Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как важный инструмент укрепления человеческого капитала и меж - профессионального образования'

Дистанционное обучение как важный инструмент укрепления человеческого капитала и меж - профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дистанционное обучение / укрепление человеческого капитала / меж профессиональное образование / Distance learning / human capital strengthening / inter – professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж С. Нугманова, О Дайче, А Азимова, Ж Б. Ботбаева, Н Тентиев

Целенаправленное совершенствование систем образования является одним из признанных направлений повышения человеческого капитала. Дистанционное обучение (ДО), облегчая доступ к образованию, содействует этой цели. Кроме того, ДО, по данным ВОЗ, способно содействовать преодолению одного из существенных недостатков современной подготовки работников здравоохранения – отсутствие меж – профессионального образования. На протяжении ряда лет КазНМУ является одним из участников Центрально-Азиатских региональных проектов по ДО под эгидой GIZ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AS AN IMPORTANT TOOL OF STRENGTHENING OF HUMAN CAPITAL AND INTER – PROFESSIONAL EDUCATION

Purposeful improvement of education systems is recognized as one of the ways of increasing human capital. Distance Learning (DL), facilitating access to education, promotes this goal. Also, according to WHO, DL is capable to help overcome one of the major shortcomings of modern education – lack of inter – professional education. For several years, KazNMU participates in Central Asian Regional DL projects under the auspices of GIZ.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как важный инструмент укрепления человеческого капитала и меж - профессионального образования»

УДК 61:378.147-057.875

Ж.С.НУГМАНОВА, О. ДАИЧЕ, А. АЗИМОВА, Ж.Б. БОТБАЕВА, Н. ТЕНТИЕВ

КазНМУ, модуль ВИЧ-инфекция и инфекционный контроль КГМИП и ПК, КР GIZ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И МЕЖ - ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целенаправленное совершенствование систем образования является одним из признанных направлений повышения человеческого капитала. Дистанционное обучение (ДО), облегчая доступ к образованию, содействует этой цели. Кроме того, ДО, по данным ВОЗ, способно содействовать преодолению одного из существенных недостатков современной подготовки работников здравоохранения - отсутствие меж - профессионального образования. На протяжении ряда лет КазНМУ является одним из участников Центрально-Азиатских региональных проектов по ДО под эгидой вИ.

Ключевые слова: Дистанционное обучение,укрепление человеческого капитала, меж - профессиональное образование

Известно, что долгосрочное экономическое развитие любой нации, рост продуктивности и инноваций невозможны без повышения человеческого капитала (ЧК)[1]. ЧК - это агрегированный экономический взгляд на человека, действующего внутри экономик, который является попыткой показать всю сложность взаимодействия социальных, биологических, культурных и психологических факторов. ЧК - это фонд/собрание компетенций, знания, привычек, социальных и личностных характеристик, включая креативность, когнитивные способности, встроенные в способность выполнять работу для создания экономических ценностей.

ЧК повышается в результате обучения и приобретения опыта. Многие экономические теории связывают инвестиции в развитие ЧК с образованием [2], тем более что ряд аспектов ЧК могут быть переданы через обучение.

Фундаментальная первичная функция обучения -быть одной из основных способностей и проявлений жизни человека. Конкурентные функции обучения являются лишь вторичным дополнением самого последнего времени. Всякое обучение - это интеграция двух различных процессов: 1) процесса внешнего взаимодействия между обучающимся и его/ее социальным, культурным или материальным окружением и 2) внутренним психологическим процессом развития/совершенствования и приобретения.

Обучением раньше называли процесс приобретения знаний и навыков. Сейчас обучение -это «любой процесс, который в живых организмах приводит к постоянному изменению потенциала и который не происходит исключительно из-за биологического созревания или старения» [3].

В последние 10-15 лет обучение стало ключевой темой не только в области психологии, педагогики и образования, но и в контексте политики и экономики. Целенаправленное совершенствование систем образования является одним из признанных направлений повышения ЧК.

