2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 135
серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов
УДК 629.735.015
ОБ ИНТЕГРАЦИИ ФУНКЦИЙ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Б.В. ЗУБКОВ, А.М. ЛЕБЕДЕВ, В С. МЕХОНОШИН
В статье рассмотрены основные направления исследований по повышению эффективности функций обучения, обобщен опыт учебных заведений гражданской авиации по подготовке авиаспециалистов, в качестве основного метода повышения качества профессиональной подготовленности выпускников к практической деятельности рекомендован метод проблемнопоискового обучения.
Рассмотрим три направления изучения и исследования функций обучения, представленные в [1]:
— изучение функций мышления и обучения человека и их моделирование на компьютерах (когнитивный подход);
— изучение функций информационно-логического обучения;
— исследование процесса обучения в области обработки образов.
Отмечено, что все эти направления в будущем должны слиться - такова позиция авторов указанной выше работы.
При когнитивном подходе придается особое значение высшим психическим процессам (мышление, осознание, суждение) в понимании поведения человека, т.е. способу, посредством которого мы приобретаем, трансформируем и храним информацию из окружения. Наиболее продуктивное направление в этой области - исследование психологических способностей к обучению, при котором модель обучаемого выводится из результатов психологического анализа с использованием математической психологии.
Согласно информационно-логическому подходу функции обучения рассматриваются с позиций информационно-логического управления механизмом обучения на базе моделирования функций обучения как с преподавателем, так и без преподавателя.
Основные результаты в этом направлении сводятся к разработке и внедрению автоматизированных обучающих систем (экспертные, гибридные, интеллектуальные).
Подход к исследованию процесса обучения с позиций обработки образной информации включает классификацию состояния (образа) систем «человек-машина-окружающая среда», систематизацию информации о состоянии сложной системы (создание баз данных), систем поддержки принятия решений (на основе баз знаний).
В рамках третьего направления формируется решение о возможном наличии проблемной ситуации на основе сравнения эталонного пространственно-временного состояния сложной системы (образа системы) и фактического состояния этой системы, а также действия по предотвращению проблемной ситуации. Здесь под образом понимается представление мира (состояние системы) на основе приобретения опыта, знаний, умений, навыков и воздействия всех источников информации. Неправильно сформированный образ ведет к ошибочному решению, т.е. является первопричиной проблемной ситуации.
Рассмотрим возможности интеграции указанных функций и результатов исследования процесса обучения в области обработки образов в приложении к процессу обучения в учебном заведении гражданской авиации.
Процесс обучения авиаспециалистов базируется на системном подходе, при котором в качестве главного критерия принимается критерий минимизации человеческого фактора (ошибок авиаперсонала) при функционировании авиатранспортной системы.
Следует также отметить, что обучение в учебном заведении не исчерпывается освоением только операторских функций в нормальных условиях.
Таким образом, при возникновении проблемных (особых) ситуаций необходимо исходить из главной установки для обучающихся - наряду с освоением профессиональных знаний, умений, навыков в области авиатранспортной деятельности необходимо сформировать и активизировать психофизиологические механизмы адаптации к проблемным ситуациям.
В [2] отмечается:
— для решения проблемы безопасности, снижения риска требуется междисциплинарный подход, опирающийся на математические, естественно-научные дисциплины, на достижения гуманитарных дисциплин;
— во многих задачах, связанных с безопасностью, ключевое значение имеет прогноз. Считается, что, обладая совершенной вычислительной техникой, можно как угодно далеко заглянуть в будущее и прошлое. Нелинейная динамика показала, что это не так, что даже в сравнительно простых системах есть свои пределы предсказуемости, горизонты прогноза, заглянуть за которые принципиально не удается;
— отбор, психологическая подготовка и поддержание психологической формы являются важными прикладными проблемами. Большие возможности в этой области дает теория обучения;
— модели, описывающие аварийные и катастрофические процессы, являются предметом нелинейной науки, в которой теория риска и технология обеспечения безопасности рассматриваются с позиции нелинейной динамики.
Понятие о проблемной (особой) ситуации в гражданской авиации связано с выходом параметров системы «экипаж - воздушное судно - окружающая среда» за эксплуатационные ограничения (сложная ситуация) или предельные ограничения (авария, катастрофа). В указанной системе опасность представляют не только внезапные переходы системы в состояние внезапных отказов, но и постепенное накопление множества слабых факторов (постепенные отказы).
Выводы
Обобщая рассмотренные выше подходы к интеграции функций обучения для учебных заведений гражданской авиации, выпускники которых выполняют профессиональную деятельность в условиях высоких требований по обеспечению безопасности и снижению риска, обеспечение интеграции функций обучения рекомендуется реализовать на базе проблемно-поискового метода обучения, включающего следующие основные функции:
— формирование обучающимся собственной психофизиологической модели и характеристик как оператора в рамках авиационной эргатической системы и лица, владеющего приемами и способами опознания и предотвращения проблемной ситуации;
— освоение технологии принятия решений по предотвращению авиационных происшествий с использованием автоматизированных обучающих систем. Логико-психологическую структуру психологической модели можно представить с позиции логики в виде содержательного описания проблемной ситуации, гипотезы ее решения, проверки правильности ее решения;
— освоение технологии управления, включая профессионально-устойчивые навыки и компетенции в области принятия решений и действий по предотвращению авиационных происшествий на основе сравнения эталонного образа как результата первых двух функций и фактического состояния образа ситуации.
Реализация указанных функций должна базироваться на проблемно-поисковой тематике как курсовых, так и выпускных квалификационных работ, т.е. тематике, определяемой в соответствии с международными стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО (в области LOFT, CRM, CFTI, TCAS, SIL и т.д.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Приобретение знаний; под ред. С. Осуги, Ю. Саэки / Пер. с японского. - М.: НИР, 1990.
2. Теория риска и технология обеспечения безопасности. Подход с позиций нелинейной динамики. Воробьев Ю.Л., Ма-линецкий Г.Г, Махмутов Н.А. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Выпуск 11. - М., 1999.
INTEGRATION OF TEACHING FUNCTIONS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF CIVIL AVIATION
Zubkov B.V., Lebedev A.M., Mehonoshin V.S.
In this article there have been carried out the main directions of research into the improvement of teaching functions efficiency, summarized the methods of air-specialists training in educational institutions of Civil Aviation. As a result a method of problem based learning has been recommended to be the main method of improv-ing the quality of graduates, professional knowledge for their future practical activ-ity
Сведения об авторах
Зубков Борис Васильевич, 1940 г.р., окончил КИИ ГА (1966), действительный академик Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор более 120 научных работ, область научных интересов - вопросы обеспечения безопасности полетов и жизнедеятельности, авиационной безопасности.
Лебедев Алексей Михайлович, 1947 г.р., окончил КАИ (1971), кандидат технических наук, доцент УВАУ ГА, автор 80 научных работ, область научных интересов - безопасность полетов, контроль и испытания, математическое моделирование.
Мехоношин Владимир Семенович, 1938 г.р., окончил КАИ (1962), кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой конструкции и эксплуатации воздушных судов и общепрофессиональных дисциплин, научный руководитель НИЛ «Система качества», автор более 60 научных работ, область научных интересов - исследование и разработка системы менеджмента качества высшего учебного заведения ГА, надежность системы Экипаж
- Воздушное судно.