Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/ 135PVN415.pdf DOI: 10.15862/135PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/135PVN415)
УДК 378.147
Об инновационной методике цифрового моделирования в процессе освоения дисциплины «пропедевтика»
Мирошников Виталий Васильевич
ФГБОУ ВПО «Кубанский Государственный университет»
Россия, г. Краснодар1
Доцент кафедры «Дизайна, технической и компьютерной графики»
E-mail: [email protected]
в дизаин-
1 350040, г. Краснодар, ул. Лизы Чайкиной, 4
Аннотация. В статье представлена инновационная методика цифрового моделирования, предназначенная для оптимизации освоения практических навыков формообразования в рамках дисциплины «Пропедевтика» на начальной стадии подготовки дизайнеров в высшей школе. Рассматриваются предпосылки разработки методики, ее структура, перечень практических заданий и иллюстрации примеров. Раскрывается актуальность методики для эффективного оснащения учебного процесса в дизайн-образовании на начальных стадиях освоения практики формообразования. В основе методики - комплекс практических упражнений, направленных на создание формальных композиций на заданное пластическое состояние. Комплекс упражнений включает несколько серий, объединенных тематической направленностью. Выполнение упражнений подразумевает использование визуальной среды программного пакета трехмерного графического редактора Autodesk 3Ds Max, как наиболее популярного и доступного для студентов. Упражнения составлены с учетом начального уровня владения инструментальными возможностями программы. Основные алгоритмы, используемые в методике, опираются на элементарные операции с геометрическими примитивами (геонами). Методика рассчитана на 130 учебных часов, из расчета от 1 до 4 академических часов на выполнение одного упражнения. Представленная методика предполагает параллельное использование традиционного макетирования из бумаги и картона для создания формальных объемно-пространственных композиций.
Ключевые слова: пропедевтика; цифровое моделирование; формообразование; серия упражнений; формальная композиция; пластическое состояние; геометрический примитив; визуальная среда; визуализация; графический редактор.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Мирошников В.В. Об инновационной методике цифрового моделирования в процессе освоения дисциплины «пропедевтика» в дизайн-образовании // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/135PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/135PVN415
Дисциплина «Пропедевтика» как составная часть учебного плана по направлению подготовки «дизайн» имеет целью познакомить студентов с основами композиционного формообразования. Пластическая выразительность формы в дизайне достигается благодаря сложным алгоритмам построения ее структуры. Это требует от практика дизайна особых профессиональных навыков в сфере формообразования. На формирование таких навыков направлены учебные задания курса «пропедевтики» в течение первых двух семестров четырехгодичного учебного курса.
Курс дисциплины «Пропедевтика» предполагает выполнение комплекса учебных упражнений на создание плоскостных, объемных и пространственных композиционных структур, обладающих максимальной эстетической выразительностью. Изучив закономерности формообразования в рамках пропедевтического курса, студент получает возможность приступить к постижению основ проектной культуры. Место и значение пропедевтики в процессе профессиональной подготовки дизайнеров имеет ключевое значение. Постоянное совершенствование пропедевтических методик - актуальная и интересная задача. В процессе модернизации преподавания дисциплины «пропедевтика» нами был разработан комплекс упражнений в среде трехмерного моделирования программного пакета Autodesk 3Ds Max, который составил основу инновационной методики, направленной на эффективное освоение базовых алгоритмов формообразования в дизайне.
Рассмотрим предпосылки разработки инновационной методики.
1. Необходимость оптимизации процесса выполнения заданий по дисциплине «Пропедевтика» в соответствие с образовательным стандартом по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн».
В учебных планах по направлению подготовки «дизайн» освоение цифровых технологий направлено на формирование навыков трехмерного эскизного моделирования как инструмента визуализации проектного замысла. Поэтому это освоение, как правило, начинается с четвертого, реже с третьего, семестра учебной программы для бакалавров, когда студенты приступают к выполнению проектных заданий. Основных причин такого тематического распределения, по нашему мнению две: следование традициям и сложности с внедрением технологической инфраструктуры. Иногда такое положение поддерживается мнением некоторых преподавателей о пагубном влиянии «раннего» знакомства первокурсников отделений дизайна с компьютерной графикой. Компьютер, мол, вытесняет из сознания «ремесленно неокрепшего» студента интерес к академическому рисунку, живописи, скульптуре. На наш взгляд, это мнение не совсем корректно.
