1511 К>з¥МУ ХАБАРШЫСЫ, №2 2011
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОСТДИПЛОМНОМ МЕДИЦИНСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Т.М. Ким, Ж.Б. Ботбаева, А.А. Джумалиева УНПК Международный Университет Кыргызстана МВШМ, г. Бишкек
Дистанционный курс разработан для медицинских специалистов Кыргызстана в области ВИЧ/СПИДа в рамках соглашения GIZ, Кыргызский Государственный медицинский институт переподготовки и повышения квалификации (КГМИПиПК). Курс представляет собой сочетание дистанционного и аудиторного обучения, состоит из 4 модулей, включающих, кейс-стади, лекции, письменные задания, вопросы для самоконтроля, а также инструменты коммуникации такие как чаты, форумы, электронная библиотека, глоссарий, список ссылок.
Ключевые слова: вирус, иммунодефицит, дистанционный, модуль, чат, форум, тьютор
По данным доклада ЮНЭЙДС и ВОЗ о Глобальной эпидемии СПИДа эпидемия в мире стабилизировалась, но тем не менее в настоящее время все страны Центральной Азии (ЦА) стоят перед фактом быстрого роста новых случаев ВИЧ-инфекции. В этих условиях системы здравоохранения этих стран испытывают недостаток в обученных и квалифицированных кадрах по вопросам ВИЧ и СПИДа. Недостаточно уделяется внимания региональным аспектам распространения эпидемии и с этим связана неэффективность мероприятий по борьбе с ВИЧ/СПИДом со стороны общества в странах данного региона.
В то же время, медицинские специалисты центрально-азиатских стран сталкиваются с необходимостью своевременного отслеживания обновляющихся научных данных в области ВИЧ, повышать свой профессиональный уровень, свой потенциал. Традиционные методы последипломного обучения, как участие в тренингах и/или конференциях, не всегда приемлемо ввиду значительных финансовых затрат и отдаленности проживания лиц, нуждающихся в повышении квалификации.
Кроме того, переход к непрерывному последипломному образованию и кредитной системе его оценок предъявляет требования к индивидуальной мотивации совершенствования профессионального квалификационного уровня врача, способности самооценки, самоанализа, самосознания.
В связи с этим появление новых информационных технологий, развитие таких способов коммуникации и обретения нужной информации как Интернет, дают возможность использовать их в образовательных целях, в дистанционном обучении и тем самым позволяет охватить даже самые отдаленные районы. С каждым годом число пользователей интернетом возрастает во всем мире.
С учетом всех этих предпосылок в Кыргызском Государственном Медицинском Институте Переподготовки и Повышения квалификации (КГМИПиПК) в 2007г. был разработан и внедрен дистанционный курс по вопросам ВИЧ/СПИДа для медицинских работников при поддержке германской организации международного повышения квалификации - 1пЖЕП и Программы ПРООН «Поддержка Правительства в ответе на ВИЧ в Кыргызской Республике».
Прежде чем внедрить дистанционные курсы по вопросам ВИЧ и СПИДа организациями-партнерами было проведено исследование по оценке потребностей медицинских специалистов в повышении квалификации по вопросам ВИЧ и СПИДа, используя методы и технологии дистанционного обучения. При оценке потребностей использовался метод анкетирования, которое было проведено среди медицинских специалистов. По результатам анкетирования более 50% респондентов проявили интерес к данному виду обучения: возможности получения информации из электронной библиотеки, использования ссылок по теме, общения с коллегами из других стран, получения сертификата. При этом 23% респондентов отметили, что используют компьютер и Интернет на рабочем месте, 37% - дома и 24% - в интернет кафе.
В 2008 г. медицинские институты последипломного образования Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана совместно с организацией GIZ успешно разработали региональный дистанционный курс обучения в области ВИЧ/СПИДа для медицинских специалистов.
Цель курса - это профилактика ВИЧ-инфекции и улучшение качества здоровья населения путем повышения осведомленности медицинских специалистов по вопросам ВИЧ/СПИДа; изменения отношения медицинских работников к проблеме ВИЧ и СПИДа; установления диалога между специалистами и экспертами из разных регионов и стран; охвата участников из отдаленных регионов и формирования навыков сетевого сотрудничества.
Программа представляет собой сочетание дистанционного и аудиторного обучения. В течение 2-х дневного вводного семинара участники детально знакомятся с интернет ресурсами и приобретают навыки работы с инструментами дистанционного обучения. Дистанционная фаза обучения состоит из 4 модулей, включающих, кейс-стади, лекции, письменные задания, вопросы для самоконтроля, а также включает в себя: чаты, форумы, общение по электронной почте, электронную библиотеку, глоссарий, список ссылок.
