Научная статья на тему 'Об интересе студентов, как представителей различных культур, к сферам современного общества'

Об интересе студентов, как представителей различных культур, к сферам современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА / СТУДЕНТ / ЭТНОС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балаклеец Виктория Викторовна, Карамчаков Андрей Николаевич

В статье анализируются особенности отношения студентов, как представителей хакасского и русского этносов к сферам жизни современного общества. Анализируются особенности, мнения о следующих сферах жизни в обществе: экономика, экология, политика, медицина, рост преступности, безопасность и доступность транспорта, культура, информационные технологии, террористическая опасность, образование. Ввиду специфичности направленности педагогического образования в исследовании принимали участие в основном студенты женского пола. В опросе приняли участие студенты групп, где большинство (85%) составляли представители русской национальности и студенты групп, где большинство (95%) составляли представители коренной национальности (хакасы) Республики Хакасия. В дальнейшем мы будем обозначать как смешанная группа (Р) и этническая группа (Х).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Балаклеец Виктория Викторовна, Карамчаков Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об интересе студентов, как представителей различных культур, к сферам современного общества»

Именно поэтому одной из актуальных проблем учителя начальных классов на современном этапе должно стать создание условий для формирования креативного воображения и творческих способностей младших школьников.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011. 43 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.

ОБ ИНТЕРЕСЕ СТУДЕНТОВ, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР, К СФЕРАМ СОВРЕМЕННОГО

ОБЩЕСТВА Балаклеец В. В.1, Карамчаков А. Н.2

'Балаклеец Виктория Викторовна /Balakleets Victoria Victorovna - студент, Институт непрерывного педагогического образования;

2Карамчаков Андрей Николаевич / Karamchakov Andrei Nicolaevich - кандидат педагогических

наук, доцент,

кафедра педагогики и методики начального образования, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация: в статье анализируются особенности отношения студентов, как представителей хакасского и русского этносов к сферам жизни современного общества. Анализируются особенности, мнения о следующих сферах жизни в обществе: экономика, экология, политика, медицина, рост преступности, безопасность и доступность транспорта, культура, информационные технологии, террористическая опасность, образование. Ввиду специфичности направленности педагогического образования в исследовании принимали участие в основном студенты женского пола. В опросе приняли участие студенты групп, где большинство (85%) составляли представители русской национальности и студенты групп, где большинство (95%) составляли представители коренной национальности (хакасы) Республики Хакасия. В дальнейшем мы будем обозначать как смешанная группа (Р) и этническая группа (Х). Ключевые слова: сфера, студент, этнос.

В жизни любого человека, живущего в 21 веке, встают вопросы, которые вызывают его обеспокоенность. Это могут быть как глобальные проблемы экологии, так и те проблемы, которые на первый взгляд являются незначительными, к примеру, повышение курса валют, что, в конечном счете, отражается на покупательской способности населения.

Ввиду неустоявшегося социального положения молодежи данные вопросы стоят довольно остро, в частности, для студентов. Еще Ю. А. Самариным были отмечены противоречия студенческой жизни такие как: социально -психологическое (между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестокими рамками времени и возможностей для удовлетворения потребностей), между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки определенного профиля (может вести к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами обучения), между потоком информации и отсутствием достаточного количества времени на мысленную переработку (это

может вести к известной поверхности в знаниях и мышления и требует специальной работы преподавателей по углублению, как знаний, так и умений и интересов студентов в целом) [1].

Нами проведено исследование по выявлению у студентов интереса к актуальным проблемам современной жизни общества [2]. В начале исследования на основании анализа социологической литературы были выделены следующие сферы жизни общества: экономика, экология, политика, медицина, рост преступности, безопасность и доступность транспорта, культура, информационные технологии, террористическая опасность, образование, которые на данный момент являются в центре его внимания. Каждая из сфер уточняется следующим образом:

• экономика - уровень цен, доходов, экономическая стабильность;

• экология - стихийные бедствия, связанные антропогенным фактором, выбросы загрязняющих веществ;

• политика - взаимоотношения с другими государствами, возможность военной угрозы;

• медицина - отношение врачей, доступность медицинских услуг;

• рост преступности - уровень преступности, преступления в разных сферах жизни;

• безопасность и доступность транспорта - автотранспорта, авиатранспорта, железнодорожного транспорта;

• культура - внедрение чуждых ценностей, искажение исторических фактов;

• информационные технологии - наличие «информационного мусора» в интернете, порнографии, насилия и жестокости в средствах массовой информации;

• террористическая опасность - опасность террористических актов любых видов;

• образование - недостаточность уровня полученных знаний, невозможность устроиться на работу по специальности, доступность образования.

Следующим шагом исследования было проведение анкетирования студентов Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова. В исследовании приняли участие 60 человек, студенты групп, где большинство (85%) составляли представители русской национальности и студенты групп, где большинство (95%) составляли представители коренной национальности (хакасы) Республики Хакасия. В дальнейшем мы будем обозначать как смешанная группа (Р) и этническая группа (Х).

На третьем этапе была проведена обработка данных с помощью методов математической статистики.

Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования студентов

Сферы Группа Экономика Экология Политика Медицина Рост преступности Транспорт Культура Информ. техн. Террор. опасность Образование

Х 100% 27% 33% 73% 20% 60% 40% 54% 73% 100%

Р 20% 20% 10% 30% 15% 10% 25% 5% 10% 45%

Данные результаты также отражены в следующей диаграмме.

Рис. 1. Результаты анкетирования студентов

Результаты опроса показали, что интерес к происходящему в выбранных сферах у студентов опрошенных групп разный. Для всех студентов этнических групп актуальны и вызывают беспокойство проблемы экономики, образования. Тогда как для студентов смешанных групп эти сферы менее актуальны. Только часть студентов (45%) отметила, что проблемы образования для неё являются важными. Интерес к проблемам экономики достаточно низкий, всего лишь 20%.

Обеспокоенность террористической опасностью отмечают 73% опрошенных студентов этнической группы, среди студентов других групп только 10% считают этот фактор проблемой.

Интересны данные, связанные с обеспокоенностью опрошенных, состоянием современной медицины. Среди представителей этнических групп 73% опрошенных посчитали эту сферу важной, а в остальных группах только 30%.

Близкие значения оказались при выборе сферы «культура» у обеих групп. Проблема «информационного мусора» в интернете, порнографии, насилия и жестокости в средствах массовой информации вызывает тревогу в большей части (54%) представителей этнических групп, нежели у других (5%).

Вопросы политики интересует только третью часть студентов этнических групп, а у смешанной группы только одну десятую.

Имеются отличия в результатах и по сфере «транспорт». Безопасность и доступность транспорта более актуальна для представителей этнических групп по сравнению с другими группами.

На наш взгляд различия в результатах этнических групп и смешанных групп вызваны рядом причин. Это экономическое положение студентов и их семей. Следует отметить, что представители этнических групп в основном проживают в сельской местности, где уровень безработицы достаточно высокий, население обеспечивает себя за счет домашнего хозяйства. Как известно, хакасские семьи отличаются несколько большей рождаемостью детей, что служит основанием измененного взгляда на сферы жизни и является весомой причиной беспокойств по поводу качества медицинского обслуживания, процессов, происходящих в экономике. Весомым основанием для беспокойств по поводу безопасности и доступности транспорта может являться факт того, что студенты этнических групп чаще пользуются транспортом для поездки до места учебы.

Мы полагаем, что результаты нашего исследования могут быть интересны для педагогов и психологов, проводящих мероприятия по национальной идентификации, а также психологические тренинги, направленные на развитие психических качеств, снижение уровня тревожности студентов.

Литература

1. Ищенко Т. В. Место студенчества в социальной структуре общества / Т. В. Ищенко. Томск, 1975. 243 с.

2. Вальковская И. А., Шостакович О. А. Современная российская семья: психологический и педагогический аспекты: учебное пособие. Изд-во Иркутского государственного университета, 2004.

К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СЕМЕЙНОГО УКЛАДА ХАКАСОВ Балаклеец В. В.1, Карамчаков А. Н.2

1Балаклеец Виктория Викторовна /Balakleets Victoria Victorovna - студент, Институт непрерывного педагогического образования;

2Карамчаков Андрей Николаевич / Karamchakov Andrei Nicolaevich - кандидат педагогических

наук, доцент,

кафедра педагогики и методики начального образования, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация: в статье анализируются национальные особенности семейного уклада хакасов в древности, описывается специфичность отношения к беременности женщины и самобытность этапов воспитания детей в национальных семьях. Также проанализированы полученные в эмпирическом исследовании данные анкетирования на предмет вопроса относительно количества детей в семьях студентов, а также на предмет возраста родителей анкетированных студентов. В исследовании приняли участие 60 человек, студенты групп, где большинство (85%) составляли представители русской национальности (32 человека) и студенты групп, где большинство (95%) составляли представители коренной национальности (хакасы) Республики Хакасия (28 человек). Ключевые слова: хакасы, семья, дети, воспитание.

Хакасы - это коренное население юга Сибири, относятся к алтайской языковой семье, по лингвистической классификации хакасский язык сегодня относят к семье тюрских языков. Исследователи отметили: «Современные хакасы представлены южно-сибирским (качинцы) и урало-алтайским (шорцы, сагайцы, бельтыры, кызыльцы) антропологическими типами смешанной монголоидно-европейской расы» [2]. Национальный язык, воспитание в духе обычаев хакасов, мораль и правила, все это впитывалось ребенком с молоком матери, а многодетные семьи всегда почитались, как говорили представители коренного населения Хакасии, «Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной», «Паланынартыхнимечогыл» (Дороже ребенка ничего нет) Так, в Изушерском улусе за 1850 г. было зарегистрировано 227 семей. В процентном отношении семьи из 10 и более человек - всего 9%, семьи из 3 - 7 человек преобладают - 91% [1].

К беременности женщины старались не вызывать интерес, ввиду боязни сглаза, а для женщины, ожидающей ребенка существовал ряд запретов, которые с позиции современной науки и логической точки зрения, очевидно, выполняли охранительную функцию.

В воспитании детей можно проследить несколько этапов. Из них весьма важным периодом в жизни ребенка являлся игровой этап (от 4 до 6-7 лет). Основным видом деятельности ребенка в это являлись игры, которые выполняют познавательную функцию. Игрушками могли быть домашние животные из астрагалов и кости. Дети

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.