Мы уверены, что на профилях подготовки предметного дизайна, дизайна интерьера и средового дизайна трехмерное компьютерное моделирование должно быть интегрировано в учебные программы таких дисциплин, как «Пропедевтика», «Основы композиции», «Проектирование» в самом начале обучения, в первом или втором семестре. Как показывает практика, трехмерное компьютерное моделирование, это уникальный по эффективности инструмент формирования у студентов навыков объемно-пространственного мышления и освоения алгоритмов работы с абстрактной пространственной формой.
Наряду с макетным, «бумажным» моделированием, цифровое моделирование объемных композиционных структур, как мы полагаем, позволяет расширить возможности оценки пластической выразительности выполненных композиционных упражнений. Кроме того, цифровое моделирование имеет специфические возможности, использование которых существенно оптимизирует процесс постижения основ формообразования. Рассмотрим эти возможности.
Во-первых, и это не маловажно, объемное компьютерное моделирование позволяет существенно ускорить процесс поиска оптимальной пластической конфигурации и ее реализации в трехмерной визуальной модели.
Во-вторых, цифровое моделирование в трехмерной среде позволяет студенту усвоить логику и последовательность построения сложной объемной формы из простых геометрических тел (геонов) путем их модификации и интеграции в единую структуру. В процессе создания макета из бумаги, в отличие от компьютерной модели этот композиционный алгоритм не всегда осуществим и почти не актуален.
В-третьих, трехмерное компьютерное моделирование способно существенно усилить визуальную убедительность формы, «включая» в спектр восприятия реальные эффекты освещения, правдоподобные ракурсы, фактуру поверхностей. Это позволяет студенту оценивать результат своей работы в условиях максимально реалистической визуализации всех качеств формы.
И наконец, создавая трехмерную модель формы в виртуальном пространстве, студент может наблюдать и оценивать структурную специфику взаимодействия элементов генерируемой формы с пространством, изучая таким образом проявление средового контекста.
Перечисленные возможности цифрового моделирования позволяют минимизировать издержки, вызванные модернизацией образовательных стандартов, которые проявляются в переформатировании структуры учебных планов и, как следствие, в изменении количества учебных часов, отводимых на освоение курса.
2. Широчайшие инструментальные возможности программного пакета Autodesk 3Ds
Max.
О достоинствах данного трехмерного графического редактора давно и хорошо известно в профессиональной среде. Практики дизайна успешно применяют его арсенал в практической проектной работе. При кажущейся сложности и недоступности этого программного пакета, очевидна его высокая популярность у дизайнеров. Структура программы, ее интерфейс отличается некоторой избыточностью, но при этом, класс и уровень возможностей по моделированию формы сполна искупает имеющиеся незначительные недостатки. Послойное изучение программы в рамках учебной программы за два - три семестра позволяет полностью освоить наиболее значимые алгоритмы и инструменты. Для работы над простыми геометрическими формами в процессе выполнения пропедевтических заданий студентам достаточно небольшой (10-15 часов) серии занятий по освоению основ программы. К достоинствам программного пакета Autodesk 3Ds Max несомненно можно отнести его популярность у работодателей. Поэтому безупречное владение его полнофункциональной средой обеспечит выпускникам конкурентное преимущество на рынке труда. Не маловажна относительная доступность пакета Autodesk 3Ds Max для студентов. Существующая возможность бесплатного доступа к образовательным версиям продукта на официальном сайте компании и договор с вузом в рамках программы региональных координаторов Autodesk, позволяют полноценно использовать пакет Autodesk 3Ds Max в учебном процессе.
Одной из предпосылок разработки методики можно признать интенсивное развитие IT - индустрии, которое оказывает существенное влияние на жизнь социума и индивидуума в целом и, в частности, на формирование образовательной творческой среды в сфере дизайна.