В этой связи, дистанционное обучение (ДО), определяемое как «процесс

создания и обеспечения доступа к обучению, при котором источник информации и обучаемые разделены временем, расстоянием или обоими факторами» [4] является одной из инновационных технологий, позволяющих сделать качественный рывок в образовании, включая медицинское. ДО, являясь альтернативным путем доступа к высшему

образованию, обеспечивается определенными медиа средствами: Интернет, DVD, СД, Web Cams, спутниковая связь, видео-конференции, телевидение, радио и др.

Самой большой мотивацией для распространения ДО на Западе стали социальные изменения, при которых высшее образование является необходимостью для тех, кто хочет работать и преуспевать при экономике, зависящей не только от мышечной силы, но и силы ума. При этом, обучающиеся могут продолжать свой стиль жизни и справляться с меняющимися требованиями экономики и общества, в котором они живут. Географическое и/или временное разделение студента и преподавателя не мешает им поддерживать постоянную связь, а участие в ДО подразумевает высокую степень ответственности студента. Сегодня воздают должное тем работникам, которые хорошо и быстро определяют и решают проблемы и, тем самым, способны выполнять работу для создания экономических ценностей. Аудитория ДО быстро растет и включает людей с различным опытом.

Ядром любого курса ДО высокого качества является хороший учебный (инструктивный) дизайн, два главных подхода к которому зависят от того, какая теория обучения - бихевиоризм или конструктивизм - лежит в их основе. Общим ориентиром является результат: что обучаемые будут способны делать или думать к концу единицы инструктирования в отличие от того, что они могли делать в начале. Знание теорий обучения весьма полезно по многим причинам. Прежде всего, они дают структуру, позволяющую лучше понять, как учить и склеить вместе отдельные эпизоды обучения. Интересно, что эти теории являются также основой новых рекомендаций ВОЗ (2013) о необходимости трансформирующего/ преобразующего

(transformative) образования для работников здравоохранения на протяжении всей профессиональной деятельности и особенно нового предложения ВОЗ о важности меж -профессионального образования (МПО) [5]. Для повсеместной адаптации ДО необходимо преодолеть общие заблуждения о том, что все хотят учиться, все учатся одинаковым путем и с одинаковой скоростью, что однажды приобретенные знания сохраняются навсегда, что можно применять заученную информацию, и что каждый может интегрировать знания. Эти традиционные представления, должны быть пересмотрены, а

методология обучения модифицирована. ДО - одно из решений.

По мнению ВОЗ, одним из существенных недостатков современного образования работников

здравоохранения является отсутствие МПО на до - и после - дипломном уровнях. В 2005 - 2010 гг. было проведено, по крайней мере, 30 исследований, в основном, в высокоразвитых странах по оценке воздействия МПО на учащихся. Полученные данные показали, что студенты из разных профессий, участвующие в программе, отмечали улучшение знаний и понимание роли других профессий [5]. Улучшались также коммуникативные навыки и навыки работы в команде [5].

ВОЗ определяет МПО, как процесс, посредством которого группа студентов из более, чем двух профессий, связанных со здравоохранением, и имеющих подготовку по различным направлениям, учатся вместе в определенные периоды их подготовки, важной целью которой является взаимодействие [6]. Разработка программы МПО является сложным процессом и может вовлекать сотрудников разных факультетов и направлений. Не менее сложно поддерживать такое обучение. Позитивные моменты МПО заключаются в том, что при МПО студенты из разных профессий учиться вместе, как одна команда. Их сотрудничество и взаимодействие характеризуются интеграцией и модификацией вклада разных профессий под влиянием других профессий.