При составлении модулей использовались материалы о глобальной эпидемии ВИЧ/СПИДа и данные по странам Центральной Азии.
На сегодняшний день проведены следующие курсы: 1 - для медицинских специалистов Кыргызстана и 3 - региональных курса с участием Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана, всего обучено 106 специалистов.
152| К>з¥МУ ХАБАРШЫСЫ, №2 2011
Данный курс дает возможность специалистам медицинского профиля ознакомиться с новейшими тенденциями эпидемиологической ситуации по ВИЧ/СПИД, новейшими методами лечения, стратегиями контроля, применяемые в настоящее время; обмениваться опытом по борьбе с ВИЧ-инфекцией в странах Центральной Азии, а также обсуждать и поддерживать связь с коллегами и экспертами в данной области из разных стран.
Всесторонняя оценка курса показала повышение навыков и компетенции участников по вопросам ВИЧ/СПИДа, оптимальный баланс между теорией и практикой, эффективность данного метода обучения и повышение навыков работы в сети.
Выпускники курсов имеют возможность продолжать виртуальное общение по данной теме с коллегами и тьюторами на специально созданном для этих целей форуме выпускников.
Таким образом, дистанционные курсы по ВИЧ/СПИДу в ЦА, показали, что это эффективный инструмент для усиления межсекторального сотрудничества и ответных мер, основанных на лучшей международной практике и что дистанционные курсы могут быть использованы для обучения и по другим актуальным темам здравоохранения и позволят специалистам медицинского профиля повышать, обновлять свои знания, без отрыва от основной работы.
Внедрение дистанционного обучения в систему непрерывного постдипломного медицинского образования одобрено МЗ КР, разработано и утверждено «Положение об использовании дистанционного обучения в непрерывном профессиональном развитии (образовании) медицинских работников КР». В 2010 в КГМИПиПК организован отдел по дистанционному обучению. Специалистами этого отдела в настоящее время проводится подготовка преподавателей института по методологии разработки и внедрения дистанционных курсов по различным медицинским аспектам.
Литература
1.Информация о Центрально-Азиатском региональном курсе дистанционного обучения в области ВИЧ/СПИДа для медицинских работников.// Флаер - 2010
2.Положение «Об использовании дистанционного обучения в непрерывном профессиональном развитии (образовании) медицинских работников Кыргызской Республики». - 2010
3.Ю. А. Голионова. Предпосылки возникновения дистанционного обучения в мировом образовательном пространстве // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №2. - Ст. 20
The use of distance learning in postgraduate medical education
T.M. Kim, J.B. Botbaeva, A.A. Djumalieva
Institute for Retraining and Continuous Education from Kyrgyzstan with GIZ developed an e-learning course on HIV/AIDS for health professionals. The course follows a blended learning approach, with the 4 online modules being completed by face-to-face workshops. There are several tools available on the learning platform that enables interaction, communication and co-operation. They include a chat room, a pin board for posting information of general interest, a document pool for exchanging completed material and asynchronous discussion tools.
Key words: virus, immunodeficiency, distant, module, chat, forum, tutor
УДК 616.98:578.828.083.2:378.147
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
Ж. С. Нугманова, А. К. Дуйсенова
Кафедра инфекционных и тропических инфекций с курсом ВИЧ -инфекции и инфекционного контроля Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
Рассматриваются теоретические предпосылки создания и быстрого распространения метода дистанционного обучения и опыт авторов в применении ДО для подготовки учащихся по проблеме ВИЧ/СПИД. Нами применялась методология смешанного обучения, при котором проводится два семинара «лицом к лицу» (face-to-face) - вводный семинар и заключительный семинар - и дистанционная фаза изучения материала через Интернет (онлайн-фаза). Курс ДО создавался на основе технологической платформы Moodle.
Дистанционное обучение (ДО) определяют как «процесс создания и обеспечения доступа к обучению, при котором источник информации и обучаемые разделены временем, расстоянием или обоими факторами» [1]. Обучение, включая лекции, дискуссии и тестирование обеспечивается определенными медиа средствами: Интернет, DVD, СД, Web Cams, спутниковая связь, видео-конференции, телевидение, радио и др.
Курсы ДО, которые требуют физического присутствия на месте по любой причине (включая сдачу экзамена) называются гибридными [2] или смешанными [3].
ДО, если таковым считать обучение вне аудитории, при котором преподаватель и студент географически разделены, имеет долгую историю. Еще в 1728 в Boston Gazette появилось объявление о наборе желающих на курсы стенографии, материалы которого рассылались по почте [4]. Университет Лондона был одним из первых,