Предлагаем познакомиться, насколько это возможно в формате данной статьи, с инновационной методикой, разработанной на основе многолетнего опыта преподавания специальных дисциплин на отделениях дизайна высшей школы. Методика направлена на
освоение навыков композиционного конфигурирования абстрактной пространственной формы с помощью использования цифрового 3D моделирования в среде Autodesk 3Ds Max в рамках дисциплины «Пропедевтика».
Цель методики: оптимизация процесса формирования у студентов начальных курсов направления подготовки «Дизайн» профессиональных навыков конфигурирования абстрактной объемно-пространственной формы в условиях минимизации количества учебных часов по дисциплине «Пропедевтика».
Содержание методики: комплекс пропедевтических упражнений на освоение алгоритмов формообразования, основанных на использовании цифрового 3 D моделирования в виртуальной среде программного пакета Autodesk 3Ds Max.
Структура комплекса включает последовательно упорядоченные по мере усложнения серии упражнений, выполнение которых осуществляется в виртуальном 3D режиме. Выполнение комплекса рассчитано на 130 учебных часов, включая промежуточные просмотры по завершению каждой тематической серии.
Упражнения в составе комплекса нацелены на выполнение студентом объемно-пространственных композиций на заданное пластическое состояние, которое реализуется посредством конфигурирования формы. Композиции выполняются по заданному алгоритму и в заданной системе ограничений. В качестве исходных элементов используются объемные геометрические примитивы (геоны), которые подвергаются модификации (изменению начальных параметров) и интеграции в композиционные структуры.
Для выполнения упражнений студентам предлагается использовать инструментальные возможности программного продукта Autodesk 3Ds Max версии 9.0-13.0.
Требования, предъявляемые к уровню владения студентами программой Autodesk 3Ds Max для выполнения упражнений: уверенное моделирование не сложной составной геометрической формы с заданными характеристиками поверхности; моделирование пространственной среды с заданными параметрами освещения, расстояния до наблюдателя, ракурсом.
Работа над каждой серией упражнений предваряется кратким, 10-15 минутным вводным объяснением задания и условий его выполнения.
Серия упражнений содержит несколько пар композиций. Выполнение парных композиций обусловлено пластическими состояниями контрастного характера. Например: статичное-динамичное, массивное-легкое, и т.д.
На создание одной композиции отводится, в зависимости от сложности задания и способностей обучаемых, от 1-го до 4-х академических часов. Выполнение заданной композиции предусматривает создание нескольких вариантов, из которых выбирается наиболее оптимальный. При необходимости, выбранный вариант дорабатывается. Окончательная композиция сохраняется в удобном для показа растровом формате. Воспроизведенная на бумажном носителе она экспонируется на экзаменационном просмотре по итогам учебного семестра.
В процессе выполнения упражнения студент проводит собственный визуальный анализ результатов работы и, при необходимости письменно фиксирует возникшие в процессе моделирования проблемы для дальнейшего обсуждения результатов работы с преподавателем.
Весь комплекс разделен на тематические серии с очередностью выполнения по мере возрастания сложности. Ниже мы приводим серии упражнений с краткими методическими комментариями и иллюстрациями к наиболее важным заданиям.
1-я серия «Изучение пластических характеристик трехмерных геометрических примитивов»
Методические задачи: освоение студентами моделирования пластически неоднородных простых геометрических тел. Изучение алгоритмов изменения правильной формы. Изучение пластических связей формы и окружающего пространства. Модификация исходной формы производится с помощью применения разных алгоритмов и инструментов пакета Autodesk 3Ds Max.
Задания серии:
1. Композиция на выявление пространственной специфики геонов «жесткой» формы.
2. Композиция на выявление пространственной специфики геонов «мягкой» формы.
3. Композиция на сопоставление контрастных форм (рис. 1).
4. Композиция на модификацию пластики геонов «жесткой» формы.
5. Композиция на модификацию пластики геонов «мягкой» формы.
6. Композиция на подбор и составление структур из геонов «жесткой» формы (рис. 2).
7. Композиция на подбор и составление структур с использованием геонов «мягкой» формы.
8. Композиция на подбор и составление структур с использованием геонов «жесткой и мягкой» формы (рис. 3).
