
При организации дистанционного обучения возникают и административные вопросы: как организовать систему создания курсов электронного и дистанционного обучения в рамках образовательного учреждения и согласовать нормы очного и «дистанционного» времени обучения; как организовать оплату за создание этих курсов и т.д. Эти и другие вопросы могут быть решены только в результате практического применения и тщательной отработки схем электронного и дистанционного обучения на всех уровнях. При организации системы электронного и дистанционного обучения требуется формирование нового кадрового состава с новыми навыками и умениями. Немаловажным фактором при создании и реализации курсов электронного и дистанционного обучения является и вопрос об авторском праве.
Примечания
1. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № б44 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». URL: http: // tourism.minstm.gov.ru (дата обращения:
18.01.2013).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Зинченко В.П. Дистанционное образование (к постановке проблемы) // Эй-дос: интернет-журн. 2000. 7 февр. URL: http: // www.eidos.ru (дата обращения:
16.01.2013).
4. Хуторской А.В. Концепция дистанционного образования. URL: http: // us-ers.kpi.kharkov.ua (дата обращения: 18.01.2013).
5. Заочно-дистанционное обучение как современное направление развития заочной формы обучения. URL: http: // www.websoft.ru (дата обращения:
16.01.2013).
6. Skype - бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее шифрованную голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (VoIP), используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Skype имеет бб3
миллиона пользователей по состоянию на сентябрь 2011 года. URL: http: // ru.wikipedia.org (дата обращения: 16.01.2013).
7. Интернет-тестирование в сфере образования. URL: http: // http: // old.i-exam.ru (дата обращения: 16.01.2013).
8. Клейман А.А. Заочно-дистанционное обучение - современное направление развития заочной формы обучения кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства 26 февраля 2010 г. Научное издание / отв. ред. М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: Сп6гИУЭ, 2010. С. 347354; Клейман А.А. Инновационные методы профессионального образования кадров для туриндустрии // Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы. XI Международная научно-практическая конференция: Сборник научных трудов. М.: ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2009. С. 142-162; Клейман, А.А. Информационные технологии и инновационное обучение специалистов для туриндуст-рии: проблемы конвергенции // Форум по въездному и внутреннему туризму «Новый взгляд на Россию»: материалы форума. 2 октября 2008 г. / ред. кол.: С. Е. Корнеев (отв. ред.) и др. СПб.: СШГИЭУ, 2008. С. 54-62; Клейман, А.А. Развитие заочной формы обучения на основе дистанционного обучения как инновационное направление подготовки специалистов // Тенденции и перспективы развития системы заочного образования: материалы межвуз. науч.-практ. конф. 18-19 мая 2010 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. С. 68-73; Клейман, А.А. Совершенствование системы подготовки кадров туриндустрии // Сервис plus. Научный журнал. Российский государственный университет туризма и сервиса. 2008. №4. Том 2. С. 50-55 и др.
9. Гаврилов Н.А. Некоторые аспекты внедрения дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования. URL: http: // edu.perm.ru (дата обращения: 16.01.2013).
10. Демидова О. Заочное образование в ФРГ - шаг в правильном направлении. URL: http: // www.ucheba.ru (дата обращения: 16.01.2013).