При этом отличительной чертой МПО является те когнитивные и поведенческие изменения, которые происходят, когда участники обучения начинают понимать и знакомятся с основным языком и мышлением различных дисциплин. Известно, что когнитивизм рассматривает процесс мышления, определяющий поведение, пытается открыть «черный ящик» сознания. Когнитивизм - это теория, которая пытается ответить, как и почему люди учатся. Теории обучения на основе бихейвиоризма (поведения) придают особое значение изменениям поведения в результате какого-либо стимула. У обучаемого возникает связь «стимул-ответ». Поведение направляется стимулом. До участия в МПО студенты должны иметь базовые знания и навыки по своей основной специальности. МПО - необходимая ступень в развитии кадровых ресурсов здравоохранения, способных работать в команде. МПО должно соответствовать практической работе (настоящей или будущей) учащихся, рассматривать типичные приоритетные проблемы, требующие меж - профессиональных подходов для своего решения. МПО основывается на клинической практике с применением методов, способствующих взаимодействию между учащимися из разных профессий, включая обучение в малых группах. Особенно эффективными для МПО были методы обучения на основе ситуационных задач (case-based) и решения проблем (problem-based). По мнению ВОЗ, в качестве другой инновационной учебной стратегии для МПО следует рассматривать ДО. Достоинство ДО в том, что его можно использовать как в странах с любым уровнем дохода за счет существенное снижения общей суммы расходов на обучение.

Одно из преимуществ ДО перед традиционным дидактическим обучением заключается в лучшем

усвоении и удержании знаний. ДО дает возможность получения качественных и глубоких знаний за счет более детального изучения и большого количества предоставляемых учебно-методических материалов за счет использования электронного формата данных.

ДО может быть также доступным для работников здравоохранения, живущих в отдаленных местностях, которые могут продолжать развивать свои компетенции, в том числе и приобретая навыки работы с компьютерными и информационно-коммуникационными технологиями. Из-за своей роли в преодолении профессиональной изоляции ДО может быть компонентом стратегии сохранения работников здравоохранения в сельских и отдаленных районах.

ДО позволяет постоянную актуализация информации, обеспечение прикладного характера образования на основе использования практических материалов, имеет технические и организационные возможности для осуществления гибкого индивидуального подхода к обучению конкретных слушателей в зависимости от уровня их подготовки и интересов.

Однако, не все компетенции могут быть разработаны без некоторого взаимодействия с ППС или коллегами. В таких случаях следует рассматривать использование смешанных и даже традиционных стратегий.

Одним из приоритетных направлений деятельности Германского агентства международного

сотрудничества (012) является развитие ДО. В 2007 -2012 гг. ОН поддерживало выполнение Регионального Центрально-Азиатского проекта по ВИЧ/СПИД в формате ДО.

В рамках этого проекта, начиная с 2008 г. совместно с коллегами из Кыргызстана и Таджикистана, преподавателями КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова накоплен определенный опыт проведения ДО. Обучены сотни медицинских и немедицинских работников трех стран Центральной Азии, разработана методология создания модулей дистанционного образования, показана

эффективность ДО в рамках осуществления непрерывного медицинского образования (Кыргызстан).

Была также изучена потребность в ДО в сфере медицины на основании анкетирования медицинских работников, прошедших курс ДО по ВИЧ и СПИД, в сопоставлении с их коллегами, которые не обучались дистанционно. После кодирования и статистической обработки данных показано, что уровень знаний после курса вырос, обучение привело к рационализации практической деятельности (т.е. навыки улучшились), изменилось отношение к ЛЖВ (меньше стигмы).

В 2013 г. под эгидой ОН началась разработка нового Регионального курса «Сексуальное и репродуктивное здоровье и права» с участием представителей четырех стран (присоединился Узбекистан). При реализации курса будет впервые внедрена концепция меж - профессионального образования ВОЗ: участниками будут как медицинские работники, так и лица из других секторов, включая НПО. Кроме того, планируется выполнение участниками научных мини - проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Arthur S^; Sheffrin S.M. (2003). Economics: Principles in action. Upper Saddle River, New Jersey 07458: Pearson Prentice Hall. p. 5. ISBN 0-13-063085-3.

2 Simkovic, M (2013). "Risk-Based Student Loans". Washington and Lee Law Review 70 (1): 527

3 Illeris 2007, p. 3, «Contemporary Theories of Learning. Learning theorists ... in their own words»Edited by Knud Illeris, 2009, Routledge).

