СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБ ИНСТИТУТЕ МИРОВЫХ СУДЕЙ В АСТРАХАНСКОЙ
ОБЛАСТИ Дюдиков Р.Р.
Дюдиков Руслан Ренатович - магистрант, юридический факультет, Астраханский государственный университет, г. Астрахань
Аннотация: в статье рассмотрена деятельность института мировых судей в Астраханской области. На основе анализа статистических данных по Астраханской области дается оценка эффективности работы органов местного самоуправления в совершенствовании деятельности мировых судей, что позволяет сделать вывод о том, что эффективность деятельности мировых судей напрямую зависит от социально-экономического развития региона, степени совершенствования законодательства субъекта РФ, финансирования деятельности мировых судей, качества исполняемого правосудия, кадрового потенциала. Ключевые слова: институт мировых судей, мировая юстиция, мировой судья.
УДК 342.56
Начало становления института мировой юстиции в Современной России принято считать с момента принятия Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [5, с. 141]. Для Астраханской области правовая основа института мировых судей закрепляется в Законе Астраханской области от 27 октября 2000 № 49/2000ЮЗ «О мировых судьях в Астраханской области», который в 2005 году утратил свою силу, в связи с принятием нового закона с одноименным названием от 9 сентября 2005 № 47/2005ЮЗ [2].
Из существенных изменений можно отметить то, что в данной редакции закона появляется обязательное наличие заключения на должность мирового судьи от губернатора области. Работа по назначению на должность, а также по освобождению от занимаемой должности мирового судьи была передана руководителю органа исполнительной власти Астраханской области. Так же, как и в прошлой редакции, не была проработана схема по замещению временно отсутствующего мирового судьи.
Необходимо отметить, что данные изменения в законе 2005 года, усиливающие влияние органов исполнительной власти на деятельность мировых судей, никак не способствовали повышению эффективности работы мировых судей, да и существенно ухудшили работу соответствующего судебного аппарата.
В дальнейшем были изменения закона в 2007, 2008, 2011, 2012, 2013, 2014 годах. В новой редакции закона от 04.09.2014 мировой судья назначается на должность Думой Астраханской области по представлению Председателя Астраханского областного суда. Заключение губернатора Астраханской области больше не требовалось.
Внесенные изменения в Закон Астраханской области от 09.09.2005 № 47/2005-ОЗ несомненно носят положительный характер в части совершенствования законодательства института мировой юстиции в Астраханской области, поскольку вмешательство других ветвей власти в деятельность судебных органов является неприемлемым.
Институт мировой юстиции в Современной России действует уже порядка два десятилетия. В связи с чем, опираясь на прошедший этап становления мировой юстиции, можно в полной мере сделать определенные выводы о работе деятельности
59
мировых судей, а также разрабатывать пути дальнейшего совершенствования по повышению эффективности работы мировых судей. В целом, оглядываясь на прошлый опыт, можно с уверенностью утверждать, что мировой суд как судебный орган полностью состоялся [6, с. 267].
Если обратиться к статистике, то большая загруженность мировых судей свидетельствует о снижении судебной нагрузки по поступающим делам на районные (городские) суды. Учитывая ежегодную интенсивную работу по повышению эффективности деятельности мировых судей, количество дел с каждым годом понемногу начинает сокращаться.
По состоянию на 01.07.2017 в Астраханской области число уголовных дел, которых поступило к мировым судьям за 6 месяцев 2017 года, составило 2 141 дело, что на 8% меньше, чем за аналогичный период 2016 года (2313 дел).
Примерно вдвое уменьшился объем гражданских дел, находящихся на производстве у мировых судей. За 6 месяцев в 2017 году было принято к производству исков и заявлений - 5 977, что на 6816 дел меньше, чем за 6 месяцев 2016 года (12793 дела).
Количество дел об административных правонарушениях, рассматриваемые мировыми судьями, в первом полугодии 2017 года увеличилось на 485 дел, или на 7,8%, в сравнении с первым полугодием 2016 года (5717 дел) и составило 6202 дела. Но зато в первом полугодии 2017 года рассмотрено дел об административных правонарушениях в полном объеме, а в сравнении с 2016 годом - имеется неоконченных 74 дела [7].
Положительная динамика показателей 2017 года в сравнении в 2016 годом свидетельствует об эффективном исполнении программ Правительства Астраханской области по обеспечению деятельности мировых судей.
Необходимо подчеркнуть, что в проблеме эффективности деятельности мировых судей основная роль принадлежит эффективности исполняемого правосудия самими мировыми судьями, качественному подбору персонала на должность судьи, уровню социальной защиты, материально-техническому обеспечению.
Основным доказательством значимости деятельности института мировых судей для Астраханской области является ведомственная целевая программа «Мировая юстиция на территории Астраханской области» на 2017-2019 годы.
Приоритетным направлением согласно данной целевой программе является качество отправления правосудия на территории Астраханской области. На осуществление поставленной цели Правительством Астраханской области выделяется немалый объем бюджетных ассигнований, который в 2017 году составляет 68234 тыс. рублей, в 2018 и 2019 гг. - по 58234 тыс. рублей [3].
В связи с высокой значимостью эффективной деятельности мировой юстиции на территории Астраханской области органы государственной власти уделяют особое внимание созданию условий для высокопрофессионального и оперативного отправления правосудия. Так, например, количество залов судебных заседаний и служебных помещений мировых судей, оснащенными средствами видеонаблюдения и онлайн-видеотрансляцией, в 2015 году составляло всего 2 единицы, а по состоянию на 2019 год планируется 7 единиц [4].
Главенствующей задачей для института мировых судей на территории Астраханской области определено создание корпуса высокопрофессиональных подготовленных кадров по замещению должностей временно отсутствующих мировых судей, а также повышению их квалификации. Для достижения поставленной цели предусмотрена реализация задачи по доведению процентного соотношения мировых судей, повысивших свою квалификацию от общего их числа до 97%.
Характерной особенностью данной целевой программы в Астраханской области является выделение денежных средств для компенсации
командировочных расходов мировым судьям при прохождении мероприятий по переподготовке и повышению квалификации.
Особое внимание следует уделить созданию необходимых условий для организации деятельности мировых судей на территории Астраханской области. Для этого предусмотрено увеличение количества служебных помещений, обеспеченных техническими средствами охраны, до 10 единиц [4].
Немаловажным критерием деятельности мировой юстиции является обеспечение работы судебных участков мировых судей на территории Астраханской области информационными и материальными техническими средствами с целью повышения эффективности отправления правосудия и освещения достигнутых результатов среди населения.
Итак, для осуществления успешной деятельности мировых судей требуется создание определенных условий на региональном уровне, от которых напрямую зависит уровень социально-экономического развития региона, культура населения, профессионализм органов государственной власти, осуществляющих свою работу на принципах законности, справедливости и приоритетности прав и свобод человека.
Список литературы
1. Федеральный закон от 17 декабря 1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Электронно-справочная правовая система «КонсультантПлюс».
2. Закон Астраханской области от 9 сентября 2005 № 47/2005-ОЗ «О мировых судьях в Астраханской области» // Электронно-справочная правовая система «КонсультантПлюс».
3. Закон Астраханской области от 26.12.2016 № 86/2016-ОЗ «О бюджете Астраханской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. // Электронно-справочная правовая система «КонсультантПлюс».
4. Постановление Правительства Астраханской области от 18.04.2008 № 169-П «О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» // Агентство по организации деятельности мировых судей Астраханской области.
5. Ветров П.В., Кузнецов И.А. Мировая юстиция в системе современного правосудия // Социально-экономические явления и процессы, 2013. № 12 (058). С. 141.
6. Шахбанова Х.М. Основные проблемы в деятельности мировых судей // Евразийский юридический журнал, 2015. № 7 (86). С. 267.
7. Общие сведения о результатах рассмотрения дел районными судами Астраханской области за 1 полугодия 2016 - 2017 гг. // Управление судебного департамента в Астраханской области.