Рис. 1. Композиция на сопоставление контрастных форм (разработано автором)
Рис. 2. Композиция с использованием геонов «жесткой» формы (разработано автором)
Рис. 3. Композиция с использованием геонов «жесткой и мягкой» формы
(разработано автором)
2-я серия «Изучение пластических характеристик поверхностей трехмерных геометрических примитивов»
Методические задачи: освоение студентами моделирования пластики поверхностей простых геометрических тел. Изучение влияния качества освещения и ракурса на восприятие формы в пространстве.
Задания серии:
1. Композиция на выявление выразительности пластики поверхности в зависимости от освещения (рис. 4, 4а, 4б).
2. Композиция на выявление специфики пластики поверхности в зависимости от ракурса.
3. Композиция на выявление свойств поверхности в зависимости от уровня ее рельефности (рис. 5).
4. Композиция на выявление специфики свойств поверхности в зависимости от характера пластики.
Рис. 4, 4а, 4б. Варианты композиций на выявление выразительности пластики поверхности в зависимости от освещения (разработано автором)
Рис. 5. Композиция на выявление свойств поверхности в зависимости от уровня ее
рельефности (разработано автором)
3-я серия «Изучение пластических характеристик формы в контексте структурных связей»
Методические задачи: освоение моделирования пластики простых геометрических тел в составе сложных композиционных структур. Изучение влияния параметров и принципов интеграции элементов структуры на уровень ее пластической выразительности.
Задания серии:
1. Композиция на выявление свойств иерархической соподчиненности элементов в структуре.
2. Композиция на выявление специфики пространственных связей элементов в пространственной композиции (рис. 6, 6а).
3. Композиция на моделирование гармоничной пластической структуры с помощью световой среды (рис. 7, 7а).
4. Композиция на моделирование оптимального восприятия пластической структуры в контексте пространственного сценария.
Рис. 6, 6а. Варианты композиций на выявление пространственных связей элементов
(разработано автором)
\Лт
**1Г №
Рис. 7, 7а. Варианты композиций на моделирование гармоничной структуры с помощью
световой среды (разработано автором)
4-я серия «Изучение алгоритмов моделирования формы в контексте пластических состояний»
Методические задачи: освоение моделирования пластики композиционных структур, выражающий определенное состояние. Изучение эффективных приемов конфигурирования пластической выразительности. Моделирование композиционной структуры выполняется с учетом виртуальной пространственной среды (освещение, ориентация структуры, ракурс).
Задания серии:
1. 2.
3.
4.
5.
Композиция на пластическое состояние «динамичное» (рис. 8). Композиция на пластическое состояние «статичное» (рис. 9). Композиция на пластическое состояние «массивное» (рис. 10). Композиция на пластическое состояние «регулярное» (рис. 11). Композиция на пластическое состояние «хаотичное, произвольное» (рис. 12).
Рис. 8. Композиция на пластическое состояние «динамичное» (разработано автором)
Рис. 9. Композиция на пластическое состояние «статичное» (разработано автором)
Рис. 10. Композиция на пластическое состояние «массивное» (разработано автором)
Рис. 11. Композиция на пластическое состояние «регулярное» (разработано автором)
Рис. 12. Композиция на пластическое состояние «хаотичное, произвольное»
(разработано автором)
5-я серия «Изучение алгоритмов моделирования пространственной формы»
Методические задачи: освоение моделирования пластики композиционных структур, выражающих определенную морфологию пространства. Моделирование композиционной структуры выполняется с конфигурированием виртуальной пространственной среды.
Задания серии: 10
1. Композиция на структурную конфигурацию «граница» объемов (рис. 13).
2. Композиция на структурную конфигурацию «объединяющий объем» (рис. 14).
3. Композиция на структурную конфигурацию «пространственная доминанта» (рис. 15).
4. Композиция на структурную конфигурацию «закрытое пространство» (рис. 16).
5. Композиция на структурную конфигурацию «открытое пространство».