4 Honeyman, M.; Miller, G. "Agriculture distance education: A valid alternative for higher education?". Proceedings of the 20th Annual National Agricultural Education Research Meeting: 67-73, 1993

5 http://www.who.int/hrh/resources/transf scaling hpet/en/

6 WHO. 2010c. Framework for action on inter-professional education and collaborative practice. Geneva, World Health Organization.

Ж.С.НУГМАНОВА, О. ДАЙЧЕ, А. АЗИМОВА, Ж.Б. БОТБАЕВА, Н. ТЕНТИЕВ ЦАШЬЩТАН ОЦЫТУ- АДАМНЫН, КАПИТАЛЫН ЖЭНЕ КЭСШИ-АРАЛЬЩ Б1Л1МШ НЫГАЙТУДЬЩ МАНЫЗДЫ Ц¥РАЛЫ

TYmH: Бшм жуйесш багытталган жетквдру адам капиталын кетерудщ бiрден бiр багыты саналады. Кашы;тан о;ыту (К^О) бiлiмге ^олже^мдшкт арттыра отырып, бул ма;сатты жецшдетедь Сонымен ;атар, КД ДД¥ мэлiметтерi бойынша, к^рп тацдагы денсаулы;са;тау саласындагы келемдi кемшшктердщ бiрi-кэсiби-аралы; бшмнщ жо;тыгын-алдын алуга кемек болады. Бiраз жылдар бойы GIZ эгидасы аясындагы Орта Азия айма;ты; жоба бойынша К^аз¥МУ К^О ;атысушыларыныц бiрi.

TYЙiндi свздер:^ашы;тан о;ыту, адам капитлын ныгайту, кэаби-аралы; бiлiм.

Z.S.NUGMANOVA, O. DAICHE), A. AZIMOVA, Z.B. BOTBAEVA, N. TENTIEV DISTANCE LEARNING AS AN IMPORTANT TOOL OF STRENGTHENING OF HUMAN CAPITAL AND INTER - PROFESSIONAL EDUCATION

Resume: Purposeful improvement of education systems is recognized as one of the ways of increasing human capital. Distance Learning (DL), facilitating access to education, promotes this goal. Also, according to WHO, DL is capable to help overcome one of the major shortcomings of modern education - lack of inter - professional education. For several years, KazNMU participates in Central Asian Regional DL projects under the auspices of GIZ. Keywords: Distance learning, human capital strengthening, inter - professional education

УДК 61:378.147-057.875

Ж.С. НУГМАНОВА

Модуль «ВИЧ-инфекция и инфекционный контроль» КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова

КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ РУКОВОДСТВА ВОЗ 2013Г

Современный глобальный кризис здравоохранения, проявляющийся не только дефицитом медицинских кадров во многих странах, но и повсеместным дисбалансом профессиональных групп и их неравномерным географическим распределением, привел к тому, что, по крайней мере, один миллиард жителей планеты остались без медицинской помощи. Одно из решений этой проблемы ВОЗ видит в преобразовании системы подготовки работников здравоохранения. Для координации этого процесса в 2013 г. было выпущено Руководство ВОЗ «Преобразование и расширение масштабов образования и подготовки специалистов здравоохранения». В статье рассматривается, насколько рекомендуемые преобразования совпадают с имеющейся системой подготовки кадров. Ключевые слова: медицинское образование, подготовка ППС, потребности населения в медицинских услугах

В начале 20 века медицинские школы столкнулись с беспрецедентным вызовом: историческая эпоха требовала, чтобы подготовка врачей была научно-обоснованной и эффективной. Это ситуация хорошо отражена в известном отчете Абрахама Флекснера 1910 г., публикация которого привела к изменению природы и процесса медицинского образования в США и Канаде, а также к сокращению числа медицинских школ со 155 до 31 [1].

Тогда же были установлены принципы современных учебных программ, направленных на приобретение минимального набора научно-обоснованных знаний и навыков для оказания медицинской помощи. Результатом этой реформы явилось закрепление обучения медицинских работников в больницах и биомедицинского подхода к образованию в ущерб более широкому пониманию социальных проблем здоровья и проблем здравоохранения сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.