Рис. 13. Композиция на структурную конфигурацию «граница» объемов
(разработано автором)
Рис. 14. Композиция на структурную конфигурацию «объединяющий объем»
(разработано автором)
Рис. 15. Композиция на структурную конфигурацию «пространственная доминанта»
(разработано автором)
Рис. 16. Композиция на структурную конфигурацию «закрытое пространство»
(разработано автором)
6-я серия «Изучение моделирования колористических характеристик пространственной формы»
Методические задачи: освоение моделирования колористических характеристик композиционных структур, выражающих определенную цветовую среду. Моделирование выполняется с максимально реалистичной визуализацией пространственной среды для изучения сложного взаимовлияния элементов композиции.
Задания серии:
1. Композиция на моделирование контрастной цветовой среды (рис. 17).
2. Композиция на моделирование нюансной цветовой среды (рис. 18).
3. Композиция на моделирование гармоничной цветовой среды (рис. 19).
Рис. 17. Композиция на моделирование контрастной цветовой среды (разработано автором)
Рис. 18. Композиция на моделирование нюансной цветовой среды (разработано автором)
Рис. 19. Композиция на моделирование гармоничной цветовой среды (разработано автором)
В представленном материале в качестве иллюстраций использованы работы студентов 1 курса по дисциплине «пропедевтика», выполненные в программе Autodesk 3Ds Max.
В развитие данной методики базовые серии представленных упражнений могут быть расширены с учетом специфики уровня и направленности подготовки студентов.
Преподавательская практика и творческий опыт позволяет утверждать, что использование, наряду с макетированием из бумаги, методики цифрового моделирования в среде пакета Autodesk 3Ds Max, поднимает профессиональную подготовку в сфере формообразования на уровень высокоэффективной обучающей системы.
Сравнительный анализ работ разных учебных групп по уровню усвоения алгоритмов формообразования при выполнении пропедевтических упражнений показал: студенты, обучаемые по новой методике в среде Autodesk 3Ds Max, показали существенно более высокие результаты, чем студенты, знакомые только с макетированием из бумаги.
Применение новой методики цифрового 3D моделирования в процессе создания учебных пропедевтических и поисковых композиций ускоряет и повышает эффективность процесса формирования профессиональных навыков формообразования. Кроме того, новая методика позволяет расширить диапазон владения студентами инструментальным арсеналом пакета Autodesk 3Ds Max, увеличивая количество посвященных этому учебных часов. Выпускники, обучение которых проходило с применением означенной методики, лучше справляются с проектной разработкой темы выпускной квалификационной работы и, как следствие, обладают большими шансами достойно заявить о себе на рынке труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ажгихин С.Г., Марченко М.Н. Организация инновационной проектной деятельности будущих дизайнеров / С.Г. Ажгихин, М.Н. Марченко // Образовательные технологии 21 века: материалы городской научно-практической конференции Институт общего среднего образования РАО, г. Москва, - 2009. - С. 293-297.
2. Ермолаев А.П. и др. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: учеб. пособие / А.П. Ермолаев, Т.О. Шулика, М.А. Соколова - М.: Архитектура-С, 2005. - 464 с.: ил.
3. Корсаков С.В. Cinema 4D: самоучитель / С.В. Корсаков - М.: НТ Пресс, 2005. -475 с.: ил.
4. Миловская О.С. Дизайн архитектуры и интерьеров в 3ds Max Design 2010. / О.С. Миловская - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 384 с.: ил.
5. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: учебное пособие / Д.Л. Мелодинский - М.: Архитектура-С, 2004. - 312 с.: ил.
6. Мирошников В.В. Освоение алгоритмов цифрового 3d моделирования как средство развития объемно-пространственного мышления у студентов начальных курсов отделений дизайна. / В.В. Мирошников // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке» 26 том, г. Тамбов, 2013. - С. 88-90.
7. Мирошникова В.М. Пропедевтическая композиция. / В.М. Мирошникова // Культурная жизнь Юга России. г. Краснодар - 2007. - №5. - С. 7-9.
8. Мирошникова В.М. О проблемах отечественного дизайна и дизайн-образования. / В.М. Мирошникова // Научно-методический журнал «Концепт», том 4, г. Киров, 2013. - С. 1286-1290.
9. Яцюк О.Г. Компьютерные технологии в дизайне. / О.Г. Яцюк. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003, - 445 с.: ил.
10. Against The Clock. Искусство дизайна с компьютером и без ... / пер. с англ. М.: Кудиц-образ, 2004, - 208 с.: ил.
Рецензент: Горбачева Диана Александровна, зав. кафедрой «Туризма», факультета «Социально-культурной деятельности и туризма», д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный институт культуры».
Miroshnikov Vitaly Vasilyevich
Kuban State University Russia, Krasnodar E-mail: [email protected]
An innovative method of digital simulation in the process of development of the discipline "propaedeutics"
in design education
Abstract. The article presents an innovative technique of digital simulation, designed to optimize the development of practical skills formation within the discipline of "Propaedeutics" at the initial stage of preparation design in high school. Preconditions development methodology, its structure, the list of case studies and examples illustrate. It reveals the urgency of effective techniques for equipping the educational process in the design education at the early stages of development of the practice of shaping. The methodology - a set of practical exercises aimed at establishing formal compositions specified plastic state. The complex includes several series of exercises, joint thematic focus. Doing the exercises involves the use of visual media software suite of three-dimensional graphics editor Autodesk 3Ds Max, the most popular and affordable for students. Exercises made taking into account the initial level of knowledge of the instrumental capabilities. Main algorithms used in the procedure, based on the elementary operations with geometric primitives (Geon). The technique is designed for 130 hours of study, the rate of from 1 to 4 hours to complete the academic one exercise. The presented method involves the parallel use of traditional layout of the paper and cardboard to create a formal three-dimensional composition.
Keywords: propaedeutics; digital modeling; shaping; a series of exercises; the formal composition of the plastic state; the geometric primitive visual environment; visualization; editing.
REFERENCES
1. Azhgikhin S.G, Marchenko M.N. Organization of innovative design of future designers [Organizatsiya innovatsionnoy proektnoy deyatel'nosti budushchikh dizaynerov] Materials urban scientific and practical conference: Educational technologies of the 21st century. Moskva, 2009. (in Russ).
2. Ermolaev A.P. and etc. Fundamentals of plastic culture of the architect-designer. Schoolbook [Osnovy plasticheskoy kul'tury arkhitektora-dizaynera: ucheb. posobie] Architecture-C. Moskva, 2005. (in Russ).
3. Korsakov S.V. Cinema 4D. Teach-yourself book [Cinema 4D. Samouchitel] NT Press. Moskva, 2005. (in Russ).
4. Melodinsky D.L. School of Architecture and design of formation: a tutorial [Shkola arkhitekturno-dizaynerskogo formoobrazovaniya: uchebnoe posobie] Architecture-C. Moskva, 2004. (in Russ).
5. Milovskaya O.S. Architecture and interior design in 3ds Max Design 2010. [Dizayn arkhitektury i inter'erov v 3ds Max Design 2010.] BKhV-Peterburg. Sankt-Peterburg, 2010. (in Russ).
6. Miroshnikov V.V. Development algorithms for digital 3D modeling as a means of three-dimensional thinking in students an initial course design department. [Osvoenie algoritmov tsifrovogo 3d modelirovaniya kak sredstvo razvitiya ob"emno-prostranstvennogo myshleniya u studentov nachal'nykh kursov otdeleniy dizayna] Nauka i obrazovanie v XXI veke, 26 tom, Tambov, 2013, pp. 88-90. (in Russ).
7. Miroshnikova V.M. Propaedeutic composition [Propedevticheskaya kompozitsiya] The cultural life of the South of Russia., Krasnodar, 2007, no 5, pp 7-9. (in Russ).
8. Miroshnikova V.M. The issues of domestic design and design education [o problemakh otechestvennogo dizayna i dizayn-obrazovaniya] Scientific and methodical electronic journal "Concept", Kirov, 2013. tom 4, pp 1286-1290. (in Russ).
9. Yatsyuk O.G. Computer technologies in design [Komp'yuternye tekhnologii v dizayne.] BKhV-Peterburg, Sankt-Peterburg, 2003. (in Russ).
10. Against The Clock. Art design with the computer or without ... [Iskusstvo dizayna s komp'yuterom i bez ...] Kudits-obraz, Moskva, 2004. (